Сагынтаева А.А. — старший преподаватель-методист факультета профессионального и дополнительного образования Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, майор полиции
МЕДИАЦИЯ КАК ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
МЕДИАЦИЯ ТАТУЛАСУ РӘСІМІ РЕТІНДЕ
MEDIATION AS A CONCILIATION PROCEDURE
Ключевые слова: медиация, посредничество, примирение, соглашение, договор, конфликт, переговоры, урегулирование.
Түйінді сөздер: медиация, бітімгерлік, татуласу, келісім, шарт, жанжал, келіссөздер, реттеу.
Keywords: mediation, reconciliation, agreement, contract, conflict, negotiations, settlement.
Выступая на VI съезде судей в ноябре 2013 года, Нурсултан Назарбаев озвучил главную стратегическую цель модернизации судебной системы страны: «Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации «Стратегии-2050»», – отметил Глава государства[1].
Кроме того, Президентом страны были выделены такие направления работы судебной власти как совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан.
Для реализации вышеуказанных поставленных задач судейским корпусом проведена значительная работа по созданию эффективного правосудия, осуществляющего охрану и защиту гарантированных прав каждого человека.
Особое внимание уделяется развитию института примирительных процедур – медиации, что способствует дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, снижению нагрузки на суды, повышению уровня доверия к системе правосудия.
Сегодня все больше граждан обращается к услугам медиаторов, признавая комфортность данной процедуры. По смыслу закона медиация – это процедура урегулирования конфликта между сторонами путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением стороннего лица – медиатора.
Цели медиации – достижение такого варианта разрешения спорных вопросов, который бы устраивал обе стороны, что подразумевает отсутствие у них неудовлетворенности сложившимся положением дел.
Главное к чему стремится медиация – это достижение взаимовыгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего все стороны и снижающего уровень конфликтности. В отличие от судебного процесса при медиации не бывает правых и виноватых, так как цель примирения не в наказании преступника, а в осуществлении защиты и восстановлении прав и свобод человека.
Что можно отнести к преимущественным характеристикам медиации:
- Конфиденциальность (в разрешении сбора не требуется обязательное участие свидетелей).
- Если судебное разбирательство основано на соблюдении законности и на собранных доказательствах (к примеру, основаны на уже совершенных фактах), то медиация направлена в будущее, то есть ориентирована на субъективные интересы сторон.
- Достижение компромиссного решения, которое будет взаимовыгодно сторонам.
- Медиация предполагает урегулирование интересов сторон с участием третьей незаинтересованной стороны.
Несмотря на ряд преимуществ, имеются и сложности в проведении досудебного урегулирования споров с помощью механизмов медиации.
Прежде всего, это процесс подготовки к медиации. Необходимость обсудить, проработать сложную ситуацию, где должно быть место различным точкам зрения, часто несовместимым взглядом на события или варианты выхода из трудного положения и есть самое сложное в подготовительном процессе к проведению медиации.
Все в медиации предельно добровольно. Стоит отметить, что не всегда стороны правильно понимают друг друга. Часто стороны готовы пойти на компромисс, но какие-либо моральные установки – личностные, национальные и другие мешают воспринять аргументы противоположной стороны. В таком случае вполне возможно обратиться к специалисту по разрешению споров, основной задачей которого бы являлось преодоление таких установок и ориентирование спорящих на поиск взаимовыгодного разрешения возникшей проблемы.
Требования, предъявляемые к медиатору, порядок осуществления ими примирительной процедуры на профессиональной и непрофессиональной основе, расходы на медиацию, четко обозначены Законом Республики Казахстан «О медиации»[2]. В частности, медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.
Медиацию могут проводить как профессиональные (имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ, подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов и состоящие в реестре профессиональных медиаторов, а также зарегистрированные в налоговом органе), так и не профессиональные медиаторы.
Предложение стороне обратиться к медиации может быть сделано по просьбе другой стороны, судом или органом уголовного преследования, в чьем производстве находится уголовное дело. Проведение медиации осуществляется по взаимному согласию сторон и при заключении между ними договора о медиации.
Срок проведения медиации определяется договором о медиации.
Если в гражданском процессе медиация может быть начата как на досудебных стадиях, так и в ходе судопроизводства, то применение медиации в уголовном процессе имеет свои особенности.
Следует отметить, что законом внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которым лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести (за исключением коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления), подлежит освобождению от уголовной ответственности (ст.67 УК) либо может быть освобождено (ст.68 УК) от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации и загладило причиненный потерпевшему вред.
Как следует из норм Закона, применение процедуры медиации возможно только по начатому досудебному расследованию либо в судебных стадиях.
Однако, договор о медиации не приостанавливает производство по уголовному делу, а медиация должна быть осуществлена в установленные уголовно-процессуальным законом сроки досудебного и судебного производства. Полагаем это верным, так как мера пресечения обвиняемому может быть избрана в виде содержания под стражей и приостановление уголовного процесса на основании процедуры медиации возможно будет осложнять и увеличивать сроки содержания под стражей.
При этом факт участия в этой процедуре не может служить доказательством признания вины участником судопроизводства. Если при проведении медиации одна из сторон является несовершеннолетней, то участие педагога или психолога обязательно.
Соответственно, нормы уголовно-процессуального законодательства о правах подозреваемых, обвиняемых, потерпевших дополнены правом на примирение в порядке медиации в случаях, установленных законом.
Заключение сторонами соглашения об урегулировании конфликта в порядке медиации является основанием для прекращения уголовного дела органом, ведущим уголовный процесс.
При прекращении медиации, проводимой в рамках гражданского и уголовного процесса, стороны обязаны незамедлительно направить в суд либо в орган уголовного преследования соглашение в случае подписания его об урегулировании конфликта либо письменное уведомление о прекращении медиации с указанием оснований, предусмотренных основным Законом.
На основании вышесказанного, анализируя их развитие на современном этапе, можно сделать выводы и определить некоторые проблемы реализации института медиации в Республике Казахстан:
- Потенциал института медиации используется не в полной мере, не смотря на то, что был принят закон. Как отмечает к.ю.н., профессор З.Х. Баймолдина, в числе факторов, которые сдерживают развитие и дальнейшее распространение института медиации, можно назвать недостаточную информированность населенияо возможностях и преимуществах альтернативного разрешения споров[3].
- Менталитет людей ориентирован более на судебное решение вопросов, нежели на альтернативное разрешение юридических конфликтов.
- Отсутствует финансовая поддержка государства. Желательно было бы поддержать институт медиации посредством таких механизмов, как предоставление льготных кредитов с низкими процентными ставками для тех организаций, которые начинают свою деятельность в этой сфере, а также освобождение их от налогов.
- Нет должного содействия и информационной помощи по продвижению процедур медиации со стороны государственных органов (судов, правоохранительных органов).
- Следующий фактор, сдерживающий процесс развития медиации, это платность услуг. Как отмечает д.ю.н., профессор С.Г.Пен: «Одним из важнейших приоритетов в сфере уголовного судопроизводства должна стать возможность предоставления медиационных услуг на бесплатной основе для участников уголовного процесса за счет средств республиканского бюджета»[4].
Однако, мы полагаем, что есть значительные перспективы развития института медиации в Республике Казахстан:
- Прежде всего, развитие института медиации позволит примирительные процедуры в виде мировых соглашений и примирений стать катализатором реформирования казахстанской судебной системы.
- Думается, что следует наладить работу по еще большему информированию об институте медиации через СМИ, что обеспечит приток желающих альтернативно разрешить возникающие споры и конфликты.
- В целом полагаем, что развитие института медиации позволит повысить как гражданское сознание, так и поспособствует повышению правовой культуры граждан казахстанского общества, что соответствует общим целям, поставленным Президентом РК в стратегии «Казахстан 2050»[5] [4].
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы преимуществ применения примирительной процедуры в Республике Казахстан.
ТҮЙІН
Мақалада Қазақстан Республикасында бітімгерлік рәсімдерді қолданудың артықшылықтары мен рәсімдері мәселелері қарастырылған.
ANNOTATION
The article discusses the advantages of the conciliation procedure in the Republic of Kazakhstan.
- [1] https://strategy2050.kz/ru/news/3435/
- [2] Закон Республики Казахстан «О медиации» // Вестник медиатора. — 2011. — № 1. С.54.
- [3] Баймолдина З.Х. Судебная медиация – необходимое условие для развития института медиации в Казахстане.: Материалы круглого стола. – Алматы, 2016.
- [4] Пе С.Г. Перспективы законодательного регулирования института медиации и организации медиационных услуг в уголовном судопроизводстве // Мат-лы международ. науч.-практ. конф.: Состояние и перспективы развития института медиации в условиях социальной модернизации Казахстана: — Астана, 2015
- [5] Стратегия «Казахстан-2050» // http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-–-elbasy-n-a-nazarbaevtyn.