admin 30.03.2024

МРНТИ 10.81.41

УДК 34.01/177

Шагивалеева Индира Закировна — доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук (Российская Федерация, г. Оренбург)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СТЫДА

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию категории стыда как од­ного из ценностного механизма регулирования поведения человека. Актуаль­ность статьи обосновывается тем, что история человеческой цивилизации свиде­тель­ствует, что индивиды и общества не могут существовать без ценностных аб­со­лютов, которые включаются в культурные традиции, составляя их ядро. Когда же они разрушаются, возникает ценностный кризис, перестают действовать меха­низ­мы, регулирующие поведение людей, и начинается культурная работа с целью создания новых ценностных абсолютов. Но ни один абсолют (Иисус Христос, Ал­лах, свобода, демократия и т. д.) нельзя насильственно внедрять в сознание инди­ви­дов, ибо это разрушает их культурную идентичность. В статье отмечается, что стан­дарты поведения, основанные на механизмах социального контроля человека, характерные для современного общества, освобождают человека от принятия боль­шинства индивидуальных решений, поскольку именно стыд противо­дей­ст­ву­ет асоциальному поведению. Регулирование поведения с помощью стыда бази­ру­ет­ся на потребности индивида в принадлежности определенной группе, следст­ви­ем чего происходит подчинение индивидуального стандарта поведения, устояв­шим­ся стандартам общества.

Ключевые слова: нравственные нормы, стыд, оскорбление, ложный стыд, истинный стыд, человек, культура.

Шағивалеева Индира Закировна — Орынбор мемлекеттік университетінің азаматтық құқық және процесс кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты (Ресей Федерациясы, Орынбор қ.)

ҰЯТ ҰҒЫМЫ ТУРАЛЫ СҰРАҚ БоЙЫНША

Түйін.Ғылымимақалаұяткатегориясынадамныңмінез-құлқын реттеудіңқұн­дылықмеханизмініңбіріретіндезерттеугеарналған.Мақаланыңөзектілігіадам­затөркениетініңтарихы жеке адамдарменқоғамныңмәденидәстүрлергеене­тін,олардыңнегізінқұрайтынқұндылық абсолюттерінсіз өмірсүреалмай­тын­ды­ғындәлелдеуге негізделген.Оларжойылған кезде құндылықдағдарысытуындай­ды, адамдардыңмінез-құлқын реттейтінмеханизмдер жұмысын тоқтатадыжәнежаңақұндылықабсолюттерінқұрумақсатындамәденижұмысбасталады.Бірақбірде-бірабсолютті(ИсаМәсіх,Алла,бостандық,демократияжәне т. б.) жеке адам­дардың санасынакүштепенгізугеболмайды,өйткенібұлолардыңмәдени ерек­шеліктерін бұзады.

Мақалада қазіргі қоғамға тән адамның әлеуметтік бақылау тетіктеріне негіз­дел­ген мінез-құлық стандарттары адамды көптеген жеке шешімдер қабылдаудан босатады, өйткені бұл қоғамға қарсы мінез-құлыққа қарсы ұят. Ұят арқылы мінез-құлықты реттеу адамның белгілі бір топқа жату қажеттілігіне негізделеді, нәтиже­сін­де жеке мінез-құлық стандарты қоғамның қалыптасқан стандарттарына бағына­ды.

Түйінді сөздер: моральдық нормалар, ұят, қорлау, жалған ұят, шынайы ұят, адам, мәдениет.

Shagivaleeva Indira Zakirovna — associate professor of the department of civil law and process of Orenburg state university, candidate of pedagogical sciences (Russian Federation, Orenburg)

ON THE ISSUE OF THE CONCEPT OF SHAME

Annotation. The scientific article is devoted to the study of the category of shame as one of the value mechanisms of regulating human behavior. The relevance of the article is justified by the fact that the history of human civilization testifies that individuals and societies cannot exist without value absolutes that are included in cultural traditions, forming their core. When they are destroyed, a value crisis arises, the mechanisms regulating human behavior cease to operate, and cultural work begins to create new value absolutes. But no absolute (Jesus Christ, Allah, freedom, democracy, etc.) can be forcibly introduced into the consciousness of individuals, because this destroys their cultural identity. The article notes that standards of behavior based on the mechanisms of human social control, characteristic of modern society, free a person from making most individual decisions, since it is shame that counteracts antisocial behavior. The regulation of behavior through shame is based on the individual’s need to belong to a certain group, as a result of which the individual standard of behavior is subordinated to the established standards of society.

Keywords: moral norms, shame, insult, false shame, true shame, man, culture.

Стыд отличает человека от животных
В. Соловьев

Введение. Сначала люди жили разрозненно, но страх самосохранения выну­дил их объединиться. А это означает, что должны были появиться общие «правила жития». Появилось понятие стыда, которое интерпретировали философы, поли­ти­ки, юристы и др.

Интерпретация основного понятия достаточно разная. Например, в древне­рим­ском государстве стыд определялся с точки зрения богобоязненности.

Ярким примером является библейское сказание «Содом и Гоморра»» Именно эти города символизируют саморазрушительную порочность. Люди, проживаю­щие на территории городов, страдали от «гордости, пресыщения, праздности, раз­врат­ности, нечистой совести, не помогали бедным и нуждающимся». Другими сло­вами, отвернулись от бога, и он наказал за это людей. Подобное мы можем найти в священных книгах. Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога (Иов.8:13), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним (Пс.34:26).

Н. М. Коркунов в книге «История философии» затрагивает историю зарож­де­ния Рима и указывает, что Зевс (в древнегреческой мифологии бог неба, грома, мол­ний, ведающий всем миром) своей заботой о людях послал Гермеса — по­сланника богов и проводника душ умерших вложить в души мирские «стыд». На вопрос Гермеса всех ли наделять им, Зевс ответил утвердительно[1].

Бытует мнение, что чувство стыда — это не приобретенное чувство, а зависит от уклада жизни. Чувство стыда врождённо и присуще нравственному самосозна­нию человека, принадлежит к первичным задаткам нравственного чувства. Как пра­вило, стыд вспыхивает в человеке после совершения предосудительного, не­доз­воленного, постыдного действия, нарушающего его внутренний мир и достоин­ство. А что если стыд это приобретенная эмоция. Так ли это? Сторонники данной тео­рии придерживаются мнения о том, что эмоция стыда приписывается чело­ве­ко­образным обезьянам, собакам, кошкам и другим видам. При этом наличие дей­ст­вительно переживаемой эмоции стыда у представителей животного царства ос­тается недоказанной и основывается только на сходстве внешних проявлений[2].

Основная часть. Чувство стыда, гнева, угрызения совести и другие человече­ские эмоции нельзя перекладывать на животных. Скорее здесь мы можем отожест­влять стыд и инстинкт. Если бы они реально испытывали чувство стыда или со­жа­ления о содеянном, то вряд ли бы они снова пометили любимые туфли хозяина или удержались от соблазна разодрать подушку в ваше отсутствие.

Стыд — «сущностная черта» человека, пишет Р. Е. Гергилов[3]. Врачи, пси­хо­логи официально доказали, что даже у недееспособных людей отсутствует чувство стыда.

М. Г. Лукина пишет, что «стыд не является врожденным, так как это довольно сложное чувство и далеко не сразу оно появляется у ребенка, этому чувству ре­бе­нок должен обучиться. Формированию стыда способствует, прежде всего, усвое­ние ребенком нравственных норм поведения и правил взаимодействия с окружаю­щи­ми»[4]. Для Аристотеля стыд также «жестко» привязан к мнению окружающих. Однако внешний характер стыда смягчается как минимум двумя обстоятель­ст­вами:

  • во-первых, стыд порожден самим по себе бесславием (бесчестием), а не его негативными прагматическими последствиями;
  • во-вторых, стыдящийся человек до определенной степени сам выбирает тех, кого он стыдится, и этот выбор связан в том числе с его собственными ценност­ными предпочтениями.

Другими словами, Аристотель указывает, что происхождение стыда следует ис­кать в обществе. Другими словами, стыд всегда предполагает присутствие на­блю­дателя — реального или воображаемого. Стыд — это чувство, возникающее в присутствии другого, под его взглядом.

Мы согласны с российским библеистом Андреем Десницким, который указы­вает, что «стыд» зависит от того, к какой культуре мы принадлежим. Безусловно, полярное противопоставление тут неуместно, стыд присутствует в любой чело­ве­ческой культуре, но он по-разному действует, и разнится[5]. К примеру, не каждый ре­шится прийти на нудистский пляж.

Подобные суждения мы можем заметить в учении Демокрита (460-350), ко­то­рый придерживался мнения, что весь мир состоит из множества атомов. Атомы ду­ши подобны атому огня, но ощущения субъективны, и у каждого они свои. Са­мое главное по учению Демиокрита — это «настроенность» души (душа в человеке глав­ное, тело — лишь сосуд). В каждой душе следует искать мерило стыда (со­вер­шивший постыдное должен стыдится самого себя). Митрополит Кирилл (Гундяев) пишет: «Стыд — это свойство души человека. Распалась гармония души — и лю­ди, ощутив внутренний разлад в душе, почувствовали стыд». Значит, чтобы стыд не проявлялся в человеке должно быть все гармонично.

Понятно, что «стыд» — это негативная эмоция, его происхождение играет оп­ре­деленную роль в нашем выживании как вида.

В буддизме стыд осознание того, что делает человек (рефлексия). По мнению М. Сибича, без стыда мы могли бы не чувствовать необходимости придерживаться культурных норм, следовать законам или вести себя так, чтобы это позволяло нам существовать как социальным существам[6].

По мнению А. В. Прокофьева, стыд существует в трех формах — смущение, стыд в узком смысле этого слова и унижение (отличия между ними состоят исклю­чи­тельно в интенсивности и длительности). Дефиниция понятия «унижение» тож­дественно понятию «оскорбление». К примеру, это можно выделить, читая адми­ни­стративный кодекс РФ «Оскорбление — это унижение чести и достоинства дру­гого лица, выраженное в неприличной форме» (ст. 5.61 КоАП). К примеру, бран­ные слова, вульгарная и нецензурная лексика в адрес человека являющаяся ос­кор­бительной, в той же мере является и унизительной для него, если она понижает общественный статус человека, придает ему статус осуждаемого лица, создает у окружающих впечатление виновности, неадекватности его поведения, вызывает обиду и роняет его самооценку. Таким образом, стыд зависит от самооценки[7].

Автор К. Э. Изард рассматривает стыд и смущение как различные эмоции, имею­щие некоторые общие черты, «мимические выражения стыда и смущения похо­жи». Он пишет: «… когда человек чувствует стыд, он, как правило, прячет глаза, отворачивается или опускает голову», также как и появление смущения[8].

Апостол Павел в своих учениях предлагал разграничивать «стыд» и «стыдли­вость». Стыдливость как раз-таки связана со смущением и свидетельствует не столь­ко о вежливости, сколько о нравственности. По писаниям апостола Павла «стыдливость, развиваясь вместе с целомудрием, помогает созиданию чистоты и благочестия в личной, семейной, церковной и общественной жизни».

Для понимания сущности стыда необходимо обратить внимание на его виды. Выделяют: ложный и истинный стыд.

Ложный стыд — личные комплексы человека, стереотипы и установки. Лож­ный стыд всегда связан с восприятием своего собственного «Я» и это зависит от са­мосознания. Вроде бы человек ничего постыдного не сделал, но у него появ­ля­ет­ся чувство стыда. Этот стыд «очерчен» в голове конкретного человека. Когда че­ловеку удается справиться со стыдом рамки собственного образа у него рас­ши­ряются, или если ему не удается принять новую часть себя, приходится воз­вра­щаться в рамки. Это означает, что этим людям необходимо поднимать самооценку.

Истинный стыд напротив, связан с реалиями жизни. К примеру, испытание чув­ства стыда при совершении …..

Каковы же причины стыда?

  • несостоятельность человека в той или иной ситуации, невыполненные обещания и обязательства;
  • аморальные мысли;
  • низкая самооценка;
  • неуместная похвала, при этом это та похвала, которая воспринимается самим человеком как незаслуженная;
  • осознание допущенной ошибки.

Что делать?

  • рефлексировать. Как бы взглянуть на себя со стороны и постараться дать оцен­ку положительным и отрицательным сторонам. Помните, человек должен всег­да стремиться к гармонии (см. выше высказывания Платона), поэтому поста­рай­тесь заменить критические мысли о себе доброжелательными и рациональ­ными утверждениями;
  • быть собой, не сомневаясь в положительном результате (см. выше ложный стыд);
  • быть стыдливым (см. выше высказывания Апостола Павла);
  • не оскорблять других;
  • быть искренним с окружающими.

Заключение. В культуре повседневности России до сегодняшнего дня сохра­ни­лись традиционные ценности: связь вины и греха, приоритет морали над правом, патернализм сознания, милосердие к нуждающимся.

Список литературы

  1. Коркунов Н. М. История философии права. — СПб., 1915. — 500 c. // https://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/korkunov_nm_istoriya_filosofii_prava_posobie_k_lekciyam/
  2. Калоева Е. С. К вопросу о природе стыда // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. — Т. 4. — № 3.
  3. Гергилов Р. Е. Феномен стыда (философско-антропологическая перс­пек­ти­ва): Автореф. дис. … д-ра философ. наук. — СПб., 2018.
  4. Лукина М. Г. Физиологические корреляты эмоции стыда: Дис. … канд. биол. наук. — Ижевск, 2005. — 172 с.
  5. Десницкий А. Стыд или совесть // Правмир: https://www.pravmir.ru/styid-ili-sovest/
  6. Сибич М., Вудьятт Л., Венцель М. Выход за рамки «стыд — это плохо»: как функциональная эмоция может стать проблематичной // Личный психологический компас Soc. — 2016. — № 10(9). — С. 471- 483.
  7. Прокофьев А. В. Нормативная этика // file:///C:/Users/User/Documents/o-moralnom-znachenii-styda.pdf.
  8. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.

References

  1. Korkunov N. M. Istoriya filosofii prava. — SPb., 1915. — 500 c. // https://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/korkunov_nm_istoriya_filosofii_prava_posobie_k_lekciyam/
  2. Kaloyeva Ye. S. K voprosu o prirode styda // Internet-zhurnal «Mir nauki». — 2016. — T. 4. — № 3.
  3. Gergilov R. Ye. Fenomen styda (filosofsko-antropologicheskaya pers¬pek-ti¬va): Avtoref. dis. … d-ra filosof. nauk. — SPb., 2018.
  4. Lukina M. G. Fiziologicheskiye korrelyaty emotsii styda: Dis. … kand. biol. nauk. — Izhevsk, 2005. — 172 s.
  5. Desnitskiy A. Styd ili sovest’ // Pravmir: https://www.pravmir.ru/styid-ili-sovest/
  6. Sibich M., Vud’yatt L., Ventsel’ M. Vykhod za ramki «styd — eto plokho»: kak funktsional’naya emotsiya mozhet stat’ problematichnoy // Lichnyy psikhologicheskiy kompas Soc. — 2016. — № 10(9). — S. 471- 483.
  7. Prokof’yev A. V. Normativnaya etika // file:///C:/Users/User/Documents/o-moralnom-znachenii-styda.pdf.
  8. Izard K. E. Psikhologiya emotsiy. — SPb.: Piter, 1999. — 464 s.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*