Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук;
Козбаков М. А. — студент 3 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета
Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты;
Қозбақов М. А. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 3-курс студенті
Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of law;
Kozbakov M. A. — 3rd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University
СУЩНОСТЬ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ЕЕ ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
СОТТАЛҒАНДАРДЫ ТҮЗЕУДІҢ МӘНІ, ОНЫҢ МАҚСАТТАРЫ, ФУНКЦИЯЛАРЫ ЖӘНЕ ЖҮРГІЗУ ҚАҒИДАТТАРЫ
THE ESSENCE OF THE CORRECTION OF CONVICTS, ITS GOALS, FUNCTIONS AND PRINCIPLES OF CONDUCTING
Ключевые слова: осужденные, исправление, наказание, социальная справедливость, предупреждение, основные средства.
Түйінді сөздер: сотталғандар, түзеу, жазалау, әлеуметтік әділеттілік, ескерту, негізгі құралдар.
Keywords: convicts, correction, punishment, social justice, prevention, fixed assets.
Если рассматривать исправление осужденных с позиции уголовного и уголовно-исполнительного права, то это одна из целей уголовного наказания. При этом целями наказания как исправление осужденного также являются: восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами. И они основываются на принципе справедливости.
Как отмечают Б. К. Шнарбаев и А. Е. Мизанбаев, ресоциализация предусматривает исправление осужденного как социально-правовой процесс. Важнейшими принципами являются — равенство граждан, гуманность, защита и соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, комплектность, адресность и доступность социальной помощи, индивидуальный подход, взаимодействие субъектов, оказывающих социальную помощь[1].
Согласно п. 10 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РК, исправление осужденного — формирование у осужденного правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе[2].
А при определении функций исправления основными задачами являются обеспечение прав, законных интересов осужденных, законность при исполнении наказания, повышение эффективности наказания, а в некоторых наказаниях и применения основных средств исправления осужденных, а также оказание воспитательного воздействия на осужденных.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы с ее многообразными направлениями, формами и методами, осуществляемая в учреждениях республики, наряду со всеми другими направлениями обуславливает желаемый результат процесса исправления[3].
Исправление осужденного предполагает превращение преступника в законопослушного человека. Процесс исправления более интенсивно происходит во время отбывания наказания, так как непосредственной целью органов, исполняющих наказание, является исправление осужденного.
При этом само исправление должно ставить перед собой цель — это приспособить человека к дальнейшей жизни по выходу на свободу в нормальных условиях общества. Поэтому в сознании преступника вредные привычки должны заменяться правильными взглядами, но это не всегда может сработать, т.к. он помещен в определенную «злобную» среду обитания на определенный срок. Такая обстановка резко отличается от жизни свободных граждан. И чтобы вновь не совершить преступление, человек должен по выходу на свободу идти в правильном направлении (подыскивать себе подходящую работу, успешно трудиться, решать бытовые проблемы, не поддаваться соблазнам легкой жизни, алкоголя и так далее). Способность человека к активной социально полезной деятельности — непременное условие его окончательного отрыва от преступного образа жизни.
Следует четко констатировать, что в настоящее время основным видом наказания, применяемого к опасным преступникам, является, как правило, лишение их свободы на длительные сроки. Нельзя не учитывать, что в течение всего периода нахождения осужденного в условиях изоляции общество надежно защищено от его преступных посягательств. Следовательно, нужно стремиться к такому построению системы исполнения наказания, к такому режиму в исправительных учреждениях, которые бы максимально смягчали противоречия, заложенные в природе этого вида наказания, и в то же время полностью отвечали интересам обеспечения безопасности общества[4].
Такая система была в советских исправительно-трудовых учреждениях 1924 г. Осужденные делились на разряды — низший и высший. И чтобы перейти из одного разряда в другой необходимо было собрать достаточное количество поощрений. Это успех заключенного в работе и на занятиях, соблюдение установленного режима, степень влияния учреждения и др. Но эти элементы системы были исключены в Исправительно-трудовом кодексе 1933 г.
Затем в 1954-1956 гг. были введены облегченный, общий, строгий и специальный режим. Эта система строилась на принципе прогрессивности (постепенности), создавала у осужденного заинтересованность в активном продвижении по пути исправления, что влекло перевод его в колонию с более льготными условиями содержания.
В 1961 г. система исправительно-трудовых колоний была вновь перестроена. Был установлен принцип, что осужденные каждой из четырех категорий (осужденные впервые за менее опасные преступления; впервые за тяжелые преступления; осужденные два или более раза к лишению свободы, но не признанные особо опасными рецидивистами; особо опасные рецидивисты) отбывают полностью наказание, как правило, в одной исправительно-трудовой колонии. Это, несомненно, поднимало ответственность администрации за воспитательную работу в колониях и сокращало дорогостоящие перевозки осужденных.
Сама по себе воспитательная работа — процесс двусторонний в том смысле, что он подразумевает, с одной стороны, активное стремление воспитателя положительно повлиять на воспитуемого, но с другой — также стремление самого воспитуемого к взаимному сотрудничеству в этом процессе. В противном случае воспитание будет иметь лишь видимость воздействия и в лучшем случае наталкиваться на пассивность воспитуемого субъекта.
Поэтому, воспитательное воздействие становится одним из основных средств исправления осужденного. Также к основным средствам исправления законодатель относит в первую очередь сам режим отбывания наказания, общественно полезный труд, поддержание позитивных социальных связей, получение начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, общественное воздействие (ч. 1 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РК) (рисунок 1):
Согласно ч. 2 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РК, средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности, формы вины и мотивов совершенного уголовного правонарушения, личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания.
Как отмечают авторы Комментария к уголовно-исполнительному кодексу РК: «… набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в учреждениях полной и чрезвычайной безопасности для содержания осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других видах учреждений»[5].

Помогают обеспечивать режим отбывания наказания разного уровня безопасности применяемые исполнительными органами технические средства надзора и контроля за осужденными, оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях, применяемые меры безопасности, система учета осужденных, установленный распорядок дня и имеющийся порядок допуска к оборудованию и объектам производства.
Также проводится инструктаж персонала исправительного учреждения, обыск и досмотр осужденных, вещей, одежды, помещений, применяются меры поощрения и взыскания к осужденным, а также психологические и педагогические методы воздействия.
Например, такие меры поощрения как объявление благодарности, награждение подарком, премирование, представление дополнительного краткосрочного свидания, разрешение дополнительного расходования денег в сумме до одного месячного расчетного показателя на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни, досрочное снятие ранее наложенного взыскания применяются к осужденным на основании ст. 128 Уголовно-исполнительного кодекса РК за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, учебе, активное участие в работе добровольных организаций и воспитательных мероприятиях.
Также осужденным, отбывающим наказание в учреждениях минимальной безопасности, в виде мер поощрения разрешается проводить за пределами учреждения выходные и праздничные дни с 9 до 18 часов.
В рамках индивидуального подхода также применяется система изменения условий отбывания наказания. Она зависит от поведения осужденного.
Даже такие меры взыскания как замечание, выговор, дисциплинарный штраф в размере до двух месячных расчетных показателей, водворение в дисциплинарный изолятор на срок до 15 суток, перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев могут иметь исправительное воздействие.
К осужденным, отбывающим наказание в учреждениях минимальной безопасности, в виде мер взыскания применяется отмена права проживания вне общежития и запрещается выход за пределы территории учреждения в свободное от работы время на срок до 30 суток.
Отметим, что исправительное воздействие отличается от воспитательного по своему объекту. Например, особенности объекта определяют направленность исправительного воздействия — не только формирование личности гражданина, но и его исправление. Как указывает Д. С. Чукмаитов, основанием для применения к осужденному исправительного воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РК). Поэтому исправление осужденных возложено на уполномоченные органы и государственные учреждения[6].
Также в исправлении осужденных принимает участие и общественность — это попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественные объединения, религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане путем:
1) проведения социологических и иных мониторингов;
2) участия в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере уголовно-исполнительной деятельности;
3) участия в изыскании, предоставлении, распределении и наблюдении за использованием гуманитарной и благотворительной помощи осужденным;
4) разработки и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы и социально-правовую помощь осужденным;
5) оказания иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, в формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РК).
На наш взгляд, перечисленные направления их участия можно считать также средствами по применению исправления осужденных как дополнительные. Так как они тоже будут оказывать какое-то влияние на степень исправления осужденных.
При этом общественность не имеет право разглашать ставшие им известными сведения о частной жизни осужденного без его согласия. И будут нести ответственность перед законом.
Таким образом приходим к выводу, что исправление осужденного происходит посредством основных средств исправления — режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательного воздействия, поддержания позитивных социальных связей, получения начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, общественного воздействия. И основывается на принципах справедливости, равенства граждан, гуманности, защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, комплектности, адресности и доступности социальной и иной правовой помощи, индивидуального подхода, взаимодействия субъектов, оказывающих социальную и благотворительную помощь.
АННОТАЦИЯ
С позиции уголовного и уголовно-исполнительного права исправление осужденных — это одна из целей уголовного наказания. Исправление осужденного происходит посредством основных средств исправления — режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательного воздействия, поддержания позитивных социальных связей, получения начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, общественного воздействия. И основывается на принципах справедливости, равенства граждан, гуманности, защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, комплектности, адресности и доступности социальной и иной правовой помощи, индивидуального подхода, взаимодействия субъектов, оказывающих социальную и благотворительную помощь.
ТҮЙІН
Қылмыстық және қылмыстық-атқару құқығы тұрғысынан сотталғандарды түзету қылмыстық жазаның мақсаттарының бірі болып табылады. Сотталған адамды түзету түзеудің негізгі құралдары — жазаны өтеу режимі, қоғамдық пайдалы еңбек, тәрбиелік ықпал ету, оң әлеуметтік байланыстарды қолдау, Бастауыш, негізгі орта, жалпы орта, техникалық және кәсіптік білім беру, қоғамдық ықпал ету арқылы жүргізіледі. Және әділеттілік, азаматтардың теңдігі, ізгілік қағидаттарына, адам мен азаматтың құқықтарын, бостандықтары мен заңды мүдделерін қорғау мен сақтауға, Әлеуметтік және өзге де құқықтық көмектің жиынтықтылығына, атаулылығына және қолжетімділігіне, жеке тәсілге, Әлеуметтік және қайырымдылық көмек көрсететін субъектілердің өзара іс-қимылына негізделеді
ANNOTATION
From the standpoint of criminal and penal law, the correction of convicts is one of the goals of criminal punishment. The correction of the convict takes place through the main means of correction – the regime of serving a sentence, socially useful labor, educational influence, maintaining positive social ties, receiving primary, basic secondary, general secondary, technical and vocational education, social influence. And it is based on the principles of justice, equality of citizens, humanity, protection and observance of the rights, freedoms and legitimate interests of a person and a citizen, completeness, targeting and accessibility of social and other legal assistance, an individual approach, interaction of subjects providing social and charitable assistance.
- [1] Шнарбаев Б. К., Мизанбаев А. Е. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан: Учебник. — Алматы: Жеты Жаргы, 2017. С. 474.
- [2] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК // http://adilet.zan.kz/rus
- [3] Куламбаева К. К. Воспитательная работа с осужденными // Достояние нации: Научное приложение международного научно-педагогического журнала «Высшая школа Казахстана». — 2006. — № 1. С. 238.
- [4] Токубаев З. С., Токубаев К. З. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан: Учебное пособие. — Караганда, 2014. — 379 с.
- [5] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан / Под общ. Ред. Министра внутренних дел РК генерал-лейтенанта К. Н. Касымова. — Астана, 2014. С. 23.
- [6] Чукмаитов Д. С. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан: Учебное пособие. — Алматы: Жеты Жаргы, 2016. С. 120.