admin 30.01.2025

МРНТИ 14.15.00

УДК 378.635.016:811.161.1’221.24

Нестерова Валерия Евгеньевна — доцент кафедры иностранных языков Уральского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (Российская Федерация, г. Екатеринбург)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА»

Аннотация. В статье поднимается вопрос об эффективности применения тех­но­логии проблемного обучения и его элементов на практических занятиях по дис­циплине «Основы русского жестового языка» в образовательных организациях сис­темы МВД России. Целью статьи является описание методики преподавания русского жестового языка (РЖЯ) с учетом принципов технологии проблемного обу­чения. Автором рассматриваются трудности в процессе обучения жестовому языку, основные принципы организации образовательного процесса с учетом прин­ципов проблемного обучения, а также приводятся примеры проблемных си­туаций и заданий. В результате исследования делаются выводы о том, что прак­ти­ческие задания по русскому жестовому языку должны способствовать формиро­ванию и развитию умений и навыков обучающихся передавать и обрабатывать ак­туальную информацию, касающуюся правоохранительной деятельности, а также отражать важные аспекты профессионального взаимодействия сотрудников поли­ции с глухими/слабослышащими людьми.

Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, русский жестовый язык, технология проблемного обучения, ситуационная задача, профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, слабослышащие.

Нестерова Валерия Евгеньевна — Ресей ІІМ Орал заң институтының шет тілдері кафедрасының доценті, филология ғылымдарының кандидаты (Ресей Федерациясы, Екатеринбург қ.)

ПРОБЛЕМАЛЫҚ ОҚЫТУ «ОРЫС ЖЕСТАУ ТІЛІНІҢ НЕГІЗДЕРІ» ПӘНІ БОЙЫНША ПОЛИЦИЯ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ КӘСІБИ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН ҚАЛЫПТАСТЫРУДЫҢ ТИІМДІ ТЕХНОЛОГИЯСЫ РЕТІНДЕ

Түйін. Мақалада Ресей ІІМ жүйесінің білім беру ұйымдарында «Орыс жестау тілінің негіздері» дисциплин бойынша практикалық сабақтарда проблемалық оқы­ту технологиясын және оның элементтерін қолданудың тиімділігі туралы мәселе көтеріледі. Мақаланың мақсаты — проблемалық оқыту технологиясының прин­цип­терін ескере отырып, орыс жестау тілін (ОЖТ) оқыту әдістемесін сипаттау. Автор жестау тілін оқыту процесіндегі қиындықтарды, проблемалық оқыту прин­циптерін ескере отырып, білім беру процесін ұйымдастырудың негізгі принцип­терін қарастырады, сонымен қатар проблемалық жағдайлар мен тапсырмалардың мысалдарын келтіреді. Зерттеу нәтижесінде орыс жестау тілі бойынша прак­ти­калық тапсырмалар білім алушылардың құқық қорғау қызметіне қатысты өзекті ақ­паратты беру және өңдеу дағдыларын қалыптастыруға және дамытуға ықпал етуі, сондай-ақ полиция қызметкерлерінің саңырау / нашар еститін адамдармен кә­сі­би өзара іс-қимылының маңызды аспектілерін көрсетуі тиіс деген қорытындылар жасалады.

Түйінді сөздер: полиция, құқық қорғау органдары, орыс жестау тілі, проб­ле­малық оқыту технологиясы, ситуациялық міндет, кәсіби құзыреттілік, коммуни­ка­тивтік құзыреттілік, нашар еститіндер.

Nesterova Valeria Evgen’evna — associate professor of the department of foreign languages of the Ural law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of philological sciences (Yekaterinburg, Russian Federation)

PROBLEM-BASED LEARNING AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF POLICE OFFICERS IN THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE»

Аnnotation. This article raises the issue of the effectiveness of applying problem-based learning technology and its elements in practical classes on the discipline «Fundamentals of Russian sign language» in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia. The purpose of the article is to describe the methodology of teaching Russian sign language (RSL) with consideration of the principles of problem-based learning. The author examines the difficulties in the process of learning sign language, the main principles for organizing the educational process based on problem-based learning and provides examples of problem situations and assignments. The research concludes that practical tasks on Russian sign language should contribute to the development of skills and competencies in conveying and processing current information related to law enforcement activities, as well as reflect important aspects of professional interaction between police officers and deaf/hard of hearing individuals.

Keywords: police, law enforcement agencies, Russian sign language, problem-based learning technology, situational task, professional competence, communicative competence, hard of hearing.

 

Введение. Требования общественности, предъявляемые к сотрудникам право­ох­ранительных органов, охватывают разнообразный спектр задач, которые обязы­вают полицейских постоянно повышать уровень как профессиональных умений и навыков, так и коммуникативных, позволяющих выстраивать эффективное взаи­мо­действие со всеми социальными группами, включая лиц с различными физичес­кими и умственными патологиями. Одной из таких категорий граждан являются люди с нарушениями слуховой и/или речевой функции. По мнению исследова­телей, к 2025 году число слабослышащих в России увеличится на 16,8 % и дос­тиг­нет 19,5 миллионов человек[1]. Именно поэтому обучение сотрудников полиции РЖЯ является актуальной задачей и неотъемлемой частью образовательного про­цесса в образовательных организациях системы МВД России.

К ключевым профессиональным компетенциям обучающихся, формируемым в процессе изучения РЖЯ, относятся: развитие коммуникативных навыков и уме­ний посредством жестовой и дактильной речи; сенсибилизация к потребностям, эмоциональному и физическому состоянию людей, имеющих нарушения слуха; преодоление коммуникационного барьера в общении с различными социальными группами[2].

Однако существует ряд проблем, с которыми курсанты и слушатели сталкива­ют­ся в процессе изучения дисциплины «Основы жестового языка» (ОРЖЯ): 1) большой объем информации, который необходимо усвоить обучающимся за огра­ниченные часы, отведенные на дисциплину; 2) отсутствие базовых знаний в облас­ти коммуникации с людьми, имеющими патологии слуха; 3) отсутствие условий для практического применение полученных знаний, умений и навыков. Для пре­одоления обозначенных трудностей на практических занятиях по РЖЯ необхо­ди­мо интегрировать в традиционную методику преподавания технологию проблем­но­го обучения, способствующую оптимизации образовательного процесса и сис­те­матизации усвоенного материала, а также позволяющую максимально прибли­зить занятия к ситуациям реального общения[3]. Этим объясняется актуальность настоящей статьи.

Материалы и методы. Цель статьи — описать методику преподавания РЖЯ с учетом принципов технологии проблемного обучения. Для достижения постав­лен­ной цели автором решаются следующие задачи:

  • изучить теоретические основы технологии проблемного обучения и его преимущества в рамках преподавания дисциплины «ОРЖЯ»;
  • рассмотреть ключевые характеристики проблемных ситуаций;
  • разработать методику преподавания дисциплины «ОРЖЯ» с применением технологии проблемного обучения.

Результаты и обсуждение. Технология проблемного обучения является ин­но­ва­ционным подходом к формированию и развитию профессиональных компе­тен­ций обучающихся, которая позволяет создать условия для самостоятельного поиска решений разнообразных ситуационных (проблемных) задач[4]. В рамках дис­циплины «ОРЖЯ» неоспоримым преимуществом проблемного обучения является моделирование реальных ситуаций, в которых сотрудникам полиции предстоит выс­траивать коммуникацию с глухими или слабослышащими гражданами с помо­щью дактильной, калькирующей и жестовой речи.

Любая проблемная ситуация представляет собой комплексное явление, харак­те­ри­зующееся «состоянием затруднения, вызванного нехваткой ранее усвоенных обучающимися знаний и способов умственной и/или практической деятельности для решения возникшей задачи»[5] и включающее предметно-содержательный, мо­ти­вационный и личностный аспекты[6]. К подобным ситуациям можно отнести получение и передачу информации, установление контакта, разрешение конф­ликт­ных ситуаций и прочее. Рассмотрим примеры проблемных задач и сценариев, поз­во­ляющих обучающимся отрабатывать навыки владения РЖЯ и повышать уровень своих коммуникативной и профессиональной компетенций.

Ситуационный анализ. Группа делится на две части: первая — полицейские, вторая — глухие люди. Сотрудники полиции должны организовать наблюдение за поведением и особенностями коммуникации глухих граждан и определить, есть ли среди них подозрительные, конфликтные, в состоянии алкогольного или нарко­ти­ческого опьянения личности. После обсуждения вариантов сотрудники полиции, применяя соответствующие профессиональные навыки, предпринимают действия для предотвращения возможных правонарушений / преступлений.

Монологическое высказывание на РЖЯ по заданным ситуациям:

  1. Объясните группе молодых людей, имеющих нарушения слуха, что запре­щено курить и распивать алкогольные напитки в общественном месте и какие мо­гут быть для них последствия.
  2. Объясните слабослышащему водителю, что он нарушил правила дорожного движения (за­ехал за стоп-линию). Попросите его предъявить водительское удос­то­верение. Выпишите штраф.
  3. Проведите профилактическую беседу в школе-интернате для глухих и сла­бо­слышащих детей на тему мошенничество. Расскажите, какие виды мошенни­че­ства существуют и как следует действовать, чтобы избежать последствий.
  4. Гражданин с нарушением слуха активно жестикулирует руками и ведет себя агрессивно по отношению к продавцу магазина. Скопившаяся очередь начинает волноваться и пытается вмешаться в происходящее. Разъясните дебоширу его права и обязанности, а также последствия.

Диалогическое высказывание. Курсанты работают в парах. Каждой паре дос­тается текст, который им необходимо переработать в диалог, где одним уча­ст­ни­ком является сотрудник полиции, а вторым — глухой гражданин. Пример тек­с­та:

Конфликт произошел в маникюрном салоне Nails 15 августа 2024 г. в 19.00. Клиентке Е. Мягковой не понравилось качество оказанных ей услуг мастером ма­ни­кюра В. Беловой. Е. Мягкова заявила, что работу оплачивать не будет. По сло­вам коллеги В. Беловой, маникюр был выполнен качественно, в полном объеме и без травм. Клиентке предложили снять маникюр, либо оплатить материалы, на что Е. Мягкова схватила руку мастера и укусила ее до крови, а затем начала избивать ее руками и ногами. Сотрудники салона вызвали полицию, В. Белову увезли в боль­ницу. Клиентку Мягкову забрал муж до приезда наряда. Сейчас по этому фак­ту проводится проверка.

Ментальная карта. Работа с ментальной картой позволяет визуализировать информацию с целью максимально эффективного запоминания, наиболее полного воспроизведения и обобщения лексико-грамматического материала по РЖЯ, выступающего основой для организации высказывания по теме занятия.

Задание: Составьте историю по картинке и посредством РЖЯ расскажите ее своим одногруппникам. История должна включать следующие аспекты: время, место, участники преступления, действия полиции, название статьи за содеянное, вердикт судьи.

Заключение. Таким образом, ключевые проблемы и трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе изучения дисциплины «ОРЖЯ», требуют при­менения комплексного подхода, реализуемого в рамках технологии проб­лем­ного обучения, что является важным шагом на пути к повышению качества и эф­фек­тивности работы правоохранительных органов в сфере взаимодействия с ли­цами, имеющими различные нарушения слуха. Активное применение знаний и уме­ний владения РЖЯ на практике способствует развитию профессиональных, коммуникативных и кооперативных навыки. В свою очередь, все это будет спо­собствовать созданию более безопасной и инклюзивной среды для обозначенной категории граждан.

Решение проблемных сценариев в ходе практических занятий предоставляет воз­можность курсантам и слушателям приобрести навыки практического приме­не­ния жестового языка с целью активного взаимодействия с глухими / слабослы­ша­щими гражданами, понимания и учета их нужд, потребностей, а также инди­ви­ду­альных особенностей, эффективного реагирования на экстренные ситуации, входящие в обязанности правоохранительных органов по обеспечению закона и порядка.

 

Список литературы

  1. Исследователи посчитали, сколько слабовидящих и слабослышащих людей будет в России к 2025 году // https://asi.org.ru/news/2022/11/28/issledovateli-poschitali-skolko-slabovidyashhih-i-slaboslyshashhih-lyudej-budet-v-rossii-k-2025-godu/
  2. Усманова Е. Ф. Коммуникативные барьеры в деятельности сотрудников пра­воохранительных органов // Гуманитарные и политико-правовые иссле­до­ва­ния. — 2021. — № 4(15). — С. 38-46.
  3. Нестерова В. Е. Реализация технологии проблемного обучения на практи­чес­ких занятиях по русскому жестовому языку // «Хабаршы-Вестник» Караган­дин­ской академии МВД РК им. Б. Бейсенова. — 2023. — № 2 (80). — С. 205-210.
  4. Салаватулина Л. Р. Решение ситуационных задач как средство формиро­ва­ния профессиональных компетенций будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. ؙ— 2018. — № 2. — С. 138-147.
  5. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984. — 96 с.
  6. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 474 с.

References

  1. Issledovateli poschitali, skol’ko slabovidyashchikh i slaboslyshashchikh lyudei budet v Rossii k 2025 godu // https://asi.org.ru/news/2022/11/28/issledovateli-poschitali-skolko-slabovidyashhih-i-slaboslyshashhih-lyudej-budet-v-rossii-k-2025-godu/
  2. Usmanova E. F. Kommunikativnye bar’ery v deyatel’nosti sotrudnikov pravookh­ra­nitel’nykh organov // Gumanitarnye i politiko-pravo vye issledovaniya. — 2021. — № 4(15). — S. 38-46.
  3. Nesterova V. E. Realizatsiya tekhnologii problemnogo obucheniya na praktiches­kikh zanyatiyakh po russkomu zhestovomu yazyku // «Habarshy-Vestnik» Karagandin­skoi akademii MVD RK im. B. Beisenova. — 2023. — №2(80). — S. 205-210.
  4. Salavatulina L. R. Reshenie situatsionnykh zadach kak sredstvo formirovaniya professional’nykh kompetentsii budushchikh pedagogov // Vestnik Chelyabinskogo go­su­darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2018. — № 2. — S. 138-147.
  5. Skatkin M. N. Problemy sovremennoi didaktiki. — M., 1984. — 96 s.
  6. Kukushin V. S. Teoriya i metodika obucheniya. — Rostov-na-Donu: Feniks, 2005. — 474 s.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*