Иванов К.И. — доцент Европейского гуманитарного университета, советник по праву стран СНГ адвокатского бюро Foxenlaw, Международный арбитр (г. Вильнюс, Литва), доктор права
Иванов К.И. — Еуропалық-гуманитарлық университетінің доценті, FOXENLAW адвокаттық бюросының ТМД елдерінің құқық жөніндегі кеңесшісі, халықаралық төреші (Вильнюс қ., Литва), құқық докторы
Ivanov K. I. — associate professor of the European humanities university, adviser on the law of the CIS countries of the Foxenlaw Law Firm, International arbitrator (Vilnius, Lithuania), doctor of law
УДК 341.6
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА ОНЛАЙН НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖА
ХАЛЫҚАРАЛЫҚ АРБИТРАЖ МЫСАЛЫНДА ОНЛАЙН СОТ ӨНДІРІСІН ДАМЫТУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL PROCEEDINGS ONLINE ON THE EXAMPLE OF INTERNATIONAL ARBITRATION
Аннотация
К 2020 году в странах СНГ и Балтии международный арбитраж стал наиболее удобным правовым инструментом разрешения споров, и встал вопрос об онлайн-работе таких судов.
В данной статье анализируется — является ли арбитраж эффективным механизмом урегулирования торговых споров для развивающихся стран.
ТҮЙІН
2020 жылға қарай ТМД және Балтық елдерінде Халықаралық арбитраж дауларды шешудің ең ыңғайлы құқықтық құралына айналды және мұндай соттардың онлайн-жұмысы туралы мәселе туындады.
Бұл мақалада арбитраж дамушы елдер үшін сауда дауларын реттеудің тиімді механизмі ретінде талданады.
ANNOTATION
By 2020, in the CIS and Baltic countries, international arbitration has become the most convenient legal instrument for dispute resolution, and the question of online work of such courts has arisen.
This article analyzes whether arbitration is an effective mechanism for resolving trade disputes for developing countries.
Ключевые слова: международный арбитраж, юрисдикция, споры, онлайн-рассмотрение, судебная система, реформы
Түйінді сөздер: халықаралық арбитраж, юрисдикция, даулар, онлайн қарау, сот жүйесі, реформалар
Keywords: international arbitration, jurisdiction, disputes, online review, judicial system, reforms
2020 год принес много нового не только в международное коммерческое право, но и в международный коммерческий арбитраж. В связи с закрытыми границами и медленным возвращением к привычному деловому общению стало очевидно, что судебные споры онлайн надолго станут обычной практикой. Необходимо проанализировать, есть ли в правовых системах четкое определение и применение онлайн споров и какова судьба принимаемых решений. В данной статье анализируется — является ли арбитраж эффективным механизмом урегулирования торговых споров для развивающихся стран.
На протяжении многих лет между государственным судом и международным арбитражем идет ожесточенная конкуренция. Последний, несомненно, выигрывает в возможности упрощенного исполнения решения на основе Нью-Йоркской конвенции.
Во многих странах в государственных судах стали вводиться видео- или онлайн-разбирательства, что также должно было привлечь внимание. Формирование и развитие правовой системы и функционирование рынка напрямую зависят от реформ и новелл, которые получают участники рынка. Несомненно, наиболее сложной сферой реформирования являются вопросы судебного и арбитражного разбирательства.
Россия, как и многие государства, находится в процессе эффективного изменения правового регулирования экономической сферы. Для развития экономики, выхода на зарубежные рынки и привлечения инвестиций необходима сильная судебная система.
Для предпринимателей международный арбитраж — это аналог и удобный способ решения споров иностранного бизнеса на долгие годы. Наличие и функционирование международного арбитража в стране — положительный знак для рынка.
Более того, как показывает статистика, наличие эффективного и конкурентоспособного закона о международном арбитраже и новых инструментов в виде углубленного рассмотрения или дистанционного формата привлекает в этот суд не только местных участников рынка, но и может стать региональным центром для международного арбитража.
Неотъемлемой частью развития экономики является конфиденциальность споров, особенно это важно при формировании рыночных отношений. Международный арбитраж предоставляет такую возможность в развивающихся странах. Более того, в случае двух регионов (страны Балтии и СНГ) важно проанализировать развитие международного арбитража.
Опыт в сфере международных споров, как со странами Запада, так и со странами СНГ, огромен. За 10-12 лет страны Балтии сумели стать привлекательными арбитражными центрами и разработать негосударственный инструмент разрешения споров. По мнению иностранных инвесторов, наличие и отличная практика международного арбитража в странах Балтии были одним из факторов выбора для инвестиций в эти страны. Кроме того, наличие негосударственных судов позволяет избежать затягивания рассмотрения споров в государственных судах.
Страны СНГ находятся на пути реформирования международного арбитража как одного из наиболее эффективных инструментов рыночной экономики. Среди основных выводов можно назвать продвижение институционального арбитража в развивающихся странах, поощрение торговых органов и торговых палат к созданию арбитражных центров частного сектора, поощрение более гибких правил процедуры и использование современных информационных технологий, проясняющие отношения между судебной властью и арбитражем, ускорение назначения арбитров и разрешение отводов к арбитражным решениям.
К 2020 году в странах СНГ и Балтии международный арбитраж стал наиболее удобным правовым инструментом разрешения споров, и встал вопрос об онлайн-работе таких судов.
Необходимо проанализировать — насколько страны были готовы к быстрому техническому обращению для онлайн-рассмотрения. Важный нюанс — это вид рассмотрения. Это может быть лично, письменно или заочно — национальные законы допускают различные варианты. Для письменного или заочного производства проблем не было, за исключением задержки почтовых отправлений. Но обстоятельства непреодолимой силы, проясненные в 2020 году Международной торговой палатой, широко применяются. Иная ситуация с очными встречами. Не во всех странах есть понимание или правовое регулирование онлайн-судопроизводства. В странах Балтии реформы были многоуровневыми. В результате реформы в странах отказались от государственных хозяйственных судов. В Литве они просуществовали несколько лет. Всего 4 года в Литве существовал хозяйственный суд, который должен был быть ликвидирован в 1998 году. Как отмечает профессор В. Некрошюс, на то были веские причины. Прежде всего, это был фактически единственный орган в Литве, уполномоченный рассматривать все коммерческие споры, что могло быть прекрасной предпосылкой для коррупции. Ведение дел по коммерческим спорам после упразднения хозяйственного суда передано в суды общей компетенции.
С 1990 года по 1994 год в Литве действовал временный закон о судебной системе, который не вводил ничего нового, а представлял собой лишь подготовительный этап для принятия нового модернизированного закона.
В 1995 году вступил в силу новый закон о судах. Закон четко и последовательно устанавливает судебную систему. В период с 1994 по 2002 годы активно вносились поправки, что позволило сформировать очень эффективную судебную систему.
Особенностью разграничения полномочий и юрисдикций является точная и очень обоснованная градация для таких судов, как Апелляционный и Апилинковый (районный суд), что позволяет избежать вопросов о юрисдикции. К компетенции Апелляционного суда относится рассмотрение апелляций на решения, вынесенные районными судами первой инстанции.
А в юрисдикцию районного суда входят все гражданские дела, а также он рассматривает отдельные вопросы по гражданским и уголовным делам. Все это позволяет решать вопросы оперативно и квалифицированным специалистом. Апелляции на решения районного суда подаются в Апелляционном суде, что, по сути, является отличным способом вынесения обоснованного судебного решения в рамках другого судебного учреждения.
Наряду с быстрым развитием реформ судебной системы в Литве шла активная модернизация в сфере гражданского судопроизводства. Новое литовское государство реализовало, в основном, принципы активного суда, принцип экономии и концентрации процесса, исключения возможности затягивать процесс.
Одной из основных обязанностей сторон, наряду с обязанностью добросовестно осуществлять свои процессуальные права, является также обязанность прилагать усилия для облегчения процесса.
Для постсоветских республик страны Балтии могут стать образцом реформирования судебной системы. Однако немецкие эксперты напоминают, что в прибалтийских республиках условия для реформ были более благоприятными, чем в странах СНГ.
Судебная реформа в странах Балтии длилась несколько лет. Были изменены полномочия судебной власти и подготовлена новая законодательная база. Первый из действующих в настоящее время конституционных судов в постсоветских республиках был создан в одной из стран Балтии — Литве.
У прибалтийских юристов и общества было желание построить новую судебную систему и правовое государство, которое в целом реализовалось.
В Литве, как и в других странах Балтии, провели основательную реформу судебной сферы в достаточно ответственный период истории государства. Без современной судебной системы невозможно было бы интегрироваться в Европейский Союз.
Членство в ЕС повлияло на материальное право, но после интеграции судебная система Литвы не пострадала. Принципы и нормы Европейского Союза уже заложены в судебной реформе.
Несомненно, реформа судов в Литве будет продолжена, но правовая основа, созданная в первые годы существования правовой системы, позволит Литовской Республике проводить реформы быстро и эффективно.
В других постсоветских странах реформа предприняла аналогичные шаги, но в большинстве стран государственные арбитражные суды остались.
Подготовленная правовая система Литвы имеет основания для ведения онлайн-разбирательств, как письменных, так и онлайн-трансляций встреч с обязательной идентификацией участников.Таким образом, для развивающихся стран одной из наиболее удобных моделей, конечно же, является третейский суд и международный арбитраж. Статистика показала открытие и регистрацию таких судов в последние годы в странах СНГ. Открываются новые арбитражные суды для разрешения споров в режиме онлайн. Законодательство в области международного арбитража стало перенимать опыт западных стран. Заметный процесс начался, когда споры с контрагентами из Алматы или Баку все чаще стали рассматриваться в международных арбитражах этих стран.
Особенность, которая больше всего привлекает частные стороны из разных государств к передаче их спора в арбитражный суд, — это гибкость процедуры. Однако различия между арбитражем и судебным разбирательством не только процедурные, но и касаются существа дел сторон. Это связано с тем, что в сфере международного арбитража право, применимое к существу дела, определяется в соответствии с другими положениями, кроме установленных законом норм коллизионного права. В зависимости от места нахождения арбитражного права весь статут международного частного права может быть отражен в одном положении — «без выбора сторон арбитражный суд применяет нормы права, которые он сочтет уместными». Отсюда следует, что арбитражные суды, в отличие от государственных судов, не связаны коллизионными нормами суда. Более того, существо спора, переданного в арбитраж, может регулироваться не только каким-либо национальным сводом законов (например, Гражданским кодексом Польши), но также негосударственным сводом положений — «нормами права» (например, Принципы международных коммерческих контрактов УНИДРУА), как стороны и суды могут использовать свою автономию при определении права, применимого к спору[1].
Процедуры разрешения споров в арбитраже и международном коммерческом арбитраже должны быть одинаковыми. Поэтому, когда впервые разрабатывали законы об арбитражных судах и о международном коммерческом арбитраже, пытались сделать один закон, но по разным причинам этого не произошло.
Как показывает опыт стран СНГ, в отличие от международной практики, законодатели в этих странах пошли по пути принятия двух разных законов об арбитраже и международном арбитраже. Мы считаем, что в долгосрочной перспективе в Казахстане вполне возможно и целесообразно принять единый закон[2].
Законодательство Казахстана регулирует и разрешает онлайн-собрания как письменных разбирательств, так и обычных претензий. Следует отметить, что такая возможность зафиксирована именно регламентом суда.
Арбитраж в Казахстане, несмотря на все трудности и препятствия, продолжает развиваться и, несомненно, займет достойное место в системе способов защиты прав граждан и юридических лиц.
Пандемия обнажила большую проблему — наличие реальных арбитражных заседаний как в странах СНГ, так и в странах Балтии онлайн-встреч, при этом такие вопросы не всегда юридически фиксируются, что делает такие решения незаконными.
Ключевые слова для развития стран с переходной экономикой — свободная экономика, конкуренция, репутация и независимые суды. Международный коммерческий арбитраж стал основой для защиты интересов как национальных, так и иностранных инвесторов. Необходимо сосредоточиться не только на реформах, но и на обучении международному коммерческому арбитражу в наших странах. Необходимо обновить национальные акты с четким указанием возможности проведения онлайн-встреч в соответствии с регламентом суда. В противном случае в будущем мы рискуем получить большое количество оспариваемых решений и подорвать авторитет международного арбитража.
- Michał König. Non-State Law in International Commercial Arbitration // XXXV Polish Yearbook of international. — 2015. — P. 265-292.
- Сулейменов М. К., Дуйсенова А. Е. Развитие законодательства Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31104908.