Курманбаев Е. Б. — магистрант 1-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Е.Б. Құрманбаев — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының 1-курс магистранты
Kurmanbaev E. — 1st year master’s student of the Academy of law enforcement agencies under the Prosecutor General’s office of the Republic of Kazakhstan
УДК 34.343.9
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ҚАЗІРГІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ОҚИҒА ОРНЫН ҚАРАУДЫ ҚҰҚЫҚТЫҚ РЕТТЕУ
LEGAL REGULATION OF THE INSPECTION OF THE SCENE OF THE INCIDENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AT THE PRESENT STAGE
Ключевые слова: осмотр места происшествия, осмотры и освидетельствования, эксгумация, УПК Казахской ССР, УПК Республики Казахстан.
Түйінді сөздер: оқиға орнын қарау, қарау және куәландыру, эксгумация, Қазақ КСР ҚІЖК, Қазақстан Республикасының ҚПК.
Keywords: inspection of the scene of the incident, examinations and surveys, exhumation, the Code of Criminal Procedure of the Kazakh SSR, the Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — УПК Республики Казахстан) содержит исчерпывающий перечень следственных действий, где одним из важнейших и консолидированных следственных действий является осмотр, которое проводится с целью обнаружения и выявления следов уголовного правонарушения и иных материальных объектов, выяснения обстановки происшествия и установления обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 221 УПК Республики Казахстана)[1].
Для анализа эволюции правового регулирования осмотра места происшествия в уголовном процессе Республики Казахстан авторами ставится вопрос о необходимости четкого определения следующих направлений в исследовании. Во-первых, проследить эволюцию развития правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан в проведении осмотра места происшествия. Во-вторых, выявить правоприменительные проблемы при производстве и фиксации следственного осмотра. В-третьих, определить дальнейшее развитие осмотра места происшествия в рамках ведения ее в электронном формате, согласно УПК Республики Казахстан.
По первой позиции отметим следующее. Для более наглядного анализа эволюции развития правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан в проведении осмотра места происшествия рассмотрим ее в таблицах 1-8.
Таблица 1.
Историческое развитие правовой регламентации следственного осмотра в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан |
||
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года[2] | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года[3] | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Глава XI. Осмотры и освидетельствования | Глава 27. Осмотр, эксгумация и освидетельствование | Глава 27. Осмотр, освидетельствование |
Как отмечено в таблице, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан издавался два раза. УПК Казахской ССР, утвержденный Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года, «Осмотры и освидетельствования» регламентированы в Главе 11[4].
Глава 11 «Осмотры и освидетельствования» содержала восемь статьей: ст. 124. «Цели осмотра места происшествия»; ст. 125. «Осмотр места происшествия»; ст. 126. «Осмотр и вскрытие трупа»; ст. 127 «Осмотр предметов и документов»; ст. 128. «Время производства осмотра»; ст. 129. «Протокол осмотра места происшествия»; ст. 130. «Освидетельствования»; ст. 130-1. «Проверка показаний на месте».
УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-1 следственный осмотр регламентировал в Главе 27[5], как «Осмотр, эксгумация и освидетельствование», с появлением отдельной нормы как «эксгумация». Данная глава состояла из семи статей: ст. 221. «Осмотр»; ст. 222. «Общие правила производства осмотра»; ст. 223. «Осмотр и хранение вещественных доказательств»; ст. 224. «Осмотр трупа человека»; ст. 225. «Эксгумация»; ст. 226. «Освидетельствование»; ст. 227. «Протокол осмотра, освидетельствования, эксгумации».
УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231 следственный осмотр регламентировал в Главе 27[6] «Осмотр, освидетельствование» и содержит шесть статьей: ст. 219. «Осмотр»; ст. 220. «Общие правила производства осмотра»; ст. 221. «Осмотр и хранение вещественных доказательств»; ст. 222 «Осмотр трупа человека»; ст. 223. «Освидетельствование»; ст. 224. «Протокол осмотра, освидетельствования».
Необходимо отметить, что с принятием УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года норма, предусматривающая «Осмотр и освидетельствование», подверглась изменению, с появлением отдельной Главы 28 «Эксгумация».
Таблица 2.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 124. Цели осмотра места происшествия | Исключен | |
Осмотр места происшествия производится в целях обнаружения и закрепления следов, изъятия вещественных доказательств, а равно для выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела. | – |
Исключение данной нормы не вызывает сомнения, так как законодателем она была отражена в новых УПК Республики Казахстан, а именно в статьях 221, 219 «Осмотр».
Таблица 3.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 125. Осмотр места происшествия | Статья 221. Осмотр | Статья 219. Осмотр |
Следователь или лицо, производящее дознание, получив заявление или сообщение о совершенном преступлении, раскрытие которого требует осмотра места происшествия, обязаны немедленно выехать и произвести осмотр в присутствии понятых, а при необходимости с участием работников милиции и специалистов в соответствующей области знаний. Осмотром руководит следователь, а при его отсутствии — старший из работников органа дознания, указания которого обязательны для всех участников осмотра. Работники органов дознания обязаны оказывать следователю содействие при производстве осмотра и по его поручению проводить необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию преступника. В ходе осмотра в необходимых случаях должны быть сделаны измерения, произведено фотографирование, киносъемка, составлены схемы и планы, изготовлены слепки и оттиски следов. |
С целью выявления следов преступления, иных материальных объектов, а также установления обстоятельств, имеющих значение для дела, следователь, а при его отсутствии дознаватель или старший из сотрудников органа дознания, куда поступило заявление или сообщение о преступлении, производит осмотр местности, помещений, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных. Указания лица, осуществляющего осмотр, обязательны для всех участников этого следственного действия. В случаях, когда решение о возбуждении уголовного дела невозможно без проведения осмотра, он может быть произведен до возбуждения уголовного дела. |
С целью обнаружения и выявления следов уголовного правонарушения и иных материальных объектов, выяснения обстановки происшествия и установления обстоятельств, имеющих значение для дела, лицо, осуществляющее досудебное расследование, производит осмотр местности, помещений, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных. Указания лица, осуществляющего осмотр, обязательны для всех участников этого следственного действия. |
Анализ таблицы 3 «Осмотр (осмотр места происшествия)» показывает, что:
- Норму, регламентирующую осмотр места происшествия, начали регламентировать как общее понятие «Осмотр». Так как норма ч. 1 ст. 221 УПК РК обозначила основные объекты следственного осмотра, к которым отнесено не только место совершения преступления. Ими являются все другие объекты, где могут быть получены не только следы преступления, но и сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу[7].
- Стадия возбуждения уголовного дела поменялась. Так, согласно ст. 180 УПК Республики Казахстан, сведения о поводах к началу досудебного расследования, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса, вносятся в автоматизированную базу данных — Единый реестр досудебного расследования (далее — ЕРДР)[8].
Таблица 4.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Отсутствует | Статья 222. Общие правила производства осмотра | Статья 220. Общие правила производства осмотра |
– |
1. Осмотр, как правило, производится безотлагательно, когда в этом возникла необходимость. 2. Следователь, получив заявление или сообщение о совершенном преступлении, расследование которого требует осмотра, обязан немедленно прибыть к месту события и произвести осмотр. 3. В случае невозможности своевременного прибытия следователя, осмотр обязан произвести дознаватель или старший из сотрудников органа дознания, куда поступило заявление или сообщение. 4. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра и по поручению следователя проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных преступлений и ликвидации иных последствий происшествия. 5. Осмотр производится с участием понятых. В исключительных случаях (в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения граждан в качестве понятых, а также в случаях, если проведение осмотра связано с опасностью для жизни и здоровья людей) осмотр может производиться без участия понятых, но с применением при этом, как правило, технических средств фиксации его хода и результатов. 6. При необходимости осмотр проводится с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также специалиста. 7. Осмотр обнаруженных следов и иных материальных объектов осуществляется на месте производства следственного действия. Если же для осмотра потребуется продолжительное время или осмотр на месте обнаружения значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое, удобное для осмотра, место. 8. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе. 9. Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются и заверяются подписями следователя и понятых. 10. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание следователя на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела. 11. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, составляются планы и схемы осматриваемых объектов, а также фотографирование и запечатление иными средствами, о чем делается отметка в протоколе, к которому приобщаются указанные материалы. 12. Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, следователь выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано прокурором. В случае отказа в даче санкции прокурором осмотр не производится. 13. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о произведенном осмотре для проверки его законности. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если принято решение о незаконности произведенного осмотра, данное действие не может быть допущено в качестве доказательства по делу. 14. При осмотре жилого помещения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители местного исполнительного органа. 15. Осмотр в помещениях и на территории организаций производится в присутствии представителей их администрации. 16. Осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. При производстве осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан. 17. Если по каким-либо причинам при первом осмотре не были исследованы детали объекта, может быть произведен их дополнительный осмотр. 18. Повторный осмотр того же самого объекта может быть проведен: 1) когда условия первоначального осмотра были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта; 2) когда после первоначального осмотра могут быть получены новые сведения; 3) в случае, если первоначальный осмотр проведен некачественно. |
1. Осмотр, как правило, производится безотлагательно, когда в этом возникла необходимость. 2. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, получив заявление или сообщение о совершенном уголовном правонарушении, обязано немедленно прибыть к месту события и произвести осмотр. 3. В случае невозможности своевременного прибытия лица, осуществляющего досудебное расследование, осмотр обязан произвести дознаватель или иной сотрудник органа дознания, куда поступило заявление или сообщение. 4. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра и по поручению лица, осуществляющего досудебное расследование, проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших уголовное правонарушение, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных уголовных правонарушений и ликвидации иных последствий происшествия. 5. Осмотр производится с применением научно-технических средств хода и результатов, а в случае, предусмотренном частями тринадцатой и четырнадцатой настоящей статьи, с участием понятых. 6. При необходимости осмотр проводится с участием подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также специалиста. 7. Осмотр обнаруженных следов и иных материальных объектов осуществляется на месте производства следственного действия. Если же для осмотра потребуется продолжительное время или осмотр на месте обнаружения значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место. 8. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе. 9. Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются и заверяются подписями лица, осуществляющего досудебное расследование, и понятых при их привлечении. 10. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание лица, осуществляющего досудебное расследование, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела. 11. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, составляются планы и схемы осматриваемых объектов, а также фотографирование и запечатление иными средствами, о чем делается отметка в протоколе, к которому приобщаются указанные материалы. 12. Осмотр живого лица проводится в форме визуального, внешнего осмотра одежды, в которую он одет, и открытых частей тела, ход и результаты которого отражаются в протоколе следственного действия. 13. Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано прокурором. В случае отказа в даче санкции осмотр не производится. 14. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, но с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о произведенном осмотре для проверки его законности. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности, которое приобщается к материалам уголовного дела. В случае, если принято решение о незаконности произведенного осмотра, его результаты не могут быть допущены в качестве доказательств по делу. 15. При осмотре жилого помещения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители местного исполнительного органа. 16. Осмотр в помещениях и на территории организаций производится в присутствии представителей их администрации. 17. Осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. При производстве осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан. 18. Если по каким-либо причинам при первом осмотре не исследованы детали объекта, производится их дополнительный осмотр. 19. Повторный осмотр того же самого объекта может быть проведен: 1) когда условия первоначального осмотра были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта; 2) когда после первоначального осмотра могут быть получены новые сведения; 3) в случае, если первоначальный осмотр проведен некачественно. |
Анализ таблицы 4 «Общие правила производства осмотра» показывает, что:
- Процесс участия не менее двух понятых во всех следственных осмотрах претерпел изменения. Так, согласно УПК Республики Казахстан в новой редакции, присутствие двух понятых обязательно при проведении следственных действий, предусмотренных ч. 13 и ч. 14 ст. 220, ст. 252, ч. 4 ст. 254, ст. 255, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 255 настоящего Кодекса.
- В остальных случаях при проведении следственных действий в обязательном порядке применяются научно-технические средства фиксации хода и результатов.
- В случае отсутствия научно-технических средств или невозможности их применения при проведении следственных действий привлекаются понятые (ч. 6 ст. 197 УПК РК «Общие правила производства следственных действий»).
Таблица 5.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 127. Осмотр предметов и документов | Статья 223. Осмотр и хранение вещественных доказательств | Статья 221. Осмотр и хранение вещественных доказательств |
Осмотр предметов и документов, обнаруженных при задержании, обыске и выемке, лицо, производящее дознание, или следователь производит на месте их обнаружения, а в случае, когда для этого требуется продолжительное время или по иным основаниям, – по месту производства дознания или предварительного следствия после доставления указанных предметов или документов в опечатанном виде.
|
1. Предметы, обнаруженные при осмотре места происшествия, местности или помещения, изъятые при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента или других следственных действиях либо представленные по требованию следователя организациями и гражданами, подлежат осмотру по правилам статьи 222 настоящего Кодекса. После осмотра указанные предметы могут быть признаны в соответствии с правилами статьи 121 настоящего Кодекса вещественными доказательствами. 2. О признании предмета вещественным доказательством и приобщении его к делу следователь выносит постановление. В этом же постановлении должен быть решен вопрос об оставлении вещественного доказательства при деле или сдаче его на хранение владельцу или иным лицам или организациям. 3. Если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, они должны быть запечатлены средствами фотографической или видеосъемки, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном следователем, к делу может быть приобщен образец вещественного доказательства. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна иметься соответствующая справка. Денежные средства в национальной и иностранной валюте, изъятые органами следствия и дознания, вносятся на депозитные счета органа, ведущего уголовный процесс. 4. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие организации для использования по назначению либо для реализации с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего уголовный процесс. Вещественные доказательства, хранение которых требует значительных материальных затрат, если не могут быть возвращены владельцу, с его согласия реализуются в порядке, установленном законодательством, с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего уголовный процесс. При наличии оснований использованные или реализованные вещественные доказательства возмещаются владельцу предметами того же рода и качества или последнему уплачивается их стоимость. Наркотические средства, психотропные вещества в количестве, превышающем верхний предел для их отнесения к особо крупному размеру по каждому наименованию (виду), после проведения судебной экспертизы на основании постановления органа уголовного преследования с согласия прокурора должны быть уничтожены в установленном Правительством порядке, за исключением приобщенных к делу образцов, признаваемых вещественными доказательствами. Для приобщения их к уголовному делу органом дознания, следователем на основании соответствующего постановления, согласованного с прокурором, в присутствии понятых, с обязательным участием специалиста и применением видеозаписи из общей массы изъятых наркотических средств, психотропных веществ должны быть отобраны образцы в количестве, равном величине особо крупного размера, установленного законом для соответствующего наркотического средства, психотропного вещества, по каждому наименованию (виду). 5. При передаче дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому органу дознания, либо от одного следователя другому, а равно при направлении дела прокурору и в суд вещественные доказательства препровождаются в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи. Вещественные доказательства передаются в упакованном и опечатанном виде с приложением к ним описи, содержащей указание на индивидуализирующие их признаки. 6. При прекращении уголовного дела в стадии расследования вопрос о вещественных доказательствах решается по правилам части третьей статьи 121 настоящего Кодекса. |
1. Предметы, обнаруженные при осмотре места происшествия, местности или помещения, изъятые при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента или других следственных действиях либо представленные по требованию лица, осуществляющего досудебное расследование, организациями и гражданами, подлежат осмотру по правилам статьи 220 настоящего Кодекса. 2. После осмотра указанные предметы могут быть признаны в соответствии с правилами статьи 118 настоящего Кодекса вещественными доказательствами. О признании предмета вещественным доказательством и приобщении его к делу лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление. В этом же постановлении должен быть решен вопрос об оставлении вещественного доказательства при деле или сдаче его на хранение владельцу или иным лицам или организациям. 3. Если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, они должны быть запечатлены средствами фото- или видеосъемки, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном лицом, осуществляющим досудебное расследование. К делу может быть приобщен образец вещественного доказательства. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна иметься соответствующая справка. Порядок изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, а также хранения денег в национальной и иностранной валюте, изъятых органом, ведущим досудебное расследование, определяется Правительством Республики Казахстан. 4. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие организации, определяемые местным исполнительным органом, для использования по назначению либо реализации с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего досудебное расследование. Вещественные доказательства, хранение которых требует значительных материальных затрат, если не могут быть возвращены владельцу, по истечении шести месяцев после его надлежащего уведомления, а в случае неустановления владельца – в этот же срок с момента признания предметов вещественными доказательствами реализуются. Вещественные доказательства реализуются в установленном законодательством порядке с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего досудебное расследование. При наличии оснований использованные или реализованные вещественные доказательства возмещаются владельцу предметами того же рода и качества или последнему уплачивается их стоимость за счет государственного бюджета по решению суда. Наркотические средства, психотропные вещества в количестве, превышающем установленный предел для их отнесения к особо крупному размеру по каждому наименованию (виду), после проведения судебной экспертизы на основании постановления органа уголовного преследования с согласия прокурора должны быть уничтожены в установленном Правительством Республики Казахстан порядке, за исключением приобщенных к делу образцов, признаваемых вещественными доказательствами. Согласованное с прокурором постановление об уничтожении наркотического средства и акт о его фактическом уничтожении, составленные в соответствии с требованиями закона и с применением видеофиксации при уничтожении, приобщаются к уголовному делу. Для приобщения образцов наркотических средств к уголовному делу лицом, осуществляющим досудебное расследование, на основании соответствующего постановления, согласованного с прокурором, с обязательным участием специалиста и применением видеозаписи из общей массы изъятых наркотических средств, психотропных веществ должны быть отобраны образцы в количестве, равном величине особо крупного размера, установленного законом для соответствующего наркотического средства, психотропного вещества, по каждому наименованию (виду) упаковывается и опечатывается, на упаковке делается запись о наименовании вещества и его количестве, и достоверность содержимого упаковки удостоверяется подписями лиц, участвовавших в этом действии. В случае необходимости использования изъятых из незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ при проведении контролируемой поставки или иных негласных следственных действий с согласия прокурора их уничтожение может не производиться до завершения соответствующих негласных следственных действий. 5. При передаче дела органом дознания лицу, осуществляющему досудебное расследование, или от одного органа дознания другому органу дознания либо от одного лица, осуществляющего досудебное расследование, другому, а равно направлении дела прокурору и в суд вещественные доказательства препровождаются в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи. Вещественные доказательства передаются в упакованном и опечатанном виде с приложением к ним описи, содержащей указание на индивидуализирующие их признаки. 6. При прекращении уголовного дела вопрос о судьбе вещественных доказательств и предметов, не признанных таковыми, разрешается по правилам части третьей статьи 118 настоящего Кодекса. |
Анализ таблицы 5 показывает, что осмотр предметов и документов дополнен осмотром и хранением вещественных доказательств.
Таблица 6.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 126. Осмотр и вскрытие трупа | Статья 224. Осмотр трупа человека | Статья 222. Осмотр трупа человека |
Наружный осмотр трупа производит следователь или лицо, производящее дознание, с участием судебно-медицинского эксперта или врача, а при необходимости и другого специалиста в присутствии понятых. Вскрытие трупа производится судебно-медицинским экспертом, как правило, в присутствии следователя или лиц, производящего дознание. В случае необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь или лицо, производящее дознание, выносит об этом постановление и организует извлечение трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при необходимости и другого специалиста в присутствии понятых. |
1. Наружный осмотр трупа человека на месте его обнаружения производится с соблюдением общих правил осмотра и с обязательным участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия – иного врача. Для осмотра трупа могут привлекаться также другие специалисты. 2. В случае дополнительного или повторного осмотра трупа участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно. 3. Неопознанный труп подлежит обязательному фотографированию и дактилоскопированию. 4. Наружный осмотр трупа не заменяет и не исключает последующего проведения судебно-медицинской экспертизы. 5. Заявления граждан об опознании умершего, сделанные в процессе осмотра трупа, заносятся в протокол данного следственного действия с последующим допросом заявителя в качестве свидетеля, что не исключает дальнейшее предъявление трупа для опознания другим лицам. |
1. Наружный осмотр трупа человека на месте его обнаружения производится с соблюдением общих правил осмотра и обязательным участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия – иного врача. Для осмотра трупа человека могут привлекаться также другие специалисты. 2. В случае дополнительного или повторного осмотра трупа человека участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно. 3. Фотографирование, дактилоскопирование неопознанного трупа человека, а также получение образцов для экспертного исследования являются обязательными. 4. Наружный осмотр трупа человека не заменяет и не исключает последующего проведения судебно-медицинской экспертизы. 5. Заявления граждан об опознании умершего, сделанные в процессе осмотра трупа, заносятся в протокол данного следственного действия с последующим допросом заявителя в качестве свидетеля, что не исключает дальнейшее предъявление трупа человека для опознания другим лицам. |
Анализ таблицы 6 показывает, что норма, рассматривающая осмотр и вскрытие трупа, эволюционировала в норму, предусматривающую осмотр трупа человека. Данная норма подверглась изменению, так как процесс извлечения трупа из места захоронения регламентирован как эксгумация и только в действующей редакции данная норма была исключена.
Таблица 7.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 128. Время производства осмотра | Статья 225. Эксгумация | Исключена |
Осмотр места происшествия производится в дневное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств. В случае необходимости осматриваемая местность или помещение может быть оцеплено до окончания осмотра. |
1. Извлечение трупа человека из места захоронения (эксгумация) производится, если требуется: 1) произвести осмотр трупа, в том числе дополнительный или повторный; 2) предъявить для опознания; 3) произвести экспертизу. 2. Эксгумация проводится по мотивированному постановлению следователя, санкционированному прокурором. 3. Постановление об эксгумации обязательно для администрации места захоронения и родственников умершего. 4. Эксгумация производится с обязательным участием специалиста в области судебной медицины. 5. Опознание и осмотр трупа, получение образцов могут быть произведены на месте эксгумации. В этом случае данные, полученные от проведения следственных действий, и их последовательность заносятся в общий протокол эксгумации трупа. 6. Если следственные действия, указанные в части пятой настоящей статьи, проводились в другом месте, об этом составляется отдельный протокол. 7. После эксгумации труп может быть доставлен в медицинское учреждение для проведения иных исследований. 8. Захоронение трупа после эксгумации и последующих процессуальных действий производится администрацией места захоронения в присутствии лица или органа, по постановлению которого труп был эксгумирован. 9. Органы дознания обязаны оказывать содействие следователю в проведении эксгумации. |
– |
Анализ таблицы 7 показывает, что ст. 128 УПК Казахской ССР «Время производства осмотра» была исключена. Данная норма предусматривала осмотр места происшествия только в дневное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, а в случае необходимости осматриваемая местность или помещение могли быть оцеплены до окончания осмотра.
Необходимо отметить, что УПК Республики Казахстан 1997 года регламентировал осмотр как безотлагательное производство, когда в этом возникала необходимость (ч. 1 ст. 222 УПК РК). Мы согласны с решением законодателя. Во-первых, осмотр должен, как правило, производиться безотлагательно в любое время, во-вторых, научно-технический прогресс дает следователю проводить осмотр в ночное время при любых условиях погоды.
Также утратила силу норма УПК Казахской ССР, где следователь или лицо, производящее дознание, при вынесении об этом постановления, мог организовать извлечение трупа из места захоронения, c участием судебно-медицинского эксперта и других специалистов в присутствии понятых (ст. 126 УПК).
Вместе с тем, появилась относительно новая норма «Эксгумация», которая предусматривает извлечение трупа человека из места захоронения, в случаях: производства осмотра трупа, в том числе дополнительного или повторного; предъявления для опознания; производства экспертизы (ст. 225 УПК РК 1997 года).
Таблица 8.
УПК Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с изменениями и дополнениями на 25 декабря 1995 года | УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года | УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года |
Статья 129. Протокол осмотра места происшествия | Исключена | |
На месте производства осмотра места происшествия составляется протокол. В протоколе указывается место и дата производства осмотра с обозначением времени начала и окончания его, должность и фамилия лица, производившего осмотр, фамилия, имя и отчество лиц, участвовавших и присутствовавших при производстве осмотра, а в необходимых случаях — и их адреса. В протоколе подробно описывается все, что обнаружено и изъято при осмотре. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в осмотре или присутствовавшими при нем, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, которые подлежат внесению в протокол. Протокол подписывается лицом, производившим осмотр, понятыми и другими лицами, участвовавшими или присутствовавшими при производстве осмотра. К протоколу могут быть приложены фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при осмотре места происшествия, о чем указывается в протоколе. Все изменения, поправки, дополнения должны быть оговорены в протоколе перед подписями. |
– |
Анализ таблицы 8 показывает, что исключение нормы, предусматривающей протокол осмотра места происшествия, также является необходимой мерой, так как алгоритм составления и ведения протокола осмотра места происшествия рассмотрен по всем категориям преступления в методических рекомендациях и практических пособиях.
По второй позиции отметим следующее. Подвергавшаяся реформированию норма, регламентирующая «Осмотр», изменялась:
Во-первых, в названии главы (Глава XI «Осмотры и освидетельствования»; Глава 27 «Осмотр, эксгумация и освидетельствование»; Глава 27 «Осмотр, освидетельствование»).
Во-вторых, отдельная норма, регламентированная в вышеуказанной главе, эволюционировала в отдельную главу «Эксгумация».
В-третьих, прогресс новых научно-технических средств позволил такому специфическому следственному действию как «Осмотр» отказаться от отдельных норм, таких как ст. 128 «Время производства осмотра».
По третьей позиции отметим следующее, что, на наш взгляд, Глава 27 «Осмотр, освидетельствование» должно быть также пересмотрено в сторону рассмотрения отдельной Главы «Освидетельствование».
По нашему мнению, данный подход позволит Главу 27 «Осмотр» регламентировать в рамках ведения ее в электронном формате, согласно УПК Республики Казахстан.
В заключении отметим, что данный подход позволит законодателю завершить скорейший переход уголовного судопроизводства Республики Казахстан в электронный формат (ст. 42-1 УПК РК «Формат уголовного судопроизводства»). Так как следственный осмотр является первоначальным следственным действием и служит основанием для начала расследования по уголовному делу и порождает осуществление других следственных действий (осмотр предметов и документов, назначение экспертиз, проведение допросов и т. д.).
ANNOTATION
In this article, the author analyzed the evolution, legal regulation of the inspection of the scene in the criminal process of the Republic of Kazakhstan, with the statement of the problem: first, the evolution of the development of legal regulation in the criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan, in the inspection of the scene. Secondly, identifying law enforcement problems during production and fixing the investigative examination. Thirdly, the determination of the further development of the inspection of the scene of the incident within the framework of conducting it in electronic format, according to the Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan.
АННОТАЦИЯ
В данной статье автором проведен анализ эволюции правового регулирования осмотра места происшествия в уголовном процессе Республики Казахстан с постановкой проблемы. Во-первых, эволюции развития правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан в проведении осмотра места происшествия. Во-вторых, выявления правоприменительных проблем при производстве и фиксации следственного осмотра. В-третьих, определении дальнейшего развития осмотра места происшествия в рамках ведения его в электронном формате, согласно УПК Республики Казахстан.
ТҮЙІН
Бұл мақалада автор проблемаларды негізге алып, Қазақстан Республикасының Қылмыстық процесінде оқиға болған жерді қарауды құқықтық реттеу эволюциясына талдау жасайды: біріншіден, оқиға болған жерге тексеру жүргізуде Қазақстан Республикасының қылмыстық іс жүргізу заңнамасында құқықтық регламенттеудің даму эволюциясы; екіншіден, тергеу ісін жүргізу және тіркеу кезінде құқық қолдану проблемаларын анықтау; үшіншіден, Қазақстан Республикасының ҚІЖК-не сәйкес оқиға орнын электрондық форматта жүргізу шеңберінде қарап-тексеруді одан әрі дамытуды айқындау.
- УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231.
- УПК Казахской ССР утвержден Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года. Утратил силу Законом РК от 13 декабря 1997 г. № 207 ~z970207 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K590001000_
- УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000206.
- УПК Казахской ССР утвержден Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года. Утратил силу Законом РК от 13 декабря 1997 г. № 207 ~z970207 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K590001000.
- УПК Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000206.
- УПК Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231.
- Комментарий к Особенной части УПК Республики Казахстан (по состоянию законодательства на 01 сентября 2008 года) // http://www.kosstu.kz/static/uploads/lidr-aru/urist/kodeks/u-k-13.htm.
- Книга учета информации (КУИ) — автоматизированная база данных, в которую вносятся любая информация об уголовном правонарушении, включая поводы к началу досудебного расследования, перечисленных в ч.1 ст. 180 УПК РК от 04.07.2014г. // Приказ Генерального Прокурора РК № 89 от 19.09.2014 г. «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также введения ЕРДР» // Просмотр сайта на 09.04.2015г. www.prokuror.gov.kz.