admin 01.10.2020

Телибекова И. М. — профессор кафедры «Права и общеобразовательных дис­циплин» Баишев Университета (г. Актобе), кандидат юридических наук

Телібекова И. М. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының профессоры (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты

Telibekova I. M. — professor of the Department of law and general education disciplines of Baishev University (Aktobe), candidate of legal sciences

УДК 340.141

РОЛЬ ОБЫЧНОГО ПРАВА КАЗАХОВ В СТАНОВЛЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЗАҢНАМАСЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫНДАҒЫ ҚАЗАҚТАРДЫҢ ӘДЕТ-ҒҰРЫП ҚҰҚЫҒЫНЫҢ РӨЛІ

THE ROLE OF KAZAKH CUSTOMARY LAW IN THE FORMATION OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Ключевые слова: обычное право, свод законов, памятник обычного права ка­за­хов, закон, законодательство Республики Казахстан.

Түйінді сөздер: әдеттегі құқық, заңдар жинағы, қазақтардың әдеттегі құ­қы­ғының ескерткіші, Заң, Қазақстан Республикасының заңнамасы.

Keywords: customary law, code of laws, monument of customary law of Kazakhs, law, legislation of the Republic of Kazakhstan.

На территории Казахстана издревне проживали кочевые цивилизации. Осо­бенности кочевого образа жизни казахов, особенности их менталитета несом­ненно отразились на становлении правовых основ действовавших в тот период кодифицированных актов казахского народа.

Важную роль в становлении законодательства Республики Казахстан сыг­ра­ли исторические корни. Именно нравственные начала, культурные ценности, народные обычаи и легли в основу казахского обычного права. Примечательным является то, что телесные и членовредительские наказания, также как тюрьмы и смертная казнь, не были характерными для степного права (адата), что в корне отличало его от законов шариата. По этому поводу М. Губайдуллин пишет: «В любой стране на законы, обряды и традиции влияют духовное сознание, геогра­фическое расположение, экономическое, социальное положение, развитие науки и искусства, духовные верования и менталитет. Вследствие этого возникает пра­вовое мировоззрение, которое призвано защищать интересы общества, сохранять единство народа, соблюдать правопорядок»[1].

Как отмечал академик С. З. Зиманов, «одним из <…> культурных ценностей, затерявшихся в пластах истории, является Казахское право «жарғы» (в дальней­шем — казахское право)»[2]. Автор подчеркивал, что «хозяйственно-бытовые, ми­ро­воз­зренческие основы кочевой цивилизации на обширной земле Казахии сохранились вплоть до новейшего времени. <…> жизнь Казахского права макси­мально была приближена к самому народу, к логике его жизни, в значительной степени выражала извечную духовную суть человека и его устремления незави­симо от стадии его совершенства и развития»[3]. К таковым памятникам казахс­кого обычного права относятся своды законов, такие как, «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь Касым хана»), «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») и Тәуке ханның «Жеті жарғысы» («Семь уложений Тауке хана»).

В ходе геополитических изменений на территории постсоветского прост­ранст­ва основные институты правил поведения кочевого народа, содержавшиеся в кодифицированных памятниках степного права, а именно справедливость, разум­ность, добросовестность, нашли свое отражение в современной правовой системе страны и оказали влияние на формирование основных начал законода­тельства молодого государства. Например, эти принципы имеют место и в сов­ре­менном гражданском, предпринимательском, гражданско-процессуальном зако­но­дательстве Республики Казахстан.

Одним из памятников обычного права казахов является кодифицированный свод законов «Қасым ханның қаска жолы». Он был создан в период правления хана Касыма в начале XVI в. и включал в себя пять основных разделов, которые регулировали разрешение имущественных споров (имущественный закон); пре­дус­матривали виды наказаний за совершение уголовных преступлений (уголов­ный закон); устанавливали повинность населения по содержанию армии, а также воинскую повинность, включали в себя вопросы раздела военной добычи (воинс­кий закон), международного права и посольского этикета (посольского обычая); а также устанавливали обязательства взаимопомощи и правила по устройствам празднеств (закон общественности)[4]. Мы можем найти сходство между нормами данного свода законов и нормами ныне действующего отечественного законода­тельства, например, по защите имущества, частной собственности, уголовной ответственности за совершение преступлений.

Современное законодательство Казахстана также несет в себе эти ранее действовавшие основные начала, закрепив конституционное право на частную собст­вен­ность, на ее защиту, а также урегулировав в ныне действующем зако­нодательстве принципы ответственности за совершенное правонарушение (граж­данско-правового и уголовно-правового характера).

Позднее в XVII в. в период правления хана Есим рассмотренный выше свод законов Касым хана был дополнен нормами, регулировавшими реформирование политической системы и государственное управление Казахского ханства. Наз­ван­ный «Есім ханның ексі жолы» данный правовой акт определил полномочия хана, биев, батыров, их права и обязанности, сохранил Маслихат как высшую законодательную власть Казахского ханства, определил его жузовую органи­за­цию, а также изменил принцип выбора хана, власть которого формировалась и ограничивалась Советом Биев[5].

Действовавшее в то время хозяйственно-территориальное объединение в виде жузов фактически можно соотнести с действующими административно-тер­риториальными единицами (областями, районами, сельскими округами), а работа Маслихатов как коллективного представительного органа, решающего вопросы государственного, хозяйственного, социального, правового значения, в который входят представители административно-территориальных единиц, имеет место и в настоящее время.

Здесь также можно провести параллель между рассмотренным выше памят­ника обычного права казахов и законодательством Республики Казахстан, регу­ли­рующим государственное и местное самоуправление, избрание и деятельность выборных органов, а также полномочия лиц, возглавляющих государственные органы и занимающие определенные должности в структуре государственного управления.

Правовые основы обычного права казахов в конце XVII в. начале XVIII в. Бы­ли усовершенствованы Тауке ханом, который инициировал составление и принятие «Жеті-Жарғы» («Семь уложений Тауке хана»)[6]. Ученые и исследо­ва­тели полагают, что Тауке хан созвал биев всех трех жузов: Толе би — из Старшего, Казыбек би — из Среднего и Айтеке би — из Младшего жуза, которые и были авторами данного кодифицированного акта. Принятие «Жеті-Жарғы» было обусловлено необходимостью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства, а также выработки единых правовых основ казахского общества.

Структура «Жеті-Жарғы» была представлена нормами административного, уголовного, гражданского права, разделами о налогах, религии, а также нормами, регулировавшими семейно-брачные отношения. В основу данного правового акта были положены принципы, основываясь на которых Тауке хотел сплотить ка­захов. Среди них можно назвать принципы строгого подчинения младших стар­шим (детей — родителям, жены — мужу; подчиненного — правителю), принцип коллективной ответственности (человека перед родом, род за каждого своего члена).

«Жеті-Жарғы» включал в себя Земельный Закон (Жер дауы), в котором об­гова­ривалось решение споров о пастбищах и водопоях. Семейно-брачный закон «Жеті-Жарғы» устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, а также имущественные права членов семьи. Закон «Жеті-Жарғы» о вдовах (Жесiр дауы) регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родствен­ников умершего. Военный Закон «Жеты-Жаргы» включал нормы об отправ­ле­нии воинской повинности, формировании подразделений и выборов военачальников. Также в «Жеті-Жарғы» были включены Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства, и Закон о куне, уста­навливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. Причем в разработке Закона о куне, содержавшем 93 параграфа, принимал непосредст­венное участие казахский просветитель, мыслитель и поэт Абай Кунанбаев. Оригинал «Кодекса для простых казахов», принятый на съезде в местности Карамола в 1885 г., был отпечатан в 1886 г. арабской графикой в типографии казанского Императорского университета (рисунок 1).

Рисунок 1 — «Кодекс для простых казахов» 1885 г.

Как указывают исследователи, «составляя закон, поэт выступил как демок­рат, предложив множество нововведений, призванных облегчить жизнь просто­людинов»[7].

С. Ф. Ударцев справедливо полагает, что Абай Кунанбаев, будучи прекрас­ным оратором, бием, принимая участие в судебных разбирательствах, был также и законодателем казахской степи[8].

В законах Тауке хана уголовное наказание основывалось на принципе та­лиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). Разная степень ответственности, закрепленная в «Жеті-Жарғы» для правящей элиты и простых кочевников, отражала социально-политическую неоднородность общества.

Все споры рассматривались Судом биев согласно Положению о судебном процессе, в котором оговаривался порядок судебного разбирательства. Причем в степи существовала своя законодательная система, которая регулировала жизнь народа на всей территоии, и современное процессуальное законодательство Рес­пуб­лики Казахстан впитало в себя основные принципы отправления правосудия и верховенства права, а также гуманизма и примирения сторон[9].

Безусловно, «Жеті-Жарғы» — воплощение достижений средневекового пра­ва, отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахс­кого единства. Следует отметить, что законы Тауке хана передавались из уст в уста в виде кратких изречений и пословиц.

Как видим, между системой законодательства современного Казахстана и законами Тауке хана прослеживаются общие характерные черты, такие, как установление и сохранение правопорядка, защита экономических и внешне­поли­тических интересов и др. Следует согласиться с мнением С. З. Зиманова о том, что «и сегодня в условиях совершенно изменившегося мира предпринимаются попытки возродить дух и стиль этого «степного права», освоить отдельные его институты и тем самым обогатить ими национальную правовую культуру»[10].

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные памятники обычного права казахов и их роль в становлении степного права. Автор обращает внимание на преемст­вен­ность основных принципов и начал обычного права казахов и значение его ко­дифицированных актов в формировании правового мировоззрения казахского народа. В статье приводятся точки зрения ученых и исследователей, а также содержание сводов законов.

 ТҮЙІН

Мақалада қазақтардың әдет-ғұрып құқығының негізгі ескерткіштері және олардың дала құқығының қалыптасуындағы рөлі қарастырылады. Автор негізгі қағидаттардың сабақтастығына және қазақтардың әдет-ғұрып құқығының бастау­ларына, және оның қазақ халқының құқықтық дүниетанымын қалыптастырудағы кодификацияланған актілердің маңыздылығына назар аударады. Мақалада ға­лымдар мен зерттеушілердің көзқарастары, сондай-ақ заңдар жиынтығының мазмұны келтірілген.

ANNOTATION

The article deals with the main monuments of customary law of the Kazakhs and their role in the formation of steppe law. The author draws attention to the continuity of the basic principles and principles of customary law of the Kazakhs, and its importance of codified acts in the formation of the legal worldview of the Kazakh people. The article presents the points of view of scientists and researchers, as well as the content of the codes of laws.

  1. [1]      «Древние законы казахского народа: традиции и преемственность» // https://pricom.kz/obshhestvo/drevnie-zakonyi-kazahskogo-naroda-tr.html (дата обращения: 15.11.2020).
  2. [2]      Зиманов С. З. Мир права казахов «Жаргы» – уникальная система права // https://www.zakon.kz/203736-mir-prava-kazakhov-zhargy-unikalnaja.html (дата обращения: 15.11.2020).
  3. [3]      Там же.
  4. [4]      Первые законы степи // https://e-history.kz/ru/news/show/6277/ (дата обращения: 15.11.2020).
  5. [5]      Там же.
  6. [6]      Там же.
  7. [7]      «Кодекс для простых казахов», составленный Абаем, нашли казахстанские ученые в Казани // https://informburo.kz/novosti/kodeks-dlya-prostyh-kazahov-sostavlennyy-abaem-nashli-kazahstanskie-uchyonye-v-kazani.html (дата обращения: 15.11.2020).
  8. [8]      Ударцев С. Ф. Абай Кунанбаев: мыслитель, судья, законодатель // http://abai.kaznu.kz/rus/?p=294 (дата обращения: 15.11.2020).
  9. [9]      Москау З. «Жеті жарғы» – свод законов Великой степи // https://kazpravda.kz/articles/view/zheti-zhargi–svod-zakonov–velikoi-stepi (дата обращения: 15.11.2020).
  10. [10]     Зиманов С. З. Указ. раб.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*