admin 18.12.2019

Филиппова Е. О.  — доцент кафедры уголовного права Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук;

Кидяева Д. С.  — студентка 4 курса юридического факультета Оренбург­ского государственного университета

УДК

ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫҢ ҚЫЛМЫСТЫҚ ЖАЗАСЫ: НЕГІЗГІ ЖӘНЕ АЛДЫН-АЛУ

CRIMINAL BEHAVIOR OF THE MINORS: REASONS AND PREVENTION

Ключевые слова: предупреждение, преступность, несовершеннолетние, профилактика, девиантное поведение.

Түйінді сөздер: ескерту, қылмыс, кәмелетке толмағандар, алдын-алу, девиантты мінез-құлық

Keywords: warning, crime, minors, prevention, deviant behavior.

Преступность несовершеннолетних — вид преступности, который рассматри­вается в комплексе социально-политических проблем современного общества. В современной литературе есть оценка нынешней криминальной ситуации по мас­штабу и степени негативного влияния на общество и на безопасность государства. Наряду с этим, указывается, что состав преступности существенно расширяется за счет молодежи и подростков. В связи с этим, необходимо разрабатывать меропри­ятия и программы по профилактике преступности несовершеннолетних.

В последнее время отклоняющееся поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает массовый характер. В России отмечается рост дет­ской безнадзорности и беспризорности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением. По данным МВД России, ежегодно подростками совершается около 50 тыс. преступлений[1], в том числе совершаемых группами несовершеннолетних.

Современные исследователи подразделяют девиантное поведение с учетом особенностей взаимодействия человека с реальными событиями на следующие виды: преступное (криминальное); делинквентное (допреступное); аморальное (безнравственное).

Делинквентность означает противоправное действие, не несущее за собой по­след­ствий, предусмотренных уголовным законодательством. Некоторые отечест­вен­ные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, на­зывают делинквентной, а лица, достигшего совершеннолетия, — криминальной[2].

С. А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип откло­няю­щегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направ­ленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Она выделяет докриминогенный уровень, суть которого заключается в том, что несовершеннолетний еще не является объектом преступления, и криминогенные проявления — асоциальное поведение преступной ориентации[3].

Также есть мнение В. В. Ковалева, который обозначает десять основных форм проявления отклоняющегося поведения, среди которых: уклонение от учебной и тру­довой деятельности; систематическое пребывание в антиобщественно настро­ен­ных неформальных группах; антиобщественные насильственные действия (дра­ки, совершение мелких хищений, порча и уничтожение чужого имущества и т. д.); антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве; антиобщественные действия сексуального характера; злоупотребление алкоголем; употребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача; самовольные уходы из дома, бродяжничество (беспризорность, безнадзорность);  азартные игры и прочие виды отклоняющегося поведения[4].

Данная классификация требует установления причин девиантного поведения подростков, чаще всего проявляющихся в алкоголизме, наркомании, проституции, а также совершении ими противоправных действий в обществе.

Ненормативное поведение должно рассматриваться комплексно в социально-культурном, личностном и педагогическом аспектах.

Можно предположить, что отклоняющееся поведение возникает вследствие асоциальных и даже насильственных отношений между членами семьи. Так, ребенок, находясь в данных условиях, как правило, впитывает эту «норму» и практикует ее, находясь в общественных местах, или же дети сами становятся жертвой вследствие ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей.

Следует обратиться к практике Следственного комитета Российской Федера­ции. Так, следственными органами СК РФ по Тамбовской области возбуждено уго­ловное дело в отношении 46-летнего мужчины, подозреваемого в совершении пре­ступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). По версии следствия, подозреваемый, являясь приемным родителем (опекуном) двух родных сестер (7 и 8 лет), применял в отношении одной из девочек физическую силу. В феврале 2019 года мужчина нанес 8-летнему ребенку несколько ударов рукой, в том числе по лицу. Затем он отправил девочку на улицу при минусовой температуре без верхней одежды. «Воспитательные» меры, в том числе с применением насилия, применялись к ребенку периодически за любые провинности. Педагоги в школе, увидев кровоподтеки и синяки на лице и теле ребенка, сообщили об этом в органы опеки и попечительства. На следующий день дети были изъяты из этой семьи[5].

К сожалению, в современном российском обществе отсутствуют четко выра­бо­танные социально-культурные технологии по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые соответствовали бы масштабу и глубине проблемы. Поэтому наиболее эффективными выступают методы предупреждения негативного девиантного поведения со стороны субъектов си­стемы профилактики в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ[6].

Так, основным субъектом профилактики правонарушений являются инспек­торы по делам несовершеннолетних (далее — ПДН). Для наиболее эффективного ре­шения своих задач им необходимо поддерживать тесный контакт с органами, осу­ществляющими образовательную деятельность. Именно от педагогов в первую очередь зависит своевременность выявления ненормативного поведения в кол­лек­тиве среди детей, дающая возможность сократить число факторов отклоняющегося поведения и нейтрализовать возможное противоправное деяние. Взаимодей­ствие образовательных организаций с ПДН является основополагающим фактором предупреждения правонарушений.

В научных исследованиях отмечается, что для решения вопроса борьбы с преступностью нет необходимости увеличивать штат педагогов или психологов, но требуется, прежде всего, повышать уровень профессионализма имеющихся специалистов.

Ярким примером безответственного отношения к своему делу социальных педагогов является, в частности, то, что следствием и судом по Красноярскому краю установлено, что в апреле 2017 года воспитатели умышленно в целях наказания и понуждения детей к определенному поведению в каждом случае их непослушания неоднократно наносили уколы детям канцелярскими булавками с цветными круглыми головками в область языка, ягодиц, верхних и нижних конечностей и других частей тела малолетних детей, систематически причиняя тем самым физическую боль[7].

Так, мы можем констатировать, что специалисты дошкольного образования (воспитатели) проявляют крайнюю некомпетентность в работе с детьми. Следовательно, к причинам роста отклоняющегося поведения можно отнести:

  • отсутствие воспитательной работы с «трудными» детьми и подростками;
  • неумение и нежелание учителя преодолеть недостатки, которые связаны с индивидуальными особенностями ребенка;
  • неэффективность организации работы с ними на уроке и во внеурочное время.

Проведенный анализ судебной практики СК РФ позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в области противодействия безнадзорности и совершению правонарушений среди несовершеннолетних.

В рамках государственной политики в интересах детей для реализации задач по снижению преступности среди подростков предлагается создание на уровне субъектов Российской Федерации региональных программ, разработанных су­бъек­тами профилактики (такими как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства и другими)[8].

Основными направлениями при разработке данных программ по профилак­тике правонарушений несовершеннолетних будут являться: защита детей, нахо­дя­щихся в социально-опасных условиях; защита прав и интересов ребенка в семье, оказание поддержки данному социальному институту; охрана здоровья детей, обес­печение их безопасности; минимизация детской безнадзорности и право­на­рушений, совершаемых категорией несовершеннолетних; защита и обеспечение досуга детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; обеспечение без­опасного информационного пространства и т.д.

Безусловно, не менее важным аспектом в своевременном выявлении фактов девиантного поведения служит совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми.

Таким образом, работу с несовершеннолетними следует осуществлять комплексно, с привлечением всех заинтересованных служб и включая их медицинское (поддержка адекватного психического состояния врачом-терапевтом), психолого-педагогическое (своевременное выявление причин возможных нарушений поведения, консультативная помощь в стрессовой ситуации педагогом-психологом) и социально-педагогическое (сбор информации об отклоняющемся поведении ребенка социальным педагогом) сопровождение.

Необходимо проводить комплекс разнообразных по содержанию мероприятий, вовлекать общественные институты для создания программ по предупреждению преступности несовершеннолетних.

 

АННОТАЦИЯ

Предупреждение преступности несовершеннолетних является комплексной системой мер на общем социальном, специальном криминологическом и инди­ви­ду­альном уровнях, направленную на предупреждение и профилактику преступ­ности несовершеннолетних.

ТҮЙІН

Кәмелетке толмағандар арасындағы құқық бұзушылықтың алдын-алу дегені­міз кәмелетке толмағандар арасындағы құқық бұзушылықтың алдын-алуға және болдырмауға бағытталған жалпы әлеуметтік, арнайы криминологиялық және жеке деңгейлердегі кешенді шаралар жүйесі.

ANNOTATION

Prevention of juvenile delinquency is a comprehensive system of measures at the general social, special criminological and individual levels, aimed at preventing and preventing juvenile delinquency.

  1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года // Главный информационно-аналитический центр МВД России. — М., 2018.
  2. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: Учеб. пос. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. В Тамбовской области возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей по воспитанию ребенка // https://sledcom.ru/ (дата обращения: 03.12.2019).
  6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
  7. В Красноярском крае две воспитательницы признаны виновными в истязании детей // https://sledcom.ru.
  8. Антонян Ю. М. Личность преступника и профилактика преступлений. — М.: Проспект, 2017.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*