admin 29.11.2021

Мороз Т. С. — доцент кафедры психологии и педагогики АНО ВО «Меж­дународная полицейская академия ВПА», кандидат психоло­гических наук, доцент;

Зарина А. М. — доцент кафедры уголовного права Московского уни­вер­си­тета МВД России имени В. Я. Кикотя, доцент Департамента меж­ду­народного и публичного права Юридического факультета Финан­сового университета при Правительстве Российской Федера­ции, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, к. ю. н., доцент

Мороз Т. С. — «БПҚПА халықаралық полиция академиясы» ДКЖБҰ психология және педагогика кафедрасының доценті, психология ғылымдарының кандидаты, доцент;

Зарина А. М. — В.Я. Кикотя атындағы Ресей ІІМ Мәскеу университетінің қылмыстық құқық кафедрасының доценті, Ресей Федерациясы Үкіметі жанын­дағы Қаржы университетінің Заң факультетінің халықаралық және жария құқық департаментінің доценті, халықаралық заң институтының қылмыстық-құқықтық пәндер кафедрасының доценті, з.ғ.к., доцент

Moroz T. S. — associate professor of the department of psychology and pedagogy of the ANO HE «International police academy of the ARPA», candidate of psychological sciences, associate professor;

Zarina A.M. — associate professor of the department of criminal law of the Moscow university of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikotya, associate professor of the department of international and public law of the faculty of Law of the Financial university under the Government of the Russian Federation, associate professor of the department of criminal law disciplines of the International law Institute, candidate of law, associate professor

УДК 343.971

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К НАСИЛИЮ

ОТБАСЫЛЫҚ ЗОРЛЫҚ-ЗОМБЫЛЫҚ КҮШ ҚОЛДАНУҒА БЕЙІМ ТҰЛҒАНЫ ҚАЛЫПТАСУ ФАКТОРЫ РЕТІНДЕ

FAMILY VIOLENCE AS A FACTOR OF FORMATION A PERSON PRONE TO VIOLENCE

АННОТАЦИЯ

Вопрос воздействия такого фактора как семья на формирование насильствен­но­го типа личности преступника вызывает интерес во всем мире. В данной статье авторами рассмотрены отдельные психологические аспекты семейного насилия как фактор формирования личности, склонной к насилию.

ТҮЙІН

Отбасы сияқты фактордың қылмыскердің жеке басының зорлық-зомбылық түрін қалыптастыруға әсері бүкіл әлемде қызығушылық тудырады. Бұл мақалада авторлар зорлық-зомбылыққа бейім тұлғаны қалыптастыру факторы ретінде от­басы­лық зорлық-зомбылықтың жеке психологиялық аспектілерін қарастырады.

ANNOTATION

The question of the impact of such a factor as family on the formation of a violent type of criminal personality is of interest all over the world. In this article, the authors examines some psychological aspects of family violence as a factor in the formation of a person prone to violence.

Ключевые слова: насилие, причины, последствия, семья, семейное насилие, дети, жестокое обращение

Түйінді сөздер: күш қолдану, себептері, салдары, отбасы, отбасылық зорлық-зомбылық, балалар, қатыгездік

Keywords: violence, causes, consequences, family, family violence, children, abuse

Проблема насилия остается по-прежнему острой во всем современном много­на­цио­нальном мире неопределенности[1]. При этом выявление причин насилия остается трудной задачей для зарубежных и отечественных исследователей. Среди важнейших вопросов остается выявление последствий, которые оказывает на личность жестокое обращение в семье.

Интересным является вопрос воздействия такого фактора как семья на форми­ро­вание насильственного типа личности преступника. Отдельные психологичес­кие аспекты будут рассмотрены в данной статье.

По данным, которые представлены в работе Н. В. Лафицкой, В. Г. Семеновой: «официальная статистика распространенности жестокого обращения с детьми в семье в современной России выглядит следующим образом: ежедневно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей более 200 детей, ежегодно — примерно 50 тыс., в 2004 г. в г. Москве число таких детей составило примерно одну тысячу; 10 % из детей-беглецов погибают на улице в результате различных причин; около 2 млн детей попадают под «тяжелую» родительскую руку, каждый 10-й ребенок гибнет, 2 тыс. заканчивают жизнь самоубийством»[2].

По данным Б. Колк, семьдесят процентов всех заключенных в Калифорнии росли в приемных семьях[3].

Отечественные и зарубежные специалисты считают, что последствия насилия в семье затрагивают личностную сферу, которые остаются на всю жизнь. Некото­рые исследователи пришли к выводу, что последствия психической травмы имеет сценарный аспект и передается через поколения[4].

И. А. Фуманов отмечает характерные симптомы для детей, подвергшихся жест­кому обращению в семье: трудности в установлении доверительных отнош­ений, низкая самооценка, депрессии, склонности к суициду. Физическая травма яв­ляется результатом применения физической силы в отношении ребенка — избие­ния, подзатыльники, лишения вещей. Для жертв физического насилия харак­терны следующие особенности: стыд, страх быть покинутым, депрессии, пережи­ва­ния печали, склонности к аутоагрессии, суицидальному поведению. И. А. Фу­ма­нов подчеркивает, что дети, перенесшие физическое насилие, могут иметь са­дист­ские наклонности, которые выражаются в истязаниях над более слабыми или над животными[5].

Представляет огромный интерес вопрос о том, как происходит формирование личности, склонной к насилию. Мы предполагаем, что личность, склонная к прояв­ле­нию физического насилия, является жертвой последствий жестокого обращения в раннем детстве. Последствия жестокого обращения в раннем детстве оказывают влияние на развитие мозга. Мозговые структуры формируются под действием пе­ре­житого опыта, поэтому травму, полученную в детстве, преодолеть нельзя. Жерт­вы насилия ведут себя одинаково. У них наблюдается депрессивное состояние, на­рушение сна, возбудимость, непредсказуемая агрессивность. Они становятся за­кры­тыми, могут употреблять алкоголь, наркотические вещества. Даже если трав­матические события остались в прошлом, переживания сохраняются на протя­же­нии жизни. При малейшей опасности или ситуации, которая напоминает о пере­житых событиях, следы в мозге активируются и выделяется огромное количество гормонов стресса, что вызывает негативные эмоции и ощущения, которые стиму­ли­руют агрессивное поведение. Жертвы насилия ощущают потерю контроля над собой. Многие специалисты считают, что данное обстоятельство связано с потерей чувства собственного «Я». В связи с этим они становятся повторно жертвами насилия или сами могут стать насильниками[6].

Были получены данные о том, что у жертв насилия выведены из строя струк­туры мозга, отвечающие распознавания самого себя, и восприятие себя[7]. Они пло­хо воспринимают ощущения в своем теле, плохо реагируют на стрессовую ситуа­цию, часто впадают в гнев либо отключаются. Некоторые специалисты счи­тают, что данное обстоятельство связано с развитием привязанности у детей в раннем возрасте. Так, например, Дж. Боулби считает, что здоровая привязанность является важнейшим условием для формирования будущих отношений и взаимодействий с другими людьми[8]. Потребность в привязанности является базовой. При форми­ровании беспорядочной привязанности у детей во взрослом возрасте появляются проблемы с контролем эмоций и поведения, а также непредсказуемой агрессив­нос­тью. Ребенок не понимает кому можно доверять, он не чувствует защищенно­сти в младенчестве, поэтому появляется агрессия или отстраненность.

По мнению Карлен Лайонес-Рут, младенцы, чья эмоциональная связь со свои­ми матерями была сильно нарушена, выросли молодыми людьми с нестабильным чувством собственного «Я», склонностью к саморазрушению (включая чрезмер­ную трату денег, беспорядочные половые связи, злоупотребление спиртным и нар­котиками, агрессивное вождение и обжорство), чрезмерной агрессии и суициду[9].

Выявлено большое количество работ, в которых представлены данные о том, что девочки, ставшие жертвами семейного насилия, во взрослой жизни сталкива­ют­ся с насилием в отношениях, а мальчики могут сами применять агрессивные действия по отношению к своей семье или более слабым людям[10] .

Целью исследования стало выявление склонности к физической агрессии лиц, перенесших жестокое обращение в семье. В эмпирическом исследовании приняли участие 66 человек, которые были поделены на две подгруппы, в первую под­группу вошли подростки, которые не подвергались насилию в семье в возрастной категории 14-15 лет в количестве 35 человек, во вторую подгруппу вошли респон­денты в количестве 31 человека, такого же возраста, которые подвергались физи­че­скому насилию в семье. Мы предположили, что лица, пережившие физическое насилие в семье, имеют склонность к физической агрессии, к подозрительности и к обидчивости. Для оценки травматических переживаний детей была применена методика — полуструктурированное интервью Н. В. Тарабриной. Для оценки уровня проявления агрессии подростков, подвергшихся физическому насилию в семье, использовали опросник агрессивности Басса-Дарки.

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что подростки второй подгруппы, состоящей из респондентов, которые подвергались физическому насилию в семье, (95 %) обладают высоким уровнем агрессивности, у 53 % испытуемых выявлен высокий уровень подозрительности, у 37 % — высокий уровень обидчивости. Высокий уровень косвенной агрессии выявлен у 77 %, а у 53 % — высокий уровень вербальной и физической агрессии.

Анализ взаимосвязей показателей травматических переживаний детей с пока­за­телями агрессивности показал, что подростки, подвергшиеся физическому наси­лию в семье, проявляют склонность к использованию физической силы. Было вы­яв­лено, что, чем больше подростки, подвергшиеся физическому насилию в семье, хотят убежать от травмирующих чувств и переживаний, чем больше они хотят от­городиться от других людей, чем больше они обладают ответственностью за бу­дущее, тем выше проявляют склонность к использованию физической силы.

Физическое насилие в семье определяется как намеренное причинение физи­чес­кого вреда ребенку лицами, которые отвечают за его воспитание (родители, опе­ку­ны, прародители). Дети, перенесшие жестокое обращение имеют психо­логические травмы, которые затрагивают личность и негативно влияют в течении всей жизни. Исследователи выделяют физическое, сексуальное, психологическое насилие. Насилие бывает в семье, в образовательных организациях, уличных дво­рах.

Личность, склонная к проявлению физического насилия, является жертвой по­с­ледствий жестокого обращения в раннем детстве, а также с нездоровой, бес­порядочной эмоциональной привязанностью. Для жертв насилия характерно нару­шение самосознания и самовосприятия, склонность к депрессии, чувство вины, сек­суальные нарушения, непредсказуемый гнев, проблемы межличностного общения. Последствия психической травмы имеет сценарный аспект и передается через поколения. Для подростков, подвергшихся физическому насилию в семье, свойственна повышенная агрессивность со специфическими проявлениями как склонность к физической агрессии, склонность к подозрительности и склонность к обидчивости, склонность к садизму над животными или более слабыми, потере контроля над собой. Следует отметить, что негативное поведение родителей в се­мье, конфликты, алкоголизм, наркомания и т. д. становятся наглядным примером для образа жизни подростка в будущем, эти детерминанты формируют впос­лед­ствии насильственный тип личности преступника, изменить жизненные позиции которого бывает очень сложно, или фактически невозможно.

  1. Мороз Т. С., Агапов В. С., Кучина Т. И. Особенности психологического бла­го­получия личности в ситуации неопределенности // Благополучие и безо­пас­ность в условиях социальных трансформаций: Мат-лы X Международного сим­позиума (09-10 июля 2019 года). — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. С. 106-109.
  2. Лафицкая Н. В., Семенова В. Г. Ретроспективный подход к феномену насилия и жестокого обращения к детям в родительской семье // Фун­даментальные исследо­ва­ния. — 2013. — №  -1. — С. 215-220; // URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31903 (дата обращения: 19.08.2021).
  3. Колк Б. Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть / Бессел ван дер Колк; [перевод с английского И. Чорного]. — М.: Эксмо, 2021. С. 192 (революция в медицине. самые громкие и удивительные открытия).
  4. Лупанова Е. Е. Технология групповой работы с детьми, испытавшими жестокое обращение // Новая наука: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – 2016. – № 2(67). – С. 117-119. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25615086, свободный. Данные соответствуют 10.08.2021.
  5. Фурманов И. А., Купченко И. А. Особенности агрессии подростков, пережи­ваю­щих насилие со стороны сверстников // Журнал Белорусского государст­венного универ­ситета. Философия. Психология = Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology [Электронный ресурс]. — 2017. — № 2. — С. 73-79. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/185167, свободный. Данные соответствуют: 10.08.2021.
  6. Ford J. D., J. D. Elhai, D. F. Connor, B. C. Frueh. Poly-Victimization and Risk of Posttraumatic, Depressive, and Substance Use Disorders and Involvement in Delinquency in a National Sample of Adolescents // Journal of Adolescent Health 46. — 2010. — № 6 (2010). — Р. 545-552.
  7. Колк Б. Указ. раб.
  8. Bowlby J. Attachment. Harmonds worth // Pelican. — 1971.
  9. Family Pathways Project // http://www.challiance.org/academics/ familypathwaysproject.aspx.
  10. Main M. Overview of the Field of Attachment // Journal of Consulting and Clinical Psychology 64. — 1996. — № 2 (1996). — Р. 237-243.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*