admin 05.09.2019

Галанов А. С. — доцент кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

УДК 349.6

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПОЛИЦИЯНЫҢ ҚОРШАҒАН ОРТАНЫ ҚОРҒАУ САЛАСЫНДАҒЫ ӘКІМШІЛІК ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАРДЫҢ АЛДЫН АЛУЫ ЖӘНЕ ЕСКЕРТУІ

PREVENTION BY THE POLICE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Ключевые слова: экологические правонарушения, предупреждение правонарушений, охрана природы, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, природоохранительная деятельность.

Түйінді сөздер: экологиялық құқық бұзушылықтар, құқық бұзушылықтардың алдын алу, табиғатты қорғау, қоршаған ортаны қорғау, экологиялық қауіп­сіздікті қамтамасыз ету, табиғатты қорғау қызметі.

Keywords: environmental offenses, prevention of offenses, nature protection, environmental protection, environmental safety, environmental protection.

В современных условиях реформирования российского общества и изменением социальных приоритетов экологическая деятельность полиции приобретает новое содержание. При этом, на наш взгляд, деятельность полиции, как любого другого государственного органа, определяется объективными потребностями развития государства и общества, а сегодня, в так называемый переходный период (от государства тоталитарного к демократическому) есть своя специфика. Прежде всего, необходимо отметить, что полиция — правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства от противоправных посягательств[1].

При этом необходимо отметить, что основным направлением административной деятельности всегда признается профилактика и предупреждение правонарушений. При этом сами административные правонарушения как вид социальной деятельности очень многообразен и сложен в настоящий период времени и естественно требует значительных как экономических, материальных и иных затрат.

Поэтому неслучайно, что в научных кругах и в печати все более и более на­стоятельно раздаются призывы о необходимости глубокого переосмысления из­вечных процессов взаимодействия общества, государства с природой, формиро­вание экологической функции государства, совершенствования правовых средств и механизмом их воплощения в жизнь.

Требованием объективной необходимости является также поиск новых форм защиты общества от экологической опасности. Деятельность правоохранительных органов по охране окружающей среды является одним из ключевых элементов в системе экологической безопасности государства, но эта деятельность с учетом сегодняшних реалий нуждается в глубинных инновационных преобразованиях.

Несмотря на усиливающийся экологический кризис, происходит заметная активизация не только природоохранительной, но и правоохранительной деятельности. Именно для органов внутренних дел профилактическая роль в сфере экологии важна и по той понятной причине, что в отличие от других органов по охране природы она располагает несравненно более широкими возможностями, поскольку функционирует путем непосредственной, т. е. фактической охраны природных комплексов или объектов.

Именно в такой форме выполнение природоохранительных задач представляется наиболее важным условием качественного повышения эффективности всей экологической деятельности государства. Подчеркнем при этом, что обеспечение общественного порядка в целом вменено согласно российскому закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года (ст. 12) и входит в круг обязанностей полиции[2]. Следовательно, полиция, прежде всего правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства от противоправных посягательств, в том числе и экологической безопасности.

Таким образом, предупреждение органами внутренних дел (полиции) правонарушений в сфере охраны природы входит составной частью в общую систему мер профилактики, проводимую ОВД. Следовательно, в ее основе лежат те же принципы, которые характерны всей профилактической работе МВД России. В отношении же к органам полиции эти принципы реализуются с учетом экономического потенциала соответствующего региона.

Но, несмотря на большой объем природоохранительных функций, возложенных на органы внутренних дел, эффективность ее деятельности остается низкой. Одна из причин создавшегося положения состоит в том, что до сих пор в нормативных актах МВД РФ не раскрыто содержание таких форм деятельности. К сожалению, в Законе «О милиции»[3], а также в действующем федеральном законе «О полиции» прямо не указано на выполнение полицией экологических функций в отличие от прежнего союзного законодательства, что, по нашему мнению, порождает некую неопределенность и состояние дисфункциональности в области охраны окружающей среды.

В целом, природоохранительная деятельность полиции осуществляется в еди­ном русле со всеми государственно-правовыми институтами России по единому общенациональному планированию правительства в лице Министерства при­родных ресурсов и экологии, в создании которого заложена идея единого эко­лого-ресурсного блока. Этому должны способствовать все правовые и организа­ционные формы органов полиции, призванные усилить гражданскую, административную и уголовную ответственность за посягательства на природные объекты — достояние общечеловеческое.

Таким образом, принимая активное участие в профилактике правонарушений в области охраны природы, органы внутренних дел участвуют в реализации государственных задач, направленных на рациональное использование, сохранение, умножение и воспроизводство природных объектов, давно переставших быть «не истощаемыми», потеря которых чревата последствиями для человечества в целом.

Тем не менее, в области охраны окружающей среды органы внутренних дел через свои отраслевые службы выполняют следующие виды деятельности: а) проводят профилактическую работу среди населения; б) предотвращают, пресекают и раскрывают экологические правонарушения; в) принимают меры по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями окружающей природной среде.

При этом следует отметить, что, являясь мерой государственного воздействия, профилактические меры не обладают карательной сущностью. Это значит, что они не связаны с привлечением виновного к административной ответственности или ограничении прав и свобод граждан, т. е. направлены, прежде всего, к понуждению граждан к законопослушному поведению. Но, тем не менее, цель государства состоит и в том чтобы само воздействие применялось не только в целях предупреждения правонарушений[4], но и в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами, которые не совершали правонарушение, но могут их совершить, в том числе экологические.

А значит, органы внутренних дел в своей деятельности должны уделять особое внимание профилактике и предупреждению экологических правонарушений, предотвращению загрязнения окружающей среды, браконьерства, нарушений правил охоты, рыболовства и др. К таким мерам следует отнести выявление лиц, склонных к совершению правонарушения, вообще, и нарушениям экологического характера, в частности. Такими причинами нарушений природоохранительного законодательства являются: корыстные, эгоистические побуждения отдельных граждан, стремление их к незаконному обогащению за счет природной среды; неправомерного истребления, истощения, уничтожения объектов природы (птиц, зверей, рыбы и др.) и т. д. За такими лицами нужен постоянный контроль, с ними необходимо проводить доходчивую разъяснительную работу.

Неслучайно выделение в новом законодательстве экологических правонарушений включено в отдельную главу кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»[5]. В данной главе закреплено, что экологические правонарушения имеют специфический круг общественных отношений, посягающих на окружающую среду, и наносят значительный ущерб экологической безопасности в целом. В связи с тем, что экономике государства причиняется колоссальный вред, данные виды правонарушений несут угрозу не только жизни и здоровью граждан, но и колоссальный вред окружающей среде.

При этом экологическая безопасность рассматривается как часть государственной безопасности и направлена на мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, жизни и здоровья граждан, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Таким образом, экологические правонарушения следует отнести к категории средней тяжести. Но их последствия направлены на подрыв экологической безопасности России, которые причиняют вред здоровью не только человека, но и наступление иных негативных для общества последствий. Как известно, меры административного принуждения этой группы преследуют: предупреждение правонарушений со стороны конкретного субъекта; предотвращение наступления возможных негативных последствий, опасных для личности и общества. Это мнение поддерживает Е. Н. Пастушенко, который выделяет в качестве самостоятельного вида мер принуждения «меры административной профилактики»[6].

В профилактике экологических правонарушений органы внутренних дел особо уделяют внимание не только предупреждению загрязнения окружающей среды, но и профилактике браконьерства, незаконного использования огнестрельного оружия и др. Представляется, что еще больший эффект будет достигнут если предупредительные меры будут совмещаться с мерами профилактики преступлений. Речь идет о своевременном и объективном информировании населения через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическую печать) о допускаемых в регионах нарушениях экологического законодательства и мерах, принятых правоохранительными и другими органами по устранению этих нарушений и привлечению виновных к ответственности. Практикуется также проведение бесед, лекций с разъяснением экологического законодательства, как для граждан, так и для должностных лиц. Немаловажно и то, что значительная доля профилактической деятельности полиции носит фактический характер, т. е. непосредственно направлена на предотвращение преступлений.

То есть созданием условий, исключающих природоохранительные преступления, является проведение сотрудниками полиции рейдов, патрулирование по местам сбыта рыбы по охотничьим угодьям, выставление контрольных постов, засад, заслонов, проведение объездов, исполнение требований заповедного режима, предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, рубки леса, сбора дикорастущих растений, ягод и т. п., в государственных заповедниках или заказниках и т. п. Подобные мероприятия обычно проводятся в местах скопления рыбы и охотничьей дичи во время весеннего и осеннего перелета птиц, в местах нерестилищ, во время сезона охоты.

Наиболее разнообразно в законодательстве представлены полномочия по применению административно-предупредительных мер. Вместе с тем, предупредительные (превентивные) меры занимают в деятельности полиции особое место среди других средств правового принудительного воздействия. Их особенность в том, что в известных случаях они реализуются не в связи с экологическими правонарушениями, при наступлении определенных условий, указанных в норме права. Это объясняется, в частности, тем, что предупредительные меры применяются в целях обеспечения экологической безопасности, и они предусмотрены не санкциями, а диспозициями юридических норм[7]. Основанием их применения является наступление особых условий в тех случаях, когда закон уполномочивает орган государства (его представителя) осуществить конкретную административную меру.

Существенное значение в профилактике экологических правонарушений имеет взаимодействие и с другими государственными органами по обеспечению экологической безопасности. И, наконец, взаимоотношения между полицией и природоохранными органами по осуществлению контроля за исполнением принятого решения должны строиться таким образом, чтобы можно было своевременно оценивать результаты эффективности данного решения, избрать наиболее оптимальные варианты его реализации применительно к конкретным условиям.

Однако, данная работа во многих службах города и области в настоящее время не достигла должного уровня. Сотрудничество правоохранительных органов с местными органами охраны окружающей среды по организации совместных мероприятий по оздоровлению экологической и санитарно-эпидемической обстановки в некоторых районах области не налажено.

Но реалии сегодняшнего дня показывают, что значительное место в профилактической деятельности полиции занимает деятельность различных служб и подразделений, которые создаются для охраны отдельных природных объектов, имеющих важное экономическое или экологическое значение.

В завершении необходимо отметить, что нельзя обойтись только мерами принуждения, демонтажем, прекращением, запрещением, ибо угроза проистекает из самого факта существования людей. Требуется нечто большее: в корне изменить отношение к природной среде, создать новую, прежде не существовавшую систему обеспечения экологической безопасности, при которой каждый участник сознательно заботился бы о сохранении окружающей среды в соответствии с экологическими требованиями, базирующими на знаниях объективных законов материального мира.

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой правонарушений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В ходе исследования выявлены основные недостатки по реализации мер предупреждения органами внутренних дел в сфере экологической безопасности, а также предложены пути решения данных проблем.

ТҮЙІН

Бұл мақалада қоршаған ортаны қорғау және экологиялық қауіпсіздікті қам­та­масыз ету саласындағы құқық бұзушылықтардың алдын алуға байланысты мәсе­ле­лер қарастырылады. Зерттеу барысында экологиялық қауіпсіздік сала­сында ішкі істер органдарының алдын алу шараларын іске асыру бойынша негізгі кем­ші­ліктер анықталды, сондай-ақ осы проблемаларды шешу жолдары ұсы­нылған.

ANNOTATION

This article discusses issues related to the prevention of offenses in the field of environmental protection and environmental safety. The study identified the main shortcomings in the implementation of preventive measures by the internal affairs bodies in the field of environmental safety, as well as proposed solutions to these problems.

  1. [1]        Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
  2. [2]       Там же.
  3. [3]      Закон Российской Федерации «О милиции» с изменениями от 31 марта 1999 г. // Российская газета. 1999. 8 апреля.
  4. [4]      Дубовик ОЛ. Экологическое право: Учебник. — М., 2003. С. 7.
  5. [5]      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661.
  6. [6]      Пастушенко Е. Н. Функции административного предупреждения по советскому законодательству: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1996. С. 23.
  7. [7]      Евдокимов С. В. Правовостановительные меры в Российском праве: Дис. … канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 1999. С. 68.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*