Шагивалеева И. З. — доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;
Садчикова С. А. — студент 4 курса группы 16Юр(б)ГосП-1 Оренбургского государственного университета
УДК
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАХОРОНЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
АҒЫМДАҒЫ МЕМЛЕКЕТ ЖӘНЕ ҚОРҒАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ ҚОРШАҒАН ОРТАНЫҢ, РАДИОАКТИВТІ ҚАЛДЫҚТАРДЫ ҚАЛДЫРУҒА ҚАТЫСТЫ
CURRENT STATE AND PROTECTION PROBLEMS ENVIRONMENT RELATED TO THE REDUCTION OF RADIO-ACTIVE WASTE
Ключевые слова: окружающая среда, отходы, радиация, производство, природа, захоронения.
Түйінді сөздер: қоршаған орта, қалдықтар, радиация, өндіріс, табиғат, көму.
Keywords: environment, waste, radiation, production, nature, burial.
Рассматривая исторический аспект, связанный с захоронением отходов, теоретики отмечают, что «… славянский Восток — это область, где можно не заботиться об отходах, поскольку всегда можно уйти дальше на восток».
Современное общество иначе относится к вопросам утилизации и захоронения отходов, даже по причине того, что изменилась качественная составляющая мусора. Между тем, это загрязнение окружающей среды.
Загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека[1].
Мировому сообществу представляют большую угрозу радиоактивные отходы, к которым в соответствии с законодательством относятся не подлежащие дальнейшему использованию материалы, растворы, газообразные среды, изделия, аппаратура, биологические объекты, грунт, оружие, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные законами[2].
Аналитические оценки количества радиоактивных отходов показывают, что к 2018 г. только в России их общий объем достигнет одного миллиона кубических метров. Радиоэкологическая обстановка на Урале нестабильна и в ряде районов весьма неблагоприятна.
В Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях и Республике Башкортостан сосредоточены тысячи локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой, уран-ториевой породы; имеется более тысячи водопунктов, содержащих экологически значимые концентрации радиоактивных элементов.
На территории Уральского региона функционирует 13 крупных предприятий и организаций, в состав которых входят такие особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства, как Чепецкий механический завод, ПО «Маяк» Уральский электрохимический комбинат, Белоярская атомная электростанция и другие.
Высокая концентрация предприятий ядерного топливного цикла, наличие промышленных энергетических и исследовательских реакторов, а также аварийные чрезвычайные ситуации, ядерные взрывы в военных и хозяйственных целях привели к накоплению радиоактивных отходов и обострению проблемы правового регулирования обращения с отходами.
Следует отметить, что ни в одном нормативном документе не лимитируются «дозовые» нагрузки от природных источников. Ориентиром может служить лишь предельно допустимая эффективная доза, обусловленная природными источниками в производственных условиях. Она составляет 5 мЗв/год.
Риск, связанный с наличием РАО, обусловлен возможностью попадания различного количества радионуклидов в среду обитания, что чревато ростом заболеваемости и смертности.
Известно, что не существует достаточно эффективных и безопасных для окружающей среды технологий переработки РАО. Применяемые же методы и оборудование не только опасны, но и дорогостоящи. Используемые технологии не решают главной задачи — захоронения радиоактивных отходов безопасным способом.
Первые попытки решения проблем обращения с РАО на государственном уровне в России были предприняты в 90-х годах прошлого столетия, хотя негативный опыт работы с радиоактивными веществами имел место ранее. Например, катастрофы и аварии на п/о «Маяк» в 1954 г., Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском полигоне, Новой Земле.
Во многих актах экологического законодательства того же периода существовали отдельные нормы, устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами, но носили они разрозненный характер.
Кроме того, закон «Об отходах производства и потребления» изначально не был ориентирован на учет специфики обращения с радиоактивными отходами, определяя лишь цели, принципы и правила обращения со всеми видами отходов, что привело к несогласованности программ по правовому совершенствованию мероприятий, связанных с вопросами захоронения радиоактивных отходов, программ о ядерной и радиационной безопасности, развитии атомной энергетики, а также недостаточному их финансированию[3].
Сказанное актуализирует научное осмысление выше обозначенных проблем.
Анализируя российское и зарубежное законодательство, приходим к выводу о том, что основное внимание в правовых актах уделяется местам захоронения РАО.
В частности, предлагается осуществлять захоронение в горных породах (на глубине не менее 300-500м). На наш взгляд, данное положение несовершенно, поскольку невозможно предугадать поведение природы на десятки и сотни лет вперед, стабильные горные породы через несколько десятков лет могут прийти в движение. Тогда наши потомки испытают на себе весь ужас экологической катастрофы, связанной с утечкой захороненных нами радиоактивных отходов.
На территории РФ одним из распространенных видов захоронения выступает приповерхностный, используемый для отходов низкого и среднего уровня активности, содержащих радионуклиды с коротким периодом полураспада (приблизительно 30 лет). Термин «приповерхностное захоронение» является синонимом термина «поверхностное захоронение». На эти захоронения могут воздействовать долгосрочные изменения климата, которые способны вызывать их разрушение, поэтому такой способ, по нашему мнению, не может применяться для захоронения наиболее опасных отходов.
Некоторый интерес вызывают вопросы правового регулирования захоронения отходов в водном пространстве. Анализ нормативного материала свидетельствует о наличии ряда Международных конвенций, регламентирующих запрет лишь на сброс РАО в водные объекты. При этом следует отметить, что не уделяется должного внимания на размещение опасных отходов в недрах водных объектов (под дно океана, морское дно).
Вариант удаления предполагает захоронение в недрах морского дна контейнеров с радиоактивными отходами в соответствующую геологическую среду ниже дна моря на большой глубине.
Для реализации данной задачи предлагается разработать федеральную целевую программу, направленную на исследование и освоение природы морского дна с целью реализации возможности осуществления захоронения там радиоактивных отходов.
В научной литературе высказываются мнения о размещении РАО в ледниковых щитах и космическом пространстве.
Учитывая проблему глобального потепления, считаем, что такой способ захоронения малоэффективен и даже опасен.
По поводу удаления радиоактивных отходов в космическое пространство следует пояснить, что научно доказано, что соударение лишь маленьких частиц космического мусора друг с другом, а тем более радиоактивных грозит уничтожением околоземного пространства.
В рамках правового регулирования захоронения отходов обращается внимание на возможность захоронения отходов в подземном пространстве. Данный вопрос достаточно содержательно урегулирован законом.
В настоящее время принята так называемая «многобарьерная» или «глубоко эшелонированная» концепция захоронения. Этот способ достаточно детально регламентирован правовыми актами. Сначала отходы должны сдерживаться матрицей (стекло, керамика, топливные таблетки), затем многоцелевым контейнером (используемым для транспортировки и для захоронения), затем сорбирующей (поглощающей) отсыпкой вокруг контейнеров и, наконец, геологической средой. Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 19 октября 2004 г. (ред. от 25.10.2019) утверждены и введены в Федеральные нормы и правила в области использования РАО[4]. Названные Правила представляют собой структурированный документ, устанавливающий более жесткие требования к захоронению и классификации РАО, но статистика свидетельствует, что они не реализуются в достаточном объеме.
К примеру, с некоторых пор «захоронение» радиоактивных отходов, в том числе твердых (ТРО) в соответствии законодательными актами некоторых субъектов РФ называются «хранением», а «могильники» — «хранилищами», что повлекло за собой фактическое снижение требований к могильникам и чем в конечном итоге, воспользовались недобросовестные субъекты экологических правоотношений.
Следует отметить, что существуют определенные государственные стандарты по обращению с опасными РАО, в соответствии с которыми они подлежат окончательному захоронению.
Сказанное позволяет прийти к выводу о необходимости приведения нормативных актов субъектов РФ в соответствие с действующими стандартами.
Следующая проблема связана с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов. В настоящий момент распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках), что представляет большую опасность для окружающей среды, и является одной из наиболее серьезных проблем, требующей разрешения.
В первую очередь такое положение объясняется отсутствием в настоящее время централизованных могильников для РАО.
В соответствии с ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» и программой обеспечения ядерной и радиационной безопасности должна быть создана система пунктов захоронения радиоактивных отходов[5]. Думается, что месторасположение такого могильника необходимо будет определять исходя из гидрогеологических условий района расположения станций и условий размещения РАО.
Учитывая положительный опыт обращения с РАО атомными электростанциями, само захоронение может осуществляться последними.
В этом случае Правительству РФ необходимо принять ряд документов, регламентирующих порядок захоронения РАО атомными станциями. Для формирования источника финансирования обращения с РАО целесообразно предусмотреть в данных проектах фиксированные нормативные отчисления из государственного бюджета.
Таким образом, придерживаясь вывода о целесообразности захоронения радиоактивных отходов в подземных территориях, уместно говорить о возможности захоронения радиоактивных отходов атомными станциями.
Правовое регулирование обращения с РАО должно преследовать главную цель — предотвращение вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, обеспечение рационального использования природных и материальных ресурсов.
В заключении хотелось бы подвести итог вышесказанному.
На сегодняшний день можно сказать о том, что проблема радиоактивного загрязнения стоит на высоком уровне, и в целях ее разрешения необходимо:
- привести законодательную и нормативно-техническую документацию для реализации захоронения всех видов РАО в соответствие с установленными ГОСТами;
- минимизировать создание новых поверхностных и приповерхностных хранилищ РАО на предприятиях;
- изменить подход к изоляции отходов. В проектах по обращению с РАО основным способом изоляции должно быть не длительное хранение, а окончательное захоронение отходов без возможного извлечения.
АННОТАЦИЯ
В статье авторы рассматривают современное состояние и проблемы окружающей среды, связанные с захоронением радиоактивных отходов. Одна из проблем связана с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов. Авторы приводят несколько аргументов.
ТҮЙІН
Мақалада авторлар радиоактивті қалдықтарды тастауға байланысты қазіргі жағдай мен экологиялық проблемаларды қарастырады. Қиындықтардың бірі — қалдықтарды сақтау мен жою үшін полигондардың жоқтығы. Авторлар бірнеше дәлелдер келтіреді.
ANNOTATION
The article authors consider the current state and environmental problems associated with the disposal of radioactive waste. One of the problems is the lack of landfills for waste storage and disposal. The authors provide several arguments.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823.
- Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 № 190-ФЗ // http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ // http://www.consultant.ru.
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 № 190-ФЗ // http://www.consultant.ru.