Бачурин С. Н. — профессор кафедры «Право» Казахско-Русского Международного Университета (г. Актобе), кандидат юридических наук, ассоциированный профессор (доцент)
Бачурин С.Н. — Қазақ-Орыс Халықаралық университетінің «Құқық» кафедрасының профессоры (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты, қауымдастырылған профессор (доцент)
Bachurin S. N. — professor of the department «Law» of the Kazakh-Russian International University (Aktobe), candidate of law, associate professor (docent)
УДК 343.85
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ТЕОРИЯ И СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА)
ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАРДЫ ЕСКЕРТУ ЖӘНЕ АЛДЫН АЛУ БОЙЫНША ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҚҰҚЫҚ ҚОРҒАУ ОРГАНДАРЫНЫҢ ҚЫЗМЕТІ: ТЕОРИЯ ЖӘНЕ АЩЫ ШЫНДЫҚ (НАҚТЫ ҚЫЛМЫСТЫҚ ІС МЫСАЛЫНДА)
ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON PREVENTION AND PROPHYLAXIS OF CRIMINAL OFFENSES: THEORY AND HARSH REALITY (ON THE EXAMPLE OF A SPECIFIC CRIMINAL CASE)
АННОТАЦИЯ
На примере конкретного уголовного дела, находящегося в производстве в ОВД г. Караганды в июле текущего года, автором раскрывается одна из реальностей осуществляемой работы правоохранительных органов по предупреждению и профилактике уголовных и административных правонарушений. Это, в свою очередь, оказывает влияние на процесс правильного восприятия реальности у подрастающего поколения.
ТҮЙІН
Ағымдағы жылдың шілде айында Қарағанды қаласының ІІБ іс жүргізуіндегі нақты қылмыстық істің мысалында автор құқық қорғау органдарының қылмыстық және әкімшілік құқық бұзушылықтарды ескерту және алдын алу бойынша жүзеге асырылып жатқан жұмыс шындықтарының бірін ашып көрсетеді. Бұл өз кезегінде жас ұрпақтың шындықты дұрыс қабылдай білуіне әсер етеді.
ANNOTATION
Using the example of a specific criminal case under investigation in the IAB of Karaganda in July of this year, the author reveals one of the realities of the ongoing work of law enforcement agencies to prevent and prophylaxis criminal and administrative offenses. This, in turn, influences the process of correct perception of reality in the younger generation.
Ключевые слова: правоохранительные органы, профилактика, предупреждение, уголовные правонарушения, мелкое хулиганство, избегание юридической ответственности, нарушение прав и свобод граждан
Түйінді сөздер: құқық қорғау органдары, алдын алу, ескерту, қылмыстық құқық бұзушылықтар, ұсақ бұзақылық, заңды жауапкершіліктен қашу, азаматтардың құқықтары мен бостандықтарын бұзу.
Keywords: law enforcement agencies, prophylaxis, prevention, criminal offenses, petty hooliganism, avoidance of legal responsibility, violation of citizens’ rights and freedoms
В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года до сведения населения доведено об утверждении Комплексного плана по защите прав человека, закладывающий долгосрочную институциональную основу дальнейшего совершенствования системы защиты прав человека в Казахстане[1].
В связи с чем, все актуальнее становятся вопросы оптимизации деятельности правоохранительных органов по предупреждению и профилактике уголовных правонарушений.
Автор вкратце напомнит, что предупреждение преступности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Не имеет смысла об этом говорить подробно, поскольку учеными давно эта система мер разработана, работает в отдельной взятой стране где-то лучше, где-то хуже.
Во многих документах нашей страны закреплена обязанность государственных органов по предупреждению, профилактике уголовных и административных правонарушений. В том числе и на законодательном уровне.
Например, в Законе «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года за № 591, в пункте 3 статьи 1 дается как само определение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности — это система правовых, педагогических и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с мерами индивидуальной профилактики с несовершеннолетними, родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению или содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение, а также иными лицами, вовлекающими несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий, так и в статье 6 указанного Закона во всех ее трех пунктах перечислены все госорганы, кто входит в эту систему профилактики правонарушений, делая основной акцент на органы внутренних дел[2].
Или, например, в пункте 4 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» также дается понятие профилактики правонарушений — это комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также пункте пятом этой же статьи дается и понятие субъектов, кто наделяется обязанностями по осуществлению профилактики правонарушений[3].
И все было бы замечательно, если бы сами государственные органы могли бы организовать свою работу в правильном направлении, внося свой вклад в общее дело — предупреждение преступности.
Какова же сама реальность осуществляемой работы правоохранительных органов по предупреждению и профилактике уголовных и административных правонарушений? Немного придется огорчить читателя, поскольку на самом деле она действительно суровая. И с этого момента начну приводить свои авторские аргументы по вопросу ее ограниченности, малоэффективности, а где-то и совсем ее отсутствие, по причинам неприкрытого непрофессионализма и апатичности сотрудников правоохранительных органов, включая сотрудников отдельно взятых ОВД и прокуратуры.
В настоящей статье автором предупреждение уголовных правонарушений будет рассмотрено в несколько ином ракурсе, чем принято рассматривать эти вопросы. Но обо всем по порядку.
Начну с того, что в производстве в ОВД г. Караганды в июле текущего года расследовалось уголовное дело по факту вымогательства лицом, страдающим алкоголизмом, в отношении малолетнего потерпевшего[4]. Проведя некачественное досудебное расследование, следователь заволокитил, а в последствии и прекратил в итоге через два месяца данное уголовное дело за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения, по пункту 2 части 1 статьи 35 УПК Республики Казахстан. Законный представитель, первоначально обратившись с заявлением к начальнику ОВД, получил отказ в предоставлении отдельных процессуальных документов по уголовному делу, чем лишь затянул процесс обращения законного представителя для обжалования действий органов расследования в районной прокуратуре. Последовавшее далее обращение законного представителя для отмены постановления о прекращении досудебного расследования в прокуратуру положительных результатов не дало. Прокурор лишь указал, что в отношении гр. Г составлен протокол об административном правонарушении и его ожидает суд по вопросу совершения им мелкого хулиганства.
Постановлением специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Караганды от 4 ноября 2021 года № 3580-21-00-3/10579 производство по делу об административном правонарушении в отношении гр. Г, возбужденному по части 1 статьи 434 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, прекращено в связи с истечением срока давности привлечения его к административной ответственности (Постановление специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Караганды от 4 ноября 2021 года № 3580-21-00-3/10579).
4 ноября 2021 года специализированным межрайонным судом по административным правонарушениям города Караганды вынесено частное постановление № 3580-21-00-3/10579 в адрес начальника Центрального ОП УП города Караганды, в котором указаны существенные нарушения в работе должностных лиц Центрального ОП УП города Караганды, в результате чего гр. Г избежал установленной ответственности, для принятия мер в отношении виновных лиц (частное постановление специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Караганды от 4 ноября 2021 года № 3580-21-00-3/10579).
Указанные явные нарушения и полное игнорирование требований норм уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, а также отсутствие профессионализма со стороны сотрудников Центрального ОП УП г. Караганды стали поводом для обращения законного представителя 4 ноября 2021 года в специализированный следственный суд города Караганды Карагандинской области, поскольку из официального ответа прокурора района имени Казыбек би г. Караганды следовало, что с принятым процессуальным решением Центрального ОП УП г. Караганды о прекращении в отношении гр. Г уголовного дела согласилась, а изучение им лично материалов уголовного дела показало, что процессуальное решение принято обосновано, оснований для его отмены не имеется (жалоба в порядке статьи 106 УПК Республики Казахстан от 4 ноября 2021 года; ходатайство в порядке части 7 статьи 106 УПК Республики Казахстан; ответ районной прокуратуры исх. № 2-08-21-09135 от 22.10.2021 года).
11 ноября 2021 года, по факту обжалования постановления о прекращении досудебного расследования от 14 сентября 2021 года, непосредственно в специализированный следственный суд города Караганды Карагандинской области, до принятия судебного решения по факту наличия жалобы судом, прокурор района имени Казыбек би г. Караганды отменяет утвержденное своим заместителем постановление о прекращении уголовного дела, признав его незаконность и необоснованность, и одновременно признав ошибочность своих ранее сделанных выводов в официальном ответе (Постановление прокурора района имени Казыбек би города Караганды А.Т. Аханова от 11 ноября 2021 года об отмене постановления о прекращении уголовного дела, вынесенное следователем Центрального ОП УП города Караганды Е.Р. Каиргельды; ответ районной прокуратуры исх. № 2-08-21-09135 от 22.10.2021 года).
12 ноября 2021 года специализированный следственный суд города Караганды Карагандинской области оставляет поданную жалобу без рассмотрения, поскольку прокурор района имени Казыбек би А.Т. Аханов отменил днем ранее постановление о прекращении уголовного дела (Постановление от 12 ноября 2021 года № 3595-21-00-2-5м/378).
30 ноября 2021 года по информационной системе 1414 на телефон законного представителя приходит СМС-уведомление, что по уголовному делу № 213511031001298 принято решение о прерывании срока досудебного расследования по пункту 1 части 7 статьи 45 УПК Республики Казахстан (не установления лица, совершившего уголовное правонарушение), согласованное с прокурором отдела уголовного преследования прокуратуры района имени Казыбек би города Караганды г. А.
Таким образом, не произведя ни одного следственного действия после отмены прокурором района имени Казыбек би города Караганды А.Т. Ахановым, игнорируя в полном объеме данные им указания, а также грубо нарушая нормы уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан по своему незнанию, продолжая извращать первоначальный смысл содержания уголовно-процессуальных норм, совершая умышленные действия, влекущие избегание любого вида юридической ответственности гр. Г, дискредитирующие звание полицейских и прокурорских сотрудников, в очередной раз вынесено незаконное постановление, теперь уже о прерывании сроков досудебного расследования, которое согласовано прокуратурой района имени Казыбек би города Караганды.
Существенно, что в данном уголовном деле на всем протяжении времени после вынесения постановления о прекращении уголовного дела, его отмены, последовавшего прерывания сроков досудебного расследования не имелось представления по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона в порядке статьи 200 УПК РК. Хотя официальные ответы, даваемые руководством ОВД законному представителю, указывали на его наличие.
Таким образом, мало того, что следственный аппарат ОВД сработал на неудовлетворительно, так и прокурорские работники, неудосуживая себя качественным изучением уголовного дела, допустили нарушение прав и свобод не просто гражданина, а малолетнего гражданина Республики Казахстан.
О каком предупреждении уголовных правонарушений можно вести речь в действиях указанных правоохранительных органов? Можно было бы сказать о наличии примитивного уровня, но анализ рассмотренного уголовного дела показывает, что даже и такого уровня ни ОВД, ни прокуратура не имеют.
Все их действия, сообща, в целом, привели:
- к отмене постановления о прекращении уголовного дела;
- вынесению судом частного постановления в адрес руководства ОВД;
- нарушению прав и свобод малолетнего гражданина Республики Казахстан.
Маскируя свои непрофессиональные действия, в первую очередь ОВД подрывает у подрастающего поколения процесс правильного восприятия реальности. Вот это самое страшное, поскольку несовершеннолетние начинают искаженно воспринимать конкретные действия взрослых, видя их безнаказанность за совершенные уголовные правонарушения и флегматичность сотрудников ОВД, проявляющих неспособность расследовать даже очевидные уголовные правонарушения, с «лицом».
Сказанное позволяет мне заключить, что недостаточно заниматься предупреждением уголовных правонарушений только среди несовершеннолетних, нужна еще и законная работа самих государственных органов, чтобы их действия не вели к росту преступности среди несовершеннолетних. Вот в чем собственно выражается не привычный подход автора статьи на вопрос о предупреждении уголовных правонарушений правоохранительными органами.
Я не говорю уже о том, что профилактики собственно вообще нет. Каким образом профилактировать то же самое вымогательство в школах, колледжах, ВУЗах, если сотрудники указанных ОВД и прокуратуры «пилят сук», на котором же сами и сидят. Не могут доказать виновность хронического алкоголика, не могут составить в предусмотренные Законом сроки протокол об административном правонарушении, не знают сроки составления протокола после прекращения уголовного дела.
Может быть поэтому, чтобы себя минимально защитить от преступных действий, несовершеннолетние, например, такого красивого города как Актобе очень часто привлекаются к ответственности за хранение холодного оружия? Я не верю, что молодежь плохая. Я верю в то, что несовершеннолетних некому защитить, себя они защищают, как могут в силу своего возраста, и не всегда законно.
Пусть об этом задумается молодое поколение сотрудников ОВД, которым предстоит защищать права всех граждан Республики Казахстан, и будет мотивировать их качественно изучать действующее законодательство Республики Казахстан, чтобы своими действиями лишь подтверждать свой высокий профессионализм и чистоту помыслов.
К сожалению, по последним подтвержденным фактам, как раз-таки отсутствие качественных знаний моральных качеств активно замещается нечистоплотностью сотрудников ОВД, прокуратуры, других государственных органов и приводят к совершению как раз ими самими таких опасных уголовных правонарушений, как дача и получение взятки.
Так, говоря о статистических данных, в 2015 году факты по статье «Дача взятки» составляли всего 10 % от всех зарегистрированных преступлений, а в 2021 году показатель составляет уже треть[5]. Печально, но видимо пришло время, когда нужно «профилактировать» самих сотрудников государственных органов в таком объеме.
В заключении отмечу, в связи с продолжающимися фактами манипуляций нормами законодательства со стороны указанных ОВД и прокуратуры г. Караганды, выражающиеся в том, что уголовное дело 30 ноября 2021 года из разряда «раскрытых» перешло в разряд «не раскрытых», и опять же с согласия прокуратуры, законный представитель вынужден добиваться во-первых, справедливости по уголовному делу, во-вторых, справедливого наказания для должностных лиц ОВД и прокуратуры, действия которых уже были признаны незаконными и необоснованными, обратившись непосредственно в Администрацию Президента Республики Казахстан, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел.
Своими действиями сотрудники ОВД и прокуратуры дискредитируют политику Президента нашей страны, мешают эффективной реализации процесса построения трехзвенной модели судебной и правоохранительной систем. Этого нельзя допустить. Уверен, квалифицированные действия вышестоящих правоохранительных органов не допустят такого беспредела, а виновные понесут соразмерное наказание.
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048.
- См. подробнее: Закон «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года за № 591// https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000591_.
- См. подробнее: Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений»// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30657323&doc_id2=30657323#pos=3;-98&pos2=51;-80.
- Уголовное дело № 213511031001298 (часть первая статья 194 УК РК) // Текущее делопроизводство Центрального ОП УП г. Караганды.
- Преступные схемы стали более изощренными — глава Антикора // https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/prestupnyie-shemyi-stali-bolee-izoschrennyimi-glava-antikora-456148/.