Галым Ф. Г. — доцент кафедры «Право» Казахско-Русского Международного университета, кандидат юридических наук
Галым Ф.Г. — Қазақ-Орыс Халықаралық университетінің «Құқық» кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты
Galym F. G. — associate professor of the «Law» department of the Kazakh-Russian International University, Candidate of Legal Sciences
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ
ҚОҒАМДЫҚ ҰЙЫМДАРДЫҢ ҚЫЛМЫСТЫЛЫҚТЫҢ АЛДЫН АЛУДАҒЫ РӨЛІ
THE ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN CRIME PREVENTION
АННОТАЦИЯ
В настоящей научной статье рассматриваются отдельные вопросы реализации поручений Главы государства, вытекающих из Послания народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны», в части повышения роли неправительственных организаций, профилактики правонарушений и построения «слышащего государства». Приведены положительные примеры проведения независимых криминологических исследований на территории Актюбинской области.
ТҮЙІН
Осы ғылыми мақалада Мемлекет басшысының 2021 жылғы 1 қыркүйектегі «Халық бірлігі және жүйелі реформалар — елдің өркендеуінің берік негізі» атты Қазақстан халқына Жолдауынан туындайтын, үкіметтік емес ұйымдардың рөлін арттыру, құқық бұзушылықтардың алдын алу және «халық үніне құлақ асатын мемлекет» құру бөлігіндегі тапсырмаларын іске асырудың жекелеген мәселелері қарастырылады. Ақтөбе облысының аумағында тәуелсіз криминологиялық зерттеулер жүргізудің оң жақтарын көрсететін мысалдар келтірілген.
ANNOTATION
This scientific article deals with certain issues of implementing the instructions of the Head of State arising from the Address to the people of Kazakhstan dated September 1, 2021 «Unity of the people and systemic reforms — a solid foundation for the country’s prosperity», in terms of increasing the role of non-governmental organizations, crime prevention and building a «hearing state». Positive examples of conducting independent criminological research in the territory of the Aktobe region are given.
Ключевые слова: Актюбинская область, Каргалинский район, акимат, полиция, криминологическое исследование, общественные организации, профилактика уголовных правонарушений, общество, прокуратура, преступность.
Түйінді сөздер: Ақтөбе облысы, Қарғалы ауданы, әкімдік, полиция, криминологиялық зерттеу, қоғамдық ұйымдар, қылмыстық құқық бұзушылықтардың алдын алу, қоғам, прокуратура, қылмыстылық.
Keywords: Aktobe region, Kargaly district, akimat, police, criminological research, public organizations, prevention of criminal offenses, society, prosecutor’s office, crime.
Общеизвестно, что уровень преступности в Казахстане на сегодняшний день оказывает весьма негативное влияние на все сферы жизни и деятельности человека, общества, и государства в целом. Преступность отрицательно воздействует не только на социально-экономические процессы, проходящие в стране или в отдельно взятом регионе. Отрицательное влияние оказывается также и на нравственно-психологический климат среди населения. Это и отсутствие уверенности в собственной безопасности, и страх за детей, переживания за сохранность имущества, соответственно, и низкий уровень доверия к правоохранительным и местным исполнительным органам, и т. д. Кроме того, не следует забывать о том, что социальные негативные последствия преступности могут проявляться и в создании благоприятных условий для дальнейшего ее роста и приумножения. Например, преступления в сфере семейно-бытовых отношений оказывают разрушающее влияние на психику и нравственность несовершеннолетних, проживающих «под одной крышей» с бытовым насильником, в свою очередь, подростковая преступность, в большинстве случаев, перерастает со временем в рецидивную.
В этой связи руководством страны взяты на особый контроль вопросы реализации принципа «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям, а также профилактики преступности, в т. ч. подростковой и бытовой. 1 сентября 2021 года в своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отметил, что всегда выделяет отдельным блоком вопросы обеспечения защиты прав человека. Так, происходят серьезные изменения в правоохранительной системе. Например, «с 1 июля 2021 года функционирует административная юстиция. Внедряются современные форматы деятельности судов, сокращаются излишние судебные процедуры. На законодательном уровне обеспечена трактовка всех противоречий и неясностей законодательства в пользу граждан и бизнеса. С внедрением трехзвенной модели усилилась защита участников уголовного процесса. С начала текущего года предотвращено необоснованное вовлечение в уголовную орбиту более двух тысяч граждан. Органы внутренних дел освобождены от ряда непрофильных функций. Повышен статус участковых инспекторов — они наделены дополнительными полномочиями в сфере профилактики правонарушений. В ряде регионов в пилотном режиме запущена сервисная модель полиции». Вместе с тем, Президент указал, что «нельзя упускать из вида практические вопросы борьбы с преступностью. Справедливое возмущение граждан вызывает рост мошенничеств. Генеральной прокуратуре предстоит разработать комплекс мер по противодействию мошенничествам и финансовым пирамидам. На особом контроле должно быть предотвращение и пресечение сексуальных преступлений против детей, особенно оставшихся без попечения родителей. Страшную угрозу благополучию будущих поколений представляет распространение наркотиков, в том числе синтетических. Правоохранительным органам поручается поставить мощный заслон на пути распространения этой заразы среди наших граждан, особенно среди молодежи»[1].
Вместе с тем, говоря о профилактике преступности следует отметить, что она заключается не только лишь в профилактической деятельности правоохранительных органов, как считает большинство. Профилактика преступности заключается прежде всего в слаженной комплексной и совместной работе всех государственных органов, учреждений, общественных организаций, отдельных граждан, и др., целью которой является выявление и противодействие негативным процессам детерминации преступности. Каждый житель страны может и должен вносить свою посильную лепту в общее дело предупреждения преступности. Именно поэтому Глава государства определил необходимость создания «слышащего государства», где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними[2].
И особая роль в этом отведена местным исполнительным органам. «Именно акиматы призваны взаимодействовать с гражданами и оперативно решать их проблемы. Однако зачастую этого не происходит. […] Акимы разных уровней не всегда способны на сильные самостоятельные шаги, работают с оглядкой на Центр. Во многом это связано с тем, что нынешний уровень подотчетности акимов перед гражданами недостаточен. Оценка их деятельности практически не зависит от мнения самих жителей регионов. Поэтому требуется оптимизировать механизм оценки работы акимов всех уровней. Важным моментом должны стать независимые социологические опросы. Они дают объективную картину реального отношения населения к качеству работы органов власти. Через опросы голоса граждан слышны напрямую, а не посредством формальных отчетов»[3].
Реализация принципа «слышащего государства» позволила активизировать деятельность неправительственных организаций, создавая для решения социальных проблем населения различные диалоговые площадки. Только в Актюбинской области зарегистрировано около ста НПО[4], большинство из которых функционирует в сфере защиты прав граждан, в т. ч. и от преступных посягательств. Не остаются в стороне и юридические факультеты высших учебных заведений. Так, на базе Казахско-Русского международного университета с 2020 года проводится работа по проекту «Пути повышения эффективности профилактики подростковой преступности в деятельности ювенальной полиции и школьных психологов».
Особенно хотелось выделить результативную деятельность в данном направлении Центра научных и специальных исследований, в команду которого вошли отечественные ученые, юристы-практики, психологи. Так, с 2020 года Центром научных и специальных исследований, в тесном сотрудничестве с Аппаратом Акима Актюбинской области и областной прокуратурой, успешно реализуется проект «Криминологический анализ преступности в Актюбинской области», в рамках которого проводится независимое исследование учетно-регистрационной дисциплины, профилактической деятельности, следственной практики за период с 2010 года по настоящее время. При этом разбирается каждый факт приостановления производства по уголовному делу и прерывания срока расследования, прекращения либо отказа в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, и т. д., проводится тщательный анализ возмещаемости причиненного ущерба по каждому уголовному правонарушению отдельно, анализируется общественное мнение, причины и условия совершения уголовных правонарушений, их динамика и последствия. На сегодняшний день исследование проведено в Мартукском (2020 г.) и Каргалинском (2021 г.) районах Актюбинской области.
Так, например, общая картина состояния преступности в Каргалинском районе иллюстрируется следующими статистическими данными[5]. Всего за период с 2010 г. по 2020 г. по Каргалинскому району зарегистрировано 2386 уголовных правонарушений, из них преступлений — 2179, уголовных проступков — 207. По категориям преступлений в указанном периоде зарегистрировано особо тяжких — 12, тяжких — 109, средней тяжести — 1635 и небольшой тяжести — 432 преступления. Более детально можно рассмотреть ниже в таблице.
Таблица 1
Сведения о зарегистрированных уголовных правонарушениях
№ | Наименование | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Всего зарегистрировано, из них: | 118 | 192 | 279 | 351 | 299 | 330 | 237 | 202 | 162 | 127 | 89 |
2 | Преступлений | 118 | 192 | 279 | 351 | 299 | 281 | 199 | 161 | 133 | 101 | 65 |
3 | Проступков | — | — | — | — | — | 49 | 38 | 41 | 29 | 26 | 24 |
4 | Особо тяжкие | 3 | 1 | 1 | — | 3 | — | — | — | 1 | 3 | — |
5 | Тяжкие | 8 | 9 | 10 | 8 | 13 | 16 | 11 | 6 | 15 | 4 | 9 |
6 | Средней тяжести | 96 | 156 | 216 | 272 | 202 | 219 | 152 | 123 | 90 | 71 | 38 |
7 | Небольшой тяжести | 20 | 26 | 52 | 71 | 81 | 46 | 36 | 32 | 27 | 23 | 18 |
Если рассматривать вопросы учетно-регистрационной дисциплины, то за период с 2015 года по 2020 год в Книге учета информации по Каргалинскому району в целом зарегистрировано 5965 сообщений об уголовных правонарушениях, из них: зарегистрировано в ЕРДР — 1770 или 29,7 %; приобщено к КУИ — 413 или 6,9 %; приобщено к ЕРДР — 490 или 8,2 %; передано по территориальности, подведомственности — 306 или 5,1 %; оставлено без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле (наряд) — 1887 или 31,6 %; направлено в уполномоченный орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности — 6 или 0,1 %; направлено в уполномоченный орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о привлечении виновного лица к административной ответственности — 924 или 15,5 %; направлено в уполномоченный государственный орган или должностному лицу в соответствии с ч. 5 ст. 181 УПК РК — 28 или 0,4 %; направлено в суд для рассмотрения в частном порядке — 141 или 2,3 %. Вместе с тем, следует отметить, что в отделе полиции и прокуратуре Каргалинского района, к сожалению, не ведется специализированный анализ и учет сообщений об уголовных правонарушениях, регистрируемых в Книгу учета информации. Так, например, несмотря на неоднократные письменные и устные запросы, направляемые в районные прокуратуру и отдел полиции в рамках проекта, интересующие сведения по учетно-регистрационной дисциплине представлены не были.
Особую обеспокоенность вызывают факты оставления зарегистрированных в КУИ Каргалинского района сообщений об уголовных правонарушениях без рассмотрения и хранения их в номенклатурном деле, т. е. списания в наряд. Так, в 2015 г. оставлено без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле (наряд) — 315 или 22,8 %; в 2016 г. — 377 или 32,5 %; в 2017 г. — 296 или 33,5 %; в 2018 г. — 265 или 29,5 %; в 2019 г. — 336 или 35,3 %; и в 2020 г. оставлено без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле 298 сообщений или 43,2 %. Всего за указанный период из 5965 сообщений об уголовных правонарушениях, зарегистрированных в Книге учета информации по Каргалинскому району оставлено без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле 1887 сообщений или 31,6 % от общего числа регистрации. На основании чего, складывается мнение, что довольно высокий уровень оставленных без рассмотрения заявлений и сообщений может свидетельствовать о фактах укрытия сотрудниками правоохранительных органов уголовных правонарушений. В этом аспекте правоохранительные органы района, учитывая вышеизложенное, должны выработать комплекс мер по устранению имеющихся недостатков в учетно-регистрационной дисциплине, а также возможных причин и условий, способствующих допущению подобных фактов.
Проведенный в рамках проекта анализ показал, что в число наиболее часто совершаемых уголовных правонарушений, кроме краж, входят также — хулиганство, мошенничество, транспортные уголовные правонарушения, а также умышленное незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Республики Казахстан и уголовные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, и их аналогами. Тем не менее, тайное хищение чужого имущества является основным видом уголовных правонарушений, регистрируемых Каргалинском районе. Например, за период 2010-2014 гг. было зарегистрировано 758 краж. При этом 337 (44,4 %) уголовных дела о краже были окончены в отчетном периоде, из них: 179 или 53,1 % было направлено в суд; 158 уголовных дела или 46,9 % прекращено по не реабилитирующим основаниям. 23 уголовных дел (3 %) прекращено со снятием с учета в связи с отсутствием события и состава преступления. Доля приостановленных уголовных дел о кражах составляет 50 % или 379, из них: 378 (99,7 %) — в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; 1 (0,3 %) — за розыском обвиняемого. По 59 кражам (7,8 %) отказано в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям. В целом, из 758 краж: совершено краж, находящегося в личной собственности — 629 или 83 %; по видам: 16,1 % (122) из квартир; 11,5 % (87) из складов, баз, магазинов; 5,5 % (42) кражи транспортных средств; 1,6 % (12) краж из салона автотранспорта; 3,6 % (27) краж компьютерной и электронной техники; 13,4 % (102) краж сотовых телефонов; 0,6 % (5) краж из дачных участков; 18,2 % (138, из них 116 находящего в личной собственности) кражи скота; 1,7 % (13) краж цветных металлов; 27,8 % (210) иных. За период с 2015 год по 2020 год из 661 находящихся в производстве уголовных дел о кражах, 226 уголовных дела окончены производством (доля от находящихся в производстве составляет 34,2 %), и только 70 уголовных дела было направлено в суд или 31 %. За весь указанный период времени 156 уголовных дел прекращено по не реабилитирующим основаниям (п. п. 3, 4, 9-12 ч. 1 ст. 35 и ст. 36 УПК РК) и 104 — по реабилитирующим основаниям (п. п. 1, 2, 5-8 ч. 1 ст. 35 УПК РК). По 410 уголовным делам или 62 % прерваны сроки досудебного расследования, из них 409 — в связи с не установлением лица, совершившего уголовное правонарушение (п. 1 ч. 7 ст. 45 УПК РК) и 1 — в связи с розыском (п. 3 ч. 7 ст. 45 УПК РК). В отношении распределения долей по видам краж статистикой не зарегистрированы данные за период 2015 и 2016 гг. Тем не менее, в целом, из 597 краж: совершено краж имущества, находящегося в личной собственности — 208 или 34,8 % от общего числа совершенных краж; по видам: 7 % (42) из квартир; 0,3 % (2) карманные; 2,8 % (17) краж транспортных средств; 6 % (36) краж скота; 2,8 % (17) краж цветных металлов; 7,4 % (44) краж сотовых телефонов; 73,7 % (439) иных. При этом обеспокоенность также вызывают и вопросы возмещаемости установленных сумм причиненного материального ущерба, нанесенного физическим лицам в результате тайного хищения чужого имущества, так, по уголовным делам о кражах доля изъятой и добровольно погашенной суммы колеблется от 60,5 % до 73,4 %, а значит получается, что за период 2010-2020 гг. гражданам от данных видов преступлений, безусловно, был нанесен значительный ущерб и права их, к сожалению, не восстановлены в полном объеме. В целом, по итогам проекта, совместно с Аппаратом Акима Актюбинской области и областной прокуратурой разработаны рекомендации и комплекс мер по повышению эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов Каргалинского района. При этом, акимату района поручено обеспечить качественную реализацию всех предложенных рекомендаций[6].
Таким образом, на примере деятельности Центра научных и специальных исследований можно с полной уверенностью утверждать, что в Актюбинской области главные принципы «слышащего государства» — работа госаппарата в интересах граждан, а также постоянный диалог власти и общества — успешно претворяются в жизнь. А значит, роль общественных и других организаций в профилактике преступности в нашем регионе будет только расти.
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны», Акорда, г. Нур-Султан, 1 сентября 2021 г. // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения 21.09.2021 г.).
- Нуршаихова Ж. Концепция «Слышащее государство»: от слов к действию// https://strategy2050.kz/ru/news/kontseptsiya-slyshashchee-gosudarstvo-ot-slov-k-deystviyu/ (дата обращения 26.09.2021 г.).
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», Акорда, г. Нур-Султан, 1 сентября 2021 г. // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения 26.09.2021 г.).
- Сайт Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. Реестр НПО по регионам // https://ecogosfond.kz/orhusskaja-konvencija/tekst-konvencii/nepravitelstvennye-organizacii-kazahstana/ (дата обращения 27.09.2021 г.).
- Материалы по проекту «Криминологический анализ преступности в Каргалинском районе с разработкой комплекса профилактических мер».
- В Актюбинской области усилена профилактика правонарушений // https://www.gov.kz/memleket/entities/aktobe/press/news/details/255563?lang=ru (дата обращения 27.09.2021 г.).