Есмамбетова Ж. М. — доцент кафедры общеобязательных дисциплин Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстана имени М.Букенбаева, полковник полиции
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
ПОЛИЦИЯ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ КӘСІБИ-БАСҚАРУШЫЛЫҚ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІНЕ ҚОЙЫЛАТЫН ЗАМАНАУИ ТАЛАПТАР
MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF POLICE OFFICERS
Ключевые слова: грамотность, культура речи, руководитель, речевые ошибки.
Түйінді сөздер: сауаттылық, сөйлеу мәдениеті, басшы, сөйлеу қателіктері.
Keywords: literacy, culture of speech, supervisor, speech errors.
Много говорить и много сказать не есть одно и тоже.
Софокл
Руководитель любого управленческого звена в повседневной работе сталкивается с проблемой общения или коммуникации. Основная функция общения, его назначение – достичь взаимопонимания, на основе которого участники общения добиваются согласованного взаимодействия. В этой связи руководителю предъявляются повышенные требования, так как ему приходиться давать указания, выступать с докладами, обмениваться мнениями, защищать свою точку зрения.
Любая мысль воплощается в словесную форму, которая обладает огромнейшей силой воздействия на сознание и поведение людей. Пренебрежительное отношение к слову совершенно недопустимо в деятельности тех, кому доверена власть над людьми. Чем выше занимаемая должность, тем совершенней должна быть речь руководителя.
Зачастую, из-за незнания стилистических норм, из-за плохой дикции, неверно взятого тона, неумения коротко и ясно изложить свою мысль подчиненные не могут понять, что от них требует руководитель.
Главное в речи руководителя не допускать ошибок. Если придерживаться соответствующих правил и рекомендаций можно избежать этого.
Одно из важнейших качеств, необходимых руководителю, изъясняться просто и ясно. Правильно сформулированное распоряжение, лаконично и четко поданная команда – признак профессиональной культуры руководителя.
Руководитель должен умело варьировать своим голосом. Правильно заданный тон, темп, громкость, тембр выражают отношение руководителя к тому, о чем идет речь. Одно и тоже слово, одна и та же фраза в зависимости от интонации способны приобрести разное значение.
Правильно расставленные паузы, логическое ударение, перемены интонации имеют огромное значение для речи руководителя. Монотонная речь не только будет быстро утомлять, в ней нелегко выделить главное, существенное, а небольшая остановка в речи, сделанная пауза, напротив, усилит внимание слушателей, подчеркнет смысл сказанного, более сильнее выразит чувства говорящего.
«Я сделался настоящим мастером тогда, – писал А.С. Макаренко, – когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Великий педагог доказал нам, что смысл сказанного меняется от логического ударения. Например, фразу «Я хочу поручить ВАМ эту работу» и «Я хочу поручить вам ЭТУ работу» произносится по-разному в зависимости от логического ударения. Умелое сочетание пауз с логическими ударениями придает особую выразительность, живость речи, подчеркивает ее особый смысл.
Правильно заданный вопрос своим подчиненным является гарантией на емкий и содержательный ответ.
Существует два типа вопросов: открытые (кто виноват? почему не выполнили мои указания?) и закрытые (всё ли мы сделали для того, чтобы успешно справиться с поставленной задачей? что мешает нам эффективно работать?). Но какие бы не задавались вопросы, следует помнить, что, задавая вопрос, руководитель должен показать собеседнику, что заинтересован в его ответе и хочет узнать именно его точку зрения по данному вопросу.
По данным всемирно известных американских ученых Рея Бёрдвистела и Альберта Меграбяна, полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию – на 38% и через слова – лишь на 7%[1].
Таким образом, речь усиливают жесты, мимика, телодвижения. В совокупности они составляют так называемый язык внешнего вида (невербального общения). Этот язык должен быть естественным, гармонизировать со смыслом речи, усиливать воздействие сказанного на слушателей. Неприятно смотреть на сильно машущего руками человека, стоящего за трибуной, равно как и за человеком, находящемся в полном оцепенении. Здесь, как и во всем, нужна строгая мера, корректность, простота и естественность.
Следует знать, что впервые 30 секунд выступления любого оратора, аудитория оценивается его речь. От первой минуты будет зависеть всё его выступление.
Удержать внимание аудитории вы сможете актуальностью темы, глубиной содержания речи. Полезны в этих целях риторические вопросы, образные сравнения, цитирование знаменитых людей, ссылки на общеизвестные факты, юмористические вставки. Юмор – лучшее средство от скованности. После удачной шутки вы расположите к себе аудиторию. Но, юмор должен звучать только во второй половине вашего выступления, а не в начале. Не помешает вашему выступлению и некоторая доля горячности, эмоциональности, если она проявляется в разумных пределах.
Человек выступающий свободно, без бумаги, выглядит естественнее и непринужденно. Его лучше воспринимают слушатели нежели человека, который не может без шпаргалки сказать несколько слов. Поэтому к выступлению надо готовиться заранее. Как говорил классик М. Твен, «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую, короткую речь экспромтом». Свободное и содержательное выступление требует основательной подготовки, глубоких знаний, твердых умений и навыков. При подготовке к выступлению целесообразно ответить самому себе на три вопроса:
1) какова цель моего выступления;
2) что я хочу сказать, доказать, объяснить людям;
3) как я это сделаю.
Далее составьте краткие тезисы. При необходимости запишите фактические данные, цифры и т.д.
Речь – это орудие общения между людьми. Если речь руководителя будет бедной по содержанию, либо изобиловать нарушениями языковых норм, орфоэпическими ошибками, то можно предположить, что соответствующим будет и качество общения руководителя с подчиненными[2].
В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Постарайтесь искоренить в свое речи слова-паразиты (понимаете ли, видите ли, собственно говоря, в некотором роде и т.д.), которые не только загрязняют вашу речь, но и раздражают слушателей. Всегда найдутся любители подсчитать, сколько раз употребил докладчик полюбившееся ему слово.
Избегайте длинных сложных предложений, развернутых причастных оборотов. Они плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением простых и коротких предложений. Не используйте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные слова. Например, вместо «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы» скажите «это нужно врачам, учителям, пенсионерам и т.д.».
Правильно используйте предлоги. Очень часто говорят «согласно чего» вместо «согласно чему», «данные по численности», а надо «данные о численности», «вопреки указания» вместо «вопреки указанию» и т.д.
Тавтология – повторное обозначение уже названного понятия другим, близким по смыслу словом или выражением. Не следует говорить, в течение января месяца, наилучшая оптимальность, передовой авангард, совместное сотрудничество, пнуть ногой, белая блондинка, поселился жить и т.д.
Ошибки в произношении из-за неправильного ударения справедливо воспринимаются слушателями как признак некультурности. Нередко говорят арест, досуг, возбуждено, дактилоскопия, процент, оптовый, документ, эксперт и т.д. (арест, досуг, возбуждено, дактилоскопия, процент, оптовый, документ, эксперт).
Любому руководителю не следует игнорировать неотъемлемые признаки подлинной культуры речи: правильную технику речи, грамотное выговаривание слов, хорошую дикцию.
Таким образом, руководитель должен обладать высокой культурой речи, уметь силой слова влиять, убеждать собеседника. И помнить: неясность речи – верный признак неясности мысли. «Общаться с языком кое-как, – писал Л.Н.Толстой, – значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Последнее совершенно недопустимо в управленческой деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье сформулированы рекомендации руководителям организаций по грамотной речи и их произношению. Рассмотрены наиболее распространенные ошибки произношения слов и построения фраз.
ТҮЙІН
Мақалада ұйым басшыларына сауатты сөйлеу және олардың айтылуы бойынша ұсыныстар берілген. Сөз айтудың ең көп таралған қателері және фраза құруды қарастырылған.
ANNOTATION
The article deals with the rules of the culture of speech. It makes recommendations on the proper organization of executives and correct formulation of the question. Describes the most common errors of pronunciation of words and the construction of sentences.
- Руденко А. М., Самыгин С. И. Культура речи и деловое общение. — Ростов-на-Дону, 2016.
- https://cyberleninka.ru/article/v/kultura-rechi-rukovoditelya.