Байкунакова Г. А. — научный сотрудник Центра научных и специальных исследований, старший преподаватель кафедры права и общеобразовательных дисциплин Баишев Университета (г. Актобе), магистр юридических наук
Г. А. Байкунакова — (Ақтөбе қ.) Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының ғылыми қызметкері, Баишев университетінің құқық және жалпы білім беру пәндері кафедрасының аға оқытушысы, заң ғылымдарының магистрі
G. A. Baikunakova — staff scientist of the Center for scientific and special research, senior lecturer of the department of law and general education of Baishev University (Aktobe), master of law
УДК 343.973
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ КАЗАХСТАНА НА ПРИМЕРЕ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ҚАЗАҚСТАННЫҢ ШЕКАРАЛАС АУДАНДАРЫНДАҒЫ ҚЫЛМЫСТЫЛЫҚТЫҢ КРИМИНОЛОГИЯЛЫҚ СИПАТТАМАСЫ АҚТӨБЕ ОБЛЫСЫНЫҢ МЫСАЛЫНДА
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIME IN THE BORDER REGIONS OF KAZAKHSTAN ON THE EXAMPLE OF THE AKTOBE REGION
Ключевые слова: преступность, граница, преступление, Мартукский район, рост безработицы, социально-экономическое развитие, миграция, анализ, профилактика.
Түйінді сөздер: қылмыс, шекара, қылмыс, Мәртөк ауданы, жұмыссыздықтың өсуі, әлеуметтік-экономикалық даму, көші-қон, талдау, алдын алу.
Keywords: criminality, border, crime, Martuk district, unemployment growth, socio-economic development, migration, analysis, prevention.
Преступность — социально обусловленное, исторически изменчивое, сравнительно массовое и криминологическое явление, которое проявляется в системе уголовно-наказуемых деяний на определенной территории за определенный период времени, а также лиц, которые их совершили[1].
Возникновение преступности было связано с распадом первобытного общества и образованием государства. Можно сказать, что это «явление» развивалось вкупе с развитием самого государства (деление общества на классы, появление частной собственности и возникновение связанных с этим социально-экономических противоречий).
Получается, что общественные отношения так или иначе породили преступность. В то же время она обладает собственными специфическими характеристиками и закономерностями развития как относительно самостоятельное целостное явление.
Преступность в последнее время претерпевает значительные не столько количественные, сколько качественные изменения. В первую очередь это относится к преступности в приграничных регионах, в которых превентивное воздействие на преступность оказывается малоэффективным в силу самых разных причин. Зачастую этому «способствует» рассогласованность действий правоохранительных органов сопредельных государств, нарастающая волна мигрантов и их «подвижность», так называемая «война законов», коррумпированность органов местного, приграничного самоуправления и т.д. [2]
В мировой практике давно уже апробировано особое правовое регулирование взаимоотношений приграничных территорий государств в экономической, гуманитарной, правоохранительной и др. сферах, допускающих прямые контакты, минуя федеральные центры, упрощённый порядок торговли товарами, обмена услугами и т.д. [3]
Опыт развития отношений дружбы и добрососедства различных стран показывает, что приграничное положение становится одним из наиболее мощных и эффективных факторов социального, экономического и культурного развития приграничных территорий, существенного улучшения качества жизни населения.
Республика Казахстан имеет самую протяжённую в мире государственную границу — более 13 тыс. км, а также наибольшее количество стран-соседей — 5.
Так, Казахстан на примере Актюбинской области граничит на севере с Оренбургской областью России (протяженность границы составляет 217 км.), а на юге с Республикой Каракалпакстан Узбекистана.
Наиболее характерная черта приграничных территорий — относительно более низкий уровень социально-экономического развития по сравнению с другими регионами республики. Это подтверждает наше исследование «Криминологический анализ преступности Мартукского района Актюбинской области с разработкой комплекса профилактических мер». Нами было проведено исследование Мартукского района, который граничит с территорией Оренбургской области Российской Федерации, и в аспекте социально-экономического развития анализ показал, что практически половина преступлений совершались безработными лицами. Кроме того, из года в год количество занятого и самозанятого населения района снижается, количество безработных растет. Все это вкупе подтверждает, что социально-экономическое состояние района и проживающего в нем населения находится в затруднительном положении (рост количества безработных влияет на рост преступности)[4].
Так, если рассматривать в зависимости от численности населения и его социально-экономического состояния, то можно отметить, что в 2019 г. согласно сведениям статотчета (1-М) 44,2 % (92) преступлений было совершено безработными, в 2018 г. — 43,1 % (72), в 2017 г. — 52,1 % (120), в 2016 г. — 45,8 % (122), в 2015 г. — 45,6 % (135), в 2014 г. — 50,1 % (142), в 2013 г. — 40,8 % (155), в 2012 г. — 51,7 % (132), 2011 г. — 72,3 % (141), в 2010 г. — 66,8% (117)[5].
Кроме того, было выявлено, что приграничность района способствует росту преступности. Так, в 2019 году одна треть преступлений была совершена именно на границе — 31,2 % (65) преступлений выявлены на КПП «Жайсан», на Государственной границе с Российской Федерацией[6].
Между тем, одной из важнейших функций подразделений и служб органов внутренних дел по-прежнему является предупреждение и пресечение любых преступлений, выявление причин и условий, способствующих их совершению. В сфере предупреждения и пресечения преступлений органами внутренних дел реализуется комплекс мер специально-криминологического предупреждения преступности, поскольку сотрудники полиции наделены широким спектром полномочий, которые реализуются ими в ходе осуществления уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административной и иных видов деятельности, направленных на противодействие преступности.
Здесь, на наш взгляд, следует выделить направления специальной криминологической профилактики, которые связаны, во-первых, с предупреждением криминальной миграции (поскольку ее связь с преступностью мигрантов прослеживается статистически), во-вторых, с предупреждением собственно преступности мигрантов из государств СНГ на территории Республики Казахстан.
Так, например, по данным Департамента полиции Актюбинской области, в период 2010-2019 гг. и 1 квартал 2020 г. на территории Мартукского района вынужденных переселенцев (в том числе прибывших из других регионов РК, из стран ближнего и дальнего зарубежья), о признании вынужденными переселенцами, снятых с учета по причинам: истечения срока предоставления статуса, выезда в другой регион, лишения статуса, по другим причинам, размещение вынужденных переселенцев по сельским населенным пунктам не значится.
В период с 2010 года по настоящее время с ходатайством (ищущих убежище) о присвоении, продлении, лишении и прекращении статуса беженца в ОП Мартукского района обращений не поступало.
Однако, в период 2010-2019 гг. и 1 квартал 2020 г. в Мартукском районе совершено 32 уголовных правонарушения (2010 г. — 5, 2011 г. — 1, 2012 г. — 4, 2013г. — 7, 2014 г. — 5, 2015г. — 2., 2016г. — 1, 2017г. — 4, 2018г. — 1, 2019г. — 2, 2020г. — 0), посягающих на установленный порядок режима государственной границы РК и порядок пребывания на территории РК.
Выявлено 1012 нарушений по ст. 517 КоАП РК (2010 г. — 45, 2011г. — 74, 2012г. — 52, 2013 г. — 61, 2014 г. — 88, 2015г. — 62, 2016г. — 144, 2017г. — 227, 2018г. — 123, 2019г. — 124, 2020г. — 12) иностранцем или лицом без гражданства в области миграции населения.
По ст. 518 КоАП РК — 79 нарушений (2010г. — 10, 2011г. — 7, 2012г. — 5, 2013г. — 4, 2014 г. — 2, 2015г. — 5, 2016г. — 9, 2017г. — 3, 2018г. — 8, 2019г. — 18, 2020г. — 8) в области миграции населения физическими или юридическими лицами, принимающими иностранцев и лиц без гражданства.
По ст. 519 КоАП РК — 34 нарушения (2010г. — 6, 2011г. — 1, 2012г. — 0, 2013г. — 6, 2014 г. — 0, 2015г. — 0, 2016г. — 2, 2017г. — 4, 2018г. — 4, 2019г. — 7, 2020г. — 4) за привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов с нарушением законодательства РК[7].
Особенностью специального предупреждения криминальной миграции, как представляется, следует считать его межгосударственный характер. Фактически речь идет о субрегиональном уровне предупреждения, в рамках которого задействуется правовой потенциал не только Республики Казахстан, но и государств-участников СНГ в их совокупности. Если ограничиваться рассмотрением только возможностей Казахстана в профилактике преступности мигрантов, то возникнет риск правовой и управленческой локализации, который уже сам по себе не способствует пониманию значимости и реализации субрегиональных программ. Решение задач предупреждения криминальной миграции в принципе не может быть достигнуто только усилиями того или иного государства хотя бы по причине транснационального характера этого явления. Как мы уже подчеркивали, обеспечение предупреждения криминальной миграции зависит от согласованных действий государств-участников СНГ[8].
В целях борьбы с незаконной миграцией 6 марта 1998 года принято Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в борьбе с незаконной миграцией[9]. В Соглашении было отмечено, что незаконная миграция, представляя угрозу общественной и национальной безопасности и экономической стабильности, способствует осложнению криминогенной обстановки на территории стран СНГ, а сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией является одним из важнейших направлений регулирования миграционных процессов на территории СНГ. В данном соглашении дано определение незаконных мигрантов — это «граждане третьих государств и лиц без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории стран СНГ, а также граждане СНГ, нарушившие правила пребывания на территории одной из стран СНГ, установленных ее национальным законодательством».
В настоящее время создается центральный банк данных на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территорию Казахстана, предназначенный для соответствующего информационного обеспечения органов исполнительной власти на региональном уровне. Кроме того, создается республиканский автоматизированный банк данных дактилоскопической регистрации лиц, ищущих убежища в Казахстане и соседних государств[10].
Но хотелось бы заметить, что все же существуют определенные проблемы, которые касаются взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Казахстан по оказанию правовой помощи.
Известно, что правоохранительные органы Казахстана и России работают согласно Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. И их взаимодействие осуществляется через центральные органы.
Поэтому быстро и оперативно реагировать и расследовать уголовные дела не получается, потому что, как нами указано в исследовании, сведений приходиться ждать очень долго.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще раз отметить, что приграничное положение становится не только одним из наиболее мощных и эффективных факторов социального, экономического и культурного развития приграничных территорий, а также влияет на улучшение качества жизни населения, но и является определенным идентификатором развития преступности.
АННОТАЦИЯ
В данной статье дается криминологическая характеристика преступности в приграничных районах Казахстана на примере Актюбинской области, а именно Мартукского района, который граничит с территорией Оренбургской области Российской Федерации. В рамках исследования был проведен криминологический анализ преступности в Мартукском районе за период 2010-2019 года и завершается 6 месяцами 2020 года, а также разработаны некоторые рекомендации по вопросам профилактики и предупреждения преступности.
В свою очередь, опыт развития отношений дружбы и добрососедства между странами показывает, что приграничное положение становится не только одним из наиболее мощных и эффективных факторов социального, экономического и культурного развития приграничных территорий, существенного улучшения качества жизни населения, но и является определенным идентификатором развития преступности.
ТҮЙІН
Берілген мақалада Қазақстанның шекаралас аймақтарындағы қылмыстылықтың криминологиялық сипаттамасы Ақтөбе облысының, атап айтқанда, Ресей Федерациясының Орынбор облысының аумағымен шектесетін Мәртөк ауданының мысалында келтірілген, Зерттеу аясында Мәртөк ауданындағы қылмыстылыққа криминологиялық талдау 2010-2019 жылдар аралығында жүргізіліп, 2020 жылдың 6 айы бойынша аяқталады, сондай-ақ қылмыстылықтың алдын алу мен ескерту мәселелері бойынша кейбір ұсынымдар әзірленді. Өз кезегінде, елдер арасындағы достық пен тату көршілік қарым-қатынастарды дамыту тәжірибесі шекара маңындағы жағдайдың шекараға жақын аумақтардың әлеуметтік, экономикалық және мәдени дамуының, халықтың өмір сүру сапасын едәуір жақсартудың неғұрлым қуатты және тиімді факторларының бірі ғана емес, сонымен бірге қылмыстың дамуының белгілі бір сәйкестендіргіші болып табылатынын көрсетеді.
ANNOTATION
This article provides a criminological description of crime in the border areas of Kazakhstan on the example of the Aktobe region, namely the Martuk district, which borders the territory of the Orenburg region of the Russian Federation. As part of the study, a criminological analysis of crime in the Martuk district was conducted for the period 2010-2019 and ends with 6 months of 2020, and some recommendations on crime prophylaxis and prevention were developed.
In turn, the experience of developing relations of friendship and good neighborliness between countries shows that the border situation becomes not only one of the most powerful and effective factors of social, economic and cultural development of border areas, a significant improvement in the quality of life of the population, but also a certain identifier of the development of crime.
- [1] Криминология: Учебник / Науч.ред. Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеева: 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Волстер Клувер, 2005. С.87.
- [2] Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33846951#pos=0;0.
- [3] Там же.
- [4] Криминологический анализ преступности Мартукского района Актюбинской области с разработкой комплекса профилактических мер: Заключительный отчет исследования. — Актобе: Центр научных и специальных исследований, 2020.
- [5] Там же.
- [6] Там же.
- [7] Там же.
- [8] Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33846951#pos=0;0.
- [9] Содружество Независимых Государств. Соглашение от 6 марта 1998 года «О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» // http://adilet.zan.kz.
- [10] Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 40-VI «О дактилоскопической и геномной регистрации» (с изменениями от 11.07.2017 г.) (не введен в действие) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33276266&doc_id2=33276266#pos=12;-90&pos2=96;-62.