admin 30.01.2021
Мартын В. В. — студентка 3 курса по специальности «Юриспруденция» Баишев Университета Мусаева А. Ю. — студентка 3 курса по специальности «Юриспруденция» Баишев Университета Мартын В. В. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 3-курс студенті Мусаева А. Ю. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 3-курс студенті Martin V. V. — 3rd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University Musaeva A. Yu. — 3rd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University УДК 364.65

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА БАЛАЛАРДЫ ӘЛЕУМЕТТІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ҚОРҒАУ

SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ Социально-правовая защита детей в Казахстане осуществляется в различных организационно-правовых формах. Поэтому вопросы защиты прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня становятся общечело­веческими и регулируются соответствующими нормативно-правовыми нормами. И прежде всего Конституцией Республики Казахстан. Также в Казахстане принято свыше 45 нормативных правовых актов, регулирующих права и гарантии детей и подростков. ТҮЙІН Қазақстанда балаларды әлеуметтік-құқықтық қорғау әртүрлі ұйымдық-құ­қық¬тық нысандарда жүзеге асырылады. Сондықтан баланың құқықтарын қорғау, оның өміріне, дамуына, білімі мен тәрбиесіне қамқорлық жасау мәселелері бүгінде жалпы адамзаттық сипатқа ие және тиісті нормативтік-құқықтық нормалармен реттеледі. Ең алдымен, Қазақстан Республикасының Конституциясы. Сондай-ақ, Қазақстанда балалар мен жасөспірімдердің құқықтары мен кепілдіктерін реттейтін 45-тен астам нормативтік-құқықтық актілер қабылданды. ANNOTATION Social and legal protection of children in Kazakhstan is carried out in various organizational and legal forms. Therefore, the issues of protecting the rights of the child, taking care of his life, development, education and upbringing today are becoming common to all mankind and are regulated by the relevant legal norms. First of all, the Constitution of the Republic of Kazakhstan. Also in Kazakhstan, over 45 normative legal acts have been adopted that regulate the rights and guarantees of children and adolescents. Ключевые слова: дети, преступления, социально-правовая защита, законо­да­тельные акты, условия, права, проблемы. Түйінді сөздер: балалар, қылмыстар, әлеуметтік-құқықтық қорғау, заңна­ма­лық актілер, жағдайлар, құқықтар, проблемалар. Keywords: сhildren, crimes, social and legal protection, legislative acts, conditions, rights, problems Социально-правовая защита осуществляется в различных организационно-пра­вовых формах, поэтому вопросы защиты прав ребенка, забота о его жизни, раз­ви­тии, образовании и воспитании сегодня становятся общечеловеческими. И она регулируется соответствующими нормативно-правовыми нормами. И прежде всего Конституцией Республики Казахстан, которая берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям го­сударства. Например, право гражданна охрану здоровья, на бесплатное полу­чение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из госу­дарст­венных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25) и другие[1]. Права детей также регулируются такими международными документами, как «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г.) и другими. Охрана детства призвана решать двуединую задачу: социально-правовую за­щи­ту, что включает в себя принятие законодательных актов, создание специа­лизи­рованных социальных, образовательных, медико-социальных и других учреж­де­ний для детей, и психолого-педагогическую, включающую в себя создание дос­тойных условий для развития, воспитания, творчества, досуга, выбора жизненного пути в образовательных и воспитательных учреждениях. В 2019 году в Послании народу Казахстана Президент страны К.-Ж. К. Токаев зая­вил о необходимости ужесточить наказание за преступления против детей[2]. Изнасилование в Казахстане считалось тяжким преступлением до 2000 года, пока Парламент не перевел это преступление в категорию средней тяжести. Это поз­воля­ло во многих случаях прекращать дела за примирением сторон, и в итоге на­сильник оставался безнаказанным. Для борьбы с насилием в отношении детей с 1 января 2018 года в Казахстане вступил закон о принудительной химической каст­ра­ции педофилов. В сентябре 2019 года сообщалось, что в стране 11 осуждён­ных приговорены к химической кастрации. Данное решение свидетельствует о прог­рес­сивных взглядах Главы государства[3]. По словам Спикера Мажилиса, депутатам предстоит создать законодательную основу для реформирования правоохранительной и судебной систем, ограждения бизнеса от чрезмерного вмешательства силовых структур, а также защиты граж­дан, особенно детей, от кибербуллинга. Кроме того, до конца этого года предстоит принять Закон об Общественных советах, находящийся на рассмотрении Мажи­лиса. Актуальным является и поручение Президента разработать и принять Закон об общественном контроле, а также Закон по вопросам доступа к информации[4]. Однако противоречия в социальных и межличностных отношениях значи­тельно затрудняют процесс социализации и адаптации детей по вопросам их со­циаль­но-правовой защиты. И в этом направлении анализ литературы пока­зы­вает, что такие вопросы остаются пока слабо исследованными. Хотя в этом направлении в Казахстане принято свыше 45 нормативных право­вых актов, регулирующих права и гарантии детей и подростков. Однако имеются и проблемные вопросы, как в правовой регламентации, так и правоприменительной практике по обеспечению прав и свободы ребенка. В част­ности, имеют место элементы дискриминации в отношении детей-инвалидов Зако­на (ст. 6 п. 1) «О правах ребенка в Республике Казахстан»[5]. Этим детям не соз­даны необходимые условия для доступа к жилым, общественным и другим зданиям, учебным заведениям, беспрепятственного пользования общественным транспор­том и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, иными объектами социальной инфраструктуры, свободной ориентации и перед­вижения. Нарушаются нормы Конституции Республики Казахстан (п. 1 ст. 21) — кто закон­но находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свобод­но­го передвижения по ее территории и свободного выбора местожи­тельст­ва, кроме случаев, оговоренных законом. Также отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий социальное уст­ройство (трудоустройство, обеспечение жильем и т. д.)детей-сирот, детей остав­шихся без попечения родителей, страдающих заболеванием, после окончания ими специализированного учебного заведения, разрешение которых не урегулировано государством. Как отметил Бердибек Сапарбаев на партийных слушаниях, что до 2023 года в Казахстане не останется детских домов. Их трансформируют в Центры семей­ного типа. В 2019 году по поручению Елбасы был создан специальный совет при партии Nur Otan. В течение нескольких месяцев члены рабочей группы объездили все регионы страны, побывав в каждой школе, детском саду и домах ребенка. Выя­вили массу нарушений, некоторые из которых вызвали большой общест­вен­ный резонанс в стране, к примеру, скандал вокруг Рудненского Дома ребенка. Итоги инспек­тирования члены рабочей группы огласили на партийных слушаниях и рассказали, как они намерены защитить права каждого ребенка в стране. Факты издева­тельств над детьми-инвалидами выявила спецкомиссия. Вместо имен они откликались на порядковый номер, неделями не выходили на улицу, жили в анти­санитарных условиях. Все это сиротах и без того обделенных судьбой Руд­ненс­кого Дома ребенка. Внезапно нагрянувшая комиссия по защите прав детей была буквально в ужасе от содержания малышей. Эти кадры облетели весь Казнет всего за пару часов и вызвали большой общественный резонанс. Похожие истории во многих детдомах страны. За три месяца рабочая группа объездила их больше 20. Проблемы системные и решать их нужно тоже системно. Для этого в Совете по защите прав детей разработали непросто дорожную карту, а алгоритм действий, который поможет раз и навсегда решить проблемы детских домов[6]. Также существует проблема ухудшения общего морального состояния общества, которая заключается в публичном, бесконтрольном распространении порнографических предметов и произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, и это признается почти всем учеными, анализирующими эту проблему. На государственном уровне делаются определенные шаги в попытке уделить надлежащее внимание и каким-то образом стабилизировать ситуацию, которая сложилась в информационном пространстве Казахстана на сегодняшний день. На это направлен Закон Республики Казахстан № 56-1 «О культуре» от 15 декабря 2006 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 ноября 2020 года)[7] и ст. ст. 311-313 УК РК[8]. Однако, этого, на наш взгляд, мало. Надо принять закон, который бы опреде­лял главные принципы государственного регулирования и контроля обращения продукции сексуального характера, в том числе и порнографической. Необходимо определить порядок и условия обращения этой продукции, которые по своей сово­купности могли бы стать залогом надлежащей защиты общественной морали и защиты физического, психического здоровья и морального благополучия несовер­шеннолетних от негативного влияния порнографических предметов и публичного распространения предметов эротичного характера. Таким образом, в заключении приходим к выводу об имеющемся резерве отечественной нормативно-правовой базы и целесообразности его дальнейшего совершенствования. Отдельные же решения ряда вопросов заслуживают, на наш взгляд, более пристального внимания отечественного законодателя.
  1. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.) // https://online.zakon.kz.
  2. Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана: Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 // https://www.akorda.kz/ru/addresses.
  3. strategy2050.kz: https://strategy2050.kz/ru/news/poslanie-prezidenta-rk-soderzhit-svoevremennye-povorotnye-punkty-v-upravlenii-stranoy-mnenie-mirovykh/
  4. Источник: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id48089/1/15 Мажилис Парламента Республики Казахстан.
  5. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.10.2011 г.) // http://adilet.zan.kz/rus
  6. Источник: https://khabar.kz/ru/news/item/120266-do-2023-goda-v-kazakhstane-ne-ostanetsya-detskikh-domov
  7. Закон Республики Казахстан № 56-1 «О культуре» от 15 декабря 2006 года // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30081960.
  8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с измене­ниями и дополнениями) // https://online.zakon.kz.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*