Занина Т. М. — профессор кафедры административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, профессор
УДК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
ОТБАСЫЛЫҚ ҚОЛАЙСЫЗ ФАКТІЛЕРДІ АНЫҚТАУ БОЙЫНША КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАР АРАСЫНДА ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАРДЫҢ ПРОФИЛАКТИКАСЫ ЖҮЙЕСІНДЕГІ ОРГАНДАР МЕН МЕКЕМЕЛЕРДІҢ ӨЗАРА ІС-ҚИМЫЛЫ
THE INTERACTION OF BODIES AND INSTITUTIONS OF THE SYSTEM OF PREVENTION AND JUVENILE DELINQUENCY TO IDENTIFY FACTS OF FAMILY DISTRESS
Ключевые слова: несовершеннолетний, семейное неблагополучие, субъекты профилактики, органы и учреждения, система профилактики, правонарушения несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних.
Түйінді сөздер: кәмелетке толмаған, отбасылық қолайсыз, алдын алу субъектілері, органдар мен мекемелер, кәмелетке толмағандардың алдын алу жүйесі, құқық бұзушылықтары, кәмелетке толмағандардың құқықтарын қорғау.
Keywords: minor, family trouble, subjects of prevention, bodies and institutions of the system of prevention and offenses of minors, protection of the rights of minors.
В настоящее время существует масса ситуаций, которые требует скорейшего реагирования со стороны государства. К числу таких ситуаций относится семейное неблагополучие.
Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих изменение личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.
В большинстве случаев такая ситуация возникает из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. При рассмотрении этих дел в судебном порядке особое внимание уделяется не мобильной защите прав несовершеннолетнего, а установлению оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, которые пренебрегают своими обязанностями. Причиной тому является важность правильной оценки доказательств, т. к. от этого зависит прекращение либо ограничение родительских прав[1]. Перечень органов и учреждений системы профилактики определён в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ. К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)[2].
Отобрание несовершеннолетнего из семьи — оперативная мера административного воздействия, с целью защиты его прав и законных интересов. Основания отобрания ребенка у родителей отражены в СК РФ. К ним относятся: лишение или ограничение родительских прав обоих родителей, невозможность родителями надлежаще воспитывать и развивать ребёнка, и, конечно, угроза жизни или здоровью ребёнка. Отобрание ребенка — одно из основных направлений органов и учреждений системы профилактики в случае семейного неблагополучия. Данная мера осуществляется органом опеки и попечительства.
Согласно действующей правовой базе, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие. Уголовное законодательство предусматривает серьезную уголовную ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована[3].
В вопросах профилактики семейного неблагополучия очень важны четкие и своевременные действия субъектов профилактики. Нередко недобросовестное исполнение служебных обязанностей приводит к негативным последствиям.
Взаимодействие и надлежащее исполнение своих обязанностей субъектами профилактики играет ключевую роль в профилактике семейного неблагополучия.
Прежде чем отобрать ребенка из-за постоянных угроз его здоровью и развитию, уполномоченным органам следует проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.
Статья 77 СК РФ определяет незамедлительное отобрание ребёнка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при условии, если лишение или ограничение родительских прав не позволяет защитить ребёнка с достаточной быстротой. Как говорилось выше, ребёнок может быть отобран только при наличии реальной угрозы для его жизни или здоровья, которую невозможно устранить другим способом. Правовое значение имеет факт существования семейного неблагополучия, а не наличие негативных последствий. Отобрание ребёнка осуществляется в административном порядке и производит его орган опеки и попечительства на основании соответствующего акта.
К факторам, указывающим на неблагополучную семью, относят ее прямой и явный характер, который не вызывает сомнения в отсутствии ухода за ребёнком, который создаёт угрозу его жизни или здоровью, отказ родителей ребёнка в осуществлении лечения его заболевания, требующего срочного медицинского вмешательства, наличие любого вида насилия над ребёнком, нахождение родителей в тяжелой степени опьянения и наличие иных обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребёнка.
Родители же имеют право сами выбирать методы воспитания ребенка, главное, чтобы они не противоречили его интересам. Также родители не должны отрицательно влиять на развитие ребенка и причинять ему физический и моральный вред.
На основании письменного заявления родителей или законных представителей ребёнок может быть помещён в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства). Если же получить письменное заявление не представляется возможным, то принимается решение об изъятии его из обстановки, где царит семейное неблагополучие и существует реальная угроза жизни и здоровью детей[4].
Взаимодействие инспекторов и органов опеки и попечительства имеет свои нюансы в процессе профилактики семейного неблагополучия. Если ребёнок обнаружен в рабочее время, то взаимодействие не вызывает осложнений, инспектор вызывает специалиста опеки, который, при подтверждении факта, осуществляет процедуру отобрания.
Однако, данная категория детей нередко выявляется в вечернее или ночное время, а также в праздничные и выходные дни. В этих случаях, осуществление процедуры, в соответствии со ст. 77 СК РФ, вызывает сложности в плане привлечения к этой деятельности специалистов опеки и попечительства. Как правило, нахождение несовершеннолетнего в состоянии, угрожающем его жизни и здоровью, является тем самым случаем, при наличии которого возможно привлечение специалистов опеки и попечительства, несмотря на гарантии их трудовых прав[5].
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что профилактика семейного неблагополучия путем взаимодействия субъектов профилактики производится, когда здоровью ребенка реально может быть причинен легкий, средний или тяжкий вред, или может наступить его смерть, в случае невмешательства посторонних лиц. Мера по отобранию ребенка является крайней административной мерой, которая производится до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах. Процесс отобрания ребенка осуществляется вследствие тесного взаимодействия всех субъектов профилактики, которые обнаружили ребенка в условиях, подвергающих его жизнь и здоровье угрозе, однако непосредственно отобрание является исключительным правом органа опеки и попечительства, которое не может быть делегировано иным субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[6].
В целях повышения эффективности взаимодействия субъектов профилактики в сфере защиты прав несовершеннолетних следует определить должностное лицо органов опеки и попечительства, координирующее работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также возложить на специалистов опеки и попечительства должностную обязанность о незамедлительном прибытии на адрес обнаружения ребенка. Эффективность работы тесно взаимосвязана с надлежащим исполнением своих должностных обязанностей субъектами профилактики, это — один из наиболее важных принципов, который способствует превенции наступления негативных последствий и спасения детей от неблагополучных родителей.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних по выявлению фактов семейного неблагополучия, раскрывается перечень органов и учреждений системы профилактики, определены факторы, указывающие на неблагополучие семей. Рассмотрены пути повышения эффективности взаимодействия субъектов профилактики в сфере защиты прав несовершеннолетних.
ТҮЙІН
Мақалада отбасылық қолайсыздық фактілерін анықтау бойынша кәмелетке толмағандардың құқық бұзушылықтары мен алдын алу жүйесінің органдарының және мекемелерінің өзара іс-қимылының негізгі мәселелері қарастырылып, алдын алу жүйесінің органдары мен мекемелерінің тізбесі ашылады, отбасының әл-ауқатын көрсететін факторлар анықталды. Сонымен қатар, кәмелетке толмағандардың құқықтарын қорғау саласындағы алдын алу субъектілерінің өзара іс-қимылының тиімділігін арттыру жолдары қаралды.
ANNOTATION
The article discusses the main problems of interaction between the bodies and in-stitutions of the system of prevention and juvenile delinquency in identifying facts of family distress, reveals a list of the organs and institutions of the prevention system, identifies factors indicating family distress. Ways of increasing the effectiveness of interaction between subjects of prevention in the field of protecting the rights of minors are considered.
- [1] Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).
- [2] Административная ответственность: Учеб. пос. / Под ред. И.Ш. Килясханова, А. И. Стахова. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015.
- [3] Затолокин А. А., Шкеля О. В. Организация работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике семейного неблагополучия: Метод. рек-ции. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011.
- [4] Ювенальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.М. Рабец. — М.: Юрайт, 2015.
- [5] Беженцев А. А. О целесообразности усиления административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Мат-лы ежегодной всероссийской науч.-практ. конф., посвященной памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. Д. Сорокина. — М., 2013. 2 ч. — С. 133-135.
- [6] Нехорошева С. С. Административно-правовое регулирование ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. — Воронеж, 2016.