admin 11.10.2022

Тайшибаева А. С. — научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Актюбинского юридического института МВД РК им. М. Букенбаева, подполковник полиции

Тайшибаева А. С. — ҚР ІІМ М. Бөкенбаев атындағы Ақтөбе заң институтының ғылыми-зерттеу және редакциялық-баспа жұмысын ұйымдастыру бөлімінің ғылыми қызметкері, полиция подполковнигі

Taishibayeva A. S. — researcher of the department of organization of scientific-research and editorial-publishing work of the Aktobe law institute of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, police lieutenant colonel

УДК 343.1

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚ ТУРАЛЫ ІСТЕР БОЙЫНША ІС ЖҮРГІЗУДІҢ КЕЙБІР ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ ЖӨНІНДЕ

OТ SOME FEATURES OF PROCEEDINGS ON CASES OF OFFENSES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ

С учетом принятых и вступивших в силу с 1 января 2015 года изменений в уголовно-процессуальное законодательство Казахстана порядок ведения досудебного производства по уголовным делам приобрел некоторые особенности. В связи с этим в статье рассматривается порядок приема и регистрации заявлений, сообщений или рапорта об уголовных правонарушениях, который регламентируется Правилами приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведением Единого реестра досудебных расследований.

Кроме того, в статье сделан акцент на главу 55 (ст. ст. 525-529 УПК РК), которая касается особенностей производства по делам об уголовных проступках, и в которую в течении последних пяти лет также вносились коррективы. В результате на основе проведенного анализа данной главы автором предлагается внести коррективы в ст. 528 УПК РК.

ТҮЙІН

2015 жылғы 1 қаңтардан бастап қабылданған және күшіне енген Қазақстанның қылмыстық-процестік заңнамасына енгізілген өзгерістерді ескере отырып, қыл-мыстық істер бойынша сотқа дейінгі іс жүргізуді жүргізу тәртібі кейбір ерекшеліктерге ие болды. Осыған байланысты мақалада қылмыстық құқық бұзушылық туралы арыздарды, хабарламаларды немесе баянатты қабылдау және тіркеу тәртібі қаралады, ол Қылмыстық құқық бұзушылықтар туралы арызды, хабарды немесе баянатты қабылдау және тіркеу сондай-ақ сотқа дейінгі тергеп-тексерулердің бірыңғай тізілімін жүргізу қағидаларымен регламенттеледі.

Сонымен қатар, мақалада қылмыстық теріс қылықтар туралы істер бойынша іс жүргізудің ерекшеліктеріне қатысты 55-тарауға (ҚР ҚПК 525-529-баптары) баса назар аударылды, оған соңғы бес жыл ішінде түзетулер енгізілді. Нәтижесінде, осы тарауды талдау негізінде автор ҚР ҚПК 528-бабына түзетулер енгізуді ұсынады.

ANNOTATION

Taking into account the amendments to the criminal procedure legislation of Kazakhstan adopted and entered into force on January 1, 2015, the procedure for conducting pre-trial proceedings in criminal cases has acquired some features. In this regard, the article discusses the procedure for receiving and registering applications, reports or reports on criminal offenses, which is regulated by the Rules for receiving and registering applications, reports or reports on criminal offenses, as well as maintaining a Unified register of pre-trial investigations.

In addition, the article focuses on Chapter 55 (Articles 525-529 of the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan), which deals with the specifics of criminal misconduct proceedings, and which has also been amended over the past five years. As a result, based on the analysis of this chapter, the author proposes to make adjustments to Article 528 of the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan.

Ключевые слова: досудебное производство, уголовные правонарушения, уголовный проступок, протокол, срок, уголовное дело.

Түйінді сөздер: сотқа дейінгі іс жүргізу, қылмыстық құқық бұзушылықтар, қылмыстық теріс қылық, хаттама, мерзім, қылмыстық іс.

Keywords: pre-trial proceedings, criminal offenses, criminal offense, protocol, term, criminal case.

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан регистрация заявлений об уголовных правонарушениях органом досудебного расследования проводится согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 180 УПК РК, порядок приема и регистрации заявлений, сообщений или рапорта об уголовных правонарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований определяются Генеральным Прокурором РК[1]. В этой связи, данный порядок регламентируется Правилами приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденных Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 г. № 89[2].

Начиная с 2015 г. с учетом принятых изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство правонарушения регистрируются в ЕРДР (Едином реестре досудебного расследования). Хотелось быть отметить, что понятие «уголовное правонарушение», которое в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяется на преступления и уголовные проступки, введено Уголовным кодексом РК от 3 июля 2014 года № 226-V.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УК РК, преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни[3].

В соответствии с ч. 3 ст. 10 УК РК, уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста, выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства[4].

Всего за период с 2015 г. по 2021 г. по Республике зарегистрировано всего 1921240 уголовных правонарушений, из них преступлений — 1711994 или 89,1 %, уголовных проступков — 209246 или 10,9 %. Более подробно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о зарегистрированных уголовных правонарушениях

Наименование 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Всего зарегистри­рова­но, из них: 386718 361689 316418 292286 243462 162783 157884
2 Преступлений 346510 324185 285755 263138 217172 140212 135022
3 Проступков 40208 37504 30663 29148 26290 22571 22862
4 Особо тяжкие 2165 1944 2134 1835 1812 2069 2253
5 Тяжкие 28732 28116 24278 19462 25540 41933 39093
6 Средней тяжести 249840 246396 219772 206309 157118 72142 71238
7 Небольшой тяжести 65773 47729 39571 35532 32702 24030 22422

В основном данные сообщения/заявления поступают через канал «102» Центра оперативного управления районных отделов полиции. Из всего общего числа поступивших и рассмотренных заявлений определенное количество направляется в уполномоченный орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о привлечении виновного лица к уголовной, или дисциплинарной или административной ответственности.

По результатам рассмотрения обращений о привлечении виновного лица к дисциплинарной или административной ответственности в основном направляется для принятия мер в отделение местной полицейской службы (по административным правонарушениям), в районный суд (для привлечения к административной ответственности), в миграционную службу (для заведения розыскных дел).

Например, 26 февраля 2020 г. в вечернее время в ЦОУ районного отдела полиции Актюбинской области было зарегистрировано сообщение мужчины (который не представился) о том, что на трассе «Самара-Шымкент» на 784 км опрокинулся автомобиль марки «Газель». Для принятия соответствующих мер указанное обращение отписано в отдел административной полиции и по результатам составлен административный протокол.

Или же ночью в марте 2021 г. по телефону «102» обратился гр. Э. с жалобой на соседей, которые громко шумят. Для принятия соответствующих мер данное обращение также было поручено в отдел административной полиции. В результате составлен административный протокол.

Согласно Правилам приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР, должностными лицами органов уголовного преследования принимаются информации о любом уголовном правонарушении. Дежурная часть прием осуществляет круглосуточно. После фиксации информации об административном либо уголовном правонарушении, она передается должностному лицу или в орган для принятия соответствующих мер.

Ранее, подобные обращения (информации) регистрировались отдельно в Журнал учета административных правонарушений, в этой связи не было необходимости перенаправления обращений внутри отдела.

Также в соответствии с ч. 5 ст. 181 УПК РК, при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и проверок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правонарушения, без регистрации в ЕРДР в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам.

Возбуждение же уголовного дела в частном порядке зависит от воли потерпевшего, т. е. в случае возбуждения дела и в последствии примирении сторон, дело прекращается. Возбуждение, формулировка и поддерживание обвинения осуществляется потерпевшим, именуемым «частным обвинителем».

Отдельно, хотелось бы отметить, что в связи с принятием изменений в 2014 году в уголовно-процессуальном законодательстве появилась новая глава 55, которая касалась особенностей производства по делам об уголовных проступках.

Это нововведение раскрывало порядок производства по делам об уголовных проступках — в него входило пояснение о ведении протокольной формы досудебного расследования, порядок составления протокола, порядок направления протокола в суд, порядок и сроки рассмотрения дела об уголовных проступках в суде (ст. ст. 525-529 УПК РК).

Однако в течении последних пяти лет в данную главу также вносились коррективы.

Так, ст. 525 УПК РК «Порядок производства по делам об уголовных проступках» была исключена в соответствии с Законом РК от 21 декабря 2017 г. № 118-VI[5]. Этим законом была изменена и ч. 2 ст. 527 УПК РК «Порядок составления протокола», которая еще раз была изменена и в 2019 г.[6]

Также после внесенных изменений, начиная с 2019 г., срок составления органом дознания протокола об уголовном проступке стал десять суток с момента допроса лица в качестве подозреваемого, а незамедлительно, как указывалось ранее. При этом были исключены пояснения о составлении протокола в течении трех суток для выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения или в течении суток для проведения экспертизы или получение заключения специалиста.

Кроме того, было дополнено, что в протоколе необходимо указывать: фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; научно-технические средства и электронные носители, если они использовались при фиксации либо на них зафиксированы следы уголовного правонарушения. Также решения лица, осуществляющего досудебное расследование, определение языка судопроизводства, выбор формата уголовного судопроизводства, привлечение защитника, переводчика, разъяснение их прав и обязанностей, признании предметов, документов и иного имущества в качестве вещественных доказательств и приобщении к делу, установлении процессуальных издержек, признании гражданским истцом, а также заявление об отказе от услуг защитника. К протоколу об уголовном проступке также необходимо прилагать документы, подтверждающие факт совершения уголовного правонарушения[7].

Если ранее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, согласовывал протокол, после чего все материалы предъявлял подозреваемому для ознакомления. После чего немедленно направлял уголовное дело прокурору. То после корректив в 2020 г. Законом Республики Казахстан от 19 декабря 2020 г. № 384-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции» вышеназванные действия проводит уже лицо, осуществляющее досудебное расследование, которое затем направляет уголовное дело начальнику органа дознания. Последний в свою очередь, может произвести одно из указанных действий: а именно: согласовывать протокол об уголовном проступке и направить уголовное дело прокурору; или отказать в согласовании протокола и вернуть уголовное дело для производства дознания[8].

Прокурор же в свою очередь в течении суток также или утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, или же отказывает в утверждении протокола и прекращает уголовное дело.

После задержания подозреваемого уголовное дело о проступке направляется в суд не позднее 12 часов до истечения срока задержания.

После поступления уголовного дела в суд, судья принимает дело и приступает к его рассмотрению в течение 15 суток. Однако срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на один месяц, при наличии ходатайств от участников процесса или дополнительных выяснений обстоятельств дела.

Если же предусматривается выдворение подозреваемого за пределы Республики Казахстан, то дела об уголовных проступках рассматриваются в день поступления в суд.

Учитывая выступление Президента страны К.-Ж. Токаева о том, что «Полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики. Прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде. Суд будет рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу. Такой подход укрепит систему сдержек и противовесов, создаст на каждом этапе эффективные фильтры.

… По уголовным делам уже с 2021 года следует законодательно возложить на прокурора обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека. Важно обеспечить стабильность уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Его частые корректировки, изменения отрицательно влияют на правоприменение и не позволяют наработать единообразную следственную и судебную практику»[9].

Целесообразно, в этом ракурсе внести коррективы в ст. 528 УПК РК, а именно о том, что начальник органа дознания согласовывает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело прокурору. Прокурор же в течении суток или утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, или же отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания или прекращает уголовное дело.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575852&doc_id2=32025901#activate_doc=2&pos=7290;-62&pos2=183;-106
  2. Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований: Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V14W0009744
  3. Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года № 226-V // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252&doc_id2=31577723#pos=1349;-94&pos2=2377;-98
  4. Там же.
  5. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года № 118-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности» // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  6. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  7. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года № 88-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом» // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  8. Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2020 года № 384-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции» // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  9. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*