Айтуарова А.Б. — начальник научно-исследовательского центра Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Ш.Кабылбаева, кандидат юридических наук, полковник полиции;
Аужанов Р.Б. — научный сотрудник научно-исследовательского центра Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Ш.Кабылбаева, магистр юридических наук, майор полиции;
Хон Л.О. — научный сотрудник научно-исследовательского центра Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Ш.Кабылбаева, магистр юридических наук, капитан полиции
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НЕОТЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИ УКЛОНЕНИИ ОСУЖДЁННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СОТТАЛҒАНДАР ҚАУІПСІЗДІГІ БАРЫНША ТӨМЕН МЕКЕМЕДЕН БАС БОСТАНДЫҒЫНАН АЙЫРУ ТҮРІНДЕГІ ЖАЗАНЫ ӨТЕУДЕН ЖАЛТАРҒАН КЕЗДЕ ӘКІМШІЛІКТІҢ БАСТАПҚЫ КЕЗЕК КҮТТІРМЕЙТІН ІС-ҚИМЫЛДАРЫН ЖҮЗЕГЕ АСЫРУ ЖӨНІНДЕГІ ӘДІСТЕМЕЛІК ҰСЫНЫМДАР
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE IMPLEMEN-TATION OF THE INITIAL URGENT ACTIONS OF THE ADMINISTRATION IN CASE OF EVASION OF CONVICTED PERSONS FROM SERVING A SEN-TENCE OF IMPRISONMENT FROM A MINIMUM SECURITY INSTITUTION
В Концепции правовой политики Республики Казахстан была поставлена задача приблизить пенитенциарную систему к международным стандартам – гуманизации уголовной политики, декриминализации многих уголовных преступлений, смягчению уголовной ответственности, депенализации, применению мер наказания, альтернативных лишению свободы. Реформа уголовного правосудия позволила сократить количество осужденных в местах лишения свободы и лиц, содержащихся под стражей (с 57 тыс. в 2011 году до 29 тыс. 2019 году).
В последние годы решение задач пенитенциарной реформы, поставленных в Программном документе «План нации – 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» идет медленными темпами – используемые на практике подходы к обеспечению эффективности пенитенциарной системы не соответствовали инновационным методам управления социально-экономическим развитием, к которым переходят государственные органы Республики Казахстан.
В начале 2017 года Глава государства объявил о начале «третьей модернизации». В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года, во всех государственных органах и институтах началось внедрение новой системы оценки эффективности, основанной на проектном подходе. Предъявляются качественно новые требования к эффективности проектов, входящих в программу трансформирования пенитенциарной системы. Предстоит существенная доработка концепции эффективного развития пенитенциарной системы, которая должна быть полностью интегрирована в общую систему реформирования страны. На первый план выходит проблема оптимального выбора приоритетных проектов развития пенитенциарной системы, способных обеспечить существенное повышение социальной, экономической и организационно-технологической эффективности данного государственного института.
В этих условиях разработка рекомендаций по повышению эффективности казахстанской пенитенциарной системы является актуальной и востребованной темой исследования.
Современная уголовная политика Республики Казахстан направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также с рецидивом уголовных правонарушений, в том числе и в местах лишения свободы.
Совершение новых преступлений осужденными, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях, свидетельствует о том, что в этих учреждениях еще не созданы необходимые предпосылки для надлежащей организации процесса исправительного воздействия, а режим и средства его обеспечения не дают необходимых результатов. Кроме того, оно показывает, что назначенное таким лицам наказание не достигло своей цели. В этом смысле можно говорить и о неэффективности наказания, назначенного таким осужденным, об ослаблении предупредительного воздействия наказания.
Уклонение от отбывания наказания наносит серьезный урон авторитету закона и правосудия, поэтому общественная опасность преступлений, предусмотренная 427 УК РК, очевидна. Оно нарушает ритм работы учреждений УИС, поскольку на ликвидацию мобилизуется значительная часть личного состава, расходуются большие материальные средства. А поскольку лица, уклоняющиеся от отбывания наказания, фактически находятся на нелегальном положении, то зачастую источником их существования становится совершение новых преступлений.
За последние 10 лет средняя численность осужденных, отбывающих наказание в учреждениях минимальной безопасности уменьшается, однако количество лиц, уклонившихся от отбывания наказания практически остается неизменным[1].
Таким образом, уголовно-исполнительная система нуждается в действенных методических рекомендациях по пошаговым действиям сотрудников учреждений УИС при осуществлении первоначальных розыскных мероприятий в отношении лиц, которые совершили уклонение от отбывания наказания.
Глава 1. Общая характеристика исполнения наказания в учреждениях минимальной безопасности
Правовой основой деятельности учреждений минимальной безопасности являются Конституция Республики Казахстан, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, Правила организации деятельности по осуществлению контроля и надзора за поведением лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и производства досмотров и обысков (Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 февраля 2017 года № 36 дсп), Правила внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы (Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 17 ноября 2014 года № 819), Правила проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы (Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 августа 2014 года № 508) и др.
Небольшие сроки отбывания наказания в учреждениях минимальной безопасности обусловлены спецификой содержащегося контингента.
В учреждениях минимальной безопасности отбывают наказание в виде лишения свободы:
- лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности;
- лица, осужденные за преступления не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9, 12 и 13 УК РК;
- лица, осужденные за преступления, предусмотренные главой 15 УК РК, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением;
- лица, впервые осужденных за совершение умышленного преступления, за которое назначено наказание к лишению свободы на срок до двух лет;
- положительно характеризующихся осужденных, переведенных из учреждений средней и максимальной безопасности в порядке, предусмотренном статьей 96 УИК РК.
Правовой статус осужденного к лишению свободы в учреждении минимальной безопасности обусловлен, тем, что хотя ограничения в правовом статусе осужденных касаются всех сфер их жизни, в том числе и сферы имущественных отношений, однако осужденные, отбывающие наказание в учреждениях минимальной безопасности, обладают более широким кругом прав в отличие от осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях другого вида безопасности.
В отличие от осужденных, отбывающих наказание в учреждениях другого типа безопасности, в учреждениях минимальной безопасности разрешается хранить деньги, ценные вещи, электробытовые приборы, продукты питания, не требующие тепловой обработки, носить гражданскую одежду, головные уборы и обувь.
Уголовно-исполнительная система находится в состоянии постоянного развития, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемыми обществом.
Так, на 1 января 2018 года в Казахстане функционировало 14 учреждений минимальной безопасности. (рис. 1)

В 2019 году в результате проведенных преобразований были ликвидированы учреждения с наиболее худшими материально-бытовыми условиями содержания (Учреждение ЕЦ-166/22), а также некоторые учреждения УИС были перепрофилированы в учреждения минимальной безопасности (Учреждения ЕЦ-166/10 и ЕС-164/4).
Таким образом на сегодняшний день в Республике действуют 15 учреждений минимальной безопасности, из них в 4-х – отбывают наказание осужденные, совершившие преступления по неосторожности и лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений, регламентированных ст. 46 УК РК. (рис. 2)
По данным Комитета уголовно-исполнительной системы наблюдается снижение показателя численности осужденных, отбывающих наказание в учреждениях минимальной безопасности, что связано с общей тенденцией снижения численности осужденных в стране.
На 2009 год в колониях-поселениях содержалось 2183 осужденных, то на 2018 год количество осужденных в учреждениях минимальной безопасности составило 1430. Таким образом, примерно за 10 лет количество осужденных снизилось приблизительно на 34,5%. (рис. 3)


Сведения о движении осужденных, переведенных из учреждений средней и максимальной безопасности в учреждение минимальной безопасности, а также из учреждений минимальной безопасности в учреждение, вид которого ранее был определен судом. (рис. 4)

Сведения о переводе осужденных, которые были переведены из учреждений минимальной безопасности в учреждения, вид которого был ранее определен судом. (рис. 5)

Как следует из анализа статистических данных Комитета УИС РК, одной из основных проблем в УИС РК остается такой вид уголовного правонарушения, как уклонение от отбывания наказания. (таблица 1)
В этой связи, актуальным остается вопрос профилактики и оперативного реагирования на факт уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Таблица 1
Сведения по фактам уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях минимальной безопасности
год | количество фактов | количество человек | в том числе: | |
групповых фактов | количество человек | |||
2011 | 64 | 72 | 6 | 14 |
2012 | 72 | 82 | 6 | 16 |
2013 | 37 | 40 | 2 | 6 |
2014 | 46 | 50 | 2 | 6 |
2015 | 43 | 48 | 4 | 9 |
2016 | 59 | 63 | 4 | 8 |
2017 | 60 | 65 | 5 | 10 |
2018 | 52 | 55 | 3 | 6 |
В соответствии с действующим законодательством под уклонением от отбывания наказания в виде лишения свободы понимается, невозвращение в учреждение минимальной безопасности осужденного, которому разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы по истечении срока выезда, а равно осужденного, пользующегося правом передвижения без конвоя либо находящегося под надзором, совершенное с целью уклонения от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы.
Состав уголовного правонарушения в виде уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы следует разграничивать от смежного состава уголовного правонарушения, выраженного в побеге из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, предусмотренного ст. 426 УК РК. Побег из учреждения минимальной безопасности невозможен, так как в рамках действующего законодательства осуждённые, отбывающие наказание в учреждениях минимальной безопасности, содержатся без охраны, но под контролем и надзором администрации учреждения. В отличие от побега из мест лишения свободы оно совершается путем бездействия, которое выражается в противоправном самовольном уклонении осужденного от исполнения возложенной на него уголовно-исполнительным законодательством обязанности своевременно возвратиться в место отбывания наказания в виде лишения свободы. Невозвращение в места лишения свободы означает неявку осужденного в учреждение, где он отбывал или должен был отбывать лишение свободы, по истечении срока, когда он был обязан вернуться в это учреждение.
Объективная сторона заключается в невозвращении осужденного в места лишения свободы после краткосрочного выезда. По объективной стороне рассматриваемое преступление отличается от побега из мест лишения свободы тем, что совершение данного преступления не связано с незаконным оставлением виновным мест лишения свободы.
Преступление имеет формальный состав. Данное преступление относится к категории длящихся.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом. Осужденный осознает, что он уклоняется от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы. Обязательным признаком состава данного уголовного правонарушения является специальная цель. Целью данного деяния является желание совершить уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы и, конечно же, сам факт уклонения. О наличии такой цели может свидетельствовать, например, выезд за пределы Республики Казахстан или попытка это сделать, для укрытия от органов, ведущих поиск. Для привлечения лица к уголовной ответственности, цель подлежит обязательному установлению.
Специальным субъектом данного уголовного правонарушения выступает осужденный к наказанию в виде лишения свободы.
Ст. 426 УК РК предусматривает, что лицо, добровольно возвратившееся в семидневный срок с момента совершения побега в место заключения или под стражу, освобождается от уголовной ответственности за побег, если оно не совершило иного нового уголовного правонарушения, и если побег не был сопряжен с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Однако данная норма не применима по аналогии для лиц, совершивших уклонение от отбывания наказания.
В разработанных методических рекомендациях рассматриваются основные аспекты организации и осуществления, неотложных первоначальых действий администрации учреждения, при выявлении факта уклонения от отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы.
Глава 2. Организация и проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания
При установлении факта отсутствия осужденного на рабочем месте, либо невозвращение в учреждение минимальной безопасности (далее — УМБ), оформляется рапорт (Приложение 1) на имя начальника учреждения (далее — НУ) и составляется соответствующий акт об этом.
Дежурный помощник начальника учреждения (далее — ДПНУ), который получил информацию (рапорт) об отсутствии на рабочем месте, либо невозвращении осужденного в УМБ должен:
- организовать необходимые меры по установлению местонахождения осужденного и доложить руководству УМБ (выявить и опросить лиц, совместно работающих с ним, знавших осужденного, и установить информацию с кем и когда были свидания, и т.д.). По указанию начальника УМБ установить связь с работодателями для возврата осужденных в учреждение с рабочих объектов.
Если данные меры не принесли должного результата, ДПНУ осуществляет карточную, пофамильную проверку наличия осужденных в учреждении, в регламентированное распорядком дня время. По результатам проверки составляется рапорт об отсутствии осужденного, информируется руководство учреждения;
- зарегистрировать материал о происшествии в автоматизированной базе данных «книга учета информации» (далее – КУИ);
- по указанию начальника УМБ объявить сбор личного состава согласно схемы оповещения;
- дать указание сотрудникам отдела специального учета (далее — ОСУ) о предоставлении необходимой информации из личного дела осужденного;
- подготовить специальное сообщение (приложение 2), после подписи руководителя УМБ направить специальное сообщение в ДУИС и надзорные органы (Прокуратуру области), а также при необходимости территориальные органы полиции;
- совместно с сотрудниками режимного отдела (далее – РО) подготовить ориентировку (приложение 3) с обязательным указанием характера, особых примет, а также склонности осужденного к совершению акта членовредительства при задержании, которая направляется в подразделения ОВД и выдается розыскным группам;
- направить мотивированное письмо в подразделения полиции для выставления разыскиваемого лица на сигнальный учет «Беркут» о запрете выезда за пределы республики и оказания содействия задержания осужденного при его обнаружении. Одновременно с этим проводится проверка по учетам полиции «Экспресс розыск». В письме указывается номер, полные анкетные и установочные данные уклонившегося лица (приложение 4);
- дать указание о приведении в готовность транспортных средств;
- направить дежурную смену совместно с сотрудниками оперативного отдела (далее — ОО), РО, для проведения тщательного обыска рабочего и спального места осужденного, при необходимости личные вещи изымаются;
- о принятых мерах доложить начальнику УМБ.
Выносится приказ начальника учреждения об усиленном варианте несения службы (приложение 5), с утверждением розыскных групп, старших групп, закреплением служебного автотранспорта и указанием о выделении дополнительно горюче-смазочных средств тыловым и финансовым службам. Количество розыскных групп, а также их состав зависит от местности и области розыска, личности разыскиваемого, тяжести совершенного преступления, срока наказания, возраста и других данных.
При необходимости руководством вышестоящего органа (ДУИС) решается вопрос о выделении дополнительных сил и средств из числа других учреждений УИС, служб пробации.
Начальник учреждения лично координирует первоначальные розыскные мероприятия. Заместитель начальника учреждения по оперативной и режимной работе (далее – зам. по РОР) контролирует время поиска, нахождение тех или иных групп по объектам розыскных работ, координирует их замены, производит обходы и объезды по группам.
Зам по РОР также проводит инструктаж и доводит необходимые установочные данные с учетом личности осужденного, местности, времени суток и погодных условий. При проведении инструктажа выдается необходимая информация, собранная из личного дела, а также других источников о местах возможного нахождения осужденного.
При проведении инструктажа необходимо: |
Обратить внимание на соблюдения этики поведения сотрудников правоохранительных органов, соблюдения прав граждан, частной собственности, сохранности выданного имущества и обеспечения личной безопасности.
При обращении с гражданами обращаться с уважением и объяснением причин обращение с предъявлением служебного удостоверения.
Проводящему инструктаж должностному лицу необходимо распределить розыскные группы по возможным местам нахождения или вероятного появления уклоняющегося:
- местожительства друзей, родных и близких осужденного;
- автостанции дальнего и ближнего следования;
- автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорт;
- компьютерные и игровые клубы, заведения;
- места сдачи квартир и домов, гостиниц и других мест временного проживания граждан, гаражи;
- увеселительные, игровые заведения, магазины и рынки;
- заброшенные здания, чердаки помещений, подвалы, прилегающая территория к месту проживания родных, близких и знакомых;
- дачные массивы, природные зоны горной и лесной местности, землянки пастбищ;
- места скопления и сбора наркозависимых, систематически употребляющих спиртные напитки, а также лиц без определенного места жительства;
- религиозные сооружения (мечети, церкви, благотворительные дома);
При проведении розыска оперативным сотрудником разъясняется не секретные методы оперативно-розыскной работы по поиску осужденного включающие в себя такие мероприятия как:
1) опрос лиц;
2) применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны;
3) наведение справок;
4) поиск и отождествление личности по приметам;
5) преследование лица, совершившего преступление, и его задержание;
Места вероятного прибытия и нахождения осужденного наблюдаются круглосуточно, точки наблюдения выставляется в наиболее скрытых местах: чердаках, мансардных помещениях, подвалах, цокольных этажей и других доступных местах, а также из салона не служебных автомашин.
При осуществлении наблюдения из кабины автомашины, необходимо менять автомашины (группы), менять места наблюдения.
Розыскным группам при необходимости для обеспечения личной безопасности, активной обороны могут выдаваться специальные средства под роспись и регистрацию в соответствующем журнале. Проводится дополнительный инструктаж о применении физической силы и специальных средств, согласно действующего законодательства.
По рапорту оперативных и других служб могут выдаваться имеющиеся в учреждениях приборы ночного виденья, бинокли, фонари.
Розыскные группы при проведении розыскных мероприятий могут носить гражданскую одежду, с обязательным наличием служебного удостоверения и свистка.
По прибытию в иной населенный пункт, розыскная группа ставит в известность о своем прибытии и цели прибытия местные территориальные органы внутренних дел. Старшие групп в дальнейшем осуществляют взаимодействие, а также проводят ежедневный мониторинг правонарушений. Мониторинг осуществляется в целях установление возможного причастия осужденного совершившего уклонение от отбывания наказания к данным правонарушениям.
Оригинал ориентировки направляется в ближайший территориальный отдел полиции для сканирования и направления его посредством электронной связи между дежурными частями полиции области, города.
Выдается необходимое количество ориентировок ответственному сотруднику учреждения для выдачи и ориентирования личного состава различных служб:
- районным, городским и областным подразделения полиции;
- войсковому наряду национальной гвардий Республики Казахстан;
- автобусным паркам, таксопаркам;
- для раздачи и вывешиваний на автовокзалах, железнодорожных вокзалах, станциях, остановках, аэропорту;
- городских и областных рынках, торговых центрах, магазинах, в местах скопления большого количества людей;
- выдачи работникам (администраторам) увеселительных заведений, столовых, местах общепита местности, игровых заведений;
- морским портам, пограничным и таможенным службам, если область республики граничит с зарубежными странами.
Старшие групп периодически докладывают о проведенных работах и намерениях, оперативной обстановке в населенном пункте, а также целесообразность нахождения группы в данной местности.
Руководитель учреждения совместно с лицом координирующим первоначальные розыскные мероприятия, установочных мероприятий периодически истребуют информацию о местах нахождения розыскных групп, проводимых работах, последующие действия, информацию о криминогенной обстановке в данной местности. С учетом обеспечения безопасности группы и возможным положительным результатом розыскных мероприятий руководитель розыскных мероприятий, решает вопрос о целесообразности нахождения в данной местности либо направлении дополнительных сил.
Оперативными и режимными службами УМБ:
- устанавливаются адреса близких родственников, друзей, сослуживцев и лиц, совместно проживающих с ним. Наиболее подготовленными сотрудниками с указанными лицами проводятся беседы. Осуществляется сбор информации о возможных местах проживания, одноклассниках, близких, друзей, наличие у уклонившегося долгов;
- устанавливаются связи с оперативными и режимными службами учреждений, в которых отбывал осужденный до прибытия в учреждение минимальной безопасности;
- производится полный обыск помещения и вещей отсутствующего осужденного, лиц поддерживающих с ним отношения, при этом просматриваются тетради, журналы, блокноты с номерами телефонов, адресов, записки, личные вещи, тумбы и ящики, фотокарточки, альбомы и другие вещи осужденного.
Все вещи оформляются актом изъятия и передаются в режимную часть на хранение, необходимую информацию полезной для обнаружения предоставляется начальнику учреждения соответствующим рапортом.
- проводится мониторинг социальных сетей в глобальной сети интернет,
периодически публикуются ориентировки в различных группах социальных сетей как «Новости города», группах «Обмена мнениями», «Купли-продажи (обмена)» и других.
Следует отметить, что после установления факта отсутствия осужденного на работе либо неприбытия его в назначенное время в УМБ, не позднее суток начальником учреждения обеспечивается направление материалов в подразделения полиции. Прилагаются результаты первоначальных розыскных мероприятий, а также:
- рапорт должностного лица о факте происшествия (оригинал);
- акт о происшествии (оригинал);
- приказ о переводе личного состава учреждения на усиленный вариант несения службы, проведении первоначальных розыскных мероприятий осужденного и создания розыскных групп (копия).
- приговор осужденного хранящегося в личном деле (копия);
- справка по личному делу (оригинал);
- характеристика на осужденного (оригинал);
- ориентировка осужденного (оригинал);
- трудовой договор осужденного (копия);
- другие материалы необходимые для досудебного расследования и установления местонахождения осужденного.
В целях оперативного поиска информации возможно использование централизованной автоматизированной базы данных (далее – ЦАБД)
Задержание и доставление или передача осужденного совершившего уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы |
При установлении местонахождения осужденного уклоняющегося от отбывания наказания старший группы, а при его отсутствии сотрудник учреждения сообщает руководителю первоначальных розыскных мероприятий либо начальнику учреждения или лицу его замещающего и получает инструктаж дальнейших действий. С другой стороны руководитель принимает решения о его задержании либо сообщает в ближайший орган внутренних дел об оказании содействия.
Сотрудник либо розыскная группа, обнаружившая осужденного уклоняющегося от отбывания наказания, при не терпящих отлагательств случаях, принимает решения о его задержании самостоятельно, при этом учитывает личность осужденного, характер ранее совершенного преступления и обстановку.
При наличии угрозы жизни и здоровью сотруднику, обнаружившему осужденного уклоняющегося от отбывания наказания либо другим гражданам, запрещено его задержание, в данных случаях немедленно сообщается местонахождение осужденного в территориальные органы внутренних дел (службам экстренного реагирования 102) другим розыскным группам, находящимся на ближайшем расстоянии, а после всем остальным розыскным группам.
Сотрудники розыскных групп обязаны помнить, что негативные проявления отбывания наказания в местах лишения свободы могут проявиться именно при задержании осужденного совершившего уклонение от отбывания наказания, даже если ранее за ним не были замечены склонности совершения суицида и акта членовредительства.
Согласно ст. 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 06.01.2011 года органы внутренних дел относятся к правоохранительным органам.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 ст. 6 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23.04.2014 года, органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны задерживать лиц, совершающих уголовные или административные правонарушения. На основании пункта 1 ст. 7 вышеуказанного Закона «единую систему органов внутренних дел образуют полиция, уголовно-исполнительная система…». Следовательно, сотрудники УИС уполномочены на задержание и доставление лиц, совершивших уголовное правонарушение.
При задержании лица, уклонившегося от отбывания наказания и дальнейшем его сопровождении, в целях профилактики и недопущения совершения акта членовредительства, а также других негативных проявлений со стороны осужденного, на него надеваются специальные средства (браслет наручный, средства связывания). Осужденный при сопровождении и доставлении содержится на безопасном расстоянии от окон машин, окон помещении и других острых опасных предметов.
При необходимости осужденного доставляют в учреждение минимальной безопасности с обязательным уведомлением об этом дознавателя, следователя в чьем производстве находится дело досудебного разбирательства.
О непроцессуальном задержании, передачи и доставлении его в территориальные органы внутренних дел, в том числе доставлении в учреждение минимальной безопасности составляется рапорт с обязательным указанием времени, места, состояния осужденного, наличия телесных повреждений (акт) и изъятые при наружном досмотре личные вещи с которыми осужденный мог нанести себе или другим гражданам телесные повреждения или увечья. В рапорте также указывается использование физической силы и применении специальных средств (палки резиновой, браслет наручный и другие средства связывания).
Факт применения физической силы и специальных средств в отношении осужденного при задержании указывается в специальном сообщении, которое направляется в прокуратуру области, вышестоящий ведомственный орган. В специальном сообщении указывается место, время и состояние осужденного и другая необходимая информация.
Если осужденный не передан в территориальные органы внутренних дел, то он доставляется в учреждение минимальной безопасности. При наличии признаков опьянения по указанию начальника учреждения либо лица его замещающего, осужденный может доставляться на освидетельствование в Центр психического здоровья, где медицинским работником определяется факт употребления запрещённых средств и алкогольных напитков.
Осуществление оперативных действий при производстве первоначальных розыскных мероприятий это важное условие при установлении, обнаружении, задержании и профилактики правонарушений лиц, уклонившихся от отбывания уголовного наказания.
Уклонение от отбывания уголовного наказания посягает на основополагающие начала правосудия, что свидетельствует о нежелании осужденных исправляться и претерпевать установленные законом правоограничения, связанные с отбыванием наказания.
По нашему мнению для эффективного и рационального решения комплекса проблем связанных с совершением уклонения от отбывания наказания следует:
Статью 427 УК РК необходимо дополнить примечанием аналогично статье 426 УК РК в следующей редакции: «Примечание. Лицо, добровольно возвратившееся в трехдневный срок с момента совершения уклонения от отбывания наказания в учреждение минимальной безопасности, освобождается от уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, если оно не совершило иного нового уголовного правонарушения».
Потому как лицо, совершившее побег, но добровольно возвратившееся в указанный срок оказывается в более привилегированном положении, а также освобождается от уголовной ответственности при условиях определенных законодательством, нежели чем лицо, уклонившееся от отбывания наказания, хотя общественная опасность уголовно наказуемого деяния в виде побега из мест лишения свободы, значительно выше и несоразмерна, чем при уклонении от отбывания наказания. Возникающая диспропорция приводит к тому, что осужденному при уклонении от отбывания наказания из учреждения минимальной безопасности при осмыслении своего противоправного поведения невыгодно ни при каких обстоятельствах возвращаться в учреждение для дальнейшего отбывания наказания.
- Проведение первоначальных розыскных мероприятий сопровождается расходованием государственных средств, предотвратить или сократить которое возможно путем своевременного установления причин, способствующих совершению уклонения от отбывания наказания таких как: ослабление режима содержания, сложная оперативная обстановка, неэффективная работа воспитательного подразделения, не в полной мере привлечение трудоспособных осужденных к оплачиваемым работам и другие.
Кроме того, важно предусмотреть в УИК РК механизм взыскания с осужденного понесенных учреждением расходов по его поиску при первоначальных розыскных мероприятиях, осуществляемых сотрудниками ДУИС. Данный механизм будет являться правовым инструментом сдерживания, превентивной мерой по недопущению совершения уклонения от отбывания уголовного наказания.
При производстве первоначальных розыскных мероприятий важное значение имеет получение оперативно значимой информации по всем параметрам процесса отбывания наказания.
Использование данной информации позволяет не только выявлять, предупреждать, пресекать совершение преступления и нарушения режима, но и дает возможность более обоснованно выбирать систему мер и методы проведения режимных мероприятий в целом.
Лишь комплексное решение накопившихся проблем в данной сфере и приведение порядка и условий отбывания наказания, осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, а также более эффективно организовать работу подразделений УИС.
(Приложение 1)
Начальнику учреждения УК-161/11
ДУИС по Костанайской области
полковнику юстиции
Ахметову С.С.
РАПОРТ
В период дежурства поступило сообщение следующего содержания:
13 июня 2019 года в учреждение УК-161/11, по окончании рабочего времени в 18.30 часов, не прибыл осужденный: Карабаев Мурат Асанович 25.06.1965 г/р., уроженец ЮКО, город Арысь, по национальности казах, гражданин РК, До ареста проживал: Костанайская область г. Костанай 1 мкр. дом 1, кв. 5, ранее судим: в 2002 г. по ст. 259 ч. 1 УК РК к 6 г.л.с. По настоящему делу: осужден 10.03.2014 г. Атырауским городским судом № 2 по ст. 296 ч. 3 УК РК к 7 г.л.с. Начало срока: 10.03.2013г. / Конец срока: 10.03.2020 г. Прибыл в учреждение 25.05.2016 года из учреждения АП-162/8 ДУИС по Атырауской области по постановлению Атырауского городского суда № 1 от 24.04.2016 года.
Мною были осуществлены меры установлению местонахождения осужденного Карабаева М.А., а именно опрошены работодатель, лица, совместно работающие с ним, а также близкие родственники, которые сообщили, что информацией о вероятном нахождении осужденного Карабаева М.А. не владеют.
В 19.30 часов при проведении вечерней проверки был установлен факт отсутствия и неприбытия в учреждение осужденного Карабаева М.А., о чем докладываю настоящим рапортом
ДПНУ
майор юстиции
13.06.2019 года Хасенов А.А.
(Приложение 2)
Начальнику управления
по надзору за исполнением приговоров
Прокуратуры Костанайской области
старшему советнику юстиции
Абенову М.Х.
(начальнику ДП, ДУИС,
аналогичные спец. сообщения)
СПЕЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
При этом сообщаем, что 13 июня 2019 года в учреждение УК-161/11, по окончании рабочего времени в 18.30 часов, не прибыл осужденный:
Карабаев Мурат Асанович 25.06.1965г/р., уроженец ЮКО, город Арысь, по национальности казах, гражданин РК, До ареста проживал: Костанайская область г. Костанай 1 мкр. дом 1, кв. 5., ранее судим: в 2002г. по ст. 259 ч. 1 УК РК к 6 г.л.с. По настоящему делу: осужден 10.03.2014 г. Атырауским городским судом № 2 по ст. 296 ч. 2 УК РК к 7 г. л.с.
Начало срока: 10.03.2013 г. / Конец срока: 10.03.2020 г.
Прибыл в учреждение 25.05.2016 года из учреждения АП-162/8 ДУИС по Атырауской области, по постановлению Атырауского городского суда №1 от 24.04.2016 года.
В 19.30 часов при проведении вечерней проверки был установлен факт отсутствия и неприбытия в учреждение указанного осужденного.
По истечению срока карантина был трудоустроен в ИП «Мурадов» в качестве разнорабочего, согласно трудового договора № 258/17 от 30.06.2018 года, с режимом работы с 09.00 до 18.00 часов.
В связи с отсутствием данного осужденного, администрацией учреждения проводятся первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения Карабаева М.А.
Личный состав учреждения был поднят по сигналу «сбор», созданы розыскные группы и направлены в места вероятного нахождения или появления.
О результатах проведения первоначальных розыскных мероприятии, а также в случае задержания осужденного сообщим дополнительно.
Материал о происшествии зарегистрирован в КУИ учреждения за № 1 от 13 июня 2019 года.
Начальник учреждения УК-161/11
ДУИС по Костанайской области
полковник юстиции Ахметов С.С.
исп. Муратов А.А.
тел. Служ.8/7142/54-45-74
(Приложение 3)
УЧРЕЖДЕНИЕ УК-161/11 ДЕПАРТАМЕНТА УИС МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Республика Казахстан, Костанайская область, город Костанай,
тел.: 8 (7142) 12-34-56, 45-65-75, факс: 54-54-54
Начальникам ДП, УП, ЛОП, ИВС, ДУИС областей.
ОРИЕНТИРОВКА
ФОТО |
13 июня 2019 года в учреждение УК-161/11 по окончании рабочего времени в 18.30 часов, не прибыл осужденный: КАРАБАЕВ МУРАТ АСАНОВИЧ 25.06.1965 г/р., уроженец ЮКО, город Арысь, по национальности казах, гражданин РК, ИИН 650625456789, уд.л. № 12345678 выдан МЮ РК от 14.05.2013 г.
До ареста проживал: Костанайская область г. Костанай 1 мкр. дом 1, кв. 5., ранее судим: в 2002 г. по ст. 259 ч. 1 УК РК к 6 г.л.с.
По настоящему делу: осужден 10.03.2014г. Костанайским городским судом № 2 по ст. 296 ч. 2 УК РК к 7 г.л.с.
Начало срока: 10.03.2013 г. / Конец срока: 10.03.2020 г.
СВЕДЕНИЕ ОБ ОСУЖДЕННОМ:
РОСТ-175 см., ВЕС-85 кг, ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ-среднее (сутулый), ЛИЦО-продолговатое, худощавое, цвет лица смуглый; Волосы-черные с проседью, ГЛАЗА-карие, УШИ-средние, оттопыренные, НОС-средний, острый (искривленный).Был одет в футболку синего цвета с надписью «Nike», спортивные брюки коричневого цвета, обувь спортивная синего цвета. Предпочитает спортивные вещи, а также накидки с капюшоном. Характер – уверенный, легко вступает в контакт, находчивый и тактичный. Склонен к совершению акт членовредительства а также употреблению наркотических веществ.
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ:
Имеет следующие татуировки:
- на правом плече рисунок мечети;
- на правой груди рисунок тигра;
- на пальцах левой руки татуировки в виде перстней.
На правом и левом предплечье, а также в районе живота множественные следы порезы. При задержании может совершить акт членовредительства.
Просим Вас оказать содействие в установлении местонахождении разыскиваемого данного лица, провести проверки по имеющимся учетам.
Всем обладающим, какой либо информацией о местонахождений данного лица, просьба сообщить по вышеуказанному адресу и контактным телефонам либо 102.
Начальник учреждения УК-161/11
ДУИС по Костанайской области
полковник юстиции Ахметов С.С.
исп. Муратов А.А.
тел. .8/7142/54-45-74
(Приложение 4)
Начальнику ИАЦ ДП
по Костанайской области
полковнику полиции
Мурзахметову А.М.
На основании КУИ № 3, статья 427 УК РК в отношении Карабаева Мурата Асановича 25.06.1965 года рождения осужденного по ст. 296 ч. 3 УК РК к 7 г.л.с., ИИН 650625600244, № удостоверения личности 25254856, выданного МВД РК от 25.01.2014 года, просим Вас проверить указанное лицо по учетам «Экспресс – Розыск» в период (с начала установления факта отсутствия до даты возможной проверки).
Начальник учреждения
УК-161/11 ДУИС по Костанайской области
полковник юстиции Ахметов С.С.
исп. Муратов А.А.
тел. 8/7142/54-45-74
моб. 87011234567
(Приложение 5)
О проведении первоначальных розыскных мероприятий
в отношении осужденного Карабаева Мурата Асановича 25.06.1965г/р.,
переводе личного состава учреждения на усиленный вариант несения службы.
На основании пункта 1 части 1 статьи 61 УПК Республики Казахстан, подпункта 8 пункта 24 Устава республиканского государственного «РГУ учреждения АП-161/8» утвержденного приказом Комитета УИС МВД Республики Казахстан за № 13-ОД от 6 апреля 2014 года, зарегистрированного в Департаменте юстиции по Костанайской области Министерства Юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2014 года, свидетельство о регистрации № 2472-7358-21-ММ, для проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного Карабаева Мурата Асановича 25.06.1965 г/р., стабилизации оперативной обстановки, предупреждения преступлении, правонарушении и других чрезвычайных происшествии в учреждении ПРИКАЗЫВАЮ:
- В период с 15 марта 2019 года с 09.00 до 25 марта 2018 года по 09.00 часов перевести личный состав учреждения на усиленный вариант несения службы.
- Установить рабочее время с 09.00 до 23.00 часов. За исключением сотрудников задействованных в первоначальных розыскных мероприятий, а также заступающих на службу согласно установленного графика работы.
- Личному составу учреждения произвести первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения и задержания осужденного Карабаева М.А.
- Заместителя начальника учреждения майора юстиции Асылханова А.М. назначить ответственным, по организации и проведению первоначальных розыскных мероприятий.
- Режимной группе учреждения произвести полный обыск жилых и производственных помещений учреждения.
- Отделу тылового обеспечения учреждения выдать дополнительно горюче-смазочных материалов, при этом закрепить служебный автотранспорт:
-
- Sang Yong-Action 849АR10 за оперуполномоченным оперативной группы старшим лейтенантом юстиции Кайржановым А.А.
- Shevrolet Aveo 464АК10 за оперуполномоченным режимной группы капитаном юстиции Ахметовым К.К.
- Запретить сотрудникам учреждения выезд за пределы города, за исключением лиц выполняющих служебные обязанности и командировок.
- Создать розыскные группы с закреплением старших групп:
-
- 1 группа: майор юстиции Ахметжанов Г.Г., капитан юстиции Аскаров А.И., старший группы майор юстиции Асатов А.А.,
- 2 группа: старший лейтенант юстиции Тулемисов А.П., сержант юстиции Парасов Г.Г., Тимуров Т.Г, старший группы капитан юстиции Ахметкадиев Г.С.
- 3 группа: сержант юстиции Сабиров С.В., сержант юстиции Женисов Г.П., старший группы лейтенант юстиции Асанов К.Т.
- Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
- Приказ объявить всему личному составу учреждения.
Начальник учреждения УК-161/11
полковник юстиции Ахметов С.С.