admin 29.11.2021

Жаканов Н.К. — магистрант 2-го курса Академии правоохрани­тельных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

Жақанов Н.К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанын­дағы Құқық қорғау органдары Академиясының 2-курс магистранты

Zhakanov N.K. — 2nd year Master’s student of the Academy of law enforcement agencies at the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan

УДК 343.13

СИСТЕМА ТИПИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ВЕРСИЙ, ВЫДВИГАЮЩИХСЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

АВИАЦИЯЛЫҚ ОҚИҒАЛАРДЫ ТЕРГЕУ КЕЗІНДЕ ҰСЫНЫЛАТЫН ТИПТІК ТЕРГЕУ НҰСҚАЛАРЫНЫҢ ЖҮЙЕСІ

THE SYSTEM OF TYPICAL INVESTIGATIVE VERSIONS, COMING FORWARD DURING THE INVESTIGATION AVIATION ACCIDENTS

АННОТАЦИЯ

Существенную роль при расследовании авиационных происшествий играет система типичных версий обо всех обстоятельствах авиационного происшествия. Она позволяет в конкретной следственной ситуации выдвинуть наиболее полные версии. В данную систему входит пять основных типичных следственных версий.

При этом выдвигая определенные версии, должностное лицо конкретизирует задачи расследования, намечает вопросы, которые необходимо выяснить для установления искомых фактов и причинной связи между ними. Тем самым версия выполняет эвристическую, т. е. поисковую функцию в процессе расследования.

ТҮЙІН

Авиациялық оқиғаларды тергеуде авиациялық оқиғаның барлық жағдайлары туралы типтік нұсқалар жүйесі маңызды рөл атқарады. Бұл нақты тергеу жағдай­ын­да ең толық нұсқаларды ұсынуға мүмкіндік береді. Бұл жүйеге бес негізгі типтік тергеу нұсқалары кіреді.

Сонымен қатар, белгілі бір нұсқаларды ұсына отырып, лауазымды тұлға тер­геу­дің міндеттерін нақтылайды, қажетті фактілерді және олардың арасындағы се­бептік байланысты анықтау үшін анықталуы керек мәселелерді анықтайды. Осы­лай­ша, нұсқа эвристикалық, яғни тергеу процесінде іздеу функциясын орындайды.

ANNOTATION

An essential role in the investigation of aviation accidents is played by a system of typical versions about all the circumstances of an aviation accident. It allows you to put forward the most complete versions in a specific investigative situation. This system includes five main typical investigative versions.

At the same time, putting forward certain versions, the official specifies the tasks of the investigation, outlines the issues that need to be clarified in order to establish the desired facts and the causal relationship between them. Thus, the version performs a heuristic, i.e. a search function in the investigation process.

 Ключевые слова: расследование, раскрытие, авиационные происшествия, качество проведения, следственное действие, воздушное судно, версия, недостатки

Түйінді сөздер: тергеу, ашу, авиациялық оқиғалар, жүргізу сапасы, тергеу әрекеті, әуе кемесі, нұсқа, кемшіліктер.

Keywords: investigation, disclosure, aviation accidents, quality of conduct, investigative action, aircraft, version, shortcomings

«Любая версия, в том числе и неправильная, если при ее проверке соблюдалось требование всесторонности, приведет следователя к правильным последующим выводам».

Мальцев Е. Г.

Успешное расследование и раскрытие уголовного правонарушения об авиаци­он­ном происшествии, как и любого другого, обеспечивается оперативностью и ка­чеством проведения следственных действий и оперативно-розыскных меро­при­ятий.

Соблюдение последовательности следственных действий и полнота исполь­зования тактических приемов при их производстве обеспечивается определением направления досудебного расследования и тщательным его планированием. В основе планирования досудебного расследования по уголовным правонарушениям лежит выдвижение и проверка версий.

Исходными данными для выдвижения следственных версий по делам об авиационном происшествии являются как материалы досудебного расследования и технического расследования, проводимого уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, так и личное восприятие сотрудниками, проводящими досудебное расследование обстановки происшествия.

Одним из приемлемых для сотрудников органа уголовного преследования источников сведений об обстоятельствах авиационного происшествия является система типичных версий, в основе которой лежит анализ закономерных связей между элементами криминалистической характеристики.

Анализ этих связей дает возможность не только составить системы типичных версий, но и ранжировать их по степени вероятности.

Криминалистическое учение о версии — одно их самых разработанных в криминалистике, о чем свидетельствуют труды российских ученых: Р. С. Белкина, И. А. Возгрина, В. П. Лаврова, А. М. Ларина.

Так, например, Р. С. Белкин отмечал, что следственная версия, являясь разно­вид­ностью рабочей гипотезы, представляет собой «предположение относительно отдельного факта или группы фактов, имеющих значение для дела, объясняющее происхождение этих фактов, их связь между собой, содержание, значение для де­ла»[1].

При построении версии особенно в сложной проблемной ситуации лицу, осу­ществляющему досудебное расследование, могут оказать существенную помощь научно обоснованные типичные версии.

Они разрабатываются на основе обобщения опыта расследования определен­ного вида или категории преступлений и оказывают существенную помощь в пла­нировании расследования дел такой же категории.

Их значение для расследования конкретных преступлений состоит в том, что они тесно взаимосвязаны с конкретными версиями исследуемого деяния и знание сотрудником правоохранительного органа типичных версий расширяет возмож­ности построения следственных версий по аналогии.

Рассматривая вопрос о типичных версиях, вообще, и, в частности, при рассле­до­вании авиационных происшествий мы согласимся с существующей точкой зрения В. П. Антипова о целесообразности сведения типичных версий в единую систему.

По его мнению, подобную систему необходимо разрабатывать применительно к потребностям начального этапа расследования по сложным уголовным делам при минимальной исходной информации. Такая система должна включать в себя типичные общие и частные версии, применительно к определенной следственной ситуации, исходя из основных первоочередных задач расследования.

При этом В. П. Антипов рекомендует систему типичных версий располагать в порядке обычного мыслительного процесса при выдвижении версий, а именно: от простых исходных данных расследуемого события в определенной ситуации к наиболее общим суждениям о вероятной сущности такого события, а затем от них к частным версиям о содержании обстоятельств, которые подлежат исследованию в первую очередь[2].

Существенную роль при расследовании авиационных происшествий играет система типичных версий обо всех обстоятельствах авиационного происшествия. Она позволяет в конкретной следственной ситуации выдвинуть наиболее полные версии.

В данной ситуации при выдвижении следственных версий необходимо стремиться наиболее полно охватить все возможные обстоятельства, повлекшие или способствующие авиационному происшествию.

Это позволит с самого начало расследования не упустить из рассмотрения какой-либо факт и проводить расследование параллельно по всем направлениям.

При расследовании авиационных происшествий, исходя из задач, стоящих перед органом уголовного преследования, выдвигаются следующие типичные следственные версии:

  1. Версия, связанная с ошибочными действиями членов экипажа, нару­шением наставления по производству полетов и руководства по летной экс­плуа­тации воздушного судна, а также недисциплинированностью последних.

Это связано с нарушениями и ошибками, допускаемыми в полете членами эки­пажа. Среди них выделяют ошибки летчиков в технике пилотирования и исполь­зовании функциональных систем при возникновении опасных или аварийных си­туаций; нарушение требований руководящих документов; недисциплиниро­ван­ность, нарушение режима труда и предполетного отдыха, снижение работо­спо­соб­ности в связи с заболеванием и др.

  1. Версия, связанная с технической неисправностью воздушного судна.

Включает в себя нарушения и ошибки, допущенные инженерно-техническим составом, приводящие к отказам авиационной техники. Эти нарушения и ошибки в большинстве случаев связаны с нарушением действующих руководящих доку­мен­тов, низким качеством выполнения работ при техническом обслуживании и подготовке летательных аппаратов к полету, недостатками в организации конт­роля выполняемых работ, низкой квалификацией отдельных исполнителей.

Сюда также необходимо включить конструктивно-производственные недо­стат­ки летательного аппарата, его двигателя, приборов, систем и агрегатов, обус­ловливающие возникновение авиационного происшествия.

  1. Версия, связанная с недостатками организации полетов, управления воздушным движением, а также рабо­ты наземных служб.

К ним относятся: недостатки в организации предварительной и предполетной под­готовки экипажей; неудовлетворительная организация контроля работы экипа­жей при выполнении полетов; выпуск в полет экипажей в условиях, не соответст­вующих уровню их подготовки; неподготовленность руководителей полетов; не­знание метеорологических условий по трассе или пренебрежение ими; допуск к полетам при неудовлетворительном состоянии взлетно-посадочной полосы и не­подготовленности радиотехнических средств для обеспечения полета аэродрома; неудовлетворительный медицинский контроль экипажей перед вылетом.

  1. Версия, связанная с воздействием внешних факторов.

Примером этому служат факты столкновения в воздухе или при передви­же­нии по земной поверхности между летательным аппаратом и птицей, попадания ракеты в самолет и т. д.

  1. Версия, связанная с воздействием личностного и человеческого фак­тора.

Это связано с профессиональной подготовкой авиационного персонала, а имен­но с принятием верного решения при сложившейся нестандартной, стрессо­вой ситуации или динамично развивающейся обстановки, а также рассогласо­ва­нием действий между индивидуальными особенностями.

По мере восстановления обстоятельств авиационного происшествия и про­ведения следственных действий по каждой из этих версий выдвигается более кон­кретная версия, при построении которой необходимо проконсультироваться с авиа­ционными специалистами, которые носят самый разнообразный характер.

Выдвижение версий продолжается до достижения уровня исходной причины, которая, возможно, повлияла на непосредственную причину авиационного проис­шествия. Окончательным итогом данной детализации является схема причинно-следственных связей.

В результате получается разветвленная схема взаимосвязанных явлений (со­бытий), которые должны быть всесторонне изучены в процессе расследования. По мере изучения в ходе расследования каждой из причин происходит накопление фактов, которые либо подтверждают, либо исключают влияние ее на основное след­ствие.

Таким образом, выдвигая определенные версии, должностное лицо конкрети­зирует задачи расследования, намечает вопросы, которые необходимо выяснить для установления искомых фактов и причинной связи между ними. Тем самым вер­сия выполняет эвристическую, т. е. поисковую функцию в процессе расследо­вания.

Использование систем типичных версий вносит в расследование точность, пол­ноту исследования, помогает сотруднику, проводящему досудебное расследо­вание проанализировать известные ему обстоятельства и точнее определить фи­нальные пути и направления расследования.

  1. Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. — М., 1966.
  2. Антипов В. П. Следственные версии и планирования расследования. — М., 1978.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*