МРНТИ 14.15.00
УДК 378.635.016:811.161.1’221.24
Нестерова Валерия Евгеньевна — доцент кафедры иностранных языков Уральского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (Российская Федерация, г. Екатеринбург)
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА»
Аннотация. В статье поднимается вопрос об эффективности применения технологии проблемного обучения и его элементов на практических занятиях по дисциплине «Основы русского жестового языка» в образовательных организациях системы МВД России. Целью статьи является описание методики преподавания русского жестового языка (РЖЯ) с учетом принципов технологии проблемного обучения. Автором рассматриваются трудности в процессе обучения жестовому языку, основные принципы организации образовательного процесса с учетом принципов проблемного обучения, а также приводятся примеры проблемных ситуаций и заданий. В результате исследования делаются выводы о том, что практические задания по русскому жестовому языку должны способствовать формированию и развитию умений и навыков обучающихся передавать и обрабатывать актуальную информацию, касающуюся правоохранительной деятельности, а также отражать важные аспекты профессионального взаимодействия сотрудников полиции с глухими/слабослышащими людьми.
Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, русский жестовый язык, технология проблемного обучения, ситуационная задача, профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, слабослышащие.
Нестерова Валерия Евгеньевна — Ресей ІІМ Орал заң институтының шет тілдері кафедрасының доценті, филология ғылымдарының кандидаты (Ресей Федерациясы, Екатеринбург қ.)
ПРОБЛЕМАЛЫҚ ОҚЫТУ «ОРЫС ЖЕСТАУ ТІЛІНІҢ НЕГІЗДЕРІ» ПӘНІ БОЙЫНША ПОЛИЦИЯ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ КӘСІБИ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН ҚАЛЫПТАСТЫРУДЫҢ ТИІМДІ ТЕХНОЛОГИЯСЫ РЕТІНДЕ
Түйін. Мақалада Ресей ІІМ жүйесінің білім беру ұйымдарында «Орыс жестау тілінің негіздері» дисциплин бойынша практикалық сабақтарда проблемалық оқыту технологиясын және оның элементтерін қолданудың тиімділігі туралы мәселе көтеріледі. Мақаланың мақсаты — проблемалық оқыту технологиясының принциптерін ескере отырып, орыс жестау тілін (ОЖТ) оқыту әдістемесін сипаттау. Автор жестау тілін оқыту процесіндегі қиындықтарды, проблемалық оқыту принциптерін ескере отырып, білім беру процесін ұйымдастырудың негізгі принциптерін қарастырады, сонымен қатар проблемалық жағдайлар мен тапсырмалардың мысалдарын келтіреді. Зерттеу нәтижесінде орыс жестау тілі бойынша практикалық тапсырмалар білім алушылардың құқық қорғау қызметіне қатысты өзекті ақпаратты беру және өңдеу дағдыларын қалыптастыруға және дамытуға ықпал етуі, сондай-ақ полиция қызметкерлерінің саңырау / нашар еститін адамдармен кәсіби өзара іс-қимылының маңызды аспектілерін көрсетуі тиіс деген қорытындылар жасалады.
Түйінді сөздер: полиция, құқық қорғау органдары, орыс жестау тілі, проблемалық оқыту технологиясы, ситуациялық міндет, кәсіби құзыреттілік, коммуникативтік құзыреттілік, нашар еститіндер.
Nesterova Valeria Evgen’evna — associate professor of the department of foreign languages of the Ural law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of philological sciences (Yekaterinburg, Russian Federation)
PROBLEM-BASED LEARNING AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF POLICE OFFICERS IN THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE»
Аnnotation. This article raises the issue of the effectiveness of applying problem-based learning technology and its elements in practical classes on the discipline «Fundamentals of Russian sign language» in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia. The purpose of the article is to describe the methodology of teaching Russian sign language (RSL) with consideration of the principles of problem-based learning. The author examines the difficulties in the process of learning sign language, the main principles for organizing the educational process based on problem-based learning and provides examples of problem situations and assignments. The research concludes that practical tasks on Russian sign language should contribute to the development of skills and competencies in conveying and processing current information related to law enforcement activities, as well as reflect important aspects of professional interaction between police officers and deaf/hard of hearing individuals.
Keywords: police, law enforcement agencies, Russian sign language, problem-based learning technology, situational task, professional competence, communicative competence, hard of hearing.
Введение. Требования общественности, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов, охватывают разнообразный спектр задач, которые обязывают полицейских постоянно повышать уровень как профессиональных умений и навыков, так и коммуникативных, позволяющих выстраивать эффективное взаимодействие со всеми социальными группами, включая лиц с различными физическими и умственными патологиями. Одной из таких категорий граждан являются люди с нарушениями слуховой и/или речевой функции. По мнению исследователей, к 2025 году число слабослышащих в России увеличится на 16,8 % и достигнет 19,5 миллионов человек[1]. Именно поэтому обучение сотрудников полиции РЖЯ является актуальной задачей и неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД России.
К ключевым профессиональным компетенциям обучающихся, формируемым в процессе изучения РЖЯ, относятся: развитие коммуникативных навыков и умений посредством жестовой и дактильной речи; сенсибилизация к потребностям, эмоциональному и физическому состоянию людей, имеющих нарушения слуха; преодоление коммуникационного барьера в общении с различными социальными группами[2].
Однако существует ряд проблем, с которыми курсанты и слушатели сталкиваются в процессе изучения дисциплины «Основы жестового языка» (ОРЖЯ): 1) большой объем информации, который необходимо усвоить обучающимся за ограниченные часы, отведенные на дисциплину; 2) отсутствие базовых знаний в области коммуникации с людьми, имеющими патологии слуха; 3) отсутствие условий для практического применение полученных знаний, умений и навыков. Для преодоления обозначенных трудностей на практических занятиях по РЖЯ необходимо интегрировать в традиционную методику преподавания технологию проблемного обучения, способствующую оптимизации образовательного процесса и систематизации усвоенного материала, а также позволяющую максимально приблизить занятия к ситуациям реального общения[3]. Этим объясняется актуальность настоящей статьи.
Материалы и методы. Цель статьи — описать методику преподавания РЖЯ с учетом принципов технологии проблемного обучения. Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы технологии проблемного обучения и его преимущества в рамках преподавания дисциплины «ОРЖЯ»;
- рассмотреть ключевые характеристики проблемных ситуаций;
- разработать методику преподавания дисциплины «ОРЖЯ» с применением технологии проблемного обучения.
Результаты и обсуждение. Технология проблемного обучения является инновационным подходом к формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся, которая позволяет создать условия для самостоятельного поиска решений разнообразных ситуационных (проблемных) задач[4]. В рамках дисциплины «ОРЖЯ» неоспоримым преимуществом проблемного обучения является моделирование реальных ситуаций, в которых сотрудникам полиции предстоит выстраивать коммуникацию с глухими или слабослышащими гражданами с помощью дактильной, калькирующей и жестовой речи.
Любая проблемная ситуация представляет собой комплексное явление, характеризующееся «состоянием затруднения, вызванного нехваткой ранее усвоенных обучающимися знаний и способов умственной и/или практической деятельности для решения возникшей задачи»[5] и включающее предметно-содержательный, мотивационный и личностный аспекты[6]. К подобным ситуациям можно отнести получение и передачу информации, установление контакта, разрешение конфликтных ситуаций и прочее. Рассмотрим примеры проблемных задач и сценариев, позволяющих обучающимся отрабатывать навыки владения РЖЯ и повышать уровень своих коммуникативной и профессиональной компетенций.
Ситуационный анализ. Группа делится на две части: первая — полицейские, вторая — глухие люди. Сотрудники полиции должны организовать наблюдение за поведением и особенностями коммуникации глухих граждан и определить, есть ли среди них подозрительные, конфликтные, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения личности. После обсуждения вариантов сотрудники полиции, применяя соответствующие профессиональные навыки, предпринимают действия для предотвращения возможных правонарушений / преступлений.
Монологическое высказывание на РЖЯ по заданным ситуациям:
- Объясните группе молодых людей, имеющих нарушения слуха, что запрещено курить и распивать алкогольные напитки в общественном месте и какие могут быть для них последствия.
- Объясните слабослышащему водителю, что он нарушил правила дорожного движения (заехал за стоп-линию). Попросите его предъявить водительское удостоверение. Выпишите штраф.
- Проведите профилактическую беседу в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей на тему мошенничество. Расскажите, какие виды мошенничества существуют и как следует действовать, чтобы избежать последствий.
- Гражданин с нарушением слуха активно жестикулирует руками и ведет себя агрессивно по отношению к продавцу магазина. Скопившаяся очередь начинает волноваться и пытается вмешаться в происходящее. Разъясните дебоширу его права и обязанности, а также последствия.
Диалогическое высказывание. Курсанты работают в парах. Каждой паре достается текст, который им необходимо переработать в диалог, где одним участником является сотрудник полиции, а вторым — глухой гражданин. Пример текста:
Конфликт произошел в маникюрном салоне Nails 15 августа 2024 г. в 19.00. Клиентке Е. Мягковой не понравилось качество оказанных ей услуг мастером маникюра В. Беловой. Е. Мягкова заявила, что работу оплачивать не будет. По словам коллеги В. Беловой, маникюр был выполнен качественно, в полном объеме и без травм. Клиентке предложили снять маникюр, либо оплатить материалы, на что Е. Мягкова схватила руку мастера и укусила ее до крови, а затем начала избивать ее руками и ногами. Сотрудники салона вызвали полицию, В. Белову увезли в больницу. Клиентку Мягкову забрал муж до приезда наряда. Сейчас по этому факту проводится проверка.
Ментальная карта. Работа с ментальной картой позволяет визуализировать информацию с целью максимально эффективного запоминания, наиболее полного воспроизведения и обобщения лексико-грамматического материала по РЖЯ, выступающего основой для организации высказывания по теме занятия.
Задание: Составьте историю по картинке и посредством РЖЯ расскажите ее своим одногруппникам. История должна включать следующие аспекты: время, место, участники преступления, действия полиции, название статьи за содеянное, вердикт судьи.
Заключение. Таким образом, ключевые проблемы и трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе изучения дисциплины «ОРЖЯ», требуют применения комплексного подхода, реализуемого в рамках технологии проблемного обучения, что является важным шагом на пути к повышению качества и эффективности работы правоохранительных органов в сфере взаимодействия с лицами, имеющими различные нарушения слуха. Активное применение знаний и умений владения РЖЯ на практике способствует развитию профессиональных, коммуникативных и кооперативных навыки. В свою очередь, все это будет способствовать созданию более безопасной и инклюзивной среды для обозначенной категории граждан.
Решение проблемных сценариев в ходе практических занятий предоставляет возможность курсантам и слушателям приобрести навыки практического применения жестового языка с целью активного взаимодействия с глухими / слабослышащими гражданами, понимания и учета их нужд, потребностей, а также индивидуальных особенностей, эффективного реагирования на экстренные ситуации, входящие в обязанности правоохранительных органов по обеспечению закона и порядка.
Список литературы
- Исследователи посчитали, сколько слабовидящих и слабослышащих людей будет в России к 2025 году // https://asi.org.ru/news/2022/11/28/issledovateli-poschitali-skolko-slabovidyashhih-i-slaboslyshashhih-lyudej-budet-v-rossii-k-2025-godu/
- Усманова Е. Ф. Коммуникативные барьеры в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные и политико-правовые исследования. — 2021. — № 4(15). — С. 38-46.
- Нестерова В. Е. Реализация технологии проблемного обучения на практических занятиях по русскому жестовому языку // «Хабаршы-Вестник» Карагандинской академии МВД РК им. Б. Бейсенова. — 2023. — № 2 (80). — С. 205-210.
- Салаватулина Л. Р. Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. ؙ— 2018. — № 2. — С. 138-147.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984. — 96 с.
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 474 с.
References
- Issledovateli poschitali, skol’ko slabovidyashchikh i slaboslyshashchikh lyudei budet v Rossii k 2025 godu // https://asi.org.ru/news/2022/11/28/issledovateli-poschitali-skolko-slabovidyashhih-i-slaboslyshashhih-lyudej-budet-v-rossii-k-2025-godu/
- Usmanova E. F. Kommunikativnye bar’ery v deyatel’nosti sotrudnikov pravookhranitel’nykh organov // Gumanitarnye i politiko-pravo vye issledovaniya. — 2021. — № 4(15). — S. 38-46.
- Nesterova V. E. Realizatsiya tekhnologii problemnogo obucheniya na prakticheskikh zanyatiyakh po russkomu zhestovomu yazyku // «Habarshy-Vestnik» Karagandinskoi akademii MVD RK im. B. Beisenova. — 2023. — №2(80). — S. 205-210.
- Salavatulina L. R. Reshenie situatsionnykh zadach kak sredstvo formirovaniya professional’nykh kompetentsii budushchikh pedagogov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2018. — № 2. — S. 138-147.
- Skatkin M. N. Problemy sovremennoi didaktiki. — M., 1984. — 96 s.
- Kukushin V. S. Teoriya i metodika obucheniya. — Rostov-na-Donu: Feniks, 2005. — 474 s.