admin 29.11.2021

Саханова Н. Т. — начальник кафедры уголовного права, уголовного про­цесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букeнбaeвa, магистр юри­ди­ческих наук, полковник полиции;

Кайназарова Д. Б. — доцент кафедры уголовного преследования и ОРД пер­вого института Академии правоохранительных органов Рес­публики Казахстан, кандидат юридических наук, старший советник юстиции

Саханова Н. Т. — Қазақстан Республикасы ІІМ М.Бөкенбаев атындағы Ақтөбе заң институтының қылмыстық құқық, қылмыстық процесс және криминалистика кафедрасының бастығы, заң ғылымдарының магистрі, полиция полковнигі;

Кайназарова Д.Б. — Қазақстан Республикасы Құқық қорғау органдары Ака­демиясының бірінші институтының қылмыстық қудалау және ЖІҚ кафед­ра­сының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, аға әділет кеңесшісі

Sakhanova N. T. — head of the department of criminal law, criminal procedure and criminalistics of the Aktobe law institute of the MIA of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, master of law, police colonel;

Kainazarova D. B. — associate professor of the department of criminal prosecution and OIA, of the first institute of the Academy of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, senior adviser of justice

УДК 343.97

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫҢ ҚЫЛМЫС ЖАСАУ ШАРТТАРЫ

CONDITIONS FOR THE COMMISSION OF CRIMES BY MINORS

АННОТАЦИЯ

Авторы считают, что противоправное поведение несовершеннолетних форми­руется как на базе материального неблагополучия семьи, так и в сфере жизнедея­тель­ности человека. При этом огромное количество свободного времени, неорга­ни­зованный досуг, пьянство и другое являются причинами и условиями преступ­ности несовершеннолетних.

ТҮЙІН

Авторлар кәмелетке толмағандардың заңсыз мінез-құлқы отбасының матери­ал­дық қолайсыздығы негізінде де, адам өмірі саласында да қалыптасады деп са­найды. Сонымен қатар, бос уақыттың көп мөлшері, ұйымдастырылмаған бос уақыт, маскүнемдік және басқалар кәмелетке толмағандар арасындағы қылмыстың себептері мен шарттары болып табылады.

ANNOTATION

The authors believe that the illegal behavior of minors is formed both on the basis of the material disadvantage of the family and in the sphere of human activity. At the same time, a huge amount of free time, unorganized leisure, drunkenness and others are the causes and conditions of juvenile delinquency.

Ключевые слова: несовершеннолетние, семейное воспитание, преступления, школа, плохое поведение, несправедливость, свободное время, алкоголь, агрессия

Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, отбасылық тәрбие, қылмыс, мектеп, жаман мінез-құлық, әділетсіздік, бос уақыт, алкоголь, агрессия

Keywords: minors, family upbringing, crimes, school, bad behavior, injustice, free time, alcohol, aggression

Условия — это явления, которые, в отличие от причины, сами по себе не могут породить другие явления (следствия). Они обеспечивают определенное развитие про­цесса причинения вреда. При этом условия могут способствовать либо тор­мозить развитие этого процесса.

Необходимо отметить, что неблагополучие семьи не порождает с неизбеж­ностью преступное поведение несовершеннолетних, хотя и не исключает его. В таких семьях лишь создаются предпосылки для формирования отрицательных качеств личности подростка и становления его на путь совершения право­на­ру­шений за пределами семьи (нарушение общественного порядка, бродяжничество, мел­кие кражи и другое). Как отмечают обследуемые осужденные, их противо­прав­ное поведение в большинстве случаев начиналось с неподчинения требованиям родителей, нарушения правил поведения дома, в школе, в общественных местах, а также с нарушения запретов, установленных для несовершеннолетних, и некрити­ческого подражания старшим по возрасту с девиантным поведением. Это обычно приводит к усвоению некоторых негативных форм поведения взрослых (позднее пребывание на улице, развязное поведение в обращении с противоположным полом, курение, употребление спиртных напитков и другое).

Противоправное поведение несовершеннолетних формируется также на базе материального неблагополучия семьи, хотя и не всегда сводится только к нему. Это один из серьезнейших факторов, толкающих подростков на совершение краж, грабежей и разбоев в условиях материального положения различных социальных групп. Проявляемые же при этом агрессивность, ожесточенность и вандализм нередко выступают в качестве компенсации за пережитые унижения (в том числе и материального характера). По мнению социологов, в последние годы во всем мире, особенно в европейских странах, институт брака теряет свою актуальность. В качестве примеров они приводят легкость и частоту разводов; вступление в брак в более позднем возрасте; увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке; рост незарегистрированных либо фиктивных браков, рассматривая все эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — воспитание детей. Если такая тенденция сохранится, предостерегают демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроиз­во­дить сами себя. Без сомнения, значение брака в современном обществе измени­лось. Вместе с ним изменился и институт семьи. Однако семья как основная ячейка общества сохранится и будет продолжать адаптироваться к существующим усло­виям, а исследования проблем семьи (в том числе и криминологические) и ее транс­формации в условиях современного общества будут продолжаться.

Кризисное состояние системы образования в сложившейся экономической и со­циальной нестабильности государства не только не устраняет, но и зачастую усу­губ­ляет проблему преступности несовершеннолетних, связанную с недостат­ками семейного воспитания, что способствует еще большим отклонениям в по­ве­дении детей и подростков. Обычная общеобразовательная школа сегодня не в сос­тоянии компенсировать ошибки семейного воспитания, так как сама находится в тяжелом экономическом положении. В качестве основных предпосылок семейного неблагополучия ученые-юристы выделяют: трудные материально-бытовые усло­вия семьи, плохое состояние здоровья родителей, низкий культурно-образова­тель­ный уровень, сниженную общественную активность и другое. При этом каждый такой признак имеет свое самостоятельное значение и специфику негативного воздействия на процесс формирования личности несовершеннолетнего (с учетом его индивидуальных особенностей и качеств). Социологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полноценные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры.

Одним из факторов, влияющих на рост числа подростков с отклоняющимся по­ведением, является то, что в средних школах смирились с курением, скверносло­вием, хулиганскими выходками, прогулами учащихся, ставшими чуть ли не нор­мой поведения школьного коллектива. С другой стороны, продолжается процесс сокращения воспитательно-профилак­тической работы государственными учреж­де­ниями и организациями, занимающимися организацией досуга и воспитанием детей, подростков и молодежи — с другой. К недостаткам школьного воспитания, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и непедагогическое воздействие учителей на поведение подростков. «Большинство учителей и руководителей общеобразовательных учреждений утратили ориентиры в организации оптимально целесообразного педагогического влияния на школь­ников в процессе обучения и организации вне учебной воспитательной работы»[1]. Нередко работники образовательной системы используют методы, унижающие достоинство учащихся, подрывающие их авторитет, превращающие в объект насмешек. Педагогическая некомпетентность многих учителей приводит в потере авторитете педагогов, школы среди подростков, резко снижает их интерес к учебе и ожесточению «униженных» школьников. Неумелая работа со школьниками так­же накладывает отрицательный отпечаток на их отношение к учебе. Большинство (63 %) несовершеннолетних преступников часто пропускали занятия в школе без уважительных причин, т.е. фактически их не посещали, достаточно продолжи­тель­ное время были оторваны от школьных дел. Оставаясь вне контроля семьи и учеб­ного заведения, они в большой степени становились подверженными асоциаль­ному влиянию того окружения, в котором предпочитали проводить время.

В своих исследованиях В. А. Еремин пришел к выводу, что плохая учеба в большинство случаев предопределяет и плохое поведение. Спокойные подростки на глазах превращаются в грубиянов, начинают дерзить учителям, считая, что те слишком придирчиво требуют с них знания, которые не сумели как следует пере­дать. Вместе с импульсивной грубостью возникают и возмущение несправедли­вости.

Именно это возмущение учительской несправедливостью напрямую влияет на выбор друзей, способствует объединению неуспевающих по принципу «подобное тянется к подобному»[2].

Негативным явлением в системе школьного образования является низкий уро­вень правового сознания школьников. По результатам многих исследований в пос­ледние годы все более проявляется правовой нигилизм, особенно среди молодежи. Деформация ценностных ориентаций у подрастающего поколения дошла до того, что признаются социально одобряемыми некоторыми формами аморального, асо­циального и даже преступного поведения (проституция, незаконное ношение ору­жия, хранения наркотических средств уклонение от воинской службы, вымога­тель­ство и др.). Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что неспособность школы справиться с задачей воспитания личности подростка ставит его в зави­симое и обезоруживающее положение перед различными трудностями и противо­ре­чиями в обществе, весьма уязвимую ситуацию, обуславливающую дезориен­та­цию в социальной действительности.

Неорганизованность досуга несовершеннолетних традиционно рассматрива­ют­ся большинством криминологов в качестве одной из обстоятельств, неблаго­приятно воздействующего на личность несовершеннолетнего.

Досуг является важной сферой жизнедеятельности человека. Содержание и формы его проведения разнообразны. У кого-то они более обширны и изменчивы, у кого-то, наоборот, весьма устойчивы, традиционны, ограничены. В специальной литературе под досугом понимается часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы сводного времени (досуга) опреде­ляется на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внера­бочего времени и выделения в состав последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

Результаты анкетирования несовершеннолетних свидетельствуют о том, что одним из обстоятельств, способствующих совершению ими преступлений, являет­ся недостаточная организованность их досуга. Г. С. Мауленов отмечает: «именно безделье, отсутствие интересных дел как бы толкает несовершеннолетних в объя­тия сомнительных знакомых»[3].

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие резуль­таты: секции и кружки посещают — 1,5 % несовершеннолетних; театр, музей, выс­тавки — 1,2 %; дискотеки — 22,5%; кафе, бары — 6,3%; гуляют с приятелями — 70,2%; смотрят телевизор — 54%; играют на компьютере — 82,3%; ничего не де­лают — 69,3%. При этом своим досугом неудовлетворены — 63,8%, удовлет­ворены — 36,2%. Несовершеннолетние назвали следующие причины такой неудов­летворенности: недостаток свободного времени — 2,6%; малодоступность мест отдыха (в основном из-за высокой стоимости) — 88,3%; собственная пассив­ность — 3,8%; иное — 5,3%.

Сокращение числа клубов, спортивных секций, музыкальных и художествен­ных школ, кружков способствует физическому и духовному обнищанию несовер­шен­нолетних.

Социологические исследования показывает, что среди причин и условий пре­ступлений, несовершеннолетних пьянство занимает значительное положение. Пос­лед­нее обстоятельство, в свою очередь, способствует совершению подрост­ками преступлений[4]. Так, среди несовершеннолетних, совершивших преступле­ния, свыше 62% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершали в не­трезвом состоянии. Характерно, что почти каждый второй из них систематически употреблял алкоголь еще до ареста, при этом 18 % впервые употребляли спиртные напитки с родителями, родственниками. Противоправное поведение несовершен­но­летних формируется также на базе материального неблагополучия семьи, хотя и не всегда сводится только к нему. Это один из серьезнейших факторов, тол­каю­щих подростков на совершение краж, грабежей и разбоев в условиях мате­риального положения различных социальных групп. Проявляемые же при этом агрессивность, ожесточенность и вандализм нередко выступают в качестве ком­пенсации за пережитые унижения (в том числе и материального характера). По мнению социологов, в последние годы, во всем особенно мире особенно в евро­пейских странах институт брака теряет свою актуальность.

По мере усиления стадии опьянения деградация сознательной и волевой дея­тельности человека усиливается. Как правило, в глубокой стадии опьянения прояв­ляется все более значительное отклонение от нормального функционирования моз­га[5]. Человек утрачивает способность разумного суждения. В таком состоянии лицо проявляет склонность к агрессии и разрушению. В этом отношении пьянство не только в плане физиологического состояния, но и в плане стремления добыть средства для приобретения спиртного нередко предопределяет и причины, и усло­вия преступности, в том числе многих конкретных преступлений несовершенно­лет­них 14-18 лет. Несовершеннолетние, как правило, не располагают доста­точ­ными денежными средствами для приобретения спиртных напитков. Это обстоя­тельство в значительной мере определяет и главную цель преступлений — полу­чение необходимых средств для удовлетворения потребности в спиртном.

Таким образом, заключаем, что наличие обстоятельств, способствующих прес­тупности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совер­ше­ния ими преступлений. Данные обстоятельства в определенной степени под­лежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер преду­преждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих пре­ступления[6].

  1. Каиржанов Е. Уголовное право Республики Казахстан (Общая часть). — Алматы, 1998. С. 45.
  2. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовер­шеннолетних. — Киев, 1987. С. 47.
  3. История государства и права Советского Казахстана. — Алма-Ата, 1961. Т. 1. С. 89.
  4. Абдиров Н. М., Интыкбаев М. К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждение: Монография. — Караганда: Карагандинская высшая школа КНБ РК, 1997. С. 75.
  5. Ветлугин Д. В. Уголовное наказание несовершеннолетних: международные стан­дарты и практика их применения // Казахстанский журнал международного права. — 2001. — № 1 (4). С. 295.
  6. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Указ. раб. С. 105.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*