Чупринюк Н. А. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, подполковник полиции
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС СЛЕДСТВЕННОГО СУДЬИ
ТЕРГЕУ СУДЬЯСЫНЫҢ ПРОЦЕСТІК МӘРТЕБЕСІ
PROCEDURAL STATUS OF THE INVESTIGATING JUDGE
Ключевые слова: Уголовно-процессуальное законодательство, следственный судья, проступок, приказанное производство, содержание под стражей, досудебное производство, Единый реестр, государственная реформа.
Түйінді сөздер: қылмыстық іс жүргізу заңнамасы, тергеу судьясы, теріс қылық, бұйрық бойынша іс жүргізу, күзетпен ұстау, сотқа дейінгі іс жүргізу, бірыңғай тізілім, мемлекеттік реформа.
Keywords: Criminal procedure legislation, investigative judge, misdemeanor, ordered proceedings, detention, pre-trial proceedings, Unified register, state reform.
Совершенствование законодательства Республики Казахстан осуществляется путем комплексной взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, в том числе его применения как отмечалось в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период времени с 2010 до 2020 года, утверждённый указом от 24 августа 2009 года № 858.
Принятые 1 января 2015 года в новой редакции Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях в ходе реализации данного концептуального положения обеспечат эффективность правовой политики, укрепления законности и защиту конституционных прав и свобод граждан Республики Казахстан[1].
На сегодняшний период времени в уголовном процессе сложилась логичная, построенная долгой практической деятельностью схема, которая осуществляет уголовное судопроизводства, когда имеется сторона обвинения, сторона защиты и суд. Следственные органы, которые не поддерживают ни одну из сторон, являются установителями справедливости в данном судопроизводстве.
Сторона защиты, обвинения и следователь обладают собственной компетенцией. Такое равноправие сил необходимо для соблюдения законности, прав и свобод человека и гражданина на всех стадиях уголовного судопроизводства.
Еще в прошлые времена ученые утверждали, что следственный судья необходим как связывающее звено между защитой, прокуратурой и следователем для сбора и проверки информации не посредством обращения к другой стороне, который масштабно поэтапно воплощает в жизнь главные идеи и принципы Конституции Республики Казахстан, укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина, правовых основ государственности в Казахстане[2].
Необходимая модернизация в уголовном судопроизводстве направлена на защиту прав и свобод человека и предусматривает оптимальные правовые механизмы, позволяющие при эффективном применении уголовно-процессуального законодательства быстро и законно раскрывать те или иные преступления не зависимо от тяжести.
Для достижения указанных общих и частных целей уголовной правовой политики уголовно-процессуальное законодательство предусматривает упрощение порядка досудебного производства. Поэтому концепция усматривает, что реформирование уголовно-процессуального законодательства закономерно повлечет необходимость модернизации судебной системы Казахстана, где основным ее развитием является специализация судов и судей, постепенное расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве.
Одним из первых результатов законодательной реализации является выделение из числа судей районного и приравненного к нему суда специализированного следственного суда с определением его процессуально-правового статуса.
Согласно уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан, судья и следственный судья сравнимы только по своему статусу и различаются по подсудности уголовных дел.
Процессуальной деятельности следственного судьи отведена ст. 55 УПК РК «Полномочия следственного судьи», где рассматриваются:
- Ходатайства о санкционировании следующих процессуальных действий:
1) содержание под стражей;
2) домашний арест;
3) экстрадиционный арест;
4) продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста;
5) применения залога;
6) наложения ареста на имущество;
7) принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической и/или судебно-медицинской экспертизы, а также при применении мер безопасности к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния и страдающим психическими заболеваниями, помещение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в специальное детское учреждение;
8) перевод лица, в отношении которого ранее применено содержание под стражей, в специальную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, приспособленную для содержания больных в условиях строгой изоляции, при установлении факта психического заболевания данного лица;
9) эксгумации трупа;
10) объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого[3].
В результате чего можно с точностью сказать, что судебный контроль, который будет осуществлять следственный судья в период досудебного производства, существенно затрагивает конституционные права граждан Республики Казахстан, как физических лиц, так и юридических. Это прежде всего одна из главных задач, которая поставлена перед следственной судьей, чтобы к каждому участнику уголовного судопроизводства была применена надлежащая правовая процедура.
Прежде всего, необходимо вспомнить, что осуществление судебного контроля на стадии начала досудебного производства является одним из принципов уголовного судопроизводства. Так же отметим, что следственный судья не вправе рассматривать уголовное дело, если он ведет контроль в досудебном производстве, здесь отпадают коррупционный состав, так как судья при рассмотрении уголовного дела не заинтересован в его исходе. Следственный судья не приостанавливает производство по уголовному делу, по которому поступила жалоба.
При внимательном анализе норм уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан приходим к выводу о том, что процессуально-правовой статус следственного судьи определен и Конституцией Республики Казахстан (ст. 77), поскольку он регламентирует порядок производства по уголовным делам и определяет полномочия лиц, которые его осуществляют.
АННОТАЦИЯ
В данном тезисе статьи делается акцент на модернизации судебной системы Казахстана, где основным ее развитием является специализация судов и судей, постепенное расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве. При этом следственный судья является одним из участников процесса с его правами и обязанностями. Введение следственного судьи является новеллой уголовного процесса Казахстана.
ТҮЙІН
Осы мақаланың тезисінде Қазақстанның сот жүйесін жаңғыртуға баса назар аударылады, онда оның негізгі дамуы соттар мен судьяларды мамандандыру, сотқа дейінгі өндірісте сот бақылауының шегін біртіндеп кеңейту болып табылады. Бұл ретте тергеу судьясы өзінің құқықтары мен міндеттері бар процеске қатысушылардың бірі болып табылады. Тергеу судьясын енгізу Қазақстанның қылмыстық процесінің новелласы болып табылады.
ANNOTATION
This article focuses on the modernization of the judicial system in Kazakhstan, where its main development is the specialization of courts and judges, and the gradual expansion of the limits of judicial control in pre-trial proceedings. In this case, the investigating judge is one of the participants in the process with his rights and duties. The introduction of an investigative judge is a novelty of the criminal process in Kazakhstan.
- УПК Республики Казахстан (04.07.2014 года, в законную силу вступил 01.01.2015 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2018 г.) // http://adilet.zan.kz.
- Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) // http://adilet.zan.kz.
- УПК Республики Казахстан (04.07.2014 года в законную силу вступил 01.01.2015 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2018 г.) // http://adilet.zan.kz.