Шушикова Г. К. — Проректор-Директор Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;
Кемали Е. С. — начальник Центра исследования проблем уголовной политики и криминологии Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, кандидат юридических наук;
Ажибаев М. Г. — старший научный сотрудник Центра исследования проблем уголовной политики и криминологии Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
Шушикова Г.К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары Академиясының ведомствоаралық ғылыми-зерттеу институтының директоры-проректоры;
Кемали Е.С. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары Академиясының Қылмыстық саясат және криминология проблемаларын зерттеу орталығының бастығы, заң ғылымдарының кандидаты;
Ажибаев М.Г. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары Академиясының Қылмыстық саясат және криминология проблемаларын зерттеу орталығының аға ғылыми қызметкері.
G. K.Shushikova — Vice-rector-Director of the Interdepartmental research institute of the Academy of law enforcement Agencies under the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan;
E. S. Kemali — Head of the Center for research of problems of criminal policy and criminology of the Academy of law enforcement Agencies under the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan, candidate of law;
M. G. Azhibaev — senior researcher at the Center for the study of criminal policy and criminology of the Academy of law enforcement Agencies under the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan.
УДК 343.615.1
ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЫТКАМ В КАЗАХСТАНЕ
ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ АЗАПТАУЛАРҒА ҚАРСЫ ІС-ҚИМЫЛ МӘСЕЛЕЛЕРІ THE ISSUES OF COMBATING TORMENT IN KAZAKHSTAN Ключевые слова: права человека, пытки, жестокое обращение, государство, законодательство. Түйін сөздер: Адам құқықтары, азаптау, қатыгездік, мемлекет, заңнама. Keywords: Human rights, torment, hard treatment, state, legislation. В законодательстве Республики Казахстан понятие «пытка» появилось 21 декабря 2002 года, когда Уголовный кодекс был дополнен статьей 347-1, предусматривающей уголовную ответственность за применение пыток. Нельзя думать, что до введения данной статьи в Республике Казахстан государство закрывало глаза на незаконные действия должностных лиц, причинявших физическую и психическую боль и страдание путем систематического нанесения побоев или иных насильственных действий. В таких случаях действия виновных лиц ранее квалифицировались, как истязание с применением пыток (статья 107 Уголовного кодекса Республики Казахстан в редакции 1997 года)[1]. С приобретением независимости Казахстан стал полноправным членом ООН и ратифицировал множество международных актов в области защиты прав человека. Общеизвестно, что международным сообществом давно признаны недопустимыми пытки и жестокое обращение с гражданами, данный постулат зафиксирован в основополагающих политико-правовых актах. Так, статья 5 Всеобщей декларации прав человека закрепила, что: «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»[2]. Аналогичная норма сформулирована в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах[3]. Такая же норма закреплена и в статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[4]. В целях повышения эффективности борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире и в соответствии с провозглашенными в Уставе ООН принципами о признании равных и неотъемлемых прав всех, 10 декабря 1984 года была принята специализированная Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Согласно данной Конвенции, определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо, или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. Каждое государство-участник обязано предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией, и приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток[5]. К данной Конвенции Казахстан присоединился 29 июня 1998 года. В рамках реализации ратифицированной Конвенции в стране предпринят ряд шагов системного характера в области борьбы с пытками и другими видами жестокого обращения и наказания, как в законодательной, так и в институциональной и практической сферах. Статьей 17 Конституции установлено: «Достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»[6]. 21 ноября 2005 года ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах. Законом от 11 февраля 2009 года № 130-IV ратифицирован Первый Факультативный протокол, сделав возможным подавать жалобы в Комитет ООН по правам человека в случаях нарушений прав, предусмотренных Пактом, в том числе о запрете пыток. В соответствии с этим Казахстаном был учрежден Национальный превентивный механизм (НПМ), способствующий предупреждению пыток[7]. 21 декабря 2002 года были внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, в соответствии с которыми в уголовное законодательство введена статья 347-1, предусматривающая уголовную ответственность за применение пыток, а в уголовно-процессуальном законодательстве закреплена норма о недопустимости доказательств, полученных с применением пыток. Ранее, в 1999 году был принят Закон Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», закрепивший ряд гарантий соблюдения прав задержанных, в том числе и на защиту от пыток. В сфере институциональных реформ следует отметить, что 19 сентября 2002 года Указом Президента Республики Казахстан учреждена должность Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). Впоследствии создана рабочая группа по предупреждению пыток при Уполномоченном по правам человека (Омбудсмене) с участием представителей неправительственных правозащитных организаций, в задачу которых входит посещение мест содержания под стражей и подготовка рекомендаций по модели и процедуре создания национальных превентивных механизмов[8]. 16 января 2006 года был принят Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях», явившийся значительным шагом в совершенствовании системы правосудия. К определенным позитивным шагам можно отнести и создание в 2004-2005 годах системы общественных наблюдательных комиссий за местами содержания под стражей. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2005 года были утверждены Правила образования областных (городских республиканского значения) общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль. 1 января 2015 года введены в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленные на дальнейшую гуманизацию уголовного процесса. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 146 действующего Уголовного кодекса, определены не только сотрудники правоохранительных органов — следователи и лица, осуществляющие дознание, но и иные лица, с подстрекательства либо с молчаливого согласия которых была применена пытка. Кроме того, ужесточены санкции за указанное преступление, которое отнесено к категории тяжких с максимальным наказанием — до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Принято решение не применять за пытки институты срока давности и амнистии. В соответствии с европейскими стандартами уменьшены сроки задержания до 48 часов, несовершеннолетних — до 24 часов. По рекомендации Комитета ООН по улучшению мест содержания под стражей и переходу к покамерному содержанию в стране проведена реформа уголовно-исполнительного законодательства. В результате Казахстан добился существенного сокращения тюремного населения, что понизило место нашей страны в соответствующем мировом рейтинге. Так, по данным Генеральной прокуратуры на 100 тысяч населения в Казахстане приходится 156 осужденных, что соответствует 100-му месту в международном рейтинге по индексу тюремного населения. В данном рейтинге Казахстан опередил Израиль, Сингапур, Австралию и другие страны[9]. Академией правоохранительных органов в 2018 году разработана методика по расследованию заявлений о пытках на основе Стамбульского протокола, направленная во все правоохранительные органы и специализированные вузы для изучения и применения в практической деятельности. Таким образом, в части разработки механизма предотвращения пыток и других видов жестокого обращения и наказания в стране сделано немало. Теперь основной задачей является реализация всех новелл в правоприменительной практике и обеспечение эффективного предупреждения, раскрытия и расследования актов пыток. В этом плане Казахстан постоянно и последовательно использует возможности различных неправительственных международных организаций. Нужно учесть, что объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного права на защиту от пыток. При совершении данного преступления совершается посягательство и на другой объект — здоровье человека, поскольку потерпевший подвергается побоям, истязаниям или психическому воздействию. Анализ контента средств массовой информации в Республике Казахстан свидетельствует о том, что несмотря на проводимую в стране работу, факты жестокого обращения в стенах пенитенциарных учреждений имеют место. Например, с апреля по июль 2019 года осужденный колонии ЛА-155/8 в Алматинской области выложил около 40 видеозаписей с пытками осужденных в интернет-пространство (YouTube), вызвавшие большой общественный резонанс. По результатам расследования в феврале 2020 года семь сотрудников этого учреждения осуждены[10]. Как правило, пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающее достоинство обращения и наказания деяния применяются сотрудниками органов раскрытия и расследования преступлений, исправительных учреждений, работающих в режиме ограниченной гласности. Региональный директор Международной тюремной реформы «PenalReform International» (PRI) в Центральной Азии А. Шамбилов в своем интервью указывает, что в 2015 году по фактам пыток было возбуждено 640 уголовных дел. За неподтвержденностью в ходе расследования до суда дошло только 13 дел. За 6 месяцев 2016 года зарегистрировано 350 дел, а в суд передано только четыре. В целом в 2016 году в Казахстане было зарегистрировано 1460 правонарушений, связанных с пытками, в том числе в отношении женщин — 52, несовершеннолетних — 3. И только по 63 правонарушениям уголовные дела окончены производством. Получается, заключенные жалуются на пытки и жестокое обращение, но их никто не слышит[11]. По мнению руководителя общественного совета МВД РК профессора М. Когамова, в стране еще не создана практическая и прикладная ситуация, когда дела о пытках эффективно расследуются и доводятся до суда. Нам надо думать над тем, каким образом создать эффективный государственный механизм, который бы только занимался расследованием о пытках. Есть очень много недоработок по этому вопросу, это должна быть особая процедура в нашем законодательстве[12]. Согласно сведениям Комитета по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, зарегистрировано сообщений о пытках: в 2015 году — 116 фактов (направлено в суд 12 дел), в 2016 году — 78 (направлено в суд 11 дел), в 2017 году — 84 (направлено в суд 13 дел), в 2018 году — 73 (направлено в суд 10 дел), в 2019 г. зарегистрировано 86 преступлений, из которых окончено с направлением в суд лишь 15 дел. За 7 месяцев 2020 года уже зарегистрировано 102 факта, из них направлены в суд только 8[13]. Таким образом, исходя из вышеприведенных статистических данных, можно сделать вывод о том, что значительное количество дел прекращаются на стадии досудебного производства. Изложенное свидетельствует, что ряд рекомендаций Комитета ООН по пыткам все еще остаются невыполненными, в частности, отсутствует действенный механизм быстрого, беспристрастного и полного расследования заявлений, жалоб о пытках и жестоком обращении. На практике, сообщения о пытках обычно проверяются теми же ведомствами, в отношении сотрудников которых поступила жалоба. Проверки, как правило, носят закрытый, внутриведомственный и конфиденциальный характер. Заявления пострадавшего о медицинском освидетельствовании, вызове свидетелей, приобщении доказательств зачастую оставляются без внимания, он лишен доступа к материалам проверки, поэтому они заканчиваются прекращением уголовного дела. Сложившаяся атмосфера безнаказанности за пытки не позволяет наладить слаженный механизм предотвращения пыток. Из вышеизложенного можно сделать выводы, что за годы независимости Казахстана действительно принято множество законодательных и практических мер, направленных на предотвращения пыток и других видов жестокого обращения и наказания, а также защиты конституционных прав граждан. Однако правоприменительная практика указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства в этой сфере. В связи с этим, полагаем возможным внести следующие предложения: 1. Термин «пытка», используемый в международно-правовых актах, в правоприменительной практике ассоциируется как синоним слова «мучение», «страдание», когда причиняются психические или нравственные муки, поэтому не любое действие в виде побоев или иных насильственных действий органами уголовного преследования признаются пытками. Кроме того, следует учесть, что Конвенция ООН против пыток запрещает не только «пытки», но и «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание». В связи с этим, представляется целесообразным ст. 146 УК РК переименовать на «Пытки и жестокое обращение». Данное решение будет соответствовать требованиям ст. 16 Конвенции ООН против пыток, которая предусматривает ответственность за совершение и других актов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, не подпадающих под определение пыток, не повлекших тяжких последствий и не имеющих целей пыток. 2. В связи с тем, что многие исследователи предлагают рассмотреть вопрос о создании нового, совершенно независимого, эффективного государственного органа по расследованию фактов пыток, в качестве альтернативного варианта решения этого вопроса отнести данный вид преступления к категории дел частного обвинения. Это связано с тем, что какой бы не был создан правоохранительный орган, он становится органом уголовного преследования, тем более создавать самостоятельный независимый орган для расследования одной нормы Уголовного кодекса невозможно. Указание же в законе, что лицо, пострадавшее от пыток и жесткого обращения, вправе также обратиться в суд с правом частного обвинения в порядке ч. 2 ст. 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, устраняет всякие споры и сомнения, что многие дела о пытках не доходят до суда. 3. Расширить полномочия Уполномоченного по правам человека в соответствие с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы ООН, Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года). 4. Полномочия по регистрации и расследованию уголовных дел о фактах пыток возложить на специальных прокуроров органов прокуратуры. Указанные выше предложения, на наш взгляд, позволят усовершенствовать правовые основы и эффективно противодействовать пыткам и жестокому обращению. АННОТАЦИЯ Правовая политика государства всегда акцентирована на соблюдении прав граждан в ходе уголовного процесса, исполнении наказания, реализации принципов справедливости и законности. Вместе с тем, в ходе осуществления уголовного преследования, а также в рамках отбывания наказания осужденными, должностные лица, призванные защищать права всех без исключения граждан, допускают пытки и жестокое обращение в отношении данных лиц. В этой связи, правоохранительная система Республики Казахстан, несмотря на проводимые реформы в сфере соблюдения законности, нередко ассоциируется с карательной системой, попирающей демократические права и свободы человека. Актуальность статьи состоит в необходимости выработки новых действенных мер в вопросах предотвращения пыток и жестокого обращения. ТҮЙІН Мемлекеттің құқықтық саясаты әрқашан қылмыстық процесс барысында азаматтардың құқықтарын байқауға, жазаны орындауға, әділеттілік пен заңдылық қағидаттарын іске асыруға бас назар аударады. Сонымен бірге, қылмыстық қудалауды жүзеге асыру барысында, сондай-ақ сотталғандардың жазасын өтеу шеңберінде лауазымды адамдар барлық азаматтардың құқықтарын қорғауға шақырылады, осы адамдарға қатысты азаптауға және қатыгез қарым-қатынасқа жол береді. Осыған байланысты, Қазақстан Республикасының құқық қорғау жүйесі заңдылықты сақтау саласында жүргізіліп жатқан реформаларға қарамастан, көбінесе адамның демократиялық құқықтары мен бостандықтарына нұқсан келтіретін жазалау жүйесімен байланысты болады. Мақаланың өзектілігі азаптау мен қатыгездіктің алдын алу мәселелерінде жаңа тиімді шараларды әзірлеу қажеттілігінен тұрады. ANNOTATION The legal policy of the state is always focused on the observance of the rights of citizens in the course of criminal proceedings, the execution of punishment, and the implementation of the principles of justice and legality. At the same time, in the course of criminal prosecution, as well as in the course of serving sentences by convicted persons, officials who are called upon to protect the rights of all citizens without exception, allow torment and hard treatment of these persons. In this regard, the law enforcement system of the Republic of Kazakhstan, despite the ongoing reforms in the field of law enforcement, is often associated with a punitive system that tramples on democratic human rights and freedoms. The relevance of the article is the need to develop new effective measures to prevent torment and hard treatment.- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.) // http://adilet.zan.kz/rus/docs/31000100_(дата обращения 01.07.2020 г.).
- Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. // http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 02.01.2020).
- Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г., Нью-Йорк) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами — М., 1978. Вып. XXXII. С. 44.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
- Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией № 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1987. — № 45. — Ст. 747.
- Конституция Республики Казахстан // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_.
- Закон Республики Казахстан от 11 февраля 2009 года № 130-IV «О ратификации Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000130_ (дата обращения 01.07.2020 г.).
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000947_ (дата обращения 01.07.2020 г.).
- Казахстан занял 100-е место по индексу тюремного населения // https://regnum.ru/news/society/2820895.html (дата обращения 02.07.2020 г.).
- Пытки заключенных в Заречном: осуждены семь сотрудников колонии, 3 марта 2020 года // https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/pyitki-zaklyuchennyih-zarechnom-osujdenyi-sem-sotrudnikov-393414/ (дата обращения 02.07.2020 г.).
- Интервью Регионального директора Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии А. Шамбилова // https://www.zakon.kz/4851682-azamat-shambilov-dlja-rassledovanija.html (дата обращения 01.07.2020 г.).
- Когамов М. Ч. Лишь единицы уголовных дел о пытках доходят до суда в Казахстане 15 июля 2016 // https://www.zakon.kz/4806009-lish-edinicy-ugolovnykh-del-o-pytkakh.html (дата обращения 01.07.2020 г.).
- Информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, https://qamqor.gov.kz (дата обращения 02.07.2020 г.).