admin 10.08.2019

Минайдаров С. М. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции;

Молдыбаева Р. Б. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции

УДК

ПОВОДЫ К НАЧАЛУ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

СОТҚА ДЕЙІНГІ ТЕРГЕУДІ БАСТАУ СЕБЕПТЕРІ

REASONS FOR STARTING A PRE-TRIAL INVESTIGATION

Ключевые слова: уголовный процесс, права и свободы граждан, досудебное расследование, явка с повинной, сообщение об уголовном правонарушении, средства массовой информации, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

Түйінді сөздер: қылмыстық процесс, азаматтардың құқықтары мен бостандықтары, сотқа дейінгі тергеу, кінәсін мойындап келу, қылмыстық құқық бұзушылық туралы хабарлама, бұқаралық ақпарат құралдары, Қазақстан Республикасының Қылмыстық-процестік кодексі.

Keywords: criminal procedure, rights and freedoms of citizens, pre-trial investigation, surrender, reporting of a criminal offense, mass media, Criminal procedure code of the Republic of Kazakhstan.

Современный этап развития Республики Казахстан характеризуется интенсив­ными преобразованиями системы уголовного законодательства. Серьезные изме­нения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства. Повышенный интерес общества к проблемам уголовного процесса, вообще, и особенно досудеб­ного производства обусловлен также спецификой этого вида правоохранительной деятельности. В целях защиты от уголовных правонарушений личности, общества и государства должностные лица наделены правом применения принуждения, что существенно затрагивает права и свободы граждан, в каком бы процессуальном статусе они не находились.

В целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и сте­пе­нью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тю­ремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до по­сле судебных мер. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможной последова­тель­ность приговоров[1].

Большинство изменений и дополнений, внесенных в последние годы в уго­ловно-процессуальный закон, в той или иной мере связаны с уголовно-процессу­альной деятельностью следователя, органа дознания и дознавателя, что наглядно демонстрирует круг проблем, находящихся на острие осуществляемых в уголов­ном судопроизводстве реформ. Это своеобразная реакция государства на ухудше­ние криминогенной обстановки в стране, появление новых видов уголовных пра­вонарушений, формирование организованной преступности, борьбу с которой тре­буется вести при помощи новых процессуальных средств и методов.

Вместе с тем именно в этот период на уровне Конституции Республики Ка­зах­стан приоритетом в правовой защите объявлены права и свободы граждан. Данное положение чрезвычайно актуально и для досудебного производства, где преду­смотрена возможность применения мер процессуального принуждения в самых жестких формах и при соблюдении минимума гарантий[2].

Актуальность реформирования уголовно-процессуальной деятельности на до­судебных стадиях уголовного процесса обусловлена также изменениями в экономической и социально-политической жизни государства, трансформацией обще­принятых в обществе взглядов на организацию и функционирование всей системы уголовного судопроизводства. Последнее объясняет тот факт, что реорганизация органов дознания и предварительного следствия осуществляется по нескольким направлениям одновременно: с позиций криминологии и уголовного права, кри­миналистики и науки управления, с точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности и т.д. Вместе с тем процессуальный аспект проводимых реформ вы­ступает в качестве определяющего элемента в данной системе.

Необходимостью коренной перестройки уголовно-процессуальной деятель­ности на досудебной стадии вызвана широкая полемика между представителями различных процессуальных школ при подготовке законопроектов, проектов ве­домственных нормативных актов, руководящих решений высших судебных орга­нов и т. д. Возможно, этим следует объяснить столь длительную разработку Уго­ловно-процессуального кодекса, который был подписан Президентом Республики Казахстан  4 июля 2014 года и вступил в действие с 1 января 2015 года.

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) представляет собой одно из направлений реализации государственной власти, специфика которого обус­лов­­лена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступлений как наиболее общественно опасного вида правонарушений. В системе государ­ст­венного противодействия преступности уголовное судопроизводство имеет прио­ри­тетное значение, поскольку признавать лицо виновным в совершении уголов­­ного правонарушения и назначать ему наказание возможно лишь в результате за­­конно проведенного расследования и судебного разбирательства при строгом со­­блюдении надлежащей правовой процедуры.

В целях укрепления законности на стадии досудебного расследования, охраны конституционных прав и свобод личности в УПК Республики Казахстан детально регламентированы все формы судебного контроля за действиями и решениями ор­ганов предварительного расследования, в том числе за принятием решения об из­брании меры пресечения в виде содержания под стражей, проведение ряда след­ственных действий (обыск, снятие информации с каналов связи и других), преду­смотрена и процедура обжалования в суд решений органов дознания, следователя, прокурора.

При этом значение начала досудебного расследования заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное начало досудебного производства по уголовному делу — одно из необходимых условий как быстрого выявления и пре­сечения уголовного правонарушения, так и полного, всестороннего и объектив­ного расследования.

При производстве начала досудебного расследования не желательна и другая крайность — необдуманное, необоснованное принятие решения. Так как оно вле­чет за собой незаконное задержание и аресты, обыски и выемки, привлечение к уголовной ответственности, а порой и осуждение невиновных лиц.

Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быст­рое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.

Установленный законом порядок производства по уголовным делам должен обеспечивать защиту от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в  случае незаконного обви­нения или осуждения невиновного — незамедлительную и полную реабилитацию, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению уголовных правонарушений, формированию уважительного отношения к праву (ст. 8 УПК РК)[3].

Досудебное расследование уголовного дела связано с возможностью ограни­чения или даже лишение прав граждан при применении мер процессуального при­нуждения, проведения других процессуальных действий. Поэтому закон подробно регламентирует основания и порядок их проведения и фиксацию в постановле­ниях, протоколах и других следственных процессуальных документах, то есть речь идет о специфической процессуальной форме, присущая этой стадии.

Началом досудебного расследования является регистрация заявления, сооб­щения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследова­ний либо первое неотложное следственное действие. О начале досудебного рас­следования в течении суток уведомляется прокурор.

В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 184 УПК Республики Казахстан, про­ку­рор, следователь, дознаватель, орган дознания до регистрации заявления и сооб­щения об уголовном правонарушении производят неотложные следственные дей­ствия по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения. Одновременно они обязаны принять меры к регистрации заявления и сообщения об уго­ловном правонарушении. В Едином реестре досудебных расследований, в том числе с использованием средств связи.

Досудебное расследование обязательно по всем заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях, за исключением дел частного обвинения.

При наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений о признаках административного правонарушения либо дисциплинарного проступка обращение в течение трёх суток передается сопроводительным письмом в соответствующий уполномоченный государственный орган или должностному лицу.

При наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений, по которым уголовное преследование осуществляется в частном порядке, о чем уведомляется заявитель.

Производство неотложных следственных действий не препятствует рас­смот­рению заявления, сообщения в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 ст. 179 УПК РК.

Поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения, при отсутствии обстоя­тельств, исключающих производство по делу, а именно:

  • заявление физического лица либо сообщение должностного лица госу­дар­ственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организа­ции, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
  • явка с повинной;
  • сообщения в средствах массовой информации;
  • рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготав­ли­ваемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.

Как самостоятельный этап уголовного процесса данная стадия начинается с получения и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях.

В соответствии со ст. ст. 180, 185 УПК РК, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, со­вершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выда­ется документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.

Заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть уст­ными и письменными.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием сведений о заявителе, отраженных в ч. 2 ст. 181 УПК РК.

Устное заявление об уголовном правонарушении заносится в отдельный про­токол его принятия, который должен содержать сведения о заявителе, место его жи­тельства или работы, а также о документе, удостоверяющем его личность. Прот­окол подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.

Устное заявление, сделанное при досудебном расследовании или в ходе су­деб­ного разбирательства, вносится в соответствующий протокол следственного действия или протокол судебного разбирательства.

Сообщение должностного лица государственного органа и заявление юриди­ческого лица об уголовном правонарушении подаются в письменной форме с при­ложением подтверждающих документов и материалов.

При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и про­верок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правона­рушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам.

Анонимное сообщение об уголовном правонарушении не может служить по­водом для начала досудебного расследования (ст. 181 УПК РК).

Явка с повинной — это личное, добровольное, письменное или устное сооб­ще­ние лица органу уголовного преследования о совершенном или готовящемся им уголовном правонарушении, когда это лицо ещё не признано подозреваемым, либо оно не задержано по подозрению в совершении данного указанного правонаруше­ния[4].

Если при явке с повинной в заявлении указываются соучастники уголовного правонарушения, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение об уголовном правонарушении в средствах массовой инфор­ма­ции — может служить поводом к началу досудебного расследования, когда оно опубликовано в газете или журнале либо распространено по радио, телевидению или телекоммуникационным сетям.

Лица, выполняющие управленческие функции в средствах массовой инфор­мации, которое опубликовало или распространило сообщение об уголовном пра­вонарушении, по требованию органа, правомочного начать досудебное расследо­вание, обязаны передать находящиеся в их распоряжении документы и иные мате­риалы, подтверждающие сделанное сообщение. А также назвать лицо, представив­шее эти сведения. За исключением случаев, когда это лицо представило их с усло­вием сохранения в тайне источника информации (ст. 183 УПК РК).

Передача зарегистрированного заявления или сообщения об уголовном правонарушении по подследственности подлежит, когда:

1) уголовное правонарушение совершено за пределами данного района, облас­ти, города республиканского значения, столицы и для производства досудебного расследования необходимо проведение следственных действий по месту совер­шения уголовного правонарушения;

2) производство расследования по уголовному делу относится к исключитель­ной подследственности другого органа уголовного преследования.

Заявления, сообщения с имеющимися материалами направляются по подслед­ст­вен­ности руководителем органа уголовного преследования через прокурора.

Правила ч. 1 ст. 186 УПК РК не распространяются на случаи поступления за­яв­лений, сообщений об уголовных правонарушениях, по которым требуется про­ве­дение неотложных следственных действий. В таких случаях собранные мате­ри­­алы передаются прокурору для передачи по подследственности в течение пяти су­­ток с момента регистрации заявления, сообщения.

Заявления, сообщения передаются по подследственности вместе с предметами и документами обнаруженными при осмотре места происшествия, местности или помещения либо представленными организациями, должностными лицами или гражданами.

Передаче по подсудности подлежат только заявления потерпевших (частных обвинителей) об уголовных правонарушениях, преследуемых в порядке частного обвинения[5].

При наличии повода к осуществлению досудебного расследования до­зна­ватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь, прокурор в пре­делах своей компетенции и порядке, установленном УПК, своим поста­новле­нием принимают уголовное дело в производство.

Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных право­нарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований определяются Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

Таким образом, подчеркнем, что разработанный новый Уголовно-процес­су­аль­ный кодекс способствует усилению гарантий соблюдения и защиты консти­туционных прав человека и гражданина, приведению в соответствие с передовыми международными стандартами ведения уголовного преследования и правосудия, а также позволит эффективно расширить судебный контроль в досудебном уго­лов­ном процессе.

Особо важными новшествами в уголовном процессе можно отметить, карди­наль­но измененную первоначальную стадию уголовного процесса путем исклю­че­ния из нее стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, что по­ложительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исклю­чит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела.

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены поводы и основания к началу досудебного рас­сле­дования, значение и задачи начала досудебного расследования, а также необ­хо­димые аспекты дальнейшего совершенствования реформ, проводимых законода­тельными органами Республики Казахстан, которые в рамках вопросов усиления гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина при­ведут к соответствию с передовыми международными стандартами ведение уго­ловного преследования и правосудия, что позволит расширить судебный контроль в досудебном уголовном процессе.

ТҮЙІН

Бұл мақалада сотқа дейінгі тергеуді бастаудың себептері мен негіздері, сотқа дейінгі тергеуді бастаудың мәні мен міндеттері, сонымен қатар, Қазақстан Рес­публикасының заңнамалық органдары жүргізетін реформаларды одан әрі жетіл­ді­рудің қажетті аспектілері қаралды, олар адамның және азаматтың конституциялық құқықтарын сақтау мен қорғау кепілдіктерін күшейту мәселелері шеңберінде қыл­мыстық қудалау мен сот төрелігін жүргізудің озық халықаралық стандарттарына сәйкес келуіне алып келеді, бұл сотқа дейінгі қылмыстық процестегі сот бақы­лауын кеңейтуге мүмкіндік береді.

ANNOTATION

This article discusses the reasons and grounds for starting a pre-trial investigation, the significance and tasks of starting a pre-trial investigation. The necessary aspects of further improvement of the reforms carried out by the legislative bodies of the Republic of Kazakhstan, which, within the framework of strengthening guarantees for the observance and protection of constitutional human and civil rights, will lead to compliance with advanced international standards of criminal prosecution and justice, which will expand judicial control in pre-trial criminal proceedings, are considered.

  1. [1]      Минимальные стандартные правила ООН для мер пресечения, не связанных с лишением свободы (Токийские правила). Принята ГА ООН в декабре 1990г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 217-225 // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/Tokyo rules.shtml.
  2. [2]      Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029.
  3. [3]      Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575852.
  4. [4]      Когамов М. Ч. Предварительное расследование уголовных дел: состояние, органи­зация, перспективы. — Алматы, 1998.
  5. [5]      Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении«Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований».

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*