admin 15.09.2020

Курманкулов Ж. З. — студент 3 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета

Құрманқұлов Ж. З. — Баишев Университетінің «Құқықтану» маман­дығының 3 курс студенті

Kurmankulov Zh. Z. — 3rd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University

УДК 343.85

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ КРАЖ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ҰРЛЫҚТЫҢ АЛДЫН АЛУ ШАРАЛАРЫНЫҢ ЖҮЙЕСІ ҰҒЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІ

THE CONCEPT OF A SYSTEM OF MEASURES TO PREVENT THEFT AND ITS ELEMENTS

Ключевые слова: кража, система мер, профилактика, правонарушения, под­дер­жание общественного порядка, исполнительные органы, полиция, мо­лодежь, волонтеры

Түйінді сөздер: ұрлық, шаралар жүйесі, алдын алу, құқық бұзушылық, қоғам­дық тәртіпті сақтау, атқарушы органдар, полиция, жастар, еріктілер

Keywords: theft, system of measures, prevention, offenses, maintenance of public order, executive bodies, police, youth, volunteers

Так, согласно ст. 20 «Система мер профилактики правонарушений» Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике право­на­ру­шений» (с изменениями и дополнениями), профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер[1].

При этом согласно ст. 21 этого же закона, общие меры профилактики пра­вонарушений реализуются путем применения:

1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохра­нительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, инфор­ма­ционного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правона­рушений;

3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориенти­рован­ных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;

4) достижений науки и техники, препятствующих совершению право­на­рушений[2].

Общие меры предупреждения краж занимают практически все социальные сферы нашей жизни — жизнедеятельность людей, развитие производства и фи­нан­совой системы, создание новых рабочих мест, даже влияют на развитие государственности, в сфере борьбы с данными деяниями.

Профилактика краж на общем социальном уровне действуя в правовой сфе­ре, влияет на совершенствование прежде всего уголовного законодательства. Так как является предметом правового регулирования общественных отношений, в том числе и процессе борьбы и предупреждения правонарушений, связанных с преступлениями против собственности, а значит и краж.

В систему мер по борьбе с кражами на общем социальном уровне входят сле­дующие группы: социальные, социально-экономические, организационные, со­циально-правовые, социально-психологические. Так как социальная обстановка в стране влияет на рост совершения данных правонарушений. Даже культура пове­дения относится к социальным образованиям, то есть таким, которые спо­собствуют сплочению людей, формированию в них сходных социальных качеств и черт. Факторы культуры обеспечивают солидарность в обществе или со­циаль­ной группе. Эти качества культуры проявляются через основные ее компоненты, к которым относятся прежде всего нормы, ценности, идеалы, социальные образы и язык.

Национальные или религиозные традиции и обычаи по-разному относятся да­же к таким общепринятым, казалось бы, нарушениям и деяниям, как убийство, кража, разбой. Так, до недавнего времени кража скота считалось удальством у ря­да кавказских народов, а абречество высоко ценилось и т. д.

В этом направлении важным является осуществление взаимодействия поли­ции с различными группами населения или всей общественности.

Известно, что далеко не все такого рода макрогруппы населения одинаково отно­сятся к полиции — наиболее позитивно пенсионеры и женщины. Есть, разу­меется, и группы, негативно относящиеся к полиции. Однако со всеми необ­хо­димо поддерживать связи, взаимоотношения, делая из противников — партнеров, а из последних друзей.

Данное направление совершенствования взаимоотношений с молодежными организациями, группами несовершеннолетних, работа в школах, колледжах, ли­цеях является предметом профилактической работы.

В настоящее время сама суть этой работы меняется. Работник полиции, кото­рому по долгу службы необходимо посещать места сбора лиц, склонных к совер­шению правонарушений, вызывать «главарей» такого рода сообществ, посещать их на дому, — просто физически не может это сделать: в ночные клубы, казино, бары его просто могут не пустить охранники (кстати, бывшие работники поли­ции), по вызову в полицию часто не являются свидетели, а вход в квартиры регу­лируется самими жителями, которые, по рекомендации тех же органов внут­ренних дел, советующих гражданам, что прежде чем впустить работника поли­ции в квартиру, необходимо узнать у него номер его удостоверения личности и справиться об этом в отделе внутренних дел.

При этом необходимо отметить, что предотвращение и пресечение преступ­ле­ний, поддержание общественного порядка входят в цель профилактики право­нарушений, в частности краж.

Например, во внешней среде функционирования полиции есть социальная группа, с которой необходимо сотрудничать — многочисленные негосударствен­ные охранные формирования. В соответствии с Законом РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000 года № 85-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2020 год)[3], наиболее характерными для данных организаций (являю­щихся юридическими лицами) основными направлениями деятельности являются: охрана собственности, коммерческих структур, банков, малых и сов­местных предприятий, а также частных лиц, сопровождение грузов, и т. п.

В средствах массовой информации постоянно присутствуют публикации с требованиями усилить борьбу с преступностью, укрепить правоохранительную систему. Многие граждане и сами проявляют инициативу, выражают готовность участвовать в этом процессе.

Сейчас в стране работают наравне с полицией и добровольные помощники поли­ции. Однако конкретного закона об участии добровольных помощников в республике нет. Существует только Приказ Министра внутренних дел Респуб­ли­ки Казахстан от 27 ноября 2004 года № 641 «Об утверждении Правил привле­чения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка их форм и видов, не связанным с контрольными и надзорными функциями»[4].

Правовое отношение граждан и общественных объединений в обеспечении общественного порядка регулируется Конституцией  Республики Казахстан от 30 августа 1995 года и Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об учас­тии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и до­пол­нениями по состоянию на 7 июля 2020 года)[5].

При этом органы внутренних дел определяют только порядок, формы и виды привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка. То есть они разрабатывают и утверждают образец удостоверения и символику эмб­лемы для граждан, взаимодействуют с местными исполнительными органами по вопросам деятельности граждан по обеспечению общественного порядка, разъясняют гражданам их права и обязанности по общественному порядку, организуют на базе участковых пунктов полиции правовую подготовку граждан по обеспечению общественного порядка.

А местные представительные органы только рассматривают и утверж­дают бюджетные программы, разработанные соответствующими акиматами, касаю­щиеся выделения средств на поощрение граждан, оказывающих содействие орга­нам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и контролируют дея­тельность комиссий, соответствующих акиматов по поощрению граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.

Местные исполнительные органы в лице акиматов:

1) регистрируют и ведут персональный учет граждан, участвующих в обес­печении общественного порядка;

2) создают районные (городские в городах областного значения) комиссии по поощрению граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

3) определяют виды и порядок поощрений, а также размер денежного вознаг­раждения граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

3-1) принимают меры по вовлечению граждан в охрану общественного по­ряд­ка (ст. 3 Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об участии граж­дан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и допол­не­ниями по состоянию на 7 июля 2020 года)[6].

Также по инициативе министра внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева по­ли­ция привлекает волонтёров (молодежь, в основном студентов) к охране поряд­ка и поиску людей во всех регионах страны.

Если полиция действует неэффективно на территории обслуживания, то вряд ли какие-либо усилия руководителя приведут к желаемым результатам. Это не значит, что отношение населения к полиции зависит от благополучной статис­ти­ки — хорошей раскрываемости, сокращения преступности и т. д. Среднего граж­да­нина интересует не количество всех нарушений, а только тех, которые затра­ги­вают его лично, в городе за одну ночь может произойти ряд бытовых убийств, но они будут волновать гражданина больше, чем толпа хулиганствующих подрост­ков в его микрорайоне; в эту же ночь может быть ограблено несколько банков, но среднего жителя больше беспокоят кражи из автомашин на соседней автостоянке или квартирная кража в его подъезде.

Думается, что к полиции для установления хороших отношений с насе­ле­нием обязана работать по трем направлениям:

  • постоянно уменьшать страх и риск населения в связи с преступностью и ее ростом;
  • регулировать споры и конфликты как между гражданами и полицией, так и между самими гражданами;
  • оказывать населению помощь (особенно потерпевшим и жертвам прес­туп­лений) и правоохранительные услуги.

Также больше внимания стало уделяться пешему патрулированию, выступ­лениям сотрудников полиции перед населением, обеспечению охраны жилых до­мов. Конституцией РК определено, что охрана прав и свобод граждан — обязан­ность всех государственных органов (в первую очередь правоохранительных).

Однако при разработке социальных, экономических, профилактических ме­ро­приятий должны учитываться также психологические факторы. Важны, нап­ример, меры по снижению уровня тревожности среди населения, что влияет на совершение корыстных преступлений, а также меры по изменению структуры населения, то есть сближению полярных групп населения по уровню доходов.

Большое значение имеет профилактика пьянства и алкоголизма, а также нар­ко­мании. Так как это также связано с уровнем и ростом совершения краж. Очень часто кражи и другие правонарушения совершаются под действием алкоголя. Вовлечение молодежи в трудовую деятельность, трудовое воспи­тание девиантов по месту жительства, улучшение медицинской помощи ал­коголикам и нарко­ма­нам способствуют борьбе с наркотизмом, алкоголизмом, а также имущест­венными преступлениями, в том числе кражами.

Одним из направлений предотвращения корыстного преступного поведения, в первую очередь краж, является решение проблемы безнадзорности. Безнадзор­ные и беспризорные подростки, чтобы добыть себе средства для жизни (главным образом на питание), совершают кражи, поэтому необходима координация рабо­ты органов внутренних дел и детских учреждений, выявление и диагностика тех семей, в которых детям и подросткам не оказывается необходимая помощь, не уделяется должного внимания. В то же время права несовершеннолетних должны быть защищены посредством специальных юридических служб, где подросток сможет получить консультацию по тому или иному вопросу.

Таким образом, в заключении при подведении итогов, можно построить идеаль­ную модель системы мер по профилактике краж, которая бы включала:

  • воспитание людей с одновременным (и обязательным) повышением их ма­териального обеспечения;
  • превентивное воздействие на лиц, которые могут совершить кражу;
  • привлечение к уголовной ответственности виновных, их исправление в це­лях недопущения рецидива;
  • гуманизации уголовной политики в случае совершения краж, если были похищены предметы и вещи на незначительную сумму либо лицами, не представ­ляющими большой общественной опасности;
  • повышения контроля за деятельностью общественных организаций по профилактике краж и других преступлений;
  • расширение влияния общественных организаций на правонарушителей;
  • повышение правовой и общей культуры сотрудников правоохранительных органов;
  • создание центров ресоциализации и службы психологической и иной по­мощи;
  • усилить семейное воспитание, а также школьное и трудовое, потому что они будут способствовать снижению уровня воровства;
  • создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также оказание социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.

При этом меры индивидуальной профилактики правонарушений применяют­ся для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и пове­дение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совер­ше­ния правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, спо­собст­вующих их совершению. Рассматривая вопрос о профилактике краж чужого имущества, прежде всего следует определиться в том, что мы понимаем под про­фи­лактической деятельностью. Обычно ее понимают, как деятельность по недо­пущению правонарушений, в том числе и повторных, а также по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, выявлению лиц, предрасположенных к их совершению, по проведению с ними необходимых про­филактических мероприятий. В этом и состоит общее понятие системы мер профилактики правонарушений, составляющих ее особенности криминоло­гичес­кого и уголовно-правового характера.

 

АННОТАЦИЯ

В статье автором рассмотрена система мер профилактики краж, в которую входят общие, специальные и индивидуальные меры. Также в системе мер по борьбе с кражами на общем социальном уровне автором рассмотрены следующие группы: социальные, социально-экономические, организационные, социально-пра­вовые, социально-психологические. В заключении статьи приводится ав­торс­кая модель системы мер профилактики краж.

ТҮЙІН

Мақалада автор жалпы, арнайы және жеке шараларды қамтитын ұрлықтың алдын алу шараларының жүйесін қарастырған. Сондай-ақ, жалпы әлеуметтік деңгейдегі ұрлыққа қарсы шаралар жүйесінде автор келесі топтарды – әлеумет­тік, әлеуметтік-экономикалық, ұйымдастырушылық, әлеуметтік-құқықтық, әлеу­меттік-психологиялық топтарды қарастырды. Мақаланың соңында ұрлықтың ал­дын алу шаралары жүйесінің авторлық моделі келтірілген.

ANNOTATION

In the article, the author considers the system of theft prevention measures, which includes general, special and individual measures. In addition, in the system of measures to combat theft at the general social level, the author considers the following groups: social, socio-economic, organizational, socio-legal, socio-psychological. The article concludes with the author’s model of the system of theft prevention measures.

  1. [1]      Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями) // https://online.zakon.kz/
  2. [2]      Там же.
  3. [3]      Закон РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000 года № 85-II (с изменениями и дополнениями) // https://online.zakon.kz/
  4. [4]      Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2004 года № 641 «Об утверждении Правил привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка их форм и видов, не связанным с контрольными и надзорными функциями» // https://online.zakon.kz/
  5. [5]      Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) // https://online.zakon.kz/
  6. [6]      Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*