Продолжение. Начало в «Мир Закона» № 3-4 (215-216), 2020, № 5-6 (217-218), 2020, № 7-8 (219-220), 2020
Максименко Е. И. — доцент кафедры «Организации судебной и прокурорско-следственной деятельности» Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук
Максименко Е. И. — Орынбор мемлекеттік университетінің «Сот және прокурорлық-тергеу қызметін ұйымдастыру» кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты
Maksimenko E. I. — associate professor of the Department of organization of judicial and prosecutorial investigative activities Orenburg state University, candidate of pedagogical sciences
ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
САЛЫҚТЫҚ ӘКІМШІЛЕНДІРУДІҢ ЭТИКАЛЫҚ-ҚҰҚЫҚТЫҚ БАСТАУЛАРЫ
ETHICAL AND LEGAL PRINCIPLES OF TAX ADMINISTRATION
4. Нравственное содержание налоговых процедур
4.1. Понятие налоговых процедур и налоговых производств
Нормативные правила и усмотрения пронизывают контрольно-надзорную деятельность. И здесь важно не допустить нарушения нормативных правил поведения, неупорядоченность выполняемых действий, а то и злоупотребление. Эту задачу в немалой степени решают грамотно разработанные налоговые процедуры — специфические разновидности юридических процедур.
Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский[1] вслед за М. И. Байтиным и О. В. Яковенко[2] рассматривают правовые процедуры как установленный нормами права специальный порядок выполнения юридической деятельности, направленной на обеспечение применения норм материального права, реализацию конкретных материальных правоотношений. В целях защиты от возможных правонарушений указанный порядок охраняется юридическими санкциями.
У российских юристов нет сомнения в том, что понимание процедуры (процедурных правил) подразумевает порядок.
Налоговое процедурное право включает в себя различные налогово-правовые нормы материального и процессуального характера, их назначение заключается в выявлении и обеспечении установленного порядка осуществления обязательных и деликтных отношений в налоговом праве.
Налоговые процедуры закреплены в законодательстве о налогах и сборах и составленных на его основе положениях, правилах, регламентах и соглашениях государственных органов о совместной деятельности. При «конструировании» той или иной процедуры изначально принимается во внимание компетенция ФНС России и ее территориальных органов (их должностных лиц), их функции и полномочия, круг регулируемых ими правоотношений. При этом обязательно принимаются в расчет такие сегменты деятельности субъектов права, которые потребуют стабильных и систематически применяемых юридических действий и актов.
Вместе с тем, обращает внимание Ю. А. Тихомиров: «Публичный интерес нельзя понимать только как интерес государства, отделенный от интересов граждан <…> и общества. Публичный интерес <…> есть общесоциальный интерес, отражающий в концентрированной форме весь спектр интересов общества»[3].
И управленческий процесс, как разновидность юридического процесса, и налогово-правовые процедуры, содержат процессуальные нормы, но их назначение и функциональная природа далеко не одинаковы.
Приведем примерный перечень основных налоговых процедур:
1) постановка на налоговый учет;
2) предоставление отчетности и декларирование;
3) информирование и уведомление участников налоговых правоотношений;
4) изменение сроков налоговых обязательств;
5) возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов;
6) производство бесспорного взыскания;
7) производство по применению обеспечительных санкций;
8) производство камеральных проверок;
9) производство выездных налоговых проверок;
10) предварительное (досудебное) налоговое производство[4].
В законодательстве о налогах и сборах различаются материальные процедуры и налоговые процедуры, регулируемые налоговым процедурным правом.
Налоговая процедура, понимаемая как налоговый процесс (в силу ее особого характера), затрагивает урегулирование лишь конкретной, довольно тесной области налоговых правоотношений. Налоговый процесс, как правовой институт, предназначен для регулирования отношений, связанных с применением мер налогово-правового принуждения и, кроме того, с разрешением налогово-правовых споров.
Д. В. Винницкий выделяет в структуре особенной части налогового процедурного права налоговые общерегулятивные и налоговые охранительные процедуры.
К общерегулятивным процедурам он относит: учетное налоговое производство (постанову на учет, отчетность и декларирование, информирование и уведомление, учет расходов на потребление); корректирующее налоговое производство (изменение сроков исполнения налоговых обязательств, возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных сумм).
К налоговым охранительным процедурам — налоговое обеспечительное производство (производство бесспорного взыскания, производство по применению обеспечительных санкций); налоговое контрольное производство (камеральное контрольное производство, выездное контрольное производство); налоговое юрисдикционное производство <налоговый процесс> (предварительное налогово-юрисдикционное производство, судебное налоговое производство)[5].
Налоговые процедуры не лишены законодательно закрепленных этических начал их реализации, о чем мы поговорим позже.
В. В. Путин, будучи Президентом Российской Федерации, еще в 2005 году в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации обратил внимание на де-факто, когда административные органы государства намеренно (корыстно или нет) ущемляют права граждан и организаций, превыше всего ставя интересы государства либо, что совсем гнусно, свои собственные интересы. «И поэтому, — заявил В. В. Путин, — современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества — языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии»[6].
Создание эффективной организации работы налоговых и таможенных органов В. В. Путин назвал «системообразующей» задачей «в сфере развития государства», полагая, «что приоритетом в деятельности налоговых и таможенных органов должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было «планов» по сбору налогов и пошлин <…>. Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения …»[7].
Все же следует признать, что буквально в последние годы качество обслуживания налогоплательщиков, уровень культуры налогового администрирования, в целом, несомненно, повысились. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые акты Минфина России, ФНС России последних лет и практика их исполнения налоговой администрацией.
4.2. Этические начала общерегулятивных процедур
В этом и следующем параграфах рассмотрим наиболее важные положения части первой Налогового кодекса, характеризующие состояние этических начал в налогово-процедурных отношениях. Для чего обратимся к нормоустановлениям, содержащим концептуальную сущность этических начал налоговых процедур.
Изложение этических начал общерегулятивных процедур начнем с учетного налогового производства.
Постановка на учет (ст. ст. 83-86 НК РФ).
На основании заявления лиц и представленных ими необходимых документов налоговый орган обязан обеспечить их постановку на учет (снятие с учета), в подтверждение юридического факта выдать: физическому лицу — свидетельство, организации — уведомление.
Сведения о налогоплательщике со времени постановки его на учет в налоговом органе становятся налоговой тайной, не подлежащей разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, должностное лицо налогового органа не может использовать или передавать другому лицу, ставшие ему известными сведения, составляющие производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Такие сведения имеют особый режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют ограниченный круг должностных лиц налоговых органов.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ, — только по мотивированному запросу налогового органа.
Указанные справки и выписки налоговыми органами могут быть запрошены не в любых случаях, а в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). А также в случаях вынесения решений: о взыскании налога, о приостановлении операций, об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Отчетность и декларирование (ст. ст. 80, 81 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В то же время, налогоплательщику предоставлено право давать пояснения налоговым органам и их должностным лицам по исчислению и уплате налогов.
В налоговый орган не предоставляются налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанностей по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
У налогоплательщика есть возможность выбора формы и способа предоставления декларации в налоговый орган: на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация может быть предоставлена налогоплательщиком в налоговый орган как лично, так и через своего представителя, направлена в виде почтового вложения с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
В принятии налоговой декларации, составленной по установленной форме, налоговый орган отказать налогоплательщику не может и обязан по просьбе налогоплательщика подтвердить факт принятия декларации и дату ее получения.
По общему правилу Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации, а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением, уплатой налогов и сборов.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик справедливо освобождается от ответственности. В том случае, если уточненная налоговая декларация представлена налогоплательщиком до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации (ошибок, приводящих к занижению подлежащей оплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки).
Если же уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации:
- до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполного отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период. При условии, что до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующей пени;
- после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Уведомление (абзац первый ст. 52, глава 10 НК РФ).
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях же, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В такой ситуации налоговый орган не позднее 30-ти дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указывается размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога.
Как видно, процедура и цель требования об уплате налога заключаются в уведомлении налогоплательщика (в его интересах) о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.
Такое требование направляется налогоплательщику, когда у него образовалась недоимка.
Во всех случаях требование должно содержать данные об основаниях взимания налога, ссылку на нормы законодательства о налогах и сборах, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. Для уплаты налога, указанного в требовании, налогоплательщику отводится достаточный срок (10 календарных дней с даты получения требования). В требовании может быть указан более продолжительный период времени.
В случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) уточненное требование.
Перейдем к корректирующему налоговому производству.
Изменение сроков исполнения налоговых обязательств (ст. ст. 63, 64, пункты 5 и 6 ст. 68 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
С позиций этического подхода законодателя к решению вопроса о предоставлении заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога выделим следующие основания (указаны в ст. 64 НК РФ):
- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
- если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, предусмотренным в первых двух ситуациях, то проценты на сумму задолженности не начисляются.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган может принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановления уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.
Возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных сумм (ст. ст. 78, 79 НК РФ).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом известном ему факте излишней уплаты налога налогоплательщиком, излишнего взыскания налога.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или другим налогам, погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (с начисленными на нее процентами).
4.3. Этические начала охранительных процедур
Налоговое обеспечительное производство
Производство бесспорного взыскания (ст. ст. 45-48, 75 НК РФ).
Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позже 2-х месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое по истечении данного срока, недействительно и не подлежит исполнению.
Должностные лица налоговых органов, равно как и таможенных органов, не имеют права на приобретение имущества налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что решением налогового органа либо суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на его имущество. В данной ситуации пени не начисляются на весь период действия указанных обстоятельств.
Пени не начисляются на сумму недоимки, образовавшейся у налогоплательщика вследствие выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) и по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Производство по применению обеспечительных санкций (ст. ст. 76, 77 НК РФ).
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему России.
Арест имущества налогоплательщика-организации производится в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых (таможенных) органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры для того, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Налоговое контрольное производство
Камеральное контрольное производство (ст. ст. 82, 87-90, пункт 2 ст. 92, ст. ст. 93, 95-97, 99, глава 17 НК РФ).
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, других федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющую профессиональную тайну иных лиц, в частности, адвокатскую и аудиторскую тайну.
Осмотр документов и предметов помимо рамок выездной налоговой проверки возможен, если документы и предметы были получены управомоченным лицом налогового органа в рамках ранее проведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (его должностному лицу), не допускается (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством).
Выездное контрольное производство (ст. ст. 82, 87-100, глава 17 НК РФ).
В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не могут истребовать у проверяемого лица документы, ранее предоставляемые им в налоговые органы при камеральных или выездных проверках этого проверяемого лица.
Выемка документов и предметов в ночное время не допускается.
Управомоченое лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, и лишь в случае отказа производит выемку принудительно.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат.
Подлинники документов могут быть изъяты у налогоплательщика для проведения мероприятий налогового контроля лишь тогда, когда есть достаточные основания полагать, что сами подлинники могут подвергнуться уничтожению, сокрытию, исправлению или замене.
Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс)
Предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст. ст. 100, 100.1, 137-139, глава 20 НК РФ).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), при несогласии с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в соответствующий налоговый орган свои письменные возражения по указанному акту.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), обладает правом участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), для рассмотрения материалов налоговой проверки, в случае, когда его участие признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным, является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Отсутствие письменных возражений лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), не лишает его права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
По просьбе лица, в отношении которого вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 101 ст. 101 НК РФ, на банковскую гарантию, залог ценных бумаг, поручительство третьего лица.
Нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит основанием к отмене вышестоящим налоговым органом или судом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускается.
Каждое лицо вправе обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты или деяния нарушают его права.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101-2 НК РФ.
Судебное налоговое производство (пункты 2 и 5 ст. 48, ст. ст. 104, 105, 115, 138 НК РФ).
До обращения в суд налоговый орган предлагает лицу, привлекаемому к налоговой ответственности, добровольно уплатить соответствующую сумму санкции. И только в случае отказа лица от добровольной уплаты суммы налоговой санкции или пропуска им срока уплаты, указанного в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с этого лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение вменяемого ему налогового правонарушения.
Как видно, в общерегулятивных процедурах, закрепленных в части первой Налогового кодекса, до некоторой степени уделено внимание этическим началам налогово-процедурных правоотношений, складывающихся между публичными и частными субъектами налогового администрирования.
Обозначенная в законодательстве о налогах и сборах определенная совокупность правовых норм, содержащих нравственные положения, требует реального и осознанного их исполнения, только тогда она послужит плацдармом для расширения нравственного фактора в налоговом процессе.
- [1] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. — М.: ТК Велби, 2005. С. 268.
- [2] Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. — 2000. — № 8. С. 97.
- [3] Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право // Журнал российского права. — 2000. — № 4. С. 76.
- [4] Крюков С.Е. Неисполнение обязанностей налоговыми органами и налогоплательщиками // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 2. С. 57.
- [5] Винницкий Д.В. Российское налоговое права: проблемы теории и практики. — СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 29.
- [6] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 г. // http://www.kremlin.ru/acts/bank/36354.
- [7] Там же: С. 4.