Продолжение. Начало в «Мир Закона» № 3-4 (215-216), 2020, № 5-6 (217-218), 2020
Максименко Е. И. — доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук
Е.И. Максименко — Орынбор мемлекеттік университетінің сот және прокурорлық-тергеу қызметін ұйымдастыру кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты
E.I. Maksimenko — associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutorial Investigative Activities Orenburg State University, Candidate of Pedagogical Sciences
ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
САЛЫҚТЫҚ ӘКІМШІЛЕНДІРУДІҢ ЭТИКАЛЫҚ-ҚҰҚЫҚТЫҚ БАСТАУЛАРЫ
ETHICAL AND LEGAL PRINCIPLES OF TAX ADMINISTRATION
3. Этико-правовые начала налогового администрирования
3.1. Правовые и этические аспекты налогового администрирования
Общеизвестно, налоговые общественные отношения возникают и проистекают в правовых отношениях, регулируются нормами налогового права и в определенной мере нормами других смежных отраслей права.
Правовые и нравственные аспекты общественных отношений в налоговом администрировании не всегда совпадают. Однако, вместе с тем, рассматривать их необходимо в тесном сочетании.
В идеале правовые нормы не должны вступать в противоречия с отношениями, регулируемыми нравственными нормами, поскольку и те, и другие направлены на единый общественно полезный результат. Более того, только разумное сочетание юридических и нравственных норм обеспечивает законность и государственную дисциплину налогового администрирования. Приведенные рассуждения составляют аксиому права.
Сложное и неоднозначное сосуществование правовых и нравственных норм, как структурных компонентов нравственно-правовой культуры, проявляется в том, что:
1) право способно определить нравственность;
2) правовые нормы могут быть не наполнены нравственным содержанием;
3) право может частично входить в расхождения с нравственностью[1].
Юридическое содержание правоотношения проявляется в совокупности субъективных прав и обязанностей его участников, при реализации которых необходимость правомерного поведения сторон заранее предполагается. К условиям возникновения налогового правоотношения традиционно относят: наличие юридического факта, правосубъектности и законодательства, регулирующего эти отношения.
Законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом (абзац первый п. 1 ст. 22 НК РФ) и иными федеральными законами.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 30 НК РФ). Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (п. 2 ст. 22 НК РФ). Последнее означает, что на должностных лицах налоговых органов возложена обязанность реализации прав и обязанностей налоговых органов в пределах своей компетенции. Для достижения этих целей максимально детализированы взаимно корреспондирующиеся материальные и процессуальные права и обязанности всех участников налогового администрирования.
Права и обязанности налоговых органов установлены соответственно в ст. 31 и ст. 32 НК РФ и других нормах законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с положениями ст. 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии и Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их законным представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
С позиции теории права налоговым органам, как федеральным органам исполнительной власти, предписано безоговорочно следовать принципу: разрешено делать только то, что прямо предписано законом. Это означает, что налоговые органы, их должностные лица не могут выйти за пределы дозволенного законом поведения, не могут превысить должностные полномочия, выйти за пределы своей компетенции. Отклонение от данного принципа влечет для налоговых органов и их должностных лиц обязанность доказать (в досудебном, судебном порядке) правомерность своих действий (бездействия), законность вынесенного в отношении налогоплательщика решения и (или) акта.
В связи с этим налогоплательщик (плательщик сборов) имеет право:
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении него;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных ему незаконными действиями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Более того, Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 23.01.2007 г. № 11984/06 по делу № А79-2305/2006 пришел к выводу: «Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем либо юридическое лицо вправе наряду с требованием о защите деловой репутации, отнесенным к подведомственности арбитражного суда, заявить требование о возмещении морального вреда, причиненного оскорблением чести и достоинства»[2].
Одним из обстоятельств, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, полученных от налогового органа или другого уполномоченного государственного органа, его должностных лиц.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Для налоговой администрации применительно к защите и восстановлению законных прав и интересов налогоплательщика предусмотрена ответственность:
1) гражданско-правовая. Гражданские права и обязанности могут возникать вследствие причинения вреда другому лицу (п./п. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ). А лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения (ст. 1081 ГК РФ);
2) административная — за нарушение должностными лицами налогового органа законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1 и ч. 2 ст. 14.25 КоАП РФ), за самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ);
3) уголовная — в сфере экономической деятельности: за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ);
4) против интересов государственной службы: за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки, служебный подлог и халатность (соответственно ст. ст. 290, 292, 293 УК РФ);
5) против правосудия: за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту (ст. 312 УК РФ), неисполнение решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ);
6) против порядка управления: за самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Как видно, из множества полномочий организационно-функционального и предметного содержания, реализуемых налоговой администрацией в административных производствах, административная ответственность для них (для должностных лиц налоговых органов) прямо предусмотрена лишь за нарушение порядка регистрационного производства. А ответственность за нарушение налоговой администрацией обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Налоговым кодексом вообще не установлена.
Такой подход не стимулирует должностных лиц налоговых органов выполнять свои обязанности, сообразуясь с нормами закона и морали. «Административные правонарушения, — замечает В. Л. Кулапов, — постепенно переходят в преступления против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки — в должностные преступления»[3].
В связи с обозначенной проблемой большое значение придается качественному подбору и расстановке кадров налоговых органов, что нелегко сделать при массовом падении уровня правосознания и правовой культуры в современном обществе. Однако сошлемся на Л. Н. Гумилева, обратившего внимание на очевидную закономерность: «Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И потому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем …»[4].
Налоговые органы — федеральные органы исполнительной власти. Должностные лица налоговых органов замещают должности гражданской службы, т. е. находятся на государственной гражданской службе. Несение государственной гражданской службы налоговыми служащими возможно в силу особого доверия государства к ним. Такое доверие предполагает предъявление повышенных требований к устойчивости нравственных установок должностных лиц налоговых органов. Эти требования, безусловно, распространяются и на кандидатов на трудоустройство в налоговые органы.
Идеальный образ власти воспринимается и гражданами, и государственными служащими одинаково. Она (власть): «должна быть профессиональна, высоконравственна, образована. Нюансы заключаются лишь в том, — замечает председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин, — что люди делают акцент на этой триаде (в диапазоне от 40 до 70 процентов), а госслужащие <…> более сдержаны (диапазон 10-24 процента)»[5].
Порядок прохождения государственной гражданской службы урегулирован федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6]. Указанным федеральным законом к должностным лицам налоговых органов предъявляются общие и специальные квалификационные требования, которые мы воспроизведем по тексту дословно:
Квалификационные требования к должности гражданской службы (статья 12): 1) В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. 2) Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. 3) В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. 4) В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. 5) Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации. 6) Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент). Требования к служебному поведению гражданского служащего (статья 18): 1. Гражданский служащий обязан: – исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; – исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; – осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; – не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; – не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; – соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; – соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; – не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; – проявлять корректность в обращении с гражданами; – проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; – учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; – способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; – не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; – соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. 2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Требования данного закона устанавливают запрет на злоупотребление правом должностными лицами налоговых органов. Приведем довольно общее его определение, сформулированное С. Д. Радченко: «Злоупотребление правом в налоговых отношениях — это способ достижения антиобщественных, как правило, противоправных целей либо получения льгот и привилегий, не предусмотренных правовым статусом, злоупотребляющего правом лица, через осуществление действий (бездействия) формально соответствующих требованиям закона»[7].
Терминологически происхождение термина «право» связано с понятиями «правда» («Русская Правда») и «справедливость», (лат. — Jus, справедливо, законно; Justicia — законность, правосудие). На всех участников правовых отношений (контролирующих и контролируемых) возложены и правовые и моральные обязанности. Однако, возможно и несоответствие отдельных норм закона нормам морали. Например, действия налогоплательщика, руководствовавшегося устными разъяснениями налогового органа или другого уполномоченного государственного органа (его должностных лиц), не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности.
Правоотношения, возникающие в налоговом администрировании, регулируются законодательством о налогах и сборах и изданных на его основе иных нормативных правовых актах, но при этом нравственная сторона этих отношений должна согласовываться с нормами и принципами морали. Для примера. Порядок осмотра территории налогоплательщика регулируется ст. 92 НК РФ. Но эта норма права не устанавливает нравственные пределы дозволенного поведения налогового инспектора в ходе осмотра. Как провести осмотр, не оскорбив налогоплательщика, не создать своими непродуманными действиями конфликтную ситуацию? На эти и другие подобные вопросы морального характера ответ заключен в моральных принципах и нормах.
Другой пример. Порядок материального стимулирования должностных лиц налоговых органов определен приказом Минфина России[8] от 17.10.2007 г. № 10419. В статье 3 приказа закреплено, что материальное стимулирование: «осуществляется при условии достижения территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности». Фискальный характер налогового администрирования предполагает приоритет поступления налоговых платежей в казну. При этом арбитражная практика показывает, что в погоне за показателями налоги доначисляются налоговыми органами далеко не всегда обоснованно.
Мы отмечали ранее, право само базируется на моральных принципах и нормах. Нравственные начала поведения должностных лиц налоговых органов непосредственно присутствуют в отдельных нормах части первой НК РФ, прежде всего, в его процедурных нормах (налоговый контроль, досудебное разрешение налогового спора и др.).
Для примера приведем норму общего действия:
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их законным представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство (п. 3 ст. 33 НК РФ).
Сошлемся и на другие нормы:
- недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст. 103 НК РФ);
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ);
- презумпция налоговой невиновности, означающая, что недоказанная налоговым органом вина налогоплательщика, равна доказанной его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ);
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ);
- зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (глава 12 НК РФ);
- и некоторые другие.
Но как заметил И. Д. Перлов, нормы права, «сами по себе не могут обеспечить желаемого результата. Многое зависит от того, кто и как их применяет»[9] и, здесь мы опять возвращаемся к правосознанию и правовой культуре должностного лица налогового органа.
Применение мер принуждения должностными лицами налоговых органов может привести к конфликту интересов. Поэтому, государственное принуждение недопустимо в отношении налогоплательщиков, когда отсутствуют правовые основания для этого. В целях исключения необоснованности такого принуждения в отдельных нормах законодательства о налогах и сборахпредусмотрены нравственно-правовые условия его применения.
Например, ограничение права собственности налогоплательщика-организации в форме ареста имущества не может производиться произвольно по усмотрению налогового органа. Необходимость ареста имущества вызвана противоправным и антисоциальным поведением налогоплательщика, когда им не исполнена в установленный срок обязанность по уплате налога, пеней и штрафов ипри наличии у налоговых или таможенных органов оснований полагать, что налогоплательщик примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
В налоговом администрировании применение отдельных правовых норм не всегда обеспечивается силой государственного принуждения, а и силой нравственного воздействия. В подтверждение сошлемся на ст. 73 НК РФ (залог имущества), ст. 74 НК РФ (поручительство). Основу названных обеспечительных мер составляют не только нормы гражданского права, но и проявленные другим лицом к налогоплательщику чувства товарищества и взаимовыручки в силу доверительных отношений между ними.
В межотраслевом правовом институте налогового администрирования проявляются, не всегда совпадающие, интересы государства, общества и личности (налогоплательщика). Поддержка и защита законных интересов участников правоотношений невозможна без учета категорий нравственного характера: справедливости, добросовестности, чести, достоинства и др.
Для этого в налоговом администрировании принципиально не предусмотрена система односторонних властных полномочий налоговых органов (их должностных лиц) по отношению к частным субъектам налогового администрирования.
Вместе с тем не снята другая упомянутая нами ранее проблема, находящаяся во взаимосвязи с реализацией налоговыми органами (их должностными лицами) властных полномочий. Нравственный аспект ее заключается в том, что законодатель, возложив на налоговую администрацию контрольно-надзорные обязанности, не предусмотрел ответственности за их неисполнение ни в соответствии с законодательством о налогах и сборах, ни в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
В последние годы ФНС России и ее территориальные органы все чаще склонны практиковать выстраивание доверительных отношений с налогоплательщиками. Находит взаимопонимание практика заключения соглашений налоговых органов с крупными налогоплательщиками предприятий о перечислении налоговых платежей в счет погашения недоимки. Предприятиям гарантируется (в случае исполнения обязательства) неприменение мер принудительного характера.
Регулярно проводится обучение налогоплательщиков правильному заполнению расчетных документов с использованием таких информационных средств как стенды в инспекциях, семинары с плательщиками налогов и сборов, пресса.
В ходе информационной работы налоговыми органами удачно используются, радиоточки, размещенные, например, на рынках и в других общественных местах, через которые налогоплательщика регулярно информируют об изменениях законодательства о налогах и сборах[10]. В этих же целях используется общественный транспорт, баннеры, размещенные в доступных для обзора местах.
Внедряется познавательная практика ознакомления школьников азам налогообложения, привития им уважения к их будущей конституционной обязанности платить законно установленные налоги.
Распространенно используются формы сотрудничества, предусматривающие награждение законопослушных (образцовых)налогоплательщиков Сертификатом доверия за развитие экономики субъекта Федерации, знание и выполнение положений законодательства о налогах и сборах, точное соблюдение порядка и сроков перечисления в бюджет платежей. Сертификат освобождает его обладателя (на 2 года) от налоговых проверок и мер принудительного взыскания, у налогоплательщика возникает право на особый доверительный режим взаимоотношений с соответствующим налоговым органом.
Эти и другие практикующие подходы, используемые в ходе налогового администрирования, способствуют взаимопониманию публичных и частных участников налоговых отношений и, как следствие, оказывают положительное влияние на увеличение поступления налоговых платежей.
Очевидно, что для решения задач налогового контроля и других, входящих в компетенцию ФНС России и ее территориальных органов, пригодны только соответствующие закону и нравственным принципам способы и средства. Этические требования, предъявляемые к деятельности налоговой администрации, сводятся к объективной необходимости руководствоваться не только нормами права, но и нормами морали.
3.2. Общеправовые принципы в налоговом администрировании и их нравственные начала
Система принципов права неотделима от их нравственных начал, что обусловлено двуединой природой принципов и норм права и морали. Нравственно-правовая культура, будучи обязательным и принципиальным признаком правового государства, компонентно состоит из норм права и нравственности. Соответственно нормы права и морали определяют содержание и характер налогово-правовых отношений, а нравственные категории могут применяться и применяются в налоговом администрировании как средства решения сложных правовых ситуаций.
Общеправовые принципы.
Реальность такова, что в Налоговом кодексе в отличие от Уголовного кодекса правовые принципы (основополагающие начала деятельности, правовые догмы) «поименно» не названы и не сформулированы. Данное обстоятельство, порожденное волей законодателя, затрудняет организацию и поддержание налоговой дисциплины правоприменителями.
Основополагающий и универсальный принцип законности в налоговом администрировании в общем виде означает соблюдение прав и законных интересов частных субъектов налогового администрирования.
Законность в налоговом администрировании основана на нормах статей 2, 6, 8, 23, 24, 25, 33, 37, 51, 57 Конституции РФ и включает в себя правовой режим налогового контроля, взаимную ответственность должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков.
В налоговых правоотношениях состояние законности обеспечивается взаимными обязанностями налоговых органов (их должностных лиц) и налогоплательщиков действовать в строгом соответствии с общим и специальным законодательством о налогах и сборах.
Законность имеет не только правовую, но и социально-нравственную природу. Общая цель юридического свойства законности — формирование правового государства и гражданского общества, а, следовательно, формирование законопослушания у субъектов налогово-правовых отношений.
Принцип справедливости пронизывает весь спектр правовых отношений, складывающихся в налоговом администрировании, и распространяется на всех субъектах этих правоотношений. Категория справедливости, как и другие нравственные категории, тесно соединена с правом, а поэтому имеет нравственно-правовую природу. Справедливость — это и принцип, и цель правового регулирования в налоговом администрировании.
Свойствам справедливости должны соответствовать все решения и акты налоговых органов, т.е. они должны быть обоснованными и мотивированными, а значит, законными. Более того, сами законы, регулирующие властные налогово-правовые отношения в социально-ориентированном государстве, должны быть справедливыми.
Многоаспектный принцип справедливости выражается в обязанности каждого гражданина участвовать в финансировании расходов государства в меру своих доходов и возможностей, но и в справедливости налогообложения. Отмечая этический характер проблемы справедливости в области налогов и сборов, русский исследователь М. Алексеенко констатировал: при установлении налогов необходимо ориентироваться на «справедливость», однако «человеческая справедливость» относительна, она находится в зависимости от социально-политического устройства[11].
Принцип справедливости состоит и в том, как соотносится налоговое правонарушение индивида и применяемое за его совершение наказание. В отдельных нормах Налогового кодекса этот принцип закреплен непосредственно: ст. 112 — наказание за совершение налогового правонарушения выносится с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность; п. 3 ч. 1 ст. 111 — выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым, иным уполномоченным органом власти, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, и др. нормы Налогового кодекса.
Понятие справедливости «составляет своего рода императив законности, которая выступает лишь формой претворения ее в жизнь»[12].
Нравственно-правовой принцип гуманизма, первооснову которого составляет духовная сфера, становится все более актуальным в современном налоговом администрировании. Но есть опасение, что в условиях финансового кризиса в Росси (и в мире), тональность отечественного налогового администрирования может измениться в ущерб его нравственным началам.
В отличие от категории справедливости, гуманизм выражается в человеколюбии, уважении и доверии к человеку (налогоплательщику, представителю налогоплательщика), в признании его прав и законных интересов. Указанный принцип непосредственно закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». По меткому замечанию М. В. Баглая, «гуманизм — своеобразный суперпринцип всего конституционного строя»[13].
Недопустимо, а в ряде случаев и наказуемо, высокомерное, циничное и пренебрежительное обращение с частными субъектами властных налогово-правовых отношений. Но закрепленное в п. 3 ст. 33 НК РФ нормативное положение, непосредственно имеющие отношение к принципу гуманизма, о запрете на унижение чести и достоинства налогоплательщиков (их представителей), является лишь одним из положений гуманизма.
Принцип гуманизма неразрывно связан с культурой налогового администрирования, способностью налоговой администрации оказать воспитательное воздействие на налогоплательщиков, свести причиняемые им своими действиями (бездействием) неудобства к минимуму.
Действия (бездействие) налогового органа (его должностного лица) могут быть справедливыми, но в то же время не гуманными по исполнению и, наоборот. Например, в ч. 2 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность свидетеля за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний. С позиции закона и гражданского долга это справедливо, но не гуманно. Поскольку, получив под страхом наказания необходимые правдивые показания, налоговый инспектор не может (да и не думает об этом) пресечь наступления возможных вредных последствий для свидетеля (угроза жизни, здоровью, увольнение и т. п.). Другая, противоположная ситуация. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 6 ст. 108 НК РФ), — такое положение и справедливо, и гуманно.
Принцип гуманизма, как видно из текста ст. 5 НК РФ, ярко проявляется в нормативных правилах действия законодательства о налогах и сборах во времени.
Гуманное отношение государства выражается в том, что акты законодательства, устанавливающие новые налоги (сборы), повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства, устанавливающие новые обязанности или иначе ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.
И напротив, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав участников налоговых правоотношений, имеют обратную силу.
Специфика демократического принципа публичности в публично-правовых налоговых отношениях выражается в открытом установлении, введении и взимании налогов в пользу публичных интересов (в пользу всего общества). В поступлении налогов заинтересовано и государство, и общество, и граждане, подавляющее большинство которых налогоплательщики.
Публично-правовое содержание налоговых отношений сформулировано Конституционным Судом РФ еще в 1996 году. В своем постановлении Конституционный суд указал: «налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства» <…> «в этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»[14].
Публично-правовой характер отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплен в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой, это:
- во-первых, властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
- во-вторых, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Главное назначение института налогового администрирования заключается в финансовом обеспечении деятельности государства и (или) муниципальных образований для выполнения ими своих функций. Такая деятельность налоговых органов (их должностных лиц) осуществляется открыто и регулируется законодательством о налогах и сборах.
Должностные лица налоговых органов обязаны в случае выявления в установленном порядке нарушения законодательства о налогах и сборах составить (в пределах собственной компетенции) акт установленной формы, подтверждающий факт совершения налогового правонарушения. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан по результатам рассмотрения результатов налоговой проверки вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. ст. 101, 101.4 НК РФ).
Нравственные начала общеправовых принципов заложены в правовых конституционных нормах-гарантах, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. В преамбуле к Конституции РФ провозглашено:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, <…> чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веря в добрую справедливость <…> исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В Конституции РФ утверждается:
1. Права и свободы человека — высшая ценность.
Данное положение в силу фискального характера законодательства о налогах и сборах прямо не закреплено в законодательстве о налогах и сборах.
2. Все граждане России обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. Равенство всех перед законом и судом. Гарантия судебной защиты прав и свобод каждого.
Понятно, что такое равенство не абсолютно, оно относительное. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений установлены Налоговым кодексом (п. 7 ч. 2 ст. 1 НК РФ). Каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика (ч. 1 и ч. 7 ст. 3 НК РФ).
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (ч. 1 и ч. 2 ст. 22 НК РФ). В то же время, налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей (п. 7 ч. 1 ст. 23 НК РФ).
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия (бездействие) нарушают его права (абзац 1 ст. 137 НК РФ).
Равно и налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски, перечень которых содержится в п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ и в ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (ред. от 27 июля 2006 г.) «О налоговых органах Российской Федерации»[15].
Любое заинтересованное лицо, будь то налогоплательщик или налоговый орган, вправе обратиться в соответствующий суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Под лицами (лицом) Налоговый кодекс понимает организации и (или) физические лица (абзац 5 ч. 2 ст. 11).
Правосудие в судах осуществляется на началах равенства лиц перед законом и судом (ст. 8 АПК РФ, ст. 6 ГПК РФ).
Таким образом, требование точного и неукоснительного соблюдения законодательства о налогах и сборах распространяется на всех субъектов налогового администрирования. Как на частных субъектов (налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов), так и на публичных субъектов (налоговые органы, их должностные лица). Правам налоговых органов (их должностных лиц) соответствуют корреспондирующие им обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов). И, наоборот, права налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов (их должностных лиц).
3. Не отчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения.
Права человека даны ему в силу его рождения, государство только регулирует их осуществление, ставит условия и устанавливает гарантии их обеспечения. Среди конституционных прав и свобод человека и гражданина общепринято условно различать: личные, социальные, экономические, политические и культурные.
Конституционные права и свободы неотделимы от личности (налогоплательщика), они составляют основу его правового статуса. Конституционные права и свободы основа основ реализации налогоплательщиками их других прав, закрепленных в других отраслях права, прежде всего, в налоговом праве. Быть налогоплательщиком — право лица на осуществление деятельности, облагаемой налогом.
Спектр личных прав субъектов экономической деятельности, не увязываемых с принадлежностью к гражданству, помимо права на жизнь и здоровье, включает в себя: право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, на судебную защиту своих прав, на процессуальные гарантии при привлечении к юридической ответственности и др. права.
Назначение экономических прав субъектов экономической деятельности — обеспечить достойный человека уровень жизни, для этого человек использует свои способности и свое имущество. С этой же целью установлен запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
И, наоборот, государство обеспечивает ведение не запрещенной законом экономической и иной предпринимательской деятельности. При этом субъект экономической деятельности вступает в экономические правоотношения на свой риск и ответственность, свободно вступает в договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, приобретает и распоряжается собственностью, которая охраняется законом.
4. Нетерпимость к национальной и расовой розни. Независимость равенства прав и свобод человека и гражданина от пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также от других обстоятельств.
Законодательство о налогах и сборах исходит из признания всеобщности и равенства налогообложения. Налоги устанавливаются с учетом фактических способностей налогоплательщиков к их уплате.
Согласно положениям ст. 3 НК РФ, налоги и сборы не могут носить дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых критериев, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не могут быть допустимы такие налоги, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.
5. Свобода и личная неприкосновенность. Свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.
Социально-полезные действия (бездействие) признаются нравственными тогда, когда они являются следствием свободного волеизъявления публичных и частных субъектов, осознающих свою личную ответственность за свои поступки.
Участники не запрещенной законом экономической деятельности по своему усмотрению выбирают ее вид и организационно-правовую форму ее ведения. Налогоплательщики по своей воле входят в налоговые правоотношения и добровольно выходят из них. Самостоятельно исчисляют и уплачивают налоги.
Налоговые органы — контрольно-надзорные органы в установленной для них сфере деятельности. В силу этого, они в отличие от правоохранительных органов не имеют полномочий по применению мер процессуального принуждения. Тем не менее, существующее законодательство позволяет налоговым органам активно использовать механизм налогово-административного принуждения в отношении налогоплательщиков. Например, проводить выемку документов у налогоплательщиков, приостанавливать их счета в банках, налагать арест на имущество, взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. Применяя эти и подобные им способы воздействия, должностные лица налоговых органов не могут допускать умаление свободы и личной неприкосновенности налогоплательщиков.
Свобода выражается в сознательном выборе налогоплательщиком вариативного поведения, поддерживаемого и одобряемого законом. В этих целях НК РФ наделил налогоплательщика достаточными правами, приведем некоторые из них (п. п. 7-8, 10-12, 15 ч. 1 ст. 21 НК РФ). Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок. Присутствовать при проведении налоговой проверки. Требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборов при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков. Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству о налогах и сборах. Обжаловать акты налоговых органов (иных уполномоченных органов) и действия (бездействие) их должностных лиц. Участвовать в процессе рассмотрения материалов или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
По общему правилу налогоплательщик, по своему усмотрению, может участвовать в налоговых правоотношениях, как лично, так и через законного или уполномоченного представителя (глава 4 НК РФ).
Налогоплательщик, имеющий право на льготу, вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. У налогоплательщика есть выбор: производить уплату налога в наличной или безналичной форме; воспользоваться зачетом или возвратом сумм излишне уплаченных налога, сбора.
Определенная свобода выбора имеется у налогоплательщика при определении места постановки на налоговый учет (последний абзац п. 4 ст. 83 НК РФ). Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется налогоплательщиками — организацией, индивидуальным предпринимателем добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Налогоплательщик, деятельность которого подверглась налоговой проверке, при несогласии с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами по результатам проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган свои возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Конечно, свобода налогоплательщика, как и свобода налогового органа (их должностных лиц), ограничена требованиями законодательства. В рамках же установленных законами правил правового поведения, эти лица свободны. Изложенное нами имеет прямое отношение к налоговой свободе, которая составляет компоненты экономической свободы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономической и личной свободы налогоплательщиков.
Существует три критерия определения уровня свободы: кто вводит налог, и кто определяет налогооблагаемую базу и налоговую ставку. Базу по всем видам налогов и ставки по ним (либо — пределы их снижения) диктует федеральный законодательный орган, а сам перечень налогов — пресекательный, он «закрыт» Налоговым кодексом.
6. Запрет на умаление достоинства личности. Защита чести и доброго имени.
Честь и достоинство сопряжены с обладанием человеком определенными интеллектуальными и нравственными качествами, признанными в обществе моральными ценностями. Честь и достоинство это не субъективная положительная оценка индивидуума самого себя, такая оценка основана на общественном мнении. В то же время у индивидуума не может не существовать самооценочное восприятие собственного «я» в обществе[16].
В пункте 3 ст. 33 НК РФ содержится прямой запрет на унижение чести и достоинства налогоплательщиков. Чуткость, тактичность и вежливость не помеха принципиальности и в целом профессионализму должностных лиц налоговых органов. Мало знать права налогоплательщиков, их нужно еще и уважать, а значит соблюдать. Внимательно и не равнодушно относиться к решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы налогоплательщика. Порядок и способы защиты чести и доброго имени субъектов налогового администрирования регулируются гражданским и уголовным законодательствами.
7. Неприкосновенность жилища.
Доступ должностных лиц налоговых органов (проводящих налоговую проверку) на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется на основании решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки деятельности этого налогоплательщика.
Доступ в жилые помещения должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, против или вопреки воли проживающих в них физических лиц не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
8. Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о жизни частного лица без его согласия.
Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Арбитражные суды и суды общей юрисдикции принимают во внимание только те доказательства, которые имеют отношение к предмету спора и к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу. Следовательно, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, не регулируемым законодательством о налогах и сборах.
Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение, кроме того, обеспечивать (в пределах собственной компетенции) защиту сведений, составляющих государственную тайну. Во взаимосвязи НК РФ с другими федеральными законами налоговые органы обязаны соблюдать:
- коммерческую (предпринимательскую) тайну[17];
- банковскую тайну (ст. 857 ГК РФ);
- аудиторскую тайну[18];
- профессиональную тайну нотариуса[19];
- иные режимы, обеспечивающие сохранность профессиональной тайны.
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности, адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
9. Защита семьи государством.
Налоговый кодекс прямо ли косвенно учитывает интересы семьи. Так, ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Приведем некоторые из них, связанные с поддержкой семьи государством.
Это государственные пособия по безработице, беременности и родам, алименты, получаемые налогоплательщиками. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего или работнику в связи со смертью членов его семьи; налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах). Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Кроме того, в целях поддержания семьи применяются предусмотренные ст. 218 НК РФ отдельные ежемесячные налоговые вычеты: родителям, супругам родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругам (супругу) приемного родителя, на условиях и при обстоятельствах, указанных в данной статье.
Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) и имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) также оказывают положительное воздействие на материальное положение отдельно взятой семьи.
Совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных либо семейных обстоятельств признается Налоговым кодексом обстоятельством, смягчающим ответственность правонарушителя (п. 1 ч. 1 ст. 112).
Нравственные принципы и правила от церкви
На итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Собора 4 февраля 2004 года был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Сформулированные в нем нравственные принципы и правила основаны на Библейских заповедях Божьих, на практике их усвоения христианством и другими религиями, исповедуемыми в России.
1. «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны <…>.
2. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа <…>.
3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике <…>.
4. Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развитии <…>.
5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности <…>.
6. Работа не должна убивать и калечить человека <…>.
7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым <…>.
8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе <…>.
9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты <…>.
10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность»[20].
3.3. Эволюция целей и задач налогового администрирования
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 888, утвердившим федеральную целевую программу «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)»[21], заложены общие эволюционные цели и задачи, которые мы относим к организационно-этическими.
Заявленные цели:
- совершенствование контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей;
- повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления;
- изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг, при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств; оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения.
Реализацию поставленных целей обеспечивает выполнение следующих основных задач:
- совершенствование механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех налогоплательщиков;
- создание и внедрение прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов;
- создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации;
- повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства о налогах и сборах;
- повышение профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику.
Воспитание и обучение налогоплательщиков, популяризация законодательства о налогах и сборах в целях формирования высокой налоговой культуры и добровольного исполнения налоговых обязательств осуществляется наряду с решением фискальных задач налогового администрирования.
- Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. — М., 1911. С. 319.
- Справочно-правовая система Консультант Плюс.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — 536 с.
- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли: тракта. — М.: Эксмо, 2007. С. 225.
- Зорькин В. Законный брак // Российская газета. — 2006. — № 146. С. 9.
- Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
- Радченко С. Д. Применение запрета злоупотребления правом в налоговых отношениях // Законодательство и экономика. — 2005. — № 9. С. 31.
- Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы // Российская газета. — 2007. — № 264. С. 7.
- Перлов И.Д. Судебная этика // Советское государство и право. — 1970. — № 12. — С. 105.
- Суворова Г. А. Работа с налогоплательщиками всегда была и будет приоритетом для налоговых органов // Российский налоговый курьер. — 2008. — № 1-2. С. 22.
- Алексеенко М. Подоходный налог и условия его применения. — Харьков, 1885. С. 7.
- Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. — 1993. — № 5. С. 109.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 100.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 1996. — № 5.
- Справочно-правовая система Консультант Плюс.
- О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 года № 11 (в ред. от 21 декабря 1993 года, с изм. 25 апреля 1995 года)] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
- Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 27.09.2004 № 98-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 32. — Ст. 3283.
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 33 (часть 1). — Ст. 34422.
- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 26.06.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.
- Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании: принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4 февраля 2004 года.
- Справочно-правовая система «Консультант Плюс».