admin 20.10.2019

Юлтыева Ю. Б. — доцент кафедры юриспруденции Бузулукского гуманитар­но-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;

Сироткина А. С. — студентка 3 курса факультета экономики и права Бузу­лукского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета

УДК 342.4

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

РЕСЕЙДЕГІ ҚҰҚЫҚТЫҚ МЕМЛЕКЕТТІ ҚҰРУ МӘСЕЛЕСІ

THE PROBLEM OF BUILDING THE RULE OF LAW IN RUSSIA

Ключевые слова: правовое государство, формирование правовой государст­венности, гражданское общество, коррупция, правоохранительные органы, правовое просвещение, правовая культура.

Түйінді сөздер: құқықтық мемлекет, құқықтық мемлекеттілікті қалып­тастыру, азаматтық қоғам, сыбайлас жемқорлық, құқық қорғау органдары, құқықтық ағарту, құқықтық мәдениет.

Keywords: legal state, formation of legal statehood, civil society, corruption, law enforcement agencies, legal education, legal culture.

Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, приз­ванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, становления гражданского общества, связанности государства правом, форма существования народовластия[1]. Правовое государство — это результат общества, цель которого состоит в том, чтобы служить интересам общества, защищать права и свободы человека и гражданина.

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[2]. И хотя в этой статье четко указано, что правовое государство уже существует в России, но кажется, что это пока только цель. Исходя из этого, следует отметить, что правовое государство не может устанавливаться разовым актом и не может быть результатом «чистого» законодательства. Процесс становления правовой государственности занимает достаточно много времени, и в ходе этого процесса необходимо не только создать идеальную законодательную систему, но и претворить в жизнь социально-экономическую и политическую систему, повышая уровень правовой культуры населения страны.

Становление правовой государственности в РФ — это, довольно-таки, одна из наиболее актуальных и острых проблем, определенная рядом объективных и субъективных факторов, которые связаны с осмыслением как теории, так и практики формирования структур правового государства. Стремление понять особенности становления правовой государственности носило зачастую просветительский и вместе с тем иллюзорный характер. На протяжении длительной отечественной истории наблюдалось лишь выдвижение определенных идей, намерений, рекомендаций, принципиальных практических продвижений в становлении правовой государственности[3].

Формирование правового государства — дело естественное, которое во многом обусловлено объективными, благоприятными и неблагоприятными жизненными факторами и обстоятельствами.

Большое внимание к проблемам формирования и дальнейшего развития правовой государственности в современной России должно осуществляться одновременно с вопросами становления гражданского общества, ведь становление гражданского общества и правового государства — процесс единый.

Как мы знаем, в период после развала советской государственности и развития российского суверенитета государства, оценка различных возможностей и большого количества подходов к формированию правового государства приобрели неоднозначный характер. Многие деятели, ученые стали делать ставку только на правовое государство и возможность его быстрого «построения».

В правовом государстве должно быть обеспечено равенство всех граждан перед законом, независимо от социального статуса, материального положения, религиозной и иной принадлежности. Но в настоящее время наблюдается тенденция расслоения общества и увеличения уровня коррумпированности должностных лиц, что привело к тому, что в первую очередь защищаются интересы наиболее подкрепленных в материальном плане слоев населения, а также лиц, имеющих больший вес в обществе. В данном случае, принцип равенства всех граждан перед законом, как составляющей правового государства, отпадает сам собой.

В настоящее время существует множество проблем, которые препятствуют формированию правовой государственности. Одна из серьезных проблем — это наличие высокого уровня коррупции. Существует немало программ, выполнено множество акций, которые призваны уменьшить масштабы коррупционной деятельности. Так как, если государство не способно противодействовать коррупции, то оно не может считаться правовым государством.

По данным статистики Генеральной прокуратуры РФ за январь 2019 года всего в РФ зарегистрировано 3363 преступлений коррупционной направленности[4].

В Оренбургской области на июль 2019 год зарегистрировано 76 преступлений по ст.290 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) (получение взятки) и 66 преступлений по ст.291 УК РФ (дача взятки)[5].

Также следует отметить, что Оренбургская область по состоянию на июль 2019 год находится на 8 месте из 85 возможных по получению взяток, что является совсем неутешительным результатом. В 2016 году Оренбургская область была на 50 месте. Замечаем, что за 3 года коррупция в Оренбургской области только увеличилась.

По данным статистики Министерства Внутренних Дел в РФ в январе-июле 2019 года в России выявлено 21 283 (+3,4%) преступлений коррупционной направленности. Всего раскрыто 17960 преступлений. Из них количество выявленных преступлений по ст.290 УК РФ (получение взятки) увеличилось на 15,0%; предусмотренных ст.291 УК РФ (дача взятки) увеличилось на 33,3%; предусмотренных ст.291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) увеличилось на 54,9%[6].

Так же, одной из главных проблем становления правовой государственности в современной России является недоверие граждан к правоохранительным органам. Сотрудники правоохранительных органов непременно защищают права и законные интересы граждан. Их деятельность должна быть эффективной. Не многие из граждан России относятся с недоверием к деятельности сотрудников полиции. Такой вывод мы сделали исходя из данных исследований, предоставленных ВЦИОМ 9 ноября 2017 года.

Уровень доверия к сотрудникам правоохранительных органов мы можем проследить из данных исследований ВЦИОМ.

Доверие к сотрудникам полиции своего региона в 2017 году выразили две трети опрошенных россиян, что составило 67% – довольно высокий показатель.  В 2015 – 2016 году соответствующий показатель составлял 46 – 47%. Таким образом, уровень недоверия снизился до 27%[7].

Индекс оценок работы полиции в 2017 г. достиг максимума за всю историю измерений. Доля граждан, положительно оценивших работу полиции в своем регионе, достигла 46% (почти вдвое превышен показатель 2016 г. – 24%), тогда как число респондентов, давших негативные оценки, снизилось до 7% (с 21% соответственно). Впервые доля положительных ответов превысила долю средних (43%).

Качества, присущи сотруднику полиции мы можем проследить из данных исследований ВЦИОМ. В общественном сознании сложился более чем положительный образ полицейского. Ему дают такие качества, как опрятность (77%), и граждане считают, что это качество присуще ему в большей степени, чем неряшливость, вежливость (66%), дружелюбие (66%), порядочность (65%), храбрость (65%), компетентность (64%), готовность оказать помощь (64%). В сравнении с 2012 г. оценки серьезно улучшились.

Согласно данным опроса, 22% наших сограждан знакомы с участковым инспектором лично, еще 27% знают, кто занимает эту должность (опрос проведен среди совершеннолетних). Суммарная доля этих ответов за год выросла до 49% (с 36% в 2016 г.). Фактор знакомства с участковым инспектором связан с доверием и оценками деятельности полиции: у лично знающих своего участкового они выше, чем у остальных.

Как мы видим, доверие к сотрудникам правоохранительных органов растёт, что не мало важно для становления правового государства и его дальнейшего процветания.

К сожалению, низкий уровень правового просвещения в стране так же препятствует формированию правового государства. Ведь постоянно издаются множество новых законов и подзаконных актов, и необходимые меры по ознакомлению с ними народа надлежащим образом не осуществляются. А ведь только знание законодательства может помочь сформировать активную позицию по защите своих прав, сопротивлению чиновничьему произволу и грубым нарушением законности и прав человека[8].

Официальное опубликование имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации[9].

Следующая причина, которая дает возможность сформировать правовое государство – это низкий уровень правовой культуры граждан РФ, в том числе и законодателей способствует потоку различных законопроектов, которые подрывают авторитет данного органа государственной власти. Так как законы часто принимаются некачественными: содержащими многочисленные пробелы и ошибки в правовом регулировании общественных отношений и постоянно изменяются, все это способствует подрыву доверии граждан к органам законодательной власти и тем законам, которые издаются данной властью[10].

Если люди не доверяют закону, воспринимают его как обузу, то в обществе возникает очень опасная ситуация, именуемая правовым нигилизмом. И тем самым можно сказать, что невозможно построить правовое государство, если всячески отрицается ценность права, его способность регулировать общественные отношения.

Важную роль в становлении правового государства играет наличие цивилизованного экономического рынка, вовлекающего в свои сферы большую часть трудоспособного населения. Но стоит заметить, что с наступлением экономического кризиса качество жизни среднего класса, других слоев работников значительно ухудшилось. Резко снизились доходы населения, увеличились платежи за коммунальные и иные услуги, растущая безработица. Все это ухудшает материальное положение многих людей[11].

По данным показателям Правительства РФ уровень общей безработицы в 2017 году составил в среднем за год 5,2% (на 0,3% ниже 2016 года). В 2017 году в России численность безработных в возрасте 15–72 лет по методике Международной организации труда составила в среднем за год 3967 тысяч человек. По сравнению с 2016 годом она сократилась на 277 тысяч человек (на 6,5%)[12].

Сейчас Россия выходит на путь становления истинного правового государства. Решающий шаг в этом направлении сделала Конституция РФ, принятая в 1993 году. Именно в ней признаются высшей ценностью права и свободы личности. Достаточно противоречиво протекает процесс утверждения основных положений Конституции. Положение ее первой статьи, где говорится, что Российская Федерация является правовым государством, пока не соответствует реалиям нашей жизни[13].

Из опроса ВЦИОМ, который был проведен 3 – 4 декабря 2016 года среди граждан, мы можем увидеть, какие права и свободы чаще всего нарушаются.

Среди опрошенных, 34% граждан ответили, что нарушается право на охрану здоровья; 30% граждан сталкиваются с нарушением права на труд и 29% граждан считают, что нарушается их право на жилище. По сравнению с 2013 годом, права граждан в 2016 году стали нарушаться чаще, чем затрудняет формирование идеального правового государства в РФ[14].

Для создания правового государства также очень важна ст.34 Конституции РФ, в которой говорится, что каждый гражданин имеет право использовать свое имущество и свои способности для предпринимательской или иной эконо­мической деятельности, не запрещенной законом и которая призвана обеспечить достойное существование человека.

Таким образом, препятствием к созданию правового государства является вмешательство государства в сферу экономики. Развитие частного предпринима­тельства в России не должно ограничивать государством. Прямое вмешательство государства в сферу экономики посягает на экономическую свободу, служит тормозом её развития, а значит, и создания социальных условия для формирования и дальнейшего развития правового государства[15].

Для успешного формирования правового государства воздействие на эконо­мическую сферу должно сводиться только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собст­венности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что становлению и развитию правового государства препятствуют многие факторы. Например, такие, как:

1) коррумпированность органов государственной власти;

2) высокий уровень безработицы;

3) недоверие граждан к сотрудникам правоохранительных органов;

4) низкий уровень просвещения граждан;

5) сильное социальное расслоение общества и т.д.

Конечно, нельзя говорить о том, что приведенный перечень является исчерпывающим. В современной России существует множество проблем, которые тормозят развитие в полной мере правового государства и эти проблемы возможно и необходимо решать. Правовая государственность не может появиться из-за одного лишь законодательства, и также общество должно осознать и пережить процесс развития правового государства, а для этого оно должно «созреть». Нужно осуществлять меры для повышения уровня политической культуры и правовой активности граждан, избавляться от правового нигилизма и другие меры, необходимые для создания правового государства в России.

 

АННОТАЦИЯ

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». И хотя в этой статье четко указано, что правовое государство уже существует в России, но кажется, что это пока только цель. Также в Конституции РФ закреплено положение, которое подтверждает приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона. Но в России довольно часто нарушается закон, права и свободы человека и гражданина, тем самым возникает вопрос о спорности фактических положений.

 ТҮЙІН

1 бап 1 Конституция РФ бекітілген, бұл «Ресей Федерациясы — Ресей бар демократиялық федеративтік құқықтық мемлекет республикалық басқару нысаны». Бұл мақалада құқықтық мемлекет Ресейде бар екені анық көрсетілген, бірақ бұл тек мақсат ғана. Сондай-ақ, РФ Конституциясында адам мен азаматтың құқықтары мен бостандықтарының басымдылығы мен кепілдігін, заңның үстемдігін растайтын ереже бекітілген. Бірақ Ресейде Заң, адам мен азаматтың құқықтары мен жиынтығы жиі бұзылады, осылайша нақты ережелердің даулы мәселелері туындайды.

 ANNOTATION

Part 1 of article 1 of the Constitution of the Russian Federation stipulates that «the Russian Federation-Russia is a democratic Federal legal state with a Republican form of government». And although this article clearly States that the rule of law already exists in Russia, but it seems that this is only the goal. Also in the Constitution of the Russian Federation the provision which confirms a priority and guarantee of the rights and freedoms of the person and the citizen, supremacy of the law is fixed. But in Russia the law, the rights and codes of the person and the citizen quite often is broken, thereby there is a question of disputability of actual provisions.

  1. Лазарев В. В., Хабибулин А. Г. Теория государства и права: Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851.
  3. Макеев В. В., Шепелев В. И. Формирование правового государства в современных российских условиях: анализ некоторых проблем, возникающих в этом процессе // Философия права. — 2016. — № 3 (76). — С. 78-82.
  4. Состояние преступности в России // https://genproc.gov.ru.
  5. Показатели преступности России // http://crimestat.ru/offenses_map.
  6. Состояние преступности в России // https://genproc.gov.ru.
  7. Статистические данные о деятельности полиции РФ в 2017 году // https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion.
  8. Працко Г. С., Русских М. П. Правовое государство: проблемы формирования в России // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики: Сб. мат-лов III Международ. научн.-практ. конф. — Новосибирск, 2018. С. 121-127.
  9. Кунев А. Н. Теоретико-правовые проблемы становления правового государства в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2011. — № 1. — С. 81-88.
  10. Осипов М. Ю. О некоторых проблемах формирования правового государства в РФ // Современные проблемы права и управления: Сб. док. 5-я Международ. научн. конференция: сборник докладов. — Тула: Папирус, 2015. С. 102-109.
  11. Макеев В. В., Шепелев В. И. Указ. раб.
  12. Вопросы производительности труда и поддержки занятости: некоторые показатели 2017 года // http://government.ru/info/32021.
  13. Працко Г. С., Русских М. П. Указ. раб.
  14. ВЦИОМ: знание и отношение россиян к Конституции РФ  // https://mresearcher.com /2016/12/ vtsiom-znanie-i-otnoshenie-rossiyan-k-konstitutsii-rf.html.
  15. Юрова К. И., Овчинникова Д. К. Проблемы формирования правового государства в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. статей победителей V Международ. научн.-практ. конф.: в 4 частях. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 74-76.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*