Евстропов Д. А. — старший преподаватель кафедры «Трасологии и баллистики» Волгоградской академии МВД России, кандидат технических наук;
Фарина А. А. — сотрудник Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) МВД по Кабардино-Балкарской Республике (г. Прохладный)
Евстропов Д. А. — Ресей ІІМ Волгоград академиясының «Трасология және баллистика» кафедрасының аға оқытушысы, техника ғылымдарының кандидаты
Фарина А. А. — Кабардино-Балқар Республикасы бойынша ІІМ кәмелетке толмаған құқық бұзушыларды уақытша ұстау орталығының (КҚУҰО) қызметкері (Прохладный қ.)
Evstropov D. A. — senior lecturer of the Department of tracology and ballistics of the Volgograd academy of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of technical sciences;
Farina A. A. — employee of the Temporary detention center for juvenile offenders (TDCJO) of the Ministry of internal affairs of the Kabardino-Balkaria Republic (Prokhladny)
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО «БИГЛОК» И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
“БИГЛОК” ЭЛЕКТРОНДЫ БЕКІТУ-ПЛОМБАЛАУ ҚҰРЫЛҒЫСЫ ЖӘНЕ ОНЫҢ ЖҮКТЕРДІ ТАСЫМАЛДАУ ҚАУІПСІЗДІГІН ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУДЕГІ АРТЫҚШЫЛЫҚТАРЫ
ELECTRONIC LOCKING AND SEALING DEVICE «BIGLOCK» AND ITS ADVANTAGES IN ENSURING THE SAFETY OF CARGO TRANSPORTATION
Ключевые слова: запорно-пломбировочные устройства, объекты трасологической экспертизы, безопасность в транспортной логистике, хищение грузов.
Түйінді сөздер: бекіту-пломбалау құрылғылары, трасологиялық сараптама объектілері, көлік логистикасындағы қауіпсіздік, ұрлау
Keywords: locking and sealing devices, objects of tracological expertise, security in transport logistics, theft of goods.
С появлением транспорта и возможности перевозки груза с одной точки в другую в независимости от их расстояния возникла проблема в осуществлении безопасной перевозки. Одним из решений стали запорно-пломбировочные устройства[i].
Запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) предназначено для опломбирования вагонов и контейнеров, которые навешиваются для обеспечения сохранности перевозимого груза на всех видах транспорта[ii].
С 1994 года компания «СТРАЖ» стала лидером по разработке и производству запорно-пломбировочных устройств. С самого начала своей карьеры изделия компании «Страж» отличались высоким уровнем надежности, качества и устойчивостью к несанкционированному вскрытию. Однако, в век инновационных технологий криминальные вскрытия с использованием техники участились и стандартные механические ЗПУ перестали отвечать требованиям безопасности и сохранности опломбированного груза.
В п. п. 1, 3 ч. 2 федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) «О транспортной безопасности» субъекты транспортной безопасности и перевозки обязаны: незамедлительно информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их появлению. В связи с данным фактом механические ЗПУ стали заменяться интеллектуальной системой опломбирования BigLock («БигЛок»), которая работает с помощью современной электроники с использованием технологий ГЛОНАСС. Интеллектуальная система опломбирования BigLock в режиме реального времени дистанционно контролирует не только электронное запорно-пломбировочное устройство (ЭЗПУ), но и состояние груза с помощью дополнительных датчиков. Кроме этого, данное устройство передает информацию пользователю в личный кабинет.
BigLock состоит из двух блоков: программного и технического. Технический блок состоит из электронного запорно-пломбировочного устройства и мобильного рабочего места. ЭЗПУ в свою очередь включает в себя два компонента: силовое ЗПУ (одноразовый компонент) и электронный компонент (многоразовый), которые при опломбировании контейнеров образуют единое электронное ЗПУ[iii].
Электронный блок «Сириус» контролирует целостность гибкого охватывающего элемента механического ЗПУ при запирании и содержит три канала связи: мобильной (GSM), спутниковой (Iridium) и ближней (короткой) радиопередачи. ЭЗПУ устанавливаются на штатные места (см. рис. 1).
Вся информация о состоянии вагонов или контейнеров, а также сохранности перевозимого груза оперативно передается по каналам связи и поступает в центр мониторинга. Если фиксируется нештатная ситуация — несанкционированное вскрытие, то информация передается диспетчерам и правоохранительным органам.

Рассмотрим основные преимущества ЭЗПУ:
- позволяет контролировать сохранность груза на протяжении всего маршрута;
- в электронном блоке «Сириус» имеется трехосевой акселерометр — фиксирует удары, наклоны под определенным углом и в режиме реального времени позволяет определить, где и когда была попытка несанкционированного вскрытия ЭЗПУ;
- в электронном блоке «Сириус» содержится вся необходимая информация о перевозимом грузе;
- электронный блок «Сириус» и механическое ЗПУ имеет на корпусах штрих-код, что позволяет внедряться в единую систему электронного документооборота и автоматически считывать информацию;
- ускорился процесс проверки сохранности и целостности ЗПУ на станциях и тем самым увеличилась скорость перевозки груза;
- непрерывная передача информации из-за того, что используют три канала связи;
- уменьшает риск криминального вскрытия.
Электронные запорно-пломбировочные устройства зарекомендовали себя на рынке как высококачественный продукт и постепенно внедряются во все виды транспортных перевозок, тем не менее, имеют ряд недостатков:
- стоимость, сложность в обслуживании;
- недостаточность их количества для опломбирования вагонов или контейнеров на всех видах транспорта;
- пломба контролирует узел, на который ее повесили;
- нельзя исключать хищение груза без ущерба для целостности ЭЗПУ.
На территории РФ данные изделия пока не получили такого широкого распространения как механические запорно-пломбировочные устройства, поэтому очень важно сформировать представления не только о мерах по предупреждению преступлений, связанных с хищением груза, но и особенностях его раскрытия. В настоящее время теоретические основы раскрытия, расследования преступления, в которых фигурируют подобные изделия, и методики экспертного исследования подобных пломбировочных устройств характеризуются низкой степенью разработанности.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам транспортной безопасности и применению на нем в процессе транспортировки электронного устройства BigLock. В ней рассмотрена схема навешивания и вопросы основного преимущества использования подобных систем.
ТҮЙІН
Мақала көлік қауіпсіздігі және оны тасымалдау барысында BigLock электрондық құрылғысын пайдалану мәселелеріне арналған. Сонымен қатар, іліп қою схемасы және мұндай жүйелерді қолданудың негізгі артықшылықтары қарастырылады.
ANNOTATION
The article is devoted to the issues of transport security and the use of the BigLock electronic device on it during transportation. It discusses the hanging scheme and the main advantages of using such systems.
- [i] Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ; Майлис Н. П. Современные подходы при исследовании изделий массового производства // Jurisprudencija. — 2005. — № 66(58). С. 40-45; Пудовкина К. Е. Современные тенденции методики исследования запорно-пломбировочных устройств: Вып. квалиф. раб. — Челябинск, 2017.
- [ii] Яковлева Л. А. Отдельные технические аспекты экспертного исследования силовых пломбировочных устройств // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: Мат-лы Международ. научн.-практ. конф. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2019. — С. 350-353; патент «Запорно-пломбировочное устройство (варианты)», заявители Рогатнев Н.Т., Зуев А.В., Вишнева Л.В., патентообладатель «Закрытое акционерное общество «Энергет и КО» (1996).
- [iii] Головко М. И. Применение запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов ускоренными контейнерными поездами // Наука и образование транспорту. — 2019. — №. 1. — С. 208-210; Рулаков Н. В., Сироткин А. А. Комплексный подход к охране грузов, реализуемый федеральным государственным предприятием «ведомственная охрана железнодорожного транспорта российской федерации» // Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта: Мат-лы Международ. студен. научн.-практ. конф. — Нижний Новгород: ООО «Научно-издательский центр «21 век», 2019. — С. 174-178.