admin 05.08.2020
Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Частного учреждения «Центр научных и специальных исследований» (г. Актобе), кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Маланьина Л. С. — доцент кафедры Административной деятельности ОВД Актюбинского юридического института МВД РК им. М. Букенбаева, полковник полиции Сулейманова Г.Ж. — (Ақтөбе қ.) «Ғылыми және арнайы зерттеулер орта­лығы» жекеменшік мекемесінің бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кан­дидаты, отставкадағы полиция полковнигі Маланьина Л.С. — Қазақстан Республикасы ІІМ М.Бөкенбаев атындағы Ақтө­бе заң институтының ІІО әкімшілік қызметі кафедрасының доценті, полиция полковнигі G.Zh. Suleimanova — chief researcher of the Private Institution “Center for scientific and special research” (Aktobe), candidate of law, retired police colonel L.S. Malanina — associate professor of the Department of administrative activities of the IAB of the Aktobe law Institute of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, police colonel

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА И КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЗАҢДЫЛЫҚТЫ ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ НЫҒАЙТУ ЖӨНІНДЕГІ ПРАКТИКАЛЫҚ ҰСЫНЫМДАР ЖӘНЕ ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫНЫҢ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІ ҮШІН ПРОФИЛАКТИКАЛЫҚ ШАРАЛАР КЕШЕНІ PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR STRENGTHENING THE RULE OF LAW AND ORDER AND A SET OF PREVENTIVE MEASURES FOR THE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES 1. Практические рекомендации для сотрудников орга­нов внутренних дел (полиции) РК 1.1. Алгоритм действий сотрудников полиции по работе с населением: 1. Для проверки у лица документов, удостоверяющих личность: 1) если имеется нагрудный видеорегистратор для фиксации действий, убе­ди­тесь в его исправности; 2) вежливо представьтесь и предъявите служебное удостоверение; 3) сообщите о причине обращения; 4) попросите предъявить документ, удостоверяющий личность, если будет отказ­ано, то уточните причину отказа. При проверке: а) обращаться с документами аккуратно (не мять и не загибать страницы, беречь от дождя и снега, не загрязнять руками). Если в документ вложены деньги, какие-либо бумаги или ценности, предложить владельцу изъять их оттуда; б) обращать внимание на соответствие имеющейся в документе фотокарточки личности проверяемого, на правильность заполнения всех реквизитов документа, на целостность его защитной сетки, срок действия и т. д. В ходе проверки задать контрольные вопросы, сверяя ответы с данными документа, удостоверяющего лич­ность проверяемого. Если ответы неточны или обнаружена подделка, то необ­хо­димо доставить правонарушителя в ближайший отдел полиции; в) принять меры предосторожности при проверке документов у лица, подоз­ревае­мого в совершении преступления. В этих целях рекомендуется стоять впо­лобо­рота справа от проверяемого на расстоянии одного шага от него и внима­тельно наблюдать за его действиями; г) проверку целесообразно производить в некотором отдалении от посто­рон­них граждан, а если есть возможность, то в ближайшем служебном помещении (КСК, домоуправлении, участковом пункте полиции и т. д.). 2. Если документ, удостоверяющий личность, у лица имеется, но он отказывается его предъявлять: 1) предупредите лицо о том, что согласно ст. 667 КоАП в случае непо­вино­ве­ния требованиям сотрудника правоохранительных органов, он может быть под­верг­нут административному аресту на 5 суток; 2) предложите устно представиться, чтобы в дальнейшем проверить данное лицо по базам данных; 3) при повторном отказе доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП; 4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе». Доставление в орган внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении прес­туп­ления, осуществляется пешим порядком или на транспорте. При этом: а) доставление осуществляется, как правило, двумя и более работниками полиции или с помощью граждан; б) постоянно следить за действиями доставляемого; в) если лицо, подозревается в совершении преступления, то необходимо предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого создать условия для побега или насильственного освобождения последнего; г) не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, которые могут служить вещественными доказательствами, или принял от соучастников оружие или другие предметы, которые могут быть использованы в качестве нападения. Доставление пешим порядком двумя или более полицейскими. При дос­тав­лении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками поли­ции или с помощью граждан необходимо, чтобы: а) один полицейский шел рядом с доставленным и вел его; б) другие полицейские и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух-трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан. Доставление пешим порядком одним полицейским. При доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским необходимо: а) следовать в двух-трех шагах позади доставляемого или рядом с ним; б) нельзя заходить вперед или нагибаться рядом с доставляемым и допускать появление посторонних лиц в непосредственной близости от доставляемого; в) в случае приближения кого-либо сзади остановиться вместе с доставлен­ным, пропустить проходящего человека вперед; г) при доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным поза­ди на расстоянии трех-четырех метров, держа собаку на коротком поводке, без намордника, не допуская, чтобы между доставляемым и полицейским с собакой находились посторонние лица. Доставление транспортом. При доставлении подозреваемого транспортом необходимо: а) при посадке доставляемого в машину принять меры предосторожности, исклю­чающие возможность нанесения ему травм; б) не допускать действий со стороны доставляемого, которые могли бы пов­лечь порчу материальной части машины или создать условия для нападения на сот­рудника полиции; в) следить, чтобы доставляемый не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения; г) после вывода доставленного из машины осмотреть ее (кузов или коляску мо­то­цикла) с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу; д) запрещается использовать для доставления подозреваемых в совершении преступлений общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус и т. д.), ма­ши­ны специального назначения (скорой помощи, пожарные, инкассаторские и др.), а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским предста­вительствам. е) во всех случаях передавать доставленного дежурному по органу внутренних дел, докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел. 3. В случае если документ, удостоверяющий личность у лица, имеется, но отсутствует при себе: 1) предложите представить вам устные данные, по которым возможно его идентифицировать; 2) проверьте лицо по соответствующим базам данных; 3) при подтверждении личности законопослушного гражданина поблаго­дарите его и принесите ему извинения за доставленное неудобство; 4) в случае обнаружения правонарушителя продолжите оформление в адми­нистративном порядке, доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП; 4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе». 4. Если документ, удостоверяющий личность, у лица вообще отсутствует: 1) предупредите лицо, что согласно п. 1 ст. 9 ЗРК «Граждане Казахстана, постоянно проживающие на ее территории, обязаны ИМЕТЬ удостоверение личности. Проживание без удостоверения личности или по недейст­витель­ному удостоверению личности, либо без регистрации по месту жительства влечет административное правонарушение по статье 492 КоАП»; 2) проверьте лицо по соответствующим базам данных; 3) доставьте в УПП или ближайший отдел полиции для установления личнос­ти и оформления протокола об административном правонарушении. 1.2. Алгоритм задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления При задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления следует знать, что в соответствии с УПК РК полицейский вправе задерживать таких лиц при наличии одного из следующих оснований:
  • когда это лицо застигнуто при совершении преступления или предусмотрено после его совершения;
  • когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, позволяющих подозревать лицо в совершении пре­ступления, оно может быть задержано лишь в случае покушения на побег, отсутствия постоянного места жительства или не установлена личность подо­зре­ваемого. Учитывая изложенное, перед принятием решения о преследовании и задер­жании лиц, подозреваемых в совершении преступления, необходимо четко уяснить, будут ли правомерными Ваши действия. Преследование «по горячим следам» лиц, подозреваемых в совершении пре­ступления, вести настойчиво и решительно, не забывая при этом о мерах пре­досторожности на случай возможного вооруженного или иного физического со­противления преследуемого или его сообщников, находящихся поблизости. При­вес­ти в боевую готовность специальные средства, табельное оружие (придвинуть кобуру, ближе ремня, расстегнуть ее, проверить легко ли вынимается пистолет, при необходимости переложить оружие в более удобное место и т.д.). При преследовании надо быть внимательным и иметь в виду, что преступником могут быть выброшены или обронены орудия преступления (ружье, нож, кастет и т.д.), вещи, принадлежащие потерпевшему или самому преступнику, ценности и другие предметы (например, фальшивые деньги, обертки, «куклы» и т.п.), имеющие от­ношение к событию преступления. В ходе преследования и поиска преступника необходимо ориентировать о его приметах других работников полиции, обслужи­вающий персонал вокзалов, автостанций, предприятий торговли и других органи­заций, дислоцированных на маршруте патрулирования. При розыске и пресле­до­вании лиц, совершивших, например, кражу вещей у пассажиров, мошенничество, можно вежливо попросить пострадавших оказать помощь в розыске. Задержание производить по возможности на немноголюдных участках, отда­лен­ных от проходных дворов, остановок городского транспорта и других мест, где задержание осложняется присутствием большого количества людей. Особую осмотрительность и находчивость следует проявлять при задержании группы лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При этом необходимо, не прекращая наблюдения за участниками группы, по рации, телефону или иными способами запросить помощь у дежурного по органу внутренних дел и ближайших нарядов полиции. Если медлить с задержанием нельзя, то произвести задержание самостоятельно. Решающую роль при этом играет внезапность и решительность действий полицейского. Например, целесообразно незаметно приблизиться к преследуемым, преградить наиболее вероятный путь отхода. 1.3. Алгоритм действия полицейского на месте происшествия По прибытии на место происшествия: а) немедленно принять решительные меры к пресечению преступных дейст­вий и задержанию виновного. В случае необходимости запросить (по телефону, через дежурного) помощь соседних нарядов полиции или попросить находящихся поблизости граждан оказать содействие; б) выяснить, нет ли потерпевших, нуждающихся в медицинской помощи. Если есть, то вызвать скорую помощь, самому приступить к оказанию первой довра­чебной помощи, предварительно спросив у окружающих граждан, нет ли среди них медицинских работников, способных оказать более квалифицированную по­мощь пострадавшему. Запомнить и отметить на местности с помощью угля, других предметов позу, в которой был обнаружен потерпевший. С целью обнаружения предметов, следов иных вещественных доказательств, могущих иметь непосред­ственное отношение к происшедшему, осмотреть и запомнить внешний вид по­терпевшего, его одежду, обувь, руки и другие части тела. Если обнаружен труп, то его нужно прикрыть чем-нибудь; в) запомнить и по возможности зафиксировать письменно время обнаружения трупа, а также обстоятельства, которые могут быстро измениться или исчезнуть: запах, состояние погоды (направление ветра, температура воздуха, осадки, туман и т.д.), характер оснащения и другие особенности на месте происшествия, имею­щие значение для расследования. Если происшествие было совершено в помещении, то обратить внимание и точ­но запомнить: время, которое показывают часы, находящиеся на месте проис­шествия; открыты или закрыты двери и окна, имеется ли в двери ключ и с какой стороны; целы ли стекла в них, подняты или опущены занавески. Нельзя самому прикасаться и трогать руками двери, посуду и другие вещи и предметы; г) путем опроса граждан, находящихся на месте происшествия, выявить круг свидетелей (очевидцев), спросить у каждого из них, откуда он наблюдал проис­ходившее (если слышал об этом от других лиц — то от кого именно). Постараться установить:
  • что конкретно и в какое время произошло:
  • кто совершил правонарушение, количество правонарушений. Их приметы, роль каждого из них, сколько времени они пробыли на месте происшествия;
  • какими орудиями и средствами пользовались правонарушители, где и какие предметы оставили, что изменилось на месте происшествия к моменту прибытия полицейского;
  • сколько граждан присутствовало на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент опроса.
Производить опрос и делать записи быстро, кратко и только о том, что трудно запомнить (фамилии, адреса, телефоны и др.); д) если полученные данные свидетельствуют о том, что имеется возможность задержания преступника, то немедленно начать его преследование, предвари­тельно организовав охрану места происшествия; е) об обстоятельствах, складывающихся на месте происшествия и других выявленных данных проинформировать дежурного. 1.4. Алгоритм осмотра места возможного укрытия лиц, ведущих антиобщественный образ жизни Осмотр подвалов, нежилых помещений и других мест возможного укрытия пра­во­нарушителей производить не менее чем двумя полицейскими (желательно с использованием служебной собаки). Для осмотра целесообразнее выбирать глу­бокую ночь или раннее утро с расчетом застать укрывающихся лиц внезапно. Старший наряда: а) предварительно выясняет расположение объекта, подлежащего осмотру (уточ­няет плаңировку помещений, наличие входов и выходов. скрытых подступов к объекту и т.д.); б) определяет обязанности и место каждого участника осмотра, обращает вни­ма­ние на необходимость соблюдения мер предосторожности при подходе к объек­ту и в процессе осмотра; в) при наличии данных о том, что укрывающиеся лица вооружены, дает коман­ду привести оружие в состояние боевой готовности; г) дает команду на вход в осматриваемый объект только после того, как все участники осмотра займут указанные им места. При проникновении внутрь объекта в целях предосторожности не следует вхо­дить всем сразу через один и тот же вход. При этом в одних случаях целе­со­образно резко открыть входную дверь, быстро осветив внутреннюю часть поме­щения, в других — стремиться проникнуть туда незаметно, минуя основной вход. При невозможности незаметно проникнуть внутрь помещения старший наряда подает команду «Кто здесь? Выходи!». Если имеется служебная собака, старший подает команду: «Кто здесь? Выходи, иначе пускаю собаку!». Выждав некоторое время и удостоверившись, что никто не выходит, он пускает собаку по команде: «Вперед, задерживай!». При обнаружении в осматриваемом объекте граждан, чье поведение и другие данные дают основание подозревать их в совершении противоправных деяний, действовать как в ситуации, связанной с задержанием лиц, подозреваемых в совер­шении преступления. 1.5. Алгоритм действия участкового инспектора полиции (УИП) 1. При проведении подворного (поквартирного) обхода админи­стра­тив­ного участка участковый инспектор полиции должен: 1) определить границы участка, криминогенные места, изучить рельеф мест­ности, его особенности, наличие разработанных маршрутов патрулирования и формы связи с патрульными нарядами, расположение предприятий и организаций различных форм собственности; 2) познакомиться с жителями, определить качественный (общую численность жителей, возрастной, социальный, национальный состав) и количественный состав жителей вверенного административного участка; 3) при посещении жильцов представить и предъявить служебное удостове­рение, объяснить цель визита; 4) попросить лиц предъявить документ, удостоверяющий личность, иные до­ку­менты необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на ОВД, включая соблюдение мигра­ционного законодательства; 5) провести устный опрос жильцов о наличии проблемных вопросов, жалоб. При необходимости провести профилактическую беседу; 6) внести советующие записи в рабочую тетрадь; 7) развешивать в доступных местах информационные листы со своими данными, контактными телефонами и месте расположения УПП; 8) раздавать свои визитные карточки или подготовленные информационные листы, выслушивать проблемные вопросы граждан и принимать в пределах своей компетенции соответствующие меры реагирования; 9) на основе собранных данных сформировать Паспорт административного участка по установленной форме. 2. При посещении лиц (граждан): 1) состоящих на профилактическом учете в порядке стандартных опера­ционных процедур (СОП)[1] 2019-04-03; 2) владеющие гражданским оружием в порядке СОП 2019-4-04; 3) занимающихся предпринимательской деятельностью:
  • постоянно проводить профилактические беседы в целях повышения уровня безо­пасности их имущества (технической оснащенности и укрепленности), а так­же соблюдения законодательства по реализации табачной и алкогольной про­дук­ции;
4) с председателями кооперативов собственников квартир (КСК):
  • осуществлять знакомство для получения информации по имеющимся жилым домам и текущим проблемам;
5) с психическими расстройствами и умственной отсталостью:
  • обращать внимание на физическое и психическое состояние лица (в порядке СОП 2019-2-02);
  • проводить опрос родственников или совместно проживающих жильцов.
3. При совершении кражи чужой собственности из жилых помещений (домов, квартир): Получив сообщение о краже личного имущества из дома (квартиры); 1) опросить заявителя, обратив особое внимание на выяснение времени совер­шения кражи, способа проникновения в дом или квартиру (взлом дверей, разбитие окон, выставление рам, подбор ключей и т.д.), наименований и примет похищен­ных вещей и других обстоятельств происшествия. Если заявителем является не сам потерпевший (последний в момент кражи может находиться в отпуске, на излече­нии в больнице и т.д.) и неизвестно, что именно похищено, постараться выяснить у заявителя, не знает ли он людей, которые могут быть осведомлены о вещах, нахо­дившихся в квартире; 2) прибыть на место происшествия, уточнить обстоятельства кражи, доложить о полученных сведениях дежурному по органу внутренних дел; 3) организовать охрану места происшествия; 4) если полученные данные говорят о возможности задержания преступника «по горячим следам», то немедленно начать его преследование; 5) после прибытия на место происшествия оперативной группы (следователя) сообщить все имеющиеся данные старшему оперативной группы (следователю). 4. При совершении кражи чужой собственности из служебного или произ­водст­венного помещения или хранилища: При непосредственном обнаружении кражи чужой собственности из объек­тов, оборудованных звуковой (световой) сигнализацией: а) принять меры к пересечению преступления и доложить дежурному по орга­ну внутренних дел. При получении сообщения о краже сразу же прибыть на место для проверки сообщения, а в случае его подтверждения доложить дежурному по органу внутренних дел: б) иметь в виду, что из органа внутренних дел в случае кражи из объектов, обо­ру­дованных сигнализацией, выезжает на место оперативная группа. Следует тщательно осмотреть объект с наружной стороны, обращая особое внимание на целостность окон, дверей, решеток, запоров и т.д. При этом нужно помнить, что под­хо­дить к объекту следует незаметно, с соблюдением необходимых мер предо­сторожности на случай возможного нападения преступников; в) в случае обнаружения на объекте поврежденных окон, дверей, решеток, зам­ков или других следов проникновения на объект усилить наблюдение за объектом, особенно за местами, откуда можно ожидать выхода лиц, проникших в заблокированный объект; г) по прибытии на место оперативной группы доложить старшему группы о своих наблюдениях и действовать по его указанию; д) аналогичным образом действовать и при непосредственном обнаружении (или получении сообщения об обнаружении) кражи государственного или обще­ственного имущества из объектов, не оборудованных звуковой (световой) сигна­лизацией, с той лишь разницей, что оперативная группа может прибыть на место преступления только после сообщения о краже дежурному по органу внутренних дел. Поэтому сообщение о краже в дежурную часть должно быть в числе перво­очередных действий полицейского; е) если по обстоятельствам кражи видно, что преступник может быть задер­жан «по горячим следам», начать его преследование; ж) при необходимости предварительно организовать охрану места проис­шествия. 5. При совершении хулиганства: При непосредственном обнаружении хулиганских действий: а) принять меры к их пересечению и задержанию лиц, совершивших хули­ганские действия, доставить последних в орган внутренних дел. В случае, если своими силами пресечь хулиганство не удается, запросить помощь у дежурного по органу внутренних дел, обратиться за содействием к присутствующим гражданам; б) если имеются пострадавшие, оказать им первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; в) в случае, если на месте происшествия имеются следы разрушений, причи­ненные хулиганами, надписи хулиганского содержания, орудия совершения хули­ганских действий (ножи, лезвия, кастеты и т.д.) и другие вещественные дока­зательства, организовать охрану места происшествия; г) выявить свидетелей (очевидцев) хулиганских действий; д) обо всех обстоятельствах, связанных с обнаружением и пересечением хули­ганских действий, доложить письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел. При непосредственном обнаружении групповых хулиганских действий; е) немедленно доложить дежурному по органу внутренних дел, запросить у него помощь для их пересечения. При необходимости обратиться за помощью к гражданам; ж) потребовать от лиц, учиняющих групповые хулиганские действия, прекра­щения таковых, убеждая их в неправомерности их поведения и в необходимости прекращения противоправных действий, не допуская при этом излишней сует­ливости, ненужных окриков и свистков, а также действий, которые могут вызвать обострение обстановки; з) если групповое хулиганство грозит перерасти в массовые беспорядки (на­при­мер, участники хулиганства начинают ломать заборы, витрины и использовать доски и другие предметы в качестве орудий хулиганства или когда число участ­ников хулиганства увеличивается и они начинают избивать граждан, а вмеша­тель­ство полицейскою не увенчалось успехом), постараться до приезда оперативной группы или других сил подкрепления выявить зачинщиков и активных участников группового хулиганства, запомнить их приметы, попытаться выяснить их фамилии и адреса, стараться не допустить увеличения числа участников противоправных действий, организовать помощь пострадавшим; и) после прибытия на место оперативной группы и других сил полиции доложить старшему об обстановке на месте происшествия (о характере инцидента, какие стороны в нем участвуют, количество участников, отношение граждан к инциденту, число пострадавших и т.д.). после чего действовать по его указанию. Об обстоятельствах происшествия доложить письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел. 1.6. Алгоритм действий сотрудников полиции при чрезвычайных ситуациях С получением сигнала или доклада о возникновении ЧС, начальник ОВД про­во­дит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧС, информирует про­ку­рора и местные органы власти и управления. Органами управления при резком осложнении оперативной обстановки и кри­зис­ной ситуации являются Центр оперативного управления (ЦОУ), дежурная часть и оперативный штаб. ЦОУ, дежурная часть до сбора личного состава оперативным штабом:
  • самостоятельно принимают необходимые решения;
  • отдают соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД.
В дальнейшем все управление передается оперативному штабу. Руководитель оперативного штаба:
  • уясняет задачу;
  • отдает предварительное распоряжение о подготовке сил и средств;
  • производит расчет времени;
  • оценивает обстановку;
  • принимает решение;
  • ставит задачи группам оперативного реагирования;
  • организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение опе­ра­ции.
Группы оперативного реагирования:
  • определяют количество преступников (группы), характер их действий;
  • определяют намерения преступников, их вооружение, оснащение и тактику действий, связи;
  • устанавливают место укрытия;
  • выявляют заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.);
  • вводят в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подго­товке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.
Данные действия осуществляются путем правоведения оперативных устано­вок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д. К действиям при ЧС привлекаются подразделения ОВД, Национальной Гвар­дии (НГ). Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧС, осуществляется исходя из сле­дующих норм — органы внутренних дел в пункте дислокации – 60 %, за пределами пунктов постоянной дислокации — до 50 %, списочной численности личного состава, линейные органы полиции — 10 % Основными способами действий ОВД и НГ в специальной операции являют­ся: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассре­доточение; изъятие (захват). Алгоритм действий при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности) Независимо от вида ЧС при ее возникновении и ликвидации:
  1. Немедленно организовать защиту сотрудников организации от поражения.
  2. Провести работы по обеспечению ущерба от ЧС.
  3. Принять возможные меры по ликвидации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны.
  4. Обеспечить постоянное изучение обстановки на территории обслуживания.
Алгоритм действий при угрозе взрыва: 1. Попросить заявителя оказать помощь в охране места происшествия. 2. Доложить дежурному ОВД. 3. Взять под охрану место происшествия и организовать оцепление опасной зоны. 4. Организовать:
  • эвакуацию сотрудников учреждений или жителей из опасной зоны (при угро­зе взрыва в здании эвакуируются все лица, находящиеся в здании);
  • учет эвакуируемых лиц (при этом во избежание паники следует избегать объяв­ления истинной причины эвакуации).
5. Принять меры к отключению бытовых и производственных коммуникаций (газ, воду, электричество). 6. Подготовить к использованию первичные средства пожаротушения; 7. До прибытия кинолога со служебно-розыскной собакой и саперов-взры­вотехников, совместно с представителем администрации объекта с целью обна­ружения взрывного устройства обследовать: а) прилегающую территорию; б) все внутренние помещения здания, для чего: тщательно обследовать все не­санк­ционированно вскрытые помещения, а также помещения со свободным дос­тупом в них посторонних лиц. Проверить наличие и целостность пломб и печатей на ящиках, противопожарных кранов, находящихся в здании и прилегающей тер­ритории. Особое внимание обращать на бесхозные и подозрительные предметы. 8. Письменно фиксировать все, что имеет отношение к данному происшест­вию, докладывать в ЦОУ и дежурную часть об изменениях и оперативной обста­новке, строго выполнять установленные правила безопасности. 9. По прибытию ответственного руководителя либо следственно-оперативной группы (СОГ) доложить старшему о принятых мерах и дальнейшем действовать по его указанию. 10. Члены СОГ по прибытии на место происшествия проводят оперативно-следственные действия по выявлению причин и виновника происшествия. 1. При пожаре: 1) немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по гор­рай­линоргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества; 2) принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевид­цев; 3) при наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара. 2. При обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения: 1) доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта; 2) организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей. 3.При возникновении крушений, катастроф и аварий: 1) доложить о случившемся дежурному, должностным лицам; 2) принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи постра­дав­шим и направлению их в лечебные учреждения; 3) организовать тушение пожара; 4) не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий; 5) обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования; 6) в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия. 4. При наводнении, паводке: 1) доложить дежурному и запросить решение оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления; 2) принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости органи­зовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим; 3) обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра. 5. При эпидемиях и эпизоотиях: 1) оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания; 2) соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передви­же­ния людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону; 3) организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей. 6. При землетрясении: 1) выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками полиции; 2) обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов; 3) принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи постра­давшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара. 1.7. Алгоритм действий сотрудников полиции при карантинных мероприятиях С введением карантинных мероприятий начальник ОВД принимает решение на обеспечение охраны общественного порядка (ООП) при проведении работ по ликвидации очага заражения, в котором отражаются: 1) порядок обозначения границ очага поражения; 2) время и место выставления постов, обеспечивающих безопасность дви­же­ния на маршрутах следования сил и средств ликвидации ЧС, к очагу ЧС; 3) время и места выставления КПП для обеспечения ООП в местах оказания пострадавшим медицинской помощи, на станциях дегазации одежды и транспорта; 4) порядок содействия органам местного самоуправления в мобилизации насе­ления для ведения работ по ликвидации последствий заражения, в розыске и эвакуации пораженных из очага заражения. Вводятся наряды ОВД в очаг заражения, за разведкой, силами медицинской служ­бы и командой обеззараживания. Личный состав нарядов оснащается прибо­рами химической разведки и обеспечивается средствами индивидуальной проти­во­химической защиты. Границы очага заражения устанавливаются противоэпидемическими учреж­де­ниями медицинской службы на основе обобщения данных, полученных от наб­лю­дательных постов, разведывательных звеньев и групп, а также от метео­роло­гических и санитарно-эпидемиологических станций. Размеры очага заражения зависят от вида бактериальной рецептуры, количест­ва и способов их применения, а также от метеорологических условий, быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактики, лечения и дезинфек­ции. На территории, где введен карантин, прекращается работа всех предприятий и учреждений, кроме тех, которые имеют особо важное значение для жизнедея­тель­ности населения. Рабочие и служащие проходят и профилактическую, и сани­тарную обработку, проводится обеззараживание территории, помещений, обору­до­вания, сырья и готовой продукции. Обсервация (наблюдение) — это специальные мероприятия, предотвра­щаю­щие распространение инфекций в другие районы. Они включают в себя: 1) максимальное ограничение выезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов; 2) усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением и другие мероприятия. Введение карантина прежде всего связано с нарушением нормальной жизни и возлагает на ОВД района серьезные задачи, которые, заключаются в следующих действиях:
  • в обеспечении охраны общественного порядка внутри очага поражения, обес­печении безопасности движения транспорта на подъездах к очагу заражения и внутри его;
  • обеспечение в соответствии с указанием медицинских органов необходимой изоляции между кварталами района; охране водоисточников и продовольственных баз и складов;
  • оказание помощи медицинской службе в проведении санитарно-гигиени­чес­ких и профилактических мероприятий, выявлении и госпитализации инфекцион­ных больных, обеспечении изоляции специальных лечебных учреждений (обсер­ваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, а также в со­труд­ничестве с другими службами в проведении работ по ликвидации очага заражения;
  • осуществление административного надзора и контроля за выполнением на­се­лением и должностными лицами установленного карантинного режима.
Вся граница очага заражения с внешней стороны блокируется теми силами ОВД, которые в момент обнаружения очага находились за его пределами, а личный состав службы, оказавшийся в очаге заражения, обеспечивает карантинные и режимные мероприятия. Между личным составом группировки по ООП, несущим службу за границей очага заражения и в очаге, запрещается непосредственное общение, связь осу­ществляется только по телефону и радиосредствами. Обеспечение карантинного режима осуществляется путем создания группи­ровки сил и средств, которая состоит из групп оцепления, охраны, досмотра транс­пор­та, сопровождения, охраны общественного порядка и резерва. Для несе­ния служ­бы в очаге заражения личному составу, входящему в группировку, назна­чают­ся секторы, участки и рубежи. Группа оцепления предназначается для обеспечения изоляционно-ограни­чительных мероприятий на границе очага заражения. Она состоит из нарядов: КПП, дозоров и наблюдательных постов. КПП (состав 6-10 человек, в зависимости от характера обстановки и решаемых задач) выставляются на дорогах по внешней границе очага заражения. Группы охраны предназначаются для изоляции специальных лечебных уч­реж­дений (обсерваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, для охраны водозаборников и других объектов. Для выполнения этих задач от группы охраны выставляются посты охраны объектов и наряжаются караулы. Группа досмотра транспорта предназначается для его проверки на границе очага заражения. Из состава группы досмотра назначаются группы обеспечения и досмотровая. Группа обеспечения воспрещает подход к транспортным средствам посто­ронних лиц, а досмотровая группа осматривает транспортные средства. Группа сопровождения предназначается для сопровождения транспортных средств, следующих из очага заражения до границы или от границы очага пора­жения до объекта, находящегося на зараженной территории. Группа охраны общественного порядка предназначается для поддержания общественного порядка в очаге заражения. Свои задачи она решает путем выстав­ления постов охраны порядка и выделения на установленные маршруты патрулей и патрульных групп. 2. Профилактика правонарушений Согласно ч. 2 ст. 23 Закона Республики Казахстан «О профилактике правона­рушений» от от 29 апреля 2010 года: 1. К мерам индивидуальной профилактики правонарушений относятся:
  • профилактическая беседа;
  • защитное предписание;
  • представление об устранении причин и условий, способствующих совер­ше­нию правонарушений;
  • принудительные меры медицинского характера;
  • установление особых требований к поведению правонарушителя;
  • профилактический учет и контроль;
  • административное взыскание;
  • лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удо­черения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от испол­нения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;
  • – меры, принимаемые по приговору суда;
  • – установление административного надзора;
  • – превентивное ограничение свободы передвижения[2].
1. Профилактическая беседа — это выявление причин и условий проти­воправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правона­рушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения. 2. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа. 3. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий. 4. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присут­ст­вии его родителей, педагогов или других законных представителей[3]. Защитное предписание. 1. В целях обеспечения безопасности потерпевшего и при отсутствии основа­ний для производства административного задержания в порядке, предусмотрен­ном КоАП, либо задержания в порядке, предусмотренном статьей 128 Уголовно-процессуального кодекса РК УИП выносится защитное предписание с учетом мнения потерпевшего, которое вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие, либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку. В случае отказа от подписания в защитном предписании делается запись об этом. 2. Потерпевшему должна быть предоставлена копия защитного предписания под расписку в день его вынесения с разъяснением его прав, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено. 3. Копия защитного предписания в течение 24 часов с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется прокурору. 4. Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, дос­тигшего на момент его вынесения шестнадцатилетнего возраста. 5. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефон­ные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несо­вершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. 6. В защитном предписании указываются:
  • время и место его вынесения,
  • кем и в отношении кого оно вынесено,
  • место, время и обстоятельства совершения или угрозы совершения бытового насилия,
  • установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые послед­ствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.
7. Срок действия защитного предписания составляет 30 суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. 8. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в 7 календарных дней. 9. Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, ОВД ста­вит­ся на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический кон­троль[4]. Представление об устранении причин и условий, способствующих совер­шению правонарушений. 1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению пра­во­нарушений, госорганы направляют представление об их устранении руко­во­дителю или должностному лицу соответствующей организации. 2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в ме­сячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в госорган[5]. Установление особых требований к поведению правонарушителя: 1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению право­на­ру­шителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонару­шений. 2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложе­нием административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответ­ственности. 3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение. 3. Лицу, в отношении которого установлены особые требования к поведению, может быть запрещено: 1) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести уст­ные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи; 2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия; 3) употреблять алкогольные напитки, а также наркотические средства и психот­ропные вещества, их аналоги в немедицинских целях. 4. В исключительных случаях для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить также меру административно-правового воздей­ст­вия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в инди­видуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища. 5. В течение срока действия особых требований к поведению правонаруши­те­ля на него могут быть возложены обязанности являться в ОВД от 1 до 4 раз в месяц для профилактической беседы. 6. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, ОВД ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактичес­кий контроль[6]. Профилактический учет. 1. На профилактический учет и контроль ставятся лица, в отношении которых: 1) вынесено защитное предписание; 2) установлены особые требования к поведению; 3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания нака­зания в виде лишения свободы; 4) установлен административный надзор; 5) применены наказание, не связанное с изоляцией от общества, или иные меры уголовно-правового воздействия; 6) принято решение об освобождении из мест лишения свободы после отбы­тия наказания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления или судимого два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления. 2. Профилактический учет ведется ОВД. 3. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть исполь­зованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонару­шений[7]. Профилактический контроль. 1. Заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установ­лен­ных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. 2. Решение об осуществлении профилактического контроля в отношении лиц принимается начальником ОВД или его заместителем на основании мотивирован­ного рапорта УИП. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет ОВД в день вынесения защитного предписания либо в течение 10 календар­ных дней со дня вступления в законную силу решения суда. 3. Заводятся профилактические дела по установленной форме. 4. В целях соблюдения установленных ограничений и выполнения возложен­ных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учетеУИП осущест­вляют проверки по месту жительства, работы и учебы. 5. Периодичность проверки лиц, в отношении которых вынесено защитное пред­писание, принято решение об ограничении досуга и установлено особое требо­вание к поведению, составляет не менее одного раза в семь календарных дней. 6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилак­ти­чес­кого учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение 3 суток[8]. Административное взыскание[9]. 1. Мера государственного принуждения за совершение административного пра­вонарушения заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение (ч. 1 ст. 40 КРКобАП). 2. Виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 4) лишение специального права; 5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра; 6) приостановление или запрещение деятельности; 7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 8) административный арест; 9) административное выдворение за пределы РК иностранца или лица без гражданства (ч. 1 ст. 41 КРКобАП). 3. К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1-5 и 7, а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица (ч. 2 ст. 41 КРКобАП). 4. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 43 КРКобАП). Основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонару­шений: 1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонару­ше­ний является одно из следующих обстоятельств: 1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сооб­щения в СМИ; 2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения; 3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления[10]. 3. Действия сотрудников полиции и рекомендации гражданам по профилактике и предупреждению семейно-бытовых правонарушений 3.1. Действия сотрудника полиции при получении заявления (сообщения) о семейно-бытовом конфликте 1. Оперативный дежурный территориального ОВД обязан принять заявление (сообщение) о семейно-бытовом конфликте, поступившее в письменной либо устной форме, и зарегистрировать его в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях. Если заявление поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. 2. При этом оперативный дежурный должен получить от заявителя макси­мально полную информацию об инциденте. В том числе установить: а) характер инцидента; б) точное место (адрес) его совершения; в) наличие у лица, совершившего правонарушение оружия (холодного, огне­стрель­ного) или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия; г) необходимость вызова скорой медицинской помощи; д) местонахождение правонарушителя; в случае его ухода с места проис­шествия его возможное местонахождение и приметы; е) присутствие на месте происшествия детей; ж) номер телефона, по которому можно связаться с заявителем. 3. Оперативный дежурный должен незамедлительно организовать выезд сот­руд­ника. 3.2. Рекомендации сотрудникам полиции по работе с жертвами психологического насилия в семье Первая и важнейшая задача работников полиции при вмешательстве в си­туа­цию домашнего насилияустранение угрозы жизни и здоровью жертвы, для чего нужно:
  • убедить жертву в том, что полиция руководствуется законом и этот закон на стороне пострадавшей стороны;
  • обеспечить жертву подробной информацией относительно ее прав и воз­мож­ности получения помощи с указанием конкретных мест предоставления такой помощи.
Во время разговора необходимо успокоить жертву насилия, для чего нужно:
  • собеседование с жертвой насилия проводить наедине;
  • не избегать взгляда жертвы;
  • дать знать жертве насилия, что ее желают выслушать;
  • не прерывать ее рассказ, ссылаясь на недостатки времени;
  • заверить жертву насилия в конфиденциальности беседы;
  • задавать вопросы так, чтобы на них можно было бы дать несколько вариан­тов выхода из ситуации;
  • задавать простые прямые вопросы, которые не содержат критических или субъективных суждений;
  • не поддерживать мнение, если жертва говорит, что «сама виновата»;
  • не преуменьшать серьезности насилия;
  • сохранять спокойную и не осуждающую манеру поведения;
  • отдавать должное чувствам жертвы;
  • подчеркнуть, что ни один человек не заслуживает жестокого обращения, что вызов полиции первый шаг для изменения ситуации к лучшему.
Необходимо оказать жертве моральную поддержку применяя, например, та­кие фразы: «Насилие в семье – это тоже преступление», «Все имеют право на жизнь, свободную от насилия», «Вы находитесь под защитой закона», «Вы можете контролировать только собственные действия», «Вы не одиноки, помощь – ря­дом», «Вы заслуживаете лучшего обращения», «Я понимаю, что говорите прав­ду»[11]. Порой семейные дебоширы на профилактической беседе «обещают» больше не совершать скандалы, но тем не менее, участковый инспектор полиции должен предупреждать подобные ситуации насилию. Сотрудникам полиции ни один сиг­нал относительно насилия в семье нельзя воспринимать легкомысленно. При обще­нии с жертвой сотрудник полиции должен иметь при себе информационные листки (буклеты), которые необходимо передать жертве насилия. Информация долж­на содержать квалифицированное разъяснение прав жертвы, данные о воз­можности получения помощи, а также местонахождения организаций, к которым можно обратиться за помощью и поддержкой. Листовки могут содержать следую­щую информацию: 1. Обдумайте состояние проблемы в спокойной обстановке. Не стоит пытаться решить проблему через споры. Даже если вы полностью правы, толку от этого не будет, зато вреда окажется в избытке. Вместо того, рассмотрите менее конф­ликт­ные варианты решения проблемы. 2. Спросите другого человека, можете ли вы спокойно все обсудить. Вместо того, чтобы кидаться словами «психическое насилие», расскажите о том, как, на ваш взгляд можно было бы сделать ваши отношения лучше. Используйте поболь­ше местоимения «я», говорите от первого лица, а не швыряйте обвинения с местои­мением «ты». 3. Напишите письмо. Если вам кажется, что разговор по душам не получится, то изложите свои мысли на бумаге. Плюс этого способа в том, что вы можете напи­сать все максимально конструктивно, сказав именно то, что у вас на душе. Сделайте несколько черновиков, избегайте прямых обвинений, которые могут рас­па­лить гнев адресата. Вместо фразы «ты издеваешься надо мной, и я это ненавиж у» напишите что-то вроде «я чувствую, словно меня унижают и дразнят». 4. Обратитесь за поддержкой. Верный друг или родственник, который выслу­шает и поймет, которому вы сможете открыть свои чувства — это бесценно. Кроме того, если ваши отношения таки распадутся, будет неплохо иметь рядом человека, который сможет помочь вам это пережить, но не надо обращаться к вашему обще­му другу. Так вы лишь поставите его в очень, очень неприятное поло­жение. Вместо этого обратитесь к такому человеку, которого вы хорошо знаете, но который не знает вашего обидчика. 5. Обратитесь за помощью специалистов. Если с проблемой уже нельзя спра­виться самостоятельно, то обратитесь к профессионалу. Найдите психотерапевта или семейного консультанта, специализирующегося на вопросе эмоционального насилия, и поскорее запишитесь к нему на прием. Не важно, что будет с отноше­ния­ми потом, сохранятся они или же нет. Важно обратиться к профессионалу. Если ваш обидчик не заинтересован в участии, то вы можете просто лишь сосредо­точиться на лечении своих душевных ран, после чего сможете начать жить дальше. Если вам кажется, что ситуация складывается угрожающим образом, как мож­но скорее покиньте общество обидчика. Пусть рядом с вами будет друг или родст­венник, либо свяжитесь с местным центром, предоставляющим услуги защиты пострадавших от насилия. Проблема психологического насилия очень сложная, ее решение требует мно­го времени, однако на сегодняшнем этапе сотрудникам полиции необходимо при­ни­мать меры, как в пресечении, так и в профилактике бытового насилия. Таким образом, предлагаемые рекомендации сотрудникам полиции помогут облегчить некоторые этапы работы с жертвами психологического насилия в семье. 3.3. Рекомендации для населения и граждан, подвергающихся насилию К правонарушителю, совершающему насилие в семье, могут быть применены следующие запреты:
  • совершать бытовое насилие;
  • вопреки воле потерпевшего разыскивать его;
  • преследовать;
  • посещать;
  • вести устные, телефонные переговоры;
  • вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи[12].
ПОМНИТЕ! Своевременное обращение в полицию остановит насилие и сохранит вам жизнь! Если вам необходима правовая помощь или консультация, вы можете полу­чить ее по следующим телефонам доверия ДП Актюбинской области: ДП: 729-247 (ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ) 729-708 (МЕСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА) УДП: 729-255 (ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ) 776-773 (МЕСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА) Телефоны партнеров по защите женщин от насилия ДП Актюбинской области: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ЖЕНЩИН Г.АКТОБЕ: 241-724; ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ЦЕНТР МЕДИАЦИИ: 925-734. Если муж жестоко обращается с женой! Обратитесь лично в полицию с заявлением. Напишите заявление в двух экземплярах, копию оставьте у себя. Не забудьте взять у сотрудника полиции талон-уведомление и спрятать его подальше вместе с копией заявления. Сотрудники полиции Вам сообщат номер и дату регистрации, а также имя должностного лица, которое будет заниматься рассмотрением Вашего заявления. Решение по заявлению должно быть принято не позднее десяти суток со дня его поступления. Если у вас есть телесные повреждения! Вам необходимо обратиться к врачу в поликлинику или семейно-врачебную амбулаторию по месту жительства или вызвать скорую помощь либо обратиться в судебно-медицинскую экспертизу. Каждая женщина, обратившаяся в полицию, имеет право на: 1) информацию — знать о преимуществах и недостатках всех возможных выходов из сложившейся ситуации; 2) объективность — получить объективную, юридическую обоснованную ин­фор­мацию независимо от возраста, образования, национальности, социального положения; 3) выбор — свободно и самостоятельно решать использовать ли предложен­ные варианты из сложившейся ситуации, а также то, какой способ использовать; 4) уединенную обстановку — иметь возможность беседовать с сотрудником полиции наедине; 5) достоинство — чувствовать уважение, доброе и внимательное отношение к себе. Для супруга-тирана предусмотрена административная и уголовная ответственность. Статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан, которые чаще всего применяются в случаях насилия в семье: Статья 109. Побои. Статья 108. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Статья 107. Умышленное причинение средней тяжести здоровью. Статья 106. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Статьи Кодекса Республики Казахстан об административных правонару­ше­ниях: Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений Если телесные повреждения вследствие действий семейного дебошира имеют место, то следует их зафиксировать. Врач обязан передать сведения о повреждениях вследствие побоев в ОВД. Не забудьте сами сфотографировать все следы побоев, чтобы приобщить к делу. Собирайте доказательства, привлекайте свидетелей, которые смогут дока­зать факт побоев и агрессивного поведения семейного дебошира. Если Вам или Вашим близким нужна помощь, вы можете обратиться: в ДП Актюбинской области, МПС, УИП. Помните, что ваше спасение от домашнего насилия в вашей реши­тель­ности! Безопасность женщины при домашнем насилии Домашнее насилие — это реальная угроза, как вашей жизни, так и жизни ва­ших детей. Шаг 1: безопасный путьпродумайте свои действия на тот случай, если на­си­лие повторится снова. Шаг 2: расскажите о насилии тем, кому вы доверяете (друзьям, родст­вен­никам). Шаг 3: найдите место, куда вы могли уйти в случае опасности. шаг 4. составьте свой индивидуальный план безопасности. шаг 5. предупредите своих соседей о том, чтобы при шуме и криках из вашей квартиры, они сразу вызывали полицию. шаг 6. спрячьте запасные ключи от дома или квартиры так, чтобы в случае опасности насилия вы беспрепятственно могли бы взять их и покинуть дом. шаг 7. уберите в безопасное место деньги на первое время, паспорт, докумен­ты и другие важные бумаги, одежду и лекарства. шаг 8. договоритесь с друзьями или родственниками о возможности предос­тав­ления вам временного убежища в случае опасности. шаг 9. узнайте заранее телефоны местных служб, которые могут вам оказать необходимую помощь. шаг 10. решите заранее, что еще вы возьмете с собой. если ситуация критическая, то покидайте дом немедленно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи Помните, что под угрозой находится ваша жизнь и жизнь ваших детей! Советы тем, кто хочет изменить ситуацию Статистика утверждает, что наибольшее количество ссор с применением силы происходит именно в момент резкого разрыва. Поэтому действовать надо не им­пуль­сивно, а по хорошо продуманному плану. В этом плане должны быть сле­дующие пункты. 1. Уйти в безопасное место, например, к родителям или друзьям. Можно обра­титься в Центр помощи женщинам и детям. Находясь в безопасности, человек возвращается к себе, начинает себя слышать. Из этого состояния вы сможете начать думать о том, как быть дальше. 2. Взять с собой все необходимое (деньги, одежду, лекарства и т.д.) 3. Сообщить партнеру: «Я приняла решение подумать над нашими отноше­ния­ми. Я нахожусь в безопасности». 4. Если вы ушли вместе с детьми, сообщить об этом в органы опеки, чтобы по­том вас не обвинили в краже детей. 5. Начать работу со специалистами: юристами, медиками, психологами. Нас­колько вы экономически зависимы? Насколько юридически уязвимы? Насколько силь­на ваша эмоциональная привязанность к обидчику? Комплексная работа по­мо­жет проанализировать все стороны вашей жизни. Сейчас необходимые консультации можно получить онлайн. 6. Собирать доказательства. Фиксируйте все случаи преследования: делайте скриншоты переписки с угрозами, записывайте звонки. Сообщите в полицию, осо­бенно если преследователь нарушает закон (портит вещи, нападает на улице). Да­же если полиция ограничится только «беседой», обидчик будет знать, что он тоже под наблюдением. 7. Не вступайте в переговоры. По возможности не идите на контакт с обид­чи­ком. Не отвечайте на сообщения, и, разумеется, не соглашайтесь на личную встречу. 8. Воздержитесь от постов в соцсетях. Обидчик может определить ваше место­нахождение. Что дальше? Каким будет выход из вашей ситуации, предсказать невозможно. Каждый слу­чай индивидуален. Некоторым парам достаточно один раз пережить кризис, чтобы переосмыслить свое отношение друг к другу. Это возможно, если оба партнера хотят сохранить отношения и соглашаются работать с психологом. УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ! Обращаем Ваше внимание на то, что Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05 июля 2014 года №235 предусмотрена ответственность за: Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отноше­ний 1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к ли­цам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нару­ша­ю­щие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влекут предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут административный арест на срок до десяти суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, — влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. Примечание. Под семейно-бытовыми отношениями для целей настоящего Ко­декса понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, про­жи­вающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лица­ми, имеющими общего ребенка (детей). Статья 73-1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковре­мен­ное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей тру­доспособности, — влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. 1-1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершен­ные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, — влекут предупреждение или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Действия, предусмотренные частями первой и (или) 1-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взы­с­кания, — влекут административный арест на срок до двадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, — влекут штраф в размере сорока месячных расчетных показателей. Статья 73-2. Побои 1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причи­нив­ших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, — влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо адми­нист­ративный арест на срок до десяти суток. 1-1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершен­ные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отно­шениях, — влекут предупреждение или административный арест на срок до десяти суток. 2. Действия, предусмотренные частями первой и (или) 1-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыс­ка­ния, — влекут административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью вто­рой статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, — влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей. Статья 73-3. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — влечет штраф на физическое лицо в размере ста шестидесяти месячных рас­четных показателей или административный арест на срок пятнадцать суток, на должностное лицо — штраф в размере пятисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок двадцать суток. 2. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, — влечет штраф на физическое лицо в размере ста восьмидесяти месячных рас­четных показателей или административный арест на срок двадцать суток, на долж­ност­ное лицо – штраф в размере шестисот пятидесяти месячных расчетных пока­за­телей либо административный арест на срок двадцать пять суток. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, сое­ди­ненные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, — влекут штраф на физическое лицо в размере двухсот месячных расчетных пока­зателей или административный арест на срок двадцать пять суток, на долж­ностное лицо — штраф в размере семисот пятидесяти месячных расчетных пока­зателей либо административный арест на срок тридцать суток. Статья 200. Нарушение требований законодательства Республики Ка­захс­тан по реализации алкогольной продукции 1. Реализация алкогольной продукции лицам в возрасте до двадцати одного года — влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого пред­при­нимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предприни­матель­ства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов среднего пред­при­нимательства — в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринима­тель­ства — в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии. 3. Розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе, а также на пассажирских воздушных судах, пасса­жирс­ких судах морского транспорта, в вагонах-ресторанах пассажирских поездов: с 23 до 8 часов следующего дня; с объемной долей этилового спирта свыше тридцати процентов с 21 до 12 часов следующего дня — влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого пред­при­нимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринима­тельства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии. 4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого пред­принимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпри­ни­мательства — в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринима­тель­ства — в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии. Статья 204. Торговля в неустановленных местах 1. Торговля вне мест, установленных местным исполнительным органом, — влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных пока­зателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. Статья 386. Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаж­дений Нарушение устанавливаемых местными представительными органами облас­тей, города республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений — влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пяти­де­сяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. Статья 434. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушаю­щие общественный порядок и спокойствие физических лиц, — влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо адми­нистративный арест на срок до десяти суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, — влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей. Статья 437. Нарушение тишины 1. Нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, в том числе проведение в жилище и вне его работ, сопровождаемых шумом, не связанных с неотложной необхо­ди­мостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, а равно нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки, с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни — влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого пред­при­нимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей. 2. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. Статья 440. Распитие алкогольных напитков или появление в общест­вен­ных местах в состоянии опьянения 1. Распитие алкогольных напитков на улицах и в других общественных мес­тах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа алко­гольных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения лиц, не достиг­ших восемнадцати лет, а равно распитие ими алкогольных напитков — влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пяти месячных расчетных показателей. 3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыс­кания, — влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо адми­нистративный арест на срок до пяти суток. Статья 441. Нарушение запрета потребления табачных изделий, в том чис­ле изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в местах, в которых законодательством Республики Казахстан он уста­новлен 1. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым таба­ком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в местах, в которых законодательством Республики Казахстан установлен запрет, за исключением случая, предус­мотрен­ного частью 1-2 настоящей статьи, — влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей. 1-2. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым таба­ком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, на борту воздушного судна — влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей. 3. Непринятие работодателем мер к лицам, потребляющим табачные изделия, в том числе изделия с нагреваемым табаком, табак для кальяна, кальянную смесь, системы для нагрева табака, электронные системы потребления и жидкостей для них, в не определенных для этого специальных местах — влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предприни­мательства — в размере шестидесяти месячных расчетных показателей. Статья 441-1. Нарушение запрета потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в автомобильном транспортном средстве во время нахождения в них несовершеннолетних лиц[13] 1. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым таба­ком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в автомобильном транспортном средст­ве во время нахождения в них несовершеннолетних лиц — влечет штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных пока­зателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных пока­зателей. Статья 442. Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развле­ка­тель­ных заведениях или вне жилища без сопровождения законных предста­ви­телей 1. Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей с 22 до 6 часов утра — влечет штраф на законных представителей в размере трех месячных расчет­ных показателей. 2. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных пред­стави­телей вне жилища с 23 до 6 часов утра — влечет предупреждение на законных представителей. 3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совер­шенные повторно в течение года после наложения административного взыс­ка­ния, — влекут штраф на законных представителей в размере семи месячных рас­чет­ных показателей. Статья 449. Приставание в общественных местах 1. Приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг, — влечет предупреждение либо штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершен­ные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо адми­нистративный арест сроком до пяти суток. 3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные иностранцем либо лицом без гражданства, — влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо адми­нист­ративный арест сроком до пяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан. Статья 505. Нарушение правил благоустройства территорий городов и на­селенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, унич­тожение и повреждение зеленых насаждений города и населенных пунктов 1. Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунк­тов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреж­дение зеленых насаждений городов и населенных пунктов — влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере соро­ка, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчет­ных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предп­ринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъек­тов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов круп­ного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных пока­зателей.
  1. Перечень стандартных операционных процедур (СОП) // Руководство для работы участковых инспекторов полиции. — Нур-Султан, 2020. С. 5-8.
  2. Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  3. Статья 25Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  4. Статья 20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/document/
  5. Статья 26 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  6. Статья 27 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О про­филактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  7. Часть 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  8. Часть 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  9. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/
  10. Часть 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
  11. Дюсенова А. Принятие мер в ситуации бытового насилия. — Актобе, 2009. С. 24.
  12. Ст.20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. «О профилактике бытового насилия».
  13. Кодекс дополнен статьей 441-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*