admin 10.06.2019

Нурбеков А. А. — магистрант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции

УДК 343/347.7

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ КАК МЕРА ПО ВОЗВРАТУ ПОХИЩЕННЫХ АКТИВОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

ЗАҢСЫЗ БАЮ ҮШІН ҚЫЛМЫСТЫҚ ЖАУАПКЕРШІЛІК ШЕТ ЕЛДЕРДЕН ҰРЛАНҒАН АКТИВТЕРДІ ҚАЙТАРУ ШАРАСЫ РЕТІНДЕ

CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL ENRICHMENT AS A MEASURE TO RETURN STOLEN GOODS ASSETS FROM ABROAD

Ключевые слова: незаконное обогащение, коррупция, ответственность, государственные служащие, уголовное законодательство.

Түйінді сөздер: заңсыз баю, сыбайлас жемқорлық, мемлекеттік қызметшілер, қылмыстық заңнама.

Keywords: illicit enrichment, corruption, liability, public officials, criminal law.

С интеграцией Республики Казахстан в мировую экономическую систему активы начали активно перетекать в западные страны, стимулируя их экономическое развитие в ущерб национальной экономике.

Значительную долю в общем объеме незаконно выводимых из казахстанской экономики средств составляют доходы от преступлений коррупционной направленности, где они в различных формах вкладываются в иностранные экономики взамен на получение гражданства или вида на жительства.

Один из действенных способов нейтрализовать деструктивные тенденции и сделать коррупцию невыгодной состоит в минимизации наносимого ущерба через арест, конфискацию и возвращение в казну похищенных и уведенных за рубеж активов[1].

В международном уголовном праве разработаны универсальные правовые акты, направленные на борьбу с коррупционными преступлениями, нормативные положения которых в дальнейшем последовательно в той или иной степени имплементируются в национальное законодательство разных государств. К таковым документам относятся Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года[2].

Основные положения данных Конвенций в большинстве своем имплементированы в ряд нормативно-правовых актов, составляющих национальное антикоррупционное законодательство. Между тем отдельные положения этих документов пока не нашли своего отражения в отечественном законодательстве, поскольку рассматриваются как неприемлемые в силу противоречия основополагающим национальным принципам правовой системы.

Например, вызывает некоторые споры в научной и правоприменительной сферах правовая норма ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, рекомендующая государствам-участникам «при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы» рассмотреть «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»[3].

В самом общем виде незаконное обогащение представляет собой значительное увеличение активов (недвижимости, автомобилей, денежных средств и т.п.) публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, происхождение которых оно не может объяснить.

Отметим положительные аспекты введения уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Обычной практикой является постоянная отчетность государственного служащего о своих доходах и доходах своей семьи. В силу занимаемой должности, данное лицо имеет доступ к государственным финансам, а также рычаги влияния, позволяющие эти финансы распределять в свою пользу либо в пользу своих близких.

Введение ответственности за незаконное обогащение должностных лиц представляет собой вершину своеобразной пирамиды ответственности и если лицо занимает ответственную должность, то должен отчитаться обо всех своих доходах, тем более, если они превышают официальные. А если чиновник не может отчитаться, то эти доходы автоматически считаются незаконными[4].

Второй аспект проблемы связан с необходимостью внедрения института незаконного обогащения в национальное законодательство. Обязательство по его введению Казахстан на себя формально взял, подписав Конвенцию ООН против коррупции, но в процессе имплементации документа выяснилось, что Казахстан не может выполнить все требования конвенции.

В качестве причин указывается, что криминализация незаконного обогащения противоречит нормам уголовного законодательства, в частности, принципу вины, т.к. в статье 20 Конвенции рекомендуется признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, «когда оно совершается умышленно». А поскольку доказать умысел в преступном приращении имущества трудно, то получается объективное вменение.

На наш взгляд, ни в Конвенции, ни в одном из предлагаемых законопроектов доказывание не возлагается на виновного. Умысел в незаконном обогащении должен доказываться так же, как и в случае привлечения за любое другое преступление.

В статье 20 Конвенции речь идет не о преступном, а о незаконном обогащении. Если в первом случае имеет значение уголовная противоправность приращения активов, то во втором — обогащение в результате нарушения норм других отраслей законодательства: служебного, финансового, гражданского. Однако противники имплементации намеренно или по юридической безграмотности ставят между этими категориями знак равенства, всячески затушевывая очевидную для юриста разницу между правонарушениями и преступлениями[5].

Отметим, что ряд ученых предлагали предусмотреть меры предупреждения, которая заключалась  в письменном предупреждении должностного лица о недопустимости наличия активов, которые превышают официально задекларированные доходы и, соответственно, об уголовной ответственности в том случае, если он такую ситуацию допустит.

Таким образом, чиновник имеет право либо согласиться на подобные повышенные требования к государственной службе, либо отказаться от нее. При этом никакого нарушения прав не возникает.

Для государственных служащих существуют и иные ограничения, которые они на себя берут, вступая в соответствующую государственную должность. А необходимость доказывания законности приобретенных доходов, фактически, и так предусмотрена в действующем законодательстве в форме подачи и последующей проверке декларации о доходах. Соответственно, никаких новых обязанностей возложено на чиновника не будет. Будет установлена лишь повышенная ответственность за нарушение существующих обязанностей, что выглядит вполне рационально, учитывая потенциальные возможности для нарушения закона, предоставляемые чиновникам. На данный момент за нарушение этих обязанностей возможна только дисциплинарная ответственность[6].

Для достижения положительного эффекта в возврате  похищенных активов из-за рубежа должны быть задействованы средства, предусмотренные в различных отраслях законодательства.

Незаконное обогащение — это опасное во всех отношениях явление, но особенно опасным оно становится, когда таким образом прирастает имущество должностных лиц, которые определяют и обеспечивают вектор развития страны на всех уровнях и во всех сферах. Такие действия не только нарушают отношения справедливого распределения материальных благ в обществе, но и подрывают установленный в обществе порядок и авторитет публичной службы[7].

На сегодняшний день имеются соответствующая законодательная база и практика признания незаконности обогащения должностных лиц, даже если источник их обогащения не установлен.

При этом следует отметить, что доказывание незаконного обогащения в уголовном процессе будет осуществляться, как обычно, стороной обвинения. Наряду с другими законодательными обстоятельствами доказыванию подлежит нарушение правил, установленных нормами гражданского, финансового права.

Таким образом, в целях предупреждения хищения национальных средств и их перемещения за границу предлагается предусмотреть уголовную ответственность лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравнённых к ним лиц или лиц, занимающих ответственную государственную должность, либо должностных лиц за незаконное обогащение, что будет способствовать неотвратимости наказания и соответствует статье 20 Конвенции ООН против коррупции. В связи с этим целесообразно ввести ст.365-1 и дать ее в следующей редакции:

«Статья 365-1. Незаконное обогащение

  1. Незаконное обогащение, то есть приобретение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом имущества на денежные средства, полученные в результате нарушения действующего законодательства, происхождение которых он не может объяснить, а также законность основании приобретения которых не подтверждено доказательствами.

– наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  1. Те же деяния, совершенные:

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) в крупном размере,-

наказываются лишением свободы на срок до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

 

АННОТАЦИЯ

С интеграцией Республики Казахстан в мировую экономическую систему активы начали активно перетекать в западные страны, стимулируя их экономическое развитие в ущерб национальной экономике. Значительную долю в общем объеме незаконно выводимых из казахстанской экономики средств составляют доходы от преступлений коррупционной направленности, где они в различных формах вкладываются в иностранные экономики взамен на получение гражданства или вида на жительства. В статье рассматривается уголовная ответственность за незаконное обогащение как мера по возврату похищенных активов из-за рубежа.

ТҮЙІН

Қазақстан Республикасының әлемдік экономикалық жүйеге кірігуімен актив­тер ұлттық экономикаға залал келтіре отырып, олардың экономикалық дамуын ын­таландыра отырып, Батыс елдеріне белсенді түрде көше бастады. Қазақ­стан­дық экономикадан заңсыз шығарылатын қаражаттың жалпы көлеміндегі айтар­лықтай үлесті сыбайлас жемқорлық бағыттағы қылмыстардан түскен табыстар құрайды, шетелдік экономикаға түрлі нысандарда салынатын қаражаттың орнына олар азаматтық алуды немесе тұрғылықты мекенжайға ие болуды мақсат тұтады. Мақалада шетелден ұрланған активтерді қайтару шарасы ретінде заңсыз байығаны үшін  қылмыстық жауапкершілік қарастырылады.

ANNOTATION

With the integration of the Republic of Kazakhstan into the world economic system, assets began to actively flow to Western countries, stimulating their economic development to the detriment of the national economy. A significant share of the total amount of funds illegally withdrawn from the Kazakh economy is the proceeds of corruption-related crimes, where they are invested in various forms in foreign economies in exchange for obtaining citizenship or residence permits. The article considers criminal liability for illegal enrichment as a measure to return stolen assets from abroad.

  1. [1]        Татубаев Т. М. Антикоррупционная политика Республики Казахстан: проблема возвращения незаконно нажитого имущества // Вестник Башкирского института социальных технологий. — 2017. — №2 (35). С. 7.
  2. [2]        Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности: принята резо­лю­цией Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 // Официальный сайт ООН. http://www.un.org/ru /documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml; Конвенция ООН про­тив коррупции: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 № 58/4 // Официальный сайт ООН. http://www.un.org/ru/docu­ments/ decl_conv/ conventions/ corrup­tion.shtml.
  3. [3]        Конвенция ООН против коррупции: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 № 58/4 // Официальный сайт ООН.  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/corruption.shtml.
  4. [4]        Щедрин Н.В. Проблемы и перспективы криминализации незаконного обогащения публичных должностных лиц // Имущественные отношения в РФ. — 2018. — №12 (207). С. 12.
  5. [5]        Плохов С. В. К вопросу о совершенствовании деятельности по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 6. С. 17.
  6. [6]        Гольцев Д.С., Гольцева О.Ю. Применение зарубежного опыта в области борьбы с неправомерным выводом активов // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 12. С. 33.
  7. [7]        Русанов Г. Надуманная проблема статьи 20 // https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/06/640178-nadumannaya-problema-stati-20.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*