Мырзабаева Д. Р. — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан им. М. Букенбаева, майор полиции
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА 16-18 ВЕКА
ХVI-ХVIII ҒАСЫРДА ҚАЗАҚСТАН АУМАҒЫНДА ҚҰҚЫҚТЫҚ МӘДЕНИЕТТІҢ ДАМУЫ
DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE IN THE TERRITORY OF KA-ZAKHSTAN FOR THE 16TH-18TH CENTURIES
Ключевые слова: законы, свободы, обычное право казахов, правовой обычай, адат, законодательная власть, Семь Сводов Хана Тауке, мусульманское право.
Түйінді сөздер: заңдар, бостандықтар, қазақтардың әдеттегі құқығы, құқықтық әдет-ғұрып, адат, заң шығарушы билік, Тәуке ханның Жеті күмбезі, мұсылман құқығы.
Keywords: laws, freedoms, customary law of the Kazakhs, legal custom, adat, legislative power, Seven codes of Khan Tauke, Muslim law.
История развития уголовно-процессуальной деятельности в Казахстане на рубеже 16-18 веков прослеживается на основе обычного права казахов в рамках проведения некоторых процессуальных действий, с учетом общероссийского права, вплоть до принятия общих нормативно-правовых мер по ведению уголовно-процессуальной деятельности.
Так, при рассмотрении и анализе казахского обычного права (адата) на протяжении нескольких веков ему были присущи определенные черты, которые выражались: в наличии множества пережиточных институтов и правил — обычай кровной мести, узаконенные институты барымты, самосуд и другие; в слабом разграничении уголовного преступления от гражданского правонарушения; в отсутствии права частой собственности на землю; в классовом характере привилегий права феодализирующихся групп общества; в относительной гуманности мер наказания за нарушение прав частной собственности и преступлений против органов управления; в устной форме процесса, без применения записей.
Источниками обычного права казахов являлись: правовой, устный обычай (адат, зан); судебный прецедент (биден билеге); положения съездов биев (ереже). Проведенный же анализ исторических памятников казахского обычного права показал, что в Древнем Казахстане как таковой институт предварительного расследования не существовал, а выступал в форме устного разрешения лиц, обладающих определенными властными полномочиями (ханы, бии) или непререкаемым авторитетом среди населения (аксакалы, старейшины родов и т. д.) на производство определенных принудительных действий в отношении лиц, совершивших преступление.
В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов:
- Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
- Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
- Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
- Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
- Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.
Во время правления Есим хана являющимся одним из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. в казахском государстве произошли кардинальные изменения в политической системе, которые заключались в том, что элита закрытого типа тех времен «торе», сменила элита открытого типа «бии и старшины». Он был уверен, что все казахские жузы должны придерживаться одной цели, для построения государства с единой формой правления
Усовершенствовав и систематизировав свод обычаев и традиций, Есим хан внес изменения в закон Касым хана, которые были юридически закреплены в своде законов «Есім ханның ескі жолы».
Закон получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы, чем законы шариата в силу занятия скотоводством. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права, по сути это было «Бийской революцией» — так как хан ограничивал аристократию и опирался на биев (степных судей). По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат [1].
Под понятием «адат» («әдет») понимается обычай народа. Обычное право в качестве юридических норм входит в понятие «адат» и составляет его концентрированное выражение[2].
Представители казахских жузов и влиятельные султаны входили в состав Маслихата, собрание которых проводилось раз в год. Бии и судьи использовали его в решении споров и вынесении приговоров.
Выработать единые правовые основы обычного и мусульманского права регулировавшие правовые взаимоотношения в обществе удалось Тауке хану (1680-1718 гг.). объединив в единое уложение обычаи времён правления ханов Касима и Есима и дополнили их новыми законами[3].
Современными казахстанскими учеными доказано, что в конце 17 начало 18 вв. казахский народ придерживался рукописного свода обычного права «Жеты-Жаргы». Содержание «Жеты Жаргы» известно из записей русских ученых в двух не полных редакциях. Одиннадцать фрагментов «Жеты Жаргы» были записаны в 1804 г. со слов старшины «яппаского рода» Кубека Шукуралиева и опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах «Сибирского вестника». Текст второй редакции тридцать четыре фрагмента и приводится в сочинении А.Левшина, записавшего «Уложение» хана Тауке через сто лет после его составления.
Также в древнейшем источнике права «Свод государственных уложений хана Тауке (Жеты Жаргы)» имелись нормы, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в казахском обществе, которые прямо указывали на то, что «разрешение тяжб возлагается на биев и аксакалов»[4]. Практика суда биев дополняла существующие положения казахского обычного права и являлась своеобразным судебным прецедентом, который мог впоследствии также использоваться биями в качестве нормы обычного права. Решения биев содержались в основном в фольклорных источниках, поскольку до второй половины XIX в. почти не оформлялись письменно.
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни Казахстана произошли после присоединения Младшего жуза к России в 1731 г., которые затронули основы положений обычного права и судебных прецедентов. В 1734 г. на основании инструкции императрицы Анны Иоановны в Оренбурге был создан «особый суд» для разбора дел, возникающих между казахами и русскими. Указом Екатерины II в 1784 г. в Оренбурге был учрежден Пограничный суд, в 1799 г. реорганизованный в Оренбургскую пограничную комиссию, которая разбирала уголовные дела, возникавшие между казахами и другими прилинейными жителями. Однако большинство уголовных и все гражданские дела продолжали по-прежнему разбираться казахским судом биев.
Таким образом, уголовное право Казахстана только в течение указанных столетий прошло сложный эволюционный путь от обычного права к кодифицированному законодательству.
Никаких нет сомнений в исторической уникальности казахского права Жеты жаргы, так как оно действовало на территории Казахстана до двадцатого столетия, а основными предпосылками такого долгого его существования явились недопущение конфронтаций, желание народа к справедливости, недопущение раздора и междоусобиц.
По мнению Зиманова С. З., «Казахское право «жарғы», явившееся миру в развитом виде в XVII-XVIII веках, до сих пор, спустя столетие занимает и умы и сохранился в памяти народа как непреходящая живая ценность ее культуры. Его духовность и целевые нормативы, передавшиеся из поколения в поколение, оказались настолько «вечно зелеными», что и сегодня в условиях совершенно изменившегося мира предпринимаются попытки возродить дух и стиль этого «степного права», освоить отдельные его института и тем самым обогатить ими национальную правовую культуру. Секрет этого редко встречающегося в истории явления лежит в уникальности казахского права «жарғы», во многом созвучного по духу и принципам с идеалами современной цивилизации. Духовность и народность права. А в нем в особенности судебной власти, а также рыцарская мораль стержневой нитью приходили в содержании регулятивной системы в средневековом кочевом обществе казахов. Они были и остаются общечеловеческими достоинствами и факторами на всех этапах развития любого сообщества любого уровня и совершенства»[5].
Полагаем, что сегодня как никогда актуальны правовые ценности, заложенные в уникальном праве казахов. Необходимо повсеместное обращение к ним в правовой практике.
АННОТАЦИЯ
История развития уголовно-процессуальной деятельности в Казахстане на рубеже 16-18 веков прослеживается на основе обычного права казахов с учетом общероссийского права. На протяжении веков вносились разные своды и законы в жизнь казахов, но в конце 17 века начале 18 века казахский народ стал придерживаться рукописного свода обычного права «Жеты-Жаргы» Хана Тауке (Семь Сводов).
ТҮЙІН
16-18 ғасырлар аралығындағы Қазақстандағы қылмыстық іс жүргізу қызметінің даму тарихын жалпы ресейлік құқықты ескере отырып, қазақтардың әдеттегі құқығы негізінде байқауға болады. Ғасырлар бойы қазақтардың өміріне түрлі жинақтар мен заңдар енгізілді, бірақ 17 ғасырдың аяғында 18 ғасырдың басында қазақ халқы Тәуке ханның «Жеті жарғы» қолжазба кәдімгі құқық жинағын (жеті жинақ) қолдана бастады.
ANNOTATION
The history of the development of criminal procedure in Kazakhstan at the turn of the 16th and 18th centuries is traced on the basis of the customary law of the Kazakhs, taking into account all-Russian law. Over the centuries, various codes and laws were introduced into the life of the Kazakhs, but in the late 17th century and early 18th century, the Kazakh people began to adhere to the handwritten code of customary law “Zhety-Jargy” by Khan Tauke (Seven codes).
- [1] Тогайбаева А. К. Об особенностях правовой культуры казахского народа // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по матер. X международ. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2012.
- [2] Материалы по казахскому обычному праву. — Алма-Ата, 1948; История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. — Алма-Ата, 1979.
- [3] Султанов Т. И., Абусеитова М. Х. Общество и культура // История Казахстана и Центральной Азии. — Алматы, 2001.
- [4] Жеты Жаргы. — Алматы, 1993. С. 7.
- [5] Зиманов С. З. Проблемы казахского обычного права: Научн. изд. / Отв. ред. С. З. Зиманов. — Алма-Ата: Наука, 1989.