Семенов Е. А. — профессор кафедры уголовного процесса Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук
Семенов Е. А. — Ресей ІІМ В.В. Лукьянов атындағы Орлов заң институтының қылмыстық іс жүргізу кафедрасының профессоры, заң ғылымдарының кандидаты
Semenov E. A. — professor of the department of criminal procedure of the Oryol law institute of the MIA of Russia named after V.V. Lukyanov, candidate of legal sciences
УДК 343.8
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
РЕСЕЙДЕГІ КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРҒА ҚАТЫСТЫ ТӘРБИЕЛІК ЫҚПАЛ ЕТУДІҢ МӘЖБҮРЛЕУ ШАРАЛАРЫН ҚОЛДАНУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
FEATURES OF THE USE OF COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL IMPACT IN RELATION TO MINORS IN RUSSIA
АННОТАЦИЯ
Автором в статье раскрываются некоторые особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в России. При этом действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними является метод наказания.
ТҮЙІН
Мақалада автор Ресейдегі кәмелетке толмағандарға қатысты тәрбиелік ықпал етудің мәжбүрлеу шараларын қолданудың кейбір ерекшеліктерін қарастырады. Бұл жағдайда кәмелетке толмағандармен жұмыс жасау кезінде тиімді және жиі қолданылатын әдіс – жазалау әдісі.
ANNOTATION
The author of the article reveals some features of the use of coercive measures of educational influence against minors in Russia. At the same time, the method of punishment is an effective and quite often used method when working with minors.
Ключевые слова: несовершеннолетние, принудительные меры, применение, особенности, воспитательное воздействие, метод наказания
Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, мәжбүрлеу шаралары, қолданылуы, ерекшеліктері, тәрбиелік әсері, жазалау әдісі
Keywords: minors, coercive measures, application, features, educational impact, method of punishment
Конституция Российской Федерации[1] закрепляет — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. Кроме того, в данном имеющем высшую юридическую силу документе, указано на то, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38).
Роль защитника как гаранта их прав должно выполнять государство, при непосредственном участии государственных и муниципальных органов, а также общественности. Существенная роль в этом вопросе лежит на подразделениях по делам несовершеннолетних (далее — сотрудники ПДН), которая связана не только с профилактикой подростковой преступности, но и обязанностью по выявлению преступлений, совершенных несовершеннолетними, оказанием помощи следственным органам и подразделениям дознания при расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
По данным категориям уголовных дел сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних на основании поручений, вынесенных органом предварительного расследования, собирают характеризующий материал на несовершеннолетних, обследуют их жилищно-бытовые условия и т.д.
Значительную роль сотрудники ПДН играют при решении вопроса о том, могут ли несовершеннолетние, привлеченные к уголовной ответственности, быть освобождены от наказания путем применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия. УК РФ четко устанавливает, что такие меры могут быть применены к несовершеннолетнему обвиняемому только в том случае, если таким образом может быть достигнуто его исправление.
И. В. Овсянников и С. Ю. Солонина, проведя анализ более ста уголовных дел, прекращенных в отношении несовершеннолетних, делают вывод, что совместная деятельность следователя и сотрудников ПДН лишь декларативна, сводится к получению общей информации о несовершеннолетних[2]. Полагаем, что в данной ситуации такой формализм не допустим, необходимо добросовестно и тщательно исследовать личность несовершеннолетнего, чтобы обладать четким представлением о том, может ли он быть освобожден от наказания либо его исправление таким путем невозможно.
Кроме того, не менее важно решить вопрос о том, какая именно мера воспитательного воздействия может быть применена к несовершеннолетнему. Например, нет оснований для передачи несовершеннолетнего под надзор родителей в том случае, если у подростка сложные взаимоотношения в семье, если родители злоупотребляют спиртными напитками, не уделяют должного внимания воспитанию подростка и т.д. А дать полную характеристику несовершеннолетнего может только сотрудник ПДН.
Исследователи отмечают, что зачастую по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, педагоги в качестве свидетелей не допрашиваются, не допрашиваются и иные лица, которые могут сообщить сведения о личности несовершеннолетнего, поведении до преступления, стремлении к обучению, его окружении, в том числе и сотрудники по делам несовершеннолетних[3]. Данные недостатки в расследовании дел, с нашей точки зрения, связаны с недостаточно эффективной работой сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, так как именно они должны предоставить следствию необходимую информацию о круге общения несовершеннолетних, о лицах, которые могут охарактеризовать несовершеннолетнего и т.д.
Практически по каждому уголовному делу в отношении несовершеннолетнего следователи (дознаватели) представления о принятии мер по предотвращению причин и условий, способствующих совершению преступления, направляют не только в организации, учреждения и т.д., но и в подразделения по делам несовершеннолетних, поскольку нередко именно ненадлежащая профилактическая работа с подростками, склонными к совершению преступлений и правонарушений, приводит к совершению такими лицами новых эпизодов преступной деятельности по причине уверенности в безнаказанности. В особенности, это касается ситуаций, когда несовершеннолетний ранее уже совершал преступления, но в силу определенных обстоятельств к ответственности привлечен не был (например, в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности) либо если в отношении него уголовные дела прекращались (например, в связи с примирением сторон). Такие подростки должны находиться под постоянным контролем со стороны подразделений по делам несовершеннолетних, с ними должна проводиться непрерывная профилактическая и разъяснительная работа. При этом важно добиваться устойчивости у подростка желания изменить себя и свое поведение, вести себя должным образом.
Метод наказания также является действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними. О том, какие наказания могут последовать в отношении несовершеннолетнего за совершение преступления, инспектор ПДН должен рассказать несовершеннолетнему. Так, например, необходимо отметить не только уголовное наказание, но и тот факт, что лицо может быть помещено в учреждение закрытого типа.
Значительное количество несовершеннолетних подвергаются таким мерам. Вместе с тем, на основании изученных статистических данных можно проследить тенденцию сокращения численности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее — СУВУ ЗТ). Так, в 2010 году функционировало 61 учреждение, а к настоящему времени их осталось 48, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации. Кроме того, уменьшается численность обучающихся в таких учреждениях. По итогам 2020 года в СУВУ ЗТ состояло 1 871 (2019 г. — 1 879 несовершеннолетних, 2018 г. — 1 923, в сравнении с 2013 г. — 3 230 лиц)[4].
Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в СУВУ ЗТ, является кража (55,32 % от общего числа лиц, в отношении которых применялись меры воспитательного воздействия)[5].
Что касается передачи несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа, то здесь недостатком правового регулирования является отсутствие законодательного определения специализированного государственного органа, в связи с чем, проблемой здесь видится то, что нормы уголовного законодательства не раскрывают понятие «специализированные государственные органы». Ведь, по сути, специфические задачи имеет каждый государственный орган, в связи с чем, может рассматриваться в качестве специализированного.
В настоящее время функции специализированных органов государства, исполняющих решение суда о применении принудительных мер воспитательного воздействия, выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и образовательные организации.
При этом не выработан и механизм исполнения принудительных мер воспитательного воздействия, в связи с чем возникает вопрос, каким образом подразделение по делам несовершеннолетних может исполнить принудительную меру воспитательного воздействия в виде отдачи под надзор специализированного органа.
Мы разделяем точку зрения Н. С. Александровой о том, что необходимо на законодательном уровне установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов[6].
Метод наказания своей целью имеет как исправление несовершеннолетнего, так и предупреждение совершения им новых преступлений. Наказание должно вызывать у подростка чувство вины за содеянное, нежелание переживать такие же ощущения (раскаяние и чувство вины) в дальнейшем, понимание, что ни один его поступок не окажется безнаказанным.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // [Электронный ресурс]. – режим доступа Консультант Плюс.
- Овсянников И. В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 1. — С. 153-154.
- Понамарева Н. С., Насонова И. А., Моругина Н. А., Савицкая И. Г., Дорофеева В. Ю., Ахмедов У. Н. Особенности производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних: методические указания. — Воронеж: Воронежского институт МВД России, 2017. — 63 с.
- Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2020 год // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» https://rosmintrud.ru/docs/1369.
- Там же.
- Александрова Н. С. Принудительные меры воспитательного воздействия: Проблемы правоприменения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2013. — № 3 (41). С. 280.