admin 20.03.2021

Куставлетов Х. М. — доцент кафедры правовых дисциплин Западно-Ка­захстанского университета имени М. Утемисова, кандидат юридических наук

Куставлетов Х. М. — М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан универси­те­тінің «Құқықтық пәндер» кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты

Kustavletov Kh.M. — Associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the West Kazakhstan University named after M. Utemisov, Candidate of Legal Sciences

УДК 340.1

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ҚҰҚЫҚТЫҚ НИГИЛИЗМ: ЖЕҢУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

LEGAL NIHILISM: SOME OVERCOMING ISSUES

АННОТАЦИЯ

Правовой нигилизм тормозит развитие правового государства. Вопросы прео­доления этого явления всегда актуальны. Особая роль в преодолении нигилизма должна отводится государственным программным документам. В статье приво­дятся некоторые положения проекта Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года.

ТҮЙІН

Құқықтық нигилизм құқықтық мемлекеттің дамуына кедергі келтіреді. Бұл құ­бы­лысты жеңу мәселелері әрқашан өзекті болып табылады. Мемлекеттік бағ­дарламалық құжаттарға нигилизмді жеңуде ерекше рөл бөлінуі керек. Мақалада Қазақстан Республикасының 2030 жылға дейінгі құқықтық саясат тұжырым­да­масы жобасының кейбір ережелері келтірілген.

ANNOTATION

Legal nihilism hinders the development of the rule of law. The issues of overcoming this phenomenon are always relevant. A special role in overcoming nihilism should be assigned to state program documents. The article provides some provisions of the draft Concept of legal policy of the Republic of Kazakhstan until 2030. Ключевые слова: право, государство, правовой нигилизм, законодательство, правовая пропаганда, правовое образование.

Түйінді сөздер: құқық, мемлекет, құқықтық нигилизм, заңнама, құқықтық насихат, құқықтық білім.

Keywords: law, state, legal nihilism, legislation, legal propaganda, legal education.

Современное общество не в полной мере осознает негативное влияние ниги­лизма на процессы модернизации и движения к совершенству. Исключение всего нового, как одно из проявлений нигилизма, тормозит весь процесс эволюции человечества. Особую роль при этом играет, так называемый, правовой нигилизм.

Актуальность вопросов преодоления правового нигилизма кроется в масш­табах, глубине и способности этого явления воздействовать на общество и вносить свои коррективы в те или иные жизненные процессы. В первую очередь, это касается соблюдения правового баланса и обеспечения соблюдения прав человека.

Правовой нигилизм по своей сути содержит в себе, прежде всего, субъек­тивные предпосылки. В свою очередь, сам человек и становится источником отторжения правового образования. В силу множества причин тяга к правовому просвещению появляется при возникновении определенных условий. К примеру, возникновение гражданско-правового спора заставляет человека искать решение этого спора в правовых актах. Но, к сожалению, в большинстве случаев человек прибегает к помощи специалистов. Специфика некоторых споров действительно относится к компетенции юристов и простому человеку целесообразно обратиться к ним. В свою очередь, специалист обязан дать полную правовую информацию по делу с проведением консультации.

«В современных условиях развития государства и права, склонных к глоба­лизации, встает вопрос правового нигилизма: есть ли место для него в совре­мен­ном гражданском обществе. Правовой нигилизм — явление негативное, представ­ляющее собой одну из форм правосознания и социального поведения личности или группы. Правовой нигилизм характеризуется отрицательным (скептическим) отно­ше­нием к закону и ценностям права и выражается в пренебрежении, созна­тельном игнорировании правовых предписаний на практике или в повседневной жизни. Таким образом, правовой нигилизм находится в рамках психического отражения субъектом права государственно-правовой действительности в виде образов, моделей и обобщенных понятий»[1].

Вопросы преодоления правового нигилизма лежат в плоскости государст­венно-правового регулирования. Правовое просвещение, повышение правовой культуры общества, пропаганда юридических знаний — это основные направ­ления политики страны в целях построения правового государства.

Принятие ряда важных нормативных документов, способных в полной мере обеспечить население правовой информацией и вести полномасштабную право­вую пропаганду, это необходимое условие реализации государственной правовой политики.

Правовому просвещению со стороны государства уделяется достаточно вни­ма­ния, действующее законодательство позволяет оперативно влиять и устранять пробелы и упущения при ведении политики правового всеобуча.

В настоящее время Министерством юстиции Республики Казахстан разрабо­тан проект Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее — Проект). Проект был доступен для обсуждения на различных электрон­ных ресурсах.

«Проект концепции предусматривает прозрачность правовой политики, что должно повысить доверие к проводимым реформам в соответствии с концепцией «Слышащего государства». В этой связи важно развивать и формировать новые институты, обеспечивающие учет интересов всех сторон, являющихся адресатами регулирования. Применение данного принципа будет способствовать принятию наиболее оптимального решения, поможет снизить степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования, а также станет ключевым фактором для его успеха» — считают в Минюсте[2].

Раздел 7 Проекта «Правовое образование, правовая пропаганда» определяет граж­данскую активность как необходимое условие существования правового государства, что, в свою очередь, неотъемлемо и обусловлено уровнем правовой культуры личности и общества.

Преодоление правового нигилизма должно исходить из повышения правовой культуры личности и общества в целом.

Правовое освещение, а также популяризацию государственных инициатив и их эффективную реализацию необходимо осуществлять на местах с широким вовлечением гражданского сектора и созданием соответствующих условий со стороны уполномоченного органа.

Конкретные задачи государственным органам установлены исходя из сло­жившейся ситуации обладания населением правовых знаний. В первую очередь, это освещение проводимой государством правовой политики. При этом механизм реализации остается прежним, использование ресурсов средств массовой инфор­мации, пропаганда через распространение бесплатной правовой литературы и проведение мероприятий по правовой тематике.

На наш взгляд, очень важным в Проекте является повышение роли в станов­лении правового государства юридических вузов страны. Выпускники юриди­ческих вузов становятся основными проводниками правовой политики в госу­дарст­венных органах страны, и далее, основными субъектами правовой пропа­ганды и правового просвещения среди населения.

Правовой нигилизм проявляется не только в отторжении правовых знаний, но и в игнорировании требований правовых актов. Каждый человек, в меру своего воспитания, относится к требованиям элементарных правил поведения в обществе. Перед субъектами правовой пропаганды стоит нелегкая задача донести до людей простейшие правовые знания правил поведения в обществе, начиная со школьной скамьи. К сожалению, мы констатируем тот факт, что в настоящее время полу­ченное юридическое образование не в полной мере дает выпускникам навыки ведения правовой пропаганды.

Модернизация юридического образования, как обязательная составная ста­нов­ления правового государства, должна исходить из повышения внимания кадровому составу профессорско-преподавательского контингента вузов. Учиты­вая возрастающую динамику общественной жизни и замену в обозримом будущем части работников в некоторых профессиях искусственным интеллектом, необхо­димо уделить больше внимание законодательной регламентации форм пере­под­готовки и повышению квалификации в системе среднего и высшего профес­сио­нального образования.

Совершенствование существующей системы высшего образования видится в пересмотре подходов к образовательным программам вузов. Приоритетным дол­жен стать подход востребованности специалистов в конкретных направлениях деятель­ности работодателей.

Таким образом, Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является программным документом, определяющим приоритетные направ­ления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внеш­неполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды. При этом, правовое образование и правовая пропаганда должны стать основным рычагом преодоления правового нигилизма в обществе.

  1. Ханукаев Ю. Э. Правовой нигилизм в условиях глобализации // Бизнес в законе. — 2015. — № 3. — С. 24-26.
  2. Электронный источник: https://www.zakon.kz/5062918-kontseptsiyu-pravovoy-politiki-do-2030.html.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*