Музтауов Ж. Б. — магистрант 2-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
УДК
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОДНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ СУ САЯСАТЫН ІСКЕ АСЫРУДАҒЫ СТРАТЕГИЯЛЫҚ ҚҰЖАТТАРДЫҢ РӨЛІ МЕН МАҢЫЗЫ
ROLE AND SIGNIFICANCE OF STRATEGIC DOCUMENTS IN IMPLEMENTATION OF WATER POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: Водный кодекс, стратегические документы, государственная программа, Министерство сельского хозяйства, Министерство национальной экономики.
Түйінді сөздер: Су кодексі, стратегиялық құжаттар, мемлекеттік бағдарлама, Ауыл шаруашылығы министрлігі, Ұлттық экономика министрлігі.
Keywords: Water Code, strategic documents, state program, Ministry of Agriculture, Ministry of National Economy.
Вопросы водной безопасности регулируются Водным, Земельным, Лесным, Гражданским, Налоговым, Экологическим и Уголовным кодексами, а также Кодексом об административных правонарушениях. Помимо этого, данная сфера регулируется законами РК, а также постановлениями Правительства и приказами профильных министерств.
Согласно п. 1 ст. 3 Водного кодекса, целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды[1].
Для достижения поставленной цели обозначен круг конкретных задач, указанных в Водном кодексе РК[2].
Вместе с тем, для достижения долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» принят среднесрочный Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года и Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» (далее — Концепция), утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577.
По своей сути, положения, указанные в Концепции, формируют водную политику страны, т. к. в ней закреплены основные направления развития водной политики страны как составной части комплекса необходимых мероприятий, принятых для дальнейшего вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.
«Концепция является документом идеологического характера, разрабатывается в сферах общественной жизни (социальная, политическая, духовная) на долгосрочный период и отражает видение развития соответствующей сферы, а также обоснование соответствующей государственной политики, включает основные принципы и общие подходы этой политики»[3].
В Концепции определен круг целей, в соответствие с которыми планируется к 2020 году обеспечить население стабильным водоснабжением, к 2040 году — сельское хозяйство и к 2050 году решить все проблемы с водными ресурсами. Четвертой приоритетной задачей по переходу к «зеленой экономике» является «повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности»[4].
Стратегический план развития до 2025 года пришел на смену аналогичному плану, действовавшему до 2018 года, который «выполнил свою задачу, стабилизировав ситуацию, сложившуюся в экономике страны после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов»[5].
«Стратегический план до 2025 года запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в начале 2017 года, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране»[6].
В указанном плане в качестве одной из стоящих задач являлось повышение эффективности использования и охрана водных ресурсов. Для достижения поставленной задачи «будут разработаны и внедрены системные меры по водосбережению в сельском хозяйстве, промышленности и коммунальном секторе»[7].
Необходимо отметить, что государством в каждом из определяющих политику государства документах непременно подчеркивается особая роль проблемы водных ресурсов. Помимо Стратегического плана развития до 2025 года данный вопрос нашел свое отражение в Указе Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года № 3834 «О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», Указе Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» и Указе Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия “Казахстан-2050”: новый политический курс состоявшегося государства».
Вышеуказанные документы относятся к Системе государственного планирования[8].
Кроме того, необходимо особо отметить роль государственной программы, призванной достичь цели государственной политики в сфере водной безопасности, т. к. она является эффективно действующим целевым документом, способным достичь целей социального и экономического характера в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
По мнению ряда зарубежных ученых, можно выделить следующие характерные черты:
- направленность на решение комплексных задач, стоящих не только перед страной, но и социально-экономической системой;
- более длительный горизонт планирования;
- системный подход к формированию мероприятий для достижения целей, которые согласованы по ресурсам и срокам реализации;
- открытость, гласность финансирования и хода реализации;
- возможность корректировки программных мероприятий, что обеспечивает гибкость проводимой политики с учетом изменяющихся реалий;
- возможность в рамках программ объединять и комбинировать усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики[9].
Действующим программным документом в сфере водных ресурсов является государственная программа развития агропромышленного сектора РК на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Правительства от 12 июля 2018 года № 423.
Основная мысль данной программы заключается в «повышение производительности труда в агропромышленном комплексе и увеличение экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции»[10].
В тоже время хотелось бы отметить, что ранее действовала отдельная государственная программа по управлению водными ресурсами на период 2014-2020 годы[11].
Не достигнув всех намеченных показателей предыдущей программы, что подтверждается заключением Министерства национальной экономики РК (далее — МНЭ РК), государством принимается новая программа, которая поглотила предыдущую программу и была представлена в качестве одного из разделов программы. Основной упор сделан на вопросы, связанные с сельским хозяйством, при этом проблемы водных ресурсов отошли на второй план.
Согласно данному заключению, Министерство сельского хозяйства РК как уполномоченный на тот момент орган не в полном объеме представлял отчеты о результатах исполнения государственной программы. В связи с этим, у МНЭ РК возникли проблемы с проведением качественной оценки реализации государственной программы.
«В целом, на реализацию запланированных 48 мероприятий на 2014-2016 годы предусматривались средства в размере 68,9 млрд. тенге.
Всего за три года не освоены средства в размере 588 млн. тенге.
На результативность достижения планируемых показателей оказывает не полное выделение финансовых средств.
Вместе с тем, в связи с утверждением новой государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы 14 февраля 2017 года № 420, разработанной по поручению Главы Государства, дальнейшая работа будет проводиться в рамках новой Государственной программы.
В целом, необходимо отметить формальный подход уполномоченным органом и местными исполнительными органами по проведению мониторинга и подготовке отчета о реализации государственной программы за 2014-2016 годы»[12].
Не в полной мере проведя работу над ошибками, т. е. не оценив эффективность программы, не проанализировав проблемы, возникающие при их реализации, принята новая государственная программа.
Аналогичный отчет был предоставлен МНЭ РК по реализации вышеуказанной программы за 2017 и 2018 годы.
«В рамках мероприятия 58 предусмотрена реконструкция некоторых аварийных водохозяйственных систем, находящихся в республиканской собственности (мероприятие делится на проекты).
Освоение, в целом, по всему мероприятию 58 составило 100 %.
При этом, в разрезе каждого проекта наблюдается не освоение, а также 6 из 8 гидротехнических сооружений не введены в эксплуатацию.
При этом, в отчете, официально представленному Министерством сельского хозяйства РК, данная информация в разрезе каждого проекта не указана, что искажает восприятие по исполнению всего мероприятия 58 в целом.
Так, информацию по исполнению мероприятия 58 считаем недоработанной и недостоверной.
На основании вышеизложенного, отмечаем отсутствие должного контроля, качественного планирования и соответствующей работы со стороны Комитета по водным ресурсам МСХ РК, а также неэффективное освоение средств со стороны Казводхоз»[13].
Указом Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № 29 данная программа утратила свою силу.
К основным проблемам реализации государственных программ относятся низкое качество подготовки проектов программ, отсутствие интеграции бюджетных процессов и государственных программ, а также низкая эффективность и формальность оценки реализации программ.
Кроме того, нестабильность законодательства в регулировании данной отрасли не способствует нормальной реализации программных документов.
В дальнейшем, это порождает бюрократическую волокиту, которая выражается в отсутствии мобильности у государственных органов, ответственных за реализацию программ.
Далее, хотелось особенно отметить вопрос освоения бюджетных средств, которое сегодня приобрело краеугольное значение.
Государством в условиях жесткой бюджетной политики ставятся задачи по эффективному планированию и контролю расходования выделяемых средств.
Вместе с тем, понимая важность бюджетных программ, как инструмента реализации государственных программ законодателем в Бюджетном кодексе РК установлена персональная ответственность первого руководителя за не освоение бюджетных средств.
В таких случаях устанавливается дисциплинарная ответственность первого руководителя либо лица его замещающего.
Поэтому руководители уполномоченных органов, понимая ответственность за не освоение бюджетных средств, для достижения 100 %-го показателя, порой расходуют эти средства по нецелевому назначению или же идут на корректировки проектно-сметной документации проектов строительства, как правило, в сторону уменьшения стоимости проекта.
Отмечая важность государственных программ, необходимо обратить внимание на ту нагрузку, которую несет в себе это понятие. К примеру, в соседней России «государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»[14]. В отечественных правовых актах точное определение данному понятию не дается.
Согласно п. 2 Указа Президента Республики Казахстан от 2 июня 2003 года № 1099 «О правилах разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан» (утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 — примечание автора), государственные программы определяют комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее крупных и важных экономических, социальных и других задач, основываются на четком определении цели и содержат систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели, с учетом долгосрочных приоритетов, определенных в Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, стратегических и индикативных планах социально-экономического развития Республики Казахстан[15].
В настоящее время данные правила утратили силу, но вместе с тем, Постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 утверждена Система государственного планирования в Республике Казахстан, в которой отражены основные положения развития страны на долгосрочный период.
Данный документ содержит в себе порядок разработки, реализации, мониторинга, оценки и контроля эффективности реализации программ.
Согласно данному документу государственные программы разрабатываются на срок не менее 5 лет, однако, как мы видим из вышеизложенного, программные документы, не достигая указанного срока, утрачивали свою силу.
Также в этом документе предусмотрена ответственность за эффективность реализации программы, однако, при этом, не детализирован вид ответственности и какое лицо должно к ней привлекаться.
В прежней государственной программе управления водными ресурсами Казахстана вообще не предусматривалась (примечание автора) ответственность за эффективность реализации программы, а в государственной программе развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021 годы предусмотрены лишь ответственные профильные Министерства.
Информация о привлечении к ответственности тех или иных руководителей за недостижение целевых показателей государственной программы отсутствует.
В связи с этим, возникает необходимость детализации в программе данных руководителей Министерств и ведомств, ответственных за эффективную реализацию программы.
Возможная проблема столь частых смен государственных программ продиктована отсутствием действенного института ответственности, которая позволяла бы стимулировать ответственных руководителей в успешной реализации программ.
Кроме того, как нам кажется, формальность реализации государственных программ обусловлена нежеланием отдельных профильных министерств, комитетов либо ответственных должностных лиц достижения поставленных задач, иначе другое объяснение столь некачественной реализации программ не находится.
Программные документы носят стратегический характер, исполнение которых в той или иной степени затрагивают права человека, гражданина и общество в целом.
Неразбериха и ведомственная бюрократия являются тормозом реализации этих документов.
Немаловажную роль в реализации программ играет также система оценок и контроля.
Например, в США оценка производится на основании Законе «Об эффективности и результативности правительства» 1992 года (далее — Закон).
Для определения качественных и количественных показателей используются следующие инструменты: оценка эффективности с помощью использования программы PART; размещение результатов оценки на общедоступном веб-сайте expectmore.gov; анализ качества взаимодействия уполномоченных органов при реализации программ.
В Законе указывается требование о необходимости объяснения причин в случае расхождения между запланированными и реально достигнутыми показателями.
Вместе с тем, органы исполнительной власти могут дать свои объяснения причинам не достижения тех или иных показателей.
По итогам оценки возможно прекращение действия программы, дачи рекомендации по корректировки и вплоть до отстранения первого руководителя, ответственного за реализацию программы.
Кроме того, в таблице нами проведен анализ действующей государственной программы (утверждена постановлением Правительства) и предыдущей (утверждена Указом Президента).
Таблица 1
Анализ действующей государственной программы (утверждена постановлением Правительства) и предыдущей (утверждена Указом Президента)
№№ | Различия | Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 423 Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы | Указ Президента РК от 14 февраля 2017 года № 420 Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента РК от 19 марта 2010 года № 957 “Об утверждении Перечня государственных программ” |
1 | Цель |
Увеличение в течение 5 лет производительности труда в АПК и экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции как минимум в 2,5 раза по сравнению с 2017 г. Повышение конкурентоспособности отрасли АПК путем увеличения производительности труда с 1,2 млн. тенге на 1 занятого в сельском хозяйстве в 2015 г. до 3,7 млн. тенге к 2021 г., а также экспорта переработанной продукции с 945,1 млн. долл. США в 2015 г. до 2 400 млн. долл. США в 2021 г. |
Обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса |
2 | Задача |
Объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности: повторное (в 2017 г. – 0,7 км3, в 2018 г. – 0,71 км3, в 2019 г. – 0,73 км3, в 2020 г. – 0,75 км3, в 2021 г. – 0,7 км3); оборотное (в 2017 г. – 7,33 км3, в 2018 г. – 7,38 км3, в 2019 г. – 7,46 км3, в 2020 г. – 7,54 км3, в 2021 г. – 7,62 км3) |
Увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 1,9 км3 к уровню 2015 г. Объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности: повторное с 0,69 км3 в 2015 г. до 0,77 кмЗ; оборотное с 7,3 км3 в 2015 г. до 7,62 км3 |
3 | Бюджет | Общие расходы, на реализацию госпрограммы в 2017-2021 годах, составят всего 2 774,6 млрд. тенге | Общие расходы, предусмотренные на реализацию программы в 2017-2021 гг., составят всего 2 374,2 млрд. тенге |
4 | Раздел «Эффективное использование водных ресурсов» | Отсутствует данный пункт | Достижение общей емкости водохранилищ к 2021 г. 99,8 куб. км |
5 | Показатели по эффективному использованию водных ресурсов к 2021 году | Отсутствует | Количество построенных новых водохранилищ (22 ед.) |
Количество реконструированных аварийных водохранилищ и гидротехнических сооружений (5 ед.) | Количество реконструированных аварийных водохранилищ и гидротехнических сооружений (6 ед.) | ||
Протяженность восстановленных каналов (6855 км) | Протяженность восстановленных каналов (6850 км) | ||
Протяженность восстановленной коллекторно-дренажной сети (250 км) | Протяженность восстановленной коллекторно-дренажной сети (4030 км) | ||
Количество восстановленных скважин вертикального дренажа (к 2021 г. показатели отсутствуют, однако, в 2020 г. планируется 282 ед.) | Количество восстановленных скважин вертикального дренажа (217 ед.) | ||
Отсутствует | Количество восстановленных гидротехнических сооружений лиманного орошения (598 ед.) |
Как видно из указанной таблицы цели в обеих программах формировались исходя из интересов сельскохозяйственного комплекса.
Связано это опять-таки с преимущественным значением развития агропромышленного комплекса перед вопросами водных ресурсов.
Далее, в прошлой программе в качестве одной из задач ставилось увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 1,9 км3 к уровню 2015 года, однако в действующей программе данная задача отсутствует. Данное обстоятельство в свою очередь корреспондируется с фактом отсутствия в новой программе пунктов касательно постройки новых водохранилищ и достижение общей емкости водохранилищ к 2021 году 99,8 куб. км.
Также отсутствует показатель по количеству восстановленных гидротехнических сооружений лиманного орошения, т. е. глубокого одноразового весеннего увлажнения почвы водами местного стока, распределяемыми по орошаемой площади (лиману) системой дамб, перемычек и других гидротехнических сооружений (примечание автора).
Увеличение же бюджета действующей программы связано, по мнению автора, исключением вышеуказанных пунктов, которые выступали в качестве оценочных показателей в старой программе.
Вышеизложенное подтверждает тот факт, что вопросы обеспечения водной безопасности в действующем программном документе отодвинуты на второй план.
Таким образом, непринятие скорейших мер по устранению ошибок, допущенных при реализации предыдущих программ, в очередной раз отложит разрешение водных проблем на более поздний период, что в свою очередь чревато последствиями для водной безопасности страны.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена значению стратегических документов в реализации водной политики на территории Республики Казахстан. Вместе с этим, отражены вопросы нестабильности законодательства в данном направлении, а также проведен сравнительный анализ государственных программ.
ТҮЙІН
Мақала Қазақстан Республикасының аумағында су саясатын жүзеге асырудағы стратегиялық құжаттардың маңыздылығына арналған. Сонымен қатар, осы бағыттағы заңнаманың тұрақсыздығы мәселелері көрініс тапты, сондай-ақ мемлекеттік бағдарламаларға салыстырмалы талдау жүргізілді.
ANNOTATION
The article is devoted to the importance of strategic documents in the implementation of water policy in the Republic of Kazakhstan. Along with this, the issues of instability of the legislation in this direction are reflected, as well as a comparative analysis of government programs.
- [1] Водный кодекс 9 июля 2003 года № 481 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000481.
- [2] Там же.
- [3] Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790#z10.
- [4] Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» от 30.05.2013 года №577 // https://greenkaz.org/images/for_news/pdf/npa/koncepciya-po-perehodu.pdf.
- [5] Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636.
- [6] Там же.
- [7] Там же.
- [8] Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790#z10.
- [9] Варламов В. С., Гревиш А. И. Федеральные целевые программы развития регионов России в смягчении межрегиональной асимметрии // http://ieie.nsc.ru; Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // http://www.ptpu.ru/issues/199/5– /99.htm.
- [10] Постановление Правительства от 12.07.2018 года № 423 «Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000423.
- [11] Указ Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2014 года № 786. Утратил силу указом Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420 «О Государственной программе управления водными ресурсами Казахстана и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000786.
- [12] Заключение Министерства национальной экономики РК по оценке реализации Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана // https://economy.gov.kz/ru.
- [13] Заключение Министерства национальной экономики РКпо мониторингу хода реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстана 2017-2021 годы по итогам 2018 года // https://economy.gov.kz/ru.
- [14] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 “Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации // https://base.garant.ru/198991.
- [15] Указ Президента Республики Казахстан от 2 июня 2003 года N 1099. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года N 931 «О правилах разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан» // https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyigosudarstvennogo_upravleniya/id-U030001099.