admin 24.05.2019

Сагынтаева А.А. — старший преподаватель-методист факультета профессионального и дополнительного образования Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, майор полиции

МЕДИАЦИЯ КАК ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

МЕДИАЦИЯ ТАТУЛАСУ РӘСІМІ РЕТІНДЕ

MEDIATION AS A CONCILIATION PROCEDURE

Ключевые слова: медиация, посредничество, примирение, соглашение, договор, конфликт, переговоры, урегулирование.

Түйінді сөздер: медиация, бітімгерлік, татуласу, келісім, шарт, жанжал, келіссөздер, реттеу.

Keywords: mediation, reconciliation, agreement, contract, conflict, negotiations, settlement.

Выступая на VI съезде судей в ноябре 2013 года, Нурсултан Назарбаев озвучил главную стратегическую цель модернизации судебной системы страны: «Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации «Стратегии-2050»», – отметил Глава государства[1].

Кроме того, Президентом страны были выделены такие направления работы судебной власти как совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан.

Для реализации вышеуказанных поставленных задач судейским корпусом проведена значительная работа по созданию эффективного правосудия, осуществляющего охрану и защиту гарантированных прав каждого человека.

Особое внимание уделяется развитию института примирительных процедур – медиации, что способствует дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, снижению нагрузки на суды, повышению уровня доверия к системе правосудия.

Сегодня все больше граждан обращается к услугам медиаторов, признавая комфортность данной процедуры. По смыслу закона медиация – это процедура урегулирования конфликта между сторонами путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением стороннего лица – медиатора.

Цели медиации – достижение такого варианта разрешения спорных вопросов, который бы устраивал обе стороны, что подразумевает отсутствие у них неудовлетворенности сложившимся положением дел.

Главное к чему стремится медиация – это достижение взаимо­выгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего все стороны и снижающего уровень конфликтности. В отличие от судебного процесса при медиации не бывает правых и виноватых, так как цель примирения не в наказании преступника, а в осуществлении защиты и восстановлении прав и свобод человека.

Что можно отнести к преимущественным характеристикам медиации:

  1. Конфиденциальность (в разрешении сбора не требуется обязательное участие свидетелей).
  2. Если судебное разбирательство основано на соблюдении законности и на собранных доказательствах (к примеру, основаны на уже совершенных фактах), то медиация направлена в будущее, то есть ориентирована на субъективные интересы сторон.
  3. Достижение компромиссного решения, которое будет взаимовыгодно сторонам.
  4. Медиация предполагает урегулирование интересов сторон с участием третьей незаинтересованной стороны.

Несмотря на ряд преимуществ, имеются и сложности  в проведении досудебного урегулирования  споров с помощью механизмов медиации.

Прежде всего, это процесс подготовки к медиации. Необходимость обсудить, проработать сложную ситуацию, где должно быть место различным точкам зрения, часто несовместимым взглядом на события или варианты выхода из трудного положения и есть самое сложное в подготовительном процессе к проведению медиации.

Все в медиации предельно добровольно. Стоит отметить, что не всегда стороны правильно понимают друг друга. Часто стороны готовы пойти на компромисс, но какие-либо моральные установки – личностные, национальные и другие мешают воспринять аргументы противоположной стороны. В таком случае вполне возможно обратиться к специалисту по разрешению  споров, основной задачей которого бы являлось преодоление таких установок и ориентирование спорящих на поиск взаимовыгодного разрешения возникшей проблемы.

Требования, предъявляемые к медиатору, порядок осуществления ими примирительной процедуры на профессиональной и непрофессиональной основе, расходы на медиацию, четко обозначены Законом Республики Казахстан «О медиации»[2]. В частности, медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.

Медиацию могут проводить как профессиональные (имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ, подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов и состоящие в реестре профессиональных медиаторов, а также зарегистрированные в налоговом органе), так и не профессиональные медиаторы.

Предложение стороне обратиться к медиации может быть сделано по просьбе другой стороны, судом или органом уголовного преследования, в чьем производстве находится уголовное дело. Проведение медиации осуществляется по взаимному согласию сторон и при заключении между ними договора о медиации.

Срок проведения медиации определяется договором о медиации.

Если в гражданском процессе медиация может быть начата как на досудебных стадиях, так и в ходе судопроизводства, то применение медиации в уголовном процессе имеет свои особенности.

Следует отметить, что законом внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которым лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести (за исключением коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления), подлежит освобождению от уголовной ответственности (ст.67 УК) либо может быть освобождено (ст.68 УК) от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации и загладило причиненный потерпевшему вред.

Как следует из норм Закона, применение процедуры медиации возможно только по начатому досудебному расследованию либо в судебных стадиях.

Однако, договор о медиации не приостанавливает производство по уголовному делу, а медиация должна быть осуществлена в установленные уголовно-процессуальным законом сроки досудебного и судебного производства. Полагаем это верным, так как мера пресечения обвиняемому может быть избрана в виде содержания под стражей и приостановление уголовного процесса на основании процедуры медиации возможно будет осложнять и увеличивать сроки содержания под стражей.

При этом факт участия в этой процедуре не может служить доказательством признания вины участником судопроизводства. Если при проведении медиации одна из сторон является несовершеннолетней, то участие педагога или психолога обязательно.

Соответственно, нормы уголовно-процессуального законодательства о правах подозреваемых, обвиняемых, потерпевших дополнены правом на примирение в порядке медиации в случаях, установленных законом.

Заключение сторонами соглашения об урегулировании конфликта в порядке медиации является основанием для прекращения уголовного дела органом, ведущим уголовный процесс.

При прекращении медиации, проводимой в рамках гражданского и уголовного процесса, стороны обязаны незамедлительно направить в суд либо в орган уголовного преследования соглашение в случае подписания  его об урегулировании конфликта  либо письменное уведомление о прекращении медиации с указанием оснований, предусмотренных основным Законом.

На основании вышесказанного, анализируя их развитие на современном этапе, можно сделать выводы и определить некоторые проблемы реализации института медиации в Республике Казахстан:

  1. Потенциал института медиации используется не в полной мере, не смотря на то, что был принят закон. Как отмечает к.ю.н., профессор З.Х. Баймолдина, в числе факторов, которые сдерживают развитие и дальнейшее распространение института медиации, можно назвать недоста­точную информированность населенияо возможностях и преимущест­вах альтернативного разрешения споров[3].
  2. Менталитет людей ориентирован более на судебное решение вопросов, нежели на альтернативное разрешение юридических конфликтов.
  3. Отсутствует финансовая поддержка государства. Желательно было бы поддержать институт медиации посредством таких механизмов, как предоставление льготных кредитов с низкими процентными ставками для тех организаций, которые начинают свою деятельность в этой сфере, а также освобождение их от налогов.
  4. Нет должного содействия и информационной помощи по продвижению процедур медиации со стороны государственных органов (судов, правоохранительных органов).
  5. Следующий фактор, сдерживающий процесс развития медиации, это платность услуг. Как отмечает д.ю.н., профессор С.Г.Пен: «Одним из важнейших приоритетов в сфере уголовного судопроизводства должна стать возможность предоставления медиационных услуг на бесплатной основе для участников уголовного процесса за счет средств республиканского бюджета»[4].

Однако, мы полагаем, что есть значительные перспективы развития института медиации в Республике Казахстан:

  1. Прежде всего, развитие института медиации позволит примирительные процедуры в виде мировых соглашений и примирений стать катализатором реформирования казахстанской судебной системы.
  2. Думается, что следует наладить работу по еще большему информированию об институте медиации через СМИ, что обеспечит  приток желающих альтернативно разрешить возникающие споры и конфликты.
  3. В целом полагаем, что развитие института медиации позволит повысить как гражданское сознание, так и поспособствует повышению правовой культуры граждан казахстанского общества, что соответствует общим целям, поставленным Президентом РК в стратегии «Казахстан 2050»[5] [4].

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы преимуществ применения примирительной процедуры в Республике Казахстан.

ТҮЙІН

Мақалада Қазақстан Республикасында бітімгерлік рәсімдерді қолданудың артықшылықтары мен рәсімдері мәселелері қарастырылған.

ANNOTATION

The article discusses the advantages of the conciliation procedure in the Republic of Kazakhstan.

  1. [1]     https://strategy2050.kz/ru/news/3435/
  2. [2]     Закон Республики Казахстан «О медиации» // Вестник медиатора. — 2011. — № 1. С.54.
  3. [3]     Баймолдина З.Х. Судебная медиация – необходимое условие для развития института медиации в Казахстане.: Материалы круглого стола. – Алматы, 2016.
  4. [4]     Пе  С.Г. Перспективы законодательного регулирования института медиации и организации медиационных услуг в уголовном судопроизводстве // Мат-лы международ. науч.-практ. конф.: Состояние и перспективы развития института медиации в условиях социальной модернизации Казахстана: — Астана, 2015
  5. [5]     Стратегия «Казахстан-2050» // http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-–-elbasy-n-a-nazarbaevtyn.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*