Букенесов А. С. — магистрант 2 курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, квалификационный класс 2-категории
УДК 343 (14)
УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ СОКРЫТЫХ НАЛОГОВ
ЖАСЫРЫЛҒАН САЛЫҚТАРДЫ ЕСЕПТЕУ БОЙЫНША ҚЫЛМЫСТЫҚ ПРОЦЕСТЕ МАМАННЫҢ ҚАТЫСУЫ
PARTICIPATION OF A SPECIALIST IN CRIMINAL PROCEEDINGS ON CALCULATION OF HIDDEN TAXES
Ключевые слова: налог, налоговая проверка, исчисление налога, налоговые преступления, уклонение от уплаты налогов.
Түйінді сөздер: салық, салық тексерісі, салықты есептеу, салық қылмыстары, салық төлеуден жалтару.
Keywords: tax, tax audit, calculation of taxes, tax crimes, tax evasion.
Статья 35 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого[1].
Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц — независимо от гражданства и места создания организации. Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики[2].
Важным средством, поддерживающим существование государства, всех людей, организации и учреждений, финансируемых государством, являются налоги и сборы. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития частного предпринимательства значительная часть налогов и сборов поступает от частных лиц, от граждан. Чем большее число людей осознает необходимость добросовестного, своевременного внесения налогов и сборов, тем сильнее будет государство, тем больше средств будет использовано на улучшение жизни людей, на развитие образования, науки, здравоохранения, на оплату пенсий[3].
Термину «каждый» из текста основного закона по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет многие авторы относят разные понятия: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация и юридическое лицо. Уголовное же законодательство — гражданина и организацию, а налоговое законодательство даёт ко всему вышесказанному общее понятие — налогоплательщик.
В свою очередь, налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога[4].
Рассмотрим основные понятия налогов и других обязательных платежей в бюджет согласно действующему налоговому законодательству.
Так, налоги — законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Другие обязательные платежи в бюджет — обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных налоговым законодательством[5].
Таможенные платежи — таможенные сборы, таможенные пошлины, подлежащие уплате в бюджет в соответствии с таможенным законодательством в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза[6].
Выполнение задач по обеспечению соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан, полноты и своевременности поступления налогов и платежей в бюджет возложены на налоговые органы. Система налоговых органов состоит из уполномоченного органа в лице Комитета государственных доходов Министерства финансов РК и его территориальных подразделений.
Обеспечению соблюдения налогового законодательства также оказывают содействие правоохранительные органы и суды.
Тем самым, регулирование налоговых отношений осуществляется императивным методом.
В целом нормы действующего налогового законодательства направлены на добровольное исполнение налоговых обязательств, о чем свидетельствует принцип добросовестности налогоплательщиков, а также предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
В случае несвоевременной уплаты налогов либо уклонения от их уплаты, сокрытия доходов и за другие нарушения налогового законодательства, действует механизм принудительного взыскания налоговой задолженности с привлечением к ответственности в установленном законом порядке, а именно: налоговой (начисление пени); административной (уплата штрафов); в особенных случаях уголовной (статьи 244, 245 УК РК, предусматривающие наказание от уплаты штрафа до лишения свободы).
К особенным относятся те случаи, когда размер уклонения от уплаты налогов является крупным, т. е. по физическим лицам 20 000, а по юридическим лицам 50 000 месячных расчетных показателей[7].
Таким образом, лица, совершившие налоговые правонарушения в крупном размере, вовлекаются в орбиту уголовного преследования.
Наряду с этим, уголовный закон в значительной степени реализовывает свою превентивную (предупредительную) функцию в сфере налогообложения. Тем не менее, имеются потери бюджета в виде сокрытых доходов (объектов) от налогообложения, что неблагоприятно отражается на жизни всего общества и угрожает экономической безопасности государства.
Согласно статистическим сведениям, в период 2016-2018 г.г. зарегистрировано в Едином реестре досудебного расследования (ЕРДР) 1 322 факта уклонения от уплаты налогов, а именно 165 физических и 1 157 юридических лиц не осуществляли или не в полной мере осуществляли налоговые выплаты в бюджет на общую сумму 148 235 754 708 тенге[8].
Тем самым, указанные сведения свидетельствуют о наличии большого количества лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, и угрозы экономической безопасности.
Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений[9].
При этом выполнить задачи уголовного процесса не всегда удается, так как при расследовании уголовных дел по налоговым преступлениям в частности для определения суммы неуплаты налогов необходимо учитывать требования норм налогового законодательства. В особенности если факт неуплаты налогов выявлен органом уголовного преследования.
Согласно ст. 179 УПК РК, для регистрации факта в ЕРДР необходимо наличие сведении об ущербе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита[10]. В большинстве случаев сумма ущерба подтверждается заключением специалиста, в том числе налоговых органов, но такое заключение не имеет юридическую силу для налогоплательщика по возникновению налоговых обязательств в силу следующих причин.
В соответствии со ст. 97 Налогового кодекса РК, учет исчисленных, начисленных, уплаченных сумм налогов и платежей в бюджет осуществляется налоговыми органами путем ведения лицевого счета налогоплательщика.
Исчисленной суммой налогов, платежей в бюджет является сумма, определенная налогоплательщиком в налоговой отчетности.
Начисленной суммой налогов, платежей в бюджет является сумма налогов, платежей в бюджет (в том числе сумма, подлежащая увеличению или уменьшению), определенная налоговым органом по результатам налоговой проверки[11].
Таким образом, законодатель установил лишь два метода определения сумм налогов: по принципу добросовестности путем исчисления в виде сдачи налоговой отчетности либо посредством принуждения путем проведения налоговой проверки. Третьего как мы видим законодателем не дано.
Также налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами[12], тогда как государственный аудит и финансовый контроль по расходованию бюджетных средств осуществляют Счетный комитет, ревизионная комиссия, уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту, служба внутреннего аудита[13].
Изложенное свидетельствует, что доходную часть бюджета контролируют исключительно налоговые органы, а расходную часть несколько органов. К тому же бюджетное законодательство в отличие от налогового не препятствует при проведении досудебного расследования привлечение специалистов, в том числе частных аудиторских компаний.
По категориям таких дел досудебное расследование в добыче доказательств в установлении размера ущерба проводится классическим путем: привлекается специалист, истребуют от него заключение, затем проводится судебно-экономическая экспертиза на подтверждение доводов специалиста, которое ляжет в основу обвинения при судебном разбирательстве.
В судебно-следственной практике неоднократно предлагалось проведение аналогии по налоговым преступлениям, поскольку назначение налоговых проверок в ходе досудебного расследования носит затяжной характер. В добавок к этому правозащитные учреждения по защите предпринимательства признают налоговые проверки вмешательством в деятельность малого и среднего бизнеса, приостановлением деятельности и т. д.
Однако, в таких случаях обвинительный приговор (постановление) суда, не подтвержденный результатами налоговой проверки, не будет добровольно исполнен осужденным (налогоплательщиком) в части заглаживания причиненного вреда в виде уплаты налогов, поскольку приговор суда не относится к методу исчисления и начисления. Но такой сценарий возможен только при добровольном исполнении, выраженный в сдаче налоговой отчетности и уплаты сокрытых налогов.
Кроме указанных обстоятельств в налоговом законодательстве имеются сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию, которые составляют пять лет. В пределах срока исковой давности налоговым органом производится начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.
В целом срок исковой давности по налоговому обязательству идентичен к сроку давности привлечения к уголовной ответственности по ст. ст. 244 и 245 ч. 1, ч. 2 УК РК, так как последние относятся к категории средней тяжести.
В то же время деяния, предусмотренные по ч. 3 ст. 245 УК РК, относятся к категории тяжких, и срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему составляет десять лет. Следует отметить, что в случае установления данного факта после истечения срока исковой давности по налоговому обязательству, то проведение налоговой проверки по нему не возможно.
При этом в производстве органов уголовного преследования имеется множество уголовных дел, зарегистрированных в ЕРДР по ст. 244 и ст. 245 УК РК, в которых отсутствует акт налоговой проверки и с момента совершения преступления истекли сроки исковой давности по налоговому обязательству. При этом с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела органы досудебного расследования проводят следственные действия, затрачивают время участников процесса, а в результате в проведении налоговой проверки налоговые органы предоставляют отказ со ссылкой на истечение сроков давности.
Кроме того, законодатель согласно ст. 120 УПК РК к документам наряду с актом налоговой проверки отнес и заключение органов налоговой службы, которое может служить основанием для регистрации в ЕРДР и одним из доказательств, но прямым доказательством по вышеизложенным основаниям служить не может.
Также можно рассмотреть вариант о внесении редакции в ч. 5 ст. 97 НК РК, а именно дополнить в качестве дополнительного основания по методу начисления наряду с актом налоговой проверки текст «на основании приговора (постановления, решения) суда. Однако, могут последовать возражения со стороны субъектов предпринимательства и специалистов в области налогового права, поскольку обосновывать свои возражения будут тем, что в действующем налоговом законодательстве имеются нормы о назначении налоговых проверок по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством, относящихся к виду внеплановых, и уведомление о результатах проверки по ним, т.е. начисление выносится после завершения рассмотрения уголовного дела, в том числе по приговору суда.
Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что участие специалиста налоговых органов играет важную роль в уголовном процессе.
В заключение хотелось бы отметить, что в ходе досудебного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в сфере налогообложения необходимо учитывать нормы налогового законодательства в части привлечении специалиста налоговых органов в истребовании документов в виде акта налоговой проверки. В противном случае восстановительная функция уголовной ответственности по выполнению конституционной обязанности по уплате налогов не будет выполнена.
Касательно уголовных дел, зарегистрированных в ЕРДР по ст. 244 и ст. 245 УК РК, в которых отсутствует акт налоговой проверки и с момента совершения преступления истекли сроки исковой давности по налоговому обязательству, следовало бы прекратить уголовное преследование за недоказанностью. Поскольку это соответствовало бы Посланию Президента РК К.-Ж. К. Токаева от 3 сентября 2019 года, в котором отражено, что субъекты малого и среднего бизнеса наталкиваются на многочисленные проблемы, связанные с действиями правоохранительных и контролирующих органов[14].
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор рассматривает вопросы исчисления сокрытых налогов по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным и налоговым законодательством. Раскрывает пути решения проблем, возникающих в настоящее время при определении сокрытых налогов.
ТҮЙІН
Бұл мақалада автор қылмыстық-процестік және салық заңнамасына сәйкес қылмыстық істер бойынша жасырылған салықтарды есептеу мәселелерін қарастырады. Жасырылған салықтарды анықтау барысында қазіргі таңда туындайтын қиыншылықтардың шешу жолдарын көрсетеді.
ANNOTATION
In this article the author considers the issues of calculation of hidden taxes in criminal cases in accordance with the criminal procedure and tax legislation. Reveals the ways of solving the problems that currently arise in the determination of hidden taxes.
- Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Юрист, 2018.
- Конституция Республики Казахстан: Научно-практический комментарий. — Астана: 2018.
- Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Изд. 3-е, с доп. — Алматы: Жеті жарғы, 2007.
- Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. — Астана: 2018.
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120.
- Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000123.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226.
- Информация из отчета формы № 1-М «О зарегистрированных уголовных правонарушениях» за 2016-2018 годы // http://pravstat.prokuror.kz/rus.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231.
- Там же.
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120
- Там же.
- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1500000392.
- «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана»: Послание Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1900002019.