Саханова Н. Т. — начальник кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букeнбaeвa, магистр юридических наук, полковник полиции;
Кайназарова Д. Б. — доцент кафедры уголовного преследования и ОРД первого института Академии правоохранительных органов Республики Казахстан, кандидат юридических наук, старший советник юстиции
Саханова Н. Т. — Қазақстан Республикасы ІІМ М.Бөкенбаев атындағы Ақтөбе заң институтының қылмыстық құқық, қылмыстық процесс және криминалистика кафедрасының бастығы, заң ғылымдарының магистрі, полиция полковнигі;
Кайназарова Д.Б. — Қазақстан Республикасы Құқық қорғау органдары Академиясының бірінші институтының қылмыстық қудалау және ЖІҚ кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, аға әділет кеңесшісі
Sakhanova N. T. — head of the department of criminal law, criminal procedure and criminalistics of the Aktobe law institute of the MIA of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, master of law, police colonel;
Kainazarova D. B. — associate professor of the department of criminal prosecution and OIA, of the first institute of the Academy of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, senior adviser of justice
УДК 343.97
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫҢ ҚЫЛМЫС ЖАСАУ ШАРТТАРЫ
CONDITIONS FOR THE COMMISSION OF CRIMES BY MINORS
АННОТАЦИЯ
Авторы считают, что противоправное поведение несовершеннолетних формируется как на базе материального неблагополучия семьи, так и в сфере жизнедеятельности человека. При этом огромное количество свободного времени, неорганизованный досуг, пьянство и другое являются причинами и условиями преступности несовершеннолетних.
ТҮЙІН
Авторлар кәмелетке толмағандардың заңсыз мінез-құлқы отбасының материалдық қолайсыздығы негізінде де, адам өмірі саласында да қалыптасады деп санайды. Сонымен қатар, бос уақыттың көп мөлшері, ұйымдастырылмаған бос уақыт, маскүнемдік және басқалар кәмелетке толмағандар арасындағы қылмыстың себептері мен шарттары болып табылады.
ANNOTATION
The authors believe that the illegal behavior of minors is formed both on the basis of the material disadvantage of the family and in the sphere of human activity. At the same time, a huge amount of free time, unorganized leisure, drunkenness and others are the causes and conditions of juvenile delinquency.
Ключевые слова: несовершеннолетние, семейное воспитание, преступления, школа, плохое поведение, несправедливость, свободное время, алкоголь, агрессия
Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, отбасылық тәрбие, қылмыс, мектеп, жаман мінез-құлық, әділетсіздік, бос уақыт, алкоголь, агрессия
Keywords: minors, family upbringing, crimes, school, bad behavior, injustice, free time, alcohol, aggression
Условия — это явления, которые, в отличие от причины, сами по себе не могут породить другие явления (следствия). Они обеспечивают определенное развитие процесса причинения вреда. При этом условия могут способствовать либо тормозить развитие этого процесса.
Необходимо отметить, что неблагополучие семьи не порождает с неизбежностью преступное поведение несовершеннолетних, хотя и не исключает его. В таких семьях лишь создаются предпосылки для формирования отрицательных качеств личности подростка и становления его на путь совершения правонарушений за пределами семьи (нарушение общественного порядка, бродяжничество, мелкие кражи и другое). Как отмечают обследуемые осужденные, их противоправное поведение в большинстве случаев начиналось с неподчинения требованиям родителей, нарушения правил поведения дома, в школе, в общественных местах, а также с нарушения запретов, установленных для несовершеннолетних, и некритического подражания старшим по возрасту с девиантным поведением. Это обычно приводит к усвоению некоторых негативных форм поведения взрослых (позднее пребывание на улице, развязное поведение в обращении с противоположным полом, курение, употребление спиртных напитков и другое).
Противоправное поведение несовершеннолетних формируется также на базе материального неблагополучия семьи, хотя и не всегда сводится только к нему. Это один из серьезнейших факторов, толкающих подростков на совершение краж, грабежей и разбоев в условиях материального положения различных социальных групп. Проявляемые же при этом агрессивность, ожесточенность и вандализм нередко выступают в качестве компенсации за пережитые унижения (в том числе и материального характера). По мнению социологов, в последние годы во всем мире, особенно в европейских странах, институт брака теряет свою актуальность. В качестве примеров они приводят легкость и частоту разводов; вступление в брак в более позднем возрасте; увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке; рост незарегистрированных либо фиктивных браков, рассматривая все эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — воспитание детей. Если такая тенденция сохранится, предостерегают демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Без сомнения, значение брака в современном обществе изменилось. Вместе с ним изменился и институт семьи. Однако семья как основная ячейка общества сохранится и будет продолжать адаптироваться к существующим условиям, а исследования проблем семьи (в том числе и криминологические) и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться.
Кризисное состояние системы образования в сложившейся экономической и социальной нестабильности государства не только не устраняет, но и зачастую усугубляет проблему преступности несовершеннолетних, связанную с недостатками семейного воспитания, что способствует еще большим отклонениям в поведении детей и подростков. Обычная общеобразовательная школа сегодня не в состоянии компенсировать ошибки семейного воспитания, так как сама находится в тяжелом экономическом положении. В качестве основных предпосылок семейного неблагополучия ученые-юристы выделяют: трудные материально-бытовые условия семьи, плохое состояние здоровья родителей, низкий культурно-образовательный уровень, сниженную общественную активность и другое. При этом каждый такой признак имеет свое самостоятельное значение и специфику негативного воздействия на процесс формирования личности несовершеннолетнего (с учетом его индивидуальных особенностей и качеств). Социологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полноценные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры.
Одним из факторов, влияющих на рост числа подростков с отклоняющимся поведением, является то, что в средних школах смирились с курением, сквернословием, хулиганскими выходками, прогулами учащихся, ставшими чуть ли не нормой поведения школьного коллектива. С другой стороны, продолжается процесс сокращения воспитательно-профилактической работы государственными учреждениями и организациями, занимающимися организацией досуга и воспитанием детей, подростков и молодежи — с другой. К недостаткам школьного воспитания, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и непедагогическое воздействие учителей на поведение подростков. «Большинство учителей и руководителей общеобразовательных учреждений утратили ориентиры в организации оптимально целесообразного педагогического влияния на школьников в процессе обучения и организации вне учебной воспитательной работы»[1]. Нередко работники образовательной системы используют методы, унижающие достоинство учащихся, подрывающие их авторитет, превращающие в объект насмешек. Педагогическая некомпетентность многих учителей приводит в потере авторитете педагогов, школы среди подростков, резко снижает их интерес к учебе и ожесточению «униженных» школьников. Неумелая работа со школьниками также накладывает отрицательный отпечаток на их отношение к учебе. Большинство (63 %) несовершеннолетних преступников часто пропускали занятия в школе без уважительных причин, т.е. фактически их не посещали, достаточно продолжительное время были оторваны от школьных дел. Оставаясь вне контроля семьи и учебного заведения, они в большой степени становились подверженными асоциальному влиянию того окружения, в котором предпочитали проводить время.
В своих исследованиях В. А. Еремин пришел к выводу, что плохая учеба в большинство случаев предопределяет и плохое поведение. Спокойные подростки на глазах превращаются в грубиянов, начинают дерзить учителям, считая, что те слишком придирчиво требуют с них знания, которые не сумели как следует передать. Вместе с импульсивной грубостью возникают и возмущение несправедливости.
Именно это возмущение учительской несправедливостью напрямую влияет на выбор друзей, способствует объединению неуспевающих по принципу «подобное тянется к подобному»[2].
Негативным явлением в системе школьного образования является низкий уровень правового сознания школьников. По результатам многих исследований в последние годы все более проявляется правовой нигилизм, особенно среди молодежи. Деформация ценностных ориентаций у подрастающего поколения дошла до того, что признаются социально одобряемыми некоторыми формами аморального, асоциального и даже преступного поведения (проституция, незаконное ношение оружия, хранения наркотических средств уклонение от воинской службы, вымогательство и др.). Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что неспособность школы справиться с задачей воспитания личности подростка ставит его в зависимое и обезоруживающее положение перед различными трудностями и противоречиями в обществе, весьма уязвимую ситуацию, обуславливающую дезориентацию в социальной действительности.
Неорганизованность досуга несовершеннолетних традиционно рассматриваются большинством криминологов в качестве одной из обстоятельств, неблагоприятно воздействующего на личность несовершеннолетнего.
Досуг является важной сферой жизнедеятельности человека. Содержание и формы его проведения разнообразны. У кого-то они более обширны и изменчивы, у кого-то, наоборот, весьма устойчивы, традиционны, ограничены. В специальной литературе под досугом понимается часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы сводного времени (досуга) определяется на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в состав последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.
Результаты анкетирования несовершеннолетних свидетельствуют о том, что одним из обстоятельств, способствующих совершению ими преступлений, является недостаточная организованность их досуга. Г. С. Мауленов отмечает: «именно безделье, отсутствие интересных дел как бы толкает несовершеннолетних в объятия сомнительных знакомых»[3].
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты: секции и кружки посещают — 1,5 % несовершеннолетних; театр, музей, выставки — 1,2 %; дискотеки — 22,5%; кафе, бары — 6,3%; гуляют с приятелями — 70,2%; смотрят телевизор — 54%; играют на компьютере — 82,3%; ничего не делают — 69,3%. При этом своим досугом неудовлетворены — 63,8%, удовлетворены — 36,2%. Несовершеннолетние назвали следующие причины такой неудовлетворенности: недостаток свободного времени — 2,6%; малодоступность мест отдыха (в основном из-за высокой стоимости) — 88,3%; собственная пассивность — 3,8%; иное — 5,3%.
Сокращение числа клубов, спортивных секций, музыкальных и художественных школ, кружков способствует физическому и духовному обнищанию несовершеннолетних.
Социологические исследования показывает, что среди причин и условий преступлений, несовершеннолетних пьянство занимает значительное положение. Последнее обстоятельство, в свою очередь, способствует совершению подростками преступлений[4]. Так, среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 62% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершали в нетрезвом состоянии. Характерно, что почти каждый второй из них систематически употреблял алкоголь еще до ареста, при этом 18 % впервые употребляли спиртные напитки с родителями, родственниками. Противоправное поведение несовершеннолетних формируется также на базе материального неблагополучия семьи, хотя и не всегда сводится только к нему. Это один из серьезнейших факторов, толкающих подростков на совершение краж, грабежей и разбоев в условиях материального положения различных социальных групп. Проявляемые же при этом агрессивность, ожесточенность и вандализм нередко выступают в качестве компенсации за пережитые унижения (в том числе и материального характера). По мнению социологов, в последние годы, во всем особенно мире особенно в европейских странах институт брака теряет свою актуальность.
По мере усиления стадии опьянения деградация сознательной и волевой деятельности человека усиливается. Как правило, в глубокой стадии опьянения проявляется все более значительное отклонение от нормального функционирования мозга[5]. Человек утрачивает способность разумного суждения. В таком состоянии лицо проявляет склонность к агрессии и разрушению. В этом отношении пьянство не только в плане физиологического состояния, но и в плане стремления добыть средства для приобретения спиртного нередко предопределяет и причины, и условия преступности, в том числе многих конкретных преступлений несовершеннолетних 14-18 лет. Несовершеннолетние, как правило, не располагают достаточными денежными средствами для приобретения спиртных напитков. Это обстоятельство в значительной мере определяет и главную цель преступлений — получение необходимых средств для удовлетворения потребности в спиртном.
Таким образом, заключаем, что наличие обстоятельств, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные обстоятельства в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления[6].
- Каиржанов Е. Уголовное право Республики Казахстан (Общая часть). — Алматы, 1998. С. 45.
- Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. — Киев, 1987. С. 47.
- История государства и права Советского Казахстана. — Алма-Ата, 1961. Т. 1. С. 89.
- Абдиров Н. М., Интыкбаев М. К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждение: Монография. — Караганда: Карагандинская высшая школа КНБ РК, 1997. С. 75.
- Ветлугин Д. В. Уголовное наказание несовершеннолетних: международные стандарты и практика их применения // Казахстанский журнал международного права. — 2001. — № 1 (4). С. 295.
- Миньковский Г. М., Тузов А. П. Указ. раб. С. 105.