admin 30.08.2019

Медведчикова Лариса Генадьевна — выпускница Оренбургского государ­ст­венного университета;

Шагивалеева Индира Закировна — доцент кафедры гражданского права и про­цесса Оренбургского государственного университета, кандидат педагоги­ческих наук, доцент

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

МҮЛІК ОБЬЕКТІЛЕРІНІҢ ҚҰҚЫҚТЫҚ РЕЖИМІ РОССИЯ ФЕДЕРАЦИЯСЫ ШЕТЕЛ

LEGAL REGIME OF PROPERTY OBJECTS RUSSIAN FEDERATION ABROAD

Введение

Распад Союза Советских Социалистических Республик и образование са­мос­тоятельных обособленных государств, образование Российской Федерации как го­сударства-продолжателя бывшего СССР, поставил перед обществом ряд вопросов, в том числе международных политических, экономических и правовых проблем.

Не в последнюю очередь актуальность приобретают проблемы, связанные с государственной собственностью бывшего СССР.

Отсюда вытекают проблемные вопросы, связанные с определением статуса быв­шего советского государственного имущества, которое находится в зару­беж­ных странах, проработкой правового поля по эффективному управлению государ­ст­венной собственностью, а также применение различных способов по законо­дательному сопровождению права собственности, осуществлению судебной и внесудебной защиты различных объектов собственности.

Актуальность темы исследования обусловливается объективными причинами.

После социально-экономических и политических преобразований СССР в 90-х годах и последовавшей за ней дестабилизацией, осуществился переход к об­ще­ству, которое на сегодняшний день характеризуется определенной стабиль­ностью, при этом остро ощутившему проблему необходимости защиты национальных ин­тересов в сфере экономической деятельности, материального обеспечения эконо­ми­ческих преобразований, что может разрешиться гарантированным созданием соот­ветствующей социально-экономической формации и адаптивной ей норма­тивно-правовой базы.

В этой связи актуализирутся необходимость научных исследований по вопро­сам законодательного урегулирования управления государственной собственно­стью, вкупе с анализом практики ее эффективной защиты.

Не секрет, что стабильность любого государства определяется наличием госу­дарственной собственности, обеспечивающая самостоятельную обосособлен­ность государства в отношениях с другими субъектами права внутри страны.

Государственная собственность в зарубежных странах — некоторая гарантия обязательств государства, которая вытекает из разного рода международных согла­шений.

Государственное имущество России определяется как особый, обособленный от общего массива, объект государственной собственности, который находится в поле специфического комплексного регулирования.

«Зарубежная» государственная собственность имеет отличительные особен­ности от внутригосударственной собственности, которая подчинена националь­ному праву и национальной юрисдикции.

Отмечается, что зарубежная государственная собственность зачастую опреде­ляется как объект международно-правового регулирования, которая не может быть исключена из сферы правовой регламентации государства ее местонахождения.

После развала Союза Советских Социалистических Республик и образования новых раздробленных государств возникла острая проблема регулирования соб­ственности в правовом пространстве, что являлось предпосылкой для переоформ­ления прав на эту собственность и возможности их защиты в зарубежных странах в которых находится российское имущество.

Проблема оборота собственности РФ актуализируется еще и тем, что в послед­ние годы чрезвычайно обострилась проблема обращения взыскания на российскую государственную собственность в зарубежных странах. Собственность, использу­емая для решения актуальных экономических и социальных проблем нашего госу­дарства очень часто становится объектом ареста в счет погашения обязательств России по внешнеэкономическим и инвестиционным контрактам. Данное обстоятельство, несомненно, наносит колоссальный ущерб казне России, и как суверена, и как делового партнера, во внешнеэкономических связях, что сужает для нашего государства возможность международного экономического и финансового сотруд­ничества.

Наличие обозначенных проблем, недостаточность системного исследования вопросов собственности, необходимость внесения ясности в теоретические и прак­тические разработки по вопросам признания прав на российскую собственность за рубежом, ее эффективного управления и защиты предопределили актуальность и выбор темы настоящего дипломного исследования.

В этой связи актуализируется необходимость анализа причин, ситуаций и об­стоятельств, игнорирование которых может привести к негативным последствиям для российского государства.

Объект исследования: межгосударственные отношения по вопросам собст­венно­сти государств, в частности, России.

Предмет исследования: правовое пространство и закономерности нацио­нального, международного правового регулирования отношений, которые склады­ва­ются при определении правового режима зарубежной российской собственно­сти.

Изучение перечисленных вопросов невозможно без детального рассмотрения правового режима объектов собственности РФ в зарубежных странах, анализа по­нятийного аппарата и исследования классификации объектов собственности.

Цель дипломного исследования заключается в детальном изучении правого режима и регулирования отношений, возникающих в сфере управления госуд­ар­ственной собственностью, находящейся на территории зарубежных стран и ее за­щитой с учетом норм международного права и современных тенденций развития международного частного права Российской Федерации.

Для реализации указанной цели предполагается решить следующие задачи:

  • изучить правовой режим недвижимого имущества и культурных ценностей как отдельных видов объектов государственной собственности, расположенных за рубежом;
  • проанализировать различные виды классификаций объектов собственности РФ, находящихся за рубежом;
  • исследовать процедуру судебного и внесудебного разрешения вопросов в сфере признания и оформления прав РФ на недвижимое имущество и культурные ценности за рубежом;
  • выявить теоретические и практические проблемы в рассматриваемой сфере и разработать предложения по законодательному совершенствованию и дальнейшему применению данного правового института.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и спе­циаль­ные методы познания: исторический, диалектико-материалистический, логиче­ский, формально-юридический методы, а также методы сравнительного правове­дения и системного анализа.

Научная новизна выбранной нами темы заключается в том, что проводится углубленный анализ действующего законодательства, регулирующего правовое положение имущества Российской Федерации за рубежом, выявляются недостатки правового регулирования и механизма его реализации и предлагаются соответствующие меры по преодолению выявленных недостатков.

В работе выявляются спорные, вопросы правового регулирования управления зарубежной государственной собственностью как объектом международного част­ного права, предлагаются возможные пути их решения.

При написании работы были использованы основные теоретические исследо­вания отечественных и иностранных ученых, посвященные вопросам права госу­дарственной собственности, правопреемства государственной собственности, про­блемам ее управления, охраны и защиты

Теоретическую основу работы определили фундаментальные исследования таких ученых как: Т.Е. Абова, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, В.П. Виткявичус, Г.А. Гаджиев, О.Е. Кутафин, В.В. Лаптев, В.П. Мозолин А.А. Пушкин, Ю.К. Толстой и др.

Права государства на зарубежное имущество неизменно анализируются во всех курсах международного частного права. Серьезной теоретической основой работы послужили работы И.С. Перетерского и С.Б. Крылова, Л.А. Лунца и Н.И. Марышевой, М.М. Богуславского, В.П. Звекова, О.Н. Садикова, Г.К. Дмитриевой, Л.П. Ануфриевой и др.

Генезис формирования зарубежной российской собственности затронут в ра­бо­тах профессора В.Г. Сироткина, в основу трудов которого легли многочислен­ные документы о происхождении и судьбе зарубежной российской собственности.

Пристальное внимание было уделено анализу законодательства (действую­щего, утратившего силу, а также законопроектов) Российской Федерации, прямо либо опосредованно регламентирующего порядок управления государственной собственностью, находящейся за рубежом, правовым актам иностранных госу­дарств, представляющим интерес для изучения поставленных в работе задач.

Практическая и теоретическая значимость дипломной работы выражается в комплексном анализе проблем правового режима и судебной защиты имущества Российской Федерации за рубежом и в рекомендациях по совершенствованию законодательства в данной сфере права.

Структура ВКР включает в себя введение, два раздела, пять подразделов, за­ключения, список использованных источников.

 

глава 1. Правовой режим недвижимого имущества и культурных ценностей как отдельных видов объектов государственной собственности, расположенных за рубежом

1.1. Классификация объектов собственности Российской Федерации, находящихся за рубежом

Государственная собственность всегда ассоциируется с каким-либо имуще­ством, при этом законодательством регламентируется право государственной соб­ственности Российской Федерации (федеральная собственность), право собствен­ности субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Земельные и иные ресурсы, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, относятся к государственной собственности.

Подобный вывод можно сделать исходя из анализа статьи 214 (п. 1 и п. 2) ча­сти 1 ГК РФ, в котором указывается, что если какое-либо имущество не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, то это имущество состав­ляет государственную казну России или казну соответствующего субъекта государства[1].

Анализ словарей, в том числе юридических, позволяет определять государст­венную собственность как экономическую категорию, которая означает, что иму­щество принадлежит народу в лице избранных им представительных органов гос­у­дарственной власти. Таким образом, в объективном смысле, право государствен­ной собственности можно определить как совокупность правовых норм, которая направлена на закрепление и охрану материальных благ в лице избранных народом представительных органов государственной власти, последние устанавливают по­рядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Обращая внимание на сущностные черты государственной собственности, от­мечается, что указанная совокупность правовых норм, регулирующая оборот госу­дарственного имущества, охватывает конституционные нормы, нормы граждан­ского, административного, финансового, земельного, а также других отраслей пра­ва. Следует подчеркнуть, что в отношениях, связанных с оборотом государ­ст­вен­ного имущества, преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные положения.

В качестве субъектов государственной собственности могут выступать соот­ветствующие государственные образования, которые называются публично-пра­вовыми, сюда относится Российская Федерация, а также республики, края, обла­сти, которые входят в состав России, но не их органы власти или управления.

Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного го­сударственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществ­ляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

Понятие государственной собственности коренным образом не отличается от понятия права собственности в широком смысле этого слова. Вместе с тем следует выделить основную особенность — специфика государственной собственности за­ключается в том, что государство (Российская Федерация), а также субъект РФ са­мостоятельно могут устанавливать для себя правила поведения как собственника.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государ­ствен­ным собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

От имени уполномоченных органов, как правило, выступает Правительство РФ, которое вправе наделять определенными полномочиями по управлению госу­дарственным имуществом федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Процедура передачи этих полномочий определяется условиями Федерального договора и законами Российской Федерации.

Следует отметить, что основную оперативную работу, направленную на уп­рав­ление и распоряжение объектами федеральной собственности, реализует спе­циальный федеральный орган, который управляет государственным имуществом.

Следует обратить внимание на положения п. 2 ст. 296 ГК РФ в соответствии с которыми имущество учреждений и казенных предприятий не обращается на погашение долгов собственника, который создал их, при условии что последний не изымет это имущество в законном порядке (п. 2 ст. 296 ГК РФ) или не ликвидирует созданное им юридическое лицо и заберёт остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК РФ), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями, так называемое нераспределенное государственное или муниципальное имущество, составляет казну государства, например, сюда можно отнести средства соответст­вующего бюджета.

Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не го­су­дарственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоя­тельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Данное положение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте иму­ще­ства лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками ве­щей, изъятых из оборота. В этом также проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности.

К составляющим объект федеральной собственности вещам относятся ре­сур­сы экономической зоны РФ, в том числе и морской экономической зоны, а также ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономиче­ской зоны РФ, сюда же можно отнести и некоторые ООПТ (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-куль­турного наследия и некоторые художественные ценности, виды вооружений и объ­екты оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений.

Что касается недвижимости, следует пояснить, что некоторые ресурсы на­хо­дятся в исключительной государственной собственности РФ, например, недра, в фе­деральной или в государственной собственности субъектов Федерации, напри­мер, заповедники, заказники и т. д. Отсюда следует, что отдельные природные ре­сурсы и компоненты не могут находиться в муниципальной и частной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, кото­рые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, относятся к государственной собственности. Отсюда следует еще один существенный вывод, что природные ресурсы, объекты, компоненты не могут быть бесхозяйными, поскольку законом регламентируется презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Все виды имущества являются объектом частной, муниципальной собственности только в том случае, если это допускается государством в лице уполномоченных государственных органов.

В настоящий момент на территории зарубежных стран располагается разно­родный состав как недвижимого, так и движимого имущества. Право собственно­сти на это имущество возникло по различным основаниям. Так, Российская Феде­рация является правопреемницей СССР в гражданских правоотношениях, и соот­вет­ственно все имущество СССР за рубежом после распада последнего перешло РФ. Некоторые виды имущества принадлежали ранее Российской империи, а затем перешли в порядке правопреемства сначала СССР, а затем Российской Федерации.

Правовой статус государственного имущества, находящегося за рубежом, оп­ределяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имуще­ства, находящегося за рубежом.

Российская Федерация как субъект международного права придерживается принципа абсолютного судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК РФ, ст. 251 АПК РФ.

В силу этого принципа согласно указанным статьям предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на тер­ритории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обраще­ние на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» поясняет, что суд компетентен принимать иски по коммерческому спору с иностранным элементом (государством), при условии, что ответчиком является иностранное государство, которое выступает в качестве суверена и от него поступает прямое выраженное согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Если такое согласие получено, то это означает, что ино­странное государство отказывается от иммунитета иностранного государства (п. 8 Постановления).

Отсюда следует, что Россия как суверен обладает правом требования от других стран неукоснительного соблюдения таких же условий по отношению к себе, равно как добровольно отказаться от иммунитета при участии в гражданских правоотношениях.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[2] предусматривает положения предусматривающие отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспе­че­ния иска и исполнения судебного решения, такие условия могут предусматриваться в соглашениях о разделе продукции, которые заключаются с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, для этого вносится соответствующее условие в договор.

В качестве примера можно привести решение Арбитражного суда Стокгольм­ской торговой палаты, который наложил арест на денежные счета Правительства России на территории Швейцарии, Люксембурге.

Инициатором иска являлась швейцарская корпорация «Нога трейдинг С.А.», которая обратилась с заявлением по вопросу невыполнения в полном объеме ге­не­рального соглашения о поставках и кредитах российской стороной, которое было заключено с Правительством РСФСР в 1991 г.

Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, на Россию не распростра­нялся иммунитет иностранного государства, в соответствии с которым государ­ства не вправе осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности. Это обстоятельство обусловливалось тем, что в са­мом договоре содержалось положение о добровольном отказе России от судебного иммунитета.

Рассмотренное судебное дело приводит к выводу о необходимости принятия закона об иммунитете, который целесообразно разработать и принять как можно быстрее, поскольку его отсутствие приводит к неравенству участников граж­дан­ско-правовых отношений, что не соответствует п. 1 ст. 1 ГК РФ[3].

Ограничение иммунитета государства не распространяется на имущество, используемое в дипломатических и иных некоммерческих целях. В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участ­ни­ками.

В некоторых зарубежных странах установлен иной подход к решению вопросов иммунитета государства. Изучение законов и судебной практики приводит к выводу, что в ряде зарубежных государств закрепляется доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, суть которой заключается в том, что осуществляя коммерческую деятельность, иностранное государство действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, которые вытекают из такой деятельности. Среди таких зарубежных стран можно выделить США, Великобританию, Канаду, Австралию и др.

Названные условия находят свое закрепление в международных договорах, например, в соответствии с Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил, которые применимы к иммунитету государственных судов, с Европейской конвенцией об иммунитете государства 1972 г., в судебной практикой зарубежных стран: Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.[4]

При изучении предложенной темы возникает вопрос об объектах собствен­но­сти РФ в зарубежных странах.

В настоящий момент не существует единого нормативного акта, в котором за­креплялся бы перечень объектов собственности РФ, которые находятся в зарубеж­ных странах.

Нельзя сказать, что на государственном уровне не было предпринято попыток вос­полнить данный пробел. Например, в 1999 году постановлением Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ от 02.06.1999 г. № 4017-II ГД «О Федераль­ном законе «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом» был внесен на рассмотрение в Совет Федерации закон федерального уровня «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом»[5]. В данном законопроекте предусматривались правовые основы управления федеральной собственностью РФ, которые находятся в зарубежных странах. Проект регламентировал вопросы контроля за эффективностью ее использования и ее сохранностью, осуществление своих полномочий федеральными органами ис­полнительной власти, которые представляют РФ в отношениях собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.

Примечательно то, что как раз ст. 9 указанного законопроекта содержала пе­речень объектов собственности Российской Федерации, которые находятся в зару­бежных странах.

К таким объектам относилось все движимое и недвижимое имущество, кото­рое передавалось федеральным органам исполнительной власти, предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или переданные хозяйствующим субъектам на праве аренды, праве безвозмезд­ного пользования, в доверительном управлении, в иных обязательственных отно­шениях, в том числе:

  • имущественные права, имущество бывшей Российской Империи, СССР, РСФСР, а также имущество и имущественные права, которые были приобретены РФ или от ее имени до введения в действие предлагаемого закона, а также имуще­ство и имущественные права, которые приобретены РФ или по ее поручению после введения в действие предлагаемого закона;
  • недвижимое и движимое имущество, находящееся во владении, в поль­зовании и распоряжении государственных органов и юридических лиц, которые под­падали под юрисдикцию Российской Империи, СССР, РСФСР, правопреемником в отношении которых является Российская Федерация;
  • продукция, плоды, которые получены от выполнения всех видов контракт­ных и иных работ на основании двухсторонних и многосторонних соглашений, включая межправительственные и межведомственные;
  • ценные бумаги, доли, паи и акции юридических лиц, которые принадлежали Российской Федерации и находились на территории зарубежных стран;
  • результаты интеллектуальной деятельности, специальные (космические, воз­душные, морские, наземные) объекты и их инфраструктуры, архивные и информа­ционные ресурсы, иные объекты с учетом действующих в отношении этих объек­тов соглашений и специфики самих объектов;
  • внешние государственные кредиты и инвестиции РФ, иные внешние права требования;
  • результаты от интеллектуальной деятельности, которыми обладает и может использовать Российская Федерация, в том числе фирменные наименования и зна­ки обслуживания, товарные знаки, произведения науки, литературы, искусства, ноу-хау.
  • имущество бывших общесоюзных министерств и ведомств, которое нахо­дится за рубежом, сюда же можно отнести имущество неправительственных орга­низаций, которые имеют общесоюзный (общероссийский) статус в СССР, РСФСР и выполнявших общегосударственные функции;
  • имущество религиозных организаций, которые находятся за рубежом, при ус­ловии что РФ является правообладателем на основании международных догово­ров и соглашений Российской Империи, СССР, РСФСР, Российской Федерации;
  • валюта и другие валютные ценности;
  • имущество, которое находится в розыске или имущество, которое законно офор­млено в розыск; имущество, которое неправомерно отчужденно (оформлен­ное или неоформленное) иностранными государствами, юридическими или физи­ческими лицами, претензии, которые подлежат урегулированию в международном правовом порядке;

Проект указанного закона в сове время был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 09.06.1999 года, а 23.06.1999 г. письмом Президента РФ под № Пр-796 под названием «Об управлении собственностью РФ, нахо­дя­щейся за рубежом» отклонен.

Далее, постановлением Государственной Думы от 12.04.2001 г. № 1366-III ГД проект закона был снят с дальнейшей проработки и до настоящего времени так и не принят[6].

Д. В. Кириченко предложена классификация собственности РФ, которое нахо­дится на территории зарубежных стран:

1) по критериальному показателю закрепления за отдельными государст­вен­ными органами и организациями:

  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  • Министерство экономического развития РФ;
  • Министерство обороны РФ;
  • управление делами Президента РФ;
  • Министерство иностранных дел РФ.

2) по территориальному временному критериальному показателю:

  • собственность бывшего Союза Советских Социалистических Республик на территории стран содружества независимых государств, Грузии, Балтии;
  • собственность бывшего СССР на территории других государств;
  • собственность Российской Федерации, приобретенная после прекращения существования СССР);

3) по условиям приобретения зарубежной государственной собственности:

  • объекты, которые перешли в собственность РФ посредством заключения международных соглашений;
  • объекты собственности, которые приобретены государством посредством коммерческих сделок, например в результате купли-продажи, мены и т.д.;
  • объекты собственности, которые переданы в дар РФ другими странами или их юридическими лицами;
  • объекты собственности, которые отошли нашему государству в результате Второй мировой войны, они передавалась в качестве компенсации за понесенные го­сударством экономические потери; «трофейная» собственность, которая пере­шла государству в результате военных действий на территории других государств;

4) по критериальному показателю о наличии претензий со стороны третьих лиц на указанное имущество (имущество, в отношении которого существуют тре­бования других субъектов права, оспаривающих нахождение имущества в собст­венности Российской Федерации, и объекты собственности, в отношении которых отсутствуют требования третьих лиц);

5) по критериальному показателю учета имущества: учтенная и неучтенная. Учтенной называется собственность, которая занесена в специальный реестр, не­учтенной признается собственность данных о которой не содержится в специаль­ном реестре, при этом может находиться на балансе подведомственных организа­ций;

6) по критериальному показателю неразрывной связи с государством, на тер­ритории которого может находиться имущество — движимые и недвижимые вещи.

Принцип отнесения вещи к недвижимым вещам определяется исходя из толкования норм права государства, на территории которого расположено имущество, или согласно международным соглашениям.

К движимым вещам относятся культурные ценности, деньги, ценные бумаги, средства транспорта и т.д.[7]

Таким образом, вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что под государственной собственностью РФ за рубежом следует понимать имущество посольств, представительств России при международных организациях, торговых представительств, вклады Центрального Банка РФ, товары, которые вывозятся для продажи и для экспонирования на различных выставках, временно находящиеся за границей, например, морские суда, самолеты и др.

Резюмируя исследованное, следует еще раз подчеркнуть, что к категории собственности также можно отнести имущество, которое перешло от Российской Империи в порядке правопреемства к советскому государству, а также имущество, которое перешло в порядке правопреемства от Советского Союза к РФ.

Рассматривая содержание понятия «правопреемство» следует обратить внимание, что государственная собственность в этом контексте рассматривается как имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутрен­нему праву[8].

По окончании Великой Отечественной войны большую часть государствен­ного имущества в зарубежных странах составляли так называемые активы, кото­рые перешли к советскому государству в порядке репараций. Передача СССР гер­манских активов, а также активов бывших союзников Германии (в частности, Ита­лии) осуществлялась на основании решения Потсдамской конференции и Мир­ными договорами 1947 г.[9]

Большую часть государственной собственности в зарубежных странах состав­ляло имущество церкви.

В настоящий момент с развитием научно-технического прогресса усиливается актуальность информационной и интеллектуальной собственности, которая пред­ставляет собой сумму знаний и идей, находящихся в распоряжении всего государ­ства, и которые не могут закрепляться за каким-либо юридическим лицом.

По данным Министерства имущественных отношений РФ стоимость государственной собственности России в зарубежных страна составляет 4,5 млрд. долл. Почти 5 тыс. объектов недвижимого имущества общей площадью более 2400 тыс.кв.м, располагаются на территории 120 государств. Большая совокупность Российской собственности располагается в странах Европы и Азии.

Счетная палата РФ, оценивая стоимость государственной собственности России в зарубежных странах, называет сумму в 300 млрд. долл.

По данным Общественного экспертного совета по зарубежной собственности во главе с профессором Дипломатической академии МИДа В. Сироткиным и ан­г­лийское частное агентство Pinkerton оценили стоимость Российского имущества за рубежом в 400 млрд. долл., здесь же учитывается стоимость спорного имуще­ства[10].

Следует отметить, что под спорным недвижимым имуществом понимается так называемая выморочная собственность, это имущество, которое осталось после смерти наследодателя при отсутствии наследников, либо если все наследники отказались от принятия наследства.

На практике выморочное имущество передается в собственность муниципальных образований, по месту его нахождения. Выморочной недвижимое имущества будет признаваться до момента установления круга наследников, пока не будет доказательств, что они не претендуют на наследственную массу. До момента установления наследников местные власти обладают правом сдачи этого имущества размещать в них различные учреждения или сдавать это имущество в аренду.

Следует отметить, что в настоящий момент существует спорная церковная собственность. Поскольку до 1997 года Русская православная церковь не была отделена от государства.

По мнению церкви, принадлежавшие Российской Империи объекты, являются не только государственной собственностью Российской Федерации как правопреемницы Российской Империи, но и церкви. Спорное движимое имущество включает золото, драгоценности и ценные бумаги, которые были вывезены за границу во время войн и невозвращенные в Россию.

А. Вольский в научных трудах указывает, что стоимость золота, серебра, алмазов, вывезенных в 1914-1920 гг. с территории нашего государства в США Швейцарию, Францию, Англию, Японию, и другие страны для закупок оружия, оценивается в более 250 млн. руб. царской чеканки. Если перевести на нынешние деньги стоимость этого наследства составляет 120 млрд. долл.[11], при этом такой подчет осуществлен без учета недвижимости, в том числе подаренных или купленных представителями царской фамилии.

Примечательно, что в разных источниках теории и права приводятся разные, порой полярные мнения. Это объясняется тем, что до сих пор не проведена инвентаризация имущества Российской Федерации в зарубежных странах и не пересчитана его балансовая стоимость

Еще одним видом собственности в зарубежных странах являются приобретенные в результате купли-продажи в советское время здания и сооружения к России в порядке правопреемства.

В настоящий момент, развитие экономических отношений между государ­ствами, в том числе России и другими иностранными государствами бесповоротно приводит к увеличению объема этого имущества, и прежде всего товаров, вывозимых как для продажи, так и для экспонирования на различных выставках. Активное культурное сотрудничество невозможно без организации за рубежом художественных выставок.

Движимое и недвижимое имущество находится на территории зарубежных стран на постоянных или временных условиях. Состав этого имущества неодно­ро­ден, от ценных бумаг, до долей и паев юридических лиц, находящихся на террито­рии зарубежных стран.

Правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ.

 

1.2. Правовой режим недвижимого имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом

Одним из актуальных вопросов правового статуса государственной соб­ствен­ности РФ в зарубежных странах является вопрос о распространении законодатель­ных актов, которые регулируют правовой статус государственной собственности, расположенной как на территории РФ, так на российскую собственность Российской федерации, расположенной на территории зарубежных стран.

Принимая во внимание Постановление Верховного Совета Российской Феде­рации «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом» от 17.09.1993 г. № 5727-1, приходим к выводу, что российское имущество, расположенное за пре­делами государства является федеральной собственностью Российской Федера­ции, при условии, что иные условия не предусматриваются соглашениями Россий­ской Федерации с другими странами[12].

Как было подмечено выше, Федеральная государственная собственность — это основной источник, который направлен на обеспечение функционирования государства и развития сфер экономики страны, которая находится под управле­нием и ведением РФ в соответствии с п.(д) ст. 71 основным законом РФ. Другими словами, субъектом права федеральной государственной собственности является РФ признаваемое как публично-правовое образование.

В имущественном обороте государства от его имени выступают Федеральные органы государственной власти. Свои полномочия последние реализуют в соот­вет­ствии с возложенными на них правомочиями собственника. Согласно п. 3 ста­тьи 214, от имени РФ права собственника осуществляются органами и лицами, указанных в ст. 125 ГК РФ.

В частности, следует обратить внимание на положения п. 4.1. ст. 125 ГК РФ в которых указывается, что от имени РФ Федеральные органы наделены полномо­чиями приобретения и осуществления имущественных прав и обязанностей, наделены правом выступать в суде от имени государства в пределах их компетенции, которые предусмотрены правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Следует обратить внимание, что в гражданских правоотношениях с имущест­вом, особое значение уделяется кругу лиц уполномоченных органов на сделки с недвижимостью. Определенные полномочия вменены Федеральному Собранию, Президенту, Правительству, федеральным органам исполнительной власти, куда входят различные министерства, государственные комитеты и т.д. Полномочия по принятию мер по рациональному использованию объектов федеральной собственности согласно п.(г) ст. 114 Конституции РФ возложены на Правительство Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью связано с созданием различных граж­данско-правовых режимов входящего в эту собственность имущества. Феде­ральное законодательство устанавливает как общий, так и особый порядок управ­ления и распоряжения федеральным имуществом.

Примечательно, что все государственное имущество, по закону может подраз­деляться на:

  • имущество, которое закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, которые составляют государственную казну РФ или государственную казну субъекта РФ.

Государственный орган или сам собственник, уполномоченный выступать от его имени, имеют определенные права в отношении имущества, которое находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Например, в соответствии с ч.2 ст. 295 ГК РФ предприятие не имеет права про­давать недвижимое имущество, которое принадлежит ему на праве хозяйствен­ного ведения, равно, как и сдавать его в аренду, передавать в залог, вносить в ка­честве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, или дру­гим способом без согласия собственника распоряжаться данным имуществом.

Как отмечалось выше, управление федеральной собственностью регулируется положениями ст. 114 Конституции РФ. В основном законе такое полномочие воз­ложено на Правительство РФ, между тем правом оперативного решения вопросов управления и распоряжения федеральной собственностью наделено Росимуще­ство.

Конкретные полномочия Росимущества перечисляются в п.5.37 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № «О Феде­раль­ном агентстве по управлению государственным имуществом» в соответствии с которым Росимущество реализует свои полномочия от имени государства, посредством осуществления юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и на территории зарубежных стран, в том числе в случае:

  • передача земельного (ых) участка (ов) органам государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, государственному учреждению или иной некоммерческой организации, которая создана органами государственной власти Российской Федерации;
  • предоставление органу государственной власти РФ (его территориальному органу), физическому и юридическому лицу земельных участков, на которых рас­полагаются объекты недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности либо находятся в федеральной собственности до отчуждения;
  • прекращение прав юридических и физических лиц, государственных органов на земельные участки;
  • передача в собственность или аренду земельного (ых) участка (ов), средств (а) от продажи или аренды которых перечисляются в бюджет федерации;

Правовое регулирование оборота государственной собственности начало на­бирать обороты лишь в сентябре 1993 года. До 90-х годов сохранялся и действовал порядок, который имел место в период существования СССР.

Политика государства сводилась к тому, что на территории РСФСР долгое время сохранялись Конституционные нормы Союза Советских Социалистических Республик, эти нормы должны были применяться в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР.

Кроме того, об этом прямо регламентировалось п. 2 Постановления Верхов­ного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглаше­ния о создании Содружества Независимых Государств». Отсюда, делается соот­ветствующий вывод, что нормативные акты СССР действовали достаточно долгое время.

Управление и распоряжение собственностью СССР на территории зарубеж­ных стран осуществлялось согласно Постановления Совета Министров СССР от 25 ноября 1980 года «О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета».

Приведенное Постановление регулировало аренду земельных участков, нахо­дящихся на территории зарубежных стран, а также вопросы приобретения и стро­ительства зданий и сооружений на земельных участках, которые предоставлялись в пользование на условиях взаимности и могли осуществляться только на основа­нии межгосударственных и межправительственных договоров с СССР.

В отношении приобретения земельных участков законы содержали некоторые огра­ничения, например, при приобретении советскими государственными органи­зациями земельных участков, зданий, сооружений, которые располагались пригра­ничных земельных участках, осуществлялось при наличии разрешения государ­ственных органов, круг которых определялся с учетом объема расходов.

В 1993 году от 17 сентября было принято Постановление суда ВСРФ под № 5727 -1, которое называлось «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом», где представителем Российской Федерации по совершению сделок (купля-продажа, мена, дарение, аренда, залог) признавался Российский Фонд Федерального имущества. В полномочия Российского Фонда федерального имущества было вменено право создавать на территории зарубежных стран свои отделения (представительства) и учреждать предприятия.

Сопоставление с Положением «О Российском Фонде Федерального имущества», которое было утверждено с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 03.07.1991 г. № 1533-1соответствующих полномочий не закрепляло[13].

Исходя из этого, в Постановлении Верховного Совета РФ Российскому Фонду федерального имущества была поручена подготовка предложений о внесении соответствующих изменений и дополнений в Положение «О Российском Фонде федерального имущества и представить их в месячный срок в Верховный Совет РФ.

Между тем предполагаемые изменения так и не были внесены в Положение о Российском Фонде федерального имущества. Кроме того, полномочия по распоряжению собственностью РФ на территории рубежных стран так и не были вменены Российскому Фонду федерального имущества и не отражены в Положении «О Российском Фонде федерального имуществ», которое было утверждено Указом Президента РФ от 17декабря 1993 г., № 217.

Анализ данного Указа приводит к выводу, что Российский Фонд федерального имущества признавался как специализированный финансовый фонд, созданный при Правительстве РФ и подотчетный Федеральному Собранию, Правительству РФ и Государственному Комитету РФ по управлению государственным имуществом в соответствии с их компетенцией.

Необходимость обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью РФ на территории зарубежных стран, осуществления контроля за эффективностью ее использования требовала принятия отдельного документа.

Отмечается, что в 1995 году конкретизация вопросов управления и распоряжения федеральной собственностью за рубежом впервые нашла отражение в Постановлении Правительства РФ от 05.01.1995 г. № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом».

Положения указанного Постановления регулируют следующие виды государственной собственности:

  • недвижимое имущество, которое находится на территории зарубежных и является федеральной собственностью;
  • ценные бумаги, доли, паи и акции, которые принадлежат РФ и находятся за рубежом в распоряжении юридических лицах.

Управление и распоряжение государственной собственностью зависело от цели соответствующей сделки, например, отчуждение имущества, приобретение, передача во временное пользование и т.д.

Согласно вышеназванного закона решение о сделках с собственностью: продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества РФ которое, находится на территории зарубежных стран, а также решение об обороте ценных бумаг, долей, паев и акций, которые принадлежат России в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством РФ на основании совместного представления Росимущества.

Решение также принимается федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с действующим законодательством уполномочен координировать и регулировать деятельность в соответствующей отрасли (сфере управления).

Примечательно, что такой же порядок предусмотрен при принятии решений о перераспределении указанных видов имущества между государственными предприятиями, казенными заводами (фабриками, хозяйствами) и учреждениями РФ.

Следует отметить, что при совершении сделок за счет средств федерального бюджета, направленных на приобретение в федеральную собственность недвижимого имущества в зарубежных странах, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются не только Правительством РФ, Росимуществом, федеральным органом исполнительной власти, но и Министерством финансов РФ, поскольку положения закона обязывают согласовывать сделки с данным органом. Например, при сдаче в аренду недвижимого имущества, которое является федеральной собственностью и находится за рубежом, закреплено на балансе государственных предприятий и учреждений, за исключением отдельно стоящих зданий, сооружений, неиспользуемых земельных участков.

В соответствии с нормами ГК РФ, передача в аренду на срок до одного года, может осуществляться самостоятельно самими государственными предприятиями и учреждениями.

Срок аренды может продлеваться до пяти лет, если достигнуто соглашение между балансодержателем и Росимуществом.

В законе предусматриваются сроки аренды имущества свыше 5 лет, такое решение принимается Правительством Российской Федерации.

Так как по закону арендатор имеет право продлевать сроки аренды имущества, то решение о продлении аренды принимается балансодержателем по согласованию с Росимуществом сроком на 5 лет, если аренда планируется свыше 5 лет, то решение должно быть принято Правительством РФ.

Передача имущества в аренду осуществляется на основании договоров о продлении срока аренды на основании уведомлений об их продлении и копии изменений и дополнений, внесенных в указанные договоры, в двухмесячный срок должны направляться в Росимущество.

В любом случае, решение о внесении закрепленных за государственными предприятиями имуществ, например, денежных средств, которые относятся к федеральной собственности, в результате оплаты уставного капитала в юридических лицах, которые находятся или создаются на территории зарубежных стран, принимаются этими предприятиями по согласованию с Росимуществом.

Обращая внимание на правовое положение Росимущества необходимо подчеркнуть, данный орган является полномочным представителем Правительства Российской Федерации по вопросам правопреемства нашего государства в отношении имущества бывшей Российской Империи, бывшего Союза Советских Социалистических Республик, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений.

Следует подчеркнуть, что Росимущество является полномочным представителем по вопросам правопреемства относительно упраздненных министерств и ведомств РФ, в отношении федеральной собственности, которое располагается на территории зарубежных стран, за исключением имущества, которое передано в оперативное управление федеральным органом исполнительной власти и организациям и учреждениям, а также осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление прав собственности России на указанное имущество и управляет этим имуществом.

Определяющая роль Росимущества заключается в том, что оно выступает учредителем и участником от имени России находящихся за рубежом юридических лицах, при этом обладает правом выступать от имени Правительства РФ и вносить федеральную собственность в их уставные капиталы.

В соответствии с законом, имущество, которое находится на территории зарубежных стран, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции, если они приобретены за счет средств федерального бюджета, не могут включаться в уставной капитал акционерных обществ, которые созданы в результате преобразования государственных предприятий или путем продажи на конкурсах и аукционах.

Росимущество совместно с Минфином России обладает правом осуществления документальных и фактических проверок (ревизии и инвентаризации).

Расходы Росимущества, которые связаны с организацией, управлением закрепленной за ним федеральной собственностью за рубежом, поиском, документальным оформлением права собственности России на имущество, которое находится в зарубежных странах, а также защитой прав России на указанную собственность, должно финансироваться за счет части средств, которые получены при использовании этой собственности, включая доходы по ценным бумагам, долям, паям и акциям, от сдачи в аренду и продажи имущества, в порядке определяемом Минфином России по согласованию с Росимуществом.

Сделки, осуществляемые совершаемые с недвижимым и движимым имуществом, в том числе с ценными бумагами, долями, паями, акциями, которые являются федеральной собственностью и находятся за рубежом, должны совершаться с учетом рыночных цен, по расценкам которые складываются по местонахождению имущества на момент их совершения.

Средства, которые выручаются в результате сделок с имуществом, считаются федеральной собственностью находящимся на территории зарубежных стран, сюда же включаются доходы по ценным бумагам, долям, паям, дивиденды, выплачиваемые на акции в находящихся за рубежом юридических лицах с российской долей участия.

Исключением являются расходы Росимущества, которые выручены от сделок с имуществом, закрепленными за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения. В этом случае такие доходы целиком направляется в федеральный бюджет в порядке, определяемым Министерством финансов России.

Отсюда можно сделать вывод, что в настоящий момент регламентируется порядок управления и распоряжения лишь части объектов, которые относятся к собственности РФ в зарубежных странах.

Необходимо акцентировать внимание на том, что в федеральную собственность в зарубежных странах включаются все виды инфраструктур, которые принадлежат РФ за рубежом, сюда же будет относиться прибыль от их эксплуатации, доходы от реализации всех видов собственности, которые принадлежали России за рубежом; доход от деятельности юридических лиц, которые находятся под юрисдикцией и контролем России; прибыль, которая получена от всех видов контрактных и иных работ в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бывшего Союза Советских Социалистических Республик, включая межправительственные и межведомственные, космические, воздушные, морские, наземные и другие системы и их инфраструктуры, а также прибыль, полученная от их эксплуатации.

В гражданском законодательстве закрепляется положение, что при приватизации государственных предприятий РФ, имущество, которое закреплено и находится за рубежом, приобретенное за счет средств бюджета, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах, не подлежат включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах. Таким образом, данное имущество не подлежит приватизации. Сделки по продаже, мене, залоге такого имущества регулируются нормами гражданского законодательства с учетом ограничений.

Отмечается, что ни в Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», ни в Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535 не упоминается о федеральном имуществе за рубежом в числе объектов, не подлежащих приватизации.

При изучении оборота государственной собственности принимаются во вни­ма­ние положения ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государствен­ного и муниципального имущества», которые регулирует отношения, возникаю­щие при приватизации государственного и муниципального имущества, закон также регулирует отношения, связанные с управлением государственным и муниципальным имуществом.

Действие указанного закона не распространяется на отношения, которые воз­никают при отчуждении указанного имущества, если оно находится за пределами территории РФ.

Отношения, связанные с отчуждением имущества, но которые не подпадают под действие названного закона регулируются нормами гражданского законо­да­тельства.

В 1996 году, 2 августа под №1135 1996 г. был подписан Указ Президента РФ «О мерах по улучшению использования недвижимого имущества, закрепленного за Министерством внешних экономических связей Российской Федерации»[14].

На основании данного Указа управлению делами Президента РФ могут пе­ре­даваться в оперативное управление служебные здания, сооружения, жилые дома и иное недвижимое имущество, которое находится на балансе представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Принятие во внимание названных нормативных актов носит немаловажный ха­рактер, так как некоторые полномочия по управлению и распоряжению объек­тами федеральной собственности реализует орган под названием — Управление делами президента Российской Федерации.

Такие полномочия прямо регламентированы п. 4 Указа Президента РФ от 07.08.2000 г. № 1444, «Вопросы Управления делами Президента РФ» Согласно указа, Управление делами полномочно осуществлять управление подведомст­вен­ными ему организациями (федеральными государственными унитарными пред­приятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управлять и распоряжаться объектами федеральной собственности, включая имущество, ко­торое закреплено за подведомственными ему организациями (федеральное имуще­ство, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Пре­зидента РФ), в соответствии с Российским законодательством.

Другими словами, Управление делами Президента РФ полномочно распо­ря­диться закрепленным за ним имуществом.

При исследовании темы диплома обращается внимание на то, что Россия, являясь членом региональной международной организации, принимает участие в Бишкекском соглашении СНГ 1992 года «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности», которое является региональным международным договором рамочного характера.

Государства-члены региональной международной организации, участники дан­ного соглашения взаимно уважают и признают осуществленный в соответ­ствии с их национальным законодательством переход в их собственность имуще­ства, финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, их структур­ных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, которые располага­ются на территориях Сторон.

В соответствии с соглашением любая из Сторон обязана признавать и уважать права собственности Другой стороны, ее граждан и юридических лиц по отно­ше­нию к расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям, организа­циям и другим объектам (филиалы, доли, паи, акции и иное имущество), которые подпадали на 1 декабря 1990 года под ведение органов государственного управле­ния других бывших союзных республик в составе Союза ССР, а также являвшимся собственностью других юридических и физических лиц, за исключением объек­тов, построенных в целях ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств.

Право собственности на земельные и другие природные ресурсы регулируется законодательством Стороны, на территории которой находится (находятся) объ­ект(ы) собственности, если иное не предусматривается другими соглашениями Сторон.

Стороны взаимно должны признавать, что объекты, социальной сферы, куда вклю­чаются территории санаторий, санаторий-профилакторий, домов и баз от­дыха, пансионатов гостиниц и кемпингов, туристических баз, детских оздорови­тельных учреждений, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов других Сторон, а также средств предприятий и организа­ций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на тер­риториях других сторон, являются собственностью этих сторон или собственностью их юридических и физических лиц.

Любая Сторона вправе предоставлять на своей территории земельные ресурсы в пользование, владение и распоряжение для действующих, создаваемых объектов социальной сферы другим Сторонам, их юридическим и физическим лицам.

Порядок предоставления земельных ресурсов другой стороне, осуществление платы за их использование производится на общих основаниях, которые определяются законодательством Стороны по местонахождению объекта.

Каждая Сторона вправе продавать, обменивать, передавать в залог, сдавать в аренду, передавать безвозмездно или на договорных началах свою собственность другой Стороне, ее физическим и юридическим лицам. Реализация указанных по­ло­жений осуществляется органами государственного управления, которые наде­лены полномочиями распоряжения государственным имуществом каждой из Сто­рон, в соответствии с законодательством Стороны местонахождения объекта(ов) собственности, если иное не предусмотрено другими соглашениями Сторон.

В настоящий момент Стороны согласились содействовать сохранению ранее созданных предприятий, организаций и обществ с долевой или иной собствен­но­стью.

По совместному решению Стороны вправе создавать, предприятия с долевой или совместной формой собственности, в том числе на базе предприятий, орга­ни­заций и учреждений бывшего союзного подчинения и их структурных подразде­лений, которые находятся на территориях Сторон. Режим деятельности данных предприятий будет регулироваться законодательством Стороны, на территории которой они создаются, если другое условие не предусмотрено соглашениями Сторон.

Стороны обязаны обеспечить беспрепятственный перевод законно получен­ных доходов и платежей в связи с деятельностью совместных предприятий и предприятий, являющихся собственностью других Сторон, их юридических и физических лиц, при условии уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством Стороны местонахождения предприятия, организации, учреждения.

Лишь собственник может принять решение или дать разрешение на прива­ти­зацию объектов, которые относятся к собственности одной из сторон и расположены на территории другой Стороны.

Порядок приватизации недвижимого имущества определяется соглашением между органами Сторон, которые уполномочены распоряжаться государственным имуществом.

Собственность Сторон, их юридических и физических лиц пользуется полной и безусловной правовой защитой, которая должна обеспечиваться Стороной, на территории которой находится собственность другой Стороны. Примечательно, что такая собственность принудительно изыматься, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами. В случае принудительного изъятия указанной собственности ее владельцу государством выплачивается компенсация, соответствующая реальной стоимости изымаемой собственности, в сроки, установленные законодательством Стороны ее местонахождения.

1.3. Правовой режим культурных ценностей принадлежащих Российской Федерации и находящихся за рубежом

Проблемы правового режима культурных ценностей неоднократно поднимались в прессе и научной литературе.

Однако анализ научной литературы приводит к выводу, что об отсутствии обоснованного и общепринятого толкования термина «культурные ценности».

Такое обстоятельство объясняется рядом причин.

Во-первых, большой объем нормативно-правовых актов принятых на различном уровне, которые регулируют отношения, возникающие по поводу культурных ценностей.

В различных актах основное понятие трактуются неоднозначно, в зависимости от целевого назначения соответствующего документа. Отмечается, что некоторые определения носят весьма широкий характер и строятся по принципу перечисления объектов.

Термин «культурные ценности» впервые получил нормативное закрепление в Гаагской Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» принятой от 14 мая 1954 г.[15]

В данной Конвенции перечисляются объекты, которые считаются культур­ными ценностями, считаются независимо от их происхождения и владельца:

  • ценности, движимые и недвижимые, имеющие большое значение для культурного наследия граждан государства, например, памятники архитектуры, искусства или истории;
  • месторождения: религиозные, археологические, светские, архитектурные ансамбли, представляющие исторический или художественный интерес;
  • произведения искусства, книги, рукописи, иные предметы художественного, исторического или археологического значения, научные коллекции, архивные материалы или репродукции ценностей;
  • здания, в которых экспонируются движимые культурные ценности, а также укрытия, которые предназначены для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов;
  • центры, где сосредотачиваются культурные ценности.

При исследовании основного понятия следует обратить внимание на Конвен­цию 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незакон­ного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», в соответствии с которой под «культурными ценностями» следует понимать ценности религиозного или светского характера, которые определяются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства, науки и которые относятся» к перечисленным в ней категориям[16].

Следовательно, каждый участник Конвенции самостоятельно определяет список культурных ценностей. При этом, по мнению А. В. Карпенко, это право лишает однозначности толкования понятия «культурные ценности», так как каж­дое государство объявляет объектом культурной ценностью разные объекты[17].

В законодательстве России термин «культурные ценности» содержится в ст. 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. об «Основах законодательства о культуре». Соглас­но закона в содержание основного понятия входят произведения культуры и искусства, языки, фольклор, художественные промыслы и ремесла, нравственные, эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, которые имеют историко-культурную значимость, а также здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты[18]. Другими словами под культурными ценностями следует понимать материальные и нематериальные блага.

Если логически поразмышлять над содержанием приведенного определения, то можно прийти к выводу, что данное понятие, возможно, уточнять и сточки зрения философии, поскольку из разграничения следует, что помимо матери­аль­ных объектов к ним относятся и «продукты духовной деятельности».

При этом в юридической плоскости к духовным ценностям относятся про­из­ведения науки, литературы, искусства и т. д., которые несколько отличаются от ма­териальных объектов культуры правовым режимом, поскольку последние отно­сятся к «интеллектуальной собственности» и связаны с личными неимуществен­ными правами, их регулирование подпадает под нормы части 4 ГК РФ. До 2005 года в отношении культурных ценностей допускались все формы собственности, в том числе и на «нормы и образцы поведения, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи» и т. д.[19]

Анализ ст. 142 отмененного ГК РСФСР 1964 г. позволяет обратить внимание на то, что в соответствии с обозначенной статьей термин «культурные ценности», определяется как имущество, которое имеет значительную историческую, худо­же­ственную или иную ценность для общества.

Как видно, это определение исходит из признания культурных ценностей в качестве материальных благ, в отношении которых распространялись правила о различных формах собственности.

Ныне действующий ГК РФ прямо не признает культурные ценности как объекты гражданских прав, но среди прочего указывается на «иное имущество», относимое к последним.

Подводя итог сказанному, как нормы международного права и российского законодательства, относят к культурным ценностям движимые материальные объекты. Деление вещей на движимые и недвижимые восходит еще к римскому праву, где в отношении движимости применялась формула — «mobilia personam sequuntur» — «движимость следует за лицом».

В нашей стране это деление прочно входит в гражданский оборот лишь в 90-х гг. XX в. При этом следует отметить, что гражданский оборот недвижимых культурных ценностей несколько отличается от гражданского оборота движимых культурных ценностей.

Целесообразность деления культурных ценностей на движимое и недвижимое имущество указывается в Рекомендациях ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, которые направлены на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, где под «культурными ценностями» признаются «движимое и недвижимое имущество, которое имеет большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как искусство и архитектура, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

В соответствии с российским законодательством правовой режим недви­жи­мых культурных ценностей регулируется главным образом ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25 июня 2002 г. № 7 Э-ФЗ.

Нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие по по­воду движимых культурных ценностей, сосредоточены во многих законодатель­ных актах, среди которых Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 г., Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-I, Федеральный закон РФ «О музей­ном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ.

В статье 3 Закона «Об объектах культурного наследия» среди разновидностей культурных ценностей выделяются достопримечательные места, совместные «тво­рения» человека и природы, памятные места, культурные и природные ланд­шафты, которые связаны с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, а также места совершения религиозных обрядов.

Подобные нормы содержатся и в Законе «О вывозе и ввозе культурных цен­ностей», в частности в перечень предметов, включаются исторические ценности, в том числе связанные с историей жизни народов, эволюцией общества и государ­ства, историей развития науки и техники, а также ценности, которые относятся к жизни и деятельности выдающихся личностей. Сюда же относятся и редкие кол­лекции, образцы флоры и фауны, которые явились результатом эволюции природы и представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология.

Об эволюции природы как культурной ценности говорится и в ст. 1 Реко­мен­даций ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 г. «Об охране движимых культурных ценно­стей» где прямо указано, что к «культурным ценностям» относятся все движимые ценности, являющиеся выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точек зрения.

К культурным ценностям также можно отнести объекты окружающей среды, как результаты эволюции природы. Главное, чтобы воспринимаемый объект помимо объективных факторов имел и соответствующую субъективную оценку, т. е. социальную значимость.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие основные признаки, по которым то или иное явление относят к культурным ценностям, — это историческая, научная и художественная (и иная) значимость.

В законе «Об объектах культурного наследия» деление культурных ценностей производится по значимости, памятники истории и культуры делятся на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения.

К объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты, которые обладают определенной ценностью, например, историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие большое значе­ние для истории и культуры России, сюда же относятся объекты археологического наследия.

При этом объектами культурного наследия регионального значения являются объекты, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Объекты культурного наследия местного (муниципального) значе­ния — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Особо подчеркивается, что при разграничении объектов культурного зна­че­ния на историко-культурные категории не следует смешивать с формой собствен­ности на указанные объекты. Так, например, объект культурного наследия может иметь федеральное значение, но может быть собственностью субъекта РФ и т.д.

В научной литературе высказываются мнения, что целесообразно вообще отказаться от подобной классификации объектов культурного наследия, доказы­вая, что на практике применение данной классификации вызывает определенные затруднения. Например, в Петербурге существуют объекты, которые относятся к памятникам федерального значения, но находятся в собственности субъекта Федерации — г. Санкт-Петербурга.

Подобная ситуация вызывает большие трудности с финансированием содер­жания указанных объектов.

Специалисты органов государственной охраны объектов культурного насле­дия констатируют, что многие объекты, которые отнесены к памятникам федерального значения, на практике не нуждаются в таком высоком уровне охраны и наоборот, большинству памятникам регионального значения можно было бы присвоить категорию «объект культурного наследия федерального значения».

Анализируя международные отношения можно прийти к выводу, что меж­ду­народном праве тоже предусматривается деление культурного наследия на все­мирное (общее) наследие человечества и достояние конкретного государства (на­ции).

В научной литературе встречается понятие «всеобщая значимость». На наш взгляд, нет необходимости опираться на этот признак, который имеет довольно размытые границы, так как он характерен для большого количества предметов, объектов, явлений, которые не могут быть отнесены к культурным ценностям.

Не совсем оправданно выделение и другого признака, как «историзм». Ученые, выделяющие такой признак, принимают во внимание ст. 3 Закона «Об объектах культурного наследия», в котором говорится об объектах, которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, представляют собой подлинные источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Другими словами, для того, чтобы признать объект науки, искусства, религии культурной ценностью необходимо обращать внимание на истечение определенного интервала времени.

А. П. Сергеев объясняет это положение тем, что «обычно осознание истинного значения культурных ценностей происходит лишь со временем», «чем больше времени разделяет акты создания предметов культуры и их оценки, тем, как правило, более высоко оцениваются эти объекты». По его мнению, целесообразно выделять признак «исторической» значимости точно так же как «художественная» и «научная» значимость.

Изложенное, позволяет сделать следующие выводы. Исследуя вопросы правового регулирования недвижимого имущества и культурных ценностей, мы определяем их как отдельные виды объектов государственной собственности, которые расположены на территории зарубежных стран.

По нашему мнению, несмотря на прогресс в правовой науке, имеющиеся пробелы в законодательстве, в настоящий момент вопросы правового регулирования управления государственной собственностью регулируются разрозненными правовыми актами, которые принимаются лишь в отношении конкретных объектов или субъектов, либо отдельными нормами, которые включены в законы, предметом регулирования которых являются иные правоотношения.

В законодательных актах различного уровня содержатся достаточно размытые определения, где в основном перечисляются объекты, которые относятся к культурным ценностям. В некоторых нормативных актах нет достаточного смыслового содержания или приводимые уточнения являются излишними. Не существует общепризнанных и научно обоснованных критерий, по которым можно производить отбор тех или иных явлений для квалификации рассматриваемой категории, что отрицательно может сказываться на деятельности субъектов правоприменительной практики.

Не является исключением и правовое регулирование зарубежной государственной собственности. Поэтому на сегодняшний день, назревает потребность в разработке и принятии нормативно-правовых документов регулирующих весь спектр обозначенных правоотношений.

Изучение правового режима культурных ценностей позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует единого подхода к понятию категории «культурные ценности».

Поэтому со стороны законодателя, несомненно, требуется дальнейшее усовершенствование правового режима культурных ценностей.

  1. [1]      Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: офиц. текст: по состоянию на 15 ноября 2001 г. — М.: Маркетинг, 2001.
  2. [2]      Российская Федерация. Законы. О соглашениях о разделе продукции: федер. закон: [принят Гос. Думой 06 декабря 1995 г.; одобр. Советом Федерации 8 декабря 2006 г.] // КонсультантПлюс // http:// www.consultant.ru.
  3. [3]      Ерпылева Н. Ю. Международное частное право. — М.: Издательство Юрайт. 2012.
  4. [4]      Карпенко А. В. Международно-правовое регулирование реституции культурных ценностей, перемещенных в результате вооруженного конфликта // Московский журнал международного права. — 1999. — № 2. С. 123.
  5. [5]      Фоков А. Современные проблемы судебной защиты права собственности культурных ценностей в России и за рубежом: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. — 2003. — № 8 // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  6. [6]      О Федеральном законе «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом»: постановление Правительства РФ от 12 апреля 2001г. № 1366-III // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  7. [7]      Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право. — М.: Международные отношения, 1998.
  8. [8]      Лобанов С. А. Особенности правового режима российской собственности за рубежом // Юрист. — 2008. — № 10. С. 12.
  9. [9]      Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 74-1. С. 62.
  10. [10]     Ануфриева Л. П. Международное частное право. — М.: БЕК, 2000.
  11. [11]     Марышева Н. И. Международное частное право. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2000.
  12. [12]     О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом: [постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1] // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  13. [13]     О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета: постановление Совета Министров СССР от 25 ноября 1980 г. № 1089. (Утратил силу) // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  14. [14]     Российская Федерация. Законы. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 01 октября 2004 г.; одобр. Советом Федерации 13 октября 2004 г.] // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  15. [15]     О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета: постановление Совета Министров СССР от 25 ноября 1980 г. № 1089. (Утратил силу) // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  16. [16]     Там же.
  17. [17]     Карпенко А. В. Указ.раб. С. 312-321.
  18. [18]     Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [утв. Верховным Советом Российской Федерации 09 октября 1992 г. № 3612-1] // КонсультантПлюс: http:// www.consultant.ru.
  19. [19]     Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 74-1. С. 89.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*