Токтабеков С. Ж. — заместитель начальника кафедры военной и тактико-специальной подготовки Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б.Бейсенова, магистр юридических наук, полковник полиции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
АТЫС ДАЙЫНДЫҒЫН ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІН ЖЕТІЛДІРУ
IMPROVEMENT OF TEACHING METHODS OF FIRE TRAINING
Ключевые слова: преподавание, методика, огневая подготовка, индивидуальные качества, курсант, ошибки, пробоины, стрельба, выстрел.
Түйінді сөздер: оқыту, әдістеме, атыс дайындығы, жеке қасиеттері, курсант, қателіктер, тесіктер, ату.
Keyword: teaching, methodology, fire training, individual qualities, cadet, mistakes, holes, shooting, shot.
В процессе обучения и воспитания начинающих к приемам и правилам стрельбы из огенстрельного оружия преподавателю приходится иметь дело с разным составом обучаемых. В одной и той же группе бывают курсанты с разными способностями и знаниями. Каждый из них обладает индивидуальными особенностями восприятия, запоминания, мышления, воли и характера, имеет свои индивидуальные данные восприятия во время обучения. Хорошо зная индивидуальные особенности обучаемых групп, преподаватель всегда сможет правильно определить наиболее целесобразные методы и приемы обучения и воспитания, добиться наибольшего успеха в совершенствовании их боевого мастерства. Все это надо тщательно учитывать при обучении огневому делу.
Некоторы обучаемые, например, учатся прицеливанию только правым глазом при закрытом левом. Но это способ приемлем не для всех. Для обучения прицеливанию с учетом индивидуальных особенностей нужно выяснить, какой глаз у обучаемого является направляющим. Для этого можно предложить обучаемому взять карандаш в руку и выйтянуть ее в направлении удаленного вертикального предмета (дерева, столба, трубы). Пусть он смотрит на этот предмет обоими глазами и одновременно расположит карандаш вертикально в плоскости наблюдения. После этого ему следует предложить закрыть левый глаз, не смещая карандаш в сторону, и ответить, не произошло ли видимое смещение карандаша влево. Если карандаш наблюдается в одной плоскости с вертикальным предметом, значить, направляющий глаз правый, а если произошло видимое смещение карандаша влево, значить, напрвляющим является левый глаз.
Правильный показ курсантам того, что они должны делать, тщательная проверка действий каждого из них в отдельности, свовременное устранение замеченных ошибок — важное требование принципа индивидуального подхода к обучаемым. Между тем преподаватели не всегда внимательны к ошибкам отдельных обучаемых, они часто подают команду «Отставить» и требуют повторения действий, но при этом не обращают внимание обучаемых на их индивидуальные ошибки, не показывают, как их исправить. Вполне понятно, что при таком обучении серьезных успехов в стрельбе добиться трудно.
Бывает и так, что обучающий ограничивается на занятиях общими замечаниями, которые ни к кому конкретно не относятся. На одном занятии преподаватель, обучая курсантов ведению огня по условиям упражнений согласно наставления, указывал на недостатки примерно общие. Подобные замечания не относятся конкретно к тому или иному курсанту и поэтому не приносят должной пользы.
Истинная причина ошибки обучаемых порой не сразу бросается в глаза преподавателю и не всегда бывает для него ясной. Например, курсант в положении для стрельбы лежа сваливает автомат вправо. Преподавателю нужно установить, чем это вызвано. В одном случае окажется, что стрелок слишком сильно наклонил голову вправо, а в другом – он не правильно обхватил оружие. Выяснив причину ошибки, преподаватель указывает на нее курсанту и добивается, что бы этот недостаток в действиях стрелка был устранен. Если при обнаруженном недостатке своевременно не добившись успеха в стрельбе, курсант может потерять уверенность в том, что он в состоянии стать хорошим стрелком.
Для выявления индивидуальных качеств подчиненных офицеры нередко используют метод проверки их действий на огневом рубеже. Сущность этого метода можно показать в следующем примере. Курсанту преподаватель в обойму с боевыми птронами незаметно подложил один учебный патрон. Нужно было выяснить, не боится ли курсант выстрела. Действия протекали в обычной обстановке. Курсант вышел на огневой рубеж, принял положения для стрельбы лежа. Преподаватель находился правее стрелка и внимательно наблюдал за его стрельбой. Курсант произвел два выстрела, прицелился в третий раз, нажал на спусковой крючок и … вздрогнул. Преподавателю это было хорошо видно, так как выстрела не последовало: патрон был учебный. Стало ясно, что курсант метко стрелять не будет до тех пор , пока не перестанет бояться выстрела. От этой боязни он в дальнейшем избавился, упражняясь в стрельбе холостыми патронами.
Методом выявления индивидуальных особенностей обучаемых является также анализ результатов стрельб.
Проанализировав ряд стрельб (расположения пробоин, меткость), преподаватель может установить причины ошибок стрелка. Предположим, что на протяжении ряда стрельб пробоины объясняются тем, что он не выработал однообразия прицеливания. Устранить этот недостаток можно путем дополнительной тренировки в правильности и однообразии прицеливания, используя прицельный станок.
Допустим далее, что курсант стреляет кучно, но на одной стрельбе пробоины располагаются в правой стороне мишени, на другой – в верхней ее части и т.д. Подобные результаты чаще всего являются следствием того, что стрелок не выработал навыка в производстве правильной прикладки оружия.
Необходимо внимательно анализировать и вопросы, с которыми обучаемые обращаются к преподавателю на занятиях или самоподготовке. В вопросах отражаются уровень знаний и степень усвоения учебного материала.
Выявлению индивидуальных качеств обучаемого способствуют также индивидуальные беседы.
Индивидуальный подход не означает обязательного обучения каждого в отдельности. Можно обучать и поодиночке, но подходить к каждому обучаемому по шаблону, не учитывая его особенности. Надо учить группу одновременно, но при этом индивидуально подходить к обучаемым, давая каждому такое задание, которое поможет ему устранить недостатки и приобрести необходимые знания и навыки.
Приступая к объснению материала, преподаватель должен учитывать прежде всего уровень их подготовки. Например, такой вопрос, как изучение положения частей и механизмов оружия до заряжания и их работы при заряжании, стрельбе и прекращении стрельбы. Хорошо подготовленная учебная группа этот вопрос обычно усваивает сразу и в той последовательности, какая указана в наставлениях, т.е сначала изучается положение всех частей и механизмов до заряжания, а потом их работа при заряжании, стрельбе и прекращении стрельбы. Для малоподготовленного курсанта такая последовательность представляет трудности, потому что их внимание рассеивается и переключается с одной детали и части на другую. В этой связи педагог, чтобы достичь прочности усвоения курсантами этого важного вопроса, сначала объясняет положения частей и механизмов отдельного узла до заряжания и его работу при заряжании и стрельбе. Далее они переходят к изучению всех остальных узлов, частей и механизмов.
Обучая курсантов приемам стрельбы; преподаватель должен учитывать их физические особенности. Согласно наставлениям, каждый курсант руководствуясь общими правилами выполнения приемов стрельбы, должен с учетом своих индивидуальных особенностей выработать и применять наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельб, добиваясь однобразного положения корпуса, рук и ног. В зависимости от физических особенностей курсанта разрешается производить стрельбу с левого плеча при стрельбе с автомата, прицеливаться с открытыми обоими глазами и т.п.
Учитывая индивидуальные особенности обучаемых, преподователь может давать упражнения, специально расчитанные на преодоления тех или иных ошибок и недостатков. К таким упражнениям можно отнести тренировку в задержании дыхания на естественном выдохе и в зажмуривании глаза, практику в прицеливании под цель «с просветом», гимнастику указательного пальца и т.д.
При обучении стрельбе усилия обучающих должны быть направлены к тому, чтобы обучающиеся с первого же выстрела боевым патроном почувствоали в себе уверенность, убедились, что они могут стать меткими стрелками. Надо помнить, что результат первого выстрела в известной мере предопределяет дальнейший рост стрелка.
Бывает, что обучаемые первое упражнение учебных стрельб выполняет успешно, а последующие – слабее. Это может случится с тем обучаемым, который почему-либо потерял уверенность в точности боя оружия или сомневается в своих силах. В первом случае преподаватель обычно личным показом убеждает стрелка, что оружие приведено к нормальному бою и упражнения из него можно выполнить отлично. Труднее возвратить стрелку уверенность в собственных силах, так как его сомнения связаны прежде всего с его недостаточной подготовленностью к выполнению упражнения. В данном случае допускать обучаемого к стрельбе нельзя.
Во всех случаях преподаватель обязан одобрять стрелка, особенно из числа курсантов младших курсов. Пути укрепления у обучаемых веры в свои силы могут быть различными. Одному обучаемому перед выполнением очередного упражнения целесобразно дать задание попрактиковаться в стрельбе по различным мишеням и расстоянии, но в точном соответствии с условиями, предусмотренными наставлением. В практике обучения эти пути приближения занятий по огневой подготовке к условиям боевой обстановки обязательны.
Индивидуальный подход в обучении ни в коей мере не означает ослабления требовательности к кому-либо из подчиненных, создания для него каких-то особых условий. Уставная требовательность ко всем обучаемым и строгий порядок на занятиях — обязательные условия успешной подготовки курсантов к различным действиям в сложной обстановке служебной деятельности.
Преподаватель должен непрерывно вырабатывать и совершенствовать у подчиненых практические навыки в приемах и правилах стрельбы, необходимые сотруднику в служебной деятельности. Существенными условиями успеха в огневой подготовке курсантов являются высокая требовательность преподавателя, его творческого подхода и инициатива, постоянное искание нового, а так же совершенствование методов обучения.
АННОТАЦИЯ
В процессе обучения и воспитания начинающих к приемам и правилам стрельбы из огенстрельного оружия преподавателю приходится иметь дело с разным составом обучаемых. В одной и той же группе бывают курсанты с разными способностями и знаниями. Каждый из них обладает индивидуальными особенностями восприятия, запоминания, мышления, воли и характера, имеет свои индивидуальные данные восприятия во время обучения. Хорошо зная индивидуальные особенности обучаемых групп, преподаватель всегда сможет правильно определить наиболее целесобразные методы и приемы обучения и воспитания, добиться наибольшего успеха в совершенствовании их боевого мастерства. Все это надо тщательно учитывать при обучении огневому делу.
ТҮЙІН
Жаңадан бастағандарды оқыту және тәрбиелеу барысында оқушыны атыс қаруынан ату ережелері мен тәсілдеріне үйрету барысында оқытушыға әртүрлі білім алушылар құрамымен іс жүргізуге тура келеді. Бір топта әртүрлі қабілеттері мен білімі бар курсанттар болады. Олардың әрқайсысы қабылдау, есте сақтау, ойлау, ерік-жігер мен мінездің жеке ерекшеліктеріне ие, оқу кезінде қабылдаудың жеке мәліметтері бар. Білім алушы топтардың жеке ерекшеліктерін жақсы біле отырып, оқытушы оқыту мен тәрбиелеудің неғұрлым мақсатты әдістері мен тәсілдерін дұрыс анықтай алады, олардың жауынгерлік шеберлігін жетілдіруде табысқа жете алады. Осының бәрін атыс ісіне үйреткен кезде де мұқият ескеру қажет.
ANNOTATION
In the process of training and education beginners to the techniques and rules of shooting from overstraining weapons to the teacher dealing with different groups of trainees. In the same group there are cadets with different abilities and knowledge. Each of them has individual features of perception, memorization, thinking, will and character, has its own individual data of perception during training. Knowing well the individual characteristics of the trained groups, the teacher will always be able to correctly determine the most appropriate methods and techniques of training and education, to achieve the greatest success in improving their combat skills. All this should be carefully considered and when training in fire business.