admin 01.03.2020

Бекишева С. Д. — доктор юридических наук, доцент;

Казбекова А. Б. — магистр юридических наук, магистр экономических наук

Бекишева С. Д. — заң ғылымдарының докторы, доцент;

Қазбекова А. Б. — заң ғылымдарының магистрі, экономика ғылымдарының магистрі

Bekisheva S. D. — doctor of law, associate Professor;

Kazbekova A. B. — master of law, master of Economics

 

УДК 34.349.23

СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ҚАЗІРГІ КЕЗЕҢДЕ АЗАМАТТАРДЫҢ ЕҢБЕК ҚҰҚЫҚТАРЫН КҮЗЕТУ МЕН ҚОРҒАУДЫҢ ЖАЙ-КҮЙІ

THE CONDITION AND PROTECTION OF LABOUR RIGHTS CITIZENS AT THE CURRENT STAGE

Ключевые слова: трудовые права, охрана трудовых прав, защита трудовых прав, механизм защиты и охраны трудовых прав, профессиональные союзы, органы государственного контроля за исполнением трудового законодательства, государственные инспекции труда, органы прокуратуры.

Түйін сөздер: еңбек құқықтары, еңбек құқықтарын қорғау, еңбек құқықтарын қорғау және қорғау тетігі, кәсіптік одақтар, еңбек заңнамасының орындалуын мемлекеттік бақылау органдары, мемлекеттік еңбек инспекциялары, прокуратура органдары.

Keyword: labor rights, protection of labor rights, mechanism for proponence and protection of labor rights, trade unions, state control bodies over the implementation of labor legislation, state labor inspections, Prosecutor’s offices.

Республика Казахстан позиционируется как стабильное, динамично развивающее государство как в экономическом, так и в правовом поле.

Одной из приоритетных задач государственной власти в фокусе социально-экономической политики является развитие государственного регулирования системы трудовых отношений, как движущего фактора национальной экономической системы (развитие человеческого капитала, рабочие места, охрана и защита трудовых прав, конкуренция, инновации и др.).

Данная задача реализуется в Республике Казахстан, что подтверждается сформированной системой охраны и защиты трудовых прав граждан.

Основные принципы и гарантии в рассматриваемой сфере закреплены в Конституции Республики Казахстан[1], Трудовом кодексе РК[2], соответствующих нормативных правовых актах.

В программных документах стратегического значения перед государством и обществом ставятся более конкретизированные цели и задачи. Так, в Послании Президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева народу Казахстана «Конст­руктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. были поставлены задачи повышения производительности тру­да как минимум в 1,7 раза, повышения уровня заработной платы, а также было дано поручение Правительству рассмотреть возможности стимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда[3].

В нашей стране механизм защиты и охраны трудовых прав граждан включает в себя государственные органы, общественные организации и иные учреждения, а так­же соответствующие нормы права, которые применяются данными структурами.

К последним относятся:

  • профессиональные союзы (наиболее массовая и представительная органи­зация трудящихся страны, объединяет 2 миллиона членов профсоюзов, в состав на добровольных началах входят 24 республиканских отраслевых профессиональных союзов, 17 территориальных объединений профсоюзов, структура насчитывает более 18 тысяч первичных профсоюзных организаций);
  • национальные и региональные органы государственного контроля за испол­нением трудового законодательства (Министерство труда и социальной защиты Рес­публики Казахстан, государственные инспекции труда при местных исполнительных органах);
  • органы контроля за здоровьем населения, безопасностью производства, транс­порта (Министерство здравоохранения Республики Казахстан и их террито­риальные подразделения, Комитет транспорта Министерства по инвестициям и раз­витию Республики Казахстан, его подразделения и т.д.);
  • органы государственной системы гражданской защиты (подразделения, за­ни­мающиеся предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и их последствий, органы управления гражданской защиты и т.д.);
  • национальные органы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Акционерное общество «Госу­дарст­венный фонд социального страхования»);
  •  органы прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор за соблю­де­нием трудового законодательства;
  • суды.

Соответствующими источниками права являются:

  • трудовое законодательство (нормы Конституции РК, Трудовой кодекс РК, а также ряд других кодексов и законов, нормативных правовых актов РК, устанав­ливающих нормы в области условий и охраны труда, нормативные правовые акты соответствующих уполномоченных органов (приказы Министров РК, в том числе разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и охране труда, положения, правила, инструкции, каждый из которых направлен на регу­лирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и охраны труда, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, а также строительные нормы и правила);
  • ратифицированные Конвенции МОТ и другие международные договоры, со­держащие требования охраны труда Республикой Казахстан ратифицированы следующие Конвенции МОТ (Казахстан на сегодня ратифицировал 24 из 190 действующих конвенций МОТ, в том числе все 8 основополагающих. МОТ, отмечающая столетие своего образования, обратилась к правительствам государств мира с призывом ратифицировать в 2019 году как минимум по одному из международных трудовых нормативных документов);
  • государственные и межгосударственные стандарты, нормы и правила (ут­верждены и действуют свыше 200 государственных и межгосударственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих вопросы организации систем управления охраной труда, средств индивидуальной защиты, определения факторов производственной среды, электробезопасности, безопасность производственного оборудования и др.);
  • нормативно-технические документы (нормы, правила, классификаторы, в том числе основанные на технических стандартах и сводах практических правил МОТ, например, в целях внедрения системы оценки и управления про­фессиональных рисков, подготовлен и утвержден ряд государственных стандартов, в которых учтены положения МОТ-СУОТ 2001 «Руководство по системам управления охраной труда»).

Вместе с тем одного наличия механизма защиты и охраны трудовых прав граж­дан недостаточно — он должен эффективно работать.

Анализ состояния охраны и защиты трудовых прав граждан показал, что се­годня права работников недостаточно защищены по сравнению с правами работодателей. Это подтверждается количеством поданных в государственные органы обращений по трудовым вопросам, количеством административных и уголовных дел, материалами СМИ.

Об этом свидетельствует растущее количество обращений работников в госу­дарственные органы. Так, за последние пять лет (с 2015-2019 гг.) произошел рост обращений в государственные инспекции труда: на 23,4 % почти во всех регионах страны (с 23 779 до 29 346 жалоб или заявлений). При этом резкий рост обращений наблюдается в следующих областях:

  • в три раза в Атырауской (с 503 до 1551 обращений),
  • почти в два раза в Алматинской (с 265 до 510 обращений), Северо-Ка­захс­танкой (с 795 до 1219 обращений),
  • в 1,3 раза в Жамбылской (с 195 до 269 обращений), Мангистауской (с 857 до 1163 обращений), Костанайской (с 1127 до 1510 обращений), Кызылординской (с 849 до 1120 обращений).

В г. Шымкент только за последний год прирост составил 3,7 раза (с 359 до 1337 обращений).

Анализ обращений по вопросам надзора за законностью в социально-эконо­мической сфере, поступивших в органы прокуратуры в 2016-2019 годы, свиде­тельст­вует, что в среднем 10 % обращений связано с нарушением трудового зако­но­дательства (обращения физических лиц: в 2016 году удельный вес — 12,9 %, в 2017 году — 10,4 %, в 2018 году — 9,8 %, в 2019 году — 11 %; обращения юриди­ческих лиц: в 2016 году удельный вес — 13,4 %, в 2017 году — 10,8 %, в 2018 году — 10,1 %, в 2019 году — 11,4 %)[4].

Анализ статистических данных по административным правонарушениям пока­зывает, что ежегодно в Казахстане в среднем рассматривается от 3 до 5 тыс. дел в сфере нарушения трудовых прав граждан.

В сфере уголовного преследования ежегодно находятся десятки дел преи­мущественно по двум статьям: нарушение трудового законодательства РК (ст. 152 УК РК), нарушение правил охраны труда (ст. 156 УК РК). Так, за 2015-2019 годы по статье 156 УК РК было зарегистрировано 312 случаев уголовно-наказуемых нарушений правил охраны труда (2015 год — 44; 2016 год — 82; 2017 год — 35; 2018 год — 109; 2019 год — 42).

Анализ СМИ также подтверждает, что охрана и защита трудовых прав граж­дан осуществляется ненадлежащим образом, так как регулярно в СМИ, в социальных сетях и комментариях к ним (Telegram, Facebook, Instagram) размещается информация о множестве проблем, связанных с нарушением трудовых прав граждан, среди которых:

  • невыплата заработной платы. По состоянию на 9 января 2020 года по стране у 107 предприятий имелась задолженность на сумму 1410,5 млн. тенге перед 4312 работниками. Больше всего долгов по зарплате в Карагандинской (212 млн), Восточно-Казахстанской (201 млн) областях и г. Алматы (182,8 млн);
  • производственный травматизм. За последние 10 лет ежегодно от 2 до 3 тыс. работников получают травмы и увечья при несчастных случаях, связанных с тру­довой деятельностью, из них в среднем 250 со смертельным исходом, а также от 1 до 2 млрд. тенге составляют материальные последствия. В 2019 году по причине нарушений требований безопасности и охраны труда на предприятиях республики пострадало 1 430 чел., из них 180 человек погибло;
  • дискриминация в сфере труда. Это касается не только дискриминации по ген­дерному признаку (женщины с детьми, беременные женщины и др.), но и по оплате труда. Так, по поручению Главы государства органами прокуратуры в 2019 году была организована проверка 95 предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу. Выявлено 930 фактов нарушения трудового и миграционного законо­дательства. При этом на 25 предприятиях установлено 474 фактов диспропорции по оплате и условиям труда;
  • несоблюдение охраны и режима труда и отдыха;
  • непредоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РК;
  • неправомерное применение дисциплинарных взысканий;
  • заёмный труд (аутсорсинг, аутстаффинг).

В условиях COVID-19 ряд проблем усиливается:

  • невыплата заработной платы и оплаты труда (вследствие приостановки деятельности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса);
  • производственный травматизм (заражение медицинских работников корона­вирусом вследствие необеспеченности или неприменения средств индивидуальной и коллективной защиты).

Причинами данных негативных явлений выступают объективные и субъек­тивные факторы.

К объективным факторам можно отнести нерентабельность предприятий, их банкротство, недостаток собственных средств на фоне наличия большой задол­женности контрагентов перед самими работодателями и задолженности местного бюджета.

Субъективные факторы возникают как по вине работодателей, так и самих работников.

Основными факторами, способствующими нарушениям работодателями тру­дового законодательства, являются: игнорирование трудового законода­тельства; правовая неграмотность большого числа работодателей (особенно из числа индиви­дуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий); правовой нигилизм отдельных работодателей, не желающих соблюдать трудовое законодательство.

Факторами со стороны работников является их собственное поведение, обус­ловленное низким уровнем правовой подготовки, вследствие чего они не умеют и не могут отстаивать свои права, соглашаются на заключение устных трудовых соглашений и не требуют официального их оформления. Это влечет соответственно незаконное превышение нормы рабочего времени, отсутствие соответствующих условий и охраны труда, невыплату заработной платы, ограничение и даже незаконное лишение права на отдых, трудовой отпуск.

Кроме указанных причин, можно обособить группу причин, возникающих вне поля трудовых взаимоотношений работников и работодателей, но влияющих на совершение нарушений трудовых прав граждан. Данные причины состоят в ослаблении контрольно-надзорной деятельности государственных органов в сфере трудовых отношений, надзорной деятельности прокуратуры, что вызвано объективными факторами.

Ослабление контрольных функций государственных инспекторов труда вызвано следующими обстоятельствами.

Во-первых, сократилась численность государственных инспекторов труда. С момента создания вертикальной структуры инспекции труда в 2001 году (постановлением Правительства от 28.12.2000 года № 1920, которая полностью соответствовала требованиям ратифицированных Казахстаном конвенций МОТ[5]) штатная численность инспекторов снизилась на 38 %, с 412 до 288 единиц. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» от 13 июня 2013 года[6] функции и штатная численность инспекции по труду Министерства труда и социальной защиты населения были переданы в ведение местных исполнительных органов.

Однако, по рекомендациям Международной организации труда для обес­печения эффективного осуществления функций инспекторами труда соотношение их численности к количеству работников должно составлять 1 инспектор труда на 10 тыс. работников. В Казахстане данное соотношение составляет 1 инспектор труда на 23 тыс. работников.

Во-вторых, несмотря на снижение количества запланированных проверок, наг­рузка на госинспекторов не снижается, так как они обязаны реагировать на любые факты обращения работников и работодателей. Так, в 2019 году госу­дарственными инспекторами труда было рассмотрено 29 346 обращений юри­дических и физических лиц, по которым были необходимы проверки (случаи произ­водственного травматизма и иные серьезные правонарушения). Их количество сос­тавило более 97 % (9 308 проверки) от общего количества проведенных про­верок.

Количество же запланированных проверок составило всего 228 (профилактический контроль), что составляет 2,5 % от общего количества проверок. Это произошло вследствие сокращения штатной численности госинспекторов, так как планирование объема работы напрямую взаимосвязано с количеством работающих специалистов. Нехватка кадров обусловила уменьшение на 80 % (с 1 146 до 228 проверок) количества плановых проверок.

Кроме того, за последние пять лет (с 2015-2019 годы) количество проверяемых организаций государственными инспекциями труда увеличилось на 24 % (с 308 034 до 381 620 организаций), однако проведенных проверок в 35 раз меньше (в 2015 году — 308 034 организации, проведено проверок — 11 421 проверки; в 2016 году — 336 766 организации, проведено проверок 10 734 проверки; в 2017 году — 332 369 организации, проведено 9 920 проверок, в 2018 году — 365 258 организации, проведено 8 774 проверки, в 2019 году — 381 620 организаций, проведено проверок 9 536 проверки).

Указанные данные свидетельствуют о большой нагрузке на инспекторов труда, в среднем на одного инспектора приходится 3 проверки в месяц, что не позволяет охватить полное количество проверяемых организаций.

При этом в четыре раза увеличилось количество проверяемых организаций в Павлодарской области (с 13 303 до 55 270 организаций, а численность инспекторов по труду увеличилась только с 12 до 15 человек), в два раза в Мангистауской (с 6 743 до 10 200 организаций, при этом численность инспекторов по труду не изменилась), и Актюбинской (с 8 336 до 12 724 организаций, а численность инспекторов по труду уменьшилась на 37 % с 16 до 10 человек) областях, почти на 80 % увеличилось количество проверяемых организаций в Северо-Казахстанской (с 25 258 до 44 750 организаций, а численность инспекторов по труду увеличилась только с 10 до 14 человек), на 40 % в Жамбылской (с 6 220 до 8 824 организаций, а численность инспекторов по труду не изменилась) и на 30 % в Алматинской (с 16 900 до 22 111 организаций, а численность инспекторов по труду уменьшилась с 13 до 12 человек) областях[7].

В-третьих, упразднение вертикальной структуры инспекции труда привело к переводу госинспекторов труда в ведение местных исполнительных органов, в критерии оценки деятельности которых входит стабильная обстановка в регионе в сфере трудовых отношений, что порождает конфликт интересов, а некоторых слу­чаях — укрывательство серьезных случаев нарушения трудового законодательства.

Кроме того, местными исполнительными органами на государственных инс­пекторов труда возлагаются дополнительные функции по организации и участию в различных мероприятиях, не имеющих отношение к основной деятельности и занимающих значительную часть рабочего времени.

Организация системы инспекций труда по вертикали способствует незави­симости инспекторов труда от акиматов и более объективному подходу к проверкам.

Зарубежный опыт показывает, что в таких странах Европы как Германия, Франция, Великобритания, Италия, Финляндия, Нидерланды и Норвегия инс­пекции труда организованы как одна система при Министерстве труда или аналогичном ведомстве.

В-четвертых, госинспектора труда существенно ограничены в выполнении своих непосредственных функций.

Предпринимательским кодексом РК предусмотрено, что проверяющий обязан известить работодателя о начале проведения проверки не менее чем за сутки до их начала, а также зарегистрировать акт о назначении проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики.

Отсутствие возможности оперативного реагирования на нарушения трудового законодательства дает возможность недобросовестным работодателям избежать проверки и скрыть нарушения.

При этом, в соответствии с принятыми в мае 2001 года Законами «О ратифи­кации Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле» № 129[8] и «О ратификации Конвенции об инспекции труда в сельском хозяйстве» № 81[9], инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции.

Следует отметить, что указанные международные конвенции согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан имеют приоритет перед законами Рес­публики Казахстан.

В настоящее время данная ситуация усугубилась, так как Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229[10] введен мораторий (3 года) на проведение проверок и профилактического контроля. Теперь государственная инспекция труда лишена возможности принять какие-либо меры по обращениям, связанным с серьезными нарушениями трудового законодательства, например, с невыплатой заработной платы.

В-пятых, ослабление контрольных полномочий государственной инспекции труда связано с недостаточной квалификацией госинспекторов труда и их теку­честью, недостаточным материально-техническим обеспечением.

За последние три года из системы государственной инспекции труда уволилось 123 инспекторов труда (42,7 %).

На 1 января текущего года на балансе местных органов по инспекции труда числится 33 транспортных средства, из которых 17 единиц закреплены за первыми руководителями управлений.

Из-за отсутствия служебного транспорта инспектора труда вынуждены доби­раться до места проверки, находящегося на значительном отдалении от областного центра, на собственном или общественном транспорте.

Поездка на проверку на общественном транспорте занимает значительно боль­ше времени, чем сама проверка. При выезде на проверку на собственной машине транспортные расходы инспектору труда не возмещаются, что способствует совершению коррупционных правонарушений.

Изменения в действующем законодательстве ограничили полномочия в рассмат­риваемой сфере органов прокуратуры, в чьи задачи входит «защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства; выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий»;

С принятием нового Закона «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года[11] у прокуроров уже нет возможности оперативно и полноценно способствовать восста­новлению нарушенных прав и свобод трудящихся. Прокуратура не вправе по обра­щениям граждан назначать проверки и запрашивать информацию либо документы (ст. 3 Закона). Поэтому более 80 % обращений перенаправляются прокурорами в уполномоченные органы, по остальным даются разъяснения.

Практика показала, что на протяжении многих лет именно прокуратура была надежным защитником трудовых прав граждан, и именно в прокуратуру обраща­лись работники за восстановлением своих нарушенных прав. Так, прокуратурой установлено, что за 2018 и 2019 годы в Карагандинской области было направлено в суд лишь 2 % дел о производственном травматизме, хотя было зарегистрировано 405 фактов получения травм на производстве, 58 человек погибли. В суд направили всего лишь семь дел.

При этом прокурорами выявлено дополнительно 196 фактов тяжёлых травм на предприятиях за последние пять лет, в результате которых 158 работников стали инвалидами[12].

Для устранения выявленных недостатков функционирования механизма защиты и охраны трудовых прав граждан предлагается следующее:

Повышение правовой грамотности работодателей, для чего организовать курсы повышения квалификации, тренинги и иные формы получения правовых знаний. В качестве итоговой формы такого обучения предлагается зачет или экзамен на знание, в первую очередь, трудового законодательства.

Повышение правовой грамотности работников и потенциальных работников. Обучение можно организовать на предприятиях, в центрах занятости населения, в образовательных учреждениях, в задачи которых входит профильная подготовка специалистов для работы на производстве и иных сферах экономики. В рамках занятий необходимо акцентировать внимание на обязательность официальных трудовых договоров, на негативные последствия в случае ненадлежащего оформления трудовых отношений.

Разработка интерактивной Карты учета недобросовестных работодателей с указанием причины включения в нее (невыплата или задержка заработной платы, дискриминация, количество фактов производственного травматизма, нарушений техники безопасности и гигиены труда, текучесть кадров) для полной информированности потенциальных работников.

Обеспечение возможности получения справки о заработной плате через Центры обслуживания населения в целях активизации самозащиты своих прав работниками.

Усиление полномочий контролирующего органа в сфере труда — Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК, наделив его независимостью от местных исполнительных органов, возможностью принудительного исполнения принимаемых решений, а также увеличением штатной численности.

Возвращение органам прокуратуры надзорных функций в полном объеме, для чего:

  • внести изменения и дополнения в Закон РК «О Прокуратуре» (пп. 1 п. 1 ст. 23), Приказ Генерального Прокурора от 2 мая 2018 года № 60 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» (далее — Приказ)[13] в части нормативного закрепления предписания как акта прокурорского надзора;
  • закрепить в Инструкции по организации надзора за законностью деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений, судебных актов, вступивших в законную силу, исполнительного производства, представительства интересов государства в суде по гражданским и административным делам (Приложение 1 к Приказу[14]) надзор за соблюдением трудовых прав граждан как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры. Для этого следует внести дополнение в п. 3: «При выполнении указанных задач приоритетом выступают сферы, где нарушения прав и свобод человека и гражданина могут вызвать широкий общественный резонанс, вызвать протестные настроения (соблюдение трудовых, земельных, экологических прав)»;
  • для обеспечения стабильности в вопросах выплаты заработной платы, предотвращения случаев травматизма на производстве, искоренения дискриминации рекомендуется анализ в сфере защиты трудовых прав граждан проводить на системной основе. Для этого следует внести дополнительный пункт 5-1 в Правила проведения органами прокуратуры анализа состояния законности и осуществления оценки актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций (Приложение 2 к Приказу[15]) в следующей редакции: «Анализ в сфере защиты трудовых прав граждан проводится не реже раза в квартал. При этом следует обратить особое внимание на стабильность выплаты заработной платы, недопущение дискриминации в трудовых отношениях, обеспечение работодателями безопасных условий труда, а также мер по предотвращению любых рисков на рабочих местах и в технологических процессах».

Разработка информационной системы, в которой будут систематизироваться заключенные на предприятиях и учреждениях трудовые договоры и контракты, включая сведения о заработной плате в целях повышения эффективности и оперативности работы государственных органов, призванных защищать права работников. Данная система должна быть интегрирована с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. В таком случае нет необходимости запрашивать сведения о наличии долгов по заработной плате у уполномоченного органа, органа государственных доходов и акимата. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РК «Об утверждении перечня интернет-ресурсов и информационных систем, интегрируемых с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов» от 14 марта 2016 года № 137.

 

ANNOTATION

The article considers the condition and protection of labour rights of citizens at the current stage, the structure of the mechanism of protection of labor rights of citi-zens whose elements are the relevant state bodies, trade unions, and their applicable regulations. The effectiveness of this mechanism is evaluated, which leads to the con-clusion that today the rights of employees are not sufficiently protected in comparison with the rights of employers. This is confirmed by the number of appeals submitted to state bodies on labor issues, the number of administrative and criminal cases, and me-dia materials. Based on the analysis of labor legislation and the activities of state bod-ies and public organizations in the field of labor relations, recommendations have been developed to improve the mechanism for protecting and protecting the labor rights of citizens.

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено состояние охраны и защиты трудовых прав граждан на современном этапе, рассмотрена структура механизма защиты и охраны трудовых прав граждан, элементами которого являются соответствующие государственные органы, профессиональные союзы, а также применяемые ими нормативные правовые акты. Дана оценка эффективности данного механизма, вследствие чего сделан вывод о том, что что сегодня права работников недостаточно защищены по сравнению с правами работодателей. Это подтверждается количеством поданных в государственные органы обращений по трудовым вопросам, количеством административных и уголовных дел, материалами СМИ.

На основе анализа трудового законодательства и деятельности государственных органов и общественных организаций в сфере трудовых отношений разработаны рекомендации по совершенствованию механизма защиты и охраны трудовых прав граждан.

ТҮЙІН

Мақалада қазіргі кезеңдегі азаматтардың еңбек құқықтарын қорғау және қорғау жағдайы қарастырылған, азаматтардың еңбек құқықтарын қорғау және қорғау тетігінің құрылымы қарастырылған, оның элементтері тиісті мемлекеттік органдар, кәсіптік одақтар, сондай-ақ олар қолданатын нормативтік құқықтық актілер болып табылады. Осы тетіктің тиімділігіне баға берілді, соның салдары-нан жұмыс берушілердің құқықтарымен салыстырғанда бүгінгі күні қызметкер-лердің құқықтары жеткілікті қорғалмағаны туралы қорытынды жасалды. Бұл мемлекеттік органдарға еңбек мәселелері бойынша берілген өтініштердің саны-мен, әкімшілік және қылмыстық істердің санымен, БАҚ материалдарымен рас-талады. Еңбек заңнамасын және еңбек қатынастары саласындағы мемлекеттік органдар мен қоғамдық ұйымдардың қызметін талдау негізінде азаматтардың еңбек құқықтарын қорғау және қорғау тетігін жетілдіру бойынша ұсынымдар әзірленді.

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // Информационная система «Параграф».
  2. Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года // Информационная система «Параграф».
  3. Послание Президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. // http://www.akorda.kz.
  4. Статистические данные Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК.
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан «О создании территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» от 28 декабря 2000 года № 1920 // Информационная система «Параграф».
  6. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» от 13.06.2013 года // Информационная система «Параграф».
  7. Статистические данные Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК.
  8. Закон РК «О ратификации Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле» № 129 // Информационная система «Параграф».
  9. Закон РК «О ратификации Конвенции об инспекции труда в сельском хозяйстве» № 81 // Информационная система «Параграф».
  10. Указ Президента Республики Казахстан «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» от 26 декабря 2019 года № 229 // Информационная система «Параграф».
  11. Закон РК «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года // Информационная система «Параграф».
  12. 2 % дел о производственном травматизме доводят до суда в Карагандинской области // https://informburo.kz/novosti/2-del-o-proizvodstvennom-travmatizme-dovodyat-do-suda-v-karagandinskoy-oblasti-97316.html.
  13. Приказ Генерального Прокурора от 2 мая 2018 года № 60 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора».
  14. Там же.
  15. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*