admin 15.12.2019

Шагивалеева И. З. — доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Садчикова С. А. — студент 4 курса группы 16Юр(б)ГосП-1 Оренбургского государственного университета

УДК

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАХОРОНЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

АҒЫМДАҒЫ МЕМЛЕКЕТ ЖӘНЕ ҚОРҒАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ ҚОРШАҒАН ОРТАНЫҢ, РАДИОАКТИВТІ ҚАЛДЫҚТАРДЫ ҚАЛДЫРУҒА ҚАТЫСТЫ

CURRENT STATE AND PROTECTION PROBLEMS ENVIRONMENT RELATED TO THE REDUCTION OF RADIO-ACTIVE WASTE

Ключевые слова: окружающая среда, отходы, радиация, производство, природа, захоронения.

Түйінді сөздер: қоршаған орта, қалдықтар, радиация, өндіріс, табиғат, көму.

Keywords: environment, waste, radiation, production, nature, burial.

Рассматривая исторический аспект, связанный с захоронением отходов, тео­ретики отмечают, что «… славянский Восток — это область, где можно не заботиться об отходах, поскольку всегда можно уйти дальше на восток».

Современное общество иначе относится к вопросам утилизации и захоро­не­ния отходов, даже по причине того, что изменилась качественная составляющая мусора. Между тем, это загрязнение окружающей среды.

Загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроор­ганиз­мов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека[1].

Мировому сообществу представляют большую угрозу радиоактивные отходы, к которым в соответствии с законодательством относятся не подлежащие даль­ней­шему использованию материалы, растворы, газообразные среды, изделия, аппара­тура, биологические объекты, грунт, оружие, в которых содержание радионукли­дов превышает уровни, установленные законами[2].

Аналитические оценки количества радиоактивных отходов показывают, что к 2018 г. только в России их общий объем достигнет одного миллиона кубических метров. Радиоэкологическая обстановка на Урале нестабильна и в ряде районов весьма неблагоприятна.

В Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях и Республике Башкор­тостан сосредоточены тысячи локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой, уран-ториевой породы; имеется более тысячи водопунктов, содержащих экологически значимые концентрации радиоактивных элементов.

На территории Уральского региона функционирует 13 крупных предприятий и организаций, в состав которых входят такие особо радиационно-опасные и ядер­но-опасные производства, как Чепецкий механический завод, ПО «Маяк» Ураль­ский электрохимический комбинат, Белоярская атомная электростанция и другие.

Высокая концентрация предприятий ядерного топливного цикла, наличие про­мышленных энергетических и исследовательских реакторов, а также аварий­ные чрезвычайные ситуации, ядерные взрывы в военных и хозяйственных целях привели к накоплению радиоактивных отходов и обострению проблемы правового регулирования обращения с отходами.

Следует отметить, что ни в одном нормативном документе не лимитируются «дозовые» нагрузки от природных источников. Ориентиром может служить лишь предельно допустимая эффективная доза, обусловленная природными источни­ками в производственных условиях. Она составляет 5 мЗв/год.

Риск, связанный с наличием РАО, обусловлен возможностью попадания раз­личного количества радионуклидов в среду обитания, что чревато ростом заболе­ваемости и смертности.

Известно, что не существует достаточно эффективных и безопасных для окру­жа­ющей среды технологий переработки РАО. Применяемые же методы и обору­дование не только опасны, но и дорогостоящи. Используемые технологии не ре­шают главной задачи — захоронения радиоактивных отходов безопасным спосо­бом.

Первые попытки решения проблем обращения с РАО на государственном уров­не в России были предприняты в 90-х годах прошлого столетия, хотя негатив­ный опыт работы с радиоактивными веществами имел место ранее. Например, ка­тастрофы и аварии на п/о «Маяк» в 1954 г., Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Се­мипалатинском полигоне, Новой Земле.

Во многих актах экологического законодательства того же периода существо­вали отдельные нормы, устанавливающие требования к обращению с радиоактив­ными отходами, но носили они разрозненный характер.

Кроме того, закон «Об отходах производства и потребления» изначально не был ориентирован на учет специфики обращения с радиоактивными отходами, определяя лишь цели, принципы и правила обращения со всеми видами отходов, что привело к несогласованности программ по правовому совершенствованию ме­роприятий, связанных с вопросами захоронения радиоактивных отходов, про­грамм о ядерной и радиационной безопасности, развитии атомной энергетики, а также недостаточному их финансированию[3].

Сказанное актуализирует научное осмысление выше обозначенных проблем.

Анализируя российское и зарубежное законодательство, приходим к выводу о том, что основное внимание в правовых актах уделяется местам захоронения РАО.

В частности, предлагается осуществлять захоронение в горных породах (на глубине не менее 300-500м). На наш взгляд, данное положение несовершенно, поскольку невозможно предугадать поведение природы на десятки и сотни лет вперед, стабильные горные породы через несколько десятков лет могут прийти в движение. Тогда наши потомки испытают на себе весь ужас экологической катастрофы, связанной с утечкой захороненных нами радиоактивных отходов.

На территории РФ одним из распространенных видов захоронения выступает приповерхностный, используемый для отходов низкого и среднего уровня актив­ности, содержащих радионуклиды с коротким периодом полураспада (приблизи­тельно 30 лет). Термин «приповерхностное захоронение» является синонимом термина «поверхностное захоронение». На эти захоронения могут воздействовать долгосрочные изменения климата, которые способны вызывать их разрушение, по­этому такой способ, по нашему мнению, не может применяться для захоронения наиболее опасных отходов.

Некоторый интерес вызывают вопросы правового регулирования захоронения отходов в водном пространстве. Анализ нормативного материала свидетельствует о наличии ряда Международных конвенций, регламентирующих запрет лишь на сброс РАО в водные объекты. При этом следует отметить, что не уделяется дол­жного внимания на размещение опасных отходов в недрах водных объектов (под дно океана, морское дно).

Вариант удаления предполагает захоронение в недрах морского дна контей­неров с радиоактивными отходами в соответствующую геологическую среду ниже дна моря на большой глубине.

Для реализации данной задачи предлагается разработать федеральную целе­вую программу, направленную на исследование и освоение природы морского дна с целью реализации возможности осуществления захоронения там радиоактивных отходов.

В научной литературе высказываются мнения о размещении РАО в ледни­ко­вых щитах и космическом пространстве.

Учитывая проблему глобального потепления, считаем, что такой способ захо­ронения малоэффективен и даже опасен.

По поводу удаления радиоактивных отходов в космическое пространство сле­дует пояснить, что научно доказано, что соударение лишь маленьких частиц кос­мического мусора друг с другом, а тем более радиоактивных грозит уничтожением околоземного пространства.

В рамках правового регулирования захоронения отходов обращается внима­ние на возможность захоронения отходов в подземном пространстве. Данный вопрос достаточно содержательно урегулирован законом.

В настоящее время принята так называемая «многобарьерная» или «глубоко эшелонированная» концепция захоронения. Этот способ достаточно детально ре­г­ламентирован правовыми актами. Сначала отходы должны сдерживаться матри­цей (стекло, керамика, топливные таблетки), затем многоцелевым контейнером (используемым для транспортировки и для захоронения), затем сорбирующей (поглощающей) отсыпкой вокруг контейнеров и, наконец, геологической средой. Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 19 октября 2004 г. (ред. от 25.10.2019) ут­вер­ж­дены и введены в Федеральные нормы и правила в области использования РАО[4]. Названные Правила представляют собой структурированный документ, устанав­ли­вающий более жесткие требования к захоронению и классификации РАО, но статистика свидетельствует, что они не реализуются в достаточном объеме.

К примеру, с некоторых пор «захоронение» радиоактивных отходов, в том числе твердых (ТРО) в соответствии законодательными актами некоторых субъектов РФ называются «хранением», а «могильники» — «хранилищами», что повлек­ло за собой фактическое снижение требований к могильникам и чем в конечном итоге, воспользовались недобросовестные субъекты экологических правоотноше­ний.

Следует отметить, что существуют определенные государственные стандарты по обращению с опасными РАО, в соответствии с которыми они подлежат окон­чательному захоронению.

Сказанное позволяет прийти к выводу о необходимости приведения норма­тивных актов субъектов РФ в соответствие с действующими стандартами.

Следующая проблема связана с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов. В настоящий момент распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках), что представляет большую опасность для окружающей среды, и является одной из наиболее серьезных проблем, требующей разрешения.

В первую очередь такое положение объясняется отсутствием в настоящее время централизованных могильников для РАО.

В соответствии с ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» и про­грам­мой обеспечения ядерной и радиационной безопасности должна быть создана система пунктов захоронения радиоактивных отходов[5]. Думается, что месторасположение такого могильника необходимо будет определять исходя из гидрогеологических условий района расположения станций и условий размещения РАО.

Учитывая положительный опыт обращения с РАО атомными электростанциями, само захоронение может осуществляться последними.

В этом случае Правительству РФ необходимо принять ряд документов, регла­ментирующих порядок захоронения РАО атомными станциями. Для формирова­ния источника финансирования обращения с РАО целесообразно предусмотреть в данных проектах фиксированные нормативные отчисления из государственного бюджета.

Таким образом, придерживаясь вывода о целесообразности захоронения ра­дио­активных отходов в подземных территориях, уместно говорить о возможности захоронения радиоактивных отходов атомными станциями.

Правовое регулирование обращения с РАО должно преследовать главную цель — предотвращение вредного воздействия на здоровье человека и окружаю­щую природную среду, обеспечение рационального использования природных и материальных ресурсов.

В заключении хотелось бы подвести итог вышесказанному.

На сегодняшний день можно сказать о том, что проблема радиоактивного за­грязнения стоит на высоком уровне, и в целях ее разрешения необходимо:

  • привести законодательную и нормативно-техническую документацию для реализации захоронения всех видов РАО в соответствие с установленными ГОСТами;
  • минимизировать создание новых поверхностных и приповерхностных хра­нилищ РАО на предприятиях;
  • изменить подход к изоляции отходов. В проектах по обращению с РАО ос­нов­ным способом изоляции должно быть не длительное хранение, а окончательное захоронение отходов без возможного извлечения.

 

АННОТАЦИЯ

В статье авторы рассматривают современное состояние и проблемы окру­жающей среды, связанные с захоронением радиоактивных отходов. Одна из проб­лем связана с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов. Ав­торы приводят несколько аргументов.

ТҮЙІН

Мақалада авторлар радиоактивті қалдықтарды тастауға байланысты қазіргі жағдай мен экологиялық проблемаларды қарастырады. Қиындықтардың бірі — қалдықтарды сақтау мен жою үшін полигондардың жоқтығы. Авторлар бірнеше дәлелдер келтіреді.

ANNOTATION

The article authors consider the current state and environmental problems associated with the disposal of radioactive waste. One of the problems is the lack of landfills for waste storage and disposal. The authors provide several arguments.

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823.
  2. Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 № 190-ФЗ // http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ // http://www.consultant.ru.
  4. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // http://www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 № 190-ФЗ // http://www.consultant.ru.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*