Байкунакова Г.А. — старший преподаватель кафедры права и общеобразовательных дисциплин Баишев Университета, аспирант юридического факультета Оренбургского государственного университета, магистр юридических наук
Ефимцева Т.В. — профессор кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, доктор юридических наук, доцент
Байкунакова Г.А. — Баишев университетінің құқық және жалпы білім беру пәндері кафедрасының аға оқытушысы, Орынбор мемлекеттік университетінің заң факультетінің аспиранты, заң ғылымдарының магистрі
Ефимцева Т.В. — Орынбор мемлекеттік университетінің азаматтық құқық және процесс кафедрасының профессоры, заң ғылымдарының докторы, доцент
G. A Baikunakova. — senior lecturer of the department of law and general education of Baishev University, postgraduate student of the law faculty of Orenburg State University, master of law
T.V. Efimtseva — professor of the of civil law and procedure department of the Orenburg State University, doctor of law, associate professor
УДК 351.72
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РЕСЕЙ ФЕДЕРАЦИЯСЫ МЕН ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫНЫҢ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЖЕТТІЛІКТЕРІН ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ҮШІН ТАУАРЛАРДЫ, ЖҰМЫСТАРДЫ, КӨРСЕТІЛЕТІН ҚЫЗМЕТТЕРДІ САТЫП АЛУ САЛАСЫНДАҒЫ КЕЛІСІМШАРТТЫҚ ЖҮЙЕ ТУРАЛЫ ЗАҢНАМАНЫҢ ДАМУ КЕЗЕҢДЕРІНІҢ САЛЫСТЫРМАЛЫ СИПАТТАМАСЫ
cOMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE STAGES OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET THE STATE NEEDS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, органы внутренних дел, коррупция, рыночные отношения.
Түйінді сөздер: келісімшарт жүйесі, мемлекеттік сатып алулар, ішкі істер органдары, сыбайлас жемқорлық, нарықтық қатынастар.
Keywords: contract system, public procurement, internal affairs bodies, corruption, market relations.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, т. к. практически каждая организация использует в своей работе государственные закупки. Это хороший способ, как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.
Государственные закупки предполагают приобретение, покупку товаров, работ или услуг для нужд органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан покупателем в лице государства за счет бюджетных средств. При этом данный процесс исключает дальнейшую перепродажу объекта. Уровень, на котором находится организация управления государственными закупками, отображает степень развития рыночных отношений, состояние экономики в целом.
На современном этапе контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд органов внутренних дел имеет систему принципов и факторов, влияющих на эффективность государственных закупок (рисунок 1).
Процесс закупок для удовлетворения государственных нужд органов внутренних дел Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1], а для нужд органов внутренних дел Республики Казахстана — Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках»[2]. Предметом регулирования в данных законах выступают отношения, связанные с планированием закупок; определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключением и исполнением контрактов; мониторингом, аудитом закупок; контролем за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Рисунок 1 — Критерии эффективности системы государственных закупок
При анализе данных нормативных правовых актов можно сказать, что разница состоит в том, что Федеральный закон № 44-ФЗ является более развернутым, чем Закон РК № 434-V ЗРК (РФ — 114 статей, РК — 52 статьи). Также в ФЗ № 44-ФЗ говорится про «Запрос котировок», а в ЗРК № 434-V ЗРК это понятие трактуется как «Запрос ценовых предложений». Так же в ЗРК № 434-V ЗРК отсутствует глава «Планирование», данные этапы расписаны в Приказе Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок», что очень неудобно для заказчиков. Приходится пользоваться многими нормативно-правовыми актами.
В ХХІ веке в жизни общества широко применяются программные и телекоммуникационные средства, без которых невозможно реализовать множество решений. На уровне государственного управления также развивается информатизация. К примеру, в Российской Федерации государственноеуправление финансовой, налоговой, таможенной сферами осуществляется через программу «Единый портал государственных услуг», а в Казахстане реализуется программа «Электронное правительство».
Единый портал государственных услуг Российской Федерации начал работать в декабре 2009 года, а портал электронного правительства в Казахстане был запущен в апреле 2006 года. На порталах можно оплатить налоги, государственные пошлины и штрафы. Ежедневно порталы посещают более 10 500 человек, выдается около 10 тысяч электронных справок. При запуске порталов было реализовано 377 информационных услуг, охватывающих деятельность органов образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственнойслужбы и Национального банка[3].
В теоретическом аспекте закупки для государственных нужд выступают в первую очередь в качестве экономической категории. Прокъюремент (снабжение) определяется как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной компании посредством конкурсных торгов. В его понимании выделяют несколько ключевых моментов.
Во-первых, это принципы, которые заложены в основе проведения государственных закупок.
Во-вторых, это способ закупки, который характерен для конкурсных торгов, то есть процедура закупок должна быть в центре внимания.
В-третьих, это конкурсные торги как публичное открытое состязание претендентов, т. е. потенциальных поставщиков, за получение контракта на поставку товаров или выполнение работ.
В-четвертых, это интересы покупателя, т. е. администраторов бюджетных программ.
В-пятых, это совокупность практических методов и приемов, т. е. сам инструментарий, при помощи которого осуществляются процедуры конкурсных закупок продукции.
На наш взгляд, государственные закупки как экономическая категория — это совокупность экономических отношений по поводу распределения и перераспределения бюджетных средств на приобретение товаров, работ и услуг с целью удовлетворения государственных нужд для реализации функций государственного управления между распорядителями бюджетных средств в лице администраторов бюджетных программ и потенциальными поставщиками.
На май 2020 года в Казахстане благодаря электронной системе государственных закупок Правительство сэкономило около 3,8 млрд. тенге бюджетных средств. В целом за четыре года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила около 80 млрд. тенге[4].
Министерство финансов Республики Казахстан инициировало перевод государственных закупок в электронный формат. Сегодня система (www.goszakup.gov.kz) предоставляет единую точку доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
По нашему мнению, основными преимуществами электронных государственных закупок являются следующие:
эффективный способ борьбы с коррупцией;
реальная экономия бюджетных средств;
удобство работы в сфере государственных закупок;
создание эффективных условий для здоровой конкуренции;
поддержка развития отечественного малого и среднего бизнеса.
Кроме того, наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необоснованного отклонения, в связи с чем закупки признаются несостоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника.
С применением вычислительных систем становится возможным полностью автоматизировать процесс принятия решений, без влияния на этот процесс конкурсной комиссии. Такой способ возможен только в случае простых закупок, со стандартными требованиями к качеству, комплектации, срокам поставки и оплаты и единственной переменной характеристикой — цене.
В заключении отметим, что добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок. Если ограничиваться отдельными областями или методами, то можно получить лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время структура и механизм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затронутые инструментами контроля и противодействия. В результате суммарные коррупционные потери вернутся к прежним размерам или даже превзойдут их.
АННОТАЦИЯ
В настоящее время особую актуальность приобретает обеспечение государственных нужд путем контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, в том числе для нужд органов внутренних дел. При этом автором подчеркнута необходимость дальнейшего развития законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.
ТҮЙІН
Қазіргі таңда тауарларды, жұмыстар мен көрсетілетін қызметтерді сатып алу саласындағы келісімшарттық жүйе арқылы мемлекеттік мұқтаждықты қамтамасыз ету ерекше өзектілікке ие. Автор мемлекеттік қажеттіліктерді қамтамасыз ету үшін тауарларды, жұмыстарды және қызметтерді сатып алу саласындағы келісімшарттық жүйені одан әрі дамыту қажеттілігіне тоқтап, мәселелерді қозғаған.
ANNOTATION
At present time, the provision of state needs through the contract system in the field of procurement of goods, works and services is becoming particularly relevant. The author emphasizes the need for further development of the contract system in the field of procurement of goods, works and services to meet state needs.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624.
Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2018 г.) // http://online.zakon.kz/document/?doc_id=34050877.