Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Частного учреждения «Центр научных и специальных исследований» (г. Актобе), кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке
Маланьина Л. С. — доцент кафедры Административной деятельности ОВД Актюбинского юридического института МВД РК им. М. Букенбаева, полковник полиции
Сулейманова Г.Ж. — (Ақтөбе қ.) «Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығы» жекеменшік мекемесінің бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кандидаты, отставкадағы полиция полковнигі
Маланьина Л.С. — Қазақстан Республикасы ІІМ М.Бөкенбаев атындағы Ақтөбе заң институтының ІІО әкімшілік қызметі кафедрасының доценті, полиция полковнигі
G.Zh. Suleimanova — chief researcher of the Private Institution “Center for scientific and special research” (Aktobe), candidate of law, retired police colonel
L.S. Malanina — associate professor of the Department of administrative activities of the IAB of the Aktobe law Institute of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, police colonel
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА И КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАҢДЫЛЫҚТЫ ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ НЫҒАЙТУ ЖӨНІНДЕГІ ПРАКТИКАЛЫҚ ҰСЫНЫМДАР ЖӘНЕ ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫНЫҢ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІ ҮШІН ПРОФИЛАКТИКАЛЫҚ ШАРАЛАР КЕШЕНІ
PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR STRENGTHENING THE RULE OF LAW AND ORDER AND A SET OF PREVENTIVE MEASURES FOR THE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
1. Практические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел (полиции) РК
1.1. Алгоритм действий сотрудников полиции по работе с населением:
1. Для проверки у лица документов, удостоверяющих личность:
1) если имеется нагрудный видеорегистратор для фиксации действий, убедитесь в его исправности;
2) вежливо представьтесь и предъявите служебное удостоверение;
3) сообщите о причине обращения;
4) попросите предъявить документ, удостоверяющий личность, если будет отказано, то уточните причину отказа.
При проверке:
а) обращаться с документами аккуратно (не мять и не загибать страницы, беречь от дождя и снега, не загрязнять руками). Если в документ вложены деньги, какие-либо бумаги или ценности, предложить владельцу изъять их оттуда;
б) обращать внимание на соответствие имеющейся в документе фотокарточки личности проверяемого, на правильность заполнения всех реквизитов документа, на целостность его защитной сетки, срок действия и т. д. В ходе проверки задать контрольные вопросы, сверяя ответы с данными документа, удостоверяющего личность проверяемого. Если ответы неточны или обнаружена подделка, то необходимо доставить правонарушителя в ближайший отдел полиции;
в) принять меры предосторожности при проверке документов у лица, подозреваемого в совершении преступления. В этих целях рекомендуется стоять вполоборота справа от проверяемого на расстоянии одного шага от него и внимательно наблюдать за его действиями;
г) проверку целесообразно производить в некотором отдалении от посторонних граждан, а если есть возможность, то в ближайшем служебном помещении (КСК, домоуправлении, участковом пункте полиции и т. д.).
2. Если документ, удостоверяющий личность, у лица имеется, но он отказывается его предъявлять:
1) предупредите лицо о том, что согласно ст. 667 КоАП в случае неповиновения требованиям сотрудника правоохранительных органов, он может быть подвергнут административному аресту на 5 суток;
2) предложите устно представиться, чтобы в дальнейшем проверить данное лицо по базам данных;
3) при повторном отказе доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП;
4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе».
Доставление в орган внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляется пешим порядком или на транспорте.
При этом:
а) доставление осуществляется, как правило, двумя и более работниками полиции или с помощью граждан;
б) постоянно следить за действиями доставляемого;
в) если лицо, подозревается в совершении преступления, то необходимо предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;
г) не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, которые могут служить вещественными доказательствами, или принял от соучастников оружие или другие предметы, которые могут быть использованы в качестве нападения.
Доставление пешим порядком двумя или более полицейскими. При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции или с помощью граждан необходимо, чтобы:
а) один полицейский шел рядом с доставленным и вел его;
б) другие полицейские и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух-трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан.
Доставление пешим порядком одним полицейским. При доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским необходимо:
а) следовать в двух-трех шагах позади доставляемого или рядом с ним;
б) нельзя заходить вперед или нагибаться рядом с доставляемым и допускать появление посторонних лиц в непосредственной близости от доставляемого;
в) в случае приближения кого-либо сзади остановиться вместе с доставленным, пропустить проходящего человека вперед;
г) при доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным позади на расстоянии трех-четырех метров, держа собаку на коротком поводке, без намордника, не допуская, чтобы между доставляемым и полицейским с собакой находились посторонние лица.
Доставление транспортом. При доставлении подозреваемого транспортом необходимо:
а) при посадке доставляемого в машину принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травм;
б) не допускать действий со стороны доставляемого, которые могли бы повлечь порчу материальной части машины или создать условия для нападения на сотрудника полиции;
в) следить, чтобы доставляемый не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения;
г) после вывода доставленного из машины осмотреть ее (кузов или коляску мотоцикла) с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;
д) запрещается использовать для доставления подозреваемых в совершении преступлений общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус и т. д.), машины специального назначения (скорой помощи, пожарные, инкассаторские и др.), а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам.
е) во всех случаях передавать доставленного дежурному по органу внутренних дел, докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел.
3. В случае если документ, удостоверяющий личность у лица, имеется, но отсутствует при себе:
1) предложите представить вам устные данные, по которым возможно его идентифицировать;
2) проверьте лицо по соответствующим базам данных;
3) при подтверждении личности законопослушного гражданина поблагодарите его и принесите ему извинения за доставленное неудобство;
4) в случае обнаружения правонарушителя продолжите оформление в административном порядке, доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП;
4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе».
4. Если документ, удостоверяющий личность, у лица вообще отсутствует:
1) предупредите лицо, что согласно п. 1 ст. 9 ЗРК «Граждане Казахстана, постоянно проживающие на ее территории, обязаны ИМЕТЬ удостоверение личности. Проживание без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности, либо без регистрации по месту жительства влечет административное правонарушение по статье 492 КоАП»;
2) проверьте лицо по соответствующим базам данных;
3) доставьте в УПП или ближайший отдел полиции для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении.
1.2. Алгоритм задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления
При задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления следует знать, что в соответствии с УПК РК полицейский вправе задерживать таких лиц при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или предусмотрено после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случае покушения на побег, отсутствия постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Учитывая изложенное, перед принятием решения о преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, необходимо четко уяснить, будут ли правомерными Ваши действия.
Преследование «по горячим следам» лиц, подозреваемых в совершении преступления, вести настойчиво и решительно, не забывая при этом о мерах предосторожности на случай возможного вооруженного или иного физического сопротивления преследуемого или его сообщников, находящихся поблизости. Привести в боевую готовность специальные средства, табельное оружие (придвинуть кобуру, ближе ремня, расстегнуть ее, проверить легко ли вынимается пистолет, при необходимости переложить оружие в более удобное место и т.д.). При преследовании надо быть внимательным и иметь в виду, что преступником могут быть выброшены или обронены орудия преступления (ружье, нож, кастет и т.д.), вещи, принадлежащие потерпевшему или самому преступнику, ценности и другие предметы (например, фальшивые деньги, обертки, «куклы» и т.п.), имеющие отношение к событию преступления. В ходе преследования и поиска преступника необходимо ориентировать о его приметах других работников полиции, обслуживающий персонал вокзалов, автостанций, предприятий торговли и других организаций, дислоцированных на маршруте патрулирования. При розыске и преследовании лиц, совершивших, например, кражу вещей у пассажиров, мошенничество, можно вежливо попросить пострадавших оказать помощь в розыске.
Задержание производить по возможности на немноголюдных участках, отдаленных от проходных дворов, остановок городского транспорта и других мест, где задержание осложняется присутствием большого количества людей.
Особую осмотрительность и находчивость следует проявлять при задержании группы лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При этом необходимо, не прекращая наблюдения за участниками группы, по рации, телефону или иными способами запросить помощь у дежурного по органу внутренних дел и ближайших нарядов полиции. Если медлить с задержанием нельзя, то произвести задержание самостоятельно. Решающую роль при этом играет внезапность и решительность действий полицейского. Например, целесообразно незаметно приблизиться к преследуемым, преградить наиболее вероятный путь отхода.
1.3. Алгоритм действия полицейского на месте происшествия
По прибытии на место происшествия:
а) немедленно принять решительные меры к пресечению преступных действий и задержанию виновного. В случае необходимости запросить (по телефону, через дежурного) помощь соседних нарядов полиции или попросить находящихся поблизости граждан оказать содействие;
б) выяснить, нет ли потерпевших, нуждающихся в медицинской помощи. Если есть, то вызвать скорую помощь, самому приступить к оказанию первой доврачебной помощи, предварительно спросив у окружающих граждан, нет ли среди них медицинских работников, способных оказать более квалифицированную помощь пострадавшему. Запомнить и отметить на местности с помощью угля, других предметов позу, в которой был обнаружен потерпевший. С целью обнаружения предметов, следов иных вещественных доказательств, могущих иметь непосредственное отношение к происшедшему, осмотреть и запомнить внешний вид потерпевшего, его одежду, обувь, руки и другие части тела. Если обнаружен труп, то его нужно прикрыть чем-нибудь;
в) запомнить и по возможности зафиксировать письменно время обнаружения трупа, а также обстоятельства, которые могут быстро измениться или исчезнуть: запах, состояние погоды (направление ветра, температура воздуха, осадки, туман и т.д.), характер оснащения и другие особенности на месте происшествия, имеющие значение для расследования.
Если происшествие было совершено в помещении, то обратить внимание и точно запомнить: время, которое показывают часы, находящиеся на месте происшествия; открыты или закрыты двери и окна, имеется ли в двери ключ и с какой стороны; целы ли стекла в них, подняты или опущены занавески. Нельзя самому прикасаться и трогать руками двери, посуду и другие вещи и предметы;
г) путем опроса граждан, находящихся на месте происшествия, выявить круг свидетелей (очевидцев), спросить у каждого из них, откуда он наблюдал происходившее (если слышал об этом от других лиц — то от кого именно). Постараться установить:
- что конкретно и в какое время произошло:
- кто совершил правонарушение, количество правонарушений. Их приметы, роль каждого из них, сколько времени они пробыли на месте происшествия;
- какими орудиями и средствами пользовались правонарушители, где и какие предметы оставили, что изменилось на месте происшествия к моменту прибытия полицейского;
- сколько граждан присутствовало на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент опроса.
Производить опрос и делать записи быстро, кратко и только о том, что трудно запомнить (фамилии, адреса, телефоны и др.);
д) если полученные данные свидетельствуют о том, что имеется возможность задержания преступника, то немедленно начать его преследование, предварительно организовав охрану места происшествия;
е) об обстоятельствах, складывающихся на месте происшествия и других выявленных данных проинформировать дежурного.
1.4. Алгоритм осмотра места возможного укрытия лиц, ведущих антиобщественный образ жизни
Осмотр подвалов, нежилых помещений и других мест возможного укрытия правонарушителей производить не менее чем двумя полицейскими (желательно с использованием служебной собаки). Для осмотра целесообразнее выбирать глубокую ночь или раннее утро с расчетом застать укрывающихся лиц внезапно.
Старший наряда:
а) предварительно выясняет расположение объекта, подлежащего осмотру (уточняет плаңировку помещений, наличие входов и выходов. скрытых подступов к объекту и т.д.);
б) определяет обязанности и место каждого участника осмотра, обращает внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности при подходе к объекту и в процессе осмотра;
в) при наличии данных о том, что укрывающиеся лица вооружены, дает команду привести оружие в состояние боевой готовности;
г) дает команду на вход в осматриваемый объект только после того, как все участники осмотра займут указанные им места.
При проникновении внутрь объекта в целях предосторожности не следует входить всем сразу через один и тот же вход. При этом в одних случаях целесообразно резко открыть входную дверь, быстро осветив внутреннюю часть помещения, в других — стремиться проникнуть туда незаметно, минуя основной вход. При невозможности незаметно проникнуть внутрь помещения старший наряда подает команду «Кто здесь? Выходи!». Если имеется служебная собака, старший подает команду: «Кто здесь? Выходи, иначе пускаю собаку!». Выждав некоторое время и удостоверившись, что никто не выходит, он пускает собаку по команде: «Вперед, задерживай!».
При обнаружении в осматриваемом объекте граждан, чье поведение и другие данные дают основание подозревать их в совершении противоправных деяний, действовать как в ситуации, связанной с задержанием лиц, подозреваемых в совершении преступления.
1.5. Алгоритм действия участкового инспектора полиции (УИП)
1. При проведении подворного (поквартирного) обхода административного участка участковый инспектор полиции должен:
1) определить границы участка, криминогенные места, изучить рельеф местности, его особенности, наличие разработанных маршрутов патрулирования и формы связи с патрульными нарядами, расположение предприятий и организаций различных форм собственности;
2) познакомиться с жителями, определить качественный (общую численность жителей, возрастной, социальный, национальный состав) и количественный состав жителей вверенного административного участка;
3) при посещении жильцов представить и предъявить служебное удостоверение, объяснить цель визита;
4) попросить лиц предъявить документ, удостоверяющий личность, иные документы необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на ОВД, включая соблюдение миграционного законодательства;
5) провести устный опрос жильцов о наличии проблемных вопросов, жалоб. При необходимости провести профилактическую беседу;
6) внести советующие записи в рабочую тетрадь;
7) развешивать в доступных местах информационные листы со своими данными, контактными телефонами и месте расположения УПП;
8) раздавать свои визитные карточки или подготовленные информационные листы, выслушивать проблемные вопросы граждан и принимать в пределах своей компетенции соответствующие меры реагирования;
9) на основе собранных данных сформировать Паспорт административного участка по установленной форме.
2. При посещении лиц (граждан):
1) состоящих на профилактическом учете в порядке стандартных операционных процедур (СОП)[1] 2019-04-03;
2) владеющие гражданским оружием в порядке СОП 2019-4-04;
3) занимающихся предпринимательской деятельностью:
- постоянно проводить профилактические беседы в целях повышения уровня безопасности их имущества (технической оснащенности и укрепленности), а также соблюдения законодательства по реализации табачной и алкогольной продукции;
4) с председателями кооперативов собственников квартир (КСК):
- осуществлять знакомство для получения информации по имеющимся жилым домам и текущим проблемам;
5) с психическими расстройствами и умственной отсталостью:
- обращать внимание на физическое и психическое состояние лица (в порядке СОП 2019-2-02);
- проводить опрос родственников или совместно проживающих жильцов.
3. При совершении кражи чужой собственности из жилых помещений (домов, квартир):
Получив сообщение о краже личного имущества из дома (квартиры);
1) опросить заявителя, обратив особое внимание на выяснение времени совершения кражи, способа проникновения в дом или квартиру (взлом дверей, разбитие окон, выставление рам, подбор ключей и т.д.), наименований и примет похищенных вещей и других обстоятельств происшествия. Если заявителем является не сам потерпевший (последний в момент кражи может находиться в отпуске, на излечении в больнице и т.д.) и неизвестно, что именно похищено, постараться выяснить у заявителя, не знает ли он людей, которые могут быть осведомлены о вещах, находившихся в квартире;
2) прибыть на место происшествия, уточнить обстоятельства кражи, доложить о полученных сведениях дежурному по органу внутренних дел;
3) организовать охрану места происшествия;
4) если полученные данные говорят о возможности задержания преступника «по горячим следам», то немедленно начать его преследование;
5) после прибытия на место происшествия оперативной группы (следователя) сообщить все имеющиеся данные старшему оперативной группы (следователю).
4. При совершении кражи чужой собственности из служебного или производственного помещения или хранилища:
При непосредственном обнаружении кражи чужой собственности из объектов, оборудованных звуковой (световой) сигнализацией:
а) принять меры к пересечению преступления и доложить дежурному по органу внутренних дел. При получении сообщения о краже сразу же прибыть на место для проверки сообщения, а в случае его подтверждения доложить дежурному по органу внутренних дел:
б) иметь в виду, что из органа внутренних дел в случае кражи из объектов, оборудованных сигнализацией, выезжает на место оперативная группа. Следует тщательно осмотреть объект с наружной стороны, обращая особое внимание на целостность окон, дверей, решеток, запоров и т.д. При этом нужно помнить, что подходить к объекту следует незаметно, с соблюдением необходимых мер предосторожности на случай возможного нападения преступников;
в) в случае обнаружения на объекте поврежденных окон, дверей, решеток, замков или других следов проникновения на объект усилить наблюдение за объектом, особенно за местами, откуда можно ожидать выхода лиц, проникших в заблокированный объект;
г) по прибытии на место оперативной группы доложить старшему группы о своих наблюдениях и действовать по его указанию;
д) аналогичным образом действовать и при непосредственном обнаружении (или получении сообщения об обнаружении) кражи государственного или общественного имущества из объектов, не оборудованных звуковой (световой) сигнализацией, с той лишь разницей, что оперативная группа может прибыть на место преступления только после сообщения о краже дежурному по органу внутренних дел. Поэтому сообщение о краже в дежурную часть должно быть в числе первоочередных действий полицейского;
е) если по обстоятельствам кражи видно, что преступник может быть задержан «по горячим следам», начать его преследование;
ж) при необходимости предварительно организовать охрану места происшествия.
5. При совершении хулиганства:
При непосредственном обнаружении хулиганских действий:
а) принять меры к их пересечению и задержанию лиц, совершивших хулиганские действия, доставить последних в орган внутренних дел. В случае, если своими силами пресечь хулиганство не удается, запросить помощь у дежурного по органу внутренних дел, обратиться за содействием к присутствующим гражданам;
б) если имеются пострадавшие, оказать им первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
в) в случае, если на месте происшествия имеются следы разрушений, причиненные хулиганами, надписи хулиганского содержания, орудия совершения хулиганских действий (ножи, лезвия, кастеты и т.д.) и другие вещественные доказательства, организовать охрану места происшествия;
г) выявить свидетелей (очевидцев) хулиганских действий;
д) обо всех обстоятельствах, связанных с обнаружением и пересечением хулиганских действий, доложить письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел.
При непосредственном обнаружении групповых хулиганских действий;
е) немедленно доложить дежурному по органу внутренних дел, запросить у него помощь для их пересечения. При необходимости обратиться за помощью к гражданам;
ж) потребовать от лиц, учиняющих групповые хулиганские действия, прекращения таковых, убеждая их в неправомерности их поведения и в необходимости прекращения противоправных действий, не допуская при этом излишней суетливости, ненужных окриков и свистков, а также действий, которые могут вызвать обострение обстановки;
з) если групповое хулиганство грозит перерасти в массовые беспорядки (например, участники хулиганства начинают ломать заборы, витрины и использовать доски и другие предметы в качестве орудий хулиганства или когда число участников хулиганства увеличивается и они начинают избивать граждан, а вмешательство полицейскою не увенчалось успехом), постараться до приезда оперативной группы или других сил подкрепления выявить зачинщиков и активных участников группового хулиганства, запомнить их приметы, попытаться выяснить их фамилии и адреса, стараться не допустить увеличения числа участников противоправных действий, организовать помощь пострадавшим;
и) после прибытия на место оперативной группы и других сил полиции доложить старшему об обстановке на месте происшествия (о характере инцидента, какие стороны в нем участвуют, количество участников, отношение граждан к инциденту, число пострадавших и т.д.). после чего действовать по его указанию.
Об обстоятельствах происшествия доложить письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел.
1.6. Алгоритм действий сотрудников полиции при чрезвычайных ситуациях
С получением сигнала или доклада о возникновении ЧС, начальник ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧС, информирует прокурора и местные органы власти и управления.
Органами управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисной ситуации являются Центр оперативного управления (ЦОУ), дежурная часть и оперативный штаб.
ЦОУ, дежурная часть до сбора личного состава оперативным штабом:
- самостоятельно принимают необходимые решения;
- отдают соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД.
В дальнейшем все управление передается оперативному штабу.
Руководитель оперативного штаба:
- уясняет задачу;
- отдает предварительное распоряжение о подготовке сил и средств;
- производит расчет времени;
- оценивает обстановку;
- принимает решение;
- ставит задачи группам оперативного реагирования;
- организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.
Группы оперативного реагирования:
- определяют количество преступников (группы), характер их действий;
- определяют намерения преступников, их вооружение, оснащение и тактику действий, связи;
- устанавливают место укрытия;
- выявляют заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.);
- вводят в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.
Данные действия осуществляются путем правоведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д.
К действиям при ЧС привлекаются подразделения ОВД, Национальной Гвардии (НГ).
Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧС, осуществляется исходя из следующих норм — органы внутренних дел в пункте дислокации – 60 %, за пределами пунктов постоянной дислокации — до 50 %, списочной численности личного состава, линейные органы полиции — 10 %
Основными способами действий ОВД и НГ в специальной операции являются: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассредоточение; изъятие (захват).
Алгоритм действий при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности)
Независимо от вида ЧС при ее возникновении и ликвидации:
- Немедленно организовать защиту сотрудников организации от поражения.
- Провести работы по обеспечению ущерба от ЧС.
- Принять возможные меры по ликвидации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны.
- Обеспечить постоянное изучение обстановки на территории обслуживания.
Алгоритм действий при угрозе взрыва:
1. Попросить заявителя оказать помощь в охране места происшествия.
2. Доложить дежурному ОВД.
3. Взять под охрану место происшествия и организовать оцепление опасной зоны.
4. Организовать:
- эвакуацию сотрудников учреждений или жителей из опасной зоны (при угрозе взрыва в здании эвакуируются все лица, находящиеся в здании);
- учет эвакуируемых лиц (при этом во избежание паники следует избегать объявления истинной причины эвакуации).
5. Принять меры к отключению бытовых и производственных коммуникаций (газ, воду, электричество).
6. Подготовить к использованию первичные средства пожаротушения;
7. До прибытия кинолога со служебно-розыскной собакой и саперов-взрывотехников, совместно с представителем администрации объекта с целью обнаружения взрывного устройства обследовать:
а) прилегающую территорию;
б) все внутренние помещения здания, для чего: тщательно обследовать все несанкционированно вскрытые помещения, а также помещения со свободным доступом в них посторонних лиц. Проверить наличие и целостность пломб и печатей на ящиках, противопожарных кранов, находящихся в здании и прилегающей территории. Особое внимание обращать на бесхозные и подозрительные предметы.
8. Письменно фиксировать все, что имеет отношение к данному происшествию, докладывать в ЦОУ и дежурную часть об изменениях и оперативной обстановке, строго выполнять установленные правила безопасности.
9. По прибытию ответственного руководителя либо следственно-оперативной группы (СОГ) доложить старшему о принятых мерах и дальнейшем действовать по его указанию.
10. Члены СОГ по прибытии на место происшествия проводят оперативно-следственные действия по выявлению причин и виновника происшествия.
1. При пожаре:
1) немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по горрайлиноргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества;
2) принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;
3) при наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара.
2. При обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения:
1) доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;
2) организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей.
3.При возникновении крушений, катастроф и аварий:
1) доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;
2) принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;
3) организовать тушение пожара;
4) не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;
5) обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования;
6) в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.
4. При наводнении, паводке:
1) доложить дежурному и запросить решение оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления;
2) принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим;
3) обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра.
5. При эпидемиях и эпизоотиях:
1) оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;
2) соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;
3) организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей.
6. При землетрясении:
1) выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками полиции;
2) обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов;
3) принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара.
1.7. Алгоритм действий сотрудников полиции при карантинных мероприятиях
С введением карантинных мероприятий начальник ОВД принимает решение на обеспечение охраны общественного порядка (ООП) при проведении работ по ликвидации очага заражения, в котором отражаются:
1) порядок обозначения границ очага поражения;
2) время и место выставления постов, обеспечивающих безопасность движения на маршрутах следования сил и средств ликвидации ЧС, к очагу ЧС;
3) время и места выставления КПП для обеспечения ООП в местах оказания пострадавшим медицинской помощи, на станциях дегазации одежды и транспорта;
4) порядок содействия органам местного самоуправления в мобилизации населения для ведения работ по ликвидации последствий заражения, в розыске и эвакуации пораженных из очага заражения.
Вводятся наряды ОВД в очаг заражения, за разведкой, силами медицинской службы и командой обеззараживания. Личный состав нарядов оснащается приборами химической разведки и обеспечивается средствами индивидуальной противохимической защиты.
Границы очага заражения устанавливаются противоэпидемическими учреждениями медицинской службы на основе обобщения данных, полученных от наблюдательных постов, разведывательных звеньев и групп, а также от метеорологических и санитарно-эпидемиологических станций.
Размеры очага заражения зависят от вида бактериальной рецептуры, количества и способов их применения, а также от метеорологических условий, быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактики, лечения и дезинфекции.
На территории, где введен карантин, прекращается работа всех предприятий и учреждений, кроме тех, которые имеют особо важное значение для жизнедеятельности населения. Рабочие и служащие проходят и профилактическую, и санитарную обработку, проводится обеззараживание территории, помещений, оборудования, сырья и готовой продукции.
Обсервация (наблюдение) — это специальные мероприятия, предотвращающие распространение инфекций в другие районы. Они включают в себя:
1) максимальное ограничение выезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов;
2) усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением и другие мероприятия.
Введение карантина прежде всего связано с нарушением нормальной жизни и возлагает на ОВД района серьезные задачи, которые, заключаются в следующих действиях:
- в обеспечении охраны общественного порядка внутри очага поражения, обеспечении безопасности движения транспорта на подъездах к очагу заражения и внутри его;
- обеспечение в соответствии с указанием медицинских органов необходимой изоляции между кварталами района; охране водоисточников и продовольственных баз и складов;
- оказание помощи медицинской службе в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, выявлении и госпитализации инфекционных больных, обеспечении изоляции специальных лечебных учреждений (обсерваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, а также в сотрудничестве с другими службами в проведении работ по ликвидации очага заражения;
- осуществление административного надзора и контроля за выполнением населением и должностными лицами установленного карантинного режима.
Вся граница очага заражения с внешней стороны блокируется теми силами ОВД, которые в момент обнаружения очага находились за его пределами, а личный состав службы, оказавшийся в очаге заражения, обеспечивает карантинные и режимные мероприятия.
Между личным составом группировки по ООП, несущим службу за границей очага заражения и в очаге, запрещается непосредственное общение, связь осуществляется только по телефону и радиосредствами.
Обеспечение карантинного режима осуществляется путем создания группировки сил и средств, которая состоит из групп оцепления, охраны, досмотра транспорта, сопровождения, охраны общественного порядка и резерва. Для несения службы в очаге заражения личному составу, входящему в группировку, назначаются секторы, участки и рубежи.
Группа оцепления предназначается для обеспечения изоляционно-ограничительных мероприятий на границе очага заражения. Она состоит из нарядов: КПП, дозоров и наблюдательных постов. КПП (состав 6-10 человек, в зависимости от характера обстановки и решаемых задач) выставляются на дорогах по внешней границе очага заражения.
Группы охраны предназначаются для изоляции специальных лечебных учреждений (обсерваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, для охраны водозаборников и других объектов. Для выполнения этих задач от группы охраны выставляются посты охраны объектов и наряжаются караулы.
Группа досмотра транспорта предназначается для его проверки на границе очага заражения. Из состава группы досмотра назначаются группы обеспечения и досмотровая.
Группа обеспечения воспрещает подход к транспортным средствам посторонних лиц, а досмотровая группа осматривает транспортные средства.
Группа сопровождения предназначается для сопровождения транспортных средств, следующих из очага заражения до границы или от границы очага поражения до объекта, находящегося на зараженной территории.
Группа охраны общественного порядка предназначается для поддержания общественного порядка в очаге заражения. Свои задачи она решает путем выставления постов охраны порядка и выделения на установленные маршруты патрулей и патрульных групп.
2. Профилактика правонарушений
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» от от 29 апреля 2010 года:
1. К мерам индивидуальной профилактики правонарушений относятся:
- профилактическая беседа;
- защитное предписание;
- представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- принудительные меры медицинского характера;
- установление особых требований к поведению правонарушителя;
- профилактический учет и контроль;
- административное взыскание;
- лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;
- – меры, принимаемые по приговору суда;
- – установление административного надзора;
- – превентивное ограничение свободы передвижения[2].
1. Профилактическая беседа — это выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
2. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа.
3. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.
4. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей[3].
Защитное предписание.
1. В целях обеспечения безопасности потерпевшего и при отсутствии оснований для производства административного задержания в порядке, предусмотренном КоАП, либо задержания в порядке, предусмотренном статьей 128 Уголовно-процессуального кодекса РК УИП выносится защитное предписание с учетом мнения потерпевшего, которое вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие, либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку. В случае отказа от подписания в защитном предписании делается запись об этом.
2. Потерпевшему должна быть предоставлена копия защитного предписания под расписку в день его вынесения с разъяснением его прав, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено.
3. Копия защитного предписания в течение 24 часов с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется прокурору.
4. Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вынесения шестнадцатилетнего возраста.
5. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.
6. В защитном предписании указываются:
- время и место его вынесения,
- кем и в отношении кого оно вынесено,
- место, время и обстоятельства совершения или угрозы совершения бытового насилия,
- установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.
7. Срок действия защитного предписания составляет 30 суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.
8. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в 7 календарных дней.
9. Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, ОВД ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль[4].
Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, госорганы направляют представление об их устранении руководителю или должностному лицу соответствующей организации.
2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в госорган[5].
Установление особых требований к поведению правонарушителя:
1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений.
2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение.
3. Лицу, в отношении которого установлены особые требования к поведению, может быть запрещено:
1) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи;
2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия;
3) употреблять алкогольные напитки, а также наркотические средства и психотропные вещества, их аналоги в немедицинских целях.
4. В исключительных случаях для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить также меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.
5. В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в ОВД от 1 до 4 раз в месяц для профилактической беседы.
6. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, ОВД ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль[6].
Профилактический учет.
1. На профилактический учет и контроль ставятся лица, в отношении которых:
1) вынесено защитное предписание;
2) установлены особые требования к поведению;
3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы;
4) установлен административный надзор;
5) применены наказание, не связанное с изоляцией от общества, или иные меры уголовно-правового воздействия;
6) принято решение об освобождении из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления или судимого два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления.
2. Профилактический учет ведется ОВД.
3. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений[7].
Профилактический контроль.
1. Заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете.
2. Решение об осуществлении профилактического контроля в отношении лиц принимается начальником ОВД или его заместителем на основании мотивированного рапорта УИП.
Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет ОВД в день вынесения защитного предписания либо в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
3. Заводятся профилактические дела по установленной форме.
4. В целях соблюдения установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учетеУИП осуществляют проверки по месту жительства, работы и учебы.
5. Периодичность проверки лиц, в отношении которых вынесено защитное предписание, принято решение об ограничении досуга и установлено особое требование к поведению, составляет не менее одного раза в семь календарных дней.
6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение 3 суток[8].
Административное взыскание[9].
1. Мера государственного принуждения за совершение административного правонарушения заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение (ч. 1 ст. 40 КРКобАП).
2. Виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
4) лишение специального права;
5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
6) приостановление или запрещение деятельности;
7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
8) административный арест;
9) административное выдворение за пределы РК иностранца или лица без гражданства (ч. 1 ст. 41 КРКобАП).
3. К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1-5 и 7, а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица (ч. 2 ст. 41 КРКобАП).
4. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 43 КРКобАП).
Основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений:
1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств:
1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ;
2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения;
3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления[10].
3. Действия сотрудников полиции и рекомендации гражданам по профилактике и предупреждению семейно-бытовых правонарушений
3.1. Действия сотрудника полиции при получении заявления (сообщения) о семейно-бытовом конфликте
1. Оперативный дежурный территориального ОВД обязан принять заявление (сообщение) о семейно-бытовом конфликте, поступившее в письменной либо устной форме, и зарегистрировать его в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях. Если заявление поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.
2. При этом оперативный дежурный должен получить от заявителя максимально полную информацию об инциденте. В том числе установить:
а) характер инцидента;
б) точное место (адрес) его совершения;
в) наличие у лица, совершившего правонарушение оружия (холодного, огнестрельного) или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия;
г) необходимость вызова скорой медицинской помощи;
д) местонахождение правонарушителя; в случае его ухода с места происшествия его возможное местонахождение и приметы;
е) присутствие на месте происшествия детей;
ж) номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.
3. Оперативный дежурный должен незамедлительно организовать выезд сотрудника.
3.2. Рекомендации сотрудникам полиции по работе с жертвами психологического насилия в семье
Первая и важнейшая задача работников полиции при вмешательстве в ситуацию домашнего насилия — устранение угрозы жизни и здоровью жертвы, для чего нужно:
- убедить жертву в том, что полиция руководствуется законом и этот закон на стороне пострадавшей стороны;
- обеспечить жертву подробной информацией относительно ее прав и возможности получения помощи с указанием конкретных мест предоставления такой помощи.
Во время разговора необходимо успокоить жертву насилия, для чего нужно:
- собеседование с жертвой насилия проводить наедине;
- не избегать взгляда жертвы;
- дать знать жертве насилия, что ее желают выслушать;
- не прерывать ее рассказ, ссылаясь на недостатки времени;
- заверить жертву насилия в конфиденциальности беседы;
- задавать вопросы так, чтобы на них можно было бы дать несколько вариантов выхода из ситуации;
- задавать простые прямые вопросы, которые не содержат критических или субъективных суждений;
- не поддерживать мнение, если жертва говорит, что «сама виновата»;
- не преуменьшать серьезности насилия;
- сохранять спокойную и не осуждающую манеру поведения;
- отдавать должное чувствам жертвы;
- подчеркнуть, что ни один человек не заслуживает жестокого обращения, что вызов полиции первый шаг для изменения ситуации к лучшему.
Необходимо оказать жертве моральную поддержку применяя, например, такие фразы: «Насилие в семье – это тоже преступление», «Все имеют право на жизнь, свободную от насилия», «Вы находитесь под защитой закона», «Вы можете контролировать только собственные действия», «Вы не одиноки, помощь – рядом», «Вы заслуживаете лучшего обращения», «Я понимаю, что говорите правду»[11].
Порой семейные дебоширы на профилактической беседе «обещают» больше не совершать скандалы, но тем не менее, участковый инспектор полиции должен предупреждать подобные ситуации насилию. Сотрудникам полиции ни один сигнал относительно насилия в семье нельзя воспринимать легкомысленно. При общении с жертвой сотрудник полиции должен иметь при себе информационные листки (буклеты), которые необходимо передать жертве насилия. Информация должна содержать квалифицированное разъяснение прав жертвы, данные о возможности получения помощи, а также местонахождения организаций, к которым можно обратиться за помощью и поддержкой. Листовки могут содержать следующую информацию:
1. Обдумайте состояние проблемы в спокойной обстановке. Не стоит пытаться решить проблему через споры. Даже если вы полностью правы, толку от этого не будет, зато вреда окажется в избытке. Вместо того, рассмотрите менее конфликтные варианты решения проблемы.
2. Спросите другого человека, можете ли вы спокойно все обсудить. Вместо того, чтобы кидаться словами «психическое насилие», расскажите о том, как, на ваш взгляд можно было бы сделать ваши отношения лучше. Используйте побольше местоимения «я», говорите от первого лица, а не швыряйте обвинения с местоимением «ты».
3. Напишите письмо. Если вам кажется, что разговор по душам не получится, то изложите свои мысли на бумаге. Плюс этого способа в том, что вы можете написать все максимально конструктивно, сказав именно то, что у вас на душе. Сделайте несколько черновиков, избегайте прямых обвинений, которые могут распалить гнев адресата. Вместо фразы «ты издеваешься надо мной, и я это ненавиж у» напишите что-то вроде «я чувствую, словно меня унижают и дразнят».
4. Обратитесь за поддержкой. Верный друг или родственник, который выслушает и поймет, которому вы сможете открыть свои чувства — это бесценно. Кроме того, если ваши отношения таки распадутся, будет неплохо иметь рядом человека, который сможет помочь вам это пережить, но не надо обращаться к вашему общему другу. Так вы лишь поставите его в очень, очень неприятное положение. Вместо этого обратитесь к такому человеку, которого вы хорошо знаете, но который не знает вашего обидчика.
5. Обратитесь за помощью специалистов. Если с проблемой уже нельзя справиться самостоятельно, то обратитесь к профессионалу. Найдите психотерапевта или семейного консультанта, специализирующегося на вопросе эмоционального насилия, и поскорее запишитесь к нему на прием. Не важно, что будет с отношениями потом, сохранятся они или же нет. Важно обратиться к профессионалу. Если ваш обидчик не заинтересован в участии, то вы можете просто лишь сосредоточиться на лечении своих душевных ран, после чего сможете начать жить дальше.
Если вам кажется, что ситуация складывается угрожающим образом, как можно скорее покиньте общество обидчика. Пусть рядом с вами будет друг или родственник, либо свяжитесь с местным центром, предоставляющим услуги защиты пострадавших от насилия.
Проблема психологического насилия очень сложная, ее решение требует много времени, однако на сегодняшнем этапе сотрудникам полиции необходимо принимать меры, как в пресечении, так и в профилактике бытового насилия. Таким образом, предлагаемые рекомендации сотрудникам полиции помогут облегчить некоторые этапы работы с жертвами психологического насилия в семье.
3.3. Рекомендации для населения и граждан, подвергающихся насилию
К правонарушителю, совершающему насилие в семье, могут быть применены следующие запреты:
- совершать бытовое насилие;
- вопреки воле потерпевшего разыскивать его;
- преследовать;
- посещать;
- вести устные, телефонные переговоры;
- вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи[12].
ПОМНИТЕ!
Своевременное обращение в полицию остановит насилие и сохранит вам жизнь!
Если вам необходима правовая помощь или консультация, вы можете получить ее по следующим телефонам доверия ДП Актюбинской области:
ДП: 729-247 (ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ)
729-708 (МЕСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА)
УДП: 729-255 (ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ)
776-773 (МЕСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА)
Телефоны партнеров по защите женщин от насилия ДП Актюбинской области:
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ЖЕНЩИН Г.АКТОБЕ: 241-724;
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ЦЕНТР МЕДИАЦИИ: 925-734.
Если муж жестоко обращается с женой!
Обратитесь лично в полицию с заявлением.
Напишите заявление в двух экземплярах, копию оставьте у себя.
Не забудьте взять у сотрудника полиции талон-уведомление и спрятать его подальше вместе с копией заявления.
Сотрудники полиции Вам сообщат номер и дату регистрации, а также имя должностного лица, которое будет заниматься рассмотрением Вашего заявления.
Решение по заявлению должно быть принято не позднее десяти суток со дня его поступления.
Если у вас есть телесные повреждения!
Вам необходимо обратиться к врачу в поликлинику или семейно-врачебную амбулаторию по месту жительства или вызвать скорую помощь либо обратиться в судебно-медицинскую экспертизу.
Каждая женщина, обратившаяся в полицию, имеет право на:
1) информацию — знать о преимуществах и недостатках всех возможных выходов из сложившейся ситуации;
2) объективность — получить объективную, юридическую обоснованную информацию независимо от возраста, образования, национальности, социального положения;
3) выбор — свободно и самостоятельно решать использовать ли предложенные варианты из сложившейся ситуации, а также то, какой способ использовать;
4) уединенную обстановку — иметь возможность беседовать с сотрудником полиции наедине;
5) достоинство — чувствовать уважение, доброе и внимательное отношение к себе.
Для супруга-тирана предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан, которые чаще всего
применяются в случаях насилия в семье:
Статья 109. Побои.
Статья 108. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Статья 107. Умышленное причинение средней тяжести здоровью.
Статья 106. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Статьи Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях:
Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений
Если телесные повреждения вследствие действий семейного дебошира имеют место, то следует их зафиксировать.
Врач обязан передать сведения о повреждениях вследствие побоев в ОВД.
Не забудьте сами сфотографировать все следы побоев, чтобы приобщить к делу.
Собирайте доказательства, привлекайте свидетелей, которые смогут доказать факт побоев и агрессивного поведения семейного дебошира.
Если Вам или Вашим близким нужна помощь, вы можете обратиться: в ДП Актюбинской области, МПС, УИП.
Помните, что ваше спасение от домашнего насилия в вашей решительности!
Безопасность женщины при домашнем насилии
Домашнее насилие — это реальная угроза, как вашей жизни, так и жизни ваших детей.
Шаг 1: безопасный путь — продумайте свои действия на тот случай, если насилие повторится снова.
Шаг 2: расскажите о насилии тем, кому вы доверяете (друзьям, родственникам).
Шаг 3: найдите место, куда вы могли уйти в случае опасности.
шаг 4. составьте свой индивидуальный план безопасности.
шаг 5. предупредите своих соседей о том, чтобы при шуме и криках из вашей квартиры, они сразу вызывали полицию.
шаг 6. спрячьте запасные ключи от дома или квартиры так, чтобы в случае опасности насилия вы беспрепятственно могли бы взять их и покинуть дом.
шаг 7. уберите в безопасное место деньги на первое время, паспорт, документы и другие важные бумаги, одежду и лекарства.
шаг 8. договоритесь с друзьями или родственниками о возможности предоставления вам временного убежища в случае опасности.
шаг 9. узнайте заранее телефоны местных служб, которые могут вам оказать необходимую помощь.
шаг 10. решите заранее, что еще вы возьмете с собой.
если ситуация критическая, то покидайте дом немедленно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи
Помните, что под угрозой находится ваша жизнь и жизнь ваших детей!
Советы тем, кто хочет изменить ситуацию
Статистика утверждает, что наибольшее количество ссор с применением силы происходит именно в момент резкого разрыва. Поэтому действовать надо не импульсивно, а по хорошо продуманному плану. В этом плане должны быть следующие пункты.
1. Уйти в безопасное место, например, к родителям или друзьям. Можно обратиться в Центр помощи женщинам и детям. Находясь в безопасности, человек возвращается к себе, начинает себя слышать. Из этого состояния вы сможете начать думать о том, как быть дальше.
2. Взять с собой все необходимое (деньги, одежду, лекарства и т.д.)
3. Сообщить партнеру: «Я приняла решение подумать над нашими отношениями. Я нахожусь в безопасности».
4. Если вы ушли вместе с детьми, сообщить об этом в органы опеки, чтобы потом вас не обвинили в краже детей.
5. Начать работу со специалистами: юристами, медиками, психологами. Насколько вы экономически зависимы? Насколько юридически уязвимы? Насколько сильна ваша эмоциональная привязанность к обидчику? Комплексная работа поможет проанализировать все стороны вашей жизни. Сейчас необходимые консультации можно получить онлайн.
6. Собирать доказательства. Фиксируйте все случаи преследования: делайте скриншоты переписки с угрозами, записывайте звонки. Сообщите в полицию, особенно если преследователь нарушает закон (портит вещи, нападает на улице). Даже если полиция ограничится только «беседой», обидчик будет знать, что он тоже под наблюдением.
7. Не вступайте в переговоры. По возможности не идите на контакт с обидчиком. Не отвечайте на сообщения, и, разумеется, не соглашайтесь на личную встречу.
8. Воздержитесь от постов в соцсетях. Обидчик может определить ваше местонахождение.
Что дальше?
Каким будет выход из вашей ситуации, предсказать невозможно. Каждый случай индивидуален. Некоторым парам достаточно один раз пережить кризис, чтобы переосмыслить свое отношение друг к другу. Это возможно, если оба партнера хотят сохранить отношения и соглашаются работать с психологом.
УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!
Обращаем Ваше внимание на то, что Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05 июля 2014 года №235 предусмотрена ответственность за:
Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений
1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влекут предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут административный арест на срок до десяти суток.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, —
влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Примечание. Под семейно-бытовыми отношениями для целей настоящего Кодекса понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей).
Статья 73-1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, —
влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
1-1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, —
влекут предупреждение или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Действия, предусмотренные частями первой и (или) 1-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут административный арест на срок до двадцати суток.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, —
влекут штраф в размере сорока месячных расчетных показателей.
Статья 73-2. Побои
1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, —
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
1-1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, —
влекут предупреждение или административный арест на срок до десяти суток.
2. Действия, предусмотренные частями первой и (или) 1-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, —
влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.
Статья 73-3. Клевета
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, —
влечет штраф на физическое лицо в размере ста шестидесяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок пятнадцать суток, на должностное лицо — штраф в размере пятисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок двадцать суток.
2. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, —
влечет штраф на физическое лицо в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок двадцать суток, на должностное лицо – штраф в размере шестисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок двадцать пять суток.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, —
влекут штраф на физическое лицо в размере двухсот месячных расчетных показателей или административный арест на срок двадцать пять суток, на должностное лицо — штраф в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок тридцать суток.
Статья 200. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан по реализации алкогольной продукции
1. Реализация алкогольной продукции лицам в возрасте до двадцати одного года —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.
3. Розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе, а также на пассажирских воздушных судах, пассажирских судах морского транспорта, в вагонах-ресторанах пассажирских поездов:
с 23 до 8 часов следующего дня;
с объемной долей этилового спирта свыше тридцати процентов с 21 до 12 часов следующего дня —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.
4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.
Статья 204. Торговля в неустановленных местах
1. Торговля вне мест, установленных местным исполнительным органом, —
влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
Статья 386. Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений
Нарушение устанавливаемых местными представительными органами областей, города республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений —
влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 434. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, —
влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, —
влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Статья 437. Нарушение тишины
1. Нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, в том числе проведение в жилище и вне его работ, сопровождаемых шумом, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, а равно нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки, с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни —
влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей.
2. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 440. Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения
1. Распитие алкогольных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа алкогольных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —
влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения лиц, не достигших восемнадцати лет, а равно распитие ими алкогольных напитков —
влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пяти месячных расчетных показателей.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пяти суток.
Статья 441. Нарушение запрета потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в местах, в которых законодательством Республики Казахстан он установлен
1. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в местах, в которых законодательством Республики Казахстан установлен запрет, за исключением случая, предусмотренного частью 1-2 настоящей статьи, —
влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
1-2. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, на борту воздушного судна —
влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей.
3. Непринятие работодателем мер к лицам, потребляющим табачные изделия, в том числе изделия с нагреваемым табаком, табак для кальяна, кальянную смесь, системы для нагрева табака, электронные системы потребления и жидкостей для них, в не определенных для этого специальных местах —
влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 441-1. Нарушение запрета потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в автомобильном транспортном средстве во время нахождения в них несовершеннолетних лиц[13]
1. Потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в автомобильном транспортном средстве во время нахождения в них несовершеннолетних лиц —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Статья 442. Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей
1. Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей с 22 до 6 часов утра —
влечет штраф на законных представителей в размере трех месячных расчетных показателей.
2. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра —
влечет предупреждение на законных представителей.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на законных представителей в размере семи месячных расчетных показателей.
Статья 449. Приставание в общественных местах
1. Приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг, —
влечет предупреждение либо штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест сроком до пяти суток.
3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные иностранцем либо лицом без гражданства, —
влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест сроком до пяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.
Статья 505. Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений города и населенных пунктов
1. Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов —
влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных показателей.
- Перечень стандартных операционных процедур (СОП) // Руководство для работы участковых инспекторов полиции. — Нур-Султан, 2020. С. 5-8.
- Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 25Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 26 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 27 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Часть 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Часть 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/
- Часть 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Дюсенова А. Принятие мер в ситуации бытового насилия. — Актобе, 2009. С. 24.
- Ст.20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. «О профилактике бытового насилия».
- Кодекс дополнен статьей 441-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI.