Минайдаров С. М. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции;
Молдыбаева Р. Б. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции
УДК
ПОВОДЫ К НАЧАЛУ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
СОТҚА ДЕЙІНГІ ТЕРГЕУДІ БАСТАУ СЕБЕПТЕРІ
REASONS FOR STARTING A PRE-TRIAL INVESTIGATION
Ключевые слова: уголовный процесс, права и свободы граждан, досудебное расследование, явка с повинной, сообщение об уголовном правонарушении, средства массовой информации, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.
Түйінді сөздер: қылмыстық процесс, азаматтардың құқықтары мен бостандықтары, сотқа дейінгі тергеу, кінәсін мойындап келу, қылмыстық құқық бұзушылық туралы хабарлама, бұқаралық ақпарат құралдары, Қазақстан Республикасының Қылмыстық-процестік кодексі.
Keywords: criminal procedure, rights and freedoms of citizens, pre-trial investigation, surrender, reporting of a criminal offense, mass media, Criminal procedure code of the Republic of Kazakhstan.
Современный этап развития Республики Казахстан характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовного законодательства. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства. Повышенный интерес общества к проблемам уголовного процесса, вообще, и особенно досудебного производства обусловлен также спецификой этого вида правоохранительной деятельности. В целях защиты от уголовных правонарушений личности, общества и государства должностные лица наделены правом применения принуждения, что существенно затрагивает права и свободы граждан, в каком бы процессуальном статусе они не находились.
В целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до после судебных мер. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможной последовательность приговоров[1].
Большинство изменений и дополнений, внесенных в последние годы в уголовно-процессуальный закон, в той или иной мере связаны с уголовно-процессуальной деятельностью следователя, органа дознания и дознавателя, что наглядно демонстрирует круг проблем, находящихся на острие осуществляемых в уголовном судопроизводстве реформ. Это своеобразная реакция государства на ухудшение криминогенной обстановки в стране, появление новых видов уголовных правонарушений, формирование организованной преступности, борьбу с которой требуется вести при помощи новых процессуальных средств и методов.
Вместе с тем именно в этот период на уровне Конституции Республики Казахстан приоритетом в правовой защите объявлены права и свободы граждан. Данное положение чрезвычайно актуально и для досудебного производства, где предусмотрена возможность применения мер процессуального принуждения в самых жестких формах и при соблюдении минимума гарантий[2].
Актуальность реформирования уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса обусловлена также изменениями в экономической и социально-политической жизни государства, трансформацией общепринятых в обществе взглядов на организацию и функционирование всей системы уголовного судопроизводства. Последнее объясняет тот факт, что реорганизация органов дознания и предварительного следствия осуществляется по нескольким направлениям одновременно: с позиций криминологии и уголовного права, криминалистики и науки управления, с точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности и т.д. Вместе с тем процессуальный аспект проводимых реформ выступает в качестве определяющего элемента в данной системе.
Необходимостью коренной перестройки уголовно-процессуальной деятельности на досудебной стадии вызвана широкая полемика между представителями различных процессуальных школ при подготовке законопроектов, проектов ведомственных нормативных актов, руководящих решений высших судебных органов и т. д. Возможно, этим следует объяснить столь длительную разработку Уголовно-процессуального кодекса, который был подписан Президентом Республики Казахстан 4 июля 2014 года и вступил в действие с 1 января 2015 года.
Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) представляет собой одно из направлений реализации государственной власти, специфика которого обусловлена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступлений как наиболее общественно опасного вида правонарушений. В системе государственного противодействия преступности уголовное судопроизводство имеет приоритетное значение, поскольку признавать лицо виновным в совершении уголовного правонарушения и назначать ему наказание возможно лишь в результате законно проведенного расследования и судебного разбирательства при строгом соблюдении надлежащей правовой процедуры.
В целях укрепления законности на стадии досудебного расследования, охраны конституционных прав и свобод личности в УПК Республики Казахстан детально регламентированы все формы судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования, в том числе за принятием решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, проведение ряда следственных действий (обыск, снятие информации с каналов связи и других), предусмотрена и процедура обжалования в суд решений органов дознания, следователя, прокурора.
При этом значение начала досудебного расследования заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное начало досудебного производства по уголовному делу — одно из необходимых условий как быстрого выявления и пресечения уголовного правонарушения, так и полного, всестороннего и объективного расследования.
При производстве начала досудебного расследования не желательна и другая крайность — необдуманное, необоснованное принятие решения. Так как оно влечет за собой незаконное задержание и аресты, обыски и выемки, привлечение к уголовной ответственности, а порой и осуждение невиновных лиц.
Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.
Установленный законом порядок производства по уголовным делам должен обеспечивать защиту от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного — незамедлительную и полную реабилитацию, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению уголовных правонарушений, формированию уважительного отношения к праву (ст. 8 УПК РК)[3].
Досудебное расследование уголовного дела связано с возможностью ограничения или даже лишение прав граждан при применении мер процессуального принуждения, проведения других процессуальных действий. Поэтому закон подробно регламентирует основания и порядок их проведения и фиксацию в постановлениях, протоколах и других следственных процессуальных документах, то есть речь идет о специфической процессуальной форме, присущая этой стадии.
Началом досудебного расследования является регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие. О начале досудебного расследования в течении суток уведомляется прокурор.
В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 184 УПК Республики Казахстан, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания до регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения. Одновременно они обязаны принять меры к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении. В Едином реестре досудебных расследований, в том числе с использованием средств связи.
Досудебное расследование обязательно по всем заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях, за исключением дел частного обвинения.
При наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений о признаках административного правонарушения либо дисциплинарного проступка обращение в течение трёх суток передается сопроводительным письмом в соответствующий уполномоченный государственный орган или должностному лицу.
При наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений, по которым уголовное преследование осуществляется в частном порядке, о чем уведомляется заявитель.
Производство неотложных следственных действий не препятствует рассмотрению заявления, сообщения в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 ст. 179 УПК РК.
Поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, а именно:
- заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
- явка с повинной;
- сообщения в средствах массовой информации;
- рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.
Как самостоятельный этап уголовного процесса данная стадия начинается с получения и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях.
В соответствии со ст. ст. 180, 185 УПК РК, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть устными и письменными.
Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием сведений о заявителе, отраженных в ч. 2 ст. 181 УПК РК.
Устное заявление об уголовном правонарушении заносится в отдельный протокол его принятия, который должен содержать сведения о заявителе, место его жительства или работы, а также о документе, удостоверяющем его личность. Протокол подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.
Устное заявление, сделанное при досудебном расследовании или в ходе судебного разбирательства, вносится в соответствующий протокол следственного действия или протокол судебного разбирательства.
Сообщение должностного лица государственного органа и заявление юридического лица об уголовном правонарушении подаются в письменной форме с приложением подтверждающих документов и материалов.
При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и проверок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правонарушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам.
Анонимное сообщение об уголовном правонарушении не может служить поводом для начала досудебного расследования (ст. 181 УПК РК).
Явка с повинной — это личное, добровольное, письменное или устное сообщение лица органу уголовного преследования о совершенном или готовящемся им уголовном правонарушении, когда это лицо ещё не признано подозреваемым, либо оно не задержано по подозрению в совершении данного указанного правонарушения[4].
Если при явке с повинной в заявлении указываются соучастники уголовного правонарушения, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Сообщение об уголовном правонарушении в средствах массовой информации — может служить поводом к началу досудебного расследования, когда оно опубликовано в газете или журнале либо распространено по радио, телевидению или телекоммуникационным сетям.
Лица, выполняющие управленческие функции в средствах массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение об уголовном правонарушении, по требованию органа, правомочного начать досудебное расследование, обязаны передать находящиеся в их распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение. А также назвать лицо, представившее эти сведения. За исключением случаев, когда это лицо представило их с условием сохранения в тайне источника информации (ст. 183 УПК РК).
Передача зарегистрированного заявления или сообщения об уголовном правонарушении по подследственности подлежит, когда:
1) уголовное правонарушение совершено за пределами данного района, области, города республиканского значения, столицы и для производства досудебного расследования необходимо проведение следственных действий по месту совершения уголовного правонарушения;
2) производство расследования по уголовному делу относится к исключительной подследственности другого органа уголовного преследования.
Заявления, сообщения с имеющимися материалами направляются по подследственности руководителем органа уголовного преследования через прокурора.
Правила ч. 1 ст. 186 УПК РК не распространяются на случаи поступления заявлений, сообщений об уголовных правонарушениях, по которым требуется проведение неотложных следственных действий. В таких случаях собранные материалы передаются прокурору для передачи по подследственности в течение пяти суток с момента регистрации заявления, сообщения.
Заявления, сообщения передаются по подследственности вместе с предметами и документами обнаруженными при осмотре места происшествия, местности или помещения либо представленными организациями, должностными лицами или гражданами.
Передаче по подсудности подлежат только заявления потерпевших (частных обвинителей) об уголовных правонарушениях, преследуемых в порядке частного обвинения[5].
При наличии повода к осуществлению досудебного расследования дознаватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь, прокурор в пределах своей компетенции и порядке, установленном УПК, своим постановлением принимают уголовное дело в производство.
Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований определяются Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
Таким образом, подчеркнем, что разработанный новый Уголовно-процессуальный кодекс способствует усилению гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина, приведению в соответствие с передовыми международными стандартами ведения уголовного преследования и правосудия, а также позволит эффективно расширить судебный контроль в досудебном уголовном процессе.
Особо важными новшествами в уголовном процессе можно отметить, кардинально измененную первоначальную стадию уголовного процесса путем исключения из нее стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, что положительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исключит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены поводы и основания к началу досудебного расследования, значение и задачи начала досудебного расследования, а также необходимые аспекты дальнейшего совершенствования реформ, проводимых законодательными органами Республики Казахстан, которые в рамках вопросов усиления гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина приведут к соответствию с передовыми международными стандартами ведение уголовного преследования и правосудия, что позволит расширить судебный контроль в досудебном уголовном процессе.
ТҮЙІН
Бұл мақалада сотқа дейінгі тергеуді бастаудың себептері мен негіздері, сотқа дейінгі тергеуді бастаудың мәні мен міндеттері, сонымен қатар, Қазақстан Республикасының заңнамалық органдары жүргізетін реформаларды одан әрі жетілдірудің қажетті аспектілері қаралды, олар адамның және азаматтың конституциялық құқықтарын сақтау мен қорғау кепілдіктерін күшейту мәселелері шеңберінде қылмыстық қудалау мен сот төрелігін жүргізудің озық халықаралық стандарттарына сәйкес келуіне алып келеді, бұл сотқа дейінгі қылмыстық процестегі сот бақылауын кеңейтуге мүмкіндік береді.
ANNOTATION
This article discusses the reasons and grounds for starting a pre-trial investigation, the significance and tasks of starting a pre-trial investigation. The necessary aspects of further improvement of the reforms carried out by the legislative bodies of the Republic of Kazakhstan, which, within the framework of strengthening guarantees for the observance and protection of constitutional human and civil rights, will lead to compliance with advanced international standards of criminal prosecution and justice, which will expand judicial control in pre-trial criminal proceedings, are considered.
- [1] Минимальные стандартные правила ООН для мер пресечения, не связанных с лишением свободы (Токийские правила). Принята ГА ООН в декабре 1990г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 217-225 // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/Tokyo rules.shtml.
- [2] Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029.
- [3] Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575852.
- [4] Когамов М. Ч. Предварительное расследование уголовных дел: состояние, организация, перспективы. — Алматы, 1998.
- [5] Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении«Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований».