Жубандыкова Л. А. — Ученый секретарь Ученого совета Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, магистр юридических наук, майор полиции
УДК 343
РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КАЗАХСТАНЕ. ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ҚАЗАҚСТАНДА ДІНИ ЭКСТРЕМИЗМНІҢ ДАМУЫ. ҚАРСЫ ІС–ҚИМЫЛ МӘСЕЛЕЛЕРІ
DEVELOPMENT OF RELIGIOUS EXTREMISM IN KAZAKHSTAN. THE ISSUES OF COMBATING
Ключевые слова: религиозный экстремизм, терроризм, террористические акты, деятельность государственных органов, пропаганда, выявление, пресечение, идеология, меры.
Түйінді сөздер: діни экстремизм, терроризм, террористік актілер, мемлекеттік органдардың қызметі, насихаттау, анықтау, жолын кесу, идеология, шаралар.
Keywords: religious extremism, terrorism, terrorist acts, activities of state bodies, propaganda, detection, suppression, ideology, measures.
В своем послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года, глава государства Нурсултан Назарбаев отмечает: «В современных условиях человечество столкнулось с ростом терроризма. Ключевыми здесь являются вопросы борьбы с финансированием деструктивных сил и связями с зарубежными террористическими организациями»[1]. Придание данному злободневному вопросу роли стратегического приоритета в обеспечении национальной безопасности страны с каждым годом становится все более актуальным.
На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с этим широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением — религиозным экстремизмом и наиболее болезненной его формой проявления — терроризмом. Только за последние два года в мире, не включая преступления ИГИЛ[2], от терактов погибли более 3 тысяч человек и десятки тысяч пострадали[3]. В этих условиях становится естественным повышенное внимание к данной проблеме ученых-политологов, социологов, юристов. Не остается она без внимания и на встречах, саммитах, конференциях высокого уровня глав государств, известных политических деятелей и религиозных лидеров мира. Однако как показывает мировая практика, эту чуму XXI века пока не удается искоренить.
Несмотря на преобладание исповедования ислама в Казахстане на уровне идентичности и традиций, проявление действий радикальных ячеек мы ощущаем и в нашей стране, которыми за последние 5 лет в Казахстане совершено 9 терактов[4].
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан количество зарегистрированных преступлений, связанных с экстремизмом и террористической деятельностью, на территории Казахстана за последние 6 лет составляет:
в 2011 году — 89 преступлений;
в 2012 году — 132 преступления;
в 2013 году — 108 преступлений;
в 2014 году — 132 преступления;
в 2015 году — 297 преступлений;
за 9 месяцев 2016 года — 412 преступлений[5].
Опыт отечественной практики противодействия религиозному экстремизму показывает, что быстро и окончательно нейтрализовать его силы и связанного с ним терроризма представляется проблематичным по разным причинам. Прежде всего, это обусловлено характерными особенностями этих явлений на современном этапе, а именно: сформированностью их радикальных взглядов и идеологических установок; масштабностью и глобализованностью распространения; наличием у них разветвленной системы финансовых источников; консперированностью противоправной деятельности, готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее и т.д. Их внутренняя структура, методы диверсионно-подрывной деятельности в значительной степени отличаются от организованных преступных групп и сообществ[6].
Наличие вышеприведенных причин способствовало развитию религиозного (исламского) экстремизма в нашей стране по следующим этапам:
I этап — 1991-1998 гг. — период латентного формирования инфраструктуры религиозного (исламского) экстремизма, появления экстремистского подполья. Основные факторы: формирование в массовом сознании убеждения о ценности ислама; появление исламских группировок, в том числе салафитских (ваххабитских) джамаатов, такфиритов; отсутствие нормативной правовой базы, определяющей деятельность государственных органов в области борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом[7]; неконтролируемый рост числа культовых исламских учреждений; отсутствие готовности Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) осуществлять действенный контроль процессов, происходящих в мусульманской общине; получение молодыми казахстанцами религиозного образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет и др.); распространение деятельности зарубежных исламских проповедников, пропагандировавших идеи радикального ислама; географическая близость Казахстана к нестабильным странам и регионам, где сильны позиции политического (радикального) ислама[8].
Одним из первых законодательных норм в области борьбы с религиозным экстремизмом в 1993 году стало внесение в Конституцию, в соответствие с указаниями Президента Назарбаева Н.А., положения о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, “провозглашающих или на практике реализующих… религиозную нетерпимость” (ст.55). Это положение позднее было воспроизведено и в Конституции 1995 года (ст.5.3), правда в новом варианте “религиозная нетерпимость” была заменена более “широкой” формулировкой о “разжигании религиозной розни”. Кроме того, в 1995 г. в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая “пропаганду или агитацию… религиозного… превосходства”[9].
II этап — 1999-2010 гг. — активное развитие религиозного (исламского) экстремизма и осознание государством серьёзности этой угрозы. Толчком к этому послужила серия террористических атак в феврале 1999 г. в соседнем Узбекистане. Граждане Узбекистана, признанные причастными к совершению терактов в Ташкенте, были задержаны на территории Казахстана и затем экстрадированы в Узбекистан[10].
В ответ на данное явление в законодательной сфере был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, в том числе его религиозной форме:
- Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 г. № 416[11];
- Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» от 10 февраля 2000 г. № 332[12];
- Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г. № 31-III[13].
В декабре 2003 года распоряжением Президента Казахстана создан Антитеррористический центр (далее АТЦ), на который была возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом[14].
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в ряды таких группировок под воздействием деструктивных сил вовлекаются новые лица.
Опыт показывает, что радикальный ислам возникает как правило там, где позиции ортодоксального ислама слабы. Не удивительно, что сохранившийся в Республике традиционный (бытовой) ислам оказался не готовым и не способным противостоять его же радикальным течениям. Сказалось отсутствие системы классического (догматического) религиозного образования и достаточного интеллектуального духовенства. По официальным данным, лишь около 30% имамов имеют высшее религиозное образование[15].
Все больше начинает развиваться активная пропаганда идей исламского экстремизма через Интернет ресурсы, возрастает число приверженцев ислама, в особенности из числа безработной молодежи. При этом тенденция роста мусульман с данного времени прослеживается главным образом по увеличению численности мужчин, посещающих мечеть, и женщин, носящих хиджаб. Так по итогам проведенной в 2009 году национальной переписи населения, приверженцы ислама в Казахстане составили 11 млн. 237,9 тыс. человек, или 70,2% от общей численности населения[16]. Учащаются случаи вовлечения и участия граждан Казахстана в террористической деятельности, как на территории сопредельных стран, так и в странах дальнего зарубежья[17]. Растет число казахстанцев, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с экстремизмом и террористической деятельностью уже на территории нашей страны: в 2008-2009 гг. предотвращено 7 терактов и осуждено 46 человек, причастных к террористической и экстремисткой деятельности[18].
III этап — 2011-2016 гг. — открытое противостояние государства и террористического подполья, религиозно-идеологическое противоборство перешло в фазу вооруженной борьбы.
Этот период характеризуется также резким учащением случаев участия граждан Казахстана в террористической деятельности на территории других стран: Дагестан, Киргизия, Таджикистан, Россия, Сирия. Количество казахстанцев, выехавших в Сирию и Ирак, составило около 400 человек[19].
С начала вооруженных конфликтов в Афганистане, Сирии, Ираке из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктур в третьих странах, депортированы и экстрадированы 45 граждан Казахстана, 33 – вернулись самостоятельно.
В 2012 г. органами внутренних дел предотвращена незаконная деятельность 205 миссионеров религиозной организации Таблиг-и-Джамаат[20].
Пик этого процесса пришелся на 2011-2012 гг., на данном этапе в полной мере проявились социально-экономические корни исламского экстремизма когда в Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Алматинской областях и других регионах Казахстана было совершено 14 экстремистских акций и вооруженных столкновений с силами правопорядка. При этом погибли 51 экстремист, 13 сотрудников правоохранительных органов и 6 гражданских лиц[21].
Объектами устрашения террористов в Казахстане являются силовые органы, а конкретнее органы МВД и КНБ. Такая демонстративная, циничная, жестокая тактика запугивания стражей закона объясняется вызовом властям, заставить правительство выполнить свои требования. Если раньше исламские радикалы прикрывались в основном религиозными догмами «очистим землю от неверных!», то сейчас больше политическими платформами — «построим на всей земле халифат!». Теракты же против населения работают против самих террористов, лишая их поддержки и только укрепляя правящий режим.
Другой тревожной тенденцией является взаимопроникновение и сращивание экстремизма и криминалитета. С одной стороны, криминальные методы часто используются представителями религиозных радикальных объединений в своей деятельности, особенно в интересах ее финансирования. С другой стороны, идеи «чистого ислама» активно распространяются среди криминальных элементов, что наиболее всего имеет место в местах лишения свободы. Кроме того, представители некоторых организованных преступных групп находят в религии определенное оправдание совершаемым ими преступлениям.
В свою очередь для выявления и пресечения предпосылок экстремизма и терроризма, выработки системы мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма, проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы, эффективность которой последовательно повышается. В частности, были приняты:
- Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV[22];
- Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24.09.2013 года №648. Согласно данной программе основной упор делается на объединение всех усилий и направление их на предотвращение и профилактику причин, приводящих людей в террористические и экстремистские организации[23];
- десять указов президента и законов (в период с 2000 года) о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с терроризмом, противодействия экстремизму и терроризму, финансированию терроризма[24], последним из которых является Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 22 декабря 2016 года № 28-VI, действие которого направлено на совершенствование действующего законодательства в сферах противодействия терроризму и экстремизму, оборота оружия и регулирования миграции, предусмотрены меры усиления наказания за экстремизм и терроризм, в том числе за участие в международных террористических организациях и вооруженных конфликтах за рубежом, устанавливается запрет на деятельность религиозных групп и объединений, способствующих экстремизму и терроризму, вводится административная ответственность охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении, за несоблюдение законодательства о противодействии терроризму.
Нельзя не отметить внесенные изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, согласно ч. 2. статьи 10 которой «гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан»[25]. Данное нововведение направлено на усиление защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан и применима в частности к лицам, принимающим участие в террористической деятельности за пределами Казахстана (Сирия, Ирак), на стороне так называемого «Исламского государства», которое признано террористической группой во всем мире[26].
Усилилась и работа силовых органов (органов национальной безопасности, внутренних дел и службы экономических расследований[27]) по предупреждению, выявлению и пресечению экстремизма, пресечению преступлений террористического и экстремистского характера, а также развитию международного сотрудничества в области противодействия экстремизму. В следствии данной работы всего в стране запрещены 21 террористическая и экстремистская организации[28].
В 2016 году замсовершение экстремистских и террористических преступлений осуждены 143 человека.
За 2016 год Генеральной прокуратурой в Министерство информации и коммуникаций внесено 7 предписаний о принятии мер по временному приостановлению доступа к 33 материалам интернет-ресурсов. Блокировано 95 ссылок, где содержалась пропаганда экстремизма и терроризма. По заявлениям прокуроров судами признаны экстремистскими 19 и террористическими 13 информационных материалов, их распространение в стране запрещено[29].
С 2013 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 27 насильственных экстремистских акций террористического характера (2013 год – 8, 2014 год – 3, 2015 год – 4, 2016 год — 12). За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 546 рекрутов-казахстанцев (2013 год – 168, 2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91). Из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах возвращены либо вернулись 79 граждан Казахстана, из них 34 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности[30].
В своем Послании Первый Президент РК Н.А. Назарбаев указал на необходимость формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений. Такие меры по поручению Ел басы были учтены в разработанном проекте Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017–2020 годы, в рамках которой планируется повысить качество контрпропагандистской продукции, совершенствовать систему подготовки специалистов по информационно-разъяснительной работе, организовать работу теологических реабилитационных служб с осужденными лицами, предпринять дополнительные шаги по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, совершенствовать меры, направленные на создание в обществе иммунитета к радикальной идеологии.
Вышеприведенные данные свидетельствуют об активизации мер по противодействию религиозного экстремизма всех ветвей власти государства, однако в целях «формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями» требуется более широкая контрпропагандистская деятельность по теологическому обоснованию ошибочности и неправомерности экстремистских идей и действий, имеющих религиозную оболочку через органы исполнительной и представительной власти, учебные заведения, СМИ; активизация роли официального духовенства в теологическом обучении населения и разоблачении в глазах общественности антиисламской сущности радикально-экстремистской идеологии; политико-правовое обоснование неправомерности экстремистских идей и действий (юридическая оценка); усиление воспитательно-образовательного процесса среди молодежи по формированию толерантной культуры.
АННОТАЦИЯ
В этой статье говорится о том, что на протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с этим широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением — религиозным экстремизмом и наиболее болезненной его формой проявления — терроризмом. В этих условиях становится естественным повышенное внимание к данной проблеме ученых-политологов, социологов, юристов. Не остается она без внимания и на встречах, саммитах, конференциях высокого уровня глав государств, известных политических деятелей и религиозных лидеров мира. Однако, как показывает мировая практика, эту чуму XXI века пока не удается искоренить.
ТҮЙІН
Бұл мақалада әлемдік қоғамдастықтың соңғы 20-25 жыл ішінде кең ауқымды, түрлі іс-әрекеттердің түрлері мен тәсілдері бойынша діни экстремизммен және оның көрінісінің неғұрлым ауыр нысаны — терроризммен үнемі бетпе-бет кездесіп жатқандығы туралы айтылады. Бұл жағдайда аталмыш мәселеге ғалым-саясаттанушылардың, әлеуметтанушылардың,заңгерлердің назары табиғи түрде арта түседі. Ол мемлекет басшыларының, белгілі саяси қайраткерлердің және әлемнің діни лидерлерінің жоғары деңгейдегі кездесулерінде, саммиттерінде, конференцияларында да назардан тыс қалмайды. Алайда, әлемдік тәжірибе көрсетіп отырғандай, ХХІ ғасырдың бұл обасын әзірге жою мүмкін емес.
ANNOTATION
This article says that over the past 20-25 years, the world community has been constantly confronted with this large-scale, diverse in forms and methods of action phenomenon — religious extremism and its most painful form of manifestation — terrorism. In these conditions, it is natural that political scientists, sociologists, and lawyers pay increased attention to this problem. It is not ignored at meetings, summits, and high-level conferences of heads of state, well-known political figures and religious leaders of the world. However, as world practice shows, this plague of the XXI century has not yet been eradicated.
- [1] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» // http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_ president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g.
- [2] Исламское государство Ирака и Левана — международная исламистская суннитская организация, действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. Википедия свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org.
- [3] Сыздыкбаев А. В Генпрокуратуре назвали количество совершенных в Казахстане за 5 лет терактов // http://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/v-genprokurature-nazvali-kolichestvo-sovershennih-v-kazahstane-za-5-let-teraktov.
- [4] Выступление заместителя генерального прокурора страны Андрей Кравченко входе международного круглого стола на тему “Усиление потенциала правоохранительных органов в противодействии насильственному экстремизму и радикализации, приводящих к терроризму” // https://www.nur.kz/1393703-v-kazakhstane-za-pyat-let-soversheno-dev.html.
- [5] Статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 30.12.2016 года №2-20034-16-09556.
- [6] Токкожин К. Б. Правовые и организационные основы противодействия терроризму и экстремизму на современном этапе: Учеб. пос. — Актобе: АЮИ МВД РК им.М.Букенбаева, 2015.
- [7] Главным законодательным актом, регулирующим религиозную жизнь страны на протяжении 1990-х гг. и позднее, являлся Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Данный закон фактически не предусматривал санкций в отношении субъектов религиозной (в том числе исламской) экстремистской деятельности в стране // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000934.
- [8] Поляков К. Исламский Экстремизм В Казахстане // http://e-islam.kz/ru/qazaqstandagy-islam/vnutrennie-kategorii/islam-zh-nindegi-zertteuler/item/344-eislam.
- [9] Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Жеті Жаргы, 2003.
- [10] Поляков К. И. Исламский университет аль-Азхар: традиции и современность // Ближний Восток и современность. — М., 2000. Вып. 9.
- [11] О противодействии терроризму: Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416 // Казахстанская правда. 1999. 30 июль.
- [12] О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма: Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 г. № 332 // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. — 2000. — № 15. — Ст. 141.
- [13] О противодействии экстремизму: Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III // Казахстанская правда. 2005. 26 февр.
- [14] http://www.mfa.kz/index.php/ru/zadat-vopros-blog-ministra/nakhodites-za-rubezhom/12-material-orys/617-borba-s-terrorizmom-i-ekstremizmom-v-kazakhstane.
- [15] Дакенов М., Мирхамитов М. Религиозные аспекты экстремизма и терроризма в Казахстане // Вестник КазНПУ. — Алматы, 2013.
- [16] Численность мусульман в РК — 70,2% // Интернет-портал «Alfarabinur.kz» (http://alfarabinur.kz/o-rodine-moej-kazaxstan/chislennost-musulman-v-rk-–-702.html).
- [17] Чеботарев А. Экстремизм в Казахстане: современное состояние и вопросы противодействия // http://cabar.asia/ru/andrej-chebotarev-ekstremizm-v-kazahstane-sovremennoe-sostoyanie-i-voprosy-protivodejstviya.
- [18] В 2009 году в Казахстане предотвращено три теракта // Номад. 2009. 15 октября. (http://www.nomad.su/?a=5-200910150313).
- [19] Выступление секретаря Совета безопасности РК Нурлана Ермекбаева. Совбез: 400 казахстанцев выехало на войну в Сирию и Ирак // «i-News.kz», 19.06.2015г. (https://i-news.kz/news/2015/06/19/8047396-sovbez_400_kazahstancev_ vyehalo_na_voinu.html).
- [20] Официальный сайт органов прокуратуры Республики Казахстан. Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова // www.prokuror.kz.
- [21] Шибутов М., Абрамов В. Терроризм в Казахстане – 2011-2012: Доклад. – Алматы, 2012. С. 13, 23.
- [22] Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» // Казахстанская правда. 2011. 15 октября.
- [23] http://www.mfa.kz/index.php/ru/zadat-vopros-blog-ministra/nakhodites-za-rubezhom.
- [24] Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма»; Закон Республики Казахстан от 19 февраля 2002 года № 295-II О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с терроризмом; Закон Республики Казахстан от 23 февраля 2005 года № 33-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму»; Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 192-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма»; Закон Республики Казахстан от 08.04.2010 N 266-4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму»; Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 502-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 21 июня 2012 года № 19-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» (с изменениями по состоянию на 05.12.2013 г.); Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 3 ноября 2014 года № 244-V; Закон Республики Казахстан от 2 августа 2015 года № 343-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 08.04.2016 г.); Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 22 декабря 2016 года № 28-VI // online.zakon.kz.
- [25] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) // http://www. online.zakon.kz.
- [26] https://informburo.kz/novosti/uchastie-v-voyne-na-storone-terroristov-grozit-kazahstancam-utratoy-grazhdanstva.html.
- [27] ст. 7 «Компетенции государственных органов по выявлению и пресечению экстремизма» Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г. № 31-III (с изменениями и дополнениями на 28.12.2016 г.) // online.zakon.kz.
- [28] http://pravstat.prokuror.kz/rus/sub/news/ekstremizm-i-terrorizm-sostoyanie-i-mery-protivodeystviya.
- [29] Сакенов К. Противодействие экстремизму и терроризму — залог стабильности общества // http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/stati/statya-protivodeystvie-ekstremizmu-i-terrorizmu-zalog-stabilnosti-obshchestva.
- [30] Проект государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2017-2020 годы, разработанной Комитетом национальной безопасности Казахстана совместно с госорганами страны // http://knb.kz/ru/legal/projects/details.htm?id= 10690447@cmsArticle.