admin 05.07.2020
Байкунакова Г.А. — старший преподаватель кафедры права и общеоб­ра­зо­вательных дисциплин Баишев Университета, аспирант юридического фа­куль­тета Оренбургского государственного университета, магистр юридических наук Ефимцева Т.В. — профессор кафедры гражданского права и процесса Орен­бургского государственного университета, доктор юридических наук, доцент Байкунакова Г.А. — Баишев университетінің құқық және жалпы білім беру пәндері кафедрасының аға оқытушысы, Орынбор мемлекеттік университетінің заң факультетінің аспиранты, заң ғылымдарының магистрі Ефимцева Т.В. — Орынбор мемлекеттік университетінің азаматтық құқық және процесс кафедрасының профессоры, заң ғылымдарының докторы, доцент G. A Baikunakova. — senior lecturer of the department of law and general education of Baishev University, postgraduate student of the law faculty of Orenburg State University, master of law T.V. Efimtseva — professor of the of civil law and procedure department of the Orenburg State University, doctor of law, associate professor УДК 351.72

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСЕЙ ФЕДЕРАЦИЯСЫ МЕН ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫНЫҢ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЖЕТТІЛІКТЕРІН ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ҮШІН ТАУАРЛАРДЫ, ЖҰМЫСТАРДЫ, КӨРСЕТІЛЕТІН ҚЫЗМЕТТЕРДІ САТЫП АЛУ САЛАСЫНДАҒЫ КЕЛІСІМШАРТТЫҚ ЖҮЙЕ ТУРАЛЫ ЗАҢНАМАНЫҢ ДАМУ КЕЗЕҢДЕРІНІҢ САЛЫСТЫРМАЛЫ СИПАТТАМАСЫ cOMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE STAGES OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET THE STATE NEEDS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, органы внутренних дел, коррупция, рыночные отношения. Түйінді сөздер: келісімшарт жүйесі, мемлекеттік сатып алулар, ішкі істер органдары, сыбайлас жемқорлық, нарықтық қатынастар. Keywords: contract system, public procurement, internal affairs bodies, corruption, market relations. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, т. к. практически каждая организация использует в своей работе госу­дарст­вен­ные закупки. Это хороший способ, как для государства выбрать наиболее эф­фек­тивный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны. Государственные закупки предполагают приобретение, покупку товаров, ра­бот или услуг для нужд органов внутренних дел Российской Федерации и Рес­публики Казахстан покупателем в лице государства за счет бюджетных средств. При этом данный процесс исключает дальнейшую перепродажу объекта. Уровень, на котором находится организация управления государственными закупками, отоб­ражает степень развития рыночных отношений, состояние экономики в целом. На современном этапе контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд органов внутренних дел имеет сис­тему принципов и факторов, влияющих на эффективность государственных заку­пок (рисунок 1). Процесс закупок для удовлетворения государственных нужд органов внутрен­них дел Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1], а для нужд органов внутренних дел Республики Казахстана — Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках»[2]. Предметом регулирования в данных законах выступают отношения, связанные с планиро­ва­нием закупок; определением поставщиков (подрядчиков, исполни­те­лей); заключе­нием и исполнением контрактов; мониторингом, аудитом закупок; контролем за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Рисунок 1 — Критерии эффективности системы государственных закупок
При анализе данных нормативных правовых актов можно сказать, что разница состоит в том, что Федеральный закон № 44-ФЗ является более развернутым, чем Закон РК № 434-V ЗРК (РФ — 114 статей, РК — 52 статьи). Также в ФЗ № 44-ФЗ говорится про «Запрос котировок», а в ЗРК № 434-V ЗРК это понятие трактуется как «Запрос ценовых предложений». Так же в ЗРК № 434-V ЗРК отсутствует глава «Пла­нирование», данные этапы расписаны в Приказе Министра финансов Респуб­лики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществ­ления государственных закупок», что очень неудобно для заказчиков. Приходится пользоваться многими нормативно-правовыми актами. В ХХІ веке в жизни общества широко применяются программные и теле­ком­муни­кационные средства, без которых невозможно реализовать множество реше­ний. На уровне государственного управления также развивается информа­тизация. К примеру, в Российской Федерации государственноеуправление финан­совой, на­ло­го­вой, таможенной сферами осуществляется через программу «Единый портал государственных услуг», а в Казахстане реализуется программа «Элект­ронное правительство». Единый портал государственных услуг Российской Федерации начал работать в декабре 2009 года, а портал электронного правительства в Казахстане был запу­щен в апреле 2006 года. На порталах можно оплатить налоги, государственные пош­лины и штрафы. Ежедневно порталы посещают более 10 500 человек, вы­дает­ся около 10 тысяч электронных справок. При запуске порталов было реализовано 377 информационных услуг, охватывающих деятельность органов образования и нау­ки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торгов­ли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственнойслужбы и Национального банка[3]. В теоретическом аспекте закупки для государственных нужд выступают в первую очередь в качестве экономической категории. Прокъюремент (снабжение) определяется как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной ком­пании посредством конкурсных торгов. В его понимании выделяют несколько клю­чевых моментов. Во-первых, это принципы, которые заложены в основе проведения госу­дарственных закупок. Во-вторых, это способ закупки, который характерен для конкурсных торгов, то есть процедура закупок должна быть в центре внимания. В-третьих, это конкурсные торги как публичное открытое состязание пре­тендентов, т. е. потенциальных поставщиков, за получение контракта на поставку товаров или выполнение работ. В-четвертых, это интересы покупателя, т. е. администраторов бюджетных программ. В-пятых, это совокупность практических методов и приемов, т. е. сам инстру­ментарий, при помощи которого осуществляются процедуры конкурсных закупок продукции. На наш взгляд, государственные закупки как экономическая категория — это совокупность экономических отношений по поводу распределения и пере­распре­де­ления бюджетных средств на приобретение товаров, работ и услуг с целью удовлетворения государственных нужд для реализации функций го­сударст­вен­ного управления между распорядителями бюджетных средств в лице админист­раторов бюджетных программ и потенциальными поставщиками. На май 2020 года в Казахстане благодаря электронной системе госу­дарст­венных закупок Правительство сэкономило около 3,8 млрд. тенге бюджетных средств. В целом за четыре года работы электронной площадки экономия по элект­рон­ным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила около 80 млрд. тенге[4]. Министерство финансов Республики Казахстан инициировало перевод госу­дарст­венных закупок в электронный формат. Сегодня система (www.goszakup.gov.kz) предоставляет единую точку доступа к электронным услу­гам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в го­су­дарст­венных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. По нашему мнению, основными преимуществами электронных госу­дарст­венных закупок являются следующие:
  • эффективный способ борьбы с коррупцией;
  • реальная экономия бюджетных средств;
  • удобство работы в сфере государственных закупок;
  • создание эффективных условий для здоровой конкуренции;
  • поддержка развития отечественного малого и среднего бизнеса.
Кроме того, наибольшее количество нарушений в сфере государственных за­ку­пок совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необос­нованного отклонения, в связи с чем закупки признаются несостоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника. С применением вычислительных систем становится возможным полностью автоматизировать процесс принятия решений, без влияния на этот процесс кон­курс­ной комиссии. Такой способ возможен только в случае простых закупок, со стандартными требованиями к качеству, комплектации, срокам поставки и оплаты и единственной переменной характеристикой — цене. В заключении отметим, что добиться ощутимых показателей снижения кор­рупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное исполь­зование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок. Если ограничиваться отдельными областями или методами, то можно получить лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время структура и меха­низм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затро­нутые инструментами контроля и противодействия. В результате суммарные коррупционные потери вернутся к прежним размерам или даже превзойдут их. АННОТАЦИЯ В настоящее время особую актуальность приобретает обеспечение госу­дарст­вен­ных нужд путем контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, в том числе для нужд органов внутренних дел. При этом автором подчерк­нута необходимость дальнейшего развития законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. ТҮЙІН Қазіргі таңда тауарларды, жұмыстар мен көрсетілетін қызметтерді сатып алу саласындағы келісімшарттық жүйе арқылы мемлекеттік мұқтаждықты қамтамасыз ету ерекше өзектілікке ие. Автор мемлекеттік қажеттіліктерді қамтамасыз ету үшін тауарларды, жұмыстарды және қызметтерді сатып алу саласындағы келісім­шарттық жүйені одан әрі дамыту қажеттілігіне тоқтап, мәселелерді қозғаған. ANNOTATION At present time, the provision of state needs through the contract system in the field of procurement of goods, works and services is becoming particularly relevant. The author emphasizes the need for further development of the contract system in the field of procurement of goods, works and services to meet state needs.
  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624.
  2. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2018 г.) // http://online.zakon.kz/document/?doc_id=34050877.
  3. https://profit.kz/news/7036/Elektronnomu-pravitelstvu-5-let.
  4. http://old.goszakup.gov.kz/wiki/index.php/29.04.2012_ПРЕСС-РЕЛИЗ.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*