admin 05.05.2020
Жумабаева Д. Н. — магистрант Поволжского института (филиала) феде­рального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Д. Н. Жұмабаева — «Жалпыресейлік мемлекеттік әділет университеті» федералдық мемлекеттік бюджеттік жоғары білім беру мекемесінің Поволжье институтының (филиалының) магистранты (Ресей Әділет министрлігінің РПА) D. N. Zhumabayeva — Magistrand of the Volga Institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education “All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)” УДК 341.23

О НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

АДАМ ҚҰҚЫҚТАРЫНЫҢ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ СТАНДАРТТАРЫНЫҢ КЕЙБІР ТҮСІНІКТЕРІ ТУРАЛЫ

ON SOME CONCEPTS OF INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS STANDARDS

Ключевые слова: право, права человека, международные стандарты, госу­дарст­во, ратификация, законодательство. Түйінді сөздер: құқық, адам құқығы, халықаралық стандарттар, мемлекет, ра­тификация, заңнама. Keywords: law, human rights, international standards, state, ratification, legislation. Нормы международного права, включенные в правовую систему Российской Федерации, выступают не инородным телом, не каким-то особым правопорядком, а интегральной частью этой системы, в целом подчиняющейся ее догмам, но при этом не утрачивающей своей связи с международно-правовой системой и в силу этого имеющей ряд особенностей, в том числе касающихся и специфики их толкования[1]. Мнение В. А. Толстик и по сей день остается актуальным и, более то­го, не претерпело каких-либо отклонений и появления иных взглядов. Отсюда вытекает последовательное применение в национальном праве норм междуна­род­ного права. Исключительное большинство международных норм по правам человека носят универсальный международный характер. Но все же практически все права человека тесно связаны с национальным законодательством. К примеру, особое место занимают вопросы права человека на гражданство. Так, например, Е. А. Игнатов считает, что международно-правовые обяза­тельст­ва, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, очень часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискрими­нации, применения пыток и т. д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными[2]. На наш взгляд, Г. Д. Садовникова представляет более реальное положение вещей, которое актуально до сих пор. По ее мнению, влияние международных стандартов на различные сферы социума в современном глобализирующемся мире неизменно возрастает. Трудно представить современное информационное общест­во свободным от единых правил, установленных свободной волей членов между­народного сообщества, особенно в такой важной области человеческого бытия, как права человека. Международные стандарты и международные договоры по соблю­дению прав и свобод человека и гражданина призваны обеспечить сближение правовых систем разных государств, обогащение их опытом стран с развитыми традициями правовой защиты человека, межгосударственное сотрудничество, а в целом — способствовать развитию демократии, формированию гражданского общества и правового государства[3]. На всех уровнях международного характера, и, между всеми странами мира, заключены сотни договоров о правах человека. Такие договора имеют как общий ха­рактер, к примеру, о политических, экономических, социальных, культурных правах и свободах, так и особый характер — о защите прав ребенка, о правах женщин, о защите социального статуса инвалидов, о правах беженцев, защите осо­бого положения лиц без гражданства, конечно же об охране жертв уголовных пра­вонарушений и преступлений. Актуальны в этом плане вопросы защиты прав участников вооруженных конфликтов, лиц, содержащихся в местах заключения, договора о борьбе с дискриминацией, пытками, рабством, геноцидом, торговлей людьми. Указанные договора особого характера в своей основе имеют прямое ука­зание на следование принципам международных стандартов по правам человека. По этим направлениям Российская Федерация четко придерживается норм меж­дународных стандартов. Следует отметить, что международные документы разрабатываются при прямом участии России и ратифицируются ею. Ратификация означает выражение государством согласия с выработанными человечеством благами, которые нашли правовое отражение в соответствующем международном договоре. Такие стандарты становятся основой для формирования внутриго­сударст­венного законодательства. Так, в марте 1998 г. Россией была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция о правах человека)[4]. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Конвенция является составной частью правовой системы страны. В случае же коллизии между нормой нацио­нального закона и нормой международного договора преимущественную силу имеет последняя. Это положение Конституции РФ недвусмысленно устанав­ливает, что при наличии подобной коллизии органы власти Российской Федера­ции, ее субъектов, а равно органы местного самоуправления, должностные лица и суды всех уровней обязаны применять норму международного договора[5]. А. А. Подмарев считает, что положения вышеуказанных международных до­ку­ментов в юридической науке принято рассматривать и определять как между­народные стандарты прав и свобод человека и гражданина, или как между­на­род­ные гуманитарные стандарты, или просто как стандарты, т. е. международно зак­репленные права и свободы личности, их перечень, словесное выражение, содер­жание, значение должны служить обязательным ориентиром для нацио­нальных законодателей и даже для разработчиков конституций (учредительных собраний, парламентов)[6]. Мы должны отметить, что основными источниками международного права за­щиты прав и свобод человека являются, как было сказано выше, многосторонние универсальные (особые) договоры — это различного рода конвенции, которые мо­гут быть как обязательными к применению, так и рекомендательными докумен­та­ми. Многие из этих документов созданы в правовой среде универсальной дея­тельности Организации Объединенных Наций (далее — ООН). Закрепленные в них нормы права носят довольно обобщенный характер. При этом, сами конвенции стали частью международного общего права. Далее применение и осуществление прав человека, по данным документам, относятся к области внутренней политики и компетенций государств, которые впоследствии и реализуется с помощью внутреннего национального законо­да­тельства. Отсюда, допускаемые по применению конвенций ограничения имеют в разных странах конкретный для этой страны объем и содержание, являющиеся в результате относительными. Все же резолюции ООН носят рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Дек­ларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, рели­гиоз­ным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-поли­ти­ческий авторитет многих из резолюций очень высок и государства с ними считаются. Хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что положения Всеоб­щей декларации прав человека превратились в международный обычай. Резолю­ции могут служить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Другая часть документов в области прав человека — в международных договорах, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе — Меж­дународная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стан­дарты в области прав человека. К региональным актам защиты прав человека отно­сятся: Европейская конвенция прав и основных свобод человека (подписана в Риме ноябрь 1950 г.); Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г.; Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г.; Африканская хартия прав человека и народов, принятая сове­щанием глав государств и правительств, стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и по­ли­ти­ческих прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию[7]. Говоря об особого характера договорах, подробнее остановимся на междуна­родных стандартах по правам несовершеннолетних. Так как, международные правозащитные организации определенную роль отводят правам детей. На наш взгляд, защита прав детей и несовершеннолетних является первоочередной задачей всего международного сообщества. Таким образом, в зависимости от обязательности источника, закрепляющего важнейшие права несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, можно выделить международные стандарты несовершеннолетних участников уголовного процесса, содержащиеся в обязательных и рекомендательных между­народ­ных актах. К первой группе могут быть отнесены стандарты, закрепленные в двусторонних и многосторонних договорах (конвенциях, пактах, соглашениях, договорах), обычаях международного права, а также предписаниях между­народ­ных органов, создаваемых на основе международных договоров (например, в резолюциях Совета Безопасности ООН). К числу таких обязательных международ­ных актов относятся Конвенция о правах ребенка, положения Международного пакта о гражданских и политических правах[8], другие международные многосто­ронние договоры, заключенные ООН, а также иные региональные многосторонние договоры, самым значительным из которых является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[9]. К группе рекомендательных следует отнести стандарты, содержащиеся в актах, принятых на различных конференциях, а также органами, образуемыми на базе международных договоров. В соответствии с терминологией международного права — это акты «мягкого» пра­ва, отход от которых, хотя и не одобряется, но признаками формальной обяза­тельности они не обладают[10]. Сюда относят Пекинские правила[11], Эр-Риядские руководящие принципы[12] и другие документы, принятые в виде резолюций Гене­раль­ной Ассамблеи ООН, касающиеся вопросов защиты прав несовер­шенно­летних в уголовном судопроизводстве. Согласно содержанию Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1, они являются конкретизаций общих стандартов-принципов, содержащихся в международных пактах и конвенциях. Несмотря на то, что данные акты не обладают формальной обязательностью, их положения не могут игно­рироваться во внутреннем законодательстве, поскольку различные государства либо являлись участниками конференций, на которых эти акты принимались, либо выступают стороной в международном договоре, предусматривающем создание органов, в компетенцию которых входит регулирование данных вопросов. Кроме того, национальные судебные органы нередко для дополнительного обоснования своей позиции используют положения таких рекомендательных документов[13]. Таким образом, международные стандарты по защите прав несовершен­но­летних, которые сформулированы во многих декларациях, различного рода конвенциях и других документах, принятых в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, закрепили право несовершеннолетних жить и развиваться в условиях полной свободы и сохранения человеческого достоинства. Также, в особых случаях, когда возникает необходимость, право на специальную защиту. Подводя итог всему вышесказанному, мы хотели бы присоединиться к мнению Г. Д. Садовниковой о том, что при всей противоречивости современных оценок глобализации, позитивных и негативных ее сторон, одно положительное последствие данного процесса несомненно: по мере продвижения глобализации происходит возрастание влияния международных стандартов в сфере прав чело­века на законодательство отдельных стран, и эта тенденция, несмотря на попытки политической изоляции России, сохранится[14]. Еще в 2013 году Президент России В. В. Путин в своем Послании Федераль­ному Собранию Российской Федерации отметил, что единые стандарты правового статуса личности перед лицом глобальных угроз человечеству — главный кри­терий допустимости тех или иных политических решений, важный инструмент влияния на политику государств и одновременно — сдерживающий фактор, способный удержать политиков от непродуманных решений. «Выбор России, в отличие от ряда иных государств, одержимых манией величия и готовых во имя претензии на мировую гегемонию и попрание фундаментальных основ между­народного права, предопределяется основополагающими принципами между­народ­ного права, здравого смысла и логики мира»[15]. АННОТАЦИЯ Современные государства не могут существовать изолировано друг от друга. Отношения между государствами строится на основе определенных догово­рен­ностей. В правовом государстве приоритетом политики является верховенство прав человека. Соответствие национальных норм по правам человека и междуна­родных стандартов прав человека и гражданина — особая функция государств. В статье раскрываются некоторые особенности понятия международных стандартов прав человека. ТҮЙІН Қазіргі мемлекеттер бір-бірінен оқшауланған түрде өмір сүре алмайды. Мемлекеттер арасындағы қатынастар белгілі бір келісімдер негізінде құрылады. Құқықтық мемлекетте саясаттың басымдығы адам құқығының үстемдігі болып табылады. Ұлттық адам құқықтары нормалары мен адам және азамат құқықта­рының халықаралық стандарттарын сақтау мемлекеттердің ерекше функциясы болып табылады. Берілген мақала адам құқықтары жөніндегі халықаралық стан­дарттар тұжырымдамасының кейбір ерекшеліктерін қарастырады. ANNOTATION Modern states cannot exist in isolation from each other. Relations between states are built on the basis of certain agreements. In a state governed by the rule of law, the priority of politics is the rule of human rights. Compliance with national human rights norms and international human and civil rights standards is a special function of states. The article reveals some features of the concept of international human rights standards.
  1. [1] Толстик В. А. Иерархия российского и международного права. — М., 2001. С. 92.
  2. [2] Игнатов Е. А. Международно-правовые основы обеспечения прав человека в российской федерации // Бизнес в законе. — 2014. — № 4. — С. 38-41.
  3. [3] Садовникова Г. Д. Международные стандарты прав человека: проблемы реализации в новых субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 11(60). — С. 42-53.
  4. [4] СЗ РФ. — 1998. — № 20. — Ст. 2143.
  5. [5] Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практика ее применения / Под общ. ред. В. А. Туманова, Л. М. Энтина. — М., 2002. С. 16.
  6. [6] Подмарев А. А. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина, и их значение для правотворческой и правоприменительной деятель­ности в Российской Федерации // Изв. Сарат. Ун-та. Нов, сер. Сер. Экономика. Управ­ление. Право. — 2018. — № Т.18, Вып. 3. — С. 338-342.
  7. [7] Сборник важнейших документов по международному праву: Общая часть: Учеб.-метод. пос. — М.: ИМПЕ, 1998. Ч. ч. 1-2.
  8. [8] Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  9. [9] Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
  10. [10] Anna Di Robilant. Genealogies of Soft Law // The American Journal of Comparative Law. Vol.54. — 2006. — № 3. — Р. 500-501; David M. Trubek, Patrick Cottrell, Mark Nance. «Soft Law», “Hard Law», and European Integration: Toward a Theory of Hybridity [Electronic resource] // Jean Monnet Working Paper. — 2005. — № 02/05 // jeanmonnetprogram.org/papers/05/050201.pdf. P.5; Hartmut Hillgenberg. A Fresh Look At Soft Law // European Journal of International Law. — 1999. — Vol.10. — № 3; Baxter R. R. International Law in “Her Infinite Variety” // The International and Comparative Law Quarterly. — 1980. — Vol l29. — № 4.
  11. [11] Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касаю­щие­ся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генераль­ной Ассамблеи ООН // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк, 2007. С. 49-74.
  12. [12] Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения прес­тупности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы): приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник стандартов и норм Организации Объе­диненных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк, 2007. С. 75-85.
  13. [13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (п. 2, 45) // Российская газета. 2011. 11 февр.
  14. [14] Садовникова Г. Д. Указ. раб.
  15. [15] Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. — М., 2013. С. 41.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*