МРНТИ 10.16.02
УДК 342.5
Зудин Д. С. — Санкт-Петербургская юридическая академия (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург)
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам развития и организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, российское государство признает и гарантирует местное самоуправление, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако входят в единую систему публичной власти, основными задачами которых являются решения вопросов местного значения. В законодательство о местном самоуправлении ежегодно вносятся дополнения и изменения, однако взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления не всегда является гибким и эффективным, в то время как у муниципалитетов зачастую не хватает экономических и политических ресурсов для решения проблем жителей того или иного муниципального образования, в особенности у менее крупных муниципальных образований. Одним из основных направлений работы органов федеральной власти является повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Автор данной статьи постарается дать оценку эффективности работы российского государства в этом направлении. Актуальность данной статьи обуславливается тем, что, согласно вносимым изменениям в федеральное законодательство о местном самоуправлении, с 2023 года в России может вступить основная часть положений законопроекта, вводящего одноуровневую систему местного самоуправления, что, безусловно, является предметом для изучения в данной статье.
Ключевые слова: демократия, муниципальное право, Конституция, местное самоуправление, органы местного самоуправления, законодательство о местном самоуправлении, муниципальные выборы.
Зудин Д. С. — Санкт-Петербург Заң Академиясы (Ресей Федерациясы, Санкт-Петербург қ.)
РЕСЕЙ ФЕДЕРАЦИЯСЫНДА ЖЕРГІЛІКТІ ӨЗІН-ӨЗІ БАСҚАРУДЫ ҰЙЫМДАСТЫРУ ЖӘНЕ ДАМЫТУ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Түйін. Бұл мақала Ресей Федерациясында жергілікті өзін-өзі басқаруды дамыту мен ұйымдастырудың өзекті мәселелеріне арналған. Ресей Федерациясының Конституциясына сәйкес, Ресей мемлекеті жергілікті өзін-өзі басқаруды мойындайды және кепілдік береді. Жергілікті өзін-өзі басқару органдары мемлекеттік органдар жүйесіне кірмейді, бірақ олар мемлекеттік биліктің бірыңғай жүйесіне кіреді, олардың негізгі міндеттері жергілікті маңызы бар мәселелерді шешу болып табылады. Жергілікті өзін-өзі басқару туралы заңнамаға жыл сайын толықтырулар мен өзгерістер енгізілуде, алайда мемлекеттік органдар мен жергілікті өзін-өзі басқарудың өзара әрекеті әрдайым икемді және тиімді бола бермейді, ал муниципалитеттерде белгілі бір муниципалитеттің тұрғындарының мәселелерін шешуге экономикалық және саяси ресурстар, әсіресе, кішігірім муниципалитеттерде жетіспейді. Федералды билік органдарының жұмысының негізгі бағыттарының бірі — жергілікті өзін-өзі басқару органдарының тиімділігін арттыру. Осы мақаланың авторы Ресей мемлекетінің осы бағыттағы жұмысының тиімділігіне баға беруге тырысады. Бұл мақаланың өзектілігі — осы мақалада зерттелетін тақырып жергілікті өзін-өзі басқару туралы федералдық заңнамаға енгізілген өзгерістерге сәйкес, 2023 жылдан бастап Ресейде жергілікті өзін-өзі басқарудың бір деңгейлі жүйесін енгізетін заң жобасының ережелерінің негізгі бөлігі ретінде енгізілуі мүмкін.
Түйінді сөздер: демократия, муниципалдық құқық, Конституция, жергілікті өзін-өзі басқару, жергілікті өзін-өзі басқару, жергілікті өзін-өзі басқару заңнамасы, муниципалдық сайлау.
Zudin D. S. — Saint Petersburg Law Academy (Russian Federation, Saint Petersburg)
ISSUES OF ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. This article is devoted to topical issues of development and organization of local government in the Russian Federation. According to the Constitution of the Russian Federation, the Russian state recognizes and guarantees local government, local government bodies are not part of the system of state authorities but are part of a single system of public power, whose main tasks are to solve issues of local importance. The legislation on local government is supplemented and amended annually, but the interaction of state authorities and local government is not always flexible and effective, while municipalities often lack economic and political resources to solve the problems of residents of a municipality, especially smaller municipalities. One of the main areas of work of federal authorities is to improve the efficiency of local government. The author of this article will try to assess the effectiveness of the work of the Russian state in this direction. The relevance of this article is due to the fact that, according to the amendments to the federal legislation on local self-government, since 2023, the main part of the provisions of the draft law introducing a single-level system of local government may enter Russia, which, of course, is the subject for study in this article.
Keywords: democracy, municipal law, constitution, local government, local government bodies, legislation on local government, municipal elections.
Введение. По данным федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации насчитывается более двадцати тысяч муниципальных образований во всех субъектах Российской Федерации. В более чем двадцати тысячах муниципальных образований, также по данным федеральной службы государственной статистики, проживает около 147 миллионов человек. Подавляющее число жителей Российской Федерации проживает в городской местности, более точные данные представлены в таблице.
Таблица 1.
Соотношение городского и сельского населения, данные Росстата
Несмотря на то, что большинство жителей России живет в городах, огромное количество жителей (более 37 миллионов граждан Российской Федерации) проживают в сельской местности. Важно отметить, что жители как сельской, так и городской местности имеют своих представителей в своих муниципальных образованиях, имеют свои местные администрации и могу осуществлять местное самоуправление. Принципы Конституции[1] наделяют правом всех жителей Российской Федерации участвовать в осуществлении местного самоуправления.
В каждом регионе Российской Федерации работа органов местного самоуправления, муниципальных депутатов направлена на реализацию потребностей жителей каждого муниципального образования. Местная власть существует как в крупных городах, так и в менее многочисленных населенных пунктах страны. На сегодняшний день в России, в соответствии с федеральным законом о «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2], насчитывается множество видов муниципальных образований, однако российский законодатель стремится сократить их виды, предлагая ввести одноуровневую систему муниципальных образований, о чем в данной статье будет говориться более детально, поскольку такая реформа является отдельным предметом для изучения и анализа.
Таблица 2.
Изменение количества МО по данным Минюста РФ
Количество муниципальных образований, в т.ч. |
по состоянию | |
на 1 января 2020 г. | на 1 января 2021 г. | |
муниципальных районов | 1 667 | 1 593 (–74) |
городских поселений | 1 392 | 1 327 (–65) |
сельских поселений | 16 800 | 16 235 (–565) |
муниципальных округов | 39 | 113 (+74) |
городских округов | 632 | 627 (–5) |
городских округов с делением | 3 | 3 (без изменений) |
внутригородских районов | 19 | 19 (без изменений) |
внутригородских территорий | 267 | 267 (без изменений) |
ВСЕГО | 20 819 | 20 184 (–635) |
Деятельность и организация системы местного самоуправления в любой стране является важнейшим фактором для определения темпов социально-экономического развития государства, уровня жизни рядовых граждан, поддержания предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса. Реформирование системы организации и развития местного самоуправления является одной из важнейших задач для современного российского государства.
Местное самоуправление призвано решать ряд важнейших задач, среди которых: обустройство и благоустройство территорий, организация предоставления и общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего образования, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и ряд других полномочий, определенных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований. Немаловажно указать на тот факт, что до 1 января 2019г. в сравнении с первоначальной редакцией Закона количество вопросов местного значения сельского поселения увеличилось с 22 до 39[3].
Местная власть не является государственной и между ними существует разграничение. То есть, она в той или иной степени автономна, однако ее независимость очень относительна, поскольку государство законодательно определяет пределы полномочий органов местного самоуправления. То есть, институт местного самоуправления привязан к государственной власти. Такой подход является объективно приемлемым, поскольку в международно-правовом опыте построения федеративного государства, органы местного самоуправления полностью не являются автономными, однако они должны быть автономными в той мере, в которой это необходимо для демократического развития государства, местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны строго соблюдать Конституцию и законодательство своей страны, вступать в правовые отношения с органами государственной власти.
Материалы и методы. Современная Россия, являясь неотъемлемой частью европейской цивилизации и мирового сообщества, закрепив в современной Конституции институт местного самоуправления, федеральным законом от 11 апреля 1998 года ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления[4]. Российская Федерация, ратифицировав Европейскую хартию, признала на международном уровне, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ демократического устройства страны, а также признала права граждан участвовать в управлении делами государства на местном уровне. Кроме того, российское государство основывается и на том принципе, что органы местного самоуправления должны формироваться демократическим путем. Учитывая международно-политическую обстановку, актуальным становится вопрос соотношения норм международного права, в том числе и Европейской хартии местного самоуправления, с национальным законодательством Российской Федерации. В этом смысле представляется правильным и обоснованным по смыслу российского закона, а также в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года № 21-П, что нормы международного права являются составной частью системы национального права Российской Федерации. Таким образом, Россия и дальше будет поддерживать европейские основополагающие начала организации местного самоуправления, основываясь на принципах демократии в области решения вопросов организации местного самоуправления.
Местное самоуправление в его конституционном предназначении должно прежде всего обеспечить единство российского государства. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. В Российской Федерации проживает почти 200 народов и народностей, на многих территориях имеются свои национальные особенности. Местные власти должны поддерживать, охранять и уважать местные национальные особенности, поддерживать культуру в соответствии с Уставами муниципальных образований, беречь и охранять свою символику. Отметим, что Россия — федеративное государство. Как отмечает А. Н. Кокотов, если субъекты Российской Федерации есть способ децентрализации страны, то муниципальные образования — это способ децентрализации субъектов Российской Федерации[5]. Отметив важную роль местного самоуправления, следует остановиться на актуальности выбранной тематики, обусловить текущее положение развития местного самоуправления в Российской Федерации, проведя анализ федерального законодательства, иных нормативно-правовых актов, а также изучив и оценив эффективность работы органов местного самоуправления, основываясь на статистике и реальных фактах.
Таким образом, в соответствии с конституционным предназначением местного самоуправления в целом, именно жители должны решать вопросы местного значения, в особенности через своих представителей, выбираемыми в местные советы. Следует отметить, что после принятия Федерального конституционного закона от 14 марта 2020 г. № ФКЗ-1, Глава 8 Конституции дополнилась статьей 132, в которой указано, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Как подчеркнул в своем Заключении от 16 марта 2020 года № 1-З Конституционный Суд Российской Федерации, единство системы публичной власти не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и не лишает их конституционно закрепленной самостоятельности. Таким образом, измененная и дополненная Конституция не потеряла смысл самостоятельности органов местного самоуправления, а местное самоуправление, по мнению Конституционного суда, является неотъемлемой частью общей федеративной архитектуры российского государства
Хотелось бы отметить, что в жизни всей страны немаловажную роль играют муниципальные выборы. Ежегодно в Российской Федерации проводятся выборы десятках и сотнях местных советах, в городских думах крупных городов. Муниципальные депутаты в соответствии с российским законодательством осуществляют свою деятельность на общественных началах, как правило, не получая заработную плату за свою деятельность, и осуществляют свою депутатскую деятельность на непостоянной основе. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ, заработную плату может получать 10 % от состава совета депутатов. Например, если в составе совета 10 депутатов, то, как правило, заработную плату получает лишь глава совета, если в составе совета 20 депутатов, то заработную плату может получать глава совета и еще один муниципальный депутат. Однако в соответствии с региональным законодательством, во многих субъектах Российской Федерации муниципальные депутаты имеют ряд социальных льгот. Так, например, в соответствии с региональным Законом Санкт Петербурга[6], депутату муниципального совета, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация в связи с осуществлением им своего мандата.
Проблематикой депутатской деятельности на местном уровне обуславливается тем, что местные представители имеют весьма ограниченное количество возможностей для решения проблем своих избирателей, что может не соответствовать заявленным обещаниям в ходе предвыборной кампании кандидата в муниципальные депутаты. Однако местные депутаты призваны решать некоторые сложные и важные задачи, среди которых, например, принятие бюджета муниципального образования. То есть, именно местный совет решает и определяет, в каких направлениях будут тратиться бюджетные средства муниципального образования. Набор прав и обязанностей строго определен в федеральном законодательстве, также их права и обязанности устанавливаются региональным законодательством, уставами муниципальных образований.
Наиболее важной и актуальной на сегодняшний день остается проблема, связанная с процедурой отзыва депутата, должностного лица местного самоуправления. Процедура отзыва депутата регламентируется ст. 24 Федерального закона 131-ФЗ, однако она должна быть урегулирована законами субъектов Российской Федерации и Уставами муниципальных образований. Проведя анализ уставов муниципальных образований на примере республики Тыва, можно отметить, что в большинстве уставов муниципальных образований не соблюдается требования федерального и регионального законодательства. Такие условия делают отзыв депутата невозможным. Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации не принят соответствующий региональный закон. Для устранения проблемных моментов, рассмотренных в этом вопросе, представляется правильным главам всех муниципальных образований в Российской Федерации взять на контроль процедуру внесения соответствующих изменений в уставы муниципальных образований.
Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов российского избирательного права[7]. Это обоснованно законодательством Российской Федерации, Конституцией, на чем делает акцент И. И. Овчинников. Проблемой в области муниципальных выборов выступает и незнание населением своих представителей на местном уровне, что подтверждается невысокой явкой на выборах муниципальных депутатов. Так, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, явка на муниципальные выборы в Москве составила всего 33,9 %. Учитывая тот факт, что Москва является федеральным центром и столицей России, такая явка представляется весьма невысокой.
Важным этапом в ходе реформирования избирательной системы стало упразднение избирательных комиссий муниципальных образований. До недавнего времени избирательные комиссии муниципальных образований существовали автономно и не входили в единую избирательную систему, они формировались самими муниципальными образованиями и отвечали за выборы в местные советы. Однако такая «автономность» не всегда положительно сказывалась на работе органов местного самоуправления, муниципальных советов, поскольку избирательные комиссии нередко необоснованно отказывали кандидатам в регистрации, что, например, ярко выражалось на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге в 2019 году, что неоднократно являлось предметом для рассмотрения на заседаниях Центральной избирательной комиссии.
Как отметили в Центральной избирательной комиссии, в единую систему публичной власти должны войти и избирательные комиссии. Теперь, в соответствии с изменениями в отдельные законодательные акты Российской Федерации, подписанные Президентом 14 марта 2022 года, упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований, а их полномочия передают территориальным избирательным комиссиям, которые входят в единую структуру избирательной системы. Это обуславливается изменениями в Конституцию в ходе общероссийского голосования по поправкам к Конституции России, проводимого 1 июля 2020 года. Такой подход представляется правильным, поскольку избирательные комиссии муниципальных образований зачастую были подконтрольны тем политическим силам, чьи выборы они организовывали. Такие доводы также подтверждаются позицией членов Центральной избирательной комиссии.
Результаты. Изучив реформу в избирательной системе, непосредственно касающуюся жизни местного самоуправления, изучим и проанализируем реформу о местном самоуправлении, подготовленной депутатом Государственной Думы П. В. Крашенинников и сенатором Совета Федерации А. А. Клишасом. Как уже было указано ранее, актуальность изучаемой темы обуславливается серьезными обсуждениями в федеральном центре о реформе местного самоуправления.
В декабре 2021 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». На данный момент проект федерального закона находится в стадии принятия в первом чтении, вопрос о запуске реформы остается открытым. О том, что проект федерального закона противоречиво проработан, свидетельствуют сотни поправок, предложенных субъектами законодательной инициативы. Отметим, что Правительство Российской Федерации, оставляя официальный отзыв на проект федерального закона, указала на ряд неточностей в законопроекте. Также в Правительстве указали, что поэтапное вступление в силу положений соответствующего Федерального закона при сохранении силы большей части положений Федерального закона № 131-ФЗ в течении всего переходного периода (до 1 января 2028 г.), могут повлечь конкуренцию норм двух Федеральных законов.
Федеральный закон не был принят в целом и в Российской Федерации еще не началась реформа местного самоуправления, а сам законопроект в той или иной степени потерял актуальность, поскольку по нему в Государственной Думе практически не ведется работы. Несмотря на то, что проект Федерального закона уже достаточно длительное время находится в стадии разработки, определим ключевые изменения, предлагаемые российским законодателем, ведь он предлагал ввести качественно новый Федеральный закон. Принятие нового законопроекта также было обусловлено огромным количеством изменений, которые вносились и продолжают вноситься в действующий Федеральный закон № 131-ФЗ.
Одним из главных изменений законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» является переход к одноуровневой системе местного самоуправления. Согласно концепции законопроекта, до 2028 г. все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации должны были быть ликвидированы. В соответствии с предлагаемыми изменениями, главы субъектов Российской Федерации могут участвовать в назначении и отрешать от должности глав муниципальных образований. Кроме того, в законопроекте предлагается наделить полномочиями глав субъектов Российской Федерации назначать глав администраций муниципальных образований, что входит в противоречие с принципами демократизма местного самоуправления и является весьма неоднозначным, в особенности учитывая изменения, касающиеся порядка вынесения главой субъекта Российской Федерации выговора или предупреждения за низкую эффективность в работе. Местное самоуправление входит в единую систему публичной власти, однако предлагаемые изменения в некотором смысле ставят под сомнения дальнейшее развитие автономности института местного самоуправления. Так, по самому смыслу существования местного самоуправления представляется, что глава муниципального образования должен нести ответственность перед жителями и местными депутатами, а не перед главой субъекта Федерации, поскольку такое положение напрямую сращивает государственную и местную власть, теряя правовой баланс.
Главы муниципальных образований осуществляют свои полномочия путем муниципальных выборов, их выбирают депутаты советов, а также они осуществляют свои полномочия путем прохождения конкурса и на местных сходах. Так, по последним данным Министерства юстиции Российской Федерации, из депутатов глав муниципальных образований выбирают наибольшее количество глав муниципальных образований (более 8000 тысяч представителей), по конкурсу проходят отбор более 7000 глав муниципальных образований, а на прямых выборах — более 4000 тысяч. Несмотря на то, что главы муниципальных образований по смыслу демократического строя Российской Федерации должны нести ответственность прежде всего перед избирателями, такой подход представляется вполне логичным и объяснимым, хотя в обществе и государстве имеются острые дискуссии насчет отмены прямых выборов глав муниципалитетов (мэров). Так, например, депутаты, избранные местным населением, в соответствии с Уставами своих муниципальных образований, а также являясь представителями жителей, могут иметь полномочия на избрание главы администрации, такой подход можно считать правильным. Однако избрание главы администрации путем конкурса представляется весьма спорным, однако, как отмечают в органах государственной власти, такой подход необходим для избрания наиболее эффективного и деятельного градоначальника. Однако, следует отметить, что глава муниципалитета должен нести ответственность за свою проделанную работу прежде всего перед жителями, а не перед теми, кто его назначил.
Изучив данные Министерства юстиции, продолжим анализ предлагаемого законодательства. Законодатель предлагает оставить три вида муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа, внутригородской территории городов федерального значения. Также в законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций — многоуровневых муниципальных образований — сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом. Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению, а также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах, избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому. Кроме того, авторы законопроекта заявили о том, что в случае принятия предлагаемого ими федерального закона, количество муниципальных образований сократиться в 2 раза. Сокращение количества муниципальных образований одновременно значительно снизит количество муниципальных служащих, что повысит местные и региональные бюджеты за счет сокращения их количества.
Представляется весьма затруднительным давать оценку предлагаемому авторами законопроекту, поскольку Российская Федерация уже 20 лет руководствуется Федеральным законом № 131-ФЗ и, следовательно, государство и общество привыкли к текущему устройству местного самоуправления[8]. С другой стороны, в нынешний закон за многие годы было внесено около 186 поправок, что доказывает актуальность назревших изменений. Кроме того, как отмечает доктор экономических наук В. Н. Климанов, реформа 2000-х годов о местном самоуправлении не была достаточно успешной.
Таким образом, предложенный законопроект является достаточно противоречивым, поскольку институт местного самоуправления в той или иной степени теряет свою автономность, а также неоднозначным с точки зрения юридической точности. Несмотря на то, что вопрос о реформе местного самоуправления в Государственной Думе был снят с повестки дня, он может стать актуальным в любой день, если законодатель посчитает необходимым принять новый Федеральный закон. Отметим, что проект федерального закона такого масштабного характера было бы правильно проводить, учитывая общественное мнение, мнение экспертов, глав регионов.
Заключение. Таким образом, изучив конституционное предназначение местного самоуправления, его государственно-правовые основы, дав оценку последним принятым изменениям в законодательство о местном самоуправлении, а также проанализировав возможное качественно новое изменение законодательства о местном самоуправлении, на наш взгляд, можно спрогнозировать дальнейшее развитие реформации местного самоуправления в Российской Федерации. Российскому государству, прежде всего субъектам законодательной инициативы, следует продолжать реформировать местное самоуправление и предлагать законодательную базу для повышения его эффективности, основываясь на международных принципах, заложенных в международно-правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией, а также основываясь на Конституционных принципах правового, суверенного и демократического государства.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
- Прокофьев С. Е. Система местного самоуправления: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 118 с.
- Европейская хартия местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ).
- Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Кокотова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 406 с.
- Закон Санкт Петербурга «О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга, члена выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборного должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 17.09.2008 (с изменениями на 21 декабря 2022 года).
- Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право: Учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 432 с.
- Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
References
- Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020 (s uchetom popravok, vnesennykh FKZ RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ30 dekabrya 2008 № 6-FKZ i № 8 – FKZ).
- Federal’nyy zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.01.2023).
- Prokof’yev S. Ye. Sistema mestnogo samoupravleniya: Uchebnoye posobiye dlya vuzov / Pod red. S. Ye. Prokof’yeva, O. V. Paninoy, S. G. Yeremina, N. N. Musinovoy. 2-ye izd. — M.: Izdatel’stvo Yurayt, 2023. — 118 s.
- Yevropeyskaya khartiya mestnogo samoupravleniya (ratifitsirovana Federal’nym zakonom RF ot 11 aprelya 1998 goda N 55-FZ).
- Kokotov A. N. Munitsipal’noye pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. A. N. Kokotova. 7-ye izd., pererab. i dop. — M.: Izdatel’stvo Yurayt, 2023. — 406 s.
- Zakon Sankt Peterburga «O garantiyakh osushchestvleniya polnomochiy deputata munitsipal’nogo soveta vnutrigorodskogo munitsipal’nogo obrazovaniya goroda federal’nogo znacheniya Sankt-Peterburga, chlena vybornogo organa mestnogo samoupravleniya v Sankt-Peterburge, vybornogo dolzhnostnogo litsa mestnogo samoupravleniya v Sankt-Peterburge» ot 17.09.2008 (s izmeneniyami na 21 dekabrya 2022 goda).
- Ovchinnikov I. I., Pisarev A. N. Munitsipal’noye pravo: Uchebnik i praktikum dlya vuzov. 4-ye izd., pererab. i dop. — M.: Izdatel’stvo Yurayt, 2023. — 432 s.
- Shashkova A. V. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran: Uchebnik dlya vuzov. 2-ye izd., ispr. i dop. — M.: Izdatel’stvo Yurayt, 2023. — 181 s.