Куставлетов Х. М. — доцент кафедры правовых дисциплин Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова, кандидат юридических наук
Куставлетов Х. М. — М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан университетінің «Құқықтық пәндер» кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты
Kustavletov Kh.M. — Associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the West Kazakhstan University named after M. Utemisov, Candidate of Legal Sciences
УДК 340.1
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ҚҰҚЫҚТЫҚ НИГИЛИЗМ: ЖЕҢУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ
LEGAL NIHILISM: SOME OVERCOMING ISSUES
АННОТАЦИЯ
Правовой нигилизм тормозит развитие правового государства. Вопросы преодоления этого явления всегда актуальны. Особая роль в преодолении нигилизма должна отводится государственным программным документам. В статье приводятся некоторые положения проекта Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года.
ТҮЙІН
Құқықтық нигилизм құқықтық мемлекеттің дамуына кедергі келтіреді. Бұл құбылысты жеңу мәселелері әрқашан өзекті болып табылады. Мемлекеттік бағдарламалық құжаттарға нигилизмді жеңуде ерекше рөл бөлінуі керек. Мақалада Қазақстан Республикасының 2030 жылға дейінгі құқықтық саясат тұжырымдамасы жобасының кейбір ережелері келтірілген.
ANNOTATION
Legal nihilism hinders the development of the rule of law. The issues of overcoming this phenomenon are always relevant. A special role in overcoming nihilism should be assigned to state program documents. The article provides some provisions of the draft Concept of legal policy of the Republic of Kazakhstan until 2030. Ключевые слова: право, государство, правовой нигилизм, законодательство, правовая пропаганда, правовое образование.
Түйінді сөздер: құқық, мемлекет, құқықтық нигилизм, заңнама, құқықтық насихат, құқықтық білім.
Keywords: law, state, legal nihilism, legislation, legal propaganda, legal education.
Современное общество не в полной мере осознает негативное влияние нигилизма на процессы модернизации и движения к совершенству. Исключение всего нового, как одно из проявлений нигилизма, тормозит весь процесс эволюции человечества. Особую роль при этом играет, так называемый, правовой нигилизм.
Актуальность вопросов преодоления правового нигилизма кроется в масштабах, глубине и способности этого явления воздействовать на общество и вносить свои коррективы в те или иные жизненные процессы. В первую очередь, это касается соблюдения правового баланса и обеспечения соблюдения прав человека.
Правовой нигилизм по своей сути содержит в себе, прежде всего, субъективные предпосылки. В свою очередь, сам человек и становится источником отторжения правового образования. В силу множества причин тяга к правовому просвещению появляется при возникновении определенных условий. К примеру, возникновение гражданско-правового спора заставляет человека искать решение этого спора в правовых актах. Но, к сожалению, в большинстве случаев человек прибегает к помощи специалистов. Специфика некоторых споров действительно относится к компетенции юристов и простому человеку целесообразно обратиться к ним. В свою очередь, специалист обязан дать полную правовую информацию по делу с проведением консультации.
«В современных условиях развития государства и права, склонных к глобализации, встает вопрос правового нигилизма: есть ли место для него в современном гражданском обществе. Правовой нигилизм — явление негативное, представляющее собой одну из форм правосознания и социального поведения личности или группы. Правовой нигилизм характеризуется отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права и выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике или в повседневной жизни. Таким образом, правовой нигилизм находится в рамках психического отражения субъектом права государственно-правовой действительности в виде образов, моделей и обобщенных понятий»[1].
Вопросы преодоления правового нигилизма лежат в плоскости государственно-правового регулирования. Правовое просвещение, повышение правовой культуры общества, пропаганда юридических знаний — это основные направления политики страны в целях построения правового государства.
Принятие ряда важных нормативных документов, способных в полной мере обеспечить население правовой информацией и вести полномасштабную правовую пропаганду, это необходимое условие реализации государственной правовой политики.
Правовому просвещению со стороны государства уделяется достаточно внимания, действующее законодательство позволяет оперативно влиять и устранять пробелы и упущения при ведении политики правового всеобуча.
В настоящее время Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее — Проект). Проект был доступен для обсуждения на различных электронных ресурсах.
«Проект концепции предусматривает прозрачность правовой политики, что должно повысить доверие к проводимым реформам в соответствии с концепцией «Слышащего государства». В этой связи важно развивать и формировать новые институты, обеспечивающие учет интересов всех сторон, являющихся адресатами регулирования. Применение данного принципа будет способствовать принятию наиболее оптимального решения, поможет снизить степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования, а также станет ключевым фактором для его успеха» — считают в Минюсте[2].
Раздел 7 Проекта «Правовое образование, правовая пропаганда» определяет гражданскую активность как необходимое условие существования правового государства, что, в свою очередь, неотъемлемо и обусловлено уровнем правовой культуры личности и общества.
Преодоление правового нигилизма должно исходить из повышения правовой культуры личности и общества в целом.
Правовое освещение, а также популяризацию государственных инициатив и их эффективную реализацию необходимо осуществлять на местах с широким вовлечением гражданского сектора и созданием соответствующих условий со стороны уполномоченного органа.
Конкретные задачи государственным органам установлены исходя из сложившейся ситуации обладания населением правовых знаний. В первую очередь, это освещение проводимой государством правовой политики. При этом механизм реализации остается прежним, использование ресурсов средств массовой информации, пропаганда через распространение бесплатной правовой литературы и проведение мероприятий по правовой тематике.
На наш взгляд, очень важным в Проекте является повышение роли в становлении правового государства юридических вузов страны. Выпускники юридических вузов становятся основными проводниками правовой политики в государственных органах страны, и далее, основными субъектами правовой пропаганды и правового просвещения среди населения.
Правовой нигилизм проявляется не только в отторжении правовых знаний, но и в игнорировании требований правовых актов. Каждый человек, в меру своего воспитания, относится к требованиям элементарных правил поведения в обществе. Перед субъектами правовой пропаганды стоит нелегкая задача донести до людей простейшие правовые знания правил поведения в обществе, начиная со школьной скамьи. К сожалению, мы констатируем тот факт, что в настоящее время полученное юридическое образование не в полной мере дает выпускникам навыки ведения правовой пропаганды.
Модернизация юридического образования, как обязательная составная становления правового государства, должна исходить из повышения внимания кадровому составу профессорско-преподавательского контингента вузов. Учитывая возрастающую динамику общественной жизни и замену в обозримом будущем части работников в некоторых профессиях искусственным интеллектом, необходимо уделить больше внимание законодательной регламентации форм переподготовки и повышению квалификации в системе среднего и высшего профессионального образования.
Совершенствование существующей системы высшего образования видится в пересмотре подходов к образовательным программам вузов. Приоритетным должен стать подход востребованности специалистов в конкретных направлениях деятельности работодателей.
Таким образом, Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является программным документом, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды. При этом, правовое образование и правовая пропаганда должны стать основным рычагом преодоления правового нигилизма в обществе.
- Ханукаев Ю. Э. Правовой нигилизм в условиях глобализации // Бизнес в законе. — 2015. — № 3. — С. 24-26.
- Электронный источник: https://www.zakon.kz/5062918-kontseptsiyu-pravovoy-politiki-do-2030.html.