admin 01.04.2021

Мухидинова Г. Н. — преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных дис­цип­лин» Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Со­ветского Союза Т. Я. Бегельдинова

Мухидинова Г. Н. — Екі мәрте Кеңес Одағының Батыры Т. Я. Бигелдинов атын­дағы Әуе қорғанысы күштері Әскери институтының «Әлеуметтік-гума­нитарлық пәндер» кафедрасының оқытушысы

Mukhidinova G. N. — Lecturer of the Department of «Social and Humanitarian Disciplines» of the Military Institute of the Air Defense Forces named after twice Hero of the Soviet Union T. Ya.Begeldinov

УДК 341.48

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО В СЛУЧАЯХ ТЕРРОРИЗМА

ТЕРРОРИЗМ ЖАҒДАЙЫНДАҒЫ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ГУМАНИТАРЛЫҚ ҚҰҚЫҚ

INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN CASES OF TERRORISM

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается международное гуманитарное право в случаях терроризма. Международное гуманитарное право (МГП) называют правом воору­жен­ных конфликтов или правом войны, запрещает в период вооруженных конф­ликтов большинство деяний, которые были бы квалифицированы всеми как «терро­рис­тические», будь они совершены в мирное время. Тем самым МГП запре­щает совершать умышленные или прямые нападения на гражданское население или гражданские сооружения, а также нападения неизбирательного характера. Запрещается использование «живых щитов» и взятие заложников.

ТҮЙІН

Мақалада терроризм жағдайындағы халықаралық гуманитарлық құқық қарас­тырылған. Халықаралық гуманитарлық құқық (ХГҚ) қарулы қақтығыстар құқығы немесе соғыс құқығы деп аталады, қарулы қақтығыстар кезінде бейбіт уақытта жасалса да, барлығы «террористік» деп сараланатын көптеген әрекеттерге тыйым салады. Осылайша, ХГҚ бейбіт тұрғындарға немесе азаматтық құрылымдарға қаса­қана немесе тікелей шабуыл жасауға, сондай-ақ таңдамайтын сипаттағы шабуылдарға, «тірі қалқандарды» пайдалануға және кепілге алуға тыйым салады.

ANNOTATION

The article deals with international humanitarian law in cases of terrorism. International humanitarian law (IHL) is called the law of armed conflict or the law of war, which prohibits most acts during armed conflicts that would be qualified by everyone as «terrorist» if they were committed in peacetime. Thus, IHL prohibits deliberate or direct attacks on the civilian population or civilian structures, as well as attacks of an indiscriminate nature. The use of «human shields» and the taking of hostages is prohibited.

Ключевые слова: терроризм, международное гуманитарное право, конф­ликт, война, стратегия, договор, Интерпол, виновники.

Түйінді сөздер: терроризм, халықаралық гуманитарлық құқық, жанжал, со­ғыс, стратегия, келісім, Интерпол, кінәлілер

Keywords: terrorism, international humanitarian law, conflict, war, strategy, treaty, Interpol, perpetrators.

Международное гуманитарное право (МГП), которое иногда также называют правом вооруженных конфликтов, или правом войны, запрещает в период воору­женных конфликтов большинство деяний, которые были бы квалифици­рова­ны всеми как «террористические», будь они совершены в мирное время. В этом отношении МГП применимо как к регулярным вооруженным силам, так и к негосударственным вооруженным группам. В иных ситуациях террористические акты подпадают под действие других сводов законов, в частности под нацио­нальное уголовное законодательство.

Основной принцип МГП заключается в том, что лица, принимающие участие в вооруженном конфликте, должны всегда проводить различие между граж­данским населением и воюющими (комбатантами), а также между гражданскими сооружениями и военными объектами. Тем самым МГП запрещает совершать умышленные или прямые нападения на гражданское население или гражданские сооружения, а также нападения неизбирательного характера. Запрещается исполь­зование «живых щитов» и взятие заложников.

Терроризм — явление социальное, сложное, простое и четкое определение, которому международное сообщество еще не выработало, хотя в целом и сло­жилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего, речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент.

В целом давая оценку терроризму, следует отметить:

— всякий терроризм — это преступление;

терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или междуна­род­ными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильст­венных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству[1];

— терроризм — это применение или угроза применения насилия, как правило, направленного против жизни людей;

— терроризм — это средство достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты законными средст­вами;

— терроризм — это стратегия, которую используют организованные группы в течение какого-либо времени, в соответствии с принятой программой;

— террористические акты часто направлены на посторонних людей, которые к предмету интереса террористов не всегда имеют непосредственное отношение или же не имеют влияния на него, террористы зачастую наносят удары, не выбирая жертв;

— терроризм используется для нагнетения страха, что само по себе позволяет достичь поставленной цели;

— терроризм — это тотальная война, где цель оправдывает любые средства;

— терроризм — это явление вненациональное и внерелигиозное.

Вопросы борьбы с терроризмом имеют особую актуальность, особенно в пос­лед­нее время, когда участились случаи террористических актов в Москве, поли­тических переворотов в Киргизии, а также других странах, находящихся в пригра­ничных регионах с Казахстаном. Современные вызовы преступности вынуждают перес­мотреть существующие подходы в решении проблем борьбы с преступ­ностью в целом, особенно с проявлениями терроризма, религиозного экстремизма, проявляющегося в самых различных его видах: этнический, политический, исламс­кий, буддистский, христианский, иудаистский, сатанинский и ряд других[2].

Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. Казахстан решительно осуж­дает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллек­тивных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением. Казахстан неу­кос­нительно выполняет требования Резолюции Совета Безопасности ООН и еже­годно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртер­рорис­тический Комитет ООН[3].

Казахстан присоединился к международным универсальным конвенциям о борь­бе с терроризмом, Список конвенций можно привести в хронологическом порядке:

  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., дата присое­ди­нения — 1994 г.);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслужи­вающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвен­цию о борь­бе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., усовершенствована 24 февраля 1988 г., дата присоединения — 1994 г.);
  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 де­кабря 1970 г., дата присоединения — 1994 г.);
  • Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на бор­ту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г., дата присоединения — 1994 г.);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обна­ружения (Монреаль, 1 марта 1991 г., дата присоединения — 1994 г.);
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зую­щихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г., дата присоединения — 1996 г.);
  • Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г., дата присоединения — 1996 г.);
  • Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 12 ян­варя 1998 г., дата присоединения — 2002 г.);
  • Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10 января 2000 года, дата присоединения – 2002 г.);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­нос­ти морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения — 2003 г.);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­нос­ти стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения — 2003 г.);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980 г., дата присоединения — 2004 г.);
  • Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г., дата присоединения — 2005 г.)[4].

Вышеперечисленные договора являются неотъемлемой частью того целого ме­ха­низма, который помогает нашей республике бороться с терроризмом и сот­руд­ничать в борьбе с этим чудовищным преступлением.

На фоне происходящих событий в Казахстане усиливается международное сот­рудничество в борьбе с терроризмом, которое осуществляться в полном соот­ветст­вии с нормами международного права. В соответствии с решениями Совета безопасности ООН в стране налажена система противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций. Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время дея­тель­ностью Антитеррористического центра Содружества Независимых Госу­дарств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терро­ризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.

Проведенный по инициативе Казахстана в июне 2002 года первый САММИТ СВМДА принял итоговый документ — Алматинский акт, в котором были обозна­чены важнейшие принципы противодействия терроризму. Было подчеркнуто, что борьба с терроризмом должна стать по своему характеру и уровню глобальной, всесторонней и последовательной, а не избирательной и дискриминационной.

Первостепенной задачей независимого Казахстана является правовое регули­рование терроризма. Размеры и сложности проблемы терроризма и других прес­туп­лений, посягающих на мирную жизнь человечества, получивших распрост­ранение во всем мире, приобрели также особое значение в политической жизни Республики Казахстан. Казахстан стал членом Интерпола 4 ноября 1992 года[5]. В этой связи, правительство Казахстана создаёт Национальное Бюро Интерпола, а также принимает Закон «О противодействии терроризму»[6], который затрагивает правовые аспекты борьбы правоохранительных органов с терроризмом. В рамках этой организации Комитет Национальной Безопасности (КНБ) сотрудничает со спец­службами США, ФРГ, Франции и Великобритании в области противо­дейст­вия международным террористическим организациям.

В декабре 2003 года в стране создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма, а также утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Ка­захстан на 2013-2017 и 2018-2022 годы». В рамках реализации данных программ государственными органами принимается ряд мер, направленных на обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма[7].

Но для нашего общества всегда оставалось проблемой понять, кто они, казахс­танские террористы, и почему они вовлечены в эту идеологию. Конечно, полное исследование этого явления в открытом доступе сделать в наших условиях трудно, поэтому в наших силах лишь обзоры тех данных, которые удается найти. К при­меру, можно охарактеризовать состав террористов на основе данных Комитета пра­вовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК — это только цифры, но и они могут ответить на некоторые вопросы.

Сколько же у нас в стране террористов? За последние семь лет их было зафик­си­ровано 307 человек, из которых 258 привлечено к уголовной ответственности, а 49 освобождено от нее. Террористы составляют всего 0,071 % от общего коли­чества осужденных преступников в стране, то есть 1 человек из 1408 — это нем­ного. В год привлекалось к уголовной ответственности от 8 до 98 человек, а в среднем примерно 37 человек (см. табл. 1)[8].

Возрастной состав террористов укладывается в пару возрастных диапазонов — мизерное количество несовершеннолетних и людей старше 50 лет и основная масса — в возрасте 21-29 и 30-39 лет (см. табл. 2)[9].

Если отдельно выделить из террористов молодежь, то есть, по казахстанскому определению, людей в возрасте от 14 до 29 лет, то видно, что их общая доля состав­ляет не менее 54 %, а на пике в 2012 году была практически 75 %[10].

Это связано с двумя вещами:

Идеология экстремизма в основном действует на молодых людей с неустояв­шим­ся мировоззрением и малым жизненным опытом.

Экстремисты зрелого и пожилого возраста обычно остаются за кулисами, отправляя на убой «пехоту» из молодежи, поэтому редко попадаются правоохра­ни­тельным органам.

Тем не менее, говорить о том, что молодежь охвачена экстремизмом, нельзя — численность экстремистов слишком мала, чтобы представлять какую-то либо реаль­ную тенденцию. К примеру, из 307 совершивших преступления учащихся было всего четверо. Так что учебные заведения пока находятся вне зоны риска — особенно после того, как там были введены должности помощников ректора по режиму. Да и если сравнить с общей преступностью, то особых отличий нет — в 2014 году количество молодежи среди совершивших преступления, связанные с терроризмом, составляет 54 %, а среди общего количества совершивших преступ­ления — 52 %. Два процента — разница весьма невелика.

Социальный состав террористов гораздо более нагляден, чем возрастной. Как видно, 88% из них составляют безработные, а 10 % — рабочие. Остальные катего­рии занимают чуть более 2 %. Практически не вовлечены в терроризм военнослу­жащие и государственные служащие — что хорошо, так как именно такие катего­рии сообщников помогают террористам лучше скрываться, доставать оружие и расп­ространять свое влияние. (см. табл. 3).

Образовательный состав также довольно похож на социальный состав: 77,9 % со средним и средним специальным образованием, 3,6 % — вообще без обра­зова­ния, 18,6 % — с высшим образованием[11].

Таблица 1

Год За терроризм Всего привлечено к ответственности преступников Доля террористов %
Всего Привлечено к уголовной ответственности Освобождено от уголовной ответственности
2008 9 9 0 58362 0,015
2009 24 19 5 59226 0,032
2010 8 8 0 56383 0,014
2011 44 33 11 51151 0,065
2012 114 98 16 45731 0,214
2013 71 56 15 50135 0,112
2014 37 35 2 44179 0,079
Всего 307 258 49 365167 0,071

Таблица 2

Год Несовершеннолетних 18-20 лет 21-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше
Всего 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет
2008         1 4 4      
2009         3 11 7 2 1  
2010           5 3      
2011         2 24 13 5    
2012 2     2 10 73 22 7    
2013 1     1 14 32 14 7 2 1
2014 1     1 2 17 12 5    
Всего 4     4 32 166 75 26 3 1
Доли, % 1,29 0,00 0,00 1,29 10,29 53,38 24,12 8,36 0,96 0,32

Таблица 3

Пять лет назад в течение двух месяцев в казахстанских городах Актобе и Алматы — произошли террористические акты. Часть виновников была ликвиди­ро­вана спецслужбами в ходе спецопераций, другая — отбывает наказание.

Обобщая все данные, можно прийти к простому выводу — террористы в Казахстане — это молодые люди, пытавшиеся найти место в жизни и не нашедшие его, чаще всего безработные, не имеющие денег, хорошего образования и перспек­тив. Учтя люмпенизацию и количество безработных в стране, надо отметить, что питательная среда для терроризма есть, и она будет только расти. Основу из под террористического подполья можно выбить, только дав молодежи конкурен­тоспособное образование, нормальные социальные условия и работу.

  1. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I «О противодействии терроризму (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2020 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013957.
  2. Интернет-ресурс: https://wok.kz/diplomat/281/anti/anti_terror.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. Борьба с международным терроризмом в республике Казахстан // https://articlekz.com.
  6. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I «О противодействии терроризму (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2020 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013957.
  7. Как в Казахстане наказывают за терроризм и экстремизм // https://informburo.kz.
  8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (данные Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК) // https://www.gov.kz/memleket/entities/prokuror?lang=ru.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*