Тулешев М. Д. — старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, магистр юридических наук, майор полиции
УДК 378 (075.8):34
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
ЗАҢ ПӘНДЕРІ БОЙЫНША ОҚЫТУДЫҢ ЗАМАНАУИ ӘДІСТЕРІ
MODERN TEACHING METHODS IN LEGAL DISCIPLINES
Ключевые слова: образование, юристы, время, гражданин, юридическая грамотность, знания, специалист, государство, развитие.
Түйінді сөздер: білім беру, заңгерлер, уақыт, азамат, құқықтық сауаттылық, білім, маман, мемлекет, даму.
Keywords: education, lawyers, time, citizen, legal literacy, knowledge, specialist, state, development.
Одним из приоритетных направлений развития Казахстана, указанном в Послании Главы государства «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», является создание новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев: «…Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане…»[1]. Для достижения поставленной цели Президент призывает казахстанцев проделать большую работу по улучшению качества всех звеньев национального образования.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечается, что составной частью правовой политики является правовое регулирование научной и образовательной деятельности, которое является важным условием обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышение её интеллектуального потенциала. Следует продолжать работу по повышению правосознания граждан, в том числе и юридической грамотности среди государственных служащих[2].
Профессиональное обучение становится важным аспектом образовательного процесса, отвечающим потребностям государства и тенденциям развития во всем мире.
Главной целью образования становится не формирование определенного объема знаний, умений и навыков обучающихся, а «развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей достижений науки, и практики, воспитание гражданина – патриота с высокими нравственными и моральными качествами, конкурентоспособного специалиста, умеющего самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию»[3].
Составной частью единой системы образования Республики Казахстан является юридическое образование, содержание которого определяется Государственным общеобязательным стандартом образования.
Так, к подготовке обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» устанавливаются следующие требования:
- владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук;
- уметь использовать научные знания в профессиональной и иной социальной деятельности;
- знать Конституцию Республики Казахстан, правовые и этические нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- уметь учитывать их при решении экономических, социальных и политических задач в рамках своей профессиональной деятельности;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе, владеть методами их познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций;
- уметь приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии, и на научной основе организовать свой труд[4].
Получению необходимых знаний по данной специальности в организациях образования МВД Республики Казахстан способствует постоянная работа профессорско-преподавательского состава, направленная на повышение качества проводимых занятий.
Совершенствование образовательного процесса напрямую зависит от разнообразия методов и методик проведения лекционных, семинарских и практических занятий.
Так, правильному пониманию и получению навыков применения норм законодательных и подзаконных актов способствует решение ситуационных и практических задач.
В задачах излагаются определенные фактические обстоятельства и формулируются вопросы, подлежащие разрешению. При решении задач слушатели, руководствуясь нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, должны определить юридическое значение каждого факта, упомянутого в задаче, формулировать более детально вопросы о правах и обязанностях, возникших между участниками конкретных отношений.
Ответы на все вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. Особый интерес у обучающихся вызывают задачи, в которых предлагается несколько вариантов ответов[5].
Преподавателями кафедры общеправовых дисциплин Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева помимо решения задач на семинарских и практических занятиях обучающимся предоставляются задания. Например, слушатель должен провести сравнительный анализ определенных статей закона, выписать из Гражданского кодекса Республики Казахстан нормы по определенному вопросу, составить схему и т.п. Выполнение указанных заданий способствует развитию у слушателей практических навыков, умений применять свои познания и самостоятельно анализировать нормативно-правовые акты. Задания выполняются письменно в соответствии с сформулированными в них указаниями.
Применение сборников тестовых заданий, подготовленных преподавателями кафедры, позволяет проверить уровень усвоения изученного материала и выявить пробелы в знаниях обучающихся в рамках каждой темы.
Также на занятиях обсуждаются поставленные преподавателем и слушателями теоретические вопросы, определяется отношение к высказанным в литературе взглядам, приводится необходимая научная аргументация. В конце занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет правильную позицию по теоретическим вопросам и итоги решения задач, оценивает выступления слушателей по высказанным ими мнениям.
Одним из методов проведения занятий является работа с малыми группами. Формируются малые группы по пять-семь человек. В этих группах выбираются командиры. Каждой из групп преподаватель раздает заранее отпечатанное задание, где описаны проблемные ситуации. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения и способы ее устранения. В случаях неполного либо неправильного ответа представителям других групп предлагается изложить свои взгляды на решение этих проблем, или преподаватель пытается в своем объяснении подробно на них остановиться.
Реализации задач, поставленных Главой государства в Послании «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», направленных на внедрение дуальной системы профессионального образования, в организациях образования МВД Республики Казахстан способствует привлечение к проведению учебных занятий сотрудников правоохранительных органов, работников нотариата, судов, адвокатуры, налоговых органов.
Принцип сотрудничества направлен на повышение практической направленности учебного процесса, получение слушателями более глубоких знаний по выбранной специальности.
Эффективность применения перечисленных форм и методов работы позволяет достигнуть следующих результатов:
1) повышения уровня и качества теоретических знаний обучающихся, а также интереса к изучению предмета, активизации познавательной деятельности;
2) формирования и развития навыков коллективной работы, публичных выступлений, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать с нормативно-процессуальными документами;
3) воспитания у обучающихся таких моральных и волевых качеств, как ответственность, дисциплинированность, чувство долга и др.
Таким образом, разнообразные методы проведения занятий не только позволяют закрепить теоретические знания, но и способствуют получению практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
АННОТАЦИЯ
Профессиональное обучение становится важным аспектом образовательного процесса, отвечающим потребностям государства и тенденциям развития во всем мире. Составной частью правовой политики является правовое регулирование научной и образовательной деятельности, которое является важным условием обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышение её интеллектуального потенциала.
ТҮЙІН
Кәсіптік білім беру бүкіл әлемдегі даму тенденциялары мен мемлекет қажеттіліктеріне жауап беретін оқу үрдісінің маңызды аспектісіне айналады. Елдің индустриалды-инновациялық дамуын, оның зияткерлік әлеуетін арттырудың маңызды шарты ретінде ғылыми және білім беру қызметін құқықтық реттеу құқықтық саясаттың ажырамас бөлігі болып табылады.
ANNOTATION
Vocational training is becoming an important aspect of the educational process that meets the needs of the state and development trends around the world. An integral part of legal policy is the legal regulation of scientific and educational activities, which is an important condition for ensuring the industrial and innovative development of the country, increasing its intellectual potential.
- [1] Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400002014.
- [2] Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30463139.
- [3] Закон Республики Казахстан от 27.07.2007г. № 319-III «Об образовании» // Законодательство об образовании в РК. — Алматы: ЮРИСТ, 2007.
- [4] Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан: ГОСО РК. Издание официальное. — Астана: Национальный центр государственных стандартов и тестирования, 2007.
- [5] Развитие образования Казахстана: проблемы и перспективы: Мат-лы международ. науч.-практ. конф. (24 декабря 2010г.). — Костанай: Академия КУИС МЮ РК, 2010.