admin 31.01.2022

Байкунакова Г. А. — старший преподаватель кафедры «Права и общеобразов­ательных дисциплин» Баишев Университета, магистр юридических наук;

Жанкулов Т. М. — студент 2 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета;

Нургалиев М. С. — студент 2 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета;

Оспан Ж. А. — студент 2 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета;

Г. А. Байкунакова — Баишев университетінің Құқық және жалпы білім беру пәндері кафедрасының аға оқытушысы, заң ғылымдарының магистрі;

Жанкулов Т. М. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 2 курс студенті;

Нургалиев М. С. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 2 курс студенті;

Оспан Ж. А. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 2 курс студенті

Baikunakova G. A. — senior lecturer of «Law and general education» Department of Baishev University, master of law;

Zhankulov T. M. — 2nd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University;

Nurgaliev M. S. — 2nd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University;

Ospan Zh. A. — 2nd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University

УДК 343.973

ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚПЕН ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАР ЖАСАУ СЕРПІНІ, ҚҰРЫЛЫМЫ, СЕБЕПТЕРІ МЕН ШАРТТАРЫ

DYNAMICS, STRUCTURE, CAUSES AND CONDITIONS FOR COMMITTING CORRUPTION OFFENSES

АННОТАЦИЯ

В статье авторы проводят криминологический анализ совершения корруп­ционных правонарушений государственными и иными служащими, выполняющие свои должностные полномочия, которые заинтересованы в получении незаконной прибыли, вознаграждений, льгот или услуг. Представлена динамика совершения уголовных коррупционных правонарушений и административных коррупционных правонарушений, причины и условия совершения данных правонарушений.

ТҮЙІН

Мақалада авторлар заңсыз пайда, сыйақы, жеңілдіктер немесе қызметтер алуға мүдделі өздерінің лауазымдық өкілеттіктерін жүзеге асыратын мемлекеттік және басқа да қызметшілердің сыбайлас жемқорлықпен құқық бұзушылықтарына криминологиялық талдау жүргізеді. Қылмыстық сыбайлас жемқорлықпен құқық бұзушылықтар мен әкімшілік сыбайлас жемқорлықпен құқық бұзушылықтарды жасау серпіні, осы құқық бұзушылықтарды жасау себептері мен шарттары ұсынылды.

ANNOTATION

In the article, the authors conduct a criminological analysis of the commission of corruption offenses by state and other employees who exercise their official powers and who are interested in receiving illegal profits, rewards, benefits or services. The dynamics of committing criminal corruption offenses and administrative corruption offenses, the reasons and conditions for committing these offenses are presented.

Ключевые слова: коррупция, уголовные коррупционные правонарушения, ад­ми­нистративные коррупционные правонарушения, должностные полномочия, служащие, хищения, незаконная прибыль

Түйін сөздер: сыбайлас жемқорлық, қылмыстық сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылықтар, әкімшілік сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылықтар, лауа­зымдық өкілеттіктер, қызметшілер, жымқыру, заңсыз пайда

Keywords: corruption, criminal corruption offenses, administrative corruption offenses, official powers, employees, theft, illegal profit

Как справедливо отметил Президент Республики Казахстан К.-Ж.Токаев еще в 2020 году, что целесообразно внедрить новые инструменты противодействия коррупции, которые будут заключаться в:

  • антикоррупционном ограничении для госслужащих, депутатов, судей отно­сительно владения ими счетами, хранения наличных денежных средств и ценнос­тей в иностранных банках;
  • увольнении с занимаемых должностей госслужащих или руководителей квазигосударственных организаций в случае двойного гражданства;
  • ужесточении наказания за коррупцию сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве;
  • не применении в отношении лиц, допустивших коррупционные прес­туп­ления, условно-досрочного освобождения и в пожизненном запрете работать на госслужбе или в квазигоссекторе лицам, уличенным в коррупции;
  • системе защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции[1].

Основная причина коррупции — это, прежде всего, экономическая состав­ляющая, а именно деньги, которая выражается в величине взяток ― цене, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам ― чиновникам или политикам. Например, всем известный факт по делу «СК-Фармация» и ЦМП «Болашак» в 2020 году. Он заключался в дефиците лекарств в стране в пик заболеваемости населения коронавирусом, в необоснованном завышении цен на них и в вопросах обслу­живания граждан в поликлиниках страны[2].

И таких примеров, к сожалению, можно привести достаточно.

Основными признаками коррупции могут выступать:

  • уклонение от налогов;
  • занижение прибыли;
  • нерегистрируемые сделки;
  • постоянное получение заказов или лицензий на вывоз за пределы страны нефтепродуктов, сырья, редкоземельных металлов коммерческими структурами, для которых данный вид деятельности не является профилирующим;
  • регулярное обналичивание крупных сумм денег («отмывание»);
  • различного рода махинации, направленные на хищение денежных средств, находящихся в распоряжении государственных и коммерческих организаций.

Если говорить о государственных органах, то заметим, что 26 ноября 2019 года вышел Закон № 273-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые зако­но­дательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции». Где статья 22 была дополнена пунктом 1-1: «Руководители государственных органов, организаций, субъектов квазигосу­дарственного сектора несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками»[3]. В связи с чем, уже в 2020 году 51 руководитель высшего звена правоохранительных органов уволены за коррупцию среди подчиненных и 106 освобождены от занимаемой должности. Из них четыре заместителя начальника департамента, 24 руководителя областных управлений и их заместители, 39 начальников городских или районных органов и другие.

Так, согласно данным Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан, в 2021 году к админист­ративной ответственности за коррупционные правонарушения было привлечено 103 субъекта, из них 1 сотрудник органов внутренних дел (г. Алматы), 2 акима (Атырауская и Восточно-Казахстанская область), 1 служащий Министерства юстиции (г. Нур-Султан), 5 служащих Министерства сельского хозяйства (Аты­рауская, Жамбылская и Северо-Казахстанская области), 3 служащих Министерст­ва образования и науки (г. Нур-Султан и Алматинская область), 1 служащий Ми­нистерства экологии, геологии и природных ресурсов (г. Шымкент), 20 служащих акиматов и их структурных подразделений (Актюбинская область, Алматинская область, Атырауская область, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Ка­захстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области и г. Шымкент), 18 служащих прочих государственных структур.

Данные лица были привлечены к административной ответственности по Главе 34 Кодекса Республики Казахстан по административным правонарушениям «Ад­мин­истративные коррупционные правонарушения», из них:

  • по ст. 676 КРКоАП (предоставление незаконного материального вознаграж­дения физическими лицами) — 47;
  • по ст. 677 КРКоАП (получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо прирав­ненным к нему лицом) — 8;
  • по ст.678 КРКоАП (предоставление незаконного материального вознаг­раж­дения юридическими лицами) — 2;
  • по ст.680 КРКоАП (непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции) — 5;
  • по ст. 681 КРКоАП (принятие на работу лиц, ранее совершивших кор­рупционное преступление) — 41.

96 административных дел было возбуждено Агентством РК по противо­дейст­вию коррупции (Антикоррупционная служба), а 7 — Прокуратурой.

Если сравнить с предыдущим годом, то в 2020 году было привлечено к адми­нист­ра­тивной ответственности 40 человек (34 — Агентством РК по противо­дейст­вию коррупции (Антикоррупционная служба), 3 — Прокуратурой, 1 — военной полицией Вооруженных сил, 1 — военной полицией Комитета Национальной безопасности и 1 — военной полицией Национальной гвардии МВД), из них:

  • по ст. 676 КРКоАП (предоставление незаконного материального вознаграж­дения физическими лицами) — 27;
  • по ст. 677 КРКоАП (получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо прирав­ненным к нему лицом) — 6;
  • по ст.678 КРКоАП (предоставление незаконного материального вознаг­раждения юридическими лицами) — 1;
  • по ст.680 КРКоАП (непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции) — 1;
  • по ст. 681 КРКоАП (принятие на работу лиц, ранее совершивших корруп­ционное преступление) — 5.

Если сравнить за последние 5 лет количество лиц привлеченных к адми­нистративной ответственности по Главе 34 Кодекса Республики Казахстан по административным правонарушениям «Административные коррупционные пра­во­на­рушения», то это будет выглядеть следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Лица, привлеченные за административные коррупционные преступления за 2017-2021 года

Глава 34 КРК об АП Общее количество лиц, привлеченных к ответственности
2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.
Предоставление незаконного материаль­ного вознаграждения физическими лицами (ст. 676 КРКоАП) 35 42 34 27 47
Получение незаконного материального воз­награждения лицом, уполномоченным на вы­полнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом (ст. 677 КРКоАП) 14 5 4 6 8
Предоставление незаконного материаль­ного вознаграждения юридическими лица­ми (ст.678 КРКоАП) 1 2
Осуществление незаконной предпринима­тель­ской деятельности и получение неза­конных доходов государственными орга­нами и орга­нами местного самоуправления (ст. 679 КРКоАП)
Непринятие руководителями государствен­ных органов мер по противодействию кор­рупции (ст.680 КРКоАП) 1 2 1 5
Принятие на работу лиц, ранее совер­шив­ших коррупционное преступление (ст. 681 КРКоАП) 6 16 6 5 41
Итого: 56 65 44 40 103

Таким образом, по таблице видно, что как отдельно по годам, так и за все последние 5 лет больше всего привлечено физических лиц к административной ответственности за административные коррупционные правонарушения по ст. 676 КРКобАП за предоставление незаконного материального вознаграждения. В об­щей сложности за последние 5 лет по ст. 676 КРКобАП к административной ответственности за коррупционные правонарушения было привлечено 185 субъек­тов, по ст. 677 КРКобАП — 37, по ст. 678 КРКобАП — 3, по ст. 680 КРКобАП — 9, по ст. 681 КРКобАП — 74 (диаграмма 1).

Рисунок 1 — Общее количество привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения за 2017-2021 года

В свою очередь, за совершение уголовных коррупционных правонарушений в 2021 году всего было осуждено 892 лица (340 — это иные лица, остальные 552 — это государственные служащие), из них по:

  • п. 2 ч.3 ст. 189 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) — 59;
  • п. 2 ч. 3 ст. 190 УК РК (мошенничество) — 120;
  • п. 1 ч.3 ст. 218 УК РК (легализация (отмывание) денег и (или)иного имущества, полученных преступным путем) — 1;
  • ст. 361 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями) — 78;
  • п. 3 ч.4 ст.362 УК РК (превышение власти или должностных полномочий) — 22;
  • ст. 366 УК РК (получение взятки) — 214;
  • ст. 367 УК РК (дача взятки) — 353;
  • ст. 368 УК РК (посредничество во взяточничестве) — 24;
  • ст. 369 УК РК (служебный подлог) — 9;
  • ст. 370 УК РК (бездействие по службе) —5;
  • ст. 450 УК РК (злоупотребление властью) — 7.

В отношении 15 лиц уголовные дела были прекращены судом, а 18 человек были оправданы.

Больше всего их числа государственных служащих в 2021 году осуждено сотрудников органов внутренних дел (182 человека) и служащих акиматов и их структурных подразделений (145 человек).

В 2020 году за совершение уголовных коррупционных правонарушений было осуждено 1021 человек (312 — это иные лица, 709 — это государственные служащие), из них по:

  • п. 2 ч.3 ст. 189 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) — 98;
  • п. 2 ч. 3 ст. 190 УК РК (мошенничество) — 146;
  • ст. 361 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями) — 120;
  • п. 3 ч.4 ст.362 УК РК (превышение власти или должностных полномочий) — 19;
  • ст. 364 УК РК (незаконное участие в предпринимательской деятельности) — 2;
  • ст. 366 УК РК (получение взятки) — 334;
  • ст. 367 УК РК (дача взятки) — 256;
  • ст. 368 УК РК (посредничество во взяточничестве) — 26;
  • ст. 369 УК РК (служебный подлог) — 10;
  • ст. 370 УК РК (бездействие по службе) — 2;
  • ст. 450 УК РК (злоупотребление властью) — 2;
  • п. 2 ч. 2 ст. 451 УК РК (превышение власти) — 6.

В отношении 13 лиц уголовные дела были прекращены судом, 11 человек были оправданы, а к 1 применены принудительные меры медицинского характера. При этом в 2019 году в отношении 14 лиц уголовные дела были прекращены судом, 12 человек были оправданы, а к 1 применены принудительные меры меди­цинского характера, в 2018 году уголовные дела были прекращены судом в отно­шении 10 человек, 13 человек были оправданы, а к 1 применены принуди­тельные меры медицинского характера, в 2017 году — уголовные дела были прекращены судом в отношении 12 человек, 4 человек были оправданы.

Больше всего из числа государственных служащих в 2020 году осуждено сотрудников органов внутренних дел (220 человек) и служащих акиматов и их структурных подразделений (192 человека). В 2019 году — 252 сотрудника орга­нов внутренних дел и 211 служащих акиматов и их структурных подразделений, в 2018 году — 285 сотрудников органов внутренних дел и 222 служащих акиматов и их структурных подразделений, в 2017 году — 282 сотрудника органов внутренних дел и 229 служащих акиматов и их структурных подразделений.

Если сравнить за последние 5 лет количество привлеченных лиц к уголовной ответственности за уголовные коррупционные правонарушения, то это будет выглядеть следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Лица, привлеченные за уголовные коррупционные преступления за 2017-2021 года

Уголовные коррупционные правонарушения Общее количество лиц, привлеченных к ответственности
2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.
Присвоение или растрата вверенного чужого имущества (п. 2 ч.3 ст. 189 УК РК) 70 80 86 98 59
Мошенничество (п. 2 ч. 3 ст. 190 УК РК) 94 129 166 146 120
Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступ­ным путем (п. 1 ч.3 ст. 218 УК РК) 1 1
Экономическая контрабанда (п. 1 ч. 3 ст. 234 УК РК) 2 3
Рейдерство (п. 2 ч. 3 ст. 249 УК РК)
Злоупотребление должностными полно­мо­чиями (ст. 361 УК РК) 150 125 104 120 78
Превышение власти или должностных полномочий (п. 3 ч.4 ст.362 УК РК) 22 27 21 19 22
Незаконное участие в предприни­ма­тельской деятельности (ст.  364 УК РК) 2 2 2 2
Воспрепятствование законной предпри­ни­ма­тельской деятельности (ст. 365 УК РК) 1
Получение взятки (ст. 366 УК РК) 408 438 371 334 214
Дача взятки (ст. 367 УК РК) 165 198 187 256 353
Посредничество во взяточничестве (ст. 368 УК РК) 39 50 30 26 24
Служебный подлог (ст. 369 УК РК) 32 21 19 10 9
Бездействие по службе (ст. 370 УК РК) 12 5 1 2 5
Злоупотребление властью (ст. 450 УК РК) 3 9 2 7
Превышение власти (п. 2 ч. 2 ст. 451 УК РК) 2 1 6
Бездействие власти (ст. 452 УК РК)
Итого: 1000 1078 1000 1021 892

Таким образом, из таблицы видно, что за последние 5 лет большое количество уголовных правонарушений совершено по ст. 366 УК РК «Получение взятки» и ст. 367 УК РК «Дача взятки». И, к сожалению, по ст. 367 УК РК из года в год отмечается рост данного вида правонарушения. Так как по ст. 366 УК РК привлечено к уголовной ответственности 1765 человек, а по ст. 367 УК РК — 1159 человек. Из них государственных служащих в общей сложности насчитывается 3649 человек (2017 год — 826, 2018 год — 814, 2019 год — 748, 2020 год — 709, 2021 год — 552).

При этом основными причинами и условиями появления коррупции в государственных органах, в том числе правоохранительных органах являются:

  • некачественный подбор и расстановка кадров;
  • недопустимые нравственно методы руководства;
  • явное несоответствие выполняемой работы и получаемого денежного поощрения;
  • отсутствие гласности, прозрачности и открытости;
  • недостаточный контроль внутри государственной структуры и снаружи общественными организациями и гражданами.

Таким образом, коррупционером обычно выступают государственные и иные служащие, выполняющие свои должностные полномочия, которые заинтере­сованы в получении незаконной прибыли, вознаграждений, льгот или услуг.

Если посмотреть количество коррупционных правонарушений в разрезе всех совершенных правонарушений по республики, то динамика будет выглядеть следующим образом.

Так, в 2021 году по Казахстану было совершено всего 157884 уголовных правонарушений, из них 1557 — это уголовные коррупционные правонарушения или 1 %. В 2020 году доля уголовных коррупционных правонарушений составляла 1,3 % (2193) из общего количества совершенных (162783), в 2019 году — 0,9 % (2245/243462), в 2018 году — 0,8 % (2375/292286), в 2017 году — 0,8 % (2452/316418).

Рисунок 2 — Динамика совершенных уголовных коррупционных правонарушений за последние 5 лет

Таким образом, как видно из вышеприведенного рисунка, что с 2017 года отмечается снижение совершения коррупционных уголовных правонарушений по республике на 8,2 %. И если сравнить последние 2 года — это 2020 год и 2021 год, то идет снижение на 0,3 %.

В состав коррупционных уголовных правонарушений согласно п. 29 ст. 3 УК РК входят статьи:

Также в Главу 15 УК РК «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления» входит и статья 371 «Халатность», по которой согласно данным комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК в 2017 году было зарегистрировано 212 деяний, в 2018 году — 151, в 2019 году — 111, в 2020 году — 119, в 2021 году — 95.

Однако в перечень коррупционных правонарушений (п. 29 ст. 3 УК РК) уголовный законодатель данную статью не включил. Возможно, в связи с тем, что на практике данная статья идет обычно вкупе с другими статьями. Как например, Департамент экономических расследований г. Алматы в отношении работников Алматинского областного детского дома №1 проводит досудебное расследование по факту хищения (Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере) в сопровождении ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностных лиц, а именно халатности[4].

Также и по форме № 3-К «Отчет о коррупционных преступлениях, лицах их совершивших, осужденных и движении уголовных дел о коррупционных прес­туплениях и о субъектах коррупционных правонарушений» на сайте законодатель не указал количество лиц, осужденных по данной статье 371 УК РК.

Хотя по Форме отчета № 1-М «О зарегистрированных уголовных право­нару­шениях» в раздел 1 «Сведения о зарегистрированных уголовных правона­рушениях» они указаны. И мы видим, что по данной статье также идет снижение.

Все это указывает на проведение в стране антикоррупционной политики государства по борьбе с коррупцией. Однако все же существуют некоторые проблемы по борьбе с коррупционными проявлениями.

  1. Послание народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/
  2. Коррупция в Казахстане: сколько преступлений зарегистрировали в 2020 году // Литер. 2020. 23 октября.
  3. Закон Республики Казахстан от 26 ноября 2019 года № 273-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=32487946&doc_id2=33478302#pos=215;-98&pos2=403;-98
  4. https://informburo.kz/novosti/sotrudnikov-almatinskogo-oblastnogo-detdoma-1-podozrevayut-v-xishheniyax-i-xalatnosti

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*