admin 29.11.2021

Семенов Е. А. — профессор кафедры уголовного процесса Орловского юри­дического института МВД России имени В.В. Лукьянова, канди­дат юридических наук

Семенов Е. А. — Ресей ІІМ В.В. Лукьянов атындағы Орлов заң институ­тының қылмыстық іс жүргізу кафедрасының профессоры, заң ғылымдарының кандидаты

Semenov E. A. — professor of the department of criminal procedure of the Oryol law institute of the MIA of Russia named after V.V. Lukyanov, candidate of legal sciences

УДК 343.8

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

РЕСЕЙДЕГІ КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРҒА ҚАТЫСТЫ ТӘРБИЕЛІК ЫҚПАЛ ЕТУДІҢ МӘЖБҮРЛЕУ ШАРАЛАРЫН ҚОЛДАНУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

FEATURES OF THE USE OF COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL IMPACT IN RELATION TO MINORS IN RUSSIA

АННОТАЦИЯ

Автором в статье раскрываются некоторые особенности применения принуди­тель­ных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в России. При этом действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними является метод наказания.

ТҮЙІН

Мақалада автор Ресейдегі кәмелетке толмағандарға қатысты тәрбиелік ықпал етудің мәжбүрлеу шараларын қолданудың кейбір ерекшеліктерін қарастырады. Бұл жағдайда кәмелетке толмағандармен жұмыс жасау кезінде тиімді және жиі қолданылатын әдіс – жазалау әдісі.

ANNOTATION

The author of the article reveals some features of the use of coercive measures of educational influence against minors in Russia. At the same time, the method of punishment is an effective and quite often used method when working with minors.

Ключевые слова: несовершеннолетние, принудительные меры, применение, особенности, воспитательное воздействие, метод наказания

Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, мәжбүрлеу шаралары, қолданылуы, ерекшеліктері, тәрбиелік әсері, жазалау әдісі

Keywords: minors, coercive measures, application, features, educational impact, method of punishment

Конституция Российской Федерации[1] закрепляет — человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. Кроме того, в данном имеющем высшую юридическую силу документе, указано на то, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38).

Роль защитника как гаранта их прав должно выполнять государство, при не­посредственном участии государственных и муниципальных органов, а также об­щественности. Существенная роль в этом вопросе лежит на подразделениях по делам несовершеннолетних (далее — сотрудники ПДН), которая связана не только с профилактикой подростковой преступности, но и обязанностью по выявлению пре­ступлений, совершенных несовершеннолетними, оказанием помощи следст­вен­ным органам и подразделениям дознания при расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

По данным категориям уголовных дел сотрудники подразделений по делам не­совершеннолетних на основании поручений, вынесенных органом предвари­тель­ного расследования, собирают характеризующий материал на несовершен­но­летних, обследуют их жилищно-бытовые условия и т.д.

Значительную роль сотрудники ПДН играют при решении вопроса о том, мо­гут ли несовершеннолетние, привлеченные к уголовной ответственности, быть ос­вобождены от наказания путем применения к ним принудительных мер воспи­тательного воздействия. УК РФ четко устанавливает, что такие меры могут быть применены к несовершеннолетнему обвиняемому только в том случае, если таким образом может быть достигнуто его исправление.

И. В. Овсянников и С. Ю. Солонина, проведя анализ более ста уголовных дел, прекращенных в отношении несовершеннолетних, делают вывод, что совместная деятельность следователя и сотрудников ПДН лишь декларативна, сводится к получению общей информации о несовершеннолетних[2]. Полагаем, что в данной ситуации такой формализм не допустим, необходимо добросовестно и тщательно исследовать личность несовершеннолетнего, чтобы обладать четким представ­лением о том, может ли он быть освобожден от наказания либо его исправление та­ким путем невозможно.

Кроме того, не менее важно решить вопрос о том, какая именно мера воспита­тель­ного воздействия может быть применена к несовершеннолетнему. Например, нет оснований для передачи несовершеннолетнего под надзор родителей в том случае, если у подростка сложные взаимоотношения в семье, если родители зло­употребляют спиртными напитками, не уделяют должного внимания воспитанию подростка и т.д. А дать полную характеристику несовершеннолетнего может только сотрудник ПДН.

Исследователи отмечают, что зачастую по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, педагоги в качестве свидетелей не допра­ши­ваются, не допрашиваются и иные лица, которые могут сообщить сведения о лич­ности несовершеннолетнего, поведении до преступления, стремлении к обучению, его окружении, в том числе и сотрудники по делам несовершеннолетних[3]. Данные недостатки в расследовании дел, с нашей точки зрения, связаны с недостаточно эффективной работой сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, так как именно они должны предоставить следствию необходимую информацию о круге общения несовершеннолетних, о лицах, которые могут охарактеризовать несовершеннолетнего и т.д.

Практически по каждому уголовному делу в отношении несовершеннолетнего следователи (дознаватели) представления о принятии мер по предотвращению при­чин и условий, способствующих совершению преступления, направляют не только в организации, учреждения и т.д., но и в подразделения по делам несовер­шен­нолетних, поскольку нередко именно ненадлежащая профилактическая работа с подростками, склонными к совершению преступлений и правонарушений, при­водит к совершению такими лицами новых эпизодов преступной деятельности по причине уверенности в безнаказанности. В особенности, это касается ситуаций, ког­да несовершеннолетний ранее уже совершал преступления, но в силу опре­деленных обстоятельств к ответственности привлечен не был (например, в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности) либо если в отношении него уголовные дела прекращались (например, в связи с примирением сторон). Такие подростки должны находиться под постоянным контролем со сто­ро­ны подразделений по делам несовершеннолетних, с ними должна проводиться непрерывная профилактическая и разъяснительная работа. При этом важно до­биваться устойчивости у подростка желания изменить себя и свое поведение, вести себя должным образом.

Метод наказания также является действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними. О том, какие наказания могут после­до­вать в отношении несовершеннолетнего за совершение преступления, инс­пек­тор ПДН должен рассказать несовершеннолетнему. Так, например, необходимо от­метить не только уголовное наказание, но и тот факт, что лицо может быть по­мещено в учреждение закрытого типа.

Значительное количество несовершеннолетних подвергаются таким мерам. Вместе с тем, на основании изученных статистических данных можно проследить тенденцию сокращения численности специальных учебно-воспитательных учреж­дений закрытого типа (далее — СУВУ ЗТ). Так, в 2010 году функциони­ровало 61 учреждение, а к настоящему времени их осталось 48, расположенных в 40 субъек­тах Российской Федерации. Кроме того, уменьшается численность обучающихся в таких учреждениях. По итогам 2020 года в СУВУ ЗТ состояло 1 871 (2019 г. — 1 879 несовершеннолетних, 2018 г. — 1 923, в сравнении с 2013 г. — 3 230 лиц)[4].

Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за соверше­ние которого несовершеннолетние помещаются в СУВУ ЗТ, является кража (55,32 % от общего числа лиц, в отношении которых применялись меры воспи­тательного воздействия)[5].

Что касается передачи несовершеннолетнего под надзор специализирован­ного государственного органа, то здесь недостатком правового регулирования яв­ля­ется отсутствие законодательного определения специализированного государст­вен­ного органа, в связи с чем, проблемой здесь видится то, что нормы уголовного законодательства не раскрывают понятие «специализированные государственные органы». Ведь, по сути, специфические задачи имеет каждый государственный орган, в связи с чем, может рассматриваться в качестве специализированного.

В настоящее время функции специализированных органов государства, ис­полняющих решение суда о применении принудительных мер воспитательного воз­действия, выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и об­разовательные организации.

При этом не выработан и механизм исполнения принудительных мер воспита­тель­ного воздействия, в связи с чем возникает вопрос, каким образом подразде­ление по делам несовершеннолетних может исполнить принудительную меру вос­питательного воздействия в виде отдачи под надзор специализированного органа.

Мы разделяем точку зрения Н. С. Александровой о том, что необходимо на за­конодательном уровне установить исчерпывающий перечень таких специализи­ро­ван­ных государственных органов[6].

Метод наказания своей целью имеет как исправление несовершеннолетнего, так и предупреждение совершения им новых преступлений. Наказание должно вызывать у подростка чувство вины за содеянное, нежелание переживать такие же ощущения (раскаяние и чувство вины) в дальнейшем, понимание, что ни один его поступок не окажется безнаказанным.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конститу­ции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // [Электронный ресурс]. – режим доступа Консультант Плюс.
  2. Овсянников И. В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 1. — С. 153-154.
  3. Понамарева Н. С., Насонова И. А., Моругина Н. А., Савицкая И. Г., Дорофе­ева В. Ю., Ахмедов У. Н. Особенности производства отдельных следст­венных действий с участием несовершеннолетних: методические указания. — Воронеж: Воронежского институт МВД России, 2017. — 63 с.
  4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2020 год // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» https://rosmintrud.ru/docs/1369.
  5. Там же.
  6. Александрова Н. С. Принудительные меры воспитательного воздействия: Проблемы правоприменения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2013. — № 3 (41). С. 280.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*