admin 15.06.2022

Capceкoвa Б. Д. — магистрант 2 кypca Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного Университета юстиции (Российская правовая Академия Минюста России)

Научный руководитель — кандидат юридических наук, доцент Зелепукин А. А.

Capceкoвa Б. Д. — Бүкілресейлік мемлекеттік Әділет университетінің Поволжье институтының (филиалының) 2-курс магистранты (Ресей Әділет министрлігінің Ресей құқықтық академиясы)

Ғылыми жетекшісі — заң ғылымдарының кандидаты, доцент
Зелепукин А. А.

Sarsekova B. D. — 2nd year undergraduate of the Povolzhsky Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia)

Scientific supervisor — candidate of legal sciences, associate professor Zelepukin A. A.

УДК: 331.556.4

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НЕЗАКОННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

ЗАҢСЫЗ ЕҢБЕК КӨШІ-ҚОНЫНЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

SOME QUESTIONS of ILLEGAL LABOR MIGRATION

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены некоторые вопросы незаконной трудовой миграции, влекущие за собой множество проблем социального и экономического характера, практически для любой страны мира. Российское законодательство в настоящее время позволяет применять действенные правовые рычаги для легализации деятельности незаконных трудовых мигрантов. Вместе с тем, происходящие в мире события коренным образом изменили существовавшие между странами договоренности по различным направлениям взаимодействия, в том числе и использовании иностранной рабочей силы.

ТҮЙІН

Мақалада әлемнің кез келген елінде дерлік әлеуметтік және экономикалық сипаттағы көптеген проблемаларды тудыратын заңсыз еңбек миграциясының кейбір себептері талқыланады. Қазіргі уақытта Ресей заңнамасы заңсыз еңбек мигранттарының қызметін заңдастырудың тиімді құқықтық тетіктерін пайдалануға мүмкіндік береді. Сонымен қатар, әлемде болып жатқан оқиғалар өзара іс-қимылдың әртүрлі салаларында, соның ішінде шетелдік жұмыс күшін пайдалануда елдер арасында жасалған келісімдерді түбегейлі өзгертті.

ANNOTATION

The article discusses some issues of illegal labor migration, entailing many problems of a social and economic nature, for almost any country in the world. Russian legislation currently allows the use of effective legal levers to legalize the activities of illegal migrant workers. At the same time, the events taking place in the world have radically changed the agreements that existed between the countries in various areas of interaction, including the use of foreign labor.

Ключевые слова: право, законодательство, рабочая сила, трудовые мигран­ты, международные договора, проблемы, экономика.

Негізгі сөздер: құқық, заңнама, жұмыс күші, еңбек мигранттары, халықаралық шарттар, проблемалар, экономика.

Key words: law, legislation, labor force, labor migrants, international agreements, problems, economy.

Политическая ситуация в мире в настоящее время переориентировала суще­ствовавшие подходы к вопросам международного сотрудничества. Стало заметно, что многие государства стали более жестче вести свою внешнюю политику и отстаивание своих интересов в самых различных сферах, в том числе и в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Актуальными становятся вопросы регулирования трудовых миграционных процессов с обеспечением компромиссных выходов их обоюдоострых ситуаций.

По мнению М. Хохловой, «… Ситуация, сложившаяся на рынке труда между Россией и СНГ, в настоящее время закономерна для отношений «центр-периферия». Она может устраивать всех участников рынка труда, в том числе и самих граждан. Благодаря дистанционной иммиграции из СНГ восполняется недостаток рабочей силы на рынке труда РФ. При этом, как правило, не приходится затрачивать средства на ее обучение, а прибавочный продукт, создаваемый иммигрантами, остается в России. Нет необходимости обустройства «дистанционных» мигрантов, нежелающих покидать мест своего постоянного жительства (наличие более налаженных бытовых условий часто является значимым фактором). И, наконец, что также немаловажно, не возникает потенциальный конфликт коренных жителей с приезжими»[1].

Трудовая миграция, как естественный процесс, влечет за собой несомненную экономическую выгоду. Указанный выше «прибавочный продукт» будет приносить пользу и благоприятствовать развитию региона. Вместе с тем, это только на первый взгляд кажется, что эта сфера находится в должном правовом поле. На самом деле, по данным газеты «Известия», эксперты рассказали об остром дефиците кадров на рынке труда, возникшем во время пандемии коронавируса. Среди самых востребованных профессий оказались курьеры, грузчики и строители[2]. Именно эти специальности не требуют какого-либо специального образования, отсюда эта ниша естественным образом заполняется дешевой иностранной рабочей силой.

По данным МВД РФ, за два месяца 2022 г. на миграционный учет поставлено в 2,5 раза больше иностранных граждан, чем за аналогичный период прошлого года. Если в январе-феврале 2021 г. данный показатель составил 657 тыс. человек, то за два месяца текущего года — 1,6 млн человек. «Интенсивность миграционного потока практически вернулась к допандемийным значениям», — подчеркнули в ведомстве, добавив, что в январе-феврале 2019 г. поставлено на миграционный учет около 1,8 млн иностранных граждан. В Россию с начала военной специальной операции на Украине стали массово прибывать граждане Украины, ДНР и ЛНР. Как сообщал первый замминистра внутренних дел РФ Александр Горовой, сотрудники МВД ориентированы на оказание им максимального содействия в оформлении необходимых документов и продлении их статуса. В то же время в связи с улучшением ситуации с коронавирусом РФ открывает границы с соседними государствами и восстанавливает транспортное сообщение, что дает возможность иностранным гражданам покинуть территорию страны, преимущественно речь идет о трудовых мигрантах[3].

Необходимость ужесточения контроля за трудовыми миграционными процессами диктует сложившаяся ситуация.

За январь и февраля текущего года МВД России выявило больше нарушений, чем годом ранее. Так, на 114 % увеличилось число нарушений правил въезда в страну и режима пребывания. По данным МВД, за первые два месяца 2022 г. в отношении иностранцев было составлено 55,7 тыс. административных протоколов. В прошлом году — 26 тыс. Помимо этого, почти на 22 % и 88 % увеличилось количество фактов незаконной трудовой деятельности и несоблюдения установленных ограничений на осуществление деятельности среди иностранных граждан. За два месяца прошлого года эти показатели составили 5,5 тыс. и 692, а в январе-феврале этого года — 6,7 тыс. и 1,3 тыс. Несмотря на сокращение интенсивности проверочных мероприятий, сведения об административной практике, поступившие из территориальных органов МВД России, свидетельствуют о повышении их результативности в части выявления нелегальных мигрантов и лиц, незаконно осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. 19 марта МВД сообщило, что почти 500 тыс. иностранных граждан снято с миграционного учета в России в прошлом году из-за фиктивных сведений. Кроме того, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 322.2 УК РФ («Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ») и ст. 322.3 УК РФ («Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ»). В настоящее время МВД предлагает создать реестр лиц, организующих незаконную миграцию.[4] Такое законодательное решение позволит выявлять и пресекать ранее «налаженный механизм» вербовки, перевозки и использования иностранной рабочей силы.

Вместе с тем, Правительство РФ разрабатывает целый пакет мероприятий, который позволит облегчить процедуру привлечения в страну трудовых мигрантов. В частности, по данным газеты «Известия», Правительство РФ предлагает:

  1. Снизить стоимость патента, по которому работают граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы и Азербайджана. Стоимость патентов необходимо удешевлять. Ведь это фактически налог с тех денег, которые человек еще не заработал. Мигранты, впервые выходящие на российский рынок труда, должны заплатить не только за него, но и за прохождение медкомиссии, сдачу экзамена, покупку билетов. Всё вместе это обременительно — отметил руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин.
  2. Облегчить въезд мигрантов — граждан ЕАЭС в Россию планируется с помощью отмены отдельных ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса. В частности, следует открыть сухопутные границы с РФ.
  3. Чтобы стимулировать долговременную международную миграцию, правительство предлагает выдавать вид на жительство всем иностранным студентам, которые заканчивают в России бакалавриат или магистратуру.
  4. Правительство рассчитывает удержать нужные кадры в стране, предоставив вид на жительство всем временным трудовым мигрантам, которые регулярно вносят плату за патент в течение нескольких лет.

В качестве дополнительных преференций для трудовых мигрантов предлагается перевести на патентную систему приезжих из дальнего зарубежья (сейчас, в отличие от жителей безвизовых стран, они могут трудиться в России только после получения разрешений на работу). Операцию по ежегодному продлению патента хотят целиком перевести в дистанционный режим и разрешить проводить ее неограниченное количество раз (сейчас возможно только одно продление).

  1. Процедуру постановки на учет и продления миграционного учета иностранных граждан предлагается также перевести на дистант. При этом все иностранные работники должны иметь возможность вставать на учет по адресу миграционного центра, так как поиск адреса для постановки на учет — проблема для всех категорий мигрантов.
  2. В правительстве предлагают ограничить применение такой меры как «выдворение» для тех, кто впервые совершил административное правонарушение. Кроме того, иностранным гражданам хотят предоставить возможность менять цели въезда в РФ, не покидая территорию страны.

План постоянно актуализируется. Рассмотрение, обновление плана и утверждение новых мер проходит в еженедельном формате, — отмечается в информации правительства[5].

Проблемы трудовой миграции необходимо также рассматривать и в контексте общей миграции населения. В частности, стоит отметить, что «… в некоторых отправляющих странах растущая исходящая миграция не компенсируется показателями рождаемости, что приводит к сокращению населения и изменению демографической структуры, поскольку уезжает преимущественно молодежь. Это создает угрозу для потенциала социального, экономического и культурного развития стран происхождения. Тот факт, что уезжают не только молодые и экономически активные, но и более образованные люди, с более высокой мотивацией и стремлением, усугубляет ситуацию и создает утечку мозгов»[6].

Трудовая миграция становится все более популярной среди семей и людей, сталкивающихся с проблемами бедности в странах Центральной Азии. Безработица и бедность считаются факторами, подталкивающими к трудовой миграции. Большинство трудящихся-мигрантов рассматривают свое передвижение как временное явление и заявляют, что они были вынуждены мигрировать из-за нехватки средств для содержания семьи. В большинстве случаев, денежные переводы, отправляемые трудящимися мигрантами, являются единственным способом выживания их семей, оставшихся в стране происхождения. Трудящиеся-мигранты способствуют развитию экономики двух основных принимающих стран региона. Мигранты восполняют недостаток рабочей силы в секторах экономики, не пользующихся спросом среди местного населения. Зачастую миграция проходит в нерегулируемом порядке из-за сложности процедур легализации для иностранных работников и выдачи разрешений на работу в регионе[7].

Таким образом, актуальные вопросы трудовой миграции детерминируют роль правового регулирования трудовых и миграционных процессов в любой стране мира. Обеспечение, прежде всего, безопасности государства, при этом, стоит на первом месте при разработке правовой базы регулирование трудовой миграции. Вопросы борьбы с нелегальной трудовой миграцией, при этом, должны решаться в первую очередь, поскольку экономическая выгода при легализации теневых трудовых отношений намного больше затрат на разработку и претворение в жизнь законодательных и иных мер такой борьбы.

  1. Хохлова М. Трудовая миграция в СНГ и российский рынок труда // Электронный ресурс: https://e-cis.info/upload/iblock/1bf/1bfaf65d25fc4a25d043848139d4f861.pdf (дата обращения 15.05.2022г.)
  2. Электронный ресурс: https://iz.ru/1243977/mariia-frolova/kadrovyi-golod-kakikh-rabotnikov-ne-khvataet-v-rossii (дата обращения 12.06.2022г.)
  3. Электронный ресурс: https://tass.ru/obschestvo/14399203 (дата обращения 21.06.2022г.)
  4. Электронный ресурс: https://iz.ru/1321900/2022-04-17/v-rossii-chislo-narushenii-sredi-migrantov-vyroslo-na-114 (дата обращения 17.06.2022г.)
  5. Электронный ресурс: https://iz.ru/1303909/valeriia-nodelman/ot-del-k-kadram-kak-pravitelstvo-uprostit-zhizn-trudovym-migrantam (дата обращения 12.06.2022г.)
  6. Штефан Фогтенхубер. Трудовая миграция с востока на запад: на примере иностранных работников в Австрии // Аналитический бриф // Электронный ресурс: https://www.pragueprocess.eu/ru/migration-observatory/publications/document?id=227 (дата обращения 15.06. 2022г.)
  7. Практическое пособие по организации деятельности консультационных центров для мигрантов (на основе опыта практической деятельности центров поддержки мигрантов в рамках реализации региональной программы по трудовой миграции, 2010-2014 гг.). — Шымкент, 2014.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*